Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане
25.05.2011 4 515 18 root

Этноконфессиональная ситуация в Башкортостане

Вопросы религии
В закладки
Этноконфессиональная ситуация в БашкортостанеЭтноконфессиональная ситуация в Башкортостане

Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских противоречий в республике. А большая часть мусульманской молодежи Башкортостана ушла в неофициальные джамааты из-за трений между ДУМ РБ и ЦДУМ, считает старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Башкортостан Азат Бердин, с которым встретился корреспондент нашего портала.

– Расскажите, пожалуйста, о современной этнической и конфессиональной ситуации в РБ.

– Этнополитическая ситуация в республике на современном этапе характеризуется возрождением ислама, возрастанием его роли в общественной жизни жителей Башкортостана. Однако это возрождение имеет ряд определенных черт, в числе которых в первую очередь следует отметить наложение этнических противоречий между татарами и башкирами, которые возникли еще в к. XIX – н. XX вв. В силу этих национальных стереотипов в 1990-ые годы возрождение ислама среди башкир наталкивалось на опасение засилья татарского духовенства в республике. Начиная с 2000-ых гг. этот момент полностью преодолен: в настоящее время в умме Башкортостана этническая принадлежность человека практически не играет большой роли. В большей степени мусульмане республики перестали думать о национальности, как это было до н. XXI в., людей больше стали волновать вопросы вероучения ислама. Можно сказать, что ислам стал причиной упадка межнациональных трений в республике. Это стало результатом достаточно быстрого увеличения числа мусульман среди башкир: ислам стал играть важную роль в башкирской жизни. Тенденция роста числа мусульман в Башкортостане в будущем может привести к полному исчезновению башкиро-татарских противоречий в республике. Однако вместо них придут конфликты иного плана (внутриконфессиональные, экономические, мировоззренческие и др.), Конечно, этническая принадлежность татар, башкир и русских при этом сохранится.

На распространение ислама в республике повлияла и Русская православная церковь, которая заняла, считаю, ошибочную для нее позицию, претендующую на главную роль в государстве. А рейтинг доверия государству среди населения как республики, так и страны не велик. Таким образом, РПЦ, вставая на одну дорогу с политикой государства, невольно заставляет встать ислам на сторону «угнетенного народа».

– Есть мнение, что в республике проводилась политика поддержки и развития преимущественно башкирской нации, что Вы можете сказать по этому поводу?

– Я так не считаю. Например, если взять русских Башкортостана, то мнение о какой-то приниженности русской нации в республике, об ущемлении ее прав и т.п., которое стало расхожим штампом для многих общественников, весьма ошибочно. Если посмотреть на правящие кланы республики, то мы увидим, что они интернациональны. Приближенным М.Г. Рахимова, а потом его главным конкурентом на выборах был С. Веремеенко, остались его ближайшим окружением – тогдашний министр МВД Рафаил Диваев (татарин известной мишарской фамилии); Курапов, Копсов, главный советник Сергей Лаврентьев – русские, и многие др. Татары и вовсе хорошо представлены и в элите, и во власти, и, тем более, в бизнесе. Жена у М.Г. Рахимова – татарка, сам он человек очень советского менталитета. Кому из первых пришлось уйти после политического поражения премьера Раиля Сарбаева? Вполне русскому Клинских и т.д. Про нынешнего главу РБ, Р.З. Хамитова, и говорить нечего – о каком национализме при нем может идти речь? Поддержка башкирской нации – такая цель справедливо прописана в Конституции РБ, но это лишь одна из многих целей, и на практике я не вижу никакой этнократии, даже в 1990-е гг., во времена «суверенитета», не говоря уже про нынешний период. Конфликтность в действительности совсем в иных сферах и с иными причинами.

– Что вы можете сказать о роли и месте двух муфтиятов: ДУМ РБ И ЦДУМ в этноконфессиональном пространстве республики?

– Говоря об этноконфессиональной ситуации в Башкортостане, необходимо учесть роль ДУМ РБ, хотя и не осознанную вполне самими сотрудниками Духовного управления, в сохранении стабильной конфессиональной ситуации в республике. После развала СССР многие башкиры присутствие ЦДУМ России на территории республики, где председателем является татарин Талгат Таджуддин, могли воспринять как претензию на преемственность ислама только татарской нацией. Причем, надо прямо сказать, нелепые высказывания некоторых националистически настроенных татарских мулл этому способствовали. Появление же и функционирование ДУМ РБ, где председателем стал башкир Нурмухаммад Нигматуллин, не позволило распространиться этому мнению. Это облегчило как татарам, так и башкирам возможность активно принимать ислам, что в свою очередь сгладило стереотипные противоречия между представителями этих общин.

Рассматривая роль Духовных управлений республики в жизни башкирского общества, можно отметить противоречия между официальными организациями мусульманской уммы Башкортостана – ЦДУМ России и ДУМ РБ. Здесь необходимо опровергнуть ошибочное мнение многих людей, которые считают, что разделение по национальной оси в республике проходило, или проходит между этими двумя структурами – это не совсем так, поскольку и в ДУМ РБ работают много татар, и в составе ЦДУМ имеются башкиры. В действительности конфликт носил характер борьбы за сферы влияния в практически одной и той же среде. И, как результат этих противоречий, большая часть мусульманской молодежи Башкортостана стали участниками неофициальных джамаатов, которые ориентируются не на ЦДУМ России, и не на ДУМ РБ. Как правило, эти неофициальные джамааты не являются суфийскими движениями, как часто их любят называть невежественные наблюдатели, а чаще всего к ним относят тех, кого называют «салафиты» и другие самостоятельные молодежные исламские группы, недовольные политикой официальных централизованных Духовных управлений. Главными участниками так называемых неофициальных джамаатов является молодое поколение башкир.

Этноконфессиональный процесс среди современной молодежи Башкортостана накладывается на слабую экспертную компетентность правоохранительных органов и государственных органов республики, призванных заниматься этими вопросами. Иногда эти рупоры власти озвучивают совершенно недопустимые заявления, когда немусульмане, причем люди, совершенно невежественные в исламе, пресерьезно делят мусульман на «истинных» и «неистинных», мусульман обвиняют в терроризме, экстремизме, радикализме и т.д. Такими действиями они только героизируют тех, с кем они взялись бороться.

Между тем необходимо отметить, что мусульманская умма Башкортостана направлена на сотрудничество. Конфронтация же «молодых» с ЦДУМ России и ДУМ РБ – явление преходящее, если подойти к делу конструктивно: в мировоззренческом противостоянии люди друг друга сразу не переубедят, а сотрудничество во благо уммы необходимо. А силовые и иные государственные структуры, вместо того, чтобы поддержать это сотрудничество, внести свой вклад в укрепление отношений мусульманской уммы, добиваются обратного эффекта – необоснованные задержания, постоянный прессинг мусульман. Молодые мусульмане Башкортостана постоянно ощущают все это на себе, однако они не «ноют» на сайтах, как это делают некоторые другие общественники.

– Вы отметили, что представители государственной власти не справляются со своей задачей по урегулированию этноконфессиональной проблемы в республике. Как вы считаете, что является причиной такого положения?

– Причиной некомпетентности государственных структур, которые должны заниматься этноконфессиональными вопросами, является, во-первых, слабая экспертная база. Очень многие вещи, в том числе радикализация определенной части мусульман, для власти Башкортостана оказались неожиданными, и власть на такие случаи реагирует «истерически». Как это произошло, например, в г. Октябрьский, когда «банду» из четырех человек с монтировками и обрезами превратили в ужасных «местных исламских террористов» во главе с каким-то башкирским эмиром, который на самом деле оказался ингушом – про него в республике вообще никто не знал, а СМИ назвали его «башкирским эмиром». И сейчас, когда это дело правоохранительные органы разобрали, действие этих «террористов» квалифицировали как «разбой» – и никакого упоминания об экстремизме.

Помимо слабой экспертной базы государственных структур Башкортостана, есть проблема отсутствия концепции в целом. Власть не знает как надо вести себя с исламом, у государства нет концепции, которая бы регулировала государственно-конфессиональные отношения. Однако выход из этой ситуации имеется, для этого и государству, и представителям ислама необходимо работать вне стереотипов вражды, формируя атмосферу конструктивного диалога и соревнования в добрых делах.

Ринат Сагитов, корреспондент IslamRF.Ru в Башкортостане

http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/16130/
Комментарии (18)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
в тему
#1 в тему Гости 25 мая 2011 12:17
Уфа. 25 мая. ИНТЕРФАКС - В Башкирии выявлена и нейтрализована деятельность женской ячейки международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир", сообщает пресс-служба республиканского МВД в среду .

Жены осужденных экстремистов создали в республике свою ячейку международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

Главное следственное управление при МВД по РБ возбудило 20 мая уголовное дело по статьям «организация экстремистского сообщества» и «организация деятельности экстремистской организации».

Подозреваемыми в активной экстремисткой деятельности стали жены активных участников этой же организации. Неблагое дело своих мужей продолжили 28-летняя мать троих детей, муж которой в 2010 году осужден к 2 годам лишения свободы, а также еще две супруги лиц, ранее неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности за участие в деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

По хорошо известным местам проживания этих лиц 23 мая 2011 года проведены обыски, в процессе которых снова был собран богатый «урожай» запрещенной к распространению литературы, печатной продукции, а также рукописные записи экстремистского содержания. Пока членам раскрытой женской ячейки запрещенной организации избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, сообщили ГОРОБЗОР.РУ в пресс-службе МВД по РБ.

Подробнее: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/2/5976100/
Pav1usha
#2 Pav1usha Гости 25 мая 2011 14:18
Всем привет.
"Таким образом, РПЦ, вставая на одну дорогу с политикой государства, невольно заставляет встать ислам на сторону «угнетенного народа»."
Возникает вопрос: а где же согласованность официальной политики РПЦ и государственной власти? в том что премьер и президент по праздникам тоже присутствуют на службах? Можно с уверенностью говорить тогда, что и официальный Ислам имеет государственную опору.
"Власть не знает как надо вести себя с исламом, у государства нет концепции, которая бы регулировала государственно-конфессиональные отношения. Однако выход из этой ситуации имеется, для этого и государству, и представителям ислама необходимо работать вне стереотипов вражды, формируя атмосферу конструктивного диалога и соревнования в добрых делах."
Власть просто не учитывает исторического опыта. Той же императорской России, взять хотя бы тот факт что элитными подразделениями являлись адыги и черкесы, существовал институт полковых мулл и т.п. опыт есть. - не применяем только.
"Однако выход из этой ситуации имеется, для этого и государству, и представителям ислама необходимо работать вне стереотипов вражды, формируя атмосферу конструктивного диалога и соревнования в добрых делах."
выход неплохо озвучил несколько лет назад Гейдар Джемаль. Тандем Православия и Ислама на государственном уровне.
Ирек Таттарыч
#3 Ирек Таттарыч Гости 25 мая 2011 21:26
Начиная с 2000-ых гг. этот момент полностью преодолен: в настоящее время в умме Башкортостана этническая принадлежность человека практически не играет большой роли.

А что, некоторым уже пора писать наоборот, о возрождении "Татаро-башкирского этносоциального симбиоза".
Шамиль Аккулов
#4 Шамиль Аккулов Гости 26 мая 2011 04:06
По поводу так называемой террористической организации " Хизбут-Тахрир "


БисмилЛахирРахманирРахиим
Предостережение ко всем мусульманам.
Братья и сестры после 70-80 летнего периода безбожия и отсутствия правильного исламского просвещения у нас выросли целые поколения людей называющих себя мусульманами но не понимающих сути ИСЛАМА. Этого и добивались власти тоталитарной безбожной страны. Для правителей такого государства целью было вытравить веру в ЕдиноБожие из людей, уничтожить исламские знания, растоптать их честь и достоинство, внушить страх перед безбожной властью и превратить в безмолвное послушное стадо рабов.И сейчас когда казалось бы времена изменились и у людей стало просыпаться стремление вернуться под власть своего Создателя враги Ислама намеренно раскалывают умму мусульман, делая их слабыми и внося в их ряды смуту, искажая истинный путь нашего ПРОРОКА ( да благословит его Аллах и приветствует ) искусственно создавая всевозможные группы и сети своих провокаторов и доносчиков они наносять удар в основном по молодым ,не обладающим достаточными знаниями мусульманам. Работает четко отлаженная система - конвеер, который работает сразу в нескольких направлениях :
-Держать под контролем мусульман
-Вносить раскол и смуту в ряды мусульман
-Создавать отрицательное мнение среди населения об Исламе ( образ врага ,чтобы отвлечь внимание от преступлений самой власти )и тем самым препятствовать распространению истинного Ислама.
-Запугать мусульман
-И одно из немаловажных пунктов - создается хорошая картина по "раскрываемости" дел по "экстремизму"
Попавшие в эти сети часто( в основном очень молодые и несмышленые братья ) получают большие сроки наказания, а провокаторы свободно продолжают свое грязное дело.
Вся их "работа" построенна на искаженной интерпритации Корана, на зомбировании сознания и на слепом БЕСПРЕКОСЛОВНОМ подчинении "амиру"( руководителю ),что само по себе уже противоречит Исламу.
Они подводят свои действия под аят из Корана :
" Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. Именно они окажутся преуспевшими ."
Но они умалчивают при этом что в данном случае подразумевается группа людей из обладающих знанием ( знатоки Корана, хадисов - ИЛАМСКИЕ УЧЕНЫЕ ).
Братья и сестры будьте осторожны не сомневайтесь:
Э Т О П Р О В О К А Ц И Я !!!!!!!!!!!!!!!

АЛЛАХ в СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ сказал :
" КРЕПКО ДЕРЖИТЕСЬ ЗА ВЕРВЬ АЛЛАХА ВСЕ ВМЕСТЕ И НЕ РАЗДЕЛЯЙТЕСЬ "( Семейство Имрана, 103 )

Мусульмане берите знания только у знающих людей!!!!!Пусть Господь простит все наши грехи и укрепит всех нас на истинном пути!!!
Хвала АЛЛАХУ ГОСПОДУ МИРОВ !!!
корт
#5 корт Гости 26 мая 2011 07:49
Цитата: Шамиль Аккулов
Мусульмане берите знания только у знающих людей!!!!

Как их определить?
корт
#6 корт Гости 26 мая 2011 19:43
Цитата: Ирек Таттарыч
некоторым уже пора писать наоборот, о возрождении "Татаро-башкирского этносоциального симбиоза".

Совершенно справедливо. В РТ нужно писать так, а в РБ - башкиро-татарском симбиозе.
Ирек Таттарыч
#7 Ирек Таттарыч Гости 26 мая 2011 22:32
корт, Вы в моём посте не обратили внимание на слово наоборот. В РТ не писали об утрате ни татаро-башкирского, ни башкирско-татарского симбиоза.
В РБ писали. Загляните на стр.127-141 книги
Бердин А.Т. Молоток для кривых зеркал. Уфа:
Изд-во "Аерокосмос и ноосфера". 2006 196

Раздел так и называется "О татаро-башкирском этносоциальном симбиозе".
Что примечательно, автор, констатируемую им утерю симбиоза между нашими народами хронологически особо привязывает к образованию большевиками БАССР.
Донор
#8 Донор Гости 27 мая 2011 01:14
Есть мнение, что в республике проводилась политика поддержки и развития преимущественно башкирской нации

Есть мнение, что меня почетного донора, принудительного-добровольного, называли кровопийцем.
корт
#9 корт Гости 27 мая 2011 03:55
Цитата: Ирек Таттарыч
Загляните на стр.127-141 книги

Спасибо. Хорошие книги нужно читать.
Ирек Таттарыч
#10 Ирек Таттарыч Гости 27 мая 2011 10:59
А что не читал есщо, так читай этого молоткастого!
У меня же складывается впечатление, что некоторые мои земляки башкиры, кроме подобных опусов, уже вообще ничего не читают. Очень жаль, что забыли слова мудрого Акмуллы.
По секрету якташ скажу, если мы заповеди Акмуллы и других наших сесенов будем чтить, алда гэл булачак. А если нет, то сам понимаешь что.

PS. Корт ещё по секрету скажу, а ты пожалуйста передай автору, на обложке его книги молоток специфический нарисован. Повторяю, молоток специальный, и в определённой профессии используемый. Надеюсь земляк, сам догадаешься за профессию, но обязательно передай автору свою догадку.
А то кто-нибудь за его чукечляганские дела возмется (хотя вряд ли), а он болезный вообще будет в непонятках, с каким же молотком он нарисовался, и за что его "ласкают".
Сафаргул
#11 Сафаргул Гости 27 мая 2011 23:02
корт,
Определить можно следующим образом - спрашивай у такого человека где и у кого он получал знания,сколько лет учился,какие науки изучал. Ну и по произношению, по знанию арабского, конечно, сразу заметно. Среди ХТ нет знающих,туда только молодежь подтягивают как раз из-за недостатка знаний у ребят. Поэтому работы Набхани им кажутся верхом исламской мысли.
Гирей
#12 Гирей Гости 29 мая 2011 09:29
Админ, убери безымянного юрода с его неизбежной уфагбно-фекальной тематикой. Пачкун, лузер и трус, способный вместо подписи лишь выдавить "как это", самим своим трусливым существованием свидетельствует, какую истерику вызывает само имя Ислама в таких вот, жалких и заблудших душах. И это хорошо.
Но допускать таких гадить на нормальных площадках - плохо. Пусть занимается ею там, где она принята, "как надпись на заборе".

Шамиль Аккулов, Вы согласны c предостережениями Сафаргула относительно "хизбов"?
root
#13 root Администраторы 29 мая 2011 09:34
Цитата: Сафаргул
Определить можно следующим образом - спрашивай у такого человека где и у кого он получал знания,сколько лет учился,какие науки изучал.

И какими должны быть правильные ответы?
Шамиль Аккулов
#14 Шамиль Аккулов Гости 30 мая 2011 04:48
С предостережениями согласен полностью.
Вероубеждение ( акыда ) мусульманина, дающего знания должны соответствовать КОРАНУ и СУННЕ пророка Мухаммада ( да благославит его Аллах иприветсвует ).А если возникают спорные вопросы обращаться к толкованию КОРАНА ( АбдуРрахман Ас-Саади перевод Эльмира Кулиева (машАллах))
ситуация
#15 ситуация Гости 30 мая 2011 12:21
Уважаемый Рустам Закиевич!
...
root
#16 root Администраторы 30 мая 2011 13:38
Цитата: ситуация
Уважаемый Рустам Закиевич!

Уважаемая ситуация, наш сайт не представляет Президента РБ, а если же захотели перепечатать здесь комменты с чужого сайта, то просим подбирать актуальные и интересные посты.
Шамиль Аккулов
#17 Шамиль Аккулов Гости 31 мая 2011 08:20
США. Правительство США засылает в американские мечети агентов для провокаций между мусульманами

В новом докладе правозащитников правоохранительные органы США подверглись критике за то, что они засылают платных информаторов в американские мечети, чтобы провоцировать мусульман и заманивать их в ловушки, передает «OnIslam».
«Ответственность правительства заключается в том, чтобы расследовать преступления, а не провоцировать членов общин, которые итак находятся под ударом», - заявила Амина Акбар, старший научный сотрудник «Организации по правам человека и глобальной справедливости» при университете Нью-Йорка.
В докладе были упомянуты случаи, когда заказные агенты в Нью-Йорке и Нью-Джерси создавали конфликтные ситуации, которые приводили к судебным преследованиям ее участников-мусульман.
Информаторы были направлены в мусульманские общины без каких-либо оснований в подозрении об участии в преступной деятельности. Информаторы ложно обвиняли мусульман в навязывании идей насильственного джихада, подстрекали к приобретению оружия и других вещественных доказательств, которые позже могли бы быть использованы против них.
«Правительство должно немедленно прекратить эту порочную практику», - сказала Акбар.
Обвиняемые в вышеупомянутых ситуациях были признаны виновными и в настоящее время отбывают тюремное наказание сроком от 25 лет до пожизненного заключения.
«Сколько денег они тратят на эти мероприятия? Миллионы долларов должны быть инвестированы в наше общество для будущего, а не потрачены на манипуляции, которые в результате никого не обезопасят », - сказала она.
В докладе отмечено, что подобная тактика США в отношении мусульман нарушает права человека.
корт
#18 корт Гости 2 июня 2011 22:52
Цитата: Шамиль Аккулов
«Сколько денег они тратят на эти мероприятия? Миллионы долларов должны быть инвестированы в наше общество для будущего, а не потрачены на манипуляции, которые в результате никого не обезопасят »

Вывод правильный, но что из этого следует (или последует)? Ничего. Стандартная практика спецслужб. К сожалению за деньги налогоплатильщиков, а теперь, с учётом того что мы "успешно встроились в мировую финансовую систему", и наши с вами денежки winked .
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия 5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная
Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым.
Беседа с научным сотрудником отдела этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан Русланом Карамышевым. - В последнее время в
Азат Бердин прокомментировал идею Прохорова об отмене национальных республик
Азат Бердин прокомментировал идею Прохорова об отмене национальных республик Главный редактор журнала «Панорама Евразии», старший научный сотрудник Института
«Перспективы модернизации традиционного общества»
В Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы модернизации традиционного общества». Организатор — Институт гуманитарных исследований Академии
Казанский след в Башкирии. Почему Казани выгодно разжигание межнациональной розни в Башкортостане?
Казанский след в Башкирии. Почему Казани выгодно разжигание межнациональной розни в Башкортостане? За несколько десятилетий, как в советский период, так и в
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса