Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
21.01.2017 2 262 34 root

Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана

Вопросы религии
В закладки

ПРОБЛЕМЫ АРХАИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА

В социокультурной динамике современной мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяется несколько религиозно-догматических тенденций, однако наиболее актуальными и весьма конфликтными являются современный «ишанизм» и салафизм [1].
Ишанизм развился в XVIII – XIX вв. во многом как результат паломничества большого количества центральноазиатских мусульман через Россию в Мекку. За сравнительно продолжительный период существования ишанизм претерпел значительные трансформации. В результате паломничества и проповеднической деятельности сформировались культы почитания «святых мест». В период функционирования мусульманской интеллигенции XIX – первой половине XX вв. ишанизм был явлением сложным, неоднородным и осмысленным. Действительно существовали ишаны, признавалась их социальная и мировоззренческую роль в развитии мусульманской уммы, более того, этот институт был встроен в мировой мейнстрим развития мусульманской мысли. В советский период после прекращения функционирования ДУМ РБ преемственность мусульманских духовных исканий была прервана. Соответственно, с упадком мусульманской интеллектуальной мысли на первый план вышло обывательское представление о догматике суфизма, приведшие уже в постсоветский период к деградации суфийской практики и всплеску архаики.

Яркими примерами деградировавшего суфизма могут служить курганы у д. Сураманово Учалинского района датируемые Ранним железным веком. Там зафиксированы моления на могилы спиной к Каабе, поклонение фантастической «могиле Урал-батыра» в Белорецком районе [2]. Однако наиболее известный объект «новой сакрализации» – курганный могильник XIV в. Ильчегулово IV расположенный на горе Нарыс-тау выдаваемый за захоронения сахабов (VII в.). Функционирует целый комплекс сакрализованых объектов, в число которых включили и искусственные строительные насыпи, каменные наброски, куда наиболее рьяные паломники втыкают вороньи перья, лоскутки и пр. [3].
Выделим, наиболее значимые религиозные группы (джамааты), чья деятельность несет явно деструктивный характер для общественного сознания:

1. Наверное, наиболее известная с негативной стороны не только в Башкортостане, но и в соседнем регионе – «Ата жолы – Орда», признанная ныне экстремистской. Ее отличительной чертой является то, что она смогла создать целую сеть из людей с экстрасенсорными способностями. Этот магический профсоюз пришел в Башкирию из Челябинской области и как правило охватил южную и восточную часть Башкортостана, вместе с этим она охватила значимую часть башкирской интеллигенции в Уфе. Обрядовая практика сильно была связана с культом предков. В период ее активности районы полнились слухами о хождении к захоронениям в белых простынях, закапывании себя на ночь в могильные ямы на кладбище, поедания земли с могил аулия и т.д. С ее деятельностью связанна целая серия скандалов в Баймакском и Гафурийском районах. В Баймакском районе это закончилось изгнанием населением ордынцев из района.

2. По значению своей деятельности в Башкортостане и по некоторым мистическим практикам с первыми весьма схожи так называемые хакканиты Башкортостана. Хотя эта группа не является запрещенной в России, однако именно о ней в весьма критичной форме отозвался председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ В.П. Пятков в своем недавнем выступлении на заседании комитета по МСУ и СМИ Государственного собрания РБ. Центр джамаата находится на Кипре, в республике он появился при шейхе Назиме Хаккани. В суфийском мире эта группа является одна из наиболее эпатажных и конфликтных. Почти единогласно экспертами признается как неосуфийский проект который не может быть традиционным в Урало-Поволжье. Во главе башкирского отделения стоит экс-чиновник республиканского масштаба С.А. Кильдин. Хакканиты появились позже остальных джамаатов, однако в определенный период объединили в рамках своих мероприятий значительную часть актива просуфийских групп. Причем активно используя мистицизм идеологии «Ата жолы – Орда» и рабочий актив другой просуфийской группы – ибрагимчилар. В целом отличительной чертой данной группы является максимальная экелектика. Приезды из Кипра сына главы тариката в Башкортостан сопровождались весьма эклектичной обрядовой практикой. Именно им принадлежит идея объявить могилами сахабов кыпчакские курганы на г. Нарыстау (Миякинский район), а также близлежащие строительные отвалы. Интересно то, что для обоснования данных объектов поклонения были привлечены вполне светские механизмы: публикации в прессе, телевизионные передачи, этому даже были посвящены разделы в научных изданиях.

3. Также отметим признанные экстремистскими религиозные группы просуфийской направленности «Нурджулар» (Турция) и «Таблиг-джамаат» (Пакистан), однако активность этих религиозных групп практически отсутствует в медийной и общественно-политической средах Башкортостана.

По отношению к вышеперечисленным группам стоит отметить, что представители этих групп не входят в религиозные общественные организации Башкортостана, более того находятся с ней в жесткой конфронтации. Примечательно что генезис и рост, например, хакканитов вовсе происходил в структурах политической оппозиции. Как следствие этого, пропагандистская деятельность не смогла существенно затронуть религиозные организации, а была смещена на общественные институты национально-культурного и политического характера.
Объектами влияния оказались медиа-сфера Башкортостана (в том числе БСТ), некоторые башкирские национальные организации республиканского значения. В социально-стратовом плане у хакканитов (как и у «Ата жолы») наиболее выражена работа с кругами национальной интеллигенции: журналистская, научная гуманитарная среда, творческая интеллигенция. За последние недели отмечается активность хакканитской пропаганды в медиа-сфере Башкортостана, связанные возможно с попытками повлиять на номенклатурные вопросы.
Ранее и помимо вышеперечисленных групп в Башкортостане функционируют вполне классические для суфийского мира джамааты: джамаат Осман Топбаша тариката Накшбандийя (Кония, Турция), дагестанские Шизалийа, а также среднеазиатский джамаат Ибрагима Мухаметкула и ряд других небольших джамаатов. Не отмечается конфликтность этих групп, а некоторые их представители интегрированы в религиозные общественные организации РБ.

Суфийские джамааты, несмотря на всеобщее употребление этого словосочетания нередко вместе с «традиционным исламом», явление в современном Башкортостане весьма не частое. Тасавуф – нравственный путь суфия – в идеале направленный на совершенствование человека и согласие в внешним миром, в действительности нередко используется как жупел в конфликтной риторике внутри конфессии и в политической борьбе. Поэтому различного рода неосуфийские группы хакканитов, хабашитов или адепты «Ата жолы – Орды» являются болезнями роста, крайностям мусульманского возрождения в Башкортостане.

Юлдаш Юсупов, специально для сайта "РБ-XXI век"

1. Карамышев Р.Д. Этнорелигиозная ситуация в Республике Башкортостан (на примере исламской уммы): проблемы, тенденции, перспективы. / Р.Д. Карамышев. Уфа: Мир печати, 2015. 194 с.
2. Юнусова А.Б. Мобилизованный архаизм: новые тенденции в традиционной религиозной практике поклонения башкирских мусульман // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. №3. С. 106-115.
3. Тузбеков А.И., И.И. Бахшиев Археологические памятники как объекты сакрализации (на примере могильники Ильчигулов IV) // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. №4. С. 103-107.
4. Цибенко В.В. Борьба за молчаливое большинство: тарикат Хакканиййа против Салафийа // Проблемы востоковедения. 2016. №1(71). С.34-40; Она же. Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха Назима Киприотского // Исламоведение. 2014. № 4. С. 95-104.
Комментарии (34)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Летчик
#1 Летчик Гости 21 января 2017 21:16
Проблема пёрышек озвучена. Но аднака сдается мне это не главная проблема уммы РБ.
root
#2 root Администраторы 21 января 2017 21:28
Конечно дело не в перышках, а в том что за ними идет активная политизация ислама и использования ее как фактора мобилизации этнонационализма. А это уже проблема не столько уммы, сколько всего регионального сообщества.

У рассмотренных групп очень выпукло представлен антиваххабитский тренд - это один из катализаторов протестных настроений, этот конфликт можно легко перенести на национальную почву и развивать ее там. А разве не это мы наблюдаем сейчас?
Летчик
#3 Летчик Гости 21 января 2017 22:16
Либо я вообще не понимаю роли ислама в мире, либо вы не вполне корректно высказались. Как можно политизировать ислам, если ислам по определению политичен, задуман как руководство, идеология к действию.
Читатель
#4 Читатель Гости 21 января 2017 22:56
Ислам - это вера и политика.
Ислам и политика едины, вместе, за одно и целое.
Ислам - наша Конституция.


P.s
Вот подобную мысль, идею и вывод за 19-20 век сделало множество европейских исламоведов,исследователей ислама, историков и политиков на ближнем востоке.

Когда мы говорим о " политизации ислама" мы открываем Америку или изоретаем велосипед ?

root
#5 root Администраторы 22 января 2017 00:27
Цитата: Летчик
Либо я вообще не понимаю роли ислама в мире, либо вы не вполне корректно высказались. Как можно политизировать ислам, если ислам по определению политичен, задуман как руководство, идеология к действию.
Может это и я неправильно выразился, но если муфтият не участвует в предвыборных гонках это не значит, что он не имеет отношения с исламу. Просто в региональной политике у него своя ниша, вполне очерченная в рамках своей компетенции. Сейчас как и в 2009-2010 гг. религиозный сегмент активно пытаются интегрировать в национальную и общественно-политическую сферу. Как помним для особенно активных это кончилось весьма печально.
Алмата
#6 Алмата Гости 22 января 2017 07:24
А ведь как все было красиво по Бердину ,сильные умные мужчины ,прекрасные и гордые женщины . Однако прозрел сайт РБ 21 век ,вы только сильно не нагружайте башкир правдивой информацией( как советуют специалисты на нижней ветке ) для лучшего усвоения ,раз в год достаточно как доктор прописал.
корт
#7 корт Гости 22 января 2017 09:19
Цитата: Алмата
А ведь как все было красиво по Бердину ,сильные умные мужчины ,прекрасные и гордые женщины

Я понимаю, что Вам там не легко, но зачем весь мир своей желчью заливать?
Читатель
#8 Читатель Гости 22 января 2017 10:04
Однако татары деревень Поволжья, в том числе нижегородские, испытывали на себе влияние ишанизма. Позже ученый Х.Фаизханов, отрицательно относившийся к ишанам, с досадой писал: «…мишари бывают весьма преданными к лицам со званием «ишан». Они целовали следы покойного Хабибуллы ишана из (деревни) Уры и ныне, когда приезжают в Уру, оказывается, едят землю с его могилы! Большинство из нашей стороны преклонялись перед Джагфаром из Кулатки» — Цит. по: Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности. — Казань: Тат.кн.изд-во, 1980. — С.122.


---------

Если для вас ордынцы архаизм, то что было тогда у предков с его 1000-летним традиционным исламом ?
рут
#9 рут Гости 22 января 2017 10:42
Цитата: Читатель
Если для вас ордынцы архаизм, то что было тогда у предков с его 1000-летним традиционным исламом ?

Во-первых, с чего Вы взяли, что это 1000-летняя традиция? Пример из 19 века ее никак не обосновывает.
Во-вторых, высказывание татарского интеллектуала говорит что уже в 19 в. она воспринималась как архаизм и нечто чужеродное.
В третьих, поедание земли может и здорово, но никак не объясняет преемственность современного поедания земли с мишарской трапезой. Тоже самое можно сказать и о чтении намазов, уразы и тд. Ведь все это было у мусульман, и сейчас есть у ордынцев. Отдельные обряды могут быть вполне традииционными.

P.S. Спасибо за ссылочку. Обязательно ее будут использовать.
Алмата
#10 Алмата Гости 22 января 2017 11:59
Цитата: корт
Цитата: Алмата
А ведь как все было красиво по Бердину ,сильные умные мужчины ,прекрасные и гордые женщины
Я понимаю, что Вам там не легко, но зачем весь мир своей желчью заливать?

Корт ,многое из того что было озвучено в двух последних статьях мы пытались донести до баш общественности уже несколько лет .Вот оттуда и желчь ,поезд ушел и его уже не догнать .
Летчик
#11 Летчик Гости 22 января 2017 12:50
Цитата: root
это кончилось весьма печально.

Затаиться, тоже вариант, не самый худший. Но вряд ли дающий перспективу этносу. Кстати, что за этнонационализм не способный работать без катализатора? belay
рут
#12 рут Гости 22 января 2017 14:02
Цитата: Летчик
Затаиться, тоже вариант, не самый худший. Но вряд ли дающий перспективу этносу. Кстати, что за этнонационализм не способный работать без катализатора?
Приехали... по Вашему перевод внутриконфессиональной конфликтности - хорошая перспектива для этноса? Тогда гражданская война началу коей скоро юбилей, оказался отличным толчком для развития всех этносов российской империи? Как раз таки противостоянию внутри этноса, народа или нации (этнонации, если на то пошло) должны всячески избегать. А хакканиты как раз таки пытаются раздуть конфликт внутри народа, в данном случае башкирского. Перспективы здесь вполне ясны и не в пользу этноса.

По этнонационализму. Разве я сказал что он не способен работать без катализатора? Этнонационализм может развиваться по разному. И это зависит от заданных условий. И здесь условия тоже вполне ясны.
Летчик
#13 Летчик Гости 22 января 2017 16:24
Цитата: рут
Тогда гражданская война

Вы не преувеличиваете? Может нарочно нагнетаете?

А может вы и правы, за нас всех решено и отказаться от выбора у нас нет. Тогда уж лучше сделать свой выбор, а не по указке.
рут
#14 рут Гости 22 января 2017 17:09
Цитата: Летчик
Вы не преувеличиваете? Может нарочно нагнетаете?

А может вы и правы, за нас всех решено и отказаться от выбора у нас нет. Тогда уж лучше сделать свой выбор, а не по указке.
Преувеличивать я не собирался. Я привел вполне историчный пример, где друг на друга наложилось несколько конфликтов. В нашем случае внутриконфессиональная конфликтность должна оставаться в рамках конфессиональных отношений, национальные - в рамках национальных. и решать их надо соответственно. А то получается внутриконфессиональный конфликт в сфере государственно-конфесс отношений сглаживается, но он как грыжа начинает вырастать в национальной общественной сфере, а в этой сфере как видно нет против них иммунитета.
Алмата
#15 Алмата Гости 22 января 2017 18:09
Конфликт не всегда плохо ,хуже болото ,застой . Здоровый организм сможет побороть и очиститься, появится иммунитет на подобные" вирусы" . Победит вирус, значит организм не жизнеспособный .
читатель
#16 читатель Гости 22 января 2017 18:22
В Республике Дагестан и в известной всем Чечне зикры суфиев с активными движениями рук, ног и всего тела ( башкирские и татарские суфии тут отдыхают и по сравнению с ними мальчики в штанишках), посещение зиаратов, вера в "карамат" ( священные предметы и вещи ) и др. -своя старая история и традиционность.
В соседнем Казахастане ислам не редко смешивают с национальной культурой и прошлым. Там тоже можно встретить свои казахские Нарыстау, Едигейтау и т.п.
p.s.


Вот Азат Бадранов постоянно показывает, что будущее за его башкирским студенчеством Москвы и Санкт-Петурбурга, как и за самим образованием, его получением и дальнейшей успешной самореализацией на пользу народу.

Но где же тогда у баш.интеллигенции и самого народа своя исконная традиционность, своя самобытность и в чем она заключается ?

рут
#17 рут Гости 22 января 2017 18:22
Цитата: Алмата
Конфликт не всегда плохо ,хуже болото ,застой . Здоровый организм сможет побороть и очиститься, появится иммунитет на подобные" вирусы" . Победит вирус, значит организм не жизнеспособный .
Ну да. Вот северный Кавказ до сих пор очищается, да так очищается что свои болячки по всей России растирает.
Алмата
#18 Алмата Гости 22 января 2017 19:10
Как я понял байга идет между суфиями и так называемыми салафитами . В этой ситуации ставку надо делать на ДУМ РБ и усиливать его авторитетными ханафитами .

Ментально башкирам ближе суфизм , с точки зрения модерна предпочтительнее так называемый салафизм ,но в этом случае повышается конфликтогенность в баш обществе .
Летчик
#19 Летчик Гости 22 января 2017 19:41
Цитата: рут
В нашем случае внутриконфессиональная конфликтность должна оставаться в рамках конфессиональных отношений, национальные - в рамках национальных.

До сих пор это было возможно. Думаю что время это закончилось, да и уверен что вы сами так думаете.

Вы преувеличиваете противостояние внутри этноса, все таки не в духе поволжских мусульман радикальные позиции в религии. Вековой давности гражд/война наоборот давала точки сборки для мусульман, даже по разные стороны баррикад, это мне поведал мой родич, повоевавший в гражданскую против Колчака, потом в ср.азии. Это уже потом при Сталине стали мусульман усердно делить, натравливать друг на друга.

А вообще разного рода пёрышки на пустом месте не появляются, для этого питательная среда должна быть. Вы же не дураки, повара в лицо знаете fellow
Алмата
#20 Алмата Гости 22 января 2017 20:55
Цитата: Летчик

Вы преувеличиваете противостояние внутри этноса, все таки не в духе поволжских мусульман радикальные позиции в религии

Если есть заинтересованная в этом конфликте третья сторона , то вполне возможно , но возможный удар будет направлен в первую очередь на властные и правоохранительные структуры и только потом при обострении ситуации внутри этноса .
Посетитель сайта
#21 Посетитель сайта Гости 22 января 2017 22:02
Самое обидное, что в статье "лизнули" мягко в сторону Пяткова написав,

что ....
"хакканиты Башкортостана. Хотя эта группа не является запрещенной в России, однако именно о ней в весьма критичной форме отозвался председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ В.П. Пятков".

А кто такой для великих, гордых и смелых этот Пятков ?
У вас своего мнения нет что ли.
Почему реакция и слова Пяткова для вас "авторитет".
Почему для вас мнение и ответ на слова Пяткова самого Салавата Хамидуллина и др. не авторитет ? Он на сайте ПроУфу оставил свою статью "С кем вы, Пятков ?".
Хамидуллин дал большой критике и разбору пяткова


Хамидуллин дал большой критике и разбору пяткова///

Хамидуллин дал большой критике и разбору члова о хакканитах пяткова.
рут
#22 рут Гости 23 января 2017 09:27
Цитата: Посетитель сайта
А кто такой для великих, гордых и смелых этот Пятков ?

Цитата: Посетитель сайта
Хамидуллин дал большой критике и разбору члова о хакканитах пяткова.

Наивность хуже воровства...
Хамидуллин - журналист. Надеюсь таковым и останется. Через оппозиционную прессу хакканиты пытаются наехать на на структуру совета. Судя по всему Салават участвует в этом заказе.
Для чего? Все просто - Пятков не позволяет хакканитам проникнуть в структуры религиозных объединений - и правильно делает. А тут приближается пенсия Пяткова, вот они и хотят как-то повлиять на назначение нового председателя.
Крут
#23 Крут Гости 23 января 2017 13:10
А чей заказ выполняет Ю.Юсупов? Судя по его публикациям, он выполняет заказ ваххабитов или просто сам ваххабит. Кстати, сахабы жили не в VI в., а в VII-VIII вв. Хорош специалист...
Гирей
#24 Гирей Гости 23 января 2017 14:44
Цитата: Крут
А чей заказ выполняет Ю.Юсупов? Судя по его публикациям, он выполняет заказ ваххабитов или просто сам ваххабит.
Моссада
Цитата: Летчик
Вы преувеличиваете противостояние внутри этноса, все таки не в духе поволжских мусульман радикальные позиции в религии.
многое считавшееся преувеличенным и даже смешным лет 25-30 назад становилось тяжелой реальностью очень быстро. Если вовремя не купировать. Прежде всего - разъяснением и честным диалогом.
Цитата: Посетитель сайта
Почему для вас мнение и ответ на слова Пяткова самого Салавата Хамидуллина и др. не авторитет ?
потому, что он написал ерунду. Не хотелось бы ее разбирать, Хамидуллин писал раньше много очень нужного и хорошего. Но раз, считаете, нужно, то придется, наверное.
Цитата: Летчик
Вековой давности гражд/война наоборот давала точки сборки для мусульман, даже по разные стороны баррикад
давала. Но цена смущает.
Цитата: Летчик
Это уже потом при Сталине стали мусульман усердно делить, натравливать друг на друга.
не понял. Валиди и КУрбангалиев, Курбангалиевы и Кучуков враждовали при Сталине? Или суфийско-салафитское противостояние было при нем? или эти, неосуфисты? Боюсь, Вы путаете персонажи и эпохи.
Цитата: Алмата
В этой ситуации ставку надо делать на ДУМ РБ и усиливать его авторитетными ханафитами .
Ментально башкирам ближе суфизм , с точки зрения модерна предпочтительнее так называемый салафизм ,но в этом случае повышается конфликтогенность в баш обществе .
объясните мне, пожалуйста, почему иногда Вы даете вот такие вполне здравые, хоть и спорные суждения, а иногда какой-то националистический оффтоп и хамоватый бред?
Цитата: Летчик
А вообще разного рода пёрышки на пустом месте не появляются, для этого питательная среда должна быть. Вы же не дураки, повара в лицо знаете
Целая статья о нем была: Медиа-мюршид.
Летчик
#25 Летчик Гости 23 января 2017 15:57
Цитата: Гирей
не понял. Валиди и КУрбангалиев

Точно что не поняли. Это уже конец 20-х, 30-е годы, выстраивание структуры ДУМ под новую власть, с репрессиями в том числе и руками самих этнических мусульман.

Цитата: Гирей
Целая статья о нем была: Медиа-мюршид.

Это не повар, это субстанция варева fellow

Цитата: Алмата
Если есть заинтересованная в этом конфликте третья сторона , то вполне возможно , но возможный удар будет направлен в первую очередь на властные и правоохранительные структуры и только потом при обострении ситуации внутри этноса .

Если под третьей стороной подразумевается внешняя, то забудьте, вы никому не интересны. А если внутренняя, то вертикаль это не допустит. У вас всех (татар, башкир, кавказцев и тд) шансов влиять минимум. Ну разве что чуть-чуть Грозный и Казань, остальные вапще нуль. Пока терпит Москва и Питер, про вас и не вспомнят. В конце концов Сибирь разменяют на макароны.
Алмата
#26 Алмата Гости 23 января 2017 17:08
Цитата: Летчик
Если под третьей стороной подразумевается внешняя, то забудьте, вы никому не интересны. А если внутренняя, то вертикаль это не допустит. У вас всех (татар, башкир, кавказцев и тд) шансов влиять минимум. Ну разве что чуть-чуть Грозный и Казань, остальные вапще нуль. Пока терпит Москва и Питер, про вас и не вспомнят. В конце концов Сибирь разменяют на макароны.

Я как раз и вертикаль имел ввиду tongue.
Цитата: Гирей
объясните мне, пожалуйста, почему иногда Вы даете вот такие вполне здравые, хоть и спорные суждения, а иногда какой-то националистический оффтоп и хамоватый бред

Серьезно писать об очевидных вещах тяжело вот и приходится стебаться . Тема Ислама стоит особняком, memento mori
Гирей
#27 Гирей Гости 24 января 2017 07:50
Цитата: читатель
Там тоже можно встретить свои казахские Нарыстау, Едигейтау и т.п.
и что в этом хорошего? У нас полно Нарыс-тау с реально интересной историей. Зачем это дискредитировать гротескной ложью, да еще громоздить вокруг нее культы?
Цитата: читатель
Но где же тогда у баш.интеллигенции и самого народа своя исконная традиционность, своя самобытность и в чем она заключается ?
в том же Просвещении. Традиция же это не курай-малахай - это атрибуты. А смыслы того же курая. История очень богатая, одни башкирские восстания чего стоят, первая в РСФСР автономия, нац.республика. Но это проявления смыслов. Одним из больших смыслов их традиции и стало Просвещение, уже давно. Хоть и не этнообразующим, как у татар, ибо башкиры сформировались задолго до Модерна. Для башкир смыслообразующим в Традиции, думаю, является Справедливость. Социальная, национальная, религиозная, человеческая.
123
#28 123 Гости 24 января 2017 22:07
Фальсификацией на Нарыстау хакканиты нанесли урон традиционному Исламу, ибо ложь это как ложка дегтя в бочке меда. ((
Когда были сахабы? Это те люди, которые воочию видели самого Пророка, т.е 7 век. А существовали ли тогда эти деревни, которые называют хакканиты как принявших Ислам от них ? Даже более поздние захоронения зачастую уже утеряны, утеряны и их истории. Деревни переселялись сотни раз, погибали от эпидемий, от междуусобных войн, меняли места жительства. Зачем выдумывать? Тем более, в Исламе поощряется когда могилы быстрее сравняются с землей, забываются, поскольку этот мир временен, земля должна принадлежать живым, а не мертвым., не должно быть поклонения могилам.
корт
#29 корт Гости 25 января 2017 05:21
Цитата: 123
Для башкир смыслообразующим в Традиции, думаю, является Справедливость. Социальная, национальная, религиозная, человеческая.


Эту мысль можно и нужно ставить как эпиграф в любой работе по Традиционализму в Башкортостане.
Гирей
#30 Гирей Гости 25 января 2017 07:27
Цитата: Летчик
Точно что не поняли. Это уже конец 20-х, 30-е годы, выстраивание структуры ДУМ под новую власть, с репрессиями в том числе и руками самих этнических мусульман.
мда. Все примеры вражды мусульман (тогда они все были не этническими, а просто мусульманами, поголовно), что я привел, относились к периоду до 1922 г. Потом ни Курбангалиевых,ни Валиди в Башкирии просто не было. Так причем тут Сталин? Далеко простер перестроечный "Огонек" свои ручки в мозги человеческие.
Цитата: Летчик
Это не повар, это субстанция варева
да. Но и вполне автономная фрагментация в ней. Не будь он таким, каков есть, хакканизм в умме РБ был бы не главным источником раздоров, а экзотичным, но вполне приемлемы джамаатом.
Цитата: Алмата
Серьезно писать об очевидных вещах тяжело вот и приходится стебаться
я понимаю, что писать некоторым тяжело, но недостаток навыков выражения своих мыслей не должен мешать другим, это проблема хозяина этих мыслей.
1 2
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия 5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА Полемичные друг другу суфизм и салафизм следует рассматривать как ситуативные проявления
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ КУРБАН-БАЙРАМ!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ КУРБАН-БАЙРАМ! Поздравляем мусульман с великим праздником! Российские мусульмане вместе со своими единоверцами по всему миру отмечают главный
ДУМ РБ: конфликт поколений
ДУМ РБ: конфликт поколений
ДУМ РБ: конфликт поколений
06.04.09 Вопросы религии
В предыдущем материале ИАП РБ-XXI сообщало о несанкционированном проведении съезда мусульман Башкортостана с целью смещения Н. Нигматуллина с должности муфтия Духовного
Мусульмане Башкортостана
Мусульмане Башкортостана Сегодня положение мусульман Башкортостана можно охарактеризовать как сложное. Российскими и республиканскими средствами массовой информации
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса