ВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕ
19.09.2016 3 505 33 root

ВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕ

Вопросы религии
В закладки
ВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕ

Вопрос о грозненской фетве стал одним из дискуссионных на Международной научно-практической конференции «Модели межконфессионального взаимодействия в формировании общероссийской идентичности» 5 сентября 2016 года в г. Уфе, будучи предложен в целом оптимистично оценившим ее исламоведом Ильдаром Сафаргалиевым и обсужден в рамках круглого стола экспертов.
Спектр позиций был достаточно широк, но основным противоречием в Грозненской фетве участниками признан тот факт, что вместо искомого диалога между мусульманами, она в резкой форме разделяет их.

Отметим, что ранее много интеллектуальных сил было потрачено на аргументацию осуждения «такфиризма» - т.е. обвинения мусульман в отходе от «истинного Ислама» - в котором обвиняли обычно именно ваххабитов, «такфиризм» стал именно их синонимом. Причем нередко с основанием. С точки зрения государства такфиризм вреден своей конфликтностью: он резко раскалывает умму, причем противопоставление много резче, чем с представителями иных конфессий, с которыми нормы взаимоотношений давно выработаны и легитимированы как государством, так и самим исламом.

Но в данном случае вышло еще хуже: по инициативе Рамзана Кадырова, лица, мягко говоря, крайне заинтересованного, установившего в Чечне авторитарный режим с элементами суфийской теократии, как в имамате Шамиля времен Кавказской войны, в Грозном создали впечатление, якобы уже официальные муфтияты всей РФ "затакфирили" очень значительную часть мусульман - никак не запрещенных законом. Вот эти формулировки:

«Поистине, они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука. Они, как поведал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будут молоды годами, бестолковы умами и не будут обладать знаниями».

Эта часть текста, с одной стороны категорически неприемлема для значительной части мусульман, не входящих в тарикаты, да и среди суфиев будет поддержана отнюдь не всеми, и с другой - противоречит уже налаженной практике работы целого ряда муфтиятов, включая ДУМ РТ, несмотря на все оптимистические заявления Камиля муфтия Самигуллина по данному поводу.

В действительности из трех основ данной фетвы две действительно в полной мере могут служить рамками для искомого диалога, и это отмечено обществоведами, изучающими вопрос «со стороны».

Сравним, к примеру, с Резолюцией упомянутой международной конференции в Уфе, организованной с самым активным участием суфийской общины известной уфимской мечети «Ихлас»: «Научная оценка опыта и перспектив разрешения межконфессиональных противоречий на региональном уровне, на материале Республики Башкортостан показывает, что мусульмане всех не запрещенных законом направлений понимают безальтернативность межконфессионального диалога и полны решимости не допустить в Урало-Поволжье конфликта по трагическим сценариям, через которые прошли некоторые регионы России и страны бывшего Советского Союза.
Основой для внутримусульманского диалога является признание главенства на территории Республики Башкортостан традиционного для мусульманской части ее населения ханафитского мазхаба суннитского направления ислама; лояльности к светскому характеру государства и к институту муфтиятов ЦДУМ и ДУМ РБ. С точки зрения государства критерием для оценки тех или иных движений должны служить не вероисповедные, а правовые критерии».
Тезисы не вызвали возражений ни у кого из участников уфимской конференции.

Очевидно, подразумевается, что в позитивном сценарии будущего, основанном на подобном диалоге, эти проявления наподобие хакканизма и ваххабизма станут все более маргинальными за счет увеличения количества и качества умеренно настроенных мусульман, включая переход в их число наиболее конструктивно мыслящих адептов антагонистичных лагерей.

Проблемный момент Грозненской фетвы – именно в третьей части, когда обязательным для всех суннитов признан тасаввуф, в смысле следования суфизму - что совершенно необязательно для мусульманина - но характерно как раз для Чечни.
Причем ни в каком законе УК РФ не найти зацепки для осуждения этого неприятия: по Конституции РФ, оно есть личное дело каждого.
Если бы хотя бы обошлись без упомянутых такфирных формулировок, просто подчеркнув значение тасаввуфа - оппонентам куда труднее было бы придраться к фетве. Но организаторы торопились, избежав детального обсуждения, вручить готовую в Грозном резолюцию участникам как состоявшийся факт, и закрепить ее их авторитетом. А в настоящей формулировке, отдающей типичными мемами «кадыровцев», она просто неприемлема для многих и неисполнима в РФ, по мнению ряда экспертов, в частности, известного исламоведа Ахмета Ярлыкапова.

Проблема еще в том, что, как отметил на той же конференции в Уфе Ильдар Сафаргалиев, тасаввуф - путь эзотерического нравственного совершенствования, он просто по природе своей не для всех.

А фетва, заметим, фактически объявляет "вышедшими из религии" тех, кто его не признает. И с этой точки зрения, риск этой фетвы - в попытке одной группы мусульман натравить государство на другую.
Причем ничуть не менее конфликтной и потенциально опасной группы: напомним, погромы русских и война в Чечне начались именно на фоне «громких зикров», а уж сила Кадырова ныне в РФ известна.
Возможно, его модель целесообразна для Чечни - но в других регионах России опыт республики, сложившийся по итогам гражданской войны неприменим.

В итоге фетва оказалась похожа на закон Яровой: мотивы ее понятны, резонанс громкий, почти скандальный, но формулировки таковы, что вызывали целый шквал вопросов. В настоящем виде, без уточнений, они фактически неприменимы. И отменить их точно также уже нельзя; и не подписаться поэтому сложно.

А потому весь вопрос будет не в самом законе, т.е., в данном случае, в фетве, а в его (ее) правоприменительной практике.

Судя по присутствию на конференции муфтия Нурмуххамада Нигматуллина, ДУМ РБ подпишет ее раньше ЦДУМ и ДУМ РФ. Подписал и ДУМ РТ. Но никаких окончательных проблем она не решит – все будет по прежнему решаться на местах, исходя из реалий, а не заявлений из Грозного, и после коррекции текста центральными муфтиятами.

С одной стороны, заявленные цели фетвы ясны и вызывают одобрение. С другой – результат пока оказался им противоположен. Думается, именно в данном случае наглядно видно преимущество и необходимость научного, экспертного подхода к проблеме.

Как для государства нет суфиев и салафитов: есть граждане, - законопослушные либо преступающие закон, - так и для ученых (светских религиоведов и обществоведов, а не знатоков шариата и фикха) нет суфиев и салафитов – есть объект изучения.
Они способны без эмоций и предвзятости, в «инженерном» порядке, - и вне неразрешимого конфликта религиозных интересов, и вне государственной идеологии: то и другое для них лишь фактор в модели, - рассмотреть основные перспективы и риски разных сценариев. Например, развития диалога внутри мусульманской уммы с точки зрения укрепления общероссийской идентичности.

Так, для этих целей Институт стратегических исследований Республики Башкортостан предложил правительству РБ и Национальному антитеррористическому комитету проектную модель когнитивной площадки междисциплинарной и межведомственной кооперации действий государственных органов, экспертного сообщества и общественных структур.


Азат Бердин, зав.сектором культурологии и обществоведения ЦСКА ИСИ РБ,
специально для сайта «РБ - XXI век»
Комментарии (33)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Абзый
#1 Абзый Гости 19 сентября 2016 07:42

Ваххабиты и их пиарщики Бердин с Юсуповым крутятся как уж на сковороде. Почувствовали, что им скоро кирдык
bashkir
#2 bashkir Гости 19 сентября 2016 07:50
Господин Бердин, я бы не стал так импульсивно реагировать на грозненские события. Понятно, что в Башкирии или Татарии работать с ваххабитами будут не так как в Чечне. Но фетву саму по себе, я бы воспринимал как первый шаг к формированию тренда по изоляции ваххабитов.
rооt
#3 rооt Гости 19 сентября 2016 08:26
Цитата: bashkir
Но фетву саму по себе, я бы воспринимал как первый шаг к формированию тренда по изоляции ваххабитов.
Общественная сфера раздроблена, мусульманское образование на дне, просвещение почти полностью перехвачено салафитами. Суфийские и просуфийские организации пестры как хвост у павлина, весьма конфликтны, да еще некоторые из них вне закона.
Москва пока клюет на антиваххабитский тренд. И кто громче будет его выкрикивать тот и будет под вниманием. Москва не понимает почему у мусульман все валиться из рук и хочет конкретики и Кадыров попытался дать эту конкретику - во всем виноваты вахи их надо просто взять и запретить. Я считаю что это не исполнимо даже на уровне Чечни. Поэтому в контексте "тренда изоляции ваххов" это не столько первый шаг, сколько шаг отчаяния.
bashkir
#4 bashkir Гости 19 сентября 2016 08:56
rооt, вы сильно утрируете насчет ваххабитского просвещения. А так, грозненская фетва была прогнозируема.
rооt
#5 rооt Гости 19 сентября 2016 09:29
Цитата: bashkir
вы сильно утрируете насчет ваххабитского просвещения. А так, грозненская фетва была прогнозируема.
ладно, пропаганда. мне без разницы. Но то что эта пропаганда имеет уже валовый характер это факт.
bashkir
#6 bashkir Гости 19 сентября 2016 09:59
rооt, и пропаганду, в том виде, которая была лет пять-десять тому назад, я не вижу. Я сужу по Ноябрьску. И сильно сомневаюсь, что в Башкирии по другому. Особенно в свете бомбардировок ВКСРФ сирийских боевиков.
rооt
#7 rооt Гости 19 сентября 2016 10:43
Цитата: bashkir
и пропаганду, в том виде, которая была лет пять-десять тому назад, я не вижу. Я сужу по Ноябрьску. И сильно сомневаюсь, что в Башкирии по другому. Особенно в свете бомбардировок ВКСРФ сирийских боевиков.

В Ноябрьске наверное все же мигранты из Сев. Кав или Ср Азии. Там они реально чужие и скорее всего действительно радикалы. Здесь же и вахи и хаки в основном представлены местным населением. Бомбежки здесь отразятся если только уже здесь они не начнутся.
Гость
#8 Гость Гости 19 сентября 2016 10:55


Народ спивается, а они тут про ваххабицтов и суфистов.
Хохма одним словом )))
bashkir
#9 bashkir Гости 19 сентября 2016 12:50
rооt, был случай с типом по фамилии Землянка. Он зарезал в Сирии другого русского , якобы сотрудника российских спецслужб. Этот Землянка родом из Ноябрьска. После того случая ваххабитов здесь не видно и не слышно.
Гирей
#10 Гирей Гости 19 сентября 2016 15:16
Цитата: Абзый
Ваххабиты и их пиарщики Бердин с Юсуповым крутятся как уж на сковороде. Почувствовали, что им скоро кирдык
ну почему, почему хакканиты так глупы, уныло истеричны и предсказуемы? неужели от личности медиа-мюршида? recourse
Цитата: bashkir
Понятно, что в Башкирии или Татарии работать с ваххабитами будут не так как в Чечне.
согласен с Вами. Но тогда смысл брать Чечню за образец? понятно, что на бумаге, которая все терпит.
Цитата: bashkir
Но фетву саму по себе, я бы воспринимал как первый шаг к формированию тренда по изоляции ваххабитов.
этих шагов было уже на целый марафон. Поздно. А потому и такие способы устарели лет на десять и ничего кроме проблем не вызывают. Они - давно уже не привнесенное, а социальное явление именно отечественной действительности. Мне кажется, Вы судите по совершенно разным ее контекстам: Ноябрьск или Уренгой по сравнению с Башкортостаном в этом плане две огромные разницы. Пример с Земляникой это подтверждает. Я знаю ситуацию в Н.Урегое, если что, вся родня там. В РБ же у местных, той же Шуры РБ давно несколько иные интересы, чем прирезать чьего-то якобы сотрудника. И это имено в силу того, что они вырастают из маргинализации. А это и есть искомая социализация. Понятно, что в муфтияты их никто не пустит, а крышелетам был дан золотой мост в Сирию. Жаль некоторых людей, но у каждого свой путь, и ситуация именно такова, а исходить гос-во может только из нее, а не из повелений суфийских духовных повелителей, у нас же не теократия и не криптократия.

Цитата: Гость
Народ спивается, а они тут про ваххабицтов и суфистов.
а если мы не будем про ваххабитов и суфиев, народ перестанет спиваться? Между прочим, там где народ идет в Ислам, он пить перестает.
bashkir
#11 bashkir Гости 19 сентября 2016 16:04
Гирей,о каких марафонских шагах вы? Я таких не видел. До сих пор пытались либеральничать и разговаривать с ваххабитами. При том, что сами ваххабиты в основе своей такфиристы, при чем каждый из них. Они способны стать нормальными людьми только при условии отказа от своей идеологии.

И о каком различии вы говорите между уренгойскими и башкирскими ваххабитами?
Гирей
#12 Гирей Гости 19 сентября 2016 18:34
Цитата: bashkir
При том, что сами ваххабиты в основе своей такфиристы, при чем каждый из них
возможно, возможно. Но я обрадовался Вашему приходу к прошлой статье именно памятуя Вашу аргументацию на Башфоруме о вреде такфиризма. Вопрос хотел задать: вот написавшие эту фетву не такфиризмом занимались, нет? В статье выше процитированы особо заинтересовавшие меня именно в этом ракурсе места.
Цитата: bashkir
И о каком различии вы говорите между уренгойскими и башкирскими ваххабитами?
о социологическом. Это во многом разные явления. То-то и оно, что "ваххабизм" и салафизм - в РФ очень растяжимое (в том числе благодаря их оппонентам и СМИ) понятие, под этот ярлык кто только не попадал, и в отличие от нео-, псевдо- и просто суфиев, далеко не всегда обладающие единой идеологией и жесткой конспиративной иерархией, без которой тарикатов просто нет. А Вы явно судите о первых по аналогии со вторыми, что неверно. В РФ это скорее конфессионально окрашенное протестное явление, а оно в разных регионах разное. Начать с того, что, как уже сказал root
Цитата: rооt
В Ноябрьске наверное все же мигранты из Сев. Кав или Ср Азии. Там они реально чужие и скорее всего действительно радикалы. Здесь же и вахи и хаки в основном представлены местным населением.
и пример отличий также:
Цитата: rооt
Бомбежки здесь отразятся если только уже здесь они начнутся.
. А об иных отличиях тут: http://rb21vek.com/religion/913-tendencii-i-problemy-razvitiya-sovremennoy-ummy-
bashkortostana-faktor-salafizma.html
bashkir
#13 bashkir Гости 19 сентября 2016 20:21
В данном тексте я не вижу такфира. А это «Поистине, они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука. Они, как поведал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будут молоды годами, бестолковы умами и не будут обладать знаниями». Перефразирование известного хадиса о хаваридж. Из групп ашаритов в такфире усердствуют хабашиты. За это они являются сектантами в фикхе, как выразился один из авторитетных братьев. Они явно выносят такфир ваххабитам. Ахлю сунна такфир не выносит.

Какая разница между ваххабитами и салафитами, если именно усердие в такфире делает их теми, кто они есть. Мне надоело возиться со ссылками с ресурса Шуры на однозначные тексты в отношении суфиев, например. Хотите, сами найдете, в частности тексты некоего Али Котенева.

"Бомбежки" вообще то уже были. По членам одной из татарских группировок сегодня начался судебный процесс. Вас ничему не научили ни аскинские партизаны, ни теракты в Казани. Хакканиты отличаются от ваххабитов тем, что варятся в собственном соку, не особо то и доставляя неприятности. Вы серьезно утрируете их опасность по сравнению с ваххабитами.


У шейха Рамазана аль-Бути, хIафизагьуллагь, спросили о хабашитах:

:

Вопрос: Аль-Ахбаш: (джамаат) чьих имамом является Абдуллах аль-Харари из Бейрута говорят в своих мечетях о том, что намаз за ваххабитами является запрещенным и имам Ибн Таймийя является неверующим (кафир).

. .

Ответ: Следовать (в намазе) за ваххабитом не является запрещенным (харам) и молитва мукътадия (стоящего позади) является действительной (сахих).

Нельзя делать такфир мусульманину, о котором нам с твердой уверенностью неизвестно как умершим на неверии. И нет среди людей тех, кто бы знал, что Ибн Таймийя при смерти стал вероотступником и умер неверующим.

Джамаат о котором вы меня спрашиваете, выносят такфир многим мусульманам. Они вынесли такфир Мутавалли аш-Ша’рави, аль-Кардави и мне также вынесли такфир. Пожалуй (хабашиты считают себя единственными) мусульманами, единобожниками «избалованными» перед Аллахом в своих убеждениях.

Источник: http://bouti.alafdal.net/t174-topic



А это комментарий к грозненской фетва Али Полосина, который выражает, в общем то то, что я и сказал. Если бы там был такфир, то Полосин бы об этом сказал. Но он говорит лишь Согласно фетве, последователей Ахлю Сунна валь Джама’а отличает три главных признака: принадлежность одному из мазхабов, ашаритской или матуридитской школе, а также признание суфийской школы как высшей ступени нравственного самосовершенствования мусульманина, достижения им полной искренности (ихсан) в делах ибадата (служения, поклонения).

Ссылка на Полосина http://www.islamnews.ru/news-504796.html
сагит исмагилов
#14 сагит исмагилов Гости 20 сентября 2016 11:39
В свое время Л. Толстой писал: "И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения." То же самое можно по аналогии писать о рассуждениях "bashkir". На Башфоруме благодаря ему произошло,то о чем написали выше. Такими вести дискуссию не нужно их надо просто игнорировать,так как вреда для развития от таких больше,чем от врагов.
сагит исмагилов
#15 сагит исмагилов Гости 20 сентября 2016 12:27
М.Бибарсов, которого цитирует сайт Совета муфтиев, выразил несогласие с тем, что решением конференции ваххабиты были выведены за рамки суннитского ислама.

«Характерно, что в периоды стабильности все общины сосуществовали в гармонии, дополняя друг друга, а во времена смуты начинается та самая борьба по дискредитации своих собратьев и выводу их за рамки Ахль Сунна. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем именно такую картину, когда каждый хочет присвоить себе почетный титул, вызывая ответную реакцию, при этом ослабляет самих себя и своих оппонентов», — заявил он.

М.Бибарсов положительно оценил инициативу участников конференции замкнуть экспертизу мусульманских текстов на экспертный совет при Минюсте, однако подчеркнул, что «все остальные запретительные и репрессивные инициативы и обращение с ними к органам власти» негативно скажутся на исламском сообществе России.

Кроме того, он усомнился в обязательности исполнения этой фетвы для российских мусульман.
Гирей
#16 Гирей Гости 21 сентября 2016 23:47
Цитата: bashkir
Если бы там был такфир, то Полосин бы об этом сказал.
с чего бы? ведь это означало бы дискредитировать фетву, подписантом которой он являлся. И посмотрите ео ответ процитированному Сагитом Исмагиловым Муккадасу Бибарсову: Полосин сам признает, что не факих и нет у него полномочий и обязанностей судить о фетве. А в рамках личного мнения он говорить о такфире в фетве не обязан, вот и не сказал. Вот когда спросили - сказал.
Цитата: bashkir
В данном тексте я не вижу такфира.
рахмат. Но сомнений не развеяли.
Цитата: bashkir
Перефразирование известного хадиса о хаваридж.
в курсе. Но не является ли обвинение в хариджизме фактически близким к такфиризму с точки зрения конфликтности? Нет, я в курсе, что хариджиты не кафиры. Но разница-то, если приравнивание и к тем и к этим объявляет врагом Ислама. Даже хуже, ибо кафиры могут и не быть врагами. Прочел ответ Полосина Бибарсову. Он явно слабый. Просто лепет, что "прежде всего" вовсе не означает "только", а на арабский перевели неправильно (на международной конференции!).
Цитата: bashkir
Они явно выносят такфир ваххабитам. Ахлю сунна такфир не выносит.
Близкой к хабашитам считают Хизриеву smile.

вот этот ответ Полосина Бибарсову: http://www.islamnews.ru/news-505872.html
bashkir
#17 bashkir Гости 22 сентября 2016 10:20
Если Вы сами не понимаете что есть такфир, то и писать об этом, как минимум, неприлично. А если приведенная Вами цитата единственная, за что вы обвиняете Кадырова в такфире, то это признак Вашего невежества. А вот Вам пример явного такфира. Его вынес саудийский шейх после грозненского мероприятия.

Саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи, профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде, резко раскритиковал прошедшую в конце августа этого года в Грозном Всемирную исламскую конференцию «Кто такие последователи суннизма», посвященную памяти первого законно избранного президента Чечни Ахмата Кадырова — борца против ваххабитской идеологии.

Как сообщает сайт катарского информационного агентства Al Jazeera, Арифи в своем твиттере осудил итоги конференции в Грозном, осудившей идеологию ваххабитов, «Братьев- мусульман», «Хизб ут Тахрир» и ДАИШ (признаны в России террористическими организациями — EADaily). По сообщению Al Jazeera, саудовский богослов объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «кяфиром» (неверным, немусульманином), а кровь Кадырова «дозволенной». То есть, Арифи сообщал своим последователям — салафитам, что у них есть право убить Кадырова, поскольку он является «врагом ислама».

Чтобы сравнить категоричность двух текстов не надо быть факихом. Это можете сделать и Вы.

Ахлю сунна не выносит такфир ваххабитам. Хариджиты сегодня в основном это ваххабиты. Первые хаваридж в истории ислама были людьми совершенно другой идеологии. Они проявили себя в том, что просто откололись от Уммы и способствовали в межмусульманской резне. Из за выхода их из уммы из и назвали хариджиты-вышедшие, отколовшиеся.

Боевикам исламского государства и Джубхатуннусра в Сирии Ахлю сунна такфира не выносит, но называет из хаваридж.

Обвинение в хариджизме не есть такфир. Наоборот, хариджиты усердствуют в такфире, например, суфиев.

В тексте фетвы нет и намека на физическое уничтожение ваххабитов. Там как я помню вроде говорится о самооборооне, но не более. На мой взгляд вообще фетву нужно воспринимать как первый шаг к формированию тренда по изоляции ваххбитов. Это значит, что никто их убивать не будет, но все будут знать что ваххабизм некий чуждый Ахлю сунна элемент. В итоге деятельность салафитов будет похожа примерно на деятельность шиитов каких нибудь.

Прошу прощения. Вот перепроверил. Арифи назвал информацию о такфире Кадырову враньем.

Сообщение о высказывании шейха Арифи в отношении Кадырова оказалось стопроцентной уткой. «Именно ложью и назвал сам шейх эту небылицу. Авторы пустышек ссылаются на какую-то мифическую запись в twitter, не потрудившись заглянуть в первоисточник»,– написал на своей странице в социальной сети Инстаграм А. Каримов.


Но в целом я думаю смог объяснить, что такое аткфир. Это объявление человека кафиром и вытекающее из этого разрешение на его физическое уничтожение.
Читатель
#18 Читатель Гости 29 сентября 2016 09:20
Так какие претензии у башкирских традиционщиков к грозненской фетве ?
rооt
#19 rооt Гости 29 сентября 2016 20:15
Цитата: Читатель
Так какие претензии у башкирских традиционщиков к грозненской фетве ?

Все те же, дорогой наш Читатель. Буквоедством и пространными рассуждениями о терминах дай нам волю тоже занимались бы, однако уже скучно и бесполезно. Поэтому не стал бы так восторженно принимать наше молчание.
Считать, что такими фетвами можно ограничить салафитов и нурджилар... человек просто не знает реалий.
Гирей
#20 Гирей Гости 30 сентября 2016 21:05
Цитата: bashkir
Вы сами не понимаете что есть такфир, то и писать об этом, как минимум, неприлично. А если приведенная Вами цитата единственная, за что вы обвиняете Кадырова в такфире, то это признак Вашего невежества.
я признавал свое невежество и спрашивал Вашего мнения о такфире и такфиризме (могу по другому назвать, разница-то), и Вы это помните. Но: 1. Лично Кадырова в такфире не обвинял: у Вас нет тому доказательств. "по инициативе... создавать впечатление" - это манипуляция сознанием, но не такфир как ритуальный акт. 2. Элементарным представлением о сути такфира обладаю, потому-то и отличаю его от "такфиризма" как явления и разницу между такфиром и такфиризмом как конфликтным, а не богословским явлением оговорил, и в тексте, и здесь, вопрошая Вас:
Цитата: Гирей
Но не является ли обвинение в хариджизме фактически близким к такфиризму с точки зрения конфликтности? Нет, я в курсе, что хариджиты не кафиры. Но разница-то, если приравнивание и к тем и к этим объявляет врагом Ислама. Даже хуже, ибо кафиры могут и не быть врагами.
Ведь хариджиты - мусульмане, но враги уммы. Вы же просто игнорируете слова оппонента, подменяя их Вашими представлениями о них. Поэтому Ваш контрдовод оказался эмоционален и ошибочен:
Цитата: bashkir
вот Вам пример явного такфира. Его вынес саудийский шейх после грозненского мероприятия.
но тут же вынуждены признать, что пример Ваш - ложен:
Цитата: bashkir
Прошу прощения. Вот перепроверил. Арифи назвал информацию о такфире Кадырову враньем.
Прощаю smile. Но толку-то, если Вы тут же, не смущаясь ложностью примера, заявляете:
Цитата: bashkir
Это объявление человека кафиром и вытекающее из этого разрешение на его физическое уничтожение.
итак, если нет разрешения на физическое уничтожение человека, то нет и такфира? ок. и объявлять мусульман не кафирами, а заблудшими и/или хариджитами - вполне конструктивно? Но тогда у Вас отпадают обвинения к немалому % оппонентов, хоть к тому же Ишмурату, от которого такфира вообще не слышно. Но мы не в теократии живем. И я сужу со светской точки зрения: и то и другое является конфликтной претензией на выведение всех оппонентов за рамки правового поля, что не есть хорошо.
bashkir
#21 bashkir Гости 1 октября 2016 08:21
Гирей, Что такое такфир я Вам объяснил. Не нужно заниматься наукой, чтобы до сих пор не понять его в понимании мусульман, а не хрен знает кого. Такфир выводит мусульманина из Ислама. Мусульманин становится муртаддом, то есть его можно убить. Если Вы под такфиром имеете ввиду что то иное, это Ваши проблемы.

А примеров казни с объявлением такфира предостаточно. Вот из последних https://www.youtube.com/watch?v=QzD_uv4hojs

Этот случай показательней истории с Арифи, который Вас так возбудил :) Потому что методология ваххабитов такова, что любой новоприбывший адепт имеет право выносить фетву. И действовать по ней. У Ахлю сунна подобные действия обычных мусульман считаются серьезным грехом.

Что касается господина Хайбуллина, то он оказался поумней своего коллеги по Шуре Фанзиля Ахметшина и удалил все связи с Абу Умаром Саситлинским. А на второго активиста Шуры можете взглянуть сами Вконтакте.



А это так, на закуску. Кадырова ваххаюиты объявляли кафиром уже давно. http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2009/09/22/68143/pochemu-kadyrov-murtad
.shtml
Гирей
#22 Гирей Гости 1 октября 2016 14:42
Цитата: bashkir
Гирей, Что такое такфир я Вам объяснил.
Спасибо. Правда, нового я не услышал. Повтрряться уже просто надоело, Вы просто не читаете собеседника. Точнее, читаете - но только то, что укладывается в Вашу мысль. Этого вообще-то недостаточно. Но это проблемы не мои.
Цитата: bashkir
А примеров казни с объявлением такфира предостаточно.
и что? примеров убийств и похищений "заблудших" в Чечне и на Сев.Кавказе предостаточно и без такфира. Вы не ответили на мой вопрос: чем объявление хариджитом в РФ лучше объявления кафиром с точки зрения конфликтности? Думаю, почти ничем.
Цитата: bashkir
Этот случай показательней истории с Арифи, который Вас так возбудил
простите, Вы зачем-то перекладываете на меня свои проблемы. Я как-то даже не интересовался случаем с Арифи, все возбуждение от него - в Вашем сумбурном постинге. когда Вы то основываетесь на нем, то признаете его уткой. Последнее похвально, но я-то тут причем?
Цитата: bashkir
А на второго активиста Шуры можете взглянуть сами Вконтакте.
а какие к нему там претензии? Он давно не активист Шуры. Ибо сел за удивительным образом найденный у спортсмена, прошедшего три таможни, героин. Так что сайт и движ развивались уже без него. Хотя у истоков - да, стоял и он, как и в целом Молодежный Совет Всемирного Курултая башкир.
П.С. А указанная Вами ссылка привела к Реестру запрещенных доменов. Нехорошо.
bashkir
#23 bashkir Гости 1 октября 2016 14:47
Гирей, слишком по детски. wink
Алмата
#24 Алмата Гости 1 октября 2016 19:07
В интересное время живем ,салафиты и суфии которые рядом не стояли с первыми саляфами , суфиями . Кадыровская фетва позорная ,но и позорная позиция вахабитов которые внесли раскол в умму, такфиря всех на лево и направо ,что говорит об ограниченных умственных способностях наших людей .
bashkir
#25 bashkir Гости 1 октября 2016 19:53
Алмата,так было всегда. Первые сектанты появились уже во время Пророка, мир ему. Первые хаваридж появились во времена халифов. Ничего нового.
Гирей
#26 Гирей Гости 2 октября 2016 00:12
Цитата: bashkir
Гирей, слишком по детски.
Умно, умно. Аргумент!
bashkir
#27 bashkir Гости 7 октября 2016 10:19
Гирей,это я очень культурно выразился. Не называть же мне ваш последний пост детским лепетом.
Гирей
#28 Гирей Гости 7 октября 2016 18:43
Цитата: bashkir
Гирей,это я очень культурно выразился.

конечно. И скромно.
Цитата: bashkir
Не называть же мне ваш последний пост детским лепетом.
Повторюсь: аргумент! smile В общем, как говорится в холиварах, ЧТД, слив засчитан.
Читатель
#29 Читатель Гости 8 октября 2016 11:28
В чем особенности башкирского этнического ваххабизма ?
Летчик
#30 Летчик Гости 12 октября 2016 23:22
То что суфизм пока не предан анафеме улемами - это как сказал тов. Дзержинский "не их заслуга, а наша недоработка". Мы еще на своем веку услышим по этому поводу фетву.
1 2
МУСУЛЬМАНСКИЕ
МУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОМ Мусульманская умма Башкортостана обладает многовековой историей, но как ни странно,
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия 5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная
Резолюция участников круглого стола в Институте востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН: «проект «История башкирских родов» - это первое столь масштабное научное исследование по башкирскому этносу за последние несколько
О федерализме в феврале
О федерализме в феврале В феврале текущего года в Москве прошли два интересных мероприятия, посвященных федеративным отношениям в России. Интересны они тем, что
Орда в сердцах – Россия в руках!
Орда в сердцах – Россия в руках!
Орда в сердцах – Россия в руках!
15.09.11 Идеология и Политика
Гиреи идут! 16-17 сентября 2011 г. в Уфе и Краснокамском районе Башкортостана состоится Съезд золотоордынского рода гирей. В рамках Съезда предполагается проведение
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса