РБ-XXI век. Сайт традиционалистов Башкортостана
Панель навигации
Сайт традиционалистов Башкортостана "РБ - XXI век" является участником Хартии интернет-журналистики ("ЧИЖ")

Хартия Интернет-журналистики

Календарь новостей
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Партнеры

Сергей Георгиевич Кара-Мурза о истории, культуре, экономике и политике России.

Политическое образование

Центр изучения кризисного общества

Современное Евразийство. Центр Льва Гумилева.

Ислам в России. Ислам в мире

СТОЛЕТИЕ.RU

INOФОРУМ

Народный Собор

Архив статей сайта
Май 2017 (1)
Апрель 2017 (4)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (2)
Январь 2017 (4)
Декабрь 2016 (4)


ИнтерФакс

Блог Рустэма Хамитова

БашИнформ

БашПортал

МедиаКорСеть

ТриШурупа.РУ

Вопросы религии: ХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГ
Автор: root | 28-01-2017, 15:09

ХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГХАККАНИТСКИЙ ХОЛДИНГ

Недавно главное оппозиционное издание Башкирии, «ПроУфу», по сути, сайт рахимовской газеты «BONUS», целую неделю подряд посвятило информационной атаке на муфтият Башкортостана (ДУМ РБ) и Совет по государственно-конфессиональным отношениям в лице его руководителя В.П. Пяткова. Разбор этого конфликта БФ «Урал», взявшего себе в союзники джамаат хакканитов, с ДУМ РБ – тема отдельная, не красящая обе тяжущиеся стороны. Надеюсь, договорятся. Но вот в самой данной атаке есть моменты, на которые не откликнуться, считаю, нельзя. Вброс в «ПроУфу» на следующий день оказался оперативно дополнен гневной статьей Салавата Хамидуллина. Статья сопровождается замечаниями, естественными при комментировании прослушки, а не серьезном обсуждении спикера: «далее речь сбивается» и т.д. Она-то и побудила написать этот материал. Потому, что Хамидуллин не просто журналист, для Башкортостана он знаковое медийное лицо, его заслуги на БСТ и в других проектах общеизвестны. Здесь же, считаю, он выступил не как беспристрастный историк, а как журналист, ставший вместе с «BONUS»/ProUfu одной из главных опор «медиа-мюршида» религиозной группы хакканитов РБ Салавата Кильдина. Пятковым в интервью «Уфимским ведомостям» эта атака на него хладнокровно проигнорирована. Но нам-то здесь важны не конфликты Рахимова, Хамитова, Пяткова, Нигматуллина или Таджутдина и атаки на них. Поэтому, убедившись за неделю, что тренда на травлю в печати С.И. Хамидуллина нет, думаю, есть смысл вернуться к его статье. Как оказалось, что блестящий публицист и теперь – кандидат исторических наук, выступает с заявлениями, по всем пунктам не соответствующим действительности и легко опровергаемыми? Что за явление хакканизм, которое заставляет людей так поступать? Даже на один этот вопрос можно уже ответить многое, и мы этим, возможно, займемся позже, на конкретных, к сожалению, примерах. Но сначала нужно очистить обсуждение, закрыв вопрос с тезисами Салавата Хамидуллина, чтобы потом перейти к разговору о более серьезных вещах. Основные, мягко говоря, неточности в статье С.И. Хамидуллина следующие.
Просмотров: 2 974 | Комментариев: (61) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
Автор: root | 21-01-2017, 20:20

Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
ПРОБЛЕМЫ АРХАИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА

В социокультурной динамике современной мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяется несколько религиозно-догматических тенденций, однако наиболее актуальными и весьма конфликтными являются современный «ишанизм» и салафизм.
Ишанизм развился в XVIII – XIX вв. во многом как результат паломничества большого количества центральноазиатских мусульман через Россию в Мекку. В советский период после прекращения функционирования ДУМ РБ преемственность мусульманских духовных исканий была прервана. Соответственно, с упадком мусульманской интеллектуальной мысли на первый план вышло обывательское представление о догматике суфизма, приведшие уже в постсоветский период к деградации суфийской практики и всплеску архаики.
Яркими примерами деградировавшего суфизма могут служить курганы у д. Сураманово Учалинского района датируемые Ранним железным веком. Там зафиксированы моления на могилы спиной к Каабе, поклонение фантастической «могиле Урал-батыра» в Белорецком районе. Однако наиболее известный объект «новой сакрализации» – курганный могильник XIV в. Ильчегулово IV расположенный на горе Нарыс-тау выдаваемый за захоронения сахабов (VII в.). Функционирует целый комплекс сакрализованых объектов, в число которых включили и искусственные строительные насыпи, каменные наброски, куда наиболее рьяные паломники втыкают вороньи перья, лоскутки и пр.
Просмотров: 2 040 | Комментариев: (34) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: ВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕ
Автор: root | 19-09-2016, 00:11

ВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕВОПРОС О ГРОЗНЕНСКОЙ ФЕТВЕ

Вопрос о грозненской фетве стал одним из дискуссионных на Международной научно-практической конференции «Модели межконфессионального взаимодействия в формировании общероссийской идентичности» 5 сентября 2016 года в г. Уфе. Спектр позиций был достаточно широк, но основным противоречием в Грозненской фетве участниками признан тот факт, что вместо искомого диалога между мусульманами, она в резкой форме разделяет их. Отметим, что ранее много интеллектуальных сил было потрачено на аргументацию осуждения «такфиризма» - т.е. обвинения мусульман в отходе от «истинного Ислама» - в котором обвиняли обычно ваххабитов, «такфиризм» стал именно их синонимом, нередко с основанием. С точки зрения государства такфиризм вреден своей конфликтностью: он резко раскалывает умму, причем противопоставление много резче, чем с представителями иных конфессий, с которыми нормы взаимоотношений давно выработаны. Но в данном случае вышло еще хуже: по инициативе Рамзана Кадырова, лица, мягко говоря, заинтересованного, установившего в Чечне авторитарный режим с элементами суфийской теократии, как в имамате Шамиля времен Кавказской войны, в Грозном создали впечатление, якобы уже официальные муфтияты всей РФ "затакфирили" весьма значительную часть мусульман - никак не запрещенных законом. С этой точки зрения, риск этой фетвы - в попытке одной группы мусульман натравить государство на другую. Причем ничуть не менее конфликтной и потенциально опасной группы: война в Чечне начались именно на фоне «громких зикров», а уж сила Кадырова ныне в РФ известна. Возможно, его модель целесообразна для Чечни - но в других регионах России опыт республики, сложившийся по итогам гражданской войны, неприменим.
Просмотров: 3 171 | Комментариев: (33) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: МУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОМ
Автор: root | 13-09-2016, 12:42

МУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОММУСУЛЬМАНСКИЕ "УЛЬТРАС": БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖДУ ВАХХАБИЗМОМ И НЕОСУФИЗМОМ


Мусульманская умма Башкортостана обладает многовековой историей, но как ни странно, декларируемый в Башкортостане «традиционный ислам», имеет множество вариантов. Более того сам термин «традиционный ислам» может пониматься по-разному: 1. Ислам эпохи Мухаммада и его сподвижников. 2. Ислам XIX – начала XX вв. – то есть до периода советского секуляризма. 3. Современный этнический или обрядоверческий ислам, представленный муфтиятами. В принципе сложно воспринимать «традиционный ислам», когда его возрождение связано с референтной зависимостью наших мусульманских деятелей от исламской традиции другой нации или культуры. Отсюда постоянный поиск новых гуру в мусульманских странах – Турции, Сирии, Пакистане и даже Казахстане. Растущую религиозность населения очень сложно удовлетворить в условиях нехватки соответствующей литературы. Если татароязычную часть населения еще как-то удовлетворяют казанские издания и татароязычные выпуски Центра развития мусульманского образования БГПУ, то издание башкироязычной мусульманской литературы явно не входит в число приоритетных для задач для отвечающего за издание подобной литературы отдела (НИЦ РМО) главного педагогического университета Башкирии, и, тем более, для Казани. В итоге, мусульманская умма Башкортостана расцветает целой палитрой неконтролируемых религиозных групп (джамаатов). Некоторые из них уже начинают влиять на политику муфтията (например, одна из неосуфийских религиозных групп – хакканиты – весьма умело повернули политику ЦДУМа в свою пользу в 2013-2015 гг.). Крайности есть и, безусловно, будут в условиях кризиса идентичности. Многие современные неофиты религиозных групп будут принесены в жертву истории, так и не найдя себе места в новой религиозной парадигме. На сегодняшний день выдвинуто два проекта. Один из них отражен в грозненской фетве. Отзывы о ней весьма противоречивые: от положительных до скептических, но, наверное, всеми негласно признается, что данный проект предполагает конфликт, не предусматривающий компромисса. Второй проект, несмотря на новизну, уже так или иначе себя проявил – так называемый «срединный путь», провозглашенный командой Равиля Гайнутдина (ДУМ РФ). На данный момент в рамках башкирского общества вырисовываются две заметные перспективы...
Просмотров: 1 630 | Комментариев: (67) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: С праздником Курбан-байрам!
Автор: root | 12-09-2016, 19:58

С праздником Курбан-байрам! С праздником Курбан-байрам!

С 12 сентября 2016 года два дня российские мусульмане вместе со своими единоверцами по всему миру отмечают главный исламский праздник - Курбан-байрам (по-арабски Ид аль-Адха), или День жертвоприношения. Этот день знаменует окончание хаджа, паломничества в святую Мекку, а также напоминает всем мусульманам о подвиге пророка Ибрагима.

Этот праздник отображает самые высокие нравственные качества ислама – милосердие, доброту, сострадание, является показателем нашей приверженности к высоким духовным ценностям, следование которым облагораживает людей, способствует укреплению единства в обществе, сохранению в каждом верующем нравственной чистоты и веры.

В эти благословенные дни в каждом доме возносятся молитвы благодарения Всевышнему, во всех мечетях мира звучат торжественные азаны, возвещающие о наступлении праздника.
Просмотров: 605 | Комментариев: (1) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
Автор: root | 9-09-2016, 08:49

В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия
В Башкортостане обсудили модели межконфессионального взаимодействия

5 сентября 2016 года в г. Уфе в Башкирском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Модели межконфессионального взаимодействия в формировании общероссийской идентичности». Организаторами конференции выступили Академия наук РБ, Башкирский государственный университет, Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ, Институт стратегических исследований РБ, Духовное управление мусульман РБ, Ассоциация исламского просвещения, образования и науки РБ.
В работе конференции приняли участие известные религиоведы, обществоведы, историки, социологи, представители государственных и общественных структур. Обсуждены наиболее актуальные вопросы межконфессионального взаимодействия в России, проблемы прогностики и нейтрализации религиозной конфликтности в России и ее сравнительного анализа с другими странами (Турция, государства ЕС и СНГ).

Просмотров: 943 | Комментариев: (1) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА
Автор: root | 24-07-2016, 07:28

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМАТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА: ФАКТОР САЛАФИЗМА

Полемичные друг другу суфизм и салафизм следует рассматривать как ситуативные проявления имманентных любой мировой религии направлений – мистики (эзотерики) и фундаментализма, принимающих как умеренные, так и маргинальные, радикальные формы. Проникновение салафизма в Башкортостане наложилось на системный кризис башкирского национального движения, особенно в среде молодежи. С 2008 г. в джамааты уходили активные участники башкирского национального движения, в частности из известного в 1990-е годы Союза башкирской молодежи (СБМ) и Башкирского общественного движения (позже – Башкирского правозащитного движения) «Кук буре», разочаровавшись в идеологии национализма. Суть феномена заключалась не в мифической связи исламизма с национализмом, как он стереотипно интерпретировался, к примеру, известным публицистом Р.Сулеймановым, а напротив, в разрыве и полемике между «мусульманами» и «националистами», по результатам которых национализм как идеология проиграл религии и заметная часть лидеров и актива политизированной башкирской молодежи перешла от него и вопреки ему в исламские джамааты, покинув националистических лидеров и организации. Так, лидер «Кук буре» Азат Сальманов вообще известен своей жесткой антиисламистской, а ранее - даже антиисламской риторикой, что служило лишним поводом отторжения от его организации мусульманской башкирской молодежи. В различные течения ислама уходил наиболее перспективный и молодой актив. С массовым приходом в исламскую общину республики авторитетных и креативных башкир терял свою значимость проблемный в 90-х годах вопрос о татаро-башкирском соперничестве в умме. При этом раскол нельзя определить по линии: татары за муфтияты, башкиры за про-ваххабитские течения. ...Значительно более высокий уровень проявлений межконфессиональной конфликтности в Республике Татарстан, чем в Республике Башкортостан, неоспорим, что заставляет корректировать представление о масштабе явления в целом: все упомянутые происшествия не помешали Татарстану обогнать Башкортостан по ряду статусно-ролевых позиций за последние пять лет, и пользоваться репутацией одного из самых респектабельных субъектов РФ.
Просмотров: 3 679 | Комментариев: (7) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: БОРЬБА ЗА МОЛЧАЛИВОЕ БОЛЬШИНСТВО: ТАРИКАТ ХАККАНИЙЙА ПРОТИВ САЛАФИЙА
Автор: root | 12-07-2016, 08:48

БОРЬБА ЗА МОЛЧАЛИВОЕ БОЛЬШИНСТВО: ТАРИКАТ ХАККАНИЙЙА ПРОТИВ САЛАФИЙА БОРЬБА ЗА МОЛЧАЛИВОЕ БОЛЬШИНСТВО: ТАРИКАТ ХАККАНИЙЙА ПРОТИВ САЛАФИЙА

С разрешения автора предлагаем вниманию читателей статью известного исламоведа Вероники Цибенко, размещенную в рецензируемом ВАК издании Академии наук Республики Башкортостан "Проблемы востоковедения". "Как показал проведенный анализ, и неосуфии, и салафиты апеллируют к интересам «молчаливого большинства» мусульман, а своих оппонентов, в соответствии с особенностями религиозного дискурса, вычеркивают из сообщества верующих. Обе стороны используют черно-белое деление и генерализации в поиске врагов и виновников случающихся несчастий. При этом шейхи тариката хакканийа записывают в стан экстремистов-салафитов и ряд суфийских групп, выступающих против них (мурабитун, деобанди и др.). Более того, они обвиняют в радикализме большую часть мусульман в тех странах, где проповедуют шейхи тариката. Салафиты, в свою очередь, выбирают хакканийа в качестве ответчиков за весь суфизм в целом. Салафиты и неосуфии используют однотипные обвинения сходного содержания, которые концентрируются вокруг нескольких тем. И те, и другие упрекают противников в профанации ислама и искажении его сути, хотя позиция шейхов хакканийа вторичной, заимствованной у салафитов по зеркальному принципу. Дискурс обеих сторон характеризуется выраженной политизированностью. Стоит отметить, что противостояние тариката хакканийа и салафитов в значительной степени сконструировано, поскольку вызвано политическими заявлениями шейхов более чем реальным противоборством в идейной сфере. При этом дискурс хакканийа оборонительный только по форме, по содержанию же он может быть охарактеризован как наступательный. Шейхи тариката получают политические дивиденды от антисуфийской риторики салафитов и сами провоцируют ее, пользуясь преимуществами роли жертвы атак исламских радикалов".
Просмотров: 1 459 | Комментариев: (5) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: С ПРАЗДНИКОМ УРАЗА-БАЙРАМ!
Автор: root | 5-07-2016, 18:44

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ УРАЗА-БАЙРАМ!

После завершения священного месяца Рамазан наступил великий праздник ислама, Ид уль-фитр (тюрк. Ураза Байрам).
Для каждого верующего праздник разговения - это причастность к общей радости единоверцев, прощание с благословенными днями месяца Рамазан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, оказания помощи нуждающимся. Поститься благословенный день Ид аль-Фитр нельзя. Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, поминать усопших, читать отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.
Редакция сайта "РБ - XXI век" поздравляет всех мусульман с наступившим светлым праздником, желает Вам, чтобы Ваш пост и молитвы были приняты Всевышним, здоровья и мира Вашим родным и близким.

Благословенный месяц Рамазан закончился, теперь уместно вернуться к обсуждению наиболее дискуссионных сторон жизни мусульманской общины Башкортостана, и мы возобновим публикацию серии посвященных им материалов.
Просмотров: 1 000 | Комментариев: (2) | В закладки: | Читать дальше  
Вопросы религии: РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Автор: root | 25-06-2016, 16:33

altРОССИЙСКИЙ ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Для того, чтобы конструктивно взаимодействовать с как можно большим числом мусульманских общин, нужно найти возможности интеграции в систему государственно-исламских отношений, не входящих в духовные управления джамаатов. Как этого добиться без ущерба уже устоявшемуся взаимодействию государства с традиционными структурами российских мусульман? Очевидно, что только через усиление внутриисламского диалога и сотрудничества, когда разнообразные общины мусульман и их лидеры будут воспринимать друг друга не как соперников, а как партнеров. Единственным критерием, по которому государство может отказывать мусульманским лидерам и общинам в легитимности, должна быть приверженность экстремистским идеям вооруженной борьбы с Российским государством и отрицание его конституционного строя. Те же лидеры и общины, которые не занимаются распространением подобной идеологии и экстремистской деятельностью, должны быть партнерами государства – наряду с традиционными лидерами и структурами.
Просмотров: 1 820 | Комментариев: (0) | В закладки: | Читать дальше  

1 2 3 4 5 6 7

© 2009-2015 http://rb21vek.com/. При использовании материалов сайта ссылка на http://rb21vek.com/ обязательна. Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей. Письма и статьи принимаются по адресу: admin@rb21vek.com