Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым.
27.12.2012 3 323 6 root

Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым.

Вопросы религии
В закладки
Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым.


- В последнее время в Башкортостане много говорят о религиозном экстремизме, толерантности, что этому нужно уделять как можно больше внимания. Как вы считаете, насколько остро стоят эти вопросы в нашей республике?


- Сегодня мы стоим на том этапе исследования этноконфессиональной ситуации в Башкортостане, когда пытаемся подсчитать, сколько и каких представителей религиозных групп сегодня являются активными верующими, изучаем причины современных конфликтов в религиозной среде и методы их нейтрализации. Только после этого вопрос «экстремизма» и «толерантности» получит цифровое выражение. Нам кажется, что еще не потерян момент для диалога между различными течениями.





- В чем различие конфессиональной ситуации в РБ на рубеже 1990-х и 2000-х годов?


- С моей точки зрения, ни в 1990-ые годы, ни сейчас до сих пор не существует концепции государственно-конфессиональных отношений. Были разные проекты: А.В. Чуева; В.И. Шандыбина, В.У. Корниенко и В.А. Лисичкина; Института государственно-конфессиональных отношений и права и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москва и другие, в том числе региональные. Однако, ни один из них не принят. Интересным является проект о религиозных организациях, как социальных партнеров государства, но концептуально это не оформлено.

Отличие: 1990-е годы - восторженное отношение к исламскому ренессансу, в это время сюда проникают и появляются различные течения, к которым закон относится одинаково. В 2000-е годы государство сделало ставку на так называемый «традиционный ислам» для обеспечения социальной стабильности общества. А от остальных течений несколько дистанцировалось. Ситуация сложилась парадоксальной: с точки зрения закона, все религиозные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции, равны перед законом, а с точки зрения государственной поддержки и с точки зрения режима создания благоприятных условий для общества - поддержка «традиционного ислама». Такую же ситуацию мы наблюдаем и в других конфессиях. Вот в этом и отличие.



- В Башкортостане, как и во многих других регионах страны, часть молодежи стороной обходит официальное духовенство, создавая свои сообщества. Как вы считаете, что является причиной такого положения?


- Мы занимаемся изучением этих причин. Если молодежь создает свои сообщества, которые не входят в структуру ДУМ, то оказываются сразу же помещенными в конфликтогенную среду. Это не так. С юридической точки зрения существует два возможных способа формирования религиозного объединения: религиозная группа и религиозная организация. Поэтому, если кто-то хочет существовать в виде религиозной группы, не входящего в ДУМ, с точки зрения закона это нормально. А ситуация, когда эти группы помещены в конфликтогенную зону - это не нормально. Среди этих групп есть люди как умеренного, так и экстремистского толка.

Что касается экстремистских проявлений, то молодые люди не находят в духовных управлениях того, что отвечало бы их чаяниям. Значит, мы может констатировать, что не на должном уровне поставлена работа в ДУМах с молодежью, СМИ и др. И поэтому молодежь создает что-то новое, которое будет отрицать старое. Такова диалектика развития многих общественных процессов. Наша задача - чтобы этот закон диалектики был реализован в полной мере. Т.е. чтобы между старым и новым существовала преемственность в развитии.

Добавлю. Сегодняшняя неуверенность молодежи, ненужность молодежи, слабые социальные лифты также являются причиной её радикализации. Раньше все понятно было, ты окончил техникум - стал мастером, технологом. Это одна ступень. Закончил вуз – там другая социализация. Сегодня этого нет. Ни первое высшее образование, ни второе – не дает достаточного конкурентного преимущества. В общественном сознании сложилась явная диспропорция: красивая жизнь, которую показывают СМИ, и реальная жизнь, которую видит молодежь. Бандитизм сегодня не популярен, но только среди «братьев», в рядах малой социальной группы, авторитет и самооценка молодого человека поднимается, он чувствует себя защищеннее, увереннее. Это, с другой стороны может быть и формой эскапизма – ухода от действительности, непризнание «несправедливой» реальности.



- Насколько правильно, по вашему мнению, использовать термины «традиционный ислам», «ваххабизм» и «ваххабист»?


- Сегодня есть много определений данных понятий, но люди используют их сейчас в политической жизни, а не в религиозной: в разрешение конфликтов, сведении счетов, и т.д. Т.е. сказать, что «традиционный ислам» - это ислам, который исповедуется на территории Башкортостана и Татарстана, а также московского государства с Екатерины II до наших дней? Тогда мы вынуждены будем принять определение «арабский ислам», «евро ислам», «малазийский ислам», что противоречит понятию ислама как мировой религии.

Тоже самое «ваххабизм». С одной стороны это официальная религия Саудовской Аравии, которая открыто порицает терроризм, а с другой стороны это ярлык СМИ, которое приклеивают его к салафитам.

Поэтому эти термины сегодня использовать не совсем правомерно, они достаточны условны.



- Большое спасибо.


Беседовал Ринат Сагитов


ISLAMRF
Комментарии (6)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Б.Б.
#1 Б.Б. Гости 27 декабря 2012 14:46
Как-то пустовато. Точнее - ноль содержания. Разговоры о терминах достали и ничего не стоят. Мусульмане как убивали друг друга , так и убивают. И сегодня опять убили муллу. У обычных граждан уже сформировано мнение об агрессивности новых для РФ течений ислама. И всякие умничания типа вакхабит не салафит, салафит не вакхабит - это от лукавого.
Лично у меня сложилось мнение, что местные и татарские национально-озабоченные ученые и политики пытаются за счет роста мусульманских настроений обеспечить национальную самоидентификацию и автономию, в первую очередь, отделиться религией от русских (этнически православных). Разговоры, что в религии нет национальности - пустое, для наивных. Не зря татар и башкир чеченцы называют свиноедами, башкиры не любят "азеров" а для русских кряшен - всё равно татарин. Это неистребимо. Религия не может быть основой государственности в современных условиях.
корт
#2 корт Гости 27 декабря 2012 16:16
Цитата: Б.Б.
Это неистребимо.


Согласен ... - для людей с таким как у Б.Б. менталитетом.
сагит исмагилов
#3 сагит исмагилов Гости 28 декабря 2012 08:40
Ният статьи хороший,нужен открытый диалог с молодыми мусульманами.Удачи в ваших поисках в этом направлении.
Никодим
#4 Никодим Гости 29 декабря 2012 18:51
- В последнее время в Башкортостане много говорят о религиозном экстремизме, толерантности, что этому нужно уделять как можно больше внимания. Как вы считаете, насколько остро стоят эти вопросы в нашей республике?

- Сегодня мы стоим на том этапе исследования этноконфессиональной ситуации в Башкортостане, когда пытаемся подсчитать, сколько и каких представителей религиозных групп сегодня являются активными верующими, изучаем причины современных конфликтов в религиозной среде и методы их нейтрализации. Только после этого вопрос «экстремизма» и «толерантности» получит цифровое выражение. Нам кажется, что еще не потерян момент для диалога между различными течениями.
Так всетаки, они математики, считают количество??? И им кажется..., "креститься нужно когда кажется")))))
SJStanley
#5 SJStanley Гости 30 декабря 2012 01:58
Здравствуйте у вас форума не хватает на сайте будет ли он??
Гость
#6 Гость Гости 13 февраля 2013 10:56
Кто нить слышал в беседах слова - конфликтогенная среда, исламский ренессанс, этноконфессиональная ситуация? Даже выговорить трудно....Больше на диссертацию тянет.
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
12.04.17 Идеология и Политика
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ Поздравляем с поистине всенародным, бесспорным и светлым праздником - Днем Космонавтики! О проблемах отечественной космонавтики нам расскажет наш
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия 5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная
Резолюция участников круглого стола в Институте востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН: «проект «История башкирских родов» - это первое столь масштабное научное исследование по башкирскому этносу за последние несколько
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ В БАШКОРТОСТАНЕ
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ В БАШКОРТОСТАНЕ. Беседа с Русланом Карамышевым
Новая книга: А.Буранчин «Политическая история Республики Башкортостан в 1990-2000 годы»
Новая книга: А.Буранчин «Политическая история Республики Башкортостан в 1990-2000 годы» В начале этого года вышла в свет монография к.и.н., завотдела этнополитологии
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса