Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ
14.04.2009 8 295 14 root

Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ

Идеология и Политика
В закладки
Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ
Разрушение традиционного общества в конце ХХ века и переход к новой модели исторического развития, обернулось для народов бывшего СССР сильнейшей катастрофой цивилизационного характера. Несмотря на то, что для национальных элит нерусских этносов 90-е годы стали воплощением их заветных желаний о «самостоятельной национальной государственности» (пусть даже в рамках либерально-демократической РФ), с каждым годом опасность этнического рассыпания любого постсоветского народа становится угрожающей реальностью. Постепенно с утратой утопических иллюзий 90-х годов проступает совершенно новая социальная действительность, которая заставляет различные силы любого постсоветского народа реагировать на вызовы разрушения. Это реакция принимает различные формы – от радикального ислама до выступления националистов. От разговоров интеллигенции о деградации национальной культуры до попыток объединиться в этнические диаспоры в городах. И за всеми этими импульсами этничности кроется одна и та же причина – попытка противостоять радикальной либерализации общества.
Неспособность постсоветского народа выработать защитные механизмы на революционное насаждение либеральных ценностей и стилей жизни, приводит к сильнейшему кризису идентичности. Большинство населения бывшего СССР находиться в состоянии фрустрации и растерянности, интеллигенция этнических регионов РФ, с одной стороны видит формальный «расцвет национальной культуры» своих народов, с другой – подсознательно чувствует сильнейшие болевые импульсы, исходящие от этноса. Суверенитетская эйфория 90-х годов, а также узкорационалистические установки в среде интеллигенции национальных республик, до сих пор являются главной причиной, мешающей выработать адекватное восприятие происходящих социокультурных и этнических процессов. И дело здесь не только в ее нежелании – «старая» национальная советская интеллигенция боится признаться себе, что она совершила непростительную историческую ошибку. И вот туман суверенитетских иллюзий рассеялся, и на развалинах советской традиционной идентичности остались лежать жалкие постсоветские этнические и социальные группы, которые никак не собираются в единый народ с четким национальным самосознанием.
И это вполне закономерно, поскольку слом большой суперцивилизации, лишь на время отсрочил распад культур народов СССР. Этническая и социальная энтропия не бывает одномоментной. Защитные механизмы культуры имеют большой защитный потенциал, но, тем не менее, ресурс культуры не вечен. И поэтому сегодня перед каждым народом РФ (и, прежде всего интеллигенций), должна стать проблема этнической «пересборки» того «материала», который остался от советской идентичности. Как ни парадоксально это звучит нужно пересоздать бывшие народы СССР в новых реалиях ХХI века. Пока новых субъектов истории на постсоветском пространстве еще нет. Появятся ли они? Будет зависеть от защитных сил, которые захотят выполнить эту работу. То есть в первую очередь от национальной интеллигенции. Но для этого нужно понять суть происходивших и происходящих этнических процессов у своего народа. Выработать единые установки и единый методологический «язык». Этнос – это живой организм. Но как новорожденный ребенок не есть еще человек, так и новая генерация людей не есть еще Народ.


Дореволюционная идентичность у башкир

Традиционная российская империя была четко структурирована. В ее основании был заложен системообразующий принцип иерархичности. Нерусские народы в ходе многовекового складывания евразийской цивилизации были не ассимилированы русским этносом, но включены в ее структуры посредством сложного механизма интеграции в самодержавную империю. Этот механизм был выработан в ходе культурного взаимодействия Православной Руси, Ислама и Великой степи. Как взаимопроникающий и дополняющий друг друга синтез культур. Это обусловило в свою очередь синтетический характер самой русской культуры, роль русского народа была определена как системообразующая для всей евразийской цивилизации. Образно говоря русский народ, был «народом-каркасом», «народом-клеем». Именно поэтому Очарованный странник Лескова – это человек, который легко входит в различные этнокультурные среды, не теряя при этом свой идентичности. У русского человека нет узкого понимания родной «почвы» как у нерусских народов России, так как для него вся империя это его Родина. И поэтому сегодня русские проживая где-нибудь в суверенном Татарстане, не чувствуют себя по большому счету ущемленными, это ведь и их земля. Кроме того, всплеск этнонационализма в 1990-е годы в республиках не вызвал ответной реакции у русскоязычного населения. А, например, лишь недавно организованный в Башкортостане русский «Народный собор» возник не как вызов проявлениям местного национализма в регионе, а как защита от радикальной либерализации российского общества.
Процесс интеграции этносов России был сложным, конфликтным и кровопролитным. Постепенное расширение империи, включение в нее новых народов и территорий шло сложным и непростым путем. Попытки насильственной христианизации нерусских народов, усмирение особо непокорных этносов – все это было, но, тем не менее, форму тотального геноцида все же не вылилось. В результате была выработана устойчивая система взаимодействия народов Евразии, негласные правила общежития, которые со временем приняли естественный характер. И даже сегодня многие воспринимают это как нечто всегда существовавшее и неподдающееся изменению.
Интеграция башкирского народа в систему империи носила особенно трагический и кровавый характер. Во всей истории России, кроме «завоевания Кавказа», никто такую «цену за вход» не заплатил. Возможно именно поэтому, впоследствии, башкирское общество оказалось наиболее замкнутым и локализованным. Во внутренний мир башкирского традиционного общества империя особо не лезла, наученная горьким опытом, не пыталась коренным образом его сломать. Кроме того, как компенсация за кровавые подавления бунтов, учитывая характер и менталитет народа, башкиры со временем в иерархии империи получили статус военного сословия. Активно принимали участие в войнах России. Никто до сих пор до конца не понимает, что башкиры по психологии не только этатистский народ, но и народ с державным, имперским мышлением. И действительно, как только либеральные реформы Александра II лишили башкир статуса военного сословия, а развитие капитализма в крае начало размывать их локальный общинный мир, при первой же возможности они автоматически отреагировали движением за автономию во главе с А.З.Валиди.
Вторичный слом, но уже советской империи, вновь поставил народ на грань культурного уничтожения. Ведь очевидно, что в формирующейся сегодня либеральной системе новой российской реальности, башкирам будет отведена самая низкая этносоциальная ниша. Ибо башкиры могли и могут существовать лишь в рамках больших традиционных империй. Они не могут сегодня, как скажем, представители татарского этноса, достаточно безболезненно включится в новую систему отношений. У них нет большого опыта и навыков проживания в условиях большого города и складывающегося «общества потребления».
В дореволюционной империи каждый народ был наделен своими функциями. Кто-то нес военную службу, кто-то занимался торговлей, а кто-то жил за счет ростовщичества. Даже в этнически нивелированной советской империи это стратификация подспудно сохранялась. Кавказцы, например, занимались продажей фруктов в советских городах. Существовал «Армяншабашстрой» - прообраз этнических строительных бригад. Люди с Урала традиционно считались хорошими и дисциплинированными солдатами. Евреи были врачами, сатириками, актерами. И все это существовало в рамках традиционного общества.
Помнится, на заре суверенитетского бума, известный татарский шовинист Айдар Халим, сокрушался по поводу того, что образ татарина в русской литературе наделен лишь чертами старьевщика и дворника. Особенно его почему-то обижала строчка из стихотворения Бориса Корнилова:
Кричит татарин на дворе:
«Шурум-бурум берем!».
Не поленился он собрать целый перечень образов (насколько знал, а их намного больше) где дореволюционные татары в произведениях русских классиков фигурируют в лице дворников, официантов и т.д. Досталось тогда от Халима и Л.Н. Толстому и Б. Пастернаку, а между тем, ничего унизительно в этом не было – писатели лишь отобразили существовавшую социальную нишу татарского народа в российской империи. Более того, была целая система интеграции знати нерусских народов в высшую (дворянскую) элиту России, в которой татары были неплохо представлены. Башкирского дворянства как такого было намного меньше. Почему так получилось? Потому что татары после падения Казани, были намного сильнее интегрированы в русское общество и постепенно стали этносом городской цивилизации. Башкирский же локальный мир сохранил свою социокультурную замкнутость, хоть и ценой больших человеческих потерь. Такая замкнутость сохранилась и у некоторых других народов России, например, чеченцев. Именно поэтому этнические и кровнородственные связи у них не ослабли, а традиционные установки и поведение существуют в сильно выраженном виде до сих пор.
У татар была своя функция - просветителей внутри Великой степи. Отсюда и шовинистические всплески время от времени среди части татарской интеллигенции. У башкир же таких устремлений никогда в истории не было. У них нет шовинистического комплекса неполноценности, поскольку они всегда боролись за свою свободу, но никогда не бредили всякими «идель-ураловскими» штатами. Современные татарский и башкирский народы, при всей внешней схожести, «скроены» по разным образцам. И поэтому сегодня в одном супермаркете могут работать продавцами татарка и башкирка, но при этом последняя будет неосознанно ощущать сильнейший психологический дискомфорт, поскольку в этом плане башкирская культура защитных механизмов не выработала, так как башкиры не жили в больших городах.
Кроме того, и менталитет, естественно, не способствует для безболезненной интеграции в «общество потребления». Большинство русского населения также с трудом встраивается в эту систему, державные архетипы не способствуют коммерческой деятельности, но это пока неочевидно, поскольку русских численно больше. Их общество сложнее структурировано.
Итак, дореволюционная идентичность башкир была защищена рамками замкнутого традиционного общинного мира. Внутри имперской иерархии это подкреплялось сословным (военным) статусом, а также традиционным Исламом. Комплекс о религиозной (мусульманской) неполноценности башкир, является плодом отдельных представителей советской (башкирской) интеллигенции и не может быть всерьез принята. У башкирского народа нет внешнего формального увлечения Исламом, но в глубине души это глубоко религиозный народ.

Советский период: попытки строительства башкирской нации

С победой Октябрьской социалистической революции, началось складывание основ советской цивилизации. Перед пришедшими к власти большевиками встал вопрос о решении национального вопроса. Поскольку вся их идеологическая риторика была подвержена вульгарному истмату и находилась под влиянием норм модернистского Просвещения, необходимо рассматривать действия в этой сфере по факту сделанного, а не то, что ими декларировалось. К началу 1917 г. бывшие народы самодержавной империи находились на разных уровнях развития. Конечно, миф о примитивном состоянии нерусских народов в условиях самодержавия, плод советской пропаганды («Россия была тюрьмой народов»). Но доля правды в этом была. Все-таки чуваши и, скажем, украинцы стояли на разных уровнях развития. Состояние народов Севера, не соответствовало уровню тюркских этносов России. Здесь речь не идет в евроцентристских рамках «отсталый – развитый», а в рамках уровня социополитичесого развития этноса (цивилизационной иерархичности). Именно поэтому в основу национально-территориального устройства СССР был заложен имперский принцип этнической стратификации.
Был, на мой взгляд, неудачно создан миф о «старшем брате», хотя в дискурсе «общества-семьи» он был вполне закономерен. Как бы то ни было, в подобном устройстве была отражена существующая на тот момент этническая карта народов Евразии – разные этносы стояли на разных уровнях. Лишь к концу советского периода положение народов СССР, в целом, сравнялось. В этом смысле, действительно требовалось этот миф аккуратно демонтировать. Однако национальная политика СССР была крайне неустойчивой. Годы борьбы с проявлениями «буржуазного национализма» сменялись периодами укрепления национальных культур, «коренизацией» партаппарата и огосударствлением языков. Одновременно шел процесс аккультурации и неосознанной ассимиляции. Но в целом локальные миры этносов СССР были под защитой традиционного общества. Советская идентичность, формально подавляя идентичность этническую, косвенно стимулировала традиционность своих народов.
Это выразилось в том, что башкирский этнос, сохраняя свою этническую идентичность, приобрел некоторые черты нации. В то время как на Западе в нацию народ собирался, пройдя через процесс разрушения традиционного общества. То есть в рамках советской модернизации шел процесс образования нации-народа, при сохранении традиционной идентичности. В этом ничего удивительного нет, поскольку, например, в СССР была проведена индустриализация, а индустриального общества не возникло. То есть советская цивилизация была реальной альтернативой развития западному обществу. При этом «единый советский народ» был социальной и этнической реальностью. Это был новый виток этногенеза. Изменение антропологического типа русского человека отметил еще Н.Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма».
Так, у башкирского народа появились новые элементы «высокого» искусства. Была политика по выращиванию новой национальной (советской) интеллигенции. Системы высшего образования. В 1923 г. был создан новый литературный башкирский язык. Была образована система национальной печати, в рамках ВУЗов открыты кафедры башкирской филологии. Была создана структура национальных театров. В рамках уфимского филиала Академии наук РАН создан Институт истории, языка и литературы – кузница будущих национальных кадров от науки. Другими словами все это не с неба свалилось, а было результатом целенаправленной национальной политики. Республиканское отделение Союза писателей вырастило немало громких имен башкирской национальной культуры, от Р.Гарипова до М.Карима. Подключение к русской культуре давало выход к культуре мировой.
Но у этого процесса была и обратная сторона – русоцентризм башкирской советской культуры, с грубыми евроцентристскими штампами. В культурных явлениях советского периода очень непросто разобраться, поскольку многие процессы накладывались друг на друга. Укажу лишь на один пример. В рамках СССР башкирский народ прошел через ряд волн урбанизации. Это процесс очень болезненный. Он автоматически родил скрытый запрос на актуализацию этнического сознания. Положил начало появления русскоязычных башкир, с их отдельной субкультурой. До этого цельный и замкнутый башкирский этнос стал постепенно «разваливаться на части». Что, в принципе, было процессом объективным, результатом урбанизации этноса. Структурно он стал более сложен. Однако подросшая башкирская национальная интеллигенция (будущие предводители «движения за суверенитет») молодые и романтически настроенные, восприняли эти болевые импульсы как дефект советской системы. Именно, таким образом, урбанизация обусловила коренной сдвиг в сознании башкирской интеллигенции позднесоветского периода.
В 70-му году урбанизация и образовательная революция завершила «переход к современности». Башкирское общество стало не только индустриальным, но и городским. Однако сохранение традиционного «деревенского» сознания и мощного пласта архаической культуры, вкупе с романтической интеллигенцией создавало крайне опасный сплав для взрыва этничности. И таким детонатором стала начавшаяся в 1985г. «перестройка», которая в БАССР пошла под знаменем «национального самоопределения» и «мифа о возвращении к корням».
Поскольку старая «буржуазная» интеллигенция, незначительная и «крестьянская» была уничтожена еще в ходе гражданской войны и в годы репрессий. Новая интеллигенция БАССР (например, вузовские преподаватели старшего поколения) поднялись в результате высокой мобильности вертикального социального лифта из самых недр башкирского народа. Итак, эта башкирская интеллигенция была подлинно народной. Формируясь в условиях социалистической и городской действительности, она считала себя продолжательницей исторической миссии дореволюционной башкирской интеллигенции, хранительницей национальной идентичности, культуры, языка, традиции. Она брала на себя роль общественного лидера, ответственного за судьбу национального развития, передачу характерной системы ценностей из поколения поколению. Башкирская (советская) интеллигенция воспринимала себя как особый, харизматический слой башкирского общества, заняв место дореволюционной исламской и «буржуазной» элиты. И это притом, что она была, в сущности, новым типом башкирской культуры. Именно в ее среде начался постепенный отход от норм рационального мышления и здравого смысла.
С постепенной децентрализацией советской системы возник и до сих пор существует в башкирском обществе национально-мифологический тип сознания, который и провел вместе с советской интеллигенцией к краху страны. Именно этот тип мышления является главным канализатором этнической энергии в узко националистическое русло. С.Г. Кара-Мурза размышляя о роли советской интеллигенции в разрушении СССР приходит к горькому выводу: «Историческая ловушка социалистической модернизации, которой, видимо, нельзя избежать, заключалась в том, что социализм, вырастающий из недр традиционного сословного общества, порождает своего могильщика в лице интеллигенции с ее высокой духовностью мессианского типа. И порождает этого могильщика гораздо более неуклонно, нежели буржуазия порождает своего могильщика в лице пролетариата».
Я знаю, что подобные оценки лидерам суверенитета вызывают среди части башкир сильное неприятие. И мне часто говорят, зачем так писать - вести дело к расколу и т.д. Это неприятие даже слабой критики в адрес «стариков» вполне объяснимо – башкирское общество, как и любое традиционное общество, пока еще сильно табуировано негласными запретами (начавшаяся либерализация скоро их снимет). Это вызывает бессознательное отторжение, тем более у тюркских народов с их почитанием старших. Но ведь кто-то же должен нести ответственность за сегодняшнее состояние башкирского общества. Нужно ведь осознать этот исторический урок, чтобы впредь выработать иммунитет на подобную безответственность. В результате, в том числе и романтической «шалости» башкирской интеллигенции вылезшей на политическую арену в 90-е годы, деревня сегодня пришла в упадок, многие спились и умерли, другая часть работает в колхозе за полторы тысячи, кто-то уехал на Север и т.д. И если не сегодня-завтра ребята из Кремля демонтирует республиканский режим – распад народа может принять необратимый характер.
Таким образом, советская башкирская идентичность была, в том числе и результатом сложной социальной инженерии. Она подавляла этноцентризм башкирского народа, но и одновременно держала этнос в рамках традиционного общества. В результате попыток нациестроительства, башкирский народ стал более сложно структурирован. Были запущены процессы его урбанизации. Она стала обладать формальными признаками нации, но оставалась глубоко традиционным этносом, с романтически и мифологически настроенной гуманитарной интеллигенцией. Технической интеллигенции было очень немного, да и она была с «крестьянскими» корнями. В результате попыток нациестроительства появилось множество башкирских локальных групп, со своей субкультурой. Это писательские и артистические среды, городские и русскоязычные башкиры, гуманитарная интеллигенция и даже башкирская «золотая» молодежь в г. Уфе.
В период «парада суверенитетов» на общественную арену вышло поколение, обладающее утопическим типом мышления в лице башкирской гуманитарной интеллигенции. Оно считало, что социальные структуры, обеспечивающие стабильное и благополучное жизнеустройство в рамках советской цивилизации, не могут быть уничтожены или повреждены вследствие неосторожных политических действий.


Постсоветская действительность: кризис идентичностей


Итак, советская цивилизация в ходе либеральной революции оказалась сломанной, что же в итоге? Результат крайне трагический и опасный. Несмотря на формальную декларацию о суверенитете, пустую риторику о «национальном возрождении», наблюдается ускоряющаяся атомизация башкирского общества. Упадок духовной и моральной нравственности, маргинализация значительной части башкирского населения. Постепенное «выдавливание» башкир из престижных социальных ниш. Неконкурентоспособность молодых башкир в коммерческой и производственной сферах. Формирование общества потребления в республике и встраивание в нее башкирской культуры в виде буржуазного декора. Насаждение западных стандартов потребления у молодежи и западного стиля жизни. Размывание этнической национальной культуры и нарастающий процесс появления различных антитрадиционных субкультур. Опасный разрыв между «старым» поколением башкир и теми, кто прошел социализацию в 90-е годы, в условиях уже постсоветской действительности. Отпадение от народа потенциального «этнического материала» в лице русскоязычных, городских и «татароязычных» башкир. Архаическое замыкание поля этничности рамками носителей башкирского языка и деревенской культуры. Отсутствие новой национальной интеллигенции и четко выработанной исторической мифологии. Недееспособность институциональных форм национальной самоорганизации (например, Всемирного Курултая башкир) выступить консолидирующей народ силой.
Башкирское современное общество – это дикий сплав архаики и постмодерна, аномальное и непредсказуемое состояние социума. Одной из черт архаизации можно считать восстановление клановости и сословности в башкирском современном обществе. Одной из социальных иллюзий 90-х гг. является миф о повышении социального статуса башкирского народа в условиях суверенитета. Но в действительности этатизация башкирского общества привела к резкому закрытию каналов социальной мобильности для башкир из простых семей. Суверенитетская башкирская интеллигенция, выбравшаяся на верхние этажи общества за счет мобильного советского лифта, приобрела со временем черты замкнутого социального сословия. Башкирский этнос приобретает сословные черты. Передача социальных мест своим детям («по наследству»), приобретает массовый характер. Возможность молодых башкир из нижних этажей общества повысить свой социальный статус резко снизилась.

Как «собрать» новый башкирский народ

Сборка нового народа в условиях информационного общества должно стать главной и основной задачей башкирской национальной интеллигенции. Для этого необходимо не только выработать единый методологический язык для описания этнических, социальных и политических процессов касающихся башкирского народа, но и создать свою идеологию. Сегодня башкирский народ стоит перед исторической альтернативой – пойти по пути создания нации через либеральный гражданский национализм, или же собрать народ на основе традиционной общинной идеологии.
В первом случае нужно будет способствовать окончательному разрушению черт традиционного общества, и, пройдя через процесс форсированной атомизации, собраться в рамках либерального национализма. Это также означает десакрализацию традиционного общества, подавление «крестьянской» архаики и форсированное создание структур и идеологии общества потребления.
Традиционалисты Башкортостана считают данный путь губительным и неприемлемым для башкирского народа и его самобытной культуры.
Существует другая альтернатива исторического развития – консолидация этноса на основе традиционных и религиозных ценностей, государственного и семейного патернализма, в рамках идеологии «народа-семьи». Необходимо определить новую карту символов цементирующих башкирский этнос. Кроме существующих исторических символов: Салавата Юлаева, участников восстаний и башкирского национального движения, деятелей советского периода, необходимо подключить новые культурные пласты в лице исламских религиозных деятелей. Стимулировать появление работ и их массовое тиражирование, нацеленных на сохранение и защиту существующих символов-талисманов, исторических символов. Башкирские национальные организации должны сбить референтную зависимость от существующего политического режима и постепенно образовать структуры квазигражданского общества в республике.
Сборка нового народа должна опираться на мировоззренческое ядро башкирского общества. В него должны включаться традиционные установки и ценности, главные ценности Ислама. Исламизация башкирского общества не должна подавлять этнической идентичности. Главной идеологией башкирского общества должна стать идеология традиционного общества. Башкирский народ собирается на основе этнического самосознания (если человек считает себя башкиром, значит этого достаточно). Ни язык, ни религия, ни социальное происхождение не являются доминирующими признаками башкирского народа. В целях новой консолидации необходимо снять комплекс этнической неполноценности с русскоязычных башкир.
Для того чтобы сегодня запустить виток этногенеза нужно наличие силы, которая бы осуществила новый пассионарный взрыв. Эту роль может взять на себя национальная башкирская интеллигенция. В нее должны и могут быть включены научная, городская и сельская интеллигенция, религиозные деятели – представители мусульманских общин, политические и общественные лидеры. Новый народ, несмотря на идейную неоднородность должен сплотиться вокруг общей системы ценностей и исторических символов. В условиях попыток демонтажа политического режима Республики Башкортостан как последнего гаранта существования башкирского общества, необходимо быть готовым для политической мобилизации нашего народа. А. Хайбуллин
Комментарии (14)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Кэт
#1 Кэт Гости 14 апреля 2009 18:14
Вопросец имеется:
Куда девать башкир
1. тенгрианцев
2. атеистов
3. башкир- праославных (раааазницу между православными и просто христианами объяснять надо?)
4. башкир - иеговистов, мормонов, католиков - ещё раз объясняю, это не православные
5 башкир - членов сект - радостейя, коммерческие культы, антропософы, муниты и прочая.
Все 5 категорий лично видела - этнические башкиры. Будете ли вы их собирать тоже или объявите не башкирами?
Буратино
#2 Буратино Гости 15 апреля 2009 00:11
Доклад о состоянии дела понятен. Особенно хороша констатирующая часть. С ней можно только согласиться. Все так, кроме излишней романтизации башкирского общества 16-19 века. И по татарам хорошо местами прошлись. Но вот постановляющая часть... Непонятно, для чего сохранять и, тем более, "соединять" башкирское общество, не сказано. Для того, чтобы законсервировать традиционное его положение и тем самым оставить на задворках уходящего вперед общества? Ничего, кроме вреда и задержки в развитии это не принесет. И заботу об исламе надо оставить его служителям. Не надо ученым (не имею в виду теологов) лезть в религию. А объединение вокруг устаревших, а часто и придуманных символов, не ведет к развитию общества. По моему мнению, надо думать о постепенном и безболезненном объединении всех народов. А национальность и религия (я не имею в данном случае в виду веру в Бога) в настоящее время способствуют только к разделению и, как минимум, к бытовому национализму и нетерпимости.
kuwaiti
#3 kuwaiti Гости 15 апреля 2009 01:12
2 КЭТ
Сборка наарода не имеет декларативный характер. Даже если эти категории отменить от этого они не отменятся. Персборка народа происходит через САМОсознание обычно в течение одного поколения - 20-25 лет. Проблема с тенгрианцами, атеистами и другими категориями сложна но не так болезненна.
Гость
#4 Гость Гости 15 апреля 2009 01:31
Бердин, ты теперь уже не Гирей, Карагай, а Хабибуллин?
гость
#5 гость Гости 15 апреля 2009 02:26
Что за эта Кэт, какая-то!? Девушка, Вам больше заняться нечем, что ли? Иди детей рожай лучше, чем болтаться по сайтам оставляя легкомысленные комментарии. Это тебе не Уфагуб.
Кэт
#6 Кэт Гости 15 апреля 2009 04:13
гость,

Причем здесь Уфагуб. Вы, батенька, сами оттудова, коли на личности переходите, это вполне в их стиле - анонимно и некорректно.
По делу есть что-нибудь, кроме ярлыков?
Легкомысленная Кэт

3му
Боже, наконец нормальные ответы, а не советы пойти порожать.
Итак, тенгрианцы всё-таки признаны сложной проблемой. А вы их как-то дифференцируете? По мне так с тенгрианцем дело иметь перспективнее - в смысле пересборки, чем, скажем, с башкиром-иеговистом. ИМХО.
Только вот указанные сроки - через 20 лет и России-то может не быть (смею надеяться, особой радости это традиционалистам не доставит). Тут надо делать что-то уже сейчас, чтоб результатхоть в малой мере завтра сказался. Но чё-то не сказывается.
yoma
#7 yoma Гости 15 апреля 2009 05:30
Кэт,
Те категории которые вы перечислили очень малы и не стабильны. Честно говоря я тенгрианцев то и не видел (впрочем и атеистов особо не наблюдал), но вот зашоренных всякой неоязыческой и либеральной лабудой "нацинтеллигентов" не мало. Но их пыл угасает и требует новой подпитки. Поэтому новые проекты на такой почве имеют большие перспективы.
Кэт
#8 Кэт Гости 15 апреля 2009 06:36
Тенгрианцев можно наблюдать в Белорецком районе, в глухих деревнях. Официально они, конечно, мусульмане, но что в лесу делают... Кстати, их ряды пополняют интеллигентики, начитавшиеся Аджи. всё было бы ничего, но там пара людей, тут трое, - и башкир то мало в итоге.
Гирей
#9 Гирей Гости 15 апреля 2009 11:34
Кэт, Это не тенгрианство, а пережитки веры в духов (енов, джиннов - их существование, кстати, мусульманская демонология подтверждает, и нет исламских народов, не имевших подобных пережитков, как и христианских - вспомните хоть "Шурале" Тукая). Попытки "возрождения" новоделов - есть, конечно, но это просто ничтожный процент, даже среди "малочисленных" башкир. И недолговечный. Я уже говорил Вам - это проблема значит для башкирского возрождения не более, чем эльфов для русской национальной идеи. Да, я знаю даже татарку-эльфийку и русского гоблина - и что? Атеизм - уже большая проблема, все эти тенгрианства из него и выросли. Но это сужающийся сектор. Он одинаково важен для всех народов России. Но ведь в статье вовсе не сказано, что с завтрашнего дня все тюбетейки одеваем. Обретение Имана (Веры) - вообще очень сложный процесс. Но без него выхода просто нет.


Гость Бердин, ты теперь уже не Гирей, Карагай, а Хабибуллин?,
Ты не Швецов, случаем? А то везде ему Бердины мерещатся. Читать умеем? Смотри: Б-е-р-д-и-н. А вот: Х-а-й-б-у-л-л-и-н. Буковки разные, стили разные... да, тяжелое время, повальная безграмотность, зато к инету все подключены.
Кэт
#10 Кэт Гости 15 апреля 2009 17:38
Башкирский народ собирается на основе этнического самосознания (если человек считает себя башкиром, значит этого достаточно). Ни язык, ни религия, ни социальное происхождение не являются доминирующими признаками башкирского народа

Кто с этим утверждением согласен - взято из статьи. Гирей, конечно же, не согласен.

Гирей
#11 Гирей Гости 15 апреля 2009 21:40
Т.е. как это так не согласен когда согласен? Это же очевидная вещь. Например, башкиры - преимущественно мусульмане (по идентичности, в большинстве - т.н. этнические мусульмане), но не все мусульмане - башкиры, правда? Насчет языка и соц. происхождения - тем более.
Катори
#12 Катори Гости 18 апреля 2009 09:47
Хорошая статья! ..но по поводу комментариев о религии: большинство тянется к Исламу чтобы остановить развращение народа, видя в религии высокие моральные ценности. Религия может хорошо помочь обьединению народа.. Атеисты - верующий человек скажет
что это люди не во что не верящие, для которых нет ничего святого; наверно не мало таких атеистов, но для меня атеисты - это те к-рые верят в добро, любовь, в знание, в свои силы и НАУКУ как систему поиска истины, Бога.. поэтому думаю что рано или поздно произойдет ломка религиозных традиций. Неплохо было бы развивать философские школы, философию у нас как и в России в целом запустили.
мое мнение.
Дамиль
#13 Дамиль Гости 13 мая 2010 11:12
Уважаемые! Как это воспринимать - "Что делать с Тенгрианцами?" Вы что имеете радикальную, тоталитарную власть??? По вашему Тенгринство можно ставить рядом со свидетелями иеговы? Тенгрианство - религия монотеистическая, (Вера в Единого Бога) это любовь к природе и почитание предков. Этой вере более 2 тыс. лет.
Даже в настоящее время тенгрианские обычаи остались до сих пор и они перемешались с исламом.
Гирей
#14 Гирей Гости 16 июня 2010 12:32
Я идиот и сказал все не правильно, что касается поста выше.

Что касается Мурада Аджи про тенгрианство, там много правды, но много и вымысла. Ислам религия арабов, а не тюрков. Если вы такие мусульмане, то не празднуйте науруз и сабантуй (кстати праздники тенгрианские), не празднуйте 9 мая, новый год - это же кяфирские праздники (так как праздники для мусульман только мусульманские праздники, а другие праздновать грех)! Не слушайте музыку - потому что это проделки шайтана! Носите паранжу и фотографируйтесь на паспорт в паранже! Молитесь по арабски... а вы хоть понимаете арабский? Мыслите по арабски? Нет? Есть молитвы на родном башкирском языке, которые перешли от прабабушек - это тенгрианские молитвы. Научитесь мыслить объективно. Почитайте предков и их традиции, изучайте историю из разных источников и приходите к собственным выводам.
С Днем Победы!
С Днем Победы! Поздравляем с главным праздником страны - Днем Победы! Это - последний и самый яркий из майских праздников. С каждым годом этот праздник, кажется,
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
08.05.13 Новости
С ДНЕМ ПОБЕДЫ! С каждым годом этот праздник, кажется, становится все ближе и актуальнее. В нем видят последний великий символ, что нас объединяет. Все злободневнее
Социокультурная трансформация башкирского общества: итоги «либеральной революции» 1990-х годов
В современной Республике Башкортостан, как и в России в целом, завершается виток глубинной социокультурной трансформации. Смена модели общественного устройства, развитие
Проблема 2011 г.: федеральный центр и Республика Башкортостан
9 марта в федеральных и региональных интернет-изданиях со ссылкой на газету «Ведомости» прошла информация о возможной отставке Президента РБ М.Г.Рахимова и о вероятном
«Народный собор» - защитная реакция русского этноса
Общая ситуация. Наиболее тяжелые последствия разрушения советской цивилизации в ходе либеральной революции 90-х годов были получены ядрообразующим этносом евразийской
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса