РБ-XXI век. Сайт традиционалистов Башкортостана
Панель навигации
Сайт традиционалистов Башкортостана "РБ - XXI век" является участником Хартии интернет-журналистики ("ЧИЖ")

Хартия Интернет-журналистики

Календарь новостей
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Партнеры

Сергей Георгиевич Кара-Мурза о истории, культуре, экономике и политике России.

Политическое образование

Центр изучения кризисного общества

Современное Евразийство. Центр Льва Гумилева.

Ислам в России. Ислам в мире

СТОЛЕТИЕ.RU

INOФОРУМ

Народный Собор

Архив статей сайта
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (4)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (2)
Январь 2017 (4)


ИнтерФакс

Блог Рустэма Хамитова

БашИнформ

БашПортал

МедиаКорСеть

ТриШурупа.РУ

Идеология и Политика: ЛЕОКАДИЯ ДРОБИЖЕВА: НИКТО НЕ ОТНИМЕТ ПОНЯТИЕ НАЦИИ У НАРОДА
Автор: root | 20-04-2017, 17:22

ЛЕОКАДИЯ ДРОБИЖЕВА: МЫ ИДЕМ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО МЫ НАЦИЯ НАЦИЙ. НИКТО НЕ ОТНИМЕТ ПОНЯТИЕ НАЦИИ У НАРОДА

Собственная гордость



Нужен ли в России закон о российской нации? Что можно предложить вместо него? Что такое нация наций? "РГ" рассказывает доктор социологических наук Института социологии РАН, члена Совета при президенте России по межнациональным отношениям Леокадия Дробижева.
Академик РАН Валерий Тишков признал, что закона о российской нации не будет из-за неготовности к нему общества. Почему к нему так настороженно относятся?


Леокадия Дробижева: Настороженность есть даже среди нас, членов рабочей группы по подготовке проекта закона. Мы готовим проект об укреплении гражданской нации, и вдруг всплыла тема закона о российской нации.

А закон о нации не нужен?

Леокадия Дробижева: Я считаю, что закона о нации быть не может. Нация формируется столетиями. Коллективная ментальность и историческая память не регулируются законодательством. И мы изначально говорили о том, что закон должен называться или "Об основах государственной национальной политики" или "О единстве российской политической нации".

Почему встал вопрос о нации? Разве до этого мы себя не чувствовали гражданами?

Леокадия Дробижева: Но не называли нацией. У нас исторически понятие "нация" закреплено за этническим образованием. А как быть с гражданским самосознанием? Именно оно объединяет и создает политическую нацию. Тут надо разделить гражданскую идентичность и политическую нацию? Идентичность - это осознание себя россиянином (членом политического сообщества) людей разных национальностей. Политическая нация - это народ, овладевший и управляющий государством. Именно в таком порядке. Я без иронии. Однажды на моих глазах президента Путина спросили: "Кем вы работаете?" Мало кто оценил его ответ: "Служу стране". Гражданское сознание в этом состоит. Оно образует гражданскую нацию - общность людей не только разных национальностей, но и разной культуры - городской, сельской, профессиональной, эстетической, этнической, идеологической. Эта общность и создает нацию.

Разве то, что мы, независимо от национальности, ощущаем себя россиянами, а за границей - русскими, не говорит о том, что мы и есть - нация?

Леокадия Дробижева: В 90-е, когда Институт социологии РАН проводил первые опросы о том, ощущают ли себя россияне россиянами и гражданской нацией, не поверите, в Москве только 27 и 25 процентов отвечали "Да". Сегодня по стране - 80-75 процентов. Самый высокий процент - более 91 - дают Томская область, Екатеринбург и Свердловская область, Татарстан, Башкирия, Калининград, Астрахань. Самые низкие показатели - 63-67 процентов - там, где люди отдалены от центров, - Кавказ, Дальний Восток, Камчатка. И то, я думаю, потому, что вопросы не совсем понимают.

То есть в части регионов до 30-35 граждан не ощущают себя россиянами?

Леокадия Дробижева: Не так. У российской гражданской идентичности есть региональные и внутрикорпоративные иерархии. По данным опросов RLMS-YSE и ИС РАН, Калининград позиционирует себя как "мы - мост с Европой", Якутия, Чукотка и Крайний Север - "мы толерантные, у нас по-другому не выживешь", Астрахань - "мы южная столица России", Кавказ - "мы - южные ворота России", Татарстан и Башкирия - "мы первыми внедряем новшества". В Москве, Санкт-Петербурге, во Владивостоке, в Сочи, Сибири (Омск и Новосибирск) городская или научная культурная идентичность может преобладать над общероссийской. Есть преобладание крестьянской идентичности (станицы Кубани и Ростовской области, Тыва) или религиозной над общегражданской. Задача нового закона или подзаконного акта о нации сшивать эти иерархии.

И какой он гражданский портрет россиянина?

Леокадия Дробижева: У него три лица - традиционалиста, модерниста и человека, находящегося между тем и другим. Это нормально, когда складывается гражданская нация. Силы традиционалистов и модернистов примерно равны: 52% россиян убеждены, что перемены нужны всегда, 48% - "все перемены к худшему". Это связано с тем, как люди позиционируют личные интересы: 56% считают их главными в жизни, 44% готовы ограничивать личные интересы в пользу общественных.

Раскол или баланс?

Леокадия Дробижева: Равновесие. Примерно равные группы россиян являются носителями внутреннего контроля: мы за достаток, а не за богатство любым путем. Одна часть считает, что от них лично зависит их судьба (большие города), другая (моногорода, сельское население) понимают, что их личная инициатива ограничена объективным отсутствием возможностей или их ограниченностью возможностей.

Зачем сшивать гражданскую нацию, если она эволюционирует?

Леокадия Дробижева: Проблема в том, что по нашим замерам, формирующийся российский центр европейской идентичности (институты гражданского общества, малый бизнес, часть бюджетников - врачи, ученые, еще священнослужители и частично офицеры) - лидер оппозиционных умонастроений. Именно этот совокупный лидер, а не креативная оппозиция создает антирейтинги ключевым общественным системам - профсоюзам, полиции, судебной системе и политическим партиям. По данным наших исследований, в глазах граждан самый высокий рейтинг недоверия вовсе не у профсоюзов (37%) и не у политических партий (40%), а у судебной системы - 49%. Мы давно говорим о том, что угроза общественных бурь исходит не от креативной оппозиции, не от снижения цен на нефть и не от националистов, а от внесудебных расправ. А государство борется за явку на выборы, хотя она у нас вполне на уровне развитых демократий. Или за межнациональный и межконфессиональный мир. А мы в Институте социологии были поражены, когда в 2012 и 2015 годах получили данные о том, что в Татарстане и Башкирии больше 80% людей по национальному признаку друг другу доверяют. Межрелигиозное доверие еще выше - 84%.

Политолог Михаил Ремизов считает, что мы не готовы к формированию политической нации, потому что у нас нет доверия к институтам власти и закону.

Леокадия Дробижева: Доверие к институту парламента и судебной системе низкое, но оно есть. У нас очень высокое доверие к президенту. Межконфессиональное и межнациональное доверие гораздо выше, чем принято считать. И наоборот: лишь 30 процентов граждан чувствуют личную ответственность за судьбу страны и понимают, что она и от них зависит. Но в Якутии, например, этот процент выше 50. Так что элементы доверия к институтам власти и гражданского общества есть. Их надо развивать. Для этого и нужен закон о единстве российской нации.

Интересно, в чем конкретно выражается личная ответственность якутян за судьбу страны?

Леокадия Дробижева: В Якутии, в больших городах Сибири или в Санкт-Петербурге гражданская ответственность за нормы общежития выше. Там люди не боятся брать на себя груз формирования волонтерских или собственных мини-общин и организаций. Кто первыми в стране отказался платить коммунальщикам по завышенным тарифам за свет и тепло? Санкт-Петербург и Якутск. Вот это и есть понимание ответственности за свое дело и судьбу страны. Это и есть факты, подтверждающие, что невозможно гражданскую нацию формировать только "сверху". Нужно встречное движение "снизу".

Разрабатываемый вами закон не отнимет у этносов право на самобытность?

Леокадия Дробижева: Именно для того, чтобы снять у народов страны эти страхи, академик РАН Валерий Тишков предлагает назвать закон "Об основах государственной национальной политики". Эксперты Госдумы - "актом об укреплении единства многонационального народа России". Это говорит о том, что мы идем к пониманию того, что мы нация наций. Никто не отнимет понятие нации у народа. Но у нации есть еще и функция объединения людей разных национальностей и разных культурных интересов в нацию наций.

Все тот же Михаил Ремизов утверждает, что гражданская нация основана и крепится государством, а этническая нация может быть вне государства. Живут же русские вне России, что не мешает им ощущать себя русскими. А как же тогда быть с национальными республиками?

Леокадия Дробижева: Гражданская нация действительно имеет одно государство. И республики у нас по Конституции - "государство". Но было решение Конституционного суда о том, что этот статус не означает функции государств. Что, кстати, отражает сложившийся мировой опыт. Франция, как известно, светское государство, но в стране есть анклавные территории, где в виде исключения допускается закон шариата. Там специальное отступление разрешает детям ходить в школу в парандже, хотя, как все знают, закон ЕС это запрещает.

Если эту практику переносить на Россию, мусульманские платки можно специальным постановлением разрешить носить в школе?

Леокадия Дробижева: Платки к гражданской нации не имеют отношения. Это вопрос соблюдения закона и диалога. Даже в СССР были законы, которые на определенных территориях исполнялись в мягкой форме. Например, в СССР замуж выходили с 18 лет. А в Средней Азии, где девушки созревают раньше, были приняты специальные подзаконные акты, разрешавшие создание семьи с 16 лет. Так и с платками. Они - элемент не религии, а национальной культуры, традиции. Этничность и религиозность тесно сопряжены. Например, татары говорят, что именно ислам помог им сохранить и укрепить этническую идентичность, иначе бы они ее теряли в советских условиях.

Почему, например, США или Франция не принимают закон о нации?

Леокадия Дробижева: Я бы не сравнивала нас с Америкой. Там подавляющее большинство людей имеют корни эмигрантов. Государства, где ситуация близкая с российской - Франция, Великобритания, Испания. Эти страны принимали немало подзаконных актов, стимулирующих гражданское единство. Опыт британской идентичности, например, смягчил постколониальную ситуацию, но не спас от североирландского конфликта, а опасения новых притоков мигрантов, влияющих на идентичность британцев, стали одним из стимулов "брексита" и выхода страны из ЕС. Чем не стратегическая смена курса через меняющийся закон?

Есть опыт Франции, где сложилась политическая нация. Качество социума там таково, что нация переживает не только эксцессы с поджогами машин, но массовые террористические атаки подполья. Думаю, России ближе опыт Испании. Там есть нации каталонцев, кастильцев, басков, а все вместе они испанцы. И у нас большинство - коренные народы. Поэтому в Испании и у нас речь идет о складывании нации наций.

Статус этнического большинства - русского народа - отразится в законе?

Леокадия Дробижева: В структуре наций русский народ - сплачивающее ядро. Его позиции во многом определяют готовность граждан принять ответственность за судьбу страны. При этом этническое самочувствие русских - лакмус самочувствия других народов. По нашим исследованиям, ощущение единства с людьми своей национальности переживают 80% русских, россиян иных национальностей - 83-87%. Исследования так же установили высокую значимость религиозной идентичности. Близость с людьми своей веры испытывают 69% русских и 75% инонациональных граждан. Такая ценностная общность ставит вопрос о роли этнической солидарности. Этническая солидарность всех народов является, как показывают исследования, ресурсом будущего.

За границей, как правило, все нас называют русскими. А кого сами русские считают русским?

Леокадия Дробижева: В определении того, кого сегодня можно назвать русским, гражданами всех национальностей чаще всего используется признак культурной принадлежности. Самый популярный ответ наших исследований - "того, кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры". Субъективно мне он очень нравится. Объективно: есть все основания считать, что русская культура выступает интегратором российского гражданского общества.

Когда заработает закон о гражданской нации?

Леокадия Дробижева: Нацию наций надо искать в себе. В самоощущении и поступках. Таких, которые бы показывали наше умение жить по правилам, принятым нами, и не мешать жить другим. Но у нас об этом не говорят, ни в школе, ни в СМИ, ни в семье. Вот в Грузии, например, все знают о царице Тамаре, в Армении - о Ноевом ковчеге у Арарата. Малыша спросишь - ответит. Это и есть элемент закладки гражданства с младых ногтей. У нас о гражданском сознании говорят разве что ученые.


РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА. 28.03.2017.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как
незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться,
либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:
    {related-news}
Просмотров: 1 081 | Комментариев: (18) | В закладки: |    
№1 написал: Алмата 20 апреля 2017 23:53
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Какое то зазеркалье ,пора уже воду сливать а они толкуют о нации .
 
№2 написал: Зулия 21 апреля 2017 13:02
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Что в сущности означает русификацию, вернее продолжение политики русификации. Новая историческая общность - советский народ, христианизация - под новым соусом
 
№3 написал: Гирей 21 апреля 2017 15:16
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Алмата
Какое то зазеркалье ,пора уже воду сливать а они толкуют о нации .
не нужно распространять свое видение мира на реальность. Согласен, похоже, что Вы живете (точнее, пишете) в Зазеркалье, нац.озабоченом сегментике Интернета. Но ведь это Сеть. Не более, хоть и не мене.
Цитата: Зулия
Что в сущности означает русификацию, вернее продолжение политики русификации.
на чем основано такое странное умозаключение?
Цитата: Зулия
Новая историческая общность - советский народ
да, хороший был проект. Только причем здесь христианизация?
 
№4 написал: Алмата 21 апреля 2017 16:43
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Я вас понимаю работа такая шаг влево шаг вправо можно оказаться на подножном корму ,приходиться ходить с включенным цензором ,хотя не все так плохо есть татаризм где можно отвести душу .
 
№5 написал: Зулия 21 апреля 2017 18:01
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Гирей

Цитата: Зулия
Новая историческая общность - советский народ
да, хороший был проект. Только причем здесь христианизация?


Христианизация была до того, при царях, равносильно русификации.

Новая общность - Советский народ - хорошо сделал, что не успел полностью реализоваться
 
№6 написал: Гирей 21 апреля 2017 21:39
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Зулия
Христианизация была до того, при царях, равносильно русификации.
равносильно. Только башкиры-то тут причем? Вы же их все время имеете в виду7 На них она не распространялась, они такие эксперименты пресекли раз и навсегда в 1681-83 и в 1755 для профилактики добавили.
Цитата: Зулия
Новая общность - Советский народ - хорошо сделал, что не успел полностью реализоваться
он реализовался. До удивительной степени: государства 25 лет как нет, а общность есть, гибнет только сейчас, на глазах. И кстати всякие эльфизмы вроде воинствующей христианизации возродились именно с его концом. Вы не ответили на вопрос. Впрочем, это понятно.

Цитата: Алмата
Я вас понимаю работа такая шаг влево шаг вправо можно оказаться на подножном корму ,приходиться ходить с включенным цензором

я же говорю, напрасно распространяете свое состояние и видение мира на других, это ошибочно. Мрачное оно однако.
 
№7 написал: Алмата 21 апреля 2017 23:20
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Гирей
я же говорю, напрасно распространяете свое состояние и видение мира на других, это ошибочно. Мрачное оно однако.

Скорее реалистичное ,но это мелочи которые подчеркивают лишь всю лживость российской( и не только ) общественной жизни . Боюсь за свой "самообман" нам придется заплатить дорогую цену . Думаю почему так происходит ? Виною тому как мне видится ,несовершенство нашего человека .А элиты которые правят отличаются от большинства лишь ушлостью и наглостью . Коряво написано ,согласен ,но я пытаюсь как могу найти ответы . А где ваши ответы ? Напишите коротко без слизи если можете .
 
№8 написал: Tyras 22 апреля 2017 00:17
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

"за рубежом всех называют русскими". Это только там, где российских выходцев мало и местные в них не разбираются. Чехи вполне уверенно делят понаехавших к ним на из России на русских, дагестанцев и евреев. Чеченцев вообще нигде за русских не принимают.
 
№9 написал: Летчик 22 апреля 2017 05:03
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Гирей
не нужно распространять свое видение мира на реальность. Согласен, похоже, что Вы живете (точнее, пишете) в Зазеркалье, нац.озабоченом сегментике Интернета. Но ведь это Сеть. Не более, хоть и не мене.

Да всё наоборот. В одной фразе Алматы больше реальности, чем во всей статье. Россияне - это спасительная соломинка нацменов в России хоть как то затормозить работу власти по унификации населения. Власть же наоборот, предлагает расширенное толкование русской нации. И это трезво, россияне - фейк. Что проще, окучить 80% байками или принудить политич/инструментами 15-20%? И что на выхлопе? Это как с крымскими татарами, сами уедут.
 
№10 написал: Гирей 22 апреля 2017 20:50
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Летчик
Да всё наоборот. В одной фразе Алматы больше реальности, чем во всей статье. Россияне - это спасительная соломинка нацменов в России хоть как то затормозить работу власти по унификации населения. Власть же наоборот, предлагает расширенное толкование русской нации.
все больше убеждаюсь, что татаристы, как впрочем и любые националисты, просто не читают чужих статей. Точнее, читают, лишь чтобы повторить свое наболевшее совершенно вне зависимости от содержания прочитанного. К слову Дробижева - один из инициаторов этого закона, а вовсе не Тишков, и в общем-то не Михайлов - тот лишь подхватил и облек в не самую удачную формулировку. Мы и тогда знали, что ничего тяжелого под суматохой вокруг него не скрывается, ибо обсуждали его в ФАДНе с первых дней после этого экспромта в Астрахани. И разъясняли: http://gtrk.tv/proekty/series/mysli-vsluh-061216-etnokonfessionalnaya-situaciya
-bashkortostane-azat-berdin. И теперь о нем вот этак говорит не Абдулатипов - который публично выступил вообще даже против названия "О российской нации" прямо на форуме ФАДНа в Пятигорске, по тем же соображениям, что сейчас озвучила Дробижева, а сама Дробижева - наиболее авторитетный в науке из инициаторов законопроекта, действительно сильный социолог, глава целой школы этнополитологии.
 
№11 написал: Летчик 23 апреля 2017 00:57
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Гирей
К слову Дробижева - один из инициаторов этого закона, а

Да хоть десять, к реальности какое это имеет отношение? Вы занимаетесь академическим пинг-понгом, вас занимает процесс, а не цель. Так безопаснее, уютнее.
Цитата: Гирей
И разъясняли: http://gtrk.tv/proekty/series/mysli-vsluh-061216-etnokonfessionalnaya-situaciya
-bashkortostane-azat-berdin.

Но это ваше предположение, что вам кажется "унификации республик" не происходит. У нас другое мнение. Нацреспублики на крючке, начинаете барахтаться - припускают, но все равно выудят и съедят, если конечно не сработает внешний фактор типа "коряги". Я затрудняюсь представить сколько еще осталось дурачья что верят в "авторитетов науки и инициаторов законопроектов", но вы ведь тоже дурачите народ с ЦСКА))
 
№12 написал: аноним 23 апреля 2017 13:12
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Летчик
Вы занимаетесь академическим пинг-понгом

интересный афоризм, остроумный выстрел - утонченная натура, с хорошим чувством юмора однака... !
 
№13 написал: Алмата 23 апреля 2017 15:27
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Есть Европейская хартия о региональных языках . Примите и внедрите ее в России . Не занимайтесь ерундой ( х ..ей было бы уместней ) не пытайтесь чесать уши пятками когда для этого существуют руки .
 
№14 написал: корт 24 апреля 2017 06:31
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Алмата
Есть Европейская хартия о региональных языках

А хартию для папуасов создадут в вашингтонском обкоме. И Алмата с радостью ей последует.
 
№15 написал: Алмата 24 апреля 2017 08:01
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: корт
А хартию для папуасов создадут в вашингтонском обкоме. И Алмата с радостью ей последует.

Вы можете делать что хотите изобретая свой башкирский путь и то что сейчас твориться в Республике лишь цветочки, ягодки будут чуть потом ,когда будете кушать не забывайте что вы сами их поливали .
 
№16 написал: Читатель 25 апреля 2017 15:30
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Один Летчик да и Алматинец на сайте зависают.
Кроме них есть тут другие еще ?
 
№17 написал: Алмата 25 апреля 2017 16:00
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Мы с Летчиком как можем создаем массовку , Герей мат и оскорбления банит, настоящему башкиру здесь не интересно видимо . Да и Герей нынче не тот , запал исчез , видимо быт давит .
 
№18 написал: аноним 27 апреля 2017 19:46
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Алмата стареет, достоин был оппонент, но увы и ах, годы берут свое, достойный оппонент многого стоит.
Ну да ладно о грустном- счастливо оставаться, пока.
 
Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

© 2009-2015 http://rb21vek.com/. При использовании материалов сайта ссылка на http://rb21vek.com/ обязательна. Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей. Письма и статьи принимаются по адресу: admin@rb21vek.com