ХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГ
28.01.2017 3 403 61 root

ХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГ

Вопросы религии
В закладки
ХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГ


Недавно главное оппозиционное издание Башкирии, «ПроУфу», по сути, сайт рахимовской газеты «BONUS», целую неделю подряд посвятило информационной атаке на муфтият Башкортостана (ДУМ РБ) и Совет по государственно-конфессиональным отношениям в лице его руководителя В.П.Пяткова. Разбор этого конфликта БФ «Урал», взявшего себе в союзники джамаат хакканитов, с ДУМ РБ – тема отдельная, не красящая обе тяжущиеся стороны. Надеюсь, договорятся.
Но вот в самой данной атаке есть моменты, на которые не откликнуться, считаю, нельзя. Начнем с мелких странностей: сама речь Пяткова, по которой ежедневно с непонятной яростью колотил «ProUfu», нигде не приводится читателям – о ней известно только из комментариев обозревателя самого «ProUfu» Рамиля Рахматова. Который, впрочем, при речи Пяткова также не присутствовал. Зато вброс в «ПроУфу» на следующий день оказался оперативно дополнен гневной статьей Салавата Хамидуллина «С кем вы, господин Пятков?». Статья сопровождается замечаниями, естественными при комментировании прослушки, а не серьезном обсуждении спикера: «далее речь сбивается» и т.д. Она-то и побудила написать этот материал. Потому, что Хамидуллин не просто журналист, для Башкортостана он знаковое медийное лицо, его заслуги на БСТ и в других проектах общеизвестны. Здесь же он выступил, считаю, не как беспристрастный историк, а как журналист, ставший вместе с «BONUS»/ProUfu одной из главных опор «медиа-мюршида» религиозной группы хакканитов РБ Салавата Кильдина. Так сказать, в хакканитском холдинге. Самим Пятковым в интервью «Уфимским ведомостям» эта атака на него хладнокровно проигнорирована.
Но нам-то здесь важны не конфликты Рахимова, Хамитова, Пяткова, Нигматуллина или Таджутдина и атаки на них. Важно другое.

В чисто политической на самом деле атаке активно использовалась религиозная составляющая. Какие перспективы и какие риски несут в себе суфизм и салафизм, ваххабиты и хакканиты – важно уже не только в развитии уммы Башкортостана, но и в рамках вполне светской башкирской национальной повестки в целом. Внутримусульманские вопросы давно стали вопросами башкирской жизни. А главное, всем в Башкортостане, и не только башкирам и вообще мусульманам, полезно честно и спокойно разобраться в противоречиях этих явлений. Поэтому, убедившись за неделю, что тренда на травлю в печати С.И. Хамидуллина нет, думаю, есть смысл вернуться к его статье.

Его право на личные вероубеждения, конечно, уважаемо. Проблема именно в том, что вся статья его состоит из странных либо ложных заявлений. Поэтому показательным является вопрос: как оказалось, что блестящий публицист и теперь – кандидат исторических наук, выступает с заявлениями, по всем пунктам не соответствующим действительности и легко опровергаемыми. Что за явление хакканизм, что оно заставляет людей так поступать? Даже на один этот вопрос можно уже ответить многое, и мы этим, возможно, займемся позже, на конкретных, к сожалению, примерах. Но сначала нужно, считаю, очистить обсуждение, закрыв вопрос с тезисами уважаемого Салавата Хамидуллина, чтобы потом перейти к разговору о более серьезных вещах.

Основные, мягко говоря, неточности, в статье С.И. Хамидуллина следующие.

ДОВОД ПЕРВЫЙ

Во-первых, совершенно ложным является утверждение: «Выведение мюридов шейха Мухаммада-Адиля ан-Накшбанди в отдельное направление хакканитов является нонсенсом, так как в исламоведении тарикат с таким названием неизвестен». Прежде всего, именно в исламоведении хакканитов называют отдельным тарикатом: открываем академический журнал «Исламоведение» и читаем статью специалиста именно по неосуфийским религиозным группам Вероники Цибенко «Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неосманский проект шейха Назима Киприотского». Или ее же в ВАКовских «Проблемах востоковедения» Академии наук Республики Башкортостан: «Неосуфийское братство хакканийа существует с 1973 г. и относится к накшбандийской ветви муджадидийа-халидийа. Тарикат крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и России, преимущественно – в Башкирии. Учение шейха Назима отличается синкретизмом вплоть до заимствования элементов христианства, буддизма и течения Нью Эйдж». Во-вторых, мы сейчас не будем спорить, являются ли хакканиты тарикатом или лишь джамаатом (как полагаю, например, я – но вопроса об этом Хамидуллин и не ставил), достаточно двух неоспоримых фактов: тарикатом хакканитов в исламоведении также называют, а главное, хакканитов «выводят в отдельное направление» и называют хакканитами и вовсе очень многие. И представлять собой всех Накшбандийа хакканиты не имеют никакого права ни в теории, ни на практике. Как бы им и Хамидуллину этого ни хотелось.

Тарикатом является огромный суфийский орден Накшбандийа, к которому примыкает множество самых разных школ и направлений. Например, в Башкортостане из Накшбандийа наиболее сильной в начале XXI века была школа Османа Топбаша, причем до того, как чиновные башкирские бабаи, увидев, что молодежь давно ушла от них, и нередко в Ислам, нашли, наконец, самый удобный для себя и, пожалуй, наиболее скандальный и экстравагантный джамаат – именно школу Хаккани, известную как хакканиты. По крайней мере, я не слышал, чтобы шейх какого-либо другого джамаата похвалялся, что лично беседует с Пророком Мухаммадом по мобильному телефону. У Хаккани, если верить видеорепортажу известного канала «Аль-Джазира», случалось (1). Какой еще реакции на группу с такими дикостями у мусульман Башкортостана можно было ожидать?

Так лидер Накшбандийского тариката Османа Топбаша в Башкортостане Айдар Хабибуллин, ознакомившись с ритуальными исканиями лидера хакканитов в Башкирии Салавата Кильдина, отозвался о них резко отрицательно. Правда, потом сел. По не менее странному обвинению, чем Фанзиль Ахметшин. После срока уехал из России.

В истории то же самое: не только разные суфийские ордена, но даже разные ветви одного тариката вели себя настолько по разному, что, например, в Башкирии большие проблемы известному башкирскому шейху ордена Накшбандийа Зайнулле Расулеву создали именно обвинения в переходе от одного учителя и ветви – Муджадидийа к другой – Халидийа. Попытка ввести в Башкортостане непривычные для башкир, но вполне обычные на Кавказе, ритуалы последнего вроде громкого зикра и впадения в экстаз в мечети послужили к его высылке из региона по просьбе здешних мусульман. Упомянутые им же в одном ряду суфии Накшбандийа Зайнулла Расулев и шейхи Курбангалиевы, по свидетельству Валиди, на самом деле вели политику настолько разную, что дело едва не дошло до кровавой междоусобицы между самими башкирами, ибо оба клана имели множество вооруженных мюридов (Воспоминания…, с.241). Автор «Исторической среды» этого не знал? Знал. Но сказал противоположное знанию.

Суфийские школы одного ордена Накшбандийа обладают различной вертикалью подчинения и управления, поскольку учителя у них разные, и, соответственно, могут сильно отличаться друг от друга методами работы с населением, центрами политического влияния, степенью политизации и т.д. Т.е. именно тем, что и интересует в них управленца. Поэтому если бы председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям не отличал хакканитов, путая их с другими суфиями ордена Накшбандийа, он заслуживал бы обвинений в невежестве и непрофессионализме, но никак не наоборот. Так что обвинения эти, к сожалению, возвращаются, наоборот, на самого Хамидуллина.

МУСУЛЬМАНЕ О ХАККАНИТАХ

Хакканитов называют хакканитами и на практике – например, весьма критично отзываясь об их эпатажных ритуалах, один из самых авторитетных имамов ЦДУМ в РБ (и единственный в этом муфтияте имам-башкир) имам-хатыб ММРО «Ишан Зайнулла Расули» – Ахмад Ахмеров. Или Айнур-хазрат Биргалин, имам мечети «Рамадан» г. Уфа: «Я не нахожу в их учении Ислама, той чистоты религии, что принес Пророк Мухаммад мир ему и благословение, ни здравоумия, ни чего-то полезного для общества. Они совершают обход вокруг могилы на горе Нарыстау в Башкирии. А обход чего-то, помимо Каабы, это многобожие что выводит из ислама. Меня удивляет отношение к Хакканитам людей, ответственных за религиозную жизнь в республике». А имам-хатыб уфимского МРО «Ихлас» Мухамет Галлямов не только называет, но и характеризует их деятельность: «была попытка протащить в Ислам националистические идеи в книге «Сохбеты в Башкортостане». Так представители самого этого народа ее и опровергли». Не лучшего о них мнения и Ильдар Сафаргалеев, известный защитник тасаввуфа, заведующий исламскими исследованиями Института стран СНГ. Но мы сейчас не об оценке, а о факте. Можно, конечно, заявить, якобы Ахмеров, Сафаргалеев, Галлямов – ваххабиты. Можно заявить, якобы исламоведы, обществоведы и просто ученые, изучающие современную умму: Цибенко, Хабибуллина, Силантьев, Карамышев, Юсупов, Бердин – тоже ваххабиты. Или их пособники. Смешно, но можно. Про последних трех так ведь и делают – в доносах. Однако даже такой достаточно одиозный в российской умме публицист, как Раис Сулейманов, которого вкупе с Сатановским «BONUS» и хакканиты считают исламоведом, называет хакканитов именно хакканитами.

УЧЕНЫЕ О ХАККАНИТАХ

Вообще, статья специалиста по истории племени Бурзян несколько изумляет поучениями «специалистам по межконфессиональным отношениям и мнящим себя таковыми». Возможно, под «мнящим себя таковыми» подразумевается Роман Силантьев: в умме (мусульманском сообществе) в отношении него нередки подобные сомнения. А от хакканита это маленькая месть за то, что Силантьев посмел усомниться, а можно ли вообще хакканитов причислять к суфиям и традиционному Исламу и на вопрос: « - Какой Ислам традиционен именно для Башкортостана?» резонно ответил: «- Это ханафитский суннизм с повышенным влиянием суфизма. Конечно, когда я говорю о суфизме, то я имею в виду традиционные течения, а насчет хакканитов я бы посомневался».

Правда, при этом совет обратиться к «природе вахабизма» от Хамидуллина совершенно излишен – именно в демонстративном, гротескном даже анти-ваххабизме Силантьев как «исламовед РПЦ» может поспорить с самим Хаккани. За что и любим «BONUS»ом. Был. Но если даже такой эксперт усомнился в традиционности хакканизма (кстати, также называя хакканитов именно хакканитами, - а как их еще называть?) с полным уважением при этом к обычным ветвям Накшбандийа, то очевидно, что дело не в злобных исламоведах и публицистах, а в самих хакканитах. Или Силантьев тоже, того, ваххабит? Но ведь у «Бонуса» и нет других авторитетов. Разве что, прости Господи, Сатановский.
Вообще, в отечественном исламоведении определение хакканийя колеблется между псевдосуфийским и неосуфийским. Так, согласно исследованиям В.В. Цибенко, джамаат хакканитов можно считать типичным явлением постмодерна и контрмодерна, с эпатажным синкретическим смешением суфийской риторики с практиками New Age и даже йоги (!). Но мы сейчас не о хакканитах, а о больше тезисах Хамидуллина.

Итак, определение хакканитов хакканитами не опровергает вообще никто, кроме них самих.

ДОВОД ВТОРОЙ

Как видим, первый тезис Хамидуллина ложен совершено. Но ведь оба других построены им именно на первом, так и пишет: «Второе. Исходя из вышесказанного, опровергается… Третье. Исходя из вышесказанного, опровергается и обнаруживается». В то время, как видим, ничего не опровергается и не обнаруживается, кроме невежества либо ложности тезисов автора. Хотя склонен думать, что тут третье: наведенное незнание сектанта: сектант может быть умен и эрудирован в различных областях (как, безусловно, Салават Ишмухамметович), но просто перестает видеть всего, что выходит за пределы сектантского – неважно какого: кришнаитского, хакканитского, ваххабитского – дискурса. Именно поэтому Хамидуллин, взывая к авторитету науки, не видит исламоведов Цибенко, Сафаргалеева, Силантьева, Карамышева, даже Раиса Сулейманова.

Так что не причем тут упомянутые Хамидуллиным Ялсыгул, Гали Сокрой (Гали Чукури), шейхи Курбангалиевы, Зайнулла Расулев, стерлибашевские шейхи Тукаевы, Мурад Рамзи и многие другие, которых он приплетает (эрудиция! особенно если на арабский манер назвать Габдельхая Абдельхаем). К суфизму перечисленные башкирские мусульмане прошлого имеют прямое отношение – потому как суфии. К неосуфизму в целом и неосманитскому джаммату хакканийя – никоим образом. Не было при них Хаккани и кильдинских хакканитов с их наскоро изобретенными могилами Урал-батыра и ложными мавзолеями на Нарыс-тау даже в проекте. Это все равно, что оправдать Гитлера ссылкой на немецкую культуру – одного без другого, конечно, не было бы, но, помилуйте, она породила много кого, кроме Гитлера.

Это никоим образом не означает, что я приравниваю г-на Хаккани к Гитлеру, это же для примера сказано. Или что хотел бы ликвидировать джамаат Хакканийа в Башкортостане в принципе: нет, запрещать его законом, как и ваххабитов, не за что, у каждого своя голова на плечах и пусть расцветают все цветы. Но без мракобесия и куштанства. Которые разводит тут не сам Хаккани, а его медиа-мюршид. Сам Хаккани после позорного для организатора его поездки в Башкирию скандала в Белорецке, с изгнанием этого киприотского проповедника башкирскими мусульманами (причем, вопреки заверениям «BONUS»/«ПроУфу», там выступили единым фронтом сторонники и тасаввуфа (которых упрощенно называют суфиями) и салафийи), по сути, опроверг Кильдина.

После публикации в «BONUS»е своих неосторожных слов в духе кильдинских хакканитов, якобы оппоненты в мечети «не имеют отношения к Исламу», по зрелом размышлении у себя дома и сбору реальной, без Кильдина, информации, шейх заговорил совершенно противоположное: «В этот день в мечети произошли некоторые события. Пусть Аллах простит, мы тоже прощаем их. Они – наши братья-мусульмане. Они не правильно поняли. Между тем, мы придерживаемся тех же убеждений. Мы знаем, что такое ширк, знаем, что такое грех. ИншаАллах, знаем, что такое халяль и харам. Мы тоже учились в медресе. Мы были неправильно поняты. Пусть Аллах сделает так, чтобы они разговаривали, придерживаясь адаба. Все можно разъяснить путем переговоров. Выяснить, кто прав, кто нет. Все правильны с позволения Аллаха. Но они не правильно поняли. Словно мы ведем людей к неверию. Напали, но все же они действовали ради Аллаха».

Вполне разумная позиция, приличествующая проповеднику международной известности. И полностью противоречащая позиции мюршида хакканитов по Башкирии, Салавата Кильдина, упорно твердящего, что «где начинаются права ваххабитов, заканчиваются права мусульман». Заметим, предлагается лишить прав общины, в которых молодых башкир намного больше, чем под контролем джамаата самого Кильдина. Причем Хамидуллин прекрасно это знает даже на личном опыте: из 3 (троих) основателей проекта «История башкирских родов», включая его самого, двое (Юлдаш Юсупов и Рафиль Асылгужин) были обвинены Кильдиным именно в ваххабизме, причем один из них уволен его неофитом по шизофреническому совершенно предлогу, что и послужило последней каплей в развале еще более любимого башкирами проекта ИГИ РБ. Кстати, ваххабитами оба упомянутых ученых не являются, но дело же не в понятном невежестве «медиа-мюршида» в области Ислама, а в тоталитрности его мышления и действий паствы.

Ведь поскольку трактовка «ваххабитов» и их зловещих пособников Кильдиным и К, как видим, весьма вольная, то попасть в число шайтанов, коих следует лишить человеческих прав, и их зловещих пособников рискует решительно любой, кто ему не понравится. Как попали муфтий ДУМ РБ Нурмухаммад и безнадежно светский чиновник Пятков, или эксперты Центра социокультурного моделирования (ЦСКМ при ИГИ РБ) (ныне Центра социокультурного анализа (ЦСКА при ИСИ РБ), включая, как это ни забавно, меня самого. Но это частный случай, а ведь науськивание силовиков на башкирских мусульман касается тысяч людей.
Такое поведение в героическом XVIII веке ахун Батырша, мишарский герой башкирского народа, нарек куштанством.
Но и в XXI веке что-то мне это напоминает. То ли Новодворскую, то ли Латынину, объясняющих, что есть права людей, люденов, так сказать, а есть быдло, анчоусы и коммунисты, на которых права распространяться не должны. Кто не скачет – ваххабит!

Так вот, я решительно против такой тоталитарной идеологии. Тем паче, против попыток внедрить ее в мой народ. Да еще с религиозной фанатичностью, кильдинской упертостью и елейностью. Огромный русский народ она уродует уже 30 лет. А небольшой башкирский способна разложить и проесть насквозь в течение одного поколения.

МУФТИЙ ВСЕГДА ПРАВ

Но вернемся к тезисам Хамидуллина. Суждение Пяткова (на самом деле, совершенно очевидное и элементарное), что духовная практика шейха Мухаммад-Адиля ан-Накшбанди «не свойственна историческому процессу Башкирии…» публицист опровергает еще раз крайне оригинальным образом: с шейхом Назимом Хаккани встречался и всячески его хвалил сам… Талгат Таджутдин. Более того, Хамидуллин вдруг объявил, что Таджутдин является…. мюридом (учеником, последователем) Хаккани. А я-то думаю, откуда у нашего муфтия пошли такие необычные практики:


Теперь понятно, почему хакканиты должны относиться с восторгом к передаче Таджутдином волоса Пророка Мухаммада из Уфы в татарский Булгар и вообще его заявлениям, что центр российского ислама переносится из башкирской столицы туда же. Но настоящие башкирские суфии этот восторг почему-то не разделяют.

Вообще, сам по себе этот замечательный довод историка Хамидулина заслуживает быть занесенным на скрижали: раз Таджутдин похвалил – значит, практика исторична.
Ведь не может ошибаться Таджутдин, правда? Я все же позволю себе в этом усомниться. Таджутдин вообще много чего говорил – и потом выяснялось, что не всегда это стоит понимать буквально. Помню, в 2016 г. с конференции в Мелеузе, посвященной экстремизму, пресса разнесла весть, что Таджутдин в своем интервью заявил о более 1000 (более тысячи) бойцах, отправившихся из Башкирии в Сирию воевать на стороне ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Правда, потом пресс-служба ЦДУМ, естественно, объяснила, что ничего подобного шейх не говорил. И это правильно, потому, что цифры совершенно бредовые, в них не поверил бы никто, кто хоть немного в теме.

Так вот, по шейху Хаккани после встречи с ним, отраженной должным образом и комплиментами в прессе, Таджутдин не высказывался ни разу. Ни во время упомянутого конфликта в Белорецке, ни позже. Ни одним словом. Странное поведение для мюрида – не защищать своего мюршида (наставника), да еще позволить ему убраться из Башкирии под скандал с местными мусульманами, заявившем кипрскому визитеру, что не нуждаются в нем – у них "есть свои муфтии" (!). Таковых в РБ только двое: Талгат Таджутдин и Нурмухаамад Нигматуллин. Думаю, объясняется все просто: никаким сторонником, тем паче – мюридом Хаккани, вопреки заявлениям Хамидулина, Таджутдин не был и не является.

Иначе, если бы к словам Хамидуллина можно было относиться серьезно, то получилось бы совсем нехорошо. Возможно, он даже не понимает, в какую ловушку перед властями он подставляет не только Таджутдина, но и тот самый джамаат хакканитов в Башкирии, который он взялся защищать. Ведь тогда получается, что хакканиты – коллектив не просто политизированный на уровне РБ – в их сети, мюридом шейха из Кипра является уже сам Верховный муфтий ЦДУМ всей России! А что влияние и подчинение в суфийских тарикатах по линии мюршид – мюрид очень жесткое (этим, кстати, они, как и ИГИЛ, очень отличаются от большинства джамаатов тех же салафитов), и что духовное влияние означает и влияние политическое, как минимум в формате soft power («мягкой силы»), объяснять излишне. Т.е. можно заверять органы, что это не так – но вряд ли согласятся. К счастью, серьезно к этим странным заявлениям не относится не только государство, но и сам автор. Иначе не подставлял бы так своего медиа-мюршида.

ДОВОД ТРЕТИЙ

Третий довод Хамидуллина: «Среди боевиков ИГИЛ в Сирии не замечен ни муфтий Талгат Таджуддин, ни мюриды шейха, и Пятков об этом знает. Напротив, вооруженные банды ваххабитов убивают суфиев везде, где их найдут. Зато, по его же словам, там воюют 120 ваххабитов из Башкирии».

Во-первых, 120 ваххабитов не воюют: 120 – это, очевидно, совокупное число подозреваемых по оперативным данным. Включая не только ваххабитов, а всех. К примеру – того же Дамира Тулеганова (имама из системы ЦДУМ), о котором и упомянул Пятков: он (Тулеганов, конечно, а не Пятков) не состоял ни в какой Шуре РБ, что не помешало ему на старости лет сбежать в Сирию «на джихад», прихватив семью вплоть до внучки.

Вообще 120 ушедших – печально, но и на фоне других мусульманских регионов, и на фоне сильной салафитской общины в РБ не слишком много – а именно «Шура РБ» в лице своего лидера Ишмурата Хайбуллина в Башкирии задолго до любых Хаккани выступила против ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ). Без истерик, на исламских доводах спокойно разъяснив, почему ИГИЛ это обман мусульман и вообще дело нехорошее. Языком аудитории, которая потенциально взрывоопасна именно с этой точки зрения: нонконформистской башкирской и татарской мусульманской молодежи. (А не бездарно проигравших Башкортостан чиновных конформистов, их медийную обслугу, певцов и смятенных тетенек из районов, которым передает баракат через свою палку почтенный Мехмед Адиль аль-Хаккани. Это которых его почтенный папа шейх Назим Хаккани призывал садиться на коней и браться за сабли). Да, за это лидер башкирских салафитов приговорен хариджитами ИГИЛ к смерти. К чему относится вполне спокойно – это же естественно.
Все это управленец вроде Пяткова должен был отметить. Судя по истеричной реакции хакканитов, отметил, отдадим ему должное.

Во-вторых, не только Талгат Таджутдин, но и Ишмурат Хайбуллин не замечены в Сирии. Замечен Дамир Тулеганов, из прихода ЦДУМ, никогда не относившийся к ваххабитам: более того, Сагит Исмагилов бросился заступаться за него в спор с русскими националистами именно на вполне просуфийском основании, что Изге-тау является «священной горой».
Кстати, без лжи «Бонус» никак не смог даже в столь коротенькой заметке Рамиля Рахматова: якобы Пяткова познакомил с означенным Тулегановым Ишмурат Хайбуллин, глава салафитской Шуры РБ. В реальности Пятков общался с Тулегановым, так же, как и Виталием Луговым и другими участниками конфликта в Кумертау без всякого посредства Хайбуллина – тут-то оно зачем? (кстати, благополучно урегулированного, отдадим власти в этом случае должное, именно благодаря ее оперативной и грамотной работе; да, в том числе и с Хайбуллиным - но ведь Пятков этого и не скрывал; и взял тогда на себя немалый риск и ответственность). И ведь Рахматов это знает. Но кинуть лепешку для журналиста желтого издания - профессиональная обязанность. А ведь и Хамидуллин, и Рахматов – талантливые люди, наш истфак. Мелочь, а досадно.

Еще момент. Салафитов в Башкортостане значительно больше, чем хакканитов (но, естественно, не суфиев как таковых – их подсчитать еще сложнее, чем салафитов). Практически все заметные лидеры салафитов в РБ – башкиры. Включая крупнейшее объединение их джамаатов, «Шура РБ», знаковым лицом которой считается Ишмурат Хайбуллин. Оскорбления, обличения, доносы со стороны хакканитов идут постоянно. Но при этом как-то не слышно, чтобы убивали их, где найдут, как стращает Салават Хамидуллин. Посмеяться, посокрушаться могут. И пригласить на детскую мусабаку. А ведь еще несколько лет назад настрой действительно был совсем иным – и нужна была кропотливая, целенаправленная работа многих, чтобы в джамаатах Башкирии возобладали настроения разумных и умеренных.

Более того, в защиту суфийского мюршида ордена Накшбандийа Айдара Хабибуллина в момент его ареста в Подмосковье в Уфе вышло около 500 и суфиев, и салафитов. Вместе с суфиями салафиты того же Хайбуллина посещали совместные зияраты у могил Сеянтусы, знаковых для башкир так же, как для шотландцев Гленко. Т.е. на самом деле путь к примирению и сотрудничеству мусульман в Башкортостане уже был найден самими мусульманами, многие на него встали и многие готовились встать. Пока не появился Кильдин со своей куштанной версией хакканизма. И не был поддержан по старой памяти журналистской братией прорахимовской ориентации. Но Хамидуллин – не просто журналист. Он – знаковая для всего башкирского информационного поля фигура. А потому не имеет, считаю, права на неправду, какими бы достоинствами не обладал в его глазах «медиа-мюршид».

Теперь подражатели кавказскому пути сгруппировались в основном в группировке хакканитов, главными и весьма истеричными возмутителями спокойствия в умме РБ стали именно их лидеры. Причем не простодушные рядовые башкиры, а именно верхушка, придумавшая на их головы этот проект. Пятков, видимо, это и отметил. Зачем обижаться на правду?

ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД ХАККАНИТОВ

Наконец, последние обвинение Пяткову от Хамидуллина: «Этиология их обвинений явно ваххабитская. Пятков говорит: «Выдумываются различные ишаны – где захоронения или не захоронения…».
Нельзя строить какое-либо прочное дело, те более такое святое, как возрождение ислама в Башкортостане, на целенаправленной лжи. А у хакканитов именно так и вышло. В центре спроектированного ими культа – выросший на деньги рахимовского фонда «Урал» (чудо! истинное чудо!) комплекс «могил сахабов» на горе Нарыс-тау в Миякинском районе. На месте известном в народе как «могила Идукая» - героя башкирского эпоса «Идукай и Мурадым», чьим прообразом был основатель Ногайской Орды Эдигей. И где на самом деле захоронены не сахабы, а башкирский бий постордынского периода, это типичное захоронение позднекыпчакского типа. И самое тяжелое, что историк Хамидуллин это знает. Знает, что не историк Пятков сказал в данном случае правду, а хакканиты – неправду. А потому вынужден, «защищая тарикат», вместо доводов перейти на совсем уж нелогичные эмоции: «Обвинение в поклонении могилам святых является главным ваххабитским кредо. Оставляя в стороне догматику, хочется задать ему вопрос: какое вам дело, господин Пятков, до ишанов и мест их захоронения?»

Это как то есть «какое вам дело»? Чиновник Пятков на зиаратах побывал, думаю, чаще, чем журналист Хамидуллин, должность такая. Именно Пяткову до захоронений должно быть не просто дело – надзор за ними входит в его прямую обязанность: это сакрализованные объекты, и государство должно разбираться, какие из них должны регистрироваться и находиться под охраной государства, а какие нет. Случаи с крестоповалами, конфликтом вокруг Изге-тау (где, по заявлению Сагита Исмагилова, захоронены аулия, а потому крестов не должно быть) – тому пример. А потому не может государство допускать, чтобы в таковой превращали любую точку, которую укажет палкой турецкий шейх, путавший Башкортостан с Узбекистаном. И уж совсем недопустимо, чтобы такие проекты вызвали скандал по причине своей очевидного противоречия с наукой и Просвещением, основываясь на элементарном подлоге. Ведь потом все равно вскроется – и кто будет за это отвечать? Кильдин, Хамидуллин, Рамазанов? Не думаю.

Но еще показательнее собственно вывод Хамидуллина: если кто-нибудь, даже целый председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям, сказал правду, не нравящуюся хакканитам – он «использует доводы ваххабитского дискурса». Не сметь сомневаться, иначе ваххабит! Этиология ваххабитская! Режешь людей и взрываешь самолеты!
Но это никакой не зиярат. И, прав Хамидуллин, не поклонение могилам. Это уже уровень идолопоклонения, основанного на элементарном обмане. Поклонения обману, впариваемому доверчивым туземцам людьми, решившими, что они лучше знают, чему верить башкирской нации. И берутся такое вероубеждение ей под ключ сконструировать. В один тарикат. Это тяжелое, тоталитарное мракобесие, которое, считаю, народ башкирский никогда не примет. Как и все, и мусульманское, и светское сообщество Башкортостана. А значит, неизбежны конфликты. А зачем нам еще конфликты, у нас своих не хватает?

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ

Проблема именно в том, что Хамидуллин – блестящий журналист и неплохой историк. Он не может всего этого не понимать. Если Хамидуллин все это понимает, то зачем идет на столь примитивный подлог? А причина проста: группа шейха Назима аль-Хаккани (а после его смерти – его сына Мехмета Адиля аль-Хаккани), пытается узурпировать историческое наследие ордена Накшбандийа в Башкортостане и даже суфизма в целом, это ее фирменное отличие. И не только в Башкортостане: чего стоит одно присвоение себе звания Султана султанов всех святых в стиле старика Хоттабыча. Как пишет о хакканийа директор Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного Федерального Университета В.В. Цибенко: «Эти попытки отдельного тариката выступать от имени всего братства накшбандийа, всего суфизма и даже всего ислама вызывают протесты в мусульманской среде». (Кстати, опубликована статья специалиста по суфийским братствам в «Проблемах востоковедения» в Уфе, №1 (71) за 2016 г.) – т.е. поучая специалистов, можно было прочитать что-нибудь по теме хотя бы в родном Башкортостане.

И Хамидуллин, заверяя, якобы джамаат Хаккани тождествен тарикату Накшбандийа (а не представляет собой его эпатажное постмодернистское ответвление, как есть на самом деле) повторяет все полностью в рамках хакканитского дискурса, не уклоняясь и не добавляя ничего нового. Якобы хакканиты и представляют собой суфиев в Башкортостане. Что настоящих суфиев нередко смешит либо оскорбляет.
Так зачем же говорить неправду? Ведь мало того, что, вопреки заверениям Хамидуллина, в науке все это хорошо известно, так ведь в Башкортостане множество свидетелей, в том числе из преданных сторонников тасавуфа, что это не так.

ВЫВОД: БОЛЕЗНИ РОСТА

В этом поведение башкирских неофитов хакканизма напоминает инфантильные софизмы ваххабитов раннего, неофитского периода их появления в Башкирии, времен войны с дед-морозами и задержаний Фанзиля Ахметшина. Тогда они тоже любили с удовольствием, с блеском в глазах, важно обсуждать терминологию, поучая, что они не ваххабиты, хоть в этом, мол, и нет ничего плохого (и это, теоретически, действительно так), и не салафиты, в чем тем более нет плохого (и это тем более так, что подтвердил после Грозненской фетвы ее именитый участник шейх Джифри и Рамзан Кадыров), а просто мусульмане, настоящие, Ахлю-сунна-уаль-джамаа («Люди Сунны») (коими их противники в Грозном в 2016 г. также объявят исключительно себя). Все эти наивные экзерсисы порождены ошибочным подходом, который позволял вместо выяснения главного – реальной конфликтности и ее нейтрализации - заниматься навешиванием на своих оппонентов ярлыков, по которым должно было всерьез бить государство. А оно умеет.

Враждующим группам в умме эта игра чрезвычайно понравилась, и вокруг нее развернулось такое, что стало ясно, чего стоят все стенания интеллигенции о 1937 г.: а он из ее голов никуда и не уходил. Лично я уже сбиваюсь, подсчитывая доносы на себя и своих товарищей. С этиологией обвинений, как выражается Хамидуллин, явно хакканитской. Чаще забавлялся: они, кстати, свидетельствуют об умственных способностях доносчиков. Государство не любит, когда ему слишком назойливо указывают, кого ему давить, а кого миловать. Да еще люди, поставленные на торговлю опиумом для народа вообще-то не для того, чтобы указывать. Но здесь важна сама суть – нельзя привносить религиозную конфликтность в решение политических каких-то комбинаций. Тем более использовать для этого одно из первых лиц башкирской журналистики.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Хотел печально констатировать: все до единого доводы в статье Салавата Хамидуллина оказались ложными, и на том очевидном факте закончить разросшуюся статью. Но не удержался: вездесущий Фейсбук донес комментарий под данной статьей Хамидулина самой хозяйки «Бонуса», Рауфы Рахимовой: «Властью они в большинстве довольны, это мне говорили. Порядка больше, развитие - с нами не сравнить. Перспектива - есть. Татары Минниханова обожают:)). И мне он нравится». Это она про Татарстан.

Проблема только в том, что в РТ не только не допустили такой скандальной смены власти, как в случае с М.Г. Рахимовым, в Татарии не наблюдается ни хакканитов, ни склочности элит, образцом которой и является Бонус. В РТ нет никакого серьезного влияния хакканитов – такие эпатажные проекты там в политику не допускают, а люди с вероубеждением, не отличающимся, например, от Ишмурата Хайбуллина и актива Шуры РБ преспокойно занимают серьезные места в ДУМ РТ. И положение это настолько устоявшееся, что при этом муфтий ДУМ Татарстана Камиль Самигуллин может, вняв грозненском отеле аргументам грозных хозяев Грозненского саммита, подписывать какие угодно фетвы – суть на местах от этого никак не поменяется. И Путин будет по прежнему поздравлять основателя РТ Минтимера Шаймиева с юбилеем в палатах Кремля.

Причину этому неплохо объяснил Раис Сулейманов (он, конечно, не исламовед, но человек, безусловно, наблюдательный): «суфии Татарстана стараются не раскалывать мусульманскую умму региона, где численность сторонников нетрадиционного для Поволжья ислама радикального толка (салафитов, «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» и др.) сегодня достаточно велика ...Никто не хочет, чтобы в Татарстане появилось суфийско-салафитское противостояние: ни в той умеренной форме, как оно существует в Башкортостане, ни в вооруженном виде, как это порой имеет место на Северном Кавказе».

Именно. Побывав несколько раз в Казани в среде исламоведов и простых мусульман, я готов подписаться под этим наблюдением. То же самое можно сказать о настоящих башкирских суфиях: они еще при Айдаре Хабибуллине сумели наладить беспрецедентное сотрудничество молодых неофитов салафизма и суфизма. Именно на конструктивной, шариатской, антиэкстремистской основе. Пока Хабибуллина не посадили, и не развернулся в Башкирии медиа-мюршид Кильдин в гротескный хакканитский холдинг с «BONUS»ом. Татары не хотят нести к себе раскол, как на Северном Кавказе, а башкирам, получается, можно. Ибо некоему медиа-мюршиду очень захотелось попробовать себя в роли башкирского Рамзана Кадырова после победы. Естественно, без рисков, которые сопровождали Рамзана Ахмадовича с 16 лет и привели Чечню через десятки тысяч погибших к нынешнему положению. Не видавшим этих трупов оно кажется крутым и привлекательным. Кстати о Чечне.

Согласен с Салаватом Хамидуллиным, что башкирские хакканиты не отмечены в войнах. В них отмечены другие суфии, не хакканиты – однако те, которым Кильдин склонен умиленно подражать: будущий Герой России Ахмад-хаджи Кадыров в свое время объявил джихад газават России. А погромы и война начались в Ичкерии с грозных громких зикров на площади Грозного. Не представимых у ваххабитов. Эти начали там воевать уже много позже суфиев, в отряде Хаттаба и других. Это как-то роняет в наших глазах Кадыровых? Суфизм? Нет. Вывод прост: разные бывают суфии и разные салафиты. И те, кто пытаются это скрыть и ввести людей в заблуждение, не уважают ни чужой крови, ни чужого опыта – который дан нам, чтобы избегать повторения подобных ошибок и трагедий в будущем, хотя бы у себя на Родине.


Азат Бердин, специально для сайта «РБ – XXI век»


1. Благодарим за предоставленную информацию из видеовыпуска "Аль-Джазира" Сергея Вячеславовича
Никифорова, сотрудника Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета.
2. Тузбеков А.И., Бахшиев И.И. Археологические памятники как объекты сакрализации (на примере могильники Ильчигулов IV) // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. №4. С. 103-107.
3. Цибенко В.В. Борьба за молчаливое большинство: тарикат Хакканиййа против Салафийа // Проблемы востоковедения. 2016. №1(71). С.34-40.
4. Цибенко В.В. Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского // Исламоведение. 2014. № 4. С. 95-104.
5. Сулейманов Р.Р. Суфизм в Татарстане в постсоветский период: разнообразие групп, распространение, влияние на умму региона // ИАП "Материк". 05.12.2016. URL.: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=25962

Комментарии (61)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Азимут
#31 Азимут Гости 5 февраля 2017 20:15
Цитата: Эксперт Зауралья
Потом они отрываются от реальности и жалуются, что понаехали всякие хакканицты, появились кильденисты и они угрожают ценностям и самобытности своего народа.

А хакканизм и кильденизм - это и есть самобытность башкирского народа?
333
#32 333 Гости 6 февраля 2017 13:59
Цитата: Азимут
Цитата: Эксперт Зауралья

А хакканизм и кильденизм - это и есть самобытность башкирского народа?

Это есть театр абсурда c актерами, потерявшими стыд и совесть.
корт
#33 корт Гости 6 февраля 2017 20:46
Цитата: 333
Это есть театр абсурда c актерами, потерявшими стыд и совесть.

Если бы. По моему новой "перестройкой" сильно запахло - как серой. Те же провокационные сообщества "под известной крышей", та же вакханалия "пятой колонны" в телеэфире; и все под соусом патриотизма. На телеэкранах мы видим "аналитические" программы про международную политику, причём одни и те же лица - ежедневно и в больших объёмах; нет, Ильф и Петров с их "пикейными жилетами" просто отдыхают. Либо детективные, с позволения сказать, фильмы с куцым сюжетиком и большим мордобоем. А для женщин фильмы - "розовые сопли", как их называет моя 14-летняя внучка. Ещё реклама ... и всё. Во что детский канал "Карусель" превратили... Спасибо, телеканал "Культура" ещё сохранился; но и он потихоньку деградирует. В общем - шоу. А про то как дальше жить? Помню, при Горбачёве в народе популярно было четверостишие: "Куда ты ведёшь нас, не видно ни зги - шагайте вперёд, не ... мозги".
Но, "Боливар второй перестройки не выдержит". recourse


P.S. Просмотрел ролик - где-то я его раньше видел. Ещё тогда приметил, что у меня такой-же помазок для бритья в командировочном пакете лежит (раньше баллончиков с пеной для бритья не было, да и удобнее с мылом - и руки помыть, и побриться).

Нам ни какие "Шарли" не страшны.
Эксперт Заураль
#34 Эксперт Заураль Гости 7 февраля 2017 22:28

Иптяштяр.
Кардяшляр.
хЕзгя айтям.
Давайте не прекращать диалог: ведем беседу, делимся мнениями, сведениями, знаниями и фактами о религиозной жизни в жизни башкирского народа.
Пусть жизнь на Сайте живет и кипит.
Эксперт из Зауралья
#35 Эксперт из Зауралья Гости 8 февраля 2017 22:43
Гузаль Ситдыкова
22 ноя 2015
Действия
Вчера меня поразило высказывание одного общественника, который имеет ученую степень, вроде знает и историю своего народа:
- Вот среди молодежи распространяют Ислам, глупо это! Они же, если что, встанут на сторону тех арабов - и все!

И так уверенно сказал(((
Наши предки были сплошь верующими, твердо стояли в своих убеждениях, и даже во время насильственного крещения не отступали от веры, как Кисянбика Байрасова - героическая башкирская женщина, заживо сожженная на костре в Екатеринбурге за это.
Но... Если случалось, что России грозят извне - башкиры шли защищать ее, отправляли воинов в полном снаряжении, с конями. Для башкира религия и Родина - единое целое, неотделимо! Именно поэтому наши сражались за Родину как настоящие мусульмане - не боясь смерти, не жалея себя, считая, что совершают джихад!
Посмотрите - даже на памятниках павшим в Великую Отечественную войну в башкирских селах вы увидите слово "ШИТТР", о книгах на башкирском я и не говорю! И это было написано в советское время, в пору воинственного атеизма.
ШИТ - ШАХИД в русской транскрипции. К сожалению, ныне этому священному слову придали такое зловещее значение!

- Нет, лучшие патриоты Родины - это верующие воины! - ответила я.

А те, кто идет нынче в ИГИЛ ( и их можно по пальцам пересчитать) - для них стерто понятие Родина. Это результат недальновидной национальной политики в постперестроечное время. А о том, что настежь открыли ворота всяким религиозным течениям, миссионерам и это чревато тяжелыми последствиями я писала, выступала по радио еще в 90-е. ("Тишек атаа табына башламабымы! - "Башортостан", 1998, 5 февраль)
Г. Ситдыкова
#36 Г. Ситдыкова Гости 9 февраля 2017 11:43
Цитата: Эксперт из Зауралья
Посмотрите - даже на памятниках павшим в Великую Отечественную войну в башкирских селах вы увидите слово "ШИТТР", о книгах на башкирском я и не говорю! И это было написано в советское время, в пору воинственного атеизма.
ШИТ - ШАХИД в русской транскрипции. К сожалению, ныне этому священному слову придали такое зловещее значение!

- Нет, лучшие патриоты Родины - это верующие воины! - ответила я.

А те, кто идет нынче в ИГИЛ ( и их можно по пальцам пересчитать) - для них стерто понятие Родина. Это результат недальновидной национальной политики в постперестроечное время. А о том, что настежь открыли ворота всяким религиозным течениям, миссионерам и это чревато тяжелыми последствиями я писала, выступала по радио еще в 90-е. ("Тишек атаа табына башламабымы! - "Башортостан", 1998, 5 февраль)


Хорошо, что заглянула на этот подзабытый мною сайт и увидела, что меня цитируют)) И вкрались к тому же ошибки в текст. Выделенное мною слово нужно читать "шахид", видимо, башкирские тексты так трансформируются.И ссылка на публикацию в русской транскрипции: ("Тишек катага табына башламабызмы! - "Башкортостан", 1998, 5 февраль)
Я бы просила все-таки связываться со мной, прежде чем размещать мои записи. Я человек прямой, и пишу не скрываясь за чужими спинами, чего бы это мне ни стоило. Если найду нужным, приму участие в дискуссиях.




Меня можно найти в соц сетях без проблем: ВК, ОК, ФБ - везде зарегистрирована под своим настоящим именем
Tabyn
#37 Tabyn Гости 9 февраля 2017 14:45
Умора такая наблюдать даже не за сектоведением, а за разоблачением сектантства в исторической науке. Мораль: что Хамидуллин, что Бердин -- одна большая опухоль.
Гали
#38 Гали Гости 10 февраля 2017 09:53
Цитата: Tabyn
Мораль: что Хамидуллин, что Бердин -- одна большая опухоль.

По Хамидуллину вопросов нет, а Бердина в каких грехаг обвиняете?
Tabyn
#39 Tabyn Гости 10 февраля 2017 12:29
Гали, тут два аспекта.

Первое, что материал трудно читать из-за обилия совершенно ненужных (и неэтичных) подробностей, вроде кто кого уволил, кто кого посадил, кто куда уехал, кто какую глупость сморозил, тогда как автор претендует на научность и даже прикладывает список использованной литературы. Но это, скорее, вопрос адаба, даже если он ошибочно понимает сплетни и эмоциональные синтаксические конструкции как необходимую информацию.

Второе, это, собственно, научный аспект. Тут такое дело, что автор весьма слабо владеет темой. Это ему кажется, что эта команда ряженых является какой-то религиозной группой, заслуживающей внимания и способной конкурировать. Но это нелепо в основе (даже если им удается поднять какой-то медиашум) -- это слишком ничтожно в имеющихся масштабах.
Он честно признается, что не способен назвать количество верующих, относящихся по квалификации к суфиям. Предположу, что он ничего не знает и о предположительном количестве ваххабитов. О чем, вообще, можно разговаривать (не имея даже критериев, чтобы отличить ашаритов от суфиев) и зачем переоценивать эту группу (тем более зная, что это идеологический фейк)? Ответ: чтобы было о чем написать, т.е. ученый превращается в журналиста.

Но это не есть обвинения, а лишь критика по конкретной статье. Основная предьява -- это его номинальное отношение к исламу. Все его материалы, посвященные теме -- интерпретации Юлдаша Юсупова, как происходящее понимает его приятель. Полагаю, что это весьма слабый источник, чтобы обслуживать эту тему. Какие-то скандалы, происходящие в местном курятнике, без сомнения, найдут своего читателя, но слишком ничтожны, чтобы иметь отношения к текущим тектоническим сдвигам. Рыбы нет, а есть лишь бесконечные апелляции к "простодушным" башкирам и попытки умничать в желании стать национальным идеологом (не владея языком, не принадлежа главенствующей религии этих самых простодушных ребят).
корт
#40 корт Гости 10 февраля 2017 13:04
Tabyn, сколько не брызгай слюной, тебя то всё равно обойдут wink
Tabyn
#41 Tabyn Гости 10 февраля 2017 13:29
корт, мне абсолютно безразличны фавориты этой гонки, религия даёт мне совершенно другие ориентиры.
А ты чего так возбудился? Тоже спаситель нации?
Гирей
#42 Гирей Гости 10 февраля 2017 14:56
Цитата: Tabyn
Первое, что материал трудно читать из-за обилия совершенно ненужных (и неэтичных) подробностей, ...тогда как автор претендует на научность и даже прикладывает список использованной литературы
согласен, статья без сомнения публицистическая, поставил фио, а не Карагай-Гирей как раз из соображений этики: Хамидуллин неожиданно выступил на стороне хакканитов под своими фио. Научные статьи по теме есть, но они в идеологии погоды не делают, у них другая аудитория. Список лит-ры необходим по содержанию, это еще не претензия на научную форму подачи. Ибо с чисто научной точки зрения разбирать претензии Хамидуллина как видите странно. Но не во всем - он к.и.н., а потому без таких разъяснений его слова могут приниматься на веру вне науки. Прошу однако уточнить: что именно из сказанного неэтично? Мне казалось, что каждая подробность обусловлена содержанием.
Цитата: Tabyn
Предположу, что он ничего не знает и о предположительном количестве ваххабитов.
предположение неверное. Из статьи его вычеркнул именно потому, что 1) не в тему, а объем и так затянутый; 2) при отсутствии кол.оценки просуфийских групп это выглядело бы эмоционально и запугивающе.
Цитата: Tabyn
Все его материалы, посвященные теме -- интерпретации Юлдаша Юсупова
предположение опять неверное, см список, он там один из пяти.
Цитата: Tabyn
Это ему кажется, что эта команда ряженых является какой-то религиозной группой, заслуживающей внимания и способной конкурировать.
я привел тому доказательства, Вы обратному - нет. Да, хакканиты это фейк. Но фейк, рупором которого является самое цитируемое издание РБ, говорящей головой - один из самых узнаваемых журналистов, проект явно националистический и политический. Используется в АГРБ настолько, что назначаются люди на Курултай башкир, свои мероприятия они уже проводят и через сеть ВКБ. Ни одна из просуфийских групп региона пока подобного не имеет. Хоть их адепты и уверены иногда в обратном. Говоришь с таким в высоком чине и понимаешь, что не только неосуфийское, как у хаков, и но и просто суфийское сознание иногда преувеличивает представления о месте своей группы в окружающей действительности.
корт
#43 корт Гости 10 февраля 2017 15:45
Цитата: Tabyn
мне абсолютно безразличны фавориты этой гонки

Сомневаюсь. "На воре - шапка горит". Тем более Ваша любовь к навешиванию без всякого на то основания ярлыков типа -
Цитата: Tabyn
Тоже спаситель нации?
и т.д.
А по сути то - пшик wink .

Гали
#44 Гали Гости 10 февраля 2017 18:49
Tabyn,
Спасибо за разъяснение! Я то подумал: Вы просто ляпнули, а оказывается имеете своё мнение!
А что Вы скажите о Хамидуллине?
Tabyn
#45 Tabyn Гости 10 февраля 2017 20:59
Цитата: Гирей
Так лидер Накшбандийского тариката Османа Топбаша в Башкортостане Айдар Хабибуллин, ознакомившись с ритуальными исканиями лидера хакканитов в Башкирии Салавата Кильдина, отозвался о них резко отрицательно. Правда, потом сел. По не менее странному обвинению, чем Фанзиль Ахметшин. После срока уехал из России.

1. По не менее странному обвинению, чем Байбурин Саид Ирикович. После срока уехал из России.
2. Из текста следует, что щупальца хакканитского спрута оплели силовые структуры и способны фабриковать уголовные дела. Это не так. Доносы имеют волшебную силу в этой стране, но это надо доказать. Вы же не боитесь отзываться о них резко отрицательно.
Это нарушает их права в части облыжных обвинений в стукачестве.
Но если даже такой эксперт усомнился в традиционности хакканизма (кстати, также называя хакканитов именно хакканитами, - а как их еще называть?) с полным уважением при этом к обычным ветвям Накшбандийа, то очевидно, что дело не в злобных исламоведах и публицистах, а в самих хакканитах. Или Силантьев тоже, того, ваххабит? Но ведь у «Бонуса» и нет других авторитетов. Разве что, прости Господи, Сатановский.

1. Силантьев не уважает никакие ветви и корни Накшбандийа. Я гарантирую это.
2. Редакция "Бонуса" вольна выбирать каких-угодно авторитетов, хоть бога кузю. Хоть Хамидуллина.

Это очень неудачный абзац, сильно понижающий ценность текста, введением персонажей типа Силантьева или Сатановского в качестве экспертов (тем более вопроса традиционности, который еще толком и не исследовался, т.к. упорно не понимается проблематика -- община джадида Расулева ни в коем случае не может считаться традиционным мазхабом, т.к. существовала кадимитская традиция. Факт, что сын Расулева стал муфтием после разгрома фахретдиновского ЦДУМа работает совсем не в пользу расулевского мазхаба в аспекте традиционности. Т.е. хакканиты вполне могут стать "нашими сукиными сынами" при стечении ряда обстоятельств, но это не сделает их мазхаб традиционным).
И, тем более, давать ему такое название -- УЧЕНЫЕ О ХАККАНИТАХ. Ученый Хамидуллин о хакканитах.
Считаю, что нарушаются права читателей подобным уровнем подачи материала.

Я могу разобрать текст на цитаты, но это сильно затратно по времени.

Цитата: Гали
А что Вы скажите о Хамидуллине?

А, вот, его я бы похвалил за наглядный пример того, что научная степень не является синонимом здравомыслия.
Гирей
#46 Гирей Гости 10 февраля 2017 22:22
Цитата: Tabyn
2. Из текста следует, что щупальца хакканитского спрута оплели силовые структуры и способны фабриковать уголовные дела. Вы же не боитесь отзываться о них резко отрицательно.
не увидел. Откуда следует? Именно потому и не боюсь, хотя на себя доносы видел, это Вы верно заметили.
Цитата: Tabyn
Это нарушает их права в части облыжных обвинений в стукачестве.
а вот обвинения в целом увы не облыжные. При спросе не проблема ответить. Запасся, знаю, с кем дело имею.
Цитата: Tabyn
1. Силантьев не уважает никакие ветви и корни Накшбандийа. Я гарантирую это.
возможно. Но пока он утверждает, что уважает некий "традиционный Ислам" и привлекаем в качестве авторитета именно хакканитами и Бонусом, логично указать даже на его мнение о сем предмете. Вы не улавливаете сарказма, что ли?
Цитата: Tabyn
2. Редакция "Бонуса" вольна выбирать каких-угодно авторитетов, хоть бога кузю. Хоть Хамидуллина.
вольна. Я же не рекомендую ее этапировать за это в РК или посадить, как Байбурина или Хабибуллина. Но это мощный уже политический рупор в РБ. И не отметить такое нельзя.
Цитата: Tabyn
И, тем более, давать ему такое название -- УЧЕНЫЕ О ХАККАНИТАХ. Ученый Хамидуллин о хакканитах. Считаю, что нарушаются права читателей подобным уровнем подачи материала.
тут согласен. Но если нет у них других. А мнение бесспорно ученых, к примеру Цибенко, я привел. Светских, ес-но.
Цитата: Tabyn
упорно не понимается проблематика -- община джадида Расулева ни в коем случае не может считаться традиционным мазхабом
это вообще отдельная дискуссионная проблема, которая на уровне обсуждения неосуфием и не может подниматься. Надо хоть с ними сначала разобраться, а из них - хотя бы с проблемой втягивания в их дискурс одного из ведущих лиц БСТ.
корт
#47 корт Гости 11 февраля 2017 05:48
Цитата: Tabyn
научная степень не является синонимом здравомыслия.

С этим тезисом я, в общем, согласен. Но, чтобы утверждать так, Вам нужно:
1. хотя бы раз пройти этот путь, доказательная база то слабовата;
2. стать успешным журналистом и медийным лицом.
Гали
#48 Гали Гости 11 февраля 2017 11:30

Цитата: корт
1. хотя бы раз пройти этот путь, доказательная база то слабовата;

Если он "хотя бы раз пройдет этот путь", то, "научная степень не является синонимом здравомыслия" доказано?!

Цитата: корт
2. стать успешным журналистом и медийным лицом.

Чтоб, "успешные журналисты и медийные лица", кандидаты и доктора наук не являющимися "носителями синонима здравомыслия" будоражили народ?

Зачем Табуну это необходимо?


Гирей
#49 Гирей Гости 11 февраля 2017 12:17
Цитата: Гали
Зачем Табуну это необходимо?
уважаемый собеседник не Табун, а Табын. Как я Гирей, например.
Цитата: корт
Но, чтобы утверждать так, Вам нужно:
1. хотя бы раз пройти этот путь, доказательная база то слабовата;
2. стать успешным журналистом и медийным лицом.
не соглашусь все же. Ладно хоть я кандидат и лицо чуток медийное smile. Что ж теперь, если не кандидат и не медийное лицо, Хамидуллина и критиковать нельзя? но по второму пункту у Салавата вообще конкурентов в РБ почти нет.
Об этом ведь и беспокойство: надо понимать, что при таком статусе человек уже не принадлежит полностью себе ибо выполняет роль общенационального достояния, и не должен транслировать внутриконфессиональную конфликтность, выражая интересы скандальной неосуфийской группы.
Гали
#50 Гали Гости 11 февраля 2017 14:48
Цитата: Гирей
Об этом ведь и беспокойство: надо понимать, что при таком статусе человек уже не принадлежит полностью себе ибо выполняет роль общенационального достояния, и не должен транслировать внутриконфессиональную конфликтность, выражая интересы скандальной неосуфийской группы.

НЕ ДОЛЖЕН (с), а стал "рупором" шейха Кильдина. Что делать? Контракт с ним пересмотреть (не продлевать), к госучреждениям близко не подпускать! Написал рукой, пусть почувствует желудком.
Гирей
#51 Гирей Гости 11 февраля 2017 15:44
Цитата: Гали
Что делать? Контракт с ним пересмотреть (не продлевать), к госучреждениям близко не подпускать! Написал рукой, пусть почувствует желудком.
Вы шутите. Он не совершает ничего противозаконного. И на нашем БСТ незаменим. А долг - категория моральная. Кто-то считает себя им связанным, кто-то нет, типа выше его и право имеет. Думаю, нужно просто хакканизма в программах БСТ не допускать - и опять же это, как и в случае с ваххабизмом, законом никак не возбраняется, это в компетенции политики БСТ.
Думаю, здесь должен быть чисто идейный спор. Для него самого он, полагаю, уже совершенно бесполезен, как и для Кильдина, к примеру. Но для башкирского общества необходим. В принципе зацикливаться на фигуре Салавата Ишмухамметовича в нем странно: у меня и цель здесь как раз была: высказать свое мнение по поводу его филлиппики, чтобы при дальнейших разборах к ним конкретно более не возвращаться.
корт
#52 корт Гости 11 февраля 2017 16:04
Цитата: Гирей
если не кандидат и не медийное лицо, Хамидуллина и критиковать нельзя?

При чём здесь Хамидуллин? Речь идёт о том, что научная степень не является синонимом здравомыслия. Я с этим тезисом согласился, но с оговорками - поскольку знаю этот предмет изнутри. А г-н Tabyn, по моему мнению, судит по наитию, а это не научный подход.
Хамидуллину не легко "меж двух огней", но надо искать вариант и переломить ситуацию; здравый смысл должен восторжествовать.
Гирей
#53 Гирей Гости 11 февраля 2017 16:33
Цитата: корт
Речь идёт о том, что научная степень не является синонимом здравомыслия.
это понятно. Но тут, знаете, проблема, как баланс соблюсти. Ума и здравомыслия она, конечно, не дает, но служит квалификационным барьером, свидетельствует об определенном багаже знаний и навыков. Который и сам по себе дает право голоса, к которому будут прислушиваться, особенно этот барьер не перешедшие. И обязанности ему соответствовать - но вот об этом почему-то мало кто думает.
Цитата: корт
Хамидуллину не легко "меж двух огней"
он давно с одним огнем и других, думаю, не видит. Даже встречный.
Гали
#54 Гали Гости 11 февраля 2017 20:31
Цитата: Гирей
И на нашем БСТ незаменим

Незаменимых у нас нет!
Противозаконное он не совершал - это точно! Желает государство на деле бороться хакканизмом, покажи это - закрой передачу "рупора"!
Пусть устроится в "Бонусе" или где нить и вещает оттуда, только не за деньги власти!

Цитата: корт
Хамидуллину не легко "меж двух огней",

Кто его туда, против его воли, затащил?
корт
#55 корт Гости 12 февраля 2017 07:36
Цитата: Гали
Кто его туда, против его воли, затащил

Думаю - наличие совести + наличие некоторой слабины характера. Его коллега, с которым они начинали трудиться, пережил трудности и, по моему, прекрасно себя чувствует.


P.S. Есть ещё один серьёзный фактор. Поскольку Кильдин был руководителем телевидения, он несомненно сотрудничал с известной организацией. Журналисты, естественно, тоже "под колпаком". А. как известно, граф Толстой предупреждал: "Увяз нокотог - все птичке пропасть".
сафар
#56 сафар Гости 12 февраля 2017 07:58
Если мусульмане поддерживают дурные мусорские призывы о запрете свободы слова: то нельзя, это нельзя, нельзя говорить, обсуждать, (ввели при их поддержке дурную статью об «оскорблении чувств верующих»), то пусть они готовятся к еще большим репрессиям и по отношению к ним самим. Мы очень быстро скатимся к средневековью и чекистской инквизиции, тем более свой Торквемада уже имеется. Сегодня мы будем одергивать журналистов, а завтра никто не напишет о том, как нас будут сажать. «Террористы, - скажет быдлоизированное ватное общество, - они сами требовали защитить их религиозные чувства Айрат Дильмухаметов

. Мусора не только в мусарне, они повсюду, и всевозможные запретительные навороты в исламе – это от мусоров в исламе.
В 140-ом аяте 6-ой суры сказано: «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, без всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем.»
Это очень важный мировоззренческий аят. Наворот строгого режима содержания, введение новых мусорских запретов в исламе, помимо тех, что установил Аллах, (а их по сути очень мало), приравнено Аллахом к убийству детей, к возведению напраслины на Аллаха, к впадению в ересь, и в конечном итоге – к не следованию прямым путем, т.е. не следованию исламу!
Азимут
#57 Азимут Гости 12 февраля 2017 09:17
На кого кильдин указал "фас", на того и нападки
Эксперт Зауралья
#58 Эксперт Зауралья Гости 12 февраля 2017 11:03
Цитата: сафар
Мусора не только в мусарне, они повсюду, и всевозможные запретительные навороты в исламе – это от мусоров в исламе.



Какие запреты вы относите в исламе от моросков введенные и навязанные ?

Цитата: Tabyn
А ты чего так возбудился? Тоже спаситель нации?



А ты чего так возбудился? Тоже спаситель нации?

Из жизненной практике в обществе видно, что башкирское население в различных частях России,Башкортостана и представитель этого народа легко попадает под чужое влияние и затем отатаривается ( татароязычные, ушедшие в татары) или русифицироваться. Это видно по башкирскому студенчеству уезжающему и молодежи в Уфе и Сибири. Многие стесняются своего башкирства в самой Уфе.

Никто их спасать то и не бежит то в основном от татарства и русофильства.

Но почему башкиры с радостью и весельем готовы кинуться высмеивать и степаться над теми башкирами, кто готов и хочет что-то предложить молодежи ( новая идея и мысль, ислам, национализм и т.д.).

Почему такие сразу высмеивают со словами, что " ха ха, нашелся блин спасатель народа, умный нашелся блин, иди работай, ерундой страдают, бездельники и т.д.".

Для них что, важно, авторитетнее, круче и уважаемы более русские и татары, чем "свои" башкиры ?

сафар
#59 сафар Гости 12 февраля 2017 12:00
///можно и должно обсуждать любые белые пятна любой религии. И в этом – залог безопасности и правовой защищенности самих мусульман/// - это слова Айрата Дильмухаметова
Гирей
#60 Гирей Гости 18 февраля 2017 15:27
Цитата: Эксперт Зауралья
Для них что, важно, авторитетнее, круче и уважаемы более русские и татары, чем "свои" башкиры ?
для них авторитетнее те, кто заслуживает авторитета. Понятно, что "профессиональные башкиры", выезжающие на своем башкирстве и профессиональном печаловании о башкирском народе, особого успеха не имеют - разве что у самых наивных и разводимых. Потому националисты среди башкир и не в почете. ПРитом, что башкиры - очень патриотичная в целом нация.
Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
ПРОБЛЕМЫ АРХАИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА В социокультурной динамике современной мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяется несколько
МЕДИА-МЮРШИД
МЕДИА-МЮРШИД
МЕДИА-МЮРШИД
28.09.15 Идеология и Политика
МЕДИА-МЮРШИД Совершенно неожиданно мирные жители Башкортостана были ошарашены заявлением, якобы Башкирия уже находится буквально «под пятой ваххабизма». В ваххабизме,
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН. СПРАВОЧНИК. УФА, 2014.
Новая книга: РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН. СПРАВОЧНИК. УФА, 2014. Представляем вниманию читателя вышедшую в научном журнале «Проблемный анализ и
«Башкирия должна быть автономией»: интервью Азата Бердина сайту  ProUfu и газете Bonus
«БАШКИРИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ АВТОНОМИЕЙ»: интервью Азата Бердина сайту ProUfu и газете Bonus - А что тогда дал Башкортостану суверенитет, который республика получила в начале
Правительство РБ признало правоту молодых мусульман
Пока не на словах. Зато по факту. ИАП РБ-21век внимательно освещал прискорбный конфликт, разыгравшийся в ДУМ РБ, когда инициативная группа мусульман обвинила муфтия РБ
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса