Возвращение блудного сына
11.06.2011 4 117 37 root

Возвращение блудного сына

Идеология и Политика
В закладки
Возвращение блудного сына

Самым неожиданным последствием визита В.А.Тишкова в Уфу стало удивительное превращение его эксперта по РБ И.М.Габдрафикова. Пояснения г-на Габдрафикова на это волнующее событие заслуживают отдельной статьи. Начнем по порядку.

«В Башкирии заложен фундамент межнационального согласия уже несколько веков назад, - рассказывает Габдрафиков. - На территории республики никогда не было конфликтов на этнической почве, но, несмотря на это, проблемы, к сожалению, есть. Ушедшая республиканская власть не совсем правильно проводила национальную политику и поэтому была некоторая напряженность между общественными организациями, которые представляют те или иные народы Башкирии».

На территории республики никогда не было конфликтов на этнической почве! Уже несколько веков! Габдрафиков одумался! Теперь он объяснит нам позорную ошибку своего коллеги И.В.Кучумова и самозваных «историков» Н.Швецова и С.Орлова, годами возводивших абсурдные поклепы на батыра Салавата Юлаева, профессора А.-З.Валиди, героев башкирских восстаний.

Сначала я удивился – может, Башинформ перепутал, и это никакой не Габдрафиков, а продолжает говорить Ильгиз Султанмуратов? Но нет, проверил, это сказал именно Габдрафиков. Попутно обнаружилась другая интерес-ная вещь. Султанмуратов сказал нечто другое, и отражения это сказанное Башинформу в Башинформе не нашло. Места не хватило? Может быть – вот только скандальной фигуре Габдрафикова место почему-то нашлось, причем раза в три-четыре более, чем скромняге Султанмуратову.

Сравните, что сказал Султанмуратов в действительности и чему нашлось место на Башинформе: http://www.msoowkb.ru/node/5767 и http://www.bashinform.ru/news/368506/. Здесь мы выпишем только то, чему места на Башинформе НЕ нашлось:

«Его (В.А.Тишкова. – А.Б.) положения о «реквиеме по этносу» и «реквиеме по нации», проникнутые, на мой скромный взгляд, излишней апологе-тикой конструктивизма, нередко используются для идеологических построений о конструировании некой гомогенной нации россиян, модели, которую я считаю в условиях России неосуществимой и неприемлемой. Российская гражданская нация, многонациональный народ России, считаю, должны основываться на своих исторических традициях солидарности и полиэтничности, умения жить вместе, но неслиянно, институтах национально-территориальных автономий и уважения ко всем этносам нашей страны. Конструктивизм и инструментализм - давно признанные и перспективные подходы в этнологии, но абсолютизация этих методик в национальной поли-тике приводит некоторых к соблазну «управлять этногенезом», попыток де-монтировать историческое или современное сознание целых этносов, необоснованному и опасному "комплексу демиурга". Результаты иногда весьма печальны и для экспериментаторов и для объектов их экспериментов».

Т.е. вся эта, очень вежливая и сдержанная, деликатными намеками, критика тишковских построений – у демократичнейшего главы Башинформа Шамиля Валеева испарилась. И осталось впечатление, что Исполком Курултая башкир прыгает от радости по случаю приезда величайшего этнолога. Напомним, ИА Башинформ – один из инциаторов акции «ЧИЖ» («честный интернет-журналист»).

Доводы в поддержку собственных слов по-габрафиковски великолепны: «Сейчас ситуация в государственном управлении национальной политики намного лучше. Сам факт, что 2011 год в Башкирии объявлен годом укрепления межнационального согласия еще раз свидетельствует об этом», - подчеркнул Габдрафиков».

Объявили год годом укрепления согласия – и сразу стало намного лучше. Вот при Рахимове ни за что объявили бы! При Рахимове, очевидно, запрещали говорить о дружбе народов и называть что-либо именем межнационального согласия. Ассамблеи народов Башкортостана, национальные школы, фестивали, конференции и прочее – это все не в счет, нужно было год, год назвать – и сразу зажили!

Вообще, топорная сервильность некоторых наших ученых поражает. Ведь и не просил никто. Ладно общественник, он обязан выражаться обтекаемо, все же – политика; но - ученый? Особенно забавна она в тех, кто против этой самой сервильности якобы и боролся. Все проще – он боролся против сервильности одним большим дядям ради сервильности другим, вот и вся борьба.

Но насладимся доказательствами. Существование российской нации, по этнологу, следует из ее существования. Даже не так, существование нации следует из существования концепции Тишкова о ней. Правда, концепции такого свойства, что мы каждый раз слышим о ней нечто противоположное. Давно ли был Тишков персоной нон грата в РБ и РТ за отказ, по мнению местных кругов, в самом праве на существование этнонациям?

Теперь же его эксперт в РБ заявляет: «Валерий Тишков никогда не призывал и не призывает к ликвидации национальных республик. Он считает, что национально-территориальные образования в России должны существовать в тех пределах, в которых они ныне существуют».
Чем, чем этот разумный взгляд отличается от деклараций, скажем, того же Исполкома Курултая башкир? Или от традиционалистов Башкортостана?
Сравним: http://www.msoowkb.ru/node/5723 или http://www.msoowkb.ru/node/5724

А вот далее с доцентом придется поспорить:

«Нас, россиян, много что объединяет. Например, нас объединяют общие праздники, скажем, День Победы 9 мая. Нас объединяют успехи России на международной арене, в спорте – нас много всего объединяет».

Очевидно, на советском Дне Победы замечательное «много всего» и закончилось. О «международных и спортивных успехах» лучше бы промолчать, не сыпьте нам соль на раны, г-н Габдрафиков. Приятно, конечно, узнать, что нас многое объединяет, – хотя для этого достаточно было просто заглянуть в паспорт.

Насчет VIII Всероссийской конференции по самосознанию россиян необходимо уточнение. Дело в том, что Габдрафиков «высказывал мнение» Регнуму по поводу конференции, сам в ней вообще не участвуя. Не присутствовал на ней и сам академик В.А.Тишков – говорю это, как участник означенного мероприятия, так что пояснения г-на Габдрафикова вновь оказались неточны.

А вот опять пошла доказательная база: «Человек может быть одновременно и татарином, и башкиром, и русским – по частям, так как у нас много межнациональных браков».

Очень сильный довод. По частям. Правая рука, допустим, башкирская, левая - татарская, правая нога – русская, а в голове всего понемножку намешано. Очевидно, такие объяснения – уровень Сети EAWARN.

Но сенсация – дальше! Самый вкусный пассаж – последний. Напоминаю, это говорит Ильдар Габдрафиков, энтузиаст страшилки о «бумажном геноциде татар в РБ»:

«Я, как башкир, оставаясь башкиром, могу одновременно ощущать себя россиянином, и тут нет никаких противоречий».
Блудный сын башкирской нации вернулся!

Посрамлены все, считавшие его татарином! Тем паче – татаристом!

Мало того, он вернулся с речами, неотличимыми от речей Председателя Исполкома башкир, того же Ильгиза Султанмуратова!
Смелый шаг.

Теперь глава предполагаемых уфагубцев, подписывавшийся именем Николай Швецов, вполне возможно, добавит в список "изменников", где уже значатся «стукач Костя Нестеров по кличке Студент» да Карим Яушев еще и Габдрафикова. В излюбленной ему манере: «Следователь башкир Вахитов заслал в американский сайт «Уфагубъ» башкира Габдрафикова и башкира Кучумова, искусно провоцировавших грязную башкирофобию, чтобы судьи башкиры при президенте башкире засудили русского Н.А.Швецова».

Хотя опять же может статься по-разному. Швецов также может вновь вспомнить о своей теще-башкирке и неясном происхождении. У Габдрафикова эволюция начиналась с того же – сначала было заявление, что он не башкирофоб, потому, что у него жена башкирка. Для этнолога несколько смешное, но у нас свобода слова.

А вот теперь – и сам оказался башкиром.

После такой сенсации я жду, когда башкиром объявит себя товарищ Габдрафикова по Сети мониторинга, профессор Д.М.Исхаков. Какая в сущности, разница, правда? А шежере у источниковеда найдется, с боевым ораном, тамгой, древом, все как положено. Когда – соавтор «Уфа губернасы» Карим Яушев? И наконец – Айдар Халим?

А если серьезнее, уфимский этнолог совершил блестящий этнологический эксперимент, почти открытие. Напомню, это именно тот самый Габдрафиков – автор мифа о «250 тысячах татар, переписанных башкирами в 2002 году». Как именно их смогли «переписать», не мог понять никто, в том числе сам его шеф, В.А.Тишков. Но теперь Ильдар Габдрафиков сам, на собственном примере прошел через этот феномен. Вот взял и оказался башкиром. Прилюдно, без всякого злого националистического Рахимова. И доказал – это ни капельки не больно.

В науке феномен двойственной этнической идентичности северо-западных башкир отмечали многие – Р.Г.Кузеев, Д.Горенбург, Р.З.Янгузин и мн.др. Но феномен Габдрафикова явно из другой оперы. И обладает явной научной новизной – он важнее на практике.

Остается ждать, когда доцент Габдрафиков, как Штирлиц, побывавший под видом татариста в самом сердце конструирования гнусной башкирофобии, расскажет нам, как нейтрализовать этот яд, раскроет все планы своих мнимых «подельников» по «Уфагубу» и поможет вынести каждому провокатору надлежащую меру наказания. И научно разъяснит в Сети мониторинга, откуда растут уши у столь экстремистских проектов. В общем, выведет на чистую воду опасных клоунов, с которыми безуспешно борется российское правосудие.

Тогда башкиры зарежут… упитанного тельца они зарежут, как в притче, накормят, как отец блудного сына, вернувшегося к родному народу из хитроумной разведки сотрудника Сети. Притча, правда, не башкирская, она библейская, поэтому коррективы в сюжете возможны самые неожиданные.

Карагай


P.S. И еще, на случай упрека в двойных стандартах. Почему, например, признание Хамитова, что он – башкир, мы встретили уважительно, а Габдрафикова – скажем так, не серьезно? Ведь и в случае с Габдрафиковым можно сказать, что это, во-первых, личное дело человека, его самосознания, а во-вторых, вполне вероятно, что этому также нашлись исторические основания. Ну, взглянул человек внимательнее на свою родословную, нашел шежере.

Так вот. Прежде всего, Габдрафиков - фигура, усиленно пиарящаяся, и его публичная идентификация превращается из личного дела в общественное – он сам этого добивался.

Да, мы первыми опубликовали тот факт, что национальность Хамитова обозначалась в разное время по-разному. И первыми же после достойных заявлений президента РБ по столь деликатному, интимному вопросу признали: вопрос закрыт, именно так отвечают настоящие башкиры. Напротив, национально озабоченные УЖата и татаристы спохватились и закатили просто неприличную истерику по поводу национальности г-на Хамитова на несколько месяцев, да и теперь рецидивы всплывают.

Отвечаю: во-первых, Хамитов никогда не нес башкирскому народу гадостей и глупостей. Так же, как и татарскому народу, впрочем. А двойственная этноидентичность для западных башкир – явление распространенное. Во-вторых, сам он нигде не говорил, что он татарин. Членом Всемирного конгресса татар бывал и М.Г.Рахимов – и что теперь, усомнимся?

Габдрафиков не просто говорил, он участвовал в квази-научных анти-башкирских кампаниях и судим за участие в башкирофобском экстремистском проекте. Хамитов ничем подобным не замаран. А вообще, если честно, я просто не понял, зачем такое неожиданное и публичное «возвращение» в лоно башкирского народа г-ну Габдрафикову понадобилось.

Никак не пойму их озабоченности: ведь быть башкиром - это не хорошо и не плохо, это просто факт, национальность и состояние души. Быть башкиром – не индульгенция от неудач, несоответствия, слабостей, глупостей и т.д. Как и любой другой национальности, башкир может оказаться гением или бездарем, героем или подлецом, а чаще всего - обычным порядочным человеком. Само по себе гордое имя «башкорт» не придает человеку искомой порядочности и не бережет ни отчего – даже от башкирофобии. Соответствовать, бывает, заставляет - изначально. Но здесь явно не тот случай.
Комментарии (37)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Гирей
#31 Гирей Гости 14 июня 2011 11:42
Цитата: АРТЫШ
Европы завоевание Башкортстана Московским княжеством давно назвали колониальным захватом.
1.не колониальным. 2.во времена княжества - не захватом. Даже Доннелли признал, что на захват у княжества не было сил. У империи - были, в 18 веке, башкирские войны (восстания) он считал именно проявлением этого захвата, который по его мнению завершился в 1740 г., после подавления самого кровавого восстания - войны 1735-40 гг. Но проф. И.Г.Акманов справедливо указал, что называть завоеванием это все же нельзя - исторический Башкортостан уже давно входил в состав России. Все сложнее.
Цитата: Абдулла
Да, Антонина явно жила в какой-то другой реальности))))
Что поделать. Потому так скверно и живем в этой реальности. Что все больше народу живет в иной, виртуальной. Причем даже там это какая-то высокомерно-обиженно-злобноватая виртуальность.
русский
#32 русский Гости 14 июня 2011 13:26
Цитата: АРТЫШ
. Независимые ученые нашей страны, ученые мировым именем Америки, Европы завоевание Башкортстана Московским княжеством давно назвали колониальным захватом.

ну что , Гирей ? Теперь верите - что лично меня никто ни в чем не обвиняет ?

Цитата: Гирей
Причем даже там это какая-то высокомерно-обиженно-злобноватая виртуальность.

ну - а я о чем ?
Гирей
#33 Гирей Гости 15 июня 2011 07:11
русский, а что, кто-то в чем-то обвиняет? Спорят: был колониальный захват или нет, в науке этот вопрос дискутируется третье столетие. На стороне первых - например, Покровский, Доннелли. На стороне вторых: Усманов, Кузеев и мн. др.
надо не говорить об этой виртуальности, а перестать в ней участвовать. На крайняк - поучаствовать сначала в доброй, вот как у нас smile. Естественно, при соответствующем поведении, как бы это ни было трудно на первых порах, искренне покаявшись. Вот увидите, как Вам лучше станет.
русский
#34 русский Гости 15 июня 2011 11:45
Цитата: Гирей
русский, а что, кто-то в чем-то обвиняет? Спорят: был колониальный захват или нет, в науке этот вопрос дискутируется третье столетие

А-а ... а что думает комиссар ? Был или не был ? Ну , в плане - как трактуют современные ученые ? Серьезно спрашиваю .
Цитата: Гирей
Естественно, при соответствующем поведении, как бы это ни было трудно на первых порах, искренне покаявшись. Вот увидите, как Вам лучше станет.

покаяться ? Ого ! Перед Вами ? Лично ? Или перед всем обчеством ? Да было б за что - покаялся бы ... да я уже - на Пасху , в " бывшем Йондозе " ... так что - пардон .
Гирей
#35 Гирей Гости 16 июня 2011 11:22
Цюрих, см. пост 31.

Я не поп, передо мной не надо. Перед обществом. Оно, м.б., помилует, в чьем-нибудь лице. А может и не помилует.
русский
#36 русский Гости 16 июня 2011 13:56
Цитата: Гирей
А может и не помилует.

тоже - в чьем-нибудь лице ? А Вы не можете разговаривать менее высокопарно ? А то ... чисто как в трамвае .
Гирей
#37 Гирей Гости 17 июня 2011 08:32
куда уж приземленнее? примитивнее адаптировать мысли - никак. Прилагайте все же сами усилия.

не знаю, не провидец. но наверное, в лице - ибо как может помиловать без лица? хм. а Вы попробуйте, и вопрос сам собой прояснится
Эхо визита
Эхо визита
Эхо визита
09.06.11 Идеология и Политика
Эхо визита Последние две недели выдались для гуманитариев и общественников Башкортостана хлопотными: конференции, визиты корифеев, круглые столы. И мы – не исключения.
Дело
Дело
Дело "Помойных сайтов"
17.08.09 Идеология и Политика
Прошло достаточно времени, чтобы подвести предварительные итоги по начальному этапу завершающей стадии «дела «помойных сайтов», как окрестили в Башкирии провокационные
Опозоренная конференция
Опозоренная конференция
Опозоренная конференция
05.04.09 Идеология и Политика
Опозоренная конференция Материалы конференции молодых ученых по этнологии, проведенной по инициативе ИЭИ УНЦ РАН, изданные на этой неделе, получили в Сети неожиданно
Башкирия на пороге этнического конфликта: реальность или происки обиженного «социолога»? (рассуждения общественника)
Башкирия на пороге этнического конфликта: реальность или происки обиженного «социолога»? (рассуждения общественника) Современная наука уже давно не представляется нам
Казанский след в Башкирии. Почему Казани выгодно разжигание межнациональной розни в Башкортостане?
Казанский след в Башкирии. Почему Казани выгодно разжигание межнациональной розни в Башкортостане? За несколько десятилетий, как в советский период, так и в
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса