ИСТОРИЯ ОДНОГО ТАРИКАТА В БАШКИРИИ
16.02.2016 3 867 36 root

ИСТОРИЯ ОДНОГО ТАРИКАТА В БАШКИРИИ

Вопросы религии
В закладки
ИСТОРИЯ ОДНОГО ТАРИКАТА В БАШКИРИИ

Тема соотношения суфизма и салафизма на уровне уммы Башкортостана весьма неоднозначна, во многом благодаря тому, что как на одно, так и на другое явление накладывается национальный фактор. Тем более, что в последнее время вопрос соперничества мусульманских течений уже выходит в РБ на совершенно новый уровень и грозит выйти из под контроля. Правда, откровенно говоря, и до этого контроля в вопросах структуры уммы особого не было. Муфтияты жили своей жизнью от остальной части мусульман Башкортостана, повторяя дежурные фразы о традиционном исламе и солидарности с другими религиями и государством Российским.

Само государство тогда не проявляло особого интереса к джамаатам, поскольку мусульманские джамааты не интересовались вопросами региональной политики (даже самых политизированных из них – запрещенных в РФ «хизбов» не интересовал, к примеру, вопрос, кто будет во главе Республики Башкортостан). Правоохранительные органы этим удачно пользовались, зачастую не различая особо, суфии это или салафиты, и любой религиозный экстремизм удачно списывая на пресловутый ваххабизм. То, что происходило в недрах самой мусульманской уммы Башкортостана, часто оставалось за пределами внимания. И надо сказать, это самостоятельное развитие порой приводило к удивительным сочетаниям. В частности, один из таких случаев хотелось бы рассмотреть на примере истории одного из джамаатов Уфы.

Джамаат подвалов

Еще в 90-е гг., в период настоящего мракобесия, когда все судорожно искали свои потерянные духовные скрепы, в Башкирии сформировался джамаат с вполне выраженным салафитским уклоном. Так уж вышло, что к середине «нулевых» основным центром стал черниковский подвал, где находился МРО «Фаляк». Генезис и история оформления этого джамаата мне слабо знакома, поэтому я обойду эти вопросы. Тем не менее, именно его можно охарактеризовать как салафитский, впитавший практически все болячки Ближнего Востока, а именно: отвержение солидарности с суфийскими братствами, взаимодействия с государственными структурами и отказ от национальной идентичности. Правда, действительно харизматичные лидеры (тот же Саид Байбурин) сочувствовали, а где-то поддерживали национальные идеи, но основной приход их не принимал, ссылаясь на соответствующую религиозную литературу.

Джамаат общежитий

Примерно в середине десятых годов начинает расти интерес к религии со стороны башкирской студенческой молодежи. Процесс этот инициировал и возглавил нынешний заместитель муфтия ДУМ РБ Айнур Арсланов. Учитывая его организаторские навыки, желающих объединиться в братство среди студенчества оказалось немало. В этом плане началось активное сотрудничество с двумя активистами, работающими в национальном сегменте общественной деятельности, известными в определенных кругах как «Добрый» (из мечети «Гуфран») и Ильшат Галин (из мечети «Фаляк»).

Совместные дастарханы и мероприятия военно-патриотического характера, но особенно башкирская национальная риторика быстро вызвали отклик у башкирской молодежи. Организуются встречи, нечто вроде духовных бесед, «вагаз-насихат» и пр.

При этом сам джамаат «Фаляка» не стремился активно контактировать со студенческим мусульманским братством, более того, его активисты от лидеров до рядовых прихожан относились к «национализации» с недоверием. Как мне кажется, в последующем преодоление этого чисто салафитского барьера (неприятия национальной идентичности) стало первым шагом к росту джамаата уже на совершенно новом уровне.

Конечно, формирующееся студенческое братство на юге Уфы не рассматривало вопросы вероубеждения. Поэтому, куда повернется этот джамаат, загадывать было сложно. Вопросы суфизма и салафизма лидерами мудрым образом обходились и априори признавались «сеющими фитну».

«Арслан», «Ак буре», «Кук буре» и СБМ

Первые встречи инициаторов еще не оформленного джамаата и лидеров «Кук буре» началось с 2006 г. Тогда и БОД КБ не было БОДом. Не было конкретного названия (вариантами были «Арслан», «Ак буре») и не было даже знаменитой эмблемы. Единственное, что было у той организации, как, впрочем, и у нынешнего «Кук буре», так это неопределенность идей и невнятность лозунгов. В этом плане определенную роль сыграли эти встречи. Эта роль заключалась в том, что с 2006 года и в течении последующих лет актив «Кук буре» постоянно перетекал в южный джамаат, что, естественно, вызывало недовольство и идейное противодействие националистически настроенных лидеров движения, в особенности Азата Сальманова.

Через 1-2 года аналогичные процессы начались и в СБМ, и связано это с приходом в ислам и, в частности, в данный джамаат, уже к тому времени известного общественного деятеля Фанзиля Ахметшина. Башкирской национальной и даже националистической идейностью джамаат обладал и до прихода Фанзиля, но именно он стал на тот момент символом распространения ислама у башкирской молодежи. Активный член джамаата был лидером СБМ, председателем молодежного отдела исполкома Всемирного Курултая башкир, участником III Всемирного Курултая башкир в качестве председателя Молодежного Курултая. Как мне представляется, именно с его активностью связанно то, что фаляковский джамаат фактически соединился со своим южным соседом. Особых противоречий не было: во-первых, они разговаривали фактически на одном языке, во-вторых, противники национализма со временем все же нашли идейный компромисс, и в третьих, особо ретивые благополучно уходили в «Хизб-ут-Тахрир», джихадисты и др., которые к тому времени уже не имели доступ в мечети фаляковского джамаата.

И все же нельзя также не учитывать, что идейная группа южного джамаата также усиленно искала точки соприкосновений и возможности объединения мусульман Башкортостана. Именно стремление к солидарности всех джамаатов и привело лидеров этого джамаата к малоизвестному в Башкирии, но к очень интересному человеку именуемого Айдар-бабай.

Тасаввуф и феномен Айдар-бабая

Бывший военный врач, полковник российской армии, генеральный директор издательства «Сад» Айдар Хабибуллин примерно с 2008 г. главой тариката Накшбандийя Осман Нури Топбашем был назначен ответственным, а фактическим мюршидом тариката в Башкортостане. С этого момента можно было наблюдать удивительное явление, как джамаат с ярко выраженной салафитской риторикой (однако с неокрепшим вероубеждением) начинает исправно посещать сохбеты, входить в суфийский тарикат, исполнять соответствующие молитвенные практики, взахлеб читать книги Топбаша и пачками ездить к шейху.

Были ли противоречия? Возможно кто-то за спиной выговаривал недовольство по поводу плотного общения ребят и в частности Ишмурата Хайбуллина (ныне председателя «Шуры мусульман Башкортостана») с Айдаром Хабибуллиным, но открыто никто не выступал. Хотя на самом деле это явление весьма сюрреалистичное для людей, зашоренных суфийской или салафитской догматикой.

В течение двух лет можно было наблюдать постоянные походы джамаата к могилам в районах республики. В частности, наибольшей популярностью пользовалась коллективное захоронение жертв Сеянтусской трагедии в лесах близ д. Султанбеково Аскинского района. В это же время Айдар Хабибуллин в Урмане (известный по взрывам военного склада в 2011 г.) начал строить мечеть, куда постоянно ездили как новоиспеченные адепты тариката, так и активные «фаляковцы». Это был южный джамаат во всем своем многообразии. Совмещение несовместимого, а именно двух враждующих идеологий суфизма и салафизма стало особенностью этого джамаата. Это soft power Айдар-бабая – успешный опыт создания тариката без конфликта, на созидательных и созерцательных началах.

В 2012 году Хабибуллин в Подмосковье был арестован и осужден на несколько лет «за хранение оружия» (в его ванной нашли гранату). После освобождения он с семьей покинул Башкортостан и уехал за границу на постоянное место жительства. Уфимский джамаат, лишившись мюршида, перестал быть частью тариката. Его члены разбрелись по разным религиозным лагерям, но в большинстве своем или ушли в ДУМ РБ во главе с Айнуром или образовали «Шуру мусульман Башкортостана» с Фанзилем.

Айдар Хабибуллин смог избежать острых углов и дать попробовать понять тасаввуф. И в таком виде не вызвал принципиального отторжения у людей уже принявших салафитский фундаментализм и знакомых с мусульманской конфликтностью.
Несмотря на небольшой в количественном отношении джамаат и кратковременность его существования, по прошествии лет этот пример являет собой самый удачный религиозный проект предполагающий пропаганду не пресловутого «традиционного ислама», а настоящий тассауф, хоть и самого начального его уровня.

Даже, казалось бы, такой конфликтный показатель, как посещение могил, был согласован сторонами настолько, что у его участников (среди которых был также и Ишмурат Хайбуллин) не вызывал сомнения в правильности этих акций. Отнюдь не хотелось бы идеализировать это явление, конфликтная риторика проявлялась, но она уже была вне деятельности Айдара Хабибуллина и имела несколько иные корни, уже личностного характера конкретных членов джамаата, из-за чего скорее всего он и не смог дальше развиваться без поддержки своего мюршида.

По прошествии лет проект суфийского мюршида ордена Накшбандийя Айдара Хабибуллина кажется все более удачным, тем более на фоне, наверное, самого одиозного башкирского неосуфийского медиа-проекта хакканитов с его разработчиком Салаватом Кильдиным.

Хакканизм Кильдина

В основу пропаганды хакканизма в Башкортостане лег бескомпромиссный антиваххабизм. Причем он настолько оголтелый, что ярлык ваххабизма с легкой руки Кильдина и его приближенных был наклеен на добрую половину мусульман Башкортостана, в действительности не имеющих к салафизму никакого отношения. Чем вызвано такое отношение адептов Хаккани к остальным мусульманам региона, не всегда понятно. Хотя, учитывая частоту упоминания Кильдиным главы Чечни Рамзана Кадырова и восхищение религиозной политикой в этой республике, вкупе с шокирующей наблюдателей безграмотностью «медиа-мюршида» в вопросах религии, можно догадаться о причинах этих симпатий и антипатий.

По социальному составу адептов эти джамааты также различаются весьма резко. Если проповедническая деятельность Айдара Хабибуллина и в целом весь южный джамаат был рассчитан на студенческую и национальную молодежь, до конца не социализированные группы, то Кильдин охватил башкирскую медийную интеллигенцию, в числе которых журналисты, артисты, а также бизнесмены, политические деятели, даже некоторые главы администраций.

В региональном отношении это конечно Уфа, юго-запад Башкирии, юг и Зауралье, в частности Учалинский и Белорецкий районы. Если в в среде мюридов Топбаша основой была, как и положено в тарикате Накшбандийя, весьма строгая молитвенная практика, то в случае с хакканитами молитвенная практика имеет явные послабления (порой и вовсе отсутствует в классическом понимании), а взамен присутствует ярко выраженная атрибутация, эпатаж и позёрство, вкупе с вышеупомянутой истерией антиваххабизма. Соответственно, по участникам на мероприятиях этой группы так же резко отличаются, хотя по количеству активных членов, ретранслирующих идеи они уже вполне сопоставимы.

В плане взаимодействия с властями Айдар Хабибуллин находился в тренде всей политики мусульманских джамаатов Башкирии: «мы вам не докучаем, и вы к нам не лезьте». Хакканиты же резко взяли курс на политизацию суфизма с явными претензиями на приватизацию протеста и оппозиции, идеологическое и политическое доминирование в республике. Особенно это проявлялось на влиянии хакканитов на медиа-сферу, наиболее сильное воздействие отразилось во влиянии на некоторых знаковых персон в руководстве БСТ, сайт ПроУфу, самую сильную в республике оппозиционную газету «BONUS» и некоторые другие издания. Кроме того, хакканиты делали беспрецедентные попытки влиять на научно-исследовательские проекты, не говоря уже о скандальной попытке подчинить себе муфтият РБ.

В период активности Айдара Хабибуллина и поиска своей паствы Кильдиным эти два человека не могли не встретиться и не войти в противоречия. Известна встреча в Хайбуллинском районе, куда оба были приглашены для участия в обряде почитания аулия. По ходу действия группой Кильдина было устроено действо, походивший скорее на языческое камлание. Айдар Хабибуллин, будучи там с группой мюридов, вынужден был остановить этот процесс, чем вызвал явное недовольство местного муллы и Кильдина. Вторая встреча в Белорецком районе была бесконфликтной, но после нее Айдар-бабай прекратил общение с будущим мюршидом хакканитов Башкирии. Причиной стали эзотерические ритуалы на якобы «могиле Урал-батыра» (!).

В целом, можно наблюдать, как мусульманская умма постепенно меняется, принимая привычные для Средней Азии и Кавказа конфликтные формы. Конфликтная риторика уже находит постоянную социальную базу, более того, основные джамааты развернулись к политической и идеологической сферам. Во всяком случае, хакканиты всем показали, как это можно сделать. В центре борьбы, что естественно для Башкортостана, оказывается башкирский сегмент, в рамках которого уже несколько лет идет раздел сфер влияния, где каждая сторона вербует себе наиболее активных сторонников.

У наиболее впечатлительных неофитов хакканизма возможно процесс «хакканизации» воспринимается как процесс возрождения Ислама и «истинного» суфизма, к вящему недоумению либо негодованию обычных суфиев и «молчаливого большинства» мусульман, не говоря уже о салафитах. Однако на самом деле мусульманская умма постепенно превращается в обыкновенное заполненное противоречиями болото, выбраться из которого мусульманам Башкортостана в целом и башкирам в частности будет почти невозможно, примером чему служит столь опрометчиво поминаемый некоторыми Северный Кавказ. Проекты, ориентированные на солидарность мусульманской уммы кажутся все менее осуществимыми, тем не менее именно их выработка и реализация является основной задачей и долгом муфтиятов и профилирующих государственных учреждений, как и всего общества.


Ю. Сафин, специально для сайта традиционалистов Башкортостана «РБ - XXI век»
Комментарии (36)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Белорецк
#1 Белорецк Гости 17 февраля 2016 08:11
В центре борьбы, что естественно для Башкортостана, оказывается башкирский сегмент, в рамках которого уже несколько лет идет раздел сфер влияния, где каждая сторона вербует себе наиболее активных сторонников.

Я бы предпочел синкретизм: суфийско- салафитский слив с баш.оттенком. с одной стороны и учет суфийских традиций времён зайнуллы расулева, с другой салафитская риторика времён батырши, Алдан батыра, кинзи арсланова, Салавата Юлаева, кул Шарифа и др.
норм
#2 норм Гости 17 февраля 2016 09:41
Показательно, что фотография Айдар-агая сделана в офисе Сагита Исмагилова
сагит исмагилов
#3 сагит исмагилов Гости 17 февраля 2016 11:08
Как взгляд постороннего-статья неплох.На самом деле все гораздо сложнее.Упование на муфтияты и гос.учреждения в деле модернизации ДУМов и объединения мусульман глупо-у них задача надзор и присекание "измены". На самом деле идет активный дагват среди молодежи и участие в этом муфтиятов на нуле.Скорее всего модернизация и переформатирование муфтиятов на роль посредника с властью и защитника мусульман произойдет года через 2-3 и к сожалению с потерями со стороны активных мусульман.
Azamat
#4 Azamat Гости 17 февраля 2016 12:58
Статья подчеркивает роль личности. Действительно, субъективный фактор сегодня значим. На фоне авторитарного бабай-националиста Кильдина любой мало-мальски адекватный лидер, с несопоставимо меньшим ресурсом. выигрывает НО! нельзя недооценивать конфликтогенность, волю к власти и способность дестабилизировать обстановку со стороны радикального бабаизма. облеченного в суфийский наряд. Отторжение хакканитов в мусульманской среде происходит потому, что они в ней вращаются. Но и в любой другой среде, особенно в светской, неприятие одиозных радикалов будет еще более заметным и категоричным. Думается выбор столь скандальной фигуры неслучаен. Московские политтехнологи специально решили нарядить "мусульмански" окрашенное пугало, для того чтобы дискредитировать ислам и башкирское национальное движение, оттолкнуть от него общество. Надо признать, это им отчасти удалось. Тем более в отсутствие по человечески коммуникативного и привлекательного Фанзиля Ахметшина. Поэтому полагаю, что изоляция Фанзиля и раскрутка Кильдина (может и вслепую) - это взаимосвязанные акции.
Гали
#5 Гали Гости 17 февраля 2016 14:41
Когда гора не идет к Магомету, Магомет поедет к горе.
Адепты Магомета преуспели в этом: когда ислам не идет к народу, они верхом на народе едут к исламу.
Азамату
#6 Азамату Гости 17 февраля 2016 17:16
.урак ты Азамат. Кто в наше время станет раскручивать кильдина? Его пиннали все власти, и в советское,и в рахимовское.Раскрученные получают деньги от власти, муфтияты и поповские приходы получают? Получают.Так что, все вопросы к ним. Я верю в Аллаха,намаз и все такое, но не хожу в мечети, потому что не верю в разных муфтиев, имамов, мулл.Моя вера от них, Аллага шокор,никак не зависит.
Гали
#7 Гали Гости 17 февраля 2016 18:54
Цитата: Азамату
Его пиннали все власти, и в советское,и в рахимовское.

Не правда! С. Кильдин во все времена кормился от государственных сисек.
Белорецк
#8 Белорецк Гости 17 февраля 2016 22:55
А сейчас вся эта про суфийская просалафитчкая движуха спала или наоборот, набирает подъём ?
Слушатель. Давно читаю rb21vek
#9 Слушатель. Давно читаю rb21vek Гости 19 февраля 2016 09:05
hayMыGы3! Давно читаю статьи данного сайта. Еще со времен М.Рахимова. Много для себя нового нашел.
а еще вот такие выводы: ислам - это болото. может нам отказаться от ислама? почему? - Ислам перестал нас объединять.
cагит исмагилов
#10 cагит исмагилов Гости 19 февраля 2016 14:14
Распространение ислама у нас началось только в 7-м веке и происходило под влиянием мусульман стран Персидского залива и Средней Азии. За пять столетий ислам распространился среди большинства жителей башкирских вотчинных земель.Среди башкир ислам так сильно смешался с особенностями культуры и верований народа, с традициями анимизма (обожествления природы),а также приверженцами тасаввуфа. Это нашло свое отражение и в обрядах. Сегодня мусульмане начинают вести активные споры о том, должен ли сохраняться этот особенный мир башкирского ислама или он должен пройти унификацию по строгим нормам арабского.Просто этот спор должен перейти в сферу алимов,как и положено по исламу.

Но ситуация в стране, которая идет по пути демократии, рыночной экономики и децентрализации, отличается острыми противоречиями. В том числе и среди мусульман. Одни считают «индонезийский ислам» частью традиционной культуры страны, а другие говорят о необходимости возвращения к истокам ислама, как в арабских странах.

То есть,аналогичные проблемы возникают не только у нас. Необходимо алимам изучать опыт Индонезии,Малайзии и других стран.Ни в коей мере нельзя допустить фетны и заниматся такфиризмом на пути возвращения к истокам ислама. Джааматы должны и обязаны повышать свой уровень знаний.Только знающие имамы в силах объединить мусульман и уберечь от ненужных ссор и споров.Необходимо прекратить бороться с обрядами которые не запрещены исламом.
root
#11 root Администраторы 20 февраля 2016 10:44
Цитата: Белорецк
А сейчас вся эта про суфийская просалафитчкая движуха спала или наоборот, набирает подъём ?

Такая движуха будет только увеличиваться. Меняться будет только характеристика.
каурый
#12 каурый Гости 20 февраля 2016 15:52
Там где ложь - там нет Ислама. А разве не ложь объявленная Кильдиным могила Урал-батыра?! Народ сроду не знал ни сном, ни духом о существовании такой могилы и нате пожалуйста!Вдруг померещились какому-то киприоту могилы сахабов на горе Нарыстау, о которых до того тоже никто ничего!
И кто же после этого поверит в "святого" Кильдина!
А власти его не обижали - это неправда. Всегда был в верхах. Во времена Бабая он тоже был при федеральной кормушке, не зависел от него. Потому не надо о его горемычности!
Сакмар
#13 Сакмар Гости 20 февраля 2016 20:24
Я против такого ислама, когда не объединяет народ, а сеет раздор. Я против того, чтобы мы жили как арабы, одевались как арабы,у нас менталитет не арабский,потому что у нас климат не арабский, вслепую арабов копировать я не собираюсь. Вера и религия -не одно и то же. У меня вера есть, нет религии.Язык веры - язык добра.А вы без конца ковыряетесь-ковыряетесь, перемываете чьи -то кости - это добро? Вы объединяете? Считаете, кто длиннее юбку одела - мусульманка, кто покрылся тюбетеем или платком - мусульманин... Это не признак веры. Это признак ритуальной одежды, все просто.В армии тоже все в одинаковой форме, под командиром, даже в сбербанке все в одинаково одеваются и под начальством. Ничего нового не изобрели. Подчинение муллам и имамам - подчинение Аллаху? Ошибаетесь.
сагит исмагилов
#14 сагит исмагилов Гости 21 февраля 2016 09:21
По Исламу поступки – одна из ветвей веры. Вера – «иман» – это сочетание убеждения и дел – «амаль». Таким образом, вера и поступки – не два отдельных понятия. Одно является частью другого, а значит, дискуссия на тему «Вера против поступков» несостоятельна в Исламе. Для мусульман вера (иман) состоит из трех частей: убеждение в сердце, подтверждение языком и поступками.Никто из мусульман не требует у другого одеваться как арабы,но требования к одежде заложенные по шариату исполнять обязан. У вас Сакмар ложное представление об исламе. Укыу карак,как завещал Акмулла.
Гали
#15 Гали Гости 21 февраля 2016 12:15
Цитата: сагит исмагилов
но требования к одежде заложенные по шариату исполнять обязан.

Вы подтверждаете, что наши мусульманки должны носить длинную юбку. Когда Вы были молодым, искали себе длинноюбочную девушку себе искали, женились на такой?
сагит исмагилов
#16 сагит исмагилов Гости 21 февраля 2016 15:39
Я со своей супругой строго соблюдаем ислам. До принятия ислама,из-за собственного невежества грешен. Прошу Аллаха простить за это.
Азамат
#17 Азамат Гости 21 февраля 2016 15:59
Возвращаясь к обсуждению статьи вместо непродуктивной полемики с несведущими об исламе, замечу что:
1. Для бюрократических менеджеров от идеологии гораздо комфортнее иметь дело с примитивными, и потому управляемыми деятелями вроде Кильдина или Исмагила Белорецкого(понятными и предсказуемыми, хотя и скандальными), нежели с образованными интеллектуалами вроде С.Байбурина или А.Хабибуллина. Потому и слили и первого и второго в кутузку. Не потому что они что-то нарушали. А потому что не вмещались в цыплячий масштаб управленческой компетентности кураторов. Прошло буквально пара-тройку лет, как обозначился дефицит вменяемых, договороспособных алимов, могущих личным авторитетом удержать егетов, вроде "караидельских", от неправильных действий. Ввиду общей маргинализации населения и ухудшения социально-экономической обстановки спрос на адекватное сотрудничество будет возрастать. Но учитывая, что властные структуры как лебедь, рак и щука (АП, ФСБ, ЦЭ МВД и т.д.) и могут предпочесть краткосрочно отрапортовать из корпоративных интересов, вместо того чтобы аккуратно выстраивать хотя бы среднесрочную профилактику, стабильность, - позитивные перспективы сомнительны. Скорее всего, чиновники изберут в отношении мусульман политику "управляемого хаоса", привычной дискредитации традиционного ислама и дезорганизации уммы посредством хакканитов и прочих дуболомов.. Увы.. Доверия нет.
Прошу извинить.
#18 Прошу извинить. Гости 21 февраля 2016 16:16
Извините за оффтоп, только ссылка.
http://ttolk.ru/?p=20577
1)Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма.
Гирей
#19 Гирей Гости 21 февраля 2016 16:25
Цитата: Гали
Вы подтверждаете, что наши мусульманки должны носить длинную юбку.
где именно сказано, что именно длинную юбку? а не штаны, например? smile
Цитата: Сакмар
У меня вера есть, нет религии.
это, мне кажется, не есть хорошо. Слепая вера без религии - штука, как показывает история, очень опасная, иногда чудовищная. Ведь даже с религией известны вспышки тяжелого фанатизма, вроде крестовых походов или ИГИЛ (запрещена на территории РФ).
Цитата: cагит исмагилов
в стране, которая идет по пути демократии, рыночной экономики и децентрализации
мем 80-х, однако. no comments.
Цитата: cагит исмагилов
Среди башкир ислам так сильно смешался с особенностями культуры и верований народа, с традициями анимизма (обожествления природы)
последнее, насчет анимизма, есть просто сентиментальная выдумка баш.интеллигенции. Как минимум, в 21 веке.
Цитата: cагит исмагилов
Необходимо прекратить бороться с обрядами которые не запрещены исламом.
которые не запрещены - да. А вот с запрещенными не УК РФ (с запрещенными УК и так ясно), но исламом - там, где они под видом ислама, да с дикими и смешными глупостями вроде могил Урал-батыра, выставляющими башкир какими-то папуасами, думается - необходимо. Просвещением.
Гали
#20 Гали Гости 21 февраля 2016 18:07
Цитата: сагит исмагилов
но требования к одежде заложенные по шариату исполнять обязан.

Просветите пожалуйста, в каком аяте такое сказано?

Цитата: Гирей
это, мне кажется, не есть хорошо.

А что тут плохого? Религиозные люди, эти люди тщеславные. Горят желанием попасть в Рай.
сагит исмагилов
#21 сагит исмагилов Гости 21 февраля 2016 18:09
Существуют четыре базовых принципа относительно одежды:


1. Она должна скрывать аурат (все покрываемые, интимные части).
2. Она должна быть средством украшения тела в рамках Шариата.
3. Она не должна напоминать одежду немусульман.
4. Она не должна быть признаком гордости и высокомерия. Аурат - части тела, которые должны быть скрыты согласно Исламскому стилю одежды, которые запрещены для показа другим и запрещены для обозрения у других.
У мужчин этим местом является часть тела от низа пупка до низа коленной чашечки. (У шафиитов, - от верха пупка до колен).
У женщин – все части тела, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Во-первых: ауратом женщины перед её махрамами, такими как отец, брат, племянник является все тело женщины, за исключением того, что естественно видимо, т.е. лицо, волосы, шея, руки и ноги. Аллах Всевышний говорил: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». (Нур, 24:31)
Гали
#22 Гали Гости 21 февраля 2016 18:10
Цитата: Гирей
Слепая вера без религии - штука, как показывает история, очень опасная, иногда чудовищная.

Религия и есть слепая вера. Или Вы уже успели с Аллахом встречаться?
Сакмар
#23 Сакмар Гости 22 февраля 2016 17:20
Тогда - я неверующий.Хожу в бассейн, там все открыто,бываю в море, тоже все открыто. Одетым что ли купаться, я же езжу за солнцем? И жена со мной в бассейне, и в море мы вместе с ней. А как же - работать она может в двух работах как и я, а в море нельзя купаться? А работать много мы обязаны, кто будет ипотеку платить? Как нибудь без шариата, как наши родители-трудяги, проживем.Они были очень уважаемыми, очень трудолюбивыми,четко отличали где добро и где зло. Это главное.
Гость
#24 Гость Гости 22 февраля 2016 18:45
Как нибудь без шариата, как наши родители-трудяги, проживем......

За народ вот говорить не надо )

Смотря на многих башкир, так и хочется на них шариата, чтобы юнхезлек вверх над ними не брало и не впадали в назанлык.

Ведь от таких страдают окружающие, правопорядок, жены, семьи, дети, родители и репутация народа.
сагит исмагилов
#25 сагит исмагилов Гости 22 февраля 2016 19:28
Башорттарым, уыу крк!

Башорттарым, уыу крк, уыу крк!
Арабыа наандар кп, уыу ирк.
Аыра айыуан Уралдаы урандай,
Эй, туандар, наанлытан урыу крк!
Илтифат ит: уыуалыр шрафттр,
Яиллектн кил ятыр ур афттр.
Уыандар ккт осор, ыуа йр,
Ютыр унда лилек, крамттр.
Уыана был донъяла жлл булыр,
Харам тигн кп шйр хлл булыр.
Ыры, длт шишмен асам ти,
илем нр берн бер мл булыр.
Алтыа бере ушып, ан ун булмай,
Стте ала бороп, тн кн булмай.
Белемлелек-арыландан ксл батыр,
Шуа атланмай, ине тш ис н булмай.
Прежде чем делать выводы о купании,отдыхе или оказании и получении мед.помощи изучите ислам. Иначе получается как разговор с глухим.Кстати Абу Сина-соблюдающий мусульманин.Мусульманские тур.базы в Турции и Египте считаются лучшими среди всех прочих.
Сакмар
#26 Сакмар Гости 22 февраля 2016 21:50
За меня не беспокойтесь- два высших образования, жена - кандидат наук.
сагит исмагилов
#27 сагит исмагилов Гости 22 февраля 2016 22:09
Если у вас два высших наверное понимаете,что можно рассуждать и делать выводы по теме,только основательно изучив предмет. А с исламом у вас судя по высказываниям знаний на минусе.Кстати мне пришлось начать изучение ислама после сорока трех,имея два высших и 20 лет работы руководителем.До сих пор каждый день хотя бы один хадис или аят изучаю и не уверен что овладел хотя бы основами ислама.Насчет жены у нее тоже два высших и медресе.
Гали
#28 Гали Гости 22 февраля 2016 23:02

Цитата: сагит исмагилов
Прежде чем делать выводы о купании,отдыхе или оказании и получении мед.помощи изучите ислам.

То есть, в этих случаях, можно? И об этом написано в Коране?
К чему этот разговор о шариатских законах? Что будет тому мусульманину, который не выполняет эти законы?
Ну и грамматика у Акмуллы! Такой корявый язык!!!! У меня дед был 1887 года рождения, писал грамотнее чем Акмулла.
Слушатель. Давно читаю rb21vek
#29 Слушатель. Давно читаю rb21vek Гости 23 февраля 2016 04:11
сагит исмагилов,
Башорттарым, уыу крк!

Башорттарым, уыу крк, уыу крк!
Арабыа наандар кп, уыу ирк.
Аыра айыуан Уралдаы урандай,
Эй, туандар, наанлытан урыу крк!
Илтифат ит: уыуалыр шрафттр,
Яиллектн кил ятыр ур афттр.
Уыандар ккт осор, ыуа йр,
Ютыр унда лилек, крамттр.
Уыана был донъяла жлл булыр,
Харам тигн кп шйр хлл булыр.
Ыры, длт шишмен асам ти,
илем нр берн бер мл булыр.
Алтыа бере ушып, ан ун булмай,
Стте ала бороп, тн кн булмай.
Белемлелек-арыландан ксл батыр,
Шуа атланмай, ине тш ис н булмай.
Прежде чем делать выводы о купании,отдыхе или оказании и получении мед.помощи изучите ислам. Иначе получается как разговор с глухим.[u][/u]Кстати Абу Сина-соблюдающий мусульманин.Мусульманские тур.базы в Турции и Египте считаются лучшими среди всех прочих.

ислам не признает альтернативный мнений. лучшее что может дать ислам - это диктатура "шариата". Неспособность генерации свежих идей, отвечающих реалиям. Это тупиковый путь. Пример: уровень социального развития в аравиийских странах или в англоязычных протестантских странах (США, Англия и тд, тп) только не надо включать пластинку об особом "развитии".
сагит исмагилов
#30 сагит исмагилов Гости 23 февраля 2016 06:32
Исламское возрождение — исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные, писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры.
При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Китая, вобрала в себя достижения ученых из самых разных национальностей и вероисповеданий.Никаких притеснений за инакомыслие,полная свобода мыслей для ученых.После 13-го века погоня за прелестями этой дуньи,тщеславие и гордыня правителей- действия запрещенные шариатом или говоря попроще-отход от ислама правителей привела к отставанию и застою в мусульманских странах.Отход от ислама привела к развалу халифата.Именно поэтому сегодня и идет возрождение ислама в том виде,в котором был передан Посланником Аллаха(сас),который необходим для развития человечества.
1 2
Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
ПРОБЛЕМЫ АРХАИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА В социокультурной динамике современной мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяется несколько
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА Полемичные друг другу суфизм и салафизм следует рассматривать как ситуативные проявления
Традиционные исламские течения в общественной жизни современного Башкортостана
Традиционные исламские течения в общественной жизни современного Башкортостана На территории СНГ и Ближнего Зарубежья мусульманская умма поделена на две основные
Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане
Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских
Мусульмане Башкортостана
Мусульмане Башкортостана Сегодня положение мусульман Башкортостана можно охарактеризовать как сложное. Российскими и республиканскими средствами массовой информации
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса