МУСУЛЬМАНСКИЕ
13.09.2016 1 786 67 root

МУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОМ

Вопросы религии
В закладки
МУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОМ


Мусульманская умма Башкортостана обладает многовековой историей, но как ни странно, декларируемый в Башкортостане «традиционный ислам», имеет множество вариантов. Более того сам термин «традиционный ислам» может пониматься по-разному: 1. Ислам эпохи Мухаммада и его сподвижников. 2. Ислам XIX – начала XX вв. – то есть до периода советского секуляризма. 3. Современный этнический или обрядоверческий ислам, представленный муфтиятами.

В принципе сложно воспринимать «традиционный ислам», когда его возрождение связано с референтной зависимостью наших мусульманских деятелей от исламской традиции другой нации или культуры. Отсюда постоянный поиск новых гуру в мусульманских странах – Турции, Сирии, Пакистане и даже Казахстане.

Эта ситуация усугубляется практически отсутствием сильного отечественного кадрового потенциала. В ближайшие годы разница между количеством мечетей и имамами будет расти не в пользу специалистов. Растущую религиозность населения очень сложно удовлетворить в условиях нехватки соответствующей литературы.

Если татароязычную часть населения еще как-то удовлетворяют казанские издания и татароязычные выпуски Центра развития мусульманского образования БГПУ, то издание башкироязычной мусульманской литературы явно не входит в число приоритетных для задач для отвечающего за издание подобной литературы отдела (НИЦ РМО) главного педагогического университета Башкортостана и, тем более, для Казани.

В итоге, мусульманская умма Башкортостана расцветает целой палитрой неконтролируемых религиозных групп (джамаатов). Некоторые из них уже начинают влиять на политику муфтията (например, одна из неосуфийских религиозных групп – хакканиты – весьма умело повернули политику ЦДУМа в свою пользу в 2013-2015 гг.).

В появившихся религиозных группах в Башкортостане сложно выделить общие черты, в которых можно было бы увидеть региональную особенность или какой-то архетип народа. Спектр весьма широк – от крайне радикальных ваххабитских течений, до неоосманитских джамаатов, причем открыто претендующих на звание источника самого традиционного и самого башкирского ислама. Поэтому попытки коренизации в историческом Башкортостане какой-либо конкретной группы - лукавство или же элементарная профанация.

Высокая дифференциация мусульманской уммы к сожалению далеко не всегда соответствует уровню экспертов, занимающихся религиозными группами современности. Все же религиозные группы делятся не только на суфиев и салафитов. Функционируют группы, которые довольно сложно отнести к тому или иному направлению в исламе. Салафитские джамааты сами по себе весьма дифференцированы, настолько, что возник внутрисалафитский термин для своих салафитских оппонентов – хавариджи (хариджиты). Интересно, что иногда он проходит по линии лояльности или оппозиционности к государственной власти.

Суфийские тарикаты, несмотря на всеобщее употребление этого словосочетания вместе с «традиционным исламом», явление в современном Башкортостане в действительности весьма редкое. Тасавуф – нравственный путь суфия – в идеале направленный на совершенствование человека и согласие в внешним миром, используется как жупел в конфликтной риторике и в политической/идеологической борьбе (пример с грозненской конференцией весьма показателен). Сами тарикаты в РБ в большинстве случаев представляют переработанный турецким национализмом или казахской этничностью новодел. Посему различного рода «хариджиты» (из салафитской когорты), хакканиты или адепты «Орды» и «Бата» являются болезнями роста, крайностям мусульманского возрождения.

Крайности есть и, безусловно, будут в условиях кризиса идентичности. Многие современные неофиты религиозных групп будут принесены в жертву истории, так и не найдя себе места в новой религиозной парадигме.

На сегодняшний день выдвинуто два проекта. Один из них отражен в грозненской фетве. Отзывы о ней весьма противоречивые: от положительных до скептических, но, наверное, всеми негласно признается, что данный проект предполагает конфликт, не предусматривающий компромисса. Фетва сводится к тому, что мусульманами объявляются верующие, следующие только определенным авторитетам, признанным именно в суфийской среде.

Просуфийские группы активно взаимодействуют на межрегиональном и российском пространстве, и диалог между ключевыми группами практически налажен. На салафитском же уровне вряд ли можно говорить об общей риторике и о каких-либо устойчивых межрегиональных связях. Однако соотношение просалафитских и просуфийских джамаатов на северо-западном Кавказе или в Урало-Поволжье далеко не в пользу последних. Поэтому конфликт грозиться быть весьма продолжительным.

Второй проект, несмотря на новизну, уже так или иначе себя проявил – так называемый «срединный путь», провозглашенный командой Равиля Гайнутдина (ДУМ РФ). В течение 2016 г. он уже декларировался на «Фахретдиновских чтениях» в Уфе, на конференции в Урумчи.
Возможно, в этом плане следует воспринимать и недавнее информационное письмо о проведении в октябре сего года в конференции «Единство ислама – единство мусульман: основания диалога». Как предполагается, там будет принята если не фетва, то резолюция, очевидно предлагающая «сближение мазхабов», «общий фундамент между разными школами исламской мысли» и тд. Политическая перспектива подобной конференции после грозненской фетвы – определение политических фронтов.

На данный момент в рамках башкирского общества вырисовываются две заметные перспективы.
Первая показывает, что постепенно формируется две конфликтные парадигмы: просалафитская (приверженцы салафизма или склонные к нему) и просуфийская (приверженцы или склонные к суфийским практикам). На сегодняшний день их рост практическим ничем не ограничен – паства растет практически в инкубационных условиях, но пределы роста видны, и в скором времени они станут конкурентны друг другу уже на обывательском уровне. Остановить или нивелировать влияние друг друга они, конечно, не смогут, но конфликт неизбежно нанесет травму обществу в целом, внутри которого происходит эта борьба.

Нанесение культурных травм, более того передача информации об этой травме следующему поколению вполне очевидно приведет к расколу башкирского общества и образованию новых конвиксий или же даже субэтнических структур. В условиях более глубокого социального и экономического кризиса это может вылиться в гражданское противостояние, которые на фоне либерализации общества будет только усугубляться, религиозная конфликтная риторика будет включена в политический пиар, а религиозные группы вполне могут стать электоральной группой (что собственно мы видим в Дагестане, Чечне и Ингушетии). По откровенному признанию одного из лидеров неосуфийского джамаата, гражданская война внутри башкирского общества представляется неизбежной.

Согласно второй перспективе, башкирское общество (и в целом мусульманская умма России) в рамках своей этнонациональной традиции ищет варианты, перебирая их в соответствии с собственными архетипами «коллективного бессознательного». В этом случае проглядывается перспектива так называемого «срединного пути» или «великого договора», который будет представлять собой комплекс догматических компромиссов и уступок как внутри религиозной группы, так и в межгрупповом общении.

Многое будет зависеть от этнической традиции каждого народа России – стремления к соборности и структуризации себя как этноса. Но для достижения этой цели необходимы гибкость и авторитет лидеров религиозных групп, которые смогут в достаточной степени соотнести исламскую догматику, без явных противоречий и конфликтной риторики, с ключевыми архетипами своего этноса.


Юлдаш ЮСУПОВ,
к.и.н., ЦСКА Институт стратегических исследований РБ,
специально для сайта "РБ - XXI век"
Комментарии (67)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читатель
#1 Читатель Гости 13 сентября 2016 14:08

Какие у нас могут быть ваххабисты, если всех не лояльных и бунтовщиков в 2010-2014 гг. переловили и пересажали ?

Сейчас в основном пугают мальчиками в штанишках выдавая их за страшных бородочей и терорюг.
Писатель
#2 Писатель Гости 13 сентября 2016 20:23

Ваххабьё засуетилось
bashkir
#3 bashkir Гости 17 сентября 2016 20:16
А это как называется? Лукавством или профанацией? "Поэтому попытки коренизации в историческом Башкортостане какой-либо конкретной группы - лукавство или же элементарная профанация." В действительности же проблема "неосуфиев" раздувается в угоду ваххабитам. В то же время под ваххабитами земля горит.

Суфии принесли ислам башкирам, и суфии были лидерами Уммы. Надеюсь автор потрудится и опровергнет этот тезис. Тутошняя башкирская интеллигенция взвалила на себя тяжелую ношу обустройства крыши для ваххабитов и их легализации.
rооt
#4 rооt Гости 17 сентября 2016 23:23
Цитата: bashkir
Суфии принесли ислам башкирам, и суфии были лидерами Уммы. Надеюсь автор потрудится и опровергнет этот тезис.
Альхамдулилля! Пусть и сейчас суфии станут лидерами, а не истерят от каждного окрика. Флаг им в руки и ждем конструктива!
корт
#5 корт Гости 18 сентября 2016 03:21
Цитата: bashkir
Суфии принесли ислам башкирам, и суфии были лидерами Уммы

Вы договоритесь разговаривать на одном языке. Суфизм и неосуфизм, приносимый в РБ из турецких источников - это две большие разницы. Похоже современные "неосуфии" стремятся, прежде всего, к "делёжке пирога, но не о споре о сути. Я там знаю адептов ведущих вовсе не мусульманский, но мирской образ жизни - или в неосуфизме (турецкого разлива) это позволяется?
bashkir
#6 bashkir Гости 18 сентября 2016 06:33
Вопрос хакканитов раздувается на данном ресурсе лишь с одной целью, выгородить ваххабитов, и в частности группу "ШураРБ". То что приписывают хакканитам и близко не стоит к опасности исходящей от ваххабитов.

А конкретно по теме-традиционный ислам для башкир это ханафитский- матуридитский ислам лояльный к суфизму. Все остальное не имеет никакого места в истории башкир, либо является ересью, которой брезговала Умма, как и сегодня брезгует ваххабитами. Пока из оппонентов вижу двоих, которые пишут абы что, но не по теме.
Гирей
#7 Гирей Гости 18 сентября 2016 10:56
Покажите, пожалуйста, ЧТО "приписывается хакканитам". Ибо не приписывается, а описывается только и исключительно правда. И в сильно смягченном виде, а одно время был взят даже тайм-аут, при обострении с Турцией, чтобы не попали некоторые из них властям под горячую руку. Кстати, аналогичного поведения от хакканитов ждать бессмысленно в принципе: весь движ их Медиа-мюршида изначально стоял на куштанстве, истеричном поиске ваххабитов под кроватью и вполне реальных доносах. Кроме того, трудно разъяснять публике некоторые провалы хаканитов, не выставив в позорном и смешном свете достойных людей баш.интеллигенции, которых они замазали своими гротескными авантюрами. Но вот насчет угроз. Да, местные хаки скачут не на площадях как суфии в Грозном перед русскими погромами: нет у них в баш.среде даже близко той соц.базы, что была у чеченских сепаратистов. Но ведь и ваххабиты вообще не скачут. И те и другие в РБ - новодел (потому, кстати, и "брезговать" ни теми ни другими умма не могла - их в Башкирии не было). И хоть и сами вахи подтверждают, что намного опаснее хакканитов, давайте судить по делам. Итак, если бы просалафитские движи создали не умеренную Шуру РБ, избавляясь от своих крышелетов, а захватили (как канал) крупнейшее оппозиционное (да и в целом) СМИ РБ - Бонус и ПроУфу. Если бы сажали своих неофитов на новосозданные АГРБ баш.движи. Если бы умудрились манипулировать совершенно нерелигиозным Бабаем, вытаскивая из него фантастические деньги на свои проекты, вроде того же "мавзолея сахабов"; углубляли ссоры с ДУМ РБ, и ДУМ РБ с ЦДУМ, открыто претендовали на ДУМ РБ, - я бы сказал, что они опаснее. Но пока у них ничего этого нет - все это у хакканитов. Плюс вовлечение ряда ключевых фигур, промывающих мозги баш.электорату, заслуженно известных журналистов, артистов и медийщиков. До гюленистов им далеко, но все же. Для баш.общества же самое вредное, что при этом все эти их операции несут лишь смуту, расколы, скандалы и срам. От "сахабов" с помпезного "Мавзолея Нарыс-тау" до разгрома ИГИ РБ... (ряд не менее показательных случаев мы просто не вынесли пока на публику, по указанным выше причинам, да и эти – КРАЙНЕ сдержанно). При этом преувеличивать их опасность тоже не стоит - нужно лишь знать их не очень удачную для РБ роль в РБ.
Мертвый чекист
#8 Мертвый чекист Гости 18 сентября 2016 11:26
Интересная статья, сворую
Гирей
#9 Гирей Гости 18 сентября 2016 11:40
Цитата: bashkir
традиционный ислам для башкир это ханафитский- матуридитский ислам лояльный к суфизму.
Далее, Ислам не может быть "лояльным суфизму". Это суфизм должен быть лояльным Исламу. А опыт РБ показал, что с этим, с элементарными шариатскими нормами у неосуфиев гладко не всегда. Орда, Бата, хаканиты… И помимо скандальных хакканитов, есть вполне нормальные просуфийские течения в РБ, которые не истерят и не натягивают историю на свой глобус, а просто работают. Принесли Ислам башкирам мусульмане: не факт, что описанный Ибн Фадланом башкир-мусульманин был суфий, так что истерика вокруг новых «исторических корней» неуместна. Или нужны подробности, как эта истерика лепится одним автором, ни разу не спецом в суфизме? Большой вопрос ведь, кто ближе «ханафитско-матуридискому исламу» (не существующему, строго говоря, в природе, есть мазхаб ханафитов, есть школа ашаритов-матуридитов), к примеру, Шура РБ или Кильдин, не проучившийся основам Ислама вообще нигде. Да, бывали суфии. Отнюдь не один Зайнулла-ишан, которого умма одно время выслала за новшества. Мавзолей Хусейн-бека, Расулевы, Рамзи, все это прекрасно. Хакканиты-то тут причем? Их поведение осуждалось авторитетными имамами и ДУМ РБ, и ЦДУМ. Из того, что по предположению академического историка С.Таймасова мавзолей Хусейн-бека был создан Тимуром, а Тимур связан с тарикатом Ясавийя, никак не следует, что башкиры обязаны признавать традиционным всякую ерунду, исходящую от неофитов Кильдина. А антиваххабитская истерика – их единственный способ как-то пробиться, не утерять ускользнувший из их холеных суверенитетных ручек контроль над умами молодежи. Это никак не снимает проблему салафизма в РБ, ее нужно изучать ученым и иметь в виду гос-ву, но вред хакканизма очевиден.
rооt
#10 rооt Гости 18 сентября 2016 11:49
bashkir, Повторяя эти мантры чего добьетесь? переноса конфликта сюда. Пустословие какое-то - эти ваххабиты - плохие, эти суфии - хорошие. Был в одном из западных районов, там один из имам-мухтасибов разорялся: типа вот Стерлитамак, Баймак, Сибай, юг Башкирии пр. все ваххабиты, их надо де выселить из региона. Я говорю: у тебя в районе минимум в двух деревнях джамааты с салафитским вероубеждением; ты готов их выселить? - ну да, говорит, все таки нужно сначала нормально объяснить, поговорить.
Хакканиты под видом традиционного суфизма пропагандируют конфликт, нисколько не пытаясь решать вопросы конструктивно. В этом я вижу перспективу раздувания гражданского противостояния в рамках башкирского общества. а это не допустимо независимо от того чья догматика традиционнее. Честно говоря для меня что те и эти нечто вроде ультрас, для которых важна ассоциация себя с той или иной группой, а не реальный поиск истины.
Один из не многих примеров конструктивного диалога я увидел в деятельности джамаата Топбаша, попытавшиеся решить эту проблему и решить ее на фундаментальном уровне. Это отражено в статье на данном ресурсе "История одного тариката". Для меня много значит этот опыт. Такой джамаат в Уфе действительно существовал, действительно был поиск. Когда же пришли разодетые хакканиты... блин... что за туфту они впаривают?!
bashkir
#11 bashkir Гости 18 сентября 2016 12:12
Под материалом господина Бердина о хакканитах я отмечал места, спорные, неочевидные, с подачи ваххабитов преподнесенные как истина. В действительности там полно ерунды, их ортодоксальные мусульмане даже не будут комментировать, разве что как пример клеветы. Если Вам не знакомы нелояльные к суфиям мусульманские группы, могу лишь отослать Вас к изучению матчасти. То же касается ханафитско-матуридитского ислама. Я не встречал материала об исторической акыде башкир, но могу порекомендовать Вам почитать, какой она была у казахов. Разница минимальна. http://www.bashkirlife.ru/news/istinnaja_akyda_kazakhov/2016-08-20-1721
И я говорю не о хакканитах. По крайней мере не их идеи лежат в акыде современных хаваридж.

Ссылка на источник материала по акыде казахов.http://azan.kz/article/show/id/9751.html
Гирей
#12 Гирей Гости 18 сентября 2016 12:28
Цитата: bashkir
Под материалом господина Бердина о хакканитах я отмечал места, спорные
под тем материалом Вам и было отвечено. Здесь же не материал Бердина. Но из уважения к Вам готов сегодня добавить следующий материал Бердина, как и данный - Юлдаша Юсупова, из сказанного на той же конференции в Уфе http://rb21vek.com/religion/914-v-bashkortostane-obsudili-modeli-mezhkonfessiona

lnogo-vzaimodeystviya.html (кстати, мероприятие инициировано одним суфийским тарикатом), правда, не о хакканитах, а о грозненской фетве, чтобы не путать разные предметы дискуссии.
Цитата: bashkir
спорные, неочевидные, с подачи ваххабитов преподнесенные как истина.
ресурс и создан для спорных, неочевидных мнений, только в их состязании можно найти истину smile. Однако, причем тут "подача ваххабитов", если писал не ваххабит, на собственном опыте, легко проверяемом в публичной сфере всей РБ? Вам там же и было это четко попунктно показано http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/page,1,5,883-media-myurshid.html#comment.

Кстати, вспомните и свой опыт (если я обознался, прошу прощения): ведь с появлением Вашим на Башфоруме, с самыми благими намерениями, Башфорум просто разорвался склоками и сдулся как проект. Не есть ли эта постоянная склочность по результатам болезненная мета излишне фанатичных адептов суфизма? про аналогично фанатичных адептов ваххабизма не говорю - но их-то просто сажают и отстреливают. Это не в обиду Вам: просто призываю задуматься над замечанием человека со стороны: возможно, это закономерность, вызванная болезненным состоянием и суфизма и всех течений по причине участия адептов в гражданской войне на Кавказе. Но нам-то в Башкортостан этот конфликт тащить зачем? и похваляться будущей кровью как эти диванные вояки из хакканитов делают? опять Чечне завидовать, как они? в истории Башкрии своей крови мало? да нет, не меньше, чем в чеченской, и у нас свои уроки своего опыта.
Цитата: bashkir
И я говорю не о хакканитах.
Да нет, Вы забыли:
Цитата: bashkir
Вопрос хакканитов раздувается на данном ресурсе лишь с одной целью, выгородить ваххабитов, и в частности группу "ШураРБ". То что приписывают хакканитам и близко не стоит к опасности исходящей от ваххабитов.
bashkir
#13 bashkir Гости 18 сентября 2016 12:30
rооt,мне противна ложь, которую на данном ресурсе выдают за истину. Как это так не было традиционного ислама у башкир? С каких это пор традиционными мусульманами считаются типы, которые совершают обряды вне правовой школы, и при этом этих людей называют ханафитами? Юлдаша я уважаю как специалиста по археологии, с удовольствием читал работы по раскопкам. Но у кого он брал уроки по Исламу мне не понятно. Он бы не подставлялся хотя бы ради сохранения собственного авторитета.
rооt
#14 rооt Гости 18 сентября 2016 13:03
Цитата: bashkir
мне противна ложь, которую на данном ресурсе выдают за истину. Как это так не было традиционного ислама у башкир?
Во-первых, о понятии "традиционный ислам" я говорил в самом начале статьи - читайте внимательнее. Его-то как раз я не отрицаю.
Цитата: bashkir
С каких это пор традиционными мусульманами считаются типы, которые совершают обряды вне правовой школы, и при этом этих людей называют ханафитами?
Опять невнимательность. Ни вахи, ни хакки не являются традиционными мусульманами, и те и эти новодел. Вновь отсылка к статье.
Цитата: bashkir
Юлдаша я уважаю как специалиста по археологии, с удовольствием читал работы по раскопкам. Но у кого он брал уроки по Исламу мне не понятно. Он бы не подставлялся хотя бы ради сохранения собственного авторитета.
Ну уж если авторитет археолога у меня на нуле - ничего страшного.

bashkir,давайте конкретно. что делать? все ресурсы есть - общественно-политический орган - аж два муфтията, подготовка кадров - университет и несколько медресе. Учебники - финасирование такое же как и в Казани, идеология - все построено на суфизме, народ воспримет. Чего такого не хватает? Ментов и фейсов, чтобы устроить охоту на ведьм? Ничего не делая и не предлагая, жалуетесь на жизнь, что везде зажимают. Имея все ресурсы не можете наладить работу в сфере образования, просвещения, науки.
bashkir
#15 bashkir Гости 18 сентября 2016 14:13
rооt,
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


Вообще то отрицаете. Башкирам Ислам принесли суфии-ханафиты -матуридиты. Это так, если смотреть на факты объективно. Традиционным мусульманам можно ставить в упрек, что не сохранили знания. И все. Вы и господин Бердин, наверняка, в состоянии анализировать свои тексты. Считайте, какая доля и в какой категоричности в ваших работах отводится хакканитам-псевдосуфиям, а фактически безграмотным суфиям, и ваххабитам, которых никогда до новейшей истории в Башкирии не было. Термин "умеренный ваххабит" выдуман, чтобы элементарно одурачивать публику и пропагандировать ваххабизм. Хавариджизм - одна из основ ваххабизма, отсюда и конфликт там, где они появляются. Даже в истории с адептами шейха Топбаша эти типы умудряются оскорбить своих сторонников. С хакканитами же вести диалог можно. И диалог этот ведут и ДУМРБ и ЦДУМ.

Господин Бердин, если это вы, я плохой. Вы правы.
корт
#16 корт Гости 18 сентября 2016 14:29
Цитата: bashkir
Под материалом господина Бердина

Давайте не переходить на имена собственные. bashkir -Вы меня знаете ещё по 90-ым годам, поэтому и я Вас хорошо знаю. Если перейдём черту, уверяю хорошего в этом мало. Вам ещё долго трудиться wink
Ну бросьте эти сектантские привычки, не уподобляйтесь "нашим" - тем более такой ник выбрали. Вот так и Союз развалился - всего в избытке, но не хватало чуть-чуть, какой-то мелочи. А вот на ней-то и подловили - дьявол он в мелочах.
У Вас хорошая научная работа - есть чем заняться всерьёз.
bashkir
#17 bashkir Гости 18 сентября 2016 14:39
Юлдаш, вы меня спрашиваете что делать. Для меня очевидно, что для начала надо писать правду. И надо любить свою историю. Иначе будущего у нас не будет.

Если вы работаете ради карьеры, то помните, тяжелые времена приходят и уходят по велению Всевышнего. Сектанты появились уже во времена пророка, мир ему, и появлялись всегда. Но Всевышний всегда оставлял их униженными. Так будет и впредь. Сила ваххабитов сегодня прямо пропорциональна слабости уммы.
Гирей
#18 Гирей Гости 18 сентября 2016 16:44
Цитата: bashkir
Башкирам Ислам принесли суфии-ханафиты -матуридиты.
Вы опять ничем не подтверждаете свои тезисы, игнорируя реплики оппонента, но требуя их. Расскажите, каким суфием был первый башкир-мусульманин, описанный ибн Фадланом. Или имелись в виду удивительные "сахабы" с Нарыс-тау? Про Тимура и Ясавийя не надо - я сам их отметил. Впрочем, как и прошлый раз, Вы игнорируете ответы оппонента буквально почти по всем пунктам. В виде довода просто заявляя, что правда на Вашей стороне и ее очень любите, и баста.
Цитата: bashkir
Считайте, какая доля и в какой категоричности в ваших работах отводится хакканитам-псевдосуфиям, а фактически безграмотным суфиям, и ваххабитам, которых никогда до новейшей истории в Башкирии не было.
и какая? что этим хотите сказать, уважаемый? хакканитов тоже не было за неимением самого шейха Хаккани. О, как. заявленные Вами же псевдосуфиями повышены до ранга невежественных суфиев (хотя как может быть невежественным целый тарикат суфиев, мне не понять). Почему повышение? А потому, что
Цитата: bashkir
С хакканитами же вести диалог можно. И диалог этот ведут и ДУМРБ и ЦДУМ.
. На этот довод я могу Вам дать только один ответ:
Если вы работаете ради карьеры, то помните, тяжелые времена приходят и уходят по велению Всевышнего. Сектанты появились уже во времена пророка, мир ему, и появлялись всегда. Но Всевышний всегда оставлял их униженными. Так будет и впредь.

Цитата: bashkir
если это вы, я плохой. Вы правы.
опять. При всем к Вам уважении, какая кому разница, плохой Вы или хороший? Вам сказано, что Ваши методы защиты суфизма слабы в доказательствах и результатах, и главное, несут расколы и смуту. Что это типично для адептов неосуфизма, это не от личных качеств человека, явно. И надо совместными усилиями такие вещи купировать. Вот есть же точки соприкосновения:
Цитата: bashkir
Для меня очевидно, что для начала надо писать правду. И надо любить свою историю. Иначе будущего у нас не будет.
что тот же Юлдаш и делает, например. И многие.
bashkir
#19 bashkir Гости 18 сентября 2016 17:12
Гирей,так и есть, баста. Неужели вы думаете меня, журналиста, развести на демагогию. Просто запомните, хотя вы и сами это понимаете, что ислам башкирам принесли суфии. А любят кривляться и требовать доказательств на объективную информацию ваххабиты.

Эти же проповедники были ханафитами-матуридитами. Ставят подобные вещи под сомнение обычно политтехнологи, у которых свой шкурный интерес в разрушении уммы.
rооt
#20 rооt Гости 18 сентября 2016 17:13
Цитата: bashkir
Юлдаш, вы меня спрашиваете что делать. Для меня очевидно, что для начала надо писать правду. И надо любить свою историю. Иначе будущего у нас не будет.
Ваш ответ не конкретный и по сути бесполезный. Что и следовало ожидать.
bashkir
#21 bashkir Гости 18 сентября 2016 17:26
rооt,
Вы меня удивляете. Хотите научить мусульман как им жить? Верующие без советников сами решат, как будет выглядеть участие госструктур в управлении уммой. А место всевозможных так называемых научных деятелей- констатировать факт.
Гирей
#22 Гирей Гости 18 сентября 2016 17:52
Цитата: корт
Давайте не переходить на имена собственные. bashkir -Вы меня знаете ещё по 90-ым годам
Уважаемый корт, думаю, Вы ошибаетесь - это совсем не тот человек, за которого, как я догадываюсь, Вы его приняли. Уважаемый bashkir, - не хакканит, я его помню еще по Башфоруму - был такой славный проект, пока не угробили вот такими склоками. А про проблемы с этикой - бесполезно, говорили ему уже; они всегда у тех, кто хочет учить, но не желает учиться, и почему-то среди неофитов нео-, псевдо- и просто суфизма таких легион. (Не меньше, чем среди самых отмороженных "ваххабистов", причем безбашенных, нулевых годов). Они считают себя выше правил вежливости. Тоталитарное мышление, агрессивное, увы. И движи с ним гос-во должно считать эталоном?
Цитата: bashkir
Гирей,так и есть, баста. Неужели вы думаете меня, журналиста, развести на демагогию. Просто запомните, хотя вы и сами это понимаете, что ислам башкирам принесли суфии.
да, для журналиста ответ, согласен, характерный: потому что потому. Особенно забавно, что отвечает он историку. Но не для мусульманина, по пять раз за беседу заверяющего, что любит и ищет он истину. А так довод блестящий:
Цитата: bashkir
А любят кривляться и требовать доказательств на объективную информацию ваххабиты. Ставят подобные вещи под сомнение обычно политтехнологи, у которых свой шкурный интерес в разрушении уммы.
кто не скачет не согласен - ваххабит. Или это - политтехнолог со шкурным интересом, вот. Потому, что потому, я так хочу и баста. Мда. И эти люди потом жалуются, что "безграмотные ваххабиты" громят их на публике в любых спорах, что от них толпами уходит молодежь! Тем же ученым жалуются, к фейсам и прокурорам - помогите! изобличите! арестуйте старого шарманщика Карло. После такого отношения к доводам, правда, несколько удивляет претензия вещать от лица всех верующих:
Цитата: bashkir
Хотите научить мусульман как им жить? Верующие без советников сами решат, как будет выглядеть участие госструктур в управлении уммой.
Обращенная, вообще-то, к мусульманину. Апломб занятный. Если бы я не навидался так называемых религиозных деятелей из журналистов и их реальные скромные возможности в реале... По крайней мере тех, кто вот так вот не хочет видеть реальности.
rооt
#23 rооt Гости 18 сентября 2016 18:34
Цитата: bashkir
Эти же проповедники были ханафитами-матуридитами. Ставят подобные вещи под сомнение обычно политтехнологи, у которых свой шкурный интерес в разрушении уммы.
ну конечно виноваты политтехнологи. Я повторю - есть муфтияты, университет, медресе, СМИ, господдержка, учебники, финансирование. Что еще не хватает?
Вы сказали что вам правды не хватает? Может быть.
bashkir
#24 bashkir Гости 18 сентября 2016 20:28
Гирей,я вам кинул кость в виде политтехнологов чтобы показать что диалог ничего нового не принесет, потому что цели у нас разные, но приемы одинаковые. Вы будете нелепо требовать у меня доказательств о суфизме проповедников, а я отвечать теорией заговора. И Вы и я будем отчасти правы. Потому что доказательство суфизма на поверхности в виде, в том числе, суфийских мавзолеев и тезиса о гегемонии суфийской мысли в средневековье. Суфии были духовными повелителями. И никаких решений без их влияния не принимались. В том числе отправка проповедников к башкирам. Но ведь я не владею документами, поэтому вы и будете как дятел твердить об отсутствии доказательств. В то же время я справедливо буду указывать вам на это фактическое противоречие и воспринимать ваше упрямство как подыгрывание врагам суфиев. Скучно.

rооt,на мой взгляд активность ваххабитов пошла на убыль. Доказательств, правда не могу представить. Это мое личное наблюдение.


Господа. Прошу ответить на два вопроса.

1. Тут выше кто то написал что у шуры РБ пошла трещина с апологетами шейха Топбаша после появления в Башкирии хакканитов. Это так или я не правильно понял?

2.Несколько раз писалось, что из - за моей персоны начинаются склоки и скандалы. Вы ведь не против, если я буду периодически отписываться исключительно в темах касающихся ваххабитов? Или же хочу попросить прекратить нести ерунду, (Это касается как Гирея так и господина Бердина) поскольку фитна из - за хариджитов известна и я в ней не виноват.
Гирей
#25 Гирей Гости 19 сентября 2016 07:50
Цитата: bashkir
Гирей,я вам кинул кость в виде политтехнологов чтобы показать что диалог ничего нового не принесет
тассауф - это такой путь к добру и смирению. Но настолько эзотеричный, что хамство его неофитов нередко характерно и неизлечимо. Логика мистикам не нужна, это понятно: диалог не нужен, но в диалог влезаю.
Цитата: bashkir
потому что цели у нас разные, но приемы одинаковые.
это неправда. Приемы разные: я стою на доказательствах, и требую этого от других. Вы же обходитесь без них и считаете доказательства нелепостью:
Цитата: bashkir
Вы будете нелепо требовать у меня доказательств о суфизме проповедников, а я отвечать теорией заговора. И Вы и я будем отчасти правы.
только я прав с точки зрения логики (а потому не отчасти, а полностью прав), а Вы - исключительно с точки зрения своего я. Зато искренне, да. Вообще здорово, конечно, вместо довода, пафосные лозунги:
Цитата: bashkir
о гегемонии суфийской мысли в средневековье. Суфии были духовными повелителями.
суфии были повелителями потому что повелителями. Тайно. Ну, тайные они:
Цитата: bashkir
И никаких решений без их влияния не принимались. В том числе отправка проповедников к башкирам.
Это не скучно, это глупо, и как сами определили, теория заговора. Даже не теория, а суждение: был заговор! Потому что потому, мы повелители. Но аргументом в споре она не может быть.
Цитата: bashkir
В то же время я справедливо буду указывать вам на это фактическое противоречие
какое? Вы сами признаете, что доказательств у Вас нет. И требуете, чтобы принимали Вашу точку без доказательств:
Цитата: bashkir
Но ведь я не владею документами, поэтому вы и будете как дятел твердить об отсутствии доказательств.
rооt
#26 rооt Гости 19 сентября 2016 08:01
Цитата: bashkir
1. Тут выше кто то написал что у шуры РБ пошла трещина с апологетами шейха Топбаша после появления в Башкирии хакканитов. Это так или я не правильно понял?
Нет, хакканиты тут не причем. Джамаат Топбаша распался когда посадили Айдара Хабибуллина. Но до посадки этот джамаат несколько раз контактировал с Кильдиным. Я знаю о двух конфликтных моментах между ними - по вопросу поклонения могилам в хайбуллинском районе и по поводу могилы Урал-батыра в Белорецком. Дошло до того что какой-то сподвижник Кильдина наложил нечто вроде проклятия на Айдара))) Шура тогда только-только начиналась и никаких конфликтов Айдар бабая с салафитами которые посещали его согбеты и ездили к Осману Топбашу не было.

Для того что бы джамаат Топбаша начал эффективно функционировать нужно было время. Потому что работа шла на уровне психологии и догматики. Кильдинский джамаат тоже аккумулировался несколько лет, но вырос как на дрожжах когда сделали ставку на пиар и показуху.


Цитата: bashkir
на мой взгляд активность ваххабитов пошла на убыль. Доказательств, правда не могу представить. Это мое личное наблюдение.

я тоже это вижу, но не связывал бы с уменьшением их влияния на население, оно остается не сравнимо высоким по сравнению с просуфийскими движами. У них уже свои ниши. но конфликт направлен не столько во вне, а во внутрь. Шура ведь не единственная организация, может даже и не самая большая.
bashkir
#27 bashkir Гости 19 сентября 2016 08:44
rооt, Дело не в неосуфиях-суфиях. А в целом, в отношении к братьям единоверцам. Я бы лично и в ус не дул по отношению к ваххабитам, если бы не их хариджизм. Такфир -краеугольный камень. И это особенность ваххабитов, а не ахлюсунна, к которым относятся традиционные мусульманские группы, которые, опять же лояльны к суфиям. И группы эти не обязательно должны быть просуфийскими.
Гирей
#28 Гирей Гости 19 сентября 2016 08:57
Уже по одному вышеуказаному отношению к доказательствам и культуре дискуссии ясно, почему нельзя считать мистиков эталоном в любой религии, не говоря уже о политике. У них вот такая, кривая логика, тоталитарно построенная на вере в то, что заучили. Вся религия на Вере? Да! Но помимо того, что дается от Аллаха в качестве непререкаемой основы, они нагружают людей своими мистическими поисками, в которые никто верить не обязан. Ах, не обязан?! Враг суфизма! В реале же любая эзотерика должна быть уделом немногих, а не мэйнстримом. В Турции и Чечне несколько по иному, но там вся система социокультурная другая, и тащить ее сюда так же глупо, как американскую - в Россию.
Цитата: bashkir
Вы ведь не против, если я буду периодически отписываться исключительно в темах касающихся ваххабитов?
пожалуйста, да хоть о чем. Я просто призвал вспомнить печальный опыт Башфорума, не более того. А спор по ваххабитам логично перенести в следующий постинг. Там Вам уместнее вновь поделиться своими действительно заслуживающими уважения у такого невежды как я знаниями по проблеме такфира.
Сагит Исмагилов
#29 Сагит Исмагилов Гости 19 сентября 2016 12:41
В свое время Л. Толстой писал: "И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения." То же самое можно по аналогии писать о рассуждениях "bashkir". На Башфоруме благодаря ему произошло,то о чем написали выше. Такими вести дискуссию не нужно их надо просто игнорировать,так как вреда для развития от таких больше,чем от врагов.
Teremok
#30 Teremok Гости 23 сентября 2016 22:07
По-моему если какая-то группа пытается использовать гос.машину против своих оппонентов - это нехорошо.

В РБ насколько я понял, обе группы вахи и хаки используют гос.машину друг против друга. Конечная цель таких действий очевидна - жажда власти и ресурсов.

На эти терки надо попробовать посмотреть с точки зрения не религии, а бизнеса.
На мой взгляд эти группы преследуют вполне конкретные бизнес-цели: занять пост в гос.органе, контролировать мечеть, торговые места, карман Бабая, даже могилы контролировать.

Я что-то не видел от них инициатив по практической помощи населению, например инициатив по поддержке села, здорового образа жизни, финансовой грамотности и т.д.

То что они делают, можно назвать "генерация лидов" (термин из web-индустрии).
Проще говоря, пытаются увеличить число "посетителей" своего сайта проекта.
А потом, когда это число достигнет "коммерческих" размеров, начнут делать реальные запросы для получения ресурсов.
1 2 3
Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым.
Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым. - В последнее время в
Муфтии сравнили Медведева с султаном
Муфтии сравнили Медведева с султаном
Муфтии сравнили Медведева с султаном
19.11.11 Идеология и Политика
Муфтии сравнили Медведева с султаном Дмитрий Медведев, находясь с визитом в Уфе, посетил мечеть и встретился с мусульманским духовенством. «Приехав в Духовное
Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане
Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских
Исламские организации РБ: от совкового «ренессанса» к религиозному фундаментализму
В БАССР с началом курса на перестройку, как и в других «мусульманских» республиках, интерес у  различных слоев населения проявился, в первую очередь, к традиционной
Мусульмане Башкортостана
Мусульмане Башкортостана Сегодня положение мусульман Башкортостана можно охарактеризовать как сложное. Российскими и республиканскими средствами массовой информации
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса