СТРАСТИ ПО ВАЛИДОВУ
16.12.2014 4 605 36 root

СТРАСТИ ПО ВАЛИДОВУ

Идеология и Политика
В закладки
СТРАСТИ ПО ВАЛИДОВУ

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера!
Обложили меня! Обложили!
Но остались не с чем егеря!
В.Высоцкий, «Охота на волков»



Прошедшая неделя была отмечена знаменательной для Башкирии датой: днем рождения А.-З.Валиди. Отмечалась она сугубо неофициально: молодежными квестами и флешмобами и вялой полемикой в печати. Сначала не хотел на этот раз этой темы касаться – и без меня напишут. Но коснуться пришлось, причем дважды. Сначала - на конференции в БАГСУ по приглашению проф. А.Б.Юнусовой, где попытки дискредитации выдающегося башкирского политика и тюрколога послужили темой моего доклада «Политизированная ревизия исторических символов как технология межнациональной конфликтности», вызвавшего оживленную дискуссию. И под самый конец недели - позвали в Исполком Курултая башкир (представьте себе, все еще есть и такой), где она всплыла опять. Поэтому есть повод вновь поделиться размышлениями вокруг этой темы.

***

Мне не нравится, когда, скажем, из А.-З.Валиди творят кумира, идола. А уж пародийные попытки эпатажно известного башкирского диссидента уместить столь масштабную фигуру в подражания майданическим попрыгушкам («Слава Валидову! Неовалидистам слава!») вызывают просто жалость. Но в Башкортостане он один такой, без всякого доступа к печати и с уголовно-политическим преследованием на шее. А как быть, например, с идеализацией (точнее, «идолизацией») современными либералами П.А.Столыпина? Который, в частности, заявил на требования многочисленных нацменьшинств России о развитии собственной культуры: «Сначала пропитайтесь как следует русским цементом, господа!» — т.е., ассимилируйтесь! К чему такой подход привел Россию, мы знаем — к Великой Смуте и крушению империи. Что к такому результату привела не столько непродуманная политика в национальном вопросе, сколько вся его аграрная политика в целом, существует обширная и убедительная аргументация [Кара Мурза С.Г. Столыпин — отец русской революции. М., 1997; Кожинов В.В. Правда «Черной сотни». М., 2006]. К чему вся эта столыпиномания привела наши элиты сейчас, мы видим воочию – к стратегическому тупику, провалу всего антисоветского проекта «новостолыпинской России», когда она, добровольно разрушив и промотав советское наследие, встала перед теми же конфронтационными задачами, что и СССР, от которых хотела откупиться сдачей советского наследия – только будучи на порядок слабее. Зато блаженно твердя цитаты из Ильина и помахивая имперочками. Поэтому будем разбираться без фобий и маний.

Идеализировать Валидова, конечно, не следует. Но и обливать его грязью, выискивать, к примеру, проявленную им жестокость и вообще искать пятна в личной жизни в целях современной политики — занятие ненаучное и антиобщественное. Дискредитация Валиди ведется точно по тем же перестроечным лекалам, что и горбачевско-ельцинские «разоблачения» Сталина – и всех героев советского и русского народа (башкиры, татары, чеченцы до своих героев тогда добраться не дали). Кстати по поводу жестокости, С.М.Исхаков, наиболее известный из современных критиков А.-З.Валидова, но профессиональный историк, справедливо заметил: «Легенды о личной жестокости Валидова никак не подтверждаются исторической наукой», и сокрушался, что «появилась «Валидовщина-2», имеющая ярко выраженную политическую, шовинистическую направленность» [Письма А.-З. Валидова и М. Чокаева (1924-1932 гг.) / Сост., предисл., примеч. С.М. Исхакова. М., 1999, с.9].

И памяти, и памятников в Башкортостане Валидов — достоин, просто следует знать меру во всем. Но не вижу я, в чем эта мера нарушена, нет ему циклопических капищ работы Церетели. Наоборот, трусость башкирской интеллигенции и трусливая злопамятность по отношению к великому тюркологу татарской удивительна. Что мешает проигнорировать «негласные указания» и спокойно провести чтения, лекции, акции гражданского почитания хотя бы в стенах оставшегося от рахимовского времени скромного музейного уголка Валидова в Башкирской Республиканской библиотеке имени А.-З.Валиди в день его рождения? Тем самым людям, что года четыре назад сопровождали бы подобное действо шумными песнями, плясками и помпезными конференциями с добротным фуршетом? Ничего. Ах, воля начальства? На вопрос кого чтить, кого забывать – эта воля распространяться не должна, да и любое более или менее разумное руководство проявивших свое мнение только больше ценить будет: и вопрос, ничьих интересов в реальности не затрагивающий, и независимость соблюдена. У питерской интеллигенции смелости оказалось больше.

Но в РБ этого нет – и результат: такое представление стало не рутинным мероприятием, а акцией пиара небольшой, но эпатажной националистической группы «Кук буре». Это внутри библиотеки. А снаружи – акцией еще более маргинальной и националистической группы «Башкорт» вкупе с Айратом Дильмухаметовым и его друзьями. Человек по 25 каждая. Вообще-то существование сразу двух крошечных и конкурирующих между собой националистических групп (плюс отдельный Дильмухаметов) в одной Уфе для башкирского движения в целом и так называемых башкирских националистов в частности – само по себе немалый срам. Что и хорошо (ибо национализм - зло) и плохо (для патриотизма башкир, который, безусловно, есть добро). Но об этом как-нибудь отдельно.

Исторические личности следует оценивать, прежде всего, не по мелочному разбору их личных качеств на основе воспоминаний их врагов, как это делают С.М.Исхаков и Орловы-Гафуровы-Шушпановы — кто из покойников был хвастлив, фанатичен, злопамятен и т.п. При таком подходе у нас памятники вообще некому будет ставить, а все существующие придется снести. Включая не только бездарную статую Г.К.Жукова или чудовищного Петра I в Москве, но и памятники Александру Невскому, Александру Суворову, Ермаку, декабристам. (Что и предлагала глава запрещенного за экстремизм проекта «Уфимская губерния» в отношении нашего национального героя — Салавата Юлаева). Посмотрите, например, биографии всех русских государей — на всех можно, при определенном подборе источников, найти пятна. Начиная с «изверга и братоубийцы» (определение А.А.Бушкова) Святого князя Владимира (Ясное Солнышко), которого изобразили светочем добродетели в помпезном мультипликационном боевике, «рекомендованном к просмотру Патриархатом РПЦ». А меня, например, позабавило искреннее письмо некоего Джан-Мирзы Азизова из Дагестана В.С.Пикулю: «у русских до Великого Октября никакой гордости не было. …какая гордость, если правят женщины неизвестных происхождений, да еще, извините, проститутки?» Однако. Это про Екатерину Великую, действительно создавшую «век золотой Екатерины»! Каждый оценивает в меру своего разумения.

ЕКАТЕРИНА И ДИССИДЕНТ

Хотя, отвлечемся на секунду, поскольку по поводу Екатерины меня когда-то, помнится, поразил не наивный кавказский горец, как автор процитированного письма, а известный диссидент и, главное, выпускник истфака БГУ Айрат Дильмухаметов. Он возмущался, что башкирский историк Салават Хамидуллин называет Екатерину великой государыней. А я внутренне возмутился, как ляпнуть такую наивность мог выпускник моей Альма матер. Старого, заметим, реально сильного выпуска. На мое замечание, что и я так ее называю, «дежурный экстремист Республики Башкортостан» аргументировал: как вы можете оба?! Она нашего национального героя, Салавата Юлаева, по УДО не выпустила!

Однако. Это даже не постмодерн. Да с чего она должна была это делать? Как раз огласка процесса Салавата не позволяла смягчить приговор еще более – а ведь он и так был не казнен, а отправлен на каторгу. Что для башкира, может и хуже плахи, но вряд ли царица это понимала. Она вообще искренне поражалась поначалу и обижалась на башкир: понятно, почему бунтуют крестьяне, но вольным башкирам-то чего не хватало? Уж не я ли, мол, для них стараюсь? Как, понимаешь, раба на галерах? Шутки шутками, но почти буквально так и выражалась: про башкир, конечно, а не про галеры. Мало кто знает, что до конфликта Салават официально возмутился словами одного своего противника из башкирской старшины, облаявшего всуе Екатерину.

Так вот, Салават стал мучеником, жертвой ритуальной, после которой можно было «предать прошедшее забвению», списать все несмываемые счеты и зверства обоих сторон – поскольку иначе жить дальше нормально было просто невозможно. Почти все башкирские вожди восстания остались не только при головах, но и при должностях, а часто – при оружии. Это – государственная мудрость. Без вести пропал, но явно жив главный инициатор войны – Кинзя абыз Арсланов. По преданию, он спокойно навещал родные места, скрываясь от властей. Примерно как вождь мятежного шотландского клана Вуриков Эван Клуни Мак-Ферсон у Р.Л.Стивенсона: «По-прежнему на своей землице, а клан его кормит и поит. Самому королю Георгу впору позавидовать. …вождь объявлен вне закона и обречен скрываться; земли его захвачены; войска охотятся за ним по всем краям, порой в какой-нибудь миле от его убежища; а меж тем последний оборванец, который каждый день сносил от него выволочки и брань, мог бы разбогатеть, выдав его». Остался старшиной в своей Гайне башкирский рудопромышленник, экс-депутат и пугачевский полковник Туктамыш тархан Ишбулатов. На воле Каранай батыр Муратов и Алибай тархан Мурзагулов (это он, а не Салават, бывший в его тысячном отряде сотником, перешел под Оренбургом на сторону Пугачева, Салават благодаря своим подвигам выделился по рекомендации Кинзи в полковники позднее). В общем, почти вся башкирская старшина. Что неудивительно: из 1500 чинов означенной старшины только 9 выступили против самозванца, все остальные – за. Репрессировать их всех, как предлагали Екатерине отдельные советчики, решение провальное – это репрессировать весь народ. Недаром челябинские историки считают, что императрица пошла по сути на сговор и компромисс с башкирской старшиной и представленным ими народом.

Обзывать давно усопших врагов своих кумиров – которым или с которыми, заметим, после замирения надежно служили своими саблями твои собственные предки – это даже не наивность. Это какая-то женская месть и искусственно насаждаемый инфантилизм. Характерные, конечно, для демшизы – но башкирам-то это ни к чему. Давайте за поражение пугачевщины Екатерину II проституткой назовем! Славно-то как. Осталось язык ее портрету показать. Или не язык.

Заслуга Екатерины как государственного человека, помимо многого, в том, что при ней навели порядок с делами столь грозной силы, как казачество и служилые инородцы. Т.е. башкиры и казаки в пугачевском восстании все же добились определенных целей, пусть не в той форме, и не в тех объемах, о которых они мечтали. Те казачьи формирования, которые от анархизма не избавились — Запорожское, Волжское, в эту «нишу» не вошли, и были ею ликвидированы. А Башкирское Войско, наоборот, — создано (правда, уже после смерти Екатерины, в 1798 году, но понимание его необходимости и тщательная подготовительная работа к его оформлению — продукт ее времени). Это несмотря на то, что намного более крутых предложений по «наказанию» башкир и яицких казаков к ней поступало в избытке [Гвоздикова, с.471-473]. При Анне и Бироне такие предложения были реализованы и результаты известны – каждый четвертый башкир погиб, в большинстве – от мора и голода, так как их земли были разорены террористическим рейдом карателей. При Петре и до него башкиры от таких вещей отбились, а вот с 1736 не смогли. Дальше – хуже: армия России стала в число сильнейших в мире и вероятность побед в стиле Алдара Исекеева и Кусюма Тюлекеева над имперской армадой для башкир к концу века скатывалась к нулю. Тактические успехи еще бывали, вроде поголовного уничтожения отряда драгун Шкапского в 1755 г., но в целом картина была невеселая. Что, кстати, доказала и пугачевщина. Башкиры еще могли нанести огромный ущерб, но каждый раз самоотверженно рисковали почти полным своим истреблением. Но этот риск, готовность либо всем жить свободными либо умереть, сражаясь, оказался оправдан, сделав башкир самым привилегированным народом империи. Заслуга Екатерины именно в том, что она пошла по логике государственной пользы, а не истерического кровавого противостояния, и, учтя все уроки пугачевщины, после своей победы решила башкирскую проблему так, как не смог никто из ее предшественников: на целые полтора века грозные башкирские восстания, разорявшие весь край 200 лет, прекратились полностью. А строго говоря – навсегда.

Нас должны интересовать не амурные и личные дела императрицы – век на дворе стоял галантный, лишь бы они делам государственным не мешали, как случилось это у последних Романовых. А именно ее государственные, управленческие способности. За них с нее спрос Богом и людьми. Вопрос был в том — будет ли найден компромисс между государством и казаками вместе с приравненными к ним служилыми народами, конечно, на условиях сильнейшей стороны? Компромисс был найден, свидетельство чему — богатство и лояльность этого сословия вплоть до падения империи. Несмотря на свое поражение в нем, точнее, даже благодаря ему (в противном случае некому было бы этот порядок наводить).

Неизбежные репрессии за Смуту и утрата Яицким Войском, по словам А.Левшина, «древнего имени своего и последней слабой тени демократического правления» (башкиры эту «тень» утратили де-юре раньше, а де-факто – много позже) не должны закрывать от нас этот факт. Смена имени Войска была наказанием ритуальным, означающим именно разрыв с «противогосударственным» прошлым, а «демократическое правление» прошлые традиции провоцировало, и было несовместимо с централизацией империи. Крестьянство, наоборот, проиграло, и не только от репрессий. Императрица убедилась в анархизме «низов», в том, что верной опорой государству оказались только дворяне [Струве, с.239], и началась, в сущности, классовая диктатура дворянства, крепостничество резко усилилось, несмотря на искреннюю неприязнь Екатерины к этому страшному общественному институту. Но башкир-то он по-прежнему не касался. Из трех сил пугачевщины: казаки, башкиры, крестьяне - каждый получил то, на что был способен по уровню своего правосознания и способности отстаивать свои интересы. Но вернемся к современности.

ПО ГАМБУГСКОМУ СЧЕТУ

Если мы хотим, чтобы справедливо оценивали наших героев, мы должны сами подавать пример рыцарского уважения к персонажам прошлого, а не уподобляться детской истерике свидомитов. Вот академик П.И.Рычков – явно враг башкир, причем идейный, идеолог борьбы с башкирскими восстаниями и вольностями, злобную речь князя Урусова башкирскому народу при массовой казни вождей башкир, по мнению историка Б.Э.Нольде, придумал именно Рычков. Но мы его чтим, спокойно и в меру: естественно, не за его страстное участие в прошлых, прочно решенных нашими предками конфликтах, а за внушительный вклад в отечественную науку, включая историю Башкирии.
Исключение – фигуры, будто нарочно собравшие в себе подлость и зло своего времени, вроде Алексея Тевкелева, и не искупившие своего греха ничем – но они единичны. И башкиры не воюют с мертвыми, свидетельство чему – ухоженный дворец Тевкелевых в Килимово: Тевкелев есть фигура, недопустимая для гражданского почитания, его род был когда-то ритуально проклят в башкирском фольклоре, но сами его потомки заслужили своими делами память о себе. Как справедливо заметил И.В.Сталин, сын за отца не отвечает, что бы ни выкрикивал на эту тему Рамзан Кадыров.
Оценивать исторические личности принято по мере их вклада в историю страны и по характеру этого вклада.

Итак, существует ли положительный и значимый вклад А.-З.Валиди в историю Башкортостана? Безусловно, существует. С любой точки зрения, юридические и политические истоки и самопровозглашенной Республики Башкурдистан, и выросшей из нее БАССР (существовавшей почти 70 лет, дольше Башкирского Войска), и современной Республики Башкортостан — восходят к его политической деятельности.
Далее, именно он, — и, конечно, Ленин и Сталин, стоят у истоков создания национально-территориальных автономий в составе РСФСР — России в целом. Системы, благодаря которой разоренная колонизацией, «столыпинскими реформами» и Гражданской войной национальная окраина превратилась в «регион-донор». Регион, в целом, выдержавший и катаклизм следующей Смуты — конца ХХ века, не впавший ни в сепаратизм, ни в братоубийственную войну, ни в поголовное обнищание. Последнее, конечно, зависит не столько от его наследия, сколько от нас.

Прорабы дискредитации Валидова были вынуждены изначально обращаться к прямой лжи, конструируя клеветнический скандальный мем «Валидов – прислужник нацистов» именно потому, что все «обвинения», обрушенные против образа А.-З.Валиди, оказались недостаточны для его дискредитации. Ни его участие в Гражданской войне, ни в басмаческом движении, ни антисоветская публицистика в эмиграции как дискредитирующие населением не воспринимались, тем более на дико антисоветском идеологическом фоне, сложившимся в постсоветской России. Причем именно РБ выделялась на этом фоне умеренностью и отсутствием «пещерного антисоветизма».
Обвинения были зачастую абсурдны: Валидову инкриминировалось создание «башкиро-татарских» дивизий SS «Хандшар» и «Кама» (бывших на самом деле хорватско-боснийскими), легиона «Идель-Урал» (к которому он не имел никакого отношения) и т.д. Но на опровержения своих подлых подтасовок их авторы почему-то очень обижались, грозя привлечь за уличения лжецов во лжи в суд (некий Швецов меня, например, даже и привлек – проиграл, естественно, с треском и стал именоваться клеветником уже по определению самого суда, в который на меня жаловался. Забавный был случай).

Вклад Валидова в национальное движение Туркестана в целом широко признан народами этого региона. В Турции он — также личность известная. Далее, как ученый, он — общепризнанная величина в мировом востоковедении, и уже поэтому является личностью, очень значительной для башкирского исторического самосознания. В силу данного обстоятельства татарские националисты, из числа имеющих ученую степень, постоянно вынуждены его упоминать и цитировать, но сквозь зубы величая его не иначе как «Зеки Велиди Тоган», т.е. именем, принятым им в эмиграции, будто не зная его настоящую фамилию [Д.М.Исхаков]. Так же делалось всеми в советскую эпоху, но тогда это было ритуалом, навязанным государственной идеологией. Но ведь сейчас этих советских условностей не существует!

По инерции так же поступают иногда и в современной России [А.П.Новосельцев]. Но и здесь есть оправдание: московские академики часто просто не осведомлены о нюансах биографии башкирско-турецкого тюрколога. Например, на пятой странице академического труда Т.И.Султанова и С.Г.Кляшторного «Народы и государства Евразии» Валидов назван… «Ахметом Закиевичем Валидовым». Притом, что оценка творчества Валидова данными авторами очень высока. Именитые востоковеды не знали, что столь ценимого ими тюрколога звали, в русском написании Ахмет-Заки Ахмет-Шахович Валидов, Заки — не имя его отца, а его собственное усеченное имя, под которым он и был известен в политических кругах России-РСФСР: Заки Валидов.

Но у профессора Д.М.Исхакова нет и этого оправдания, потому что в среде казанско-татарской интеллигенции, болезненно политизированной сверх всякой меры, биография Валидова, в общих чертах, известна каждому. Национально озабоченным деятелям РТ почему-то тяжело признавать, что основы татарской научной историографии закладывал башкир, да еще лидер башкирского национализма, не скрывавший своего презрения к кумиру современной казанской «образованщины», Гаязу Исхакову. Помню, как на днях при мне вновь издевались историки, знатоки биографии Валиди над придуманной татаристами в утешение себе самим легендой, якобы Валидов в эмиграции пришел к Исхакову, они расплакались, обнялись и все простили друг другу. Виктимность, упрощенно говоря, плаксивость татаризма известна, но зачем на своих супостатов-то ее распространять?
Баллада эта из ряда «татарского героя Козьмы Минина» или героически выбросившейся из башни своего имени царицы Сююм-бике (вообще-то возведенной московскими строителями спустя столетие после ее смерти; возможно, именно против угрожавших тогда Казани башкир; сама же царица мирно скончалась спустя пять лет спустя взятия Казани, проживая в Касимове замужем за служилым царевичем и героем взятия оной Казани и Ливонской войны Шах-Али).

Или взять выпущенную в Москве в 2001 году Институтом востоковедия РАН (Российская Академия наук!) книгу «Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе ХХ века». На странице 417 говорится: «...Одним из крупных теоретиков пантюркизма был башкир по национальности Зеки Велиди Тоган (Заки Валидов), как и его татарские коллеги высланный царским правительством в Турцию в 1908 году. В Турции Зеки Велиди Тоган прославился тем, что занимал наиболее последовательные позиции в вопросах объединения всех тюрок, а во время второй мировой войны создал секретное общество «Гювен», ориентированное на союз с Германией и расчленение СССР».

Но Валидов никогда не «высылался царским правительством в Турцию в 1908». Это, как бы это помягче сказать, бред. И не знать этого, имея самые элементарные сведения о Валидове, нельзя. В означенном году, напротив, состоялся дебют юного Ахмет-Заки в науке: в январе и феврале опубликована его статья о трудах крупного башкирского историка Мурата Рамзи и татарского – Шигабутдина Марджани «"История" Мурата Эфенди и выдающийся ученый Марджани». Но ревнитель антивалидианы непреклонен и охотно потрясает означенной конфузной для РАН цитатой. По такому принципу строятся и все потуги обличителей: выдавливай все, что найдешь, что-нибудь да попадет.

КОРНИ ТРАДИЦИИ

Антивалидиана, как и многие виртуальные «выступления русской общественности» объединены послушным следованием всем штампам пантатаристской идеологии. Что психологически несколько странно: с одной стороны, подзабытый ныне Швецов, Орлов, Шушпанов и прочие ЕкатериныНекрасовы желают выглядеть «защитниками» русской истории от искажения оной «башкирскими националистами», с другой — в русофобии пантатаризм их казанских покровителей превосходит означенных «башкирских националистов» на порядок. Если не на два порядка.

О татаризме придется сказать подробнее. К сожалению, татаризм — идеология, распространенная не только в среде «независимых историков» без диплома, уровня того же В.Имамова, Х.Айдара или С.Орлова. Но и среди профессиональных историков, начиная с того же профессора Д.М.Исхакова, заявившего, что татар следует выводить не из Булгарии «величиной с булавочную головку», поскольку историю Булгарии история России вполне «переваривает», а от Золотой Орды, поскольку сама Русь когда-то была ее вассалом [Закиев, Происхождение тюрков и татар, М., 2003., с.257-259]. То есть, заранее оповещая, что исторические исследования должны следовать политической линии, изобретенной им самим. Воистину прав Г.П.Федотов: «Казанским татарам уйти, конечно, некуда, они могут только мечтать о Казани как столице Евразии» [Федотов, Будет ли существовать Россия, с.451]. Отсюда и комплексы.

Обидно национально озабоченным сознавать, что основы татарской национальной историографии закладывал башкир и ярый враг татаризма. Не будем говорить об основополагающем для нее труде А.А.Валидова «Тюрк ве татар тарихи». Но, к примеру, уникальную, полную версию «Чингиз-наме», на которую публично опирается в своих построениях казанский этнолог, нашел и ввел в научный оборот именно А.А.Валидов. Правда, как сокрушается Д.М.Исхаков, «рукопись до сих пор не издана, и наши попытки заполучить ее у дочери Валиди Тогана пока не увенчались успехом (она хочет опубликовать текст самостоятельно" [Присоединение Среднего Поволжья…, с.13]. Не дает переработать очередной источник в духе единственно верной пан-татаристкой идеологии.

Не говорю уже о приписывании всем выдающимся личностям, от Минина до Валидова, «татарских корней». Без всяких, конечно, реальных на то оснований. Непонимание сути истории привело национально озабоченных к деятелей к выводам о бесцветности истории родного народа, совершенно не соответствующей их собственным амбициям. Как будто творил свою историю народ татарский для удовлетворения их провинциальных комплексов! Отсюда — приписывание к «историческому активу татарской нации» наследия всего тюркского мира, с намеками даже на нетюркское Кушанское царство (идея профессора М.З.Закиева: «Казань — Касан — Косан — Кусан — Кушан») [Закиев, Об установлении и подтверждении 1000-летия Казани… Уфа, 2007, с.102]. «Татарскими» чудесным образом оказываются Золотая Орда, государство Мамая, башкирские восстания и даже сами башкирские племена, причем все, включая Бурзян, Усерген, Юрматы (Д.М.Исхаков); и наконец, Ногайский (Мангытский) юрт. Все тюрко-мусульманские народы, включая превосходящие «казанлы» по численности, и ни за что не согласные считаться татарами: казахи, узбеки, башкиры, ногайцы, кумыки, уйгуры — для татаристов не наследники, они, очевидно, — младшие братья уютной средневолжской провинции.

Вообще, занятное превращение молодого поволжского Хоббитона в этакий сияющий Гондор заслуживает отдельного разбора. Для украшения вялой в его глазах татарской истории казанский профессор (Д.М.Исхаков) неожиданно возлюбил ногаев, разительно отличавшихся по своему антропологическому и бытовому типу от оседлого тюркоязычного населения Поволжья (здесь имеются в виду не чуваши, а современные татары, «казанлы»), что ХVI-го, что ХIХ-го веков. Самих башкир профессор Исхаков даже на научных конференциях называет не иначе как «иштек» [Присоединение Среднего Поволжья к Российскому государству. Взгляд из ХХI века. «Круглый стол» в ИРИ РАН. М., 2003., с.28], — древний экзоэтноним, иногда применявшийся к башкирам как насмешливый (как «хохол» или «кацап»), постоянно воевавшими с ними их лихими соседями — казахами (действительно родственными ногаям) (сами башкиры именовали казахов «киргиз-кайсак» — «дикие, лишенные родины»); казанские татары в своей массе вряд ли знали это слово, т.к. от набегов казахов они были надежно ограждены пиками воинственных башкир, сами казанлы барымтой (набегами) никогда не занимались. Точнее, вплоть до 1552 года, набеги были привилегией не коренного населения Казанского ханства, а «варвар кочевных самовольных, гуляющих в поле» («Казанский летописец»), т.е. ногаев (мангытов), тарханов (башкирских феодалов), воинов из казахских и астраханских степей, черемисов (мари) и прочих служилых и наемников казанского хана пришлой династии чингизида Улуг-Муххамеда.

Да и вообще податное население не употребляло насмешливых прозвищ по отношению к вольным полукочевникам — служилым воинам царя. Точнее, употребляло, но ранее, в XVI веке: «татарин».
Казанский поэт Мухамадьяр тогда писал о татарах стихи, звучащие ныне очень нехорошо – ибо поносятся словами, тянущими ныне на 282 статью УК РФ именно татары, а ныне это название принял на себя целый народ, в числе предков которого был оный поэт Мухамадьяр и его земляки. Не все поймут, что «татары» тогдашнего Казанского ханства как общность не имеют к нынешним прямого отношения.

Известно, что казанская знать после падения своего города перешла на сторону Ивана Грозного удивительно быстро. Это понятно: она не была связана с местным населением, на которого и пала опять, как при приходе самой этой знати с ханом Улуг-Муххамедом, вся тяжесть положения «горе побежденным». Дольше всех сопротивлялись не «казанлы», а черемисы (мари), и по своим, региональным причинам [Присоединение Среднего Поволжья…, с.27-28]. Странно только, что никто на научных симпозиумах не остановит татарстанского коллегу, напомнив, что такое словоупотребление экзоэтнонимов в применении к современности равнозначно тому, как если бы, скажем, какой-либо именитый башкирский профессор начал бы во всеуслышание рассуждать о «москальских карателях в Башкирии», «сбродном составе Уфимского губревкома» или «укропском канцлере Безбородко».

Другой пример: труд упомянутого Ф.Г.Ислаева, кандидата исторических наук, на которого ссылаются на том же упомянутом престижном круглом столе Института российской истории РАН. Только я убежден, что именитые историки, собравшиеся на означенное мероприятие: В.В.Трепавлов, А.Н. Сахаров и мн. др. не держали в руках его книгу: Ислаев Ф.Г., Лотфуллин И.М. Джихад татарского народа. — Казань, 1998. Уровень последней таков, что если бы держали, то больше на Ислаева не ссылались бы (разбору этой книги я посвятил отдельную работу: «Джихад которого не было»). Из практической части книги данных соавторов интересны, в частности, рекомендации русским «отказаться от русско-православной эрзац-культуры» [Ислаев, с.121]. Это не умаляет познаний и кропотливого труда Ислаева как историка, его «ляпы» объясняются проще: «догматическое следование концепции пан-татаризма губит перспективное в историческом плане исследование на интересную для общества тему» [Бердин, Джихад…, с.142].

Практически все мемы, на которые опирается «башкирофобский пул», придуманы впервые вовсе не С.Орловым и не И.Кучумовым, а пантатаристами: отрицание самого существовании башкир как нации и даже как этноса [С.Максуди, Г.Исхаки]; попытка сведения башкир к сословию, а не к этносу [Д.М.Исхаков, Р.Халиков]; целенаправленная, вне зависимости от исторического контекста, дискредитация национальных героев башкирского народа, того же Салавата, например, [В.Имамов] или А-З.Валиди [С.М.Исхаков], либо приписывание их к татарскому этносу [С.Алишев]. Одна из наиболее известных методик — дискредитация образа Валидова. Очернение невозможно без обособления — потому что сложно обвинять в чем-то нехорошем целый народ, это под статью УК РФ подпадает. Поэтому — все внимание на Валидова персонально!

МАНИПУЛЯЦИЯ КУЛЬТОМ

Обратим внимание, что Валидов не был ни Председателем Башкирского правительства в период перехода Башкирского корпуса на сторону красных (им был Мстислав Кулаев), ни Председателем Башревкома первого состава (Харис Юмагулов), ни Председателем Совнаркома БАССР (Муллаян Халиков), ни председателем Башкирского Шуро (Шариф Манатов). Для подобных постов других деятелей близкого ему уровня у башкир хватало. Он был бесспорным идеологическим лидером. Но будто бы не было в башкирском национальном движении никого, кроме Валидова: ни Г.Инана, ни Г.Тагана, ни М.Муртазина, ни Ш.Узбекова, ни рода Курбангалиевых, ни братьев Карамышевых… продолжать можно долго! Такая методика рассчитана на достижение сразу нескольких целей.

Во-первых, любую отдельную историческую фигуру, тем более, личность, типичную для эпохи Смуты, несложно дискредитировать.
Во-вторых, представляя Валидова каким-то демиургом (творцом) Башкортостана, дискредитируется все башкирское национальное движение: вот не было Валидова, не было и башкир, появился Валидов — и «стал в Башкирии свет»! Й.Гревингхольт пошел дальше — лишь с этих пор, по его мнению «у башкир появилась собственная этническая идентичность» [Гревингхольт Й. Республика Башкортостан. Становление авторитарного режима. Казань, 2006, с.8]. А до Валидова ее не было, арабам Саламу Тарджеману, Ибн Фадлану, Йакуту и Идриси, поэту-мамлюку аль-Башкорди, царю Московии Ивану Грозному, турку Эвлею Челеби, казахскому хану Абдулхайру, башкирским тарханам Алдару Исекееву и Туктамышу Ижбулатову, Юсупу батыру Арыкову, европейцам Страленбергу, Георги, Палласу, русским В.Н.Татищеву и П.И.Рычкову и мн. др. она приснилась. (Перечисляю лишь некоторых из оставивших письменные свидетельства). Всем — в разные века и в разных обстоятельствах. Узнаю разгулявшуюся руку его переводчика, И.В.Кучумова.

Кроме того, данный стереотип удачно наложился на целый ряд реальных обстоятельств. Во-первых, это — действительно впечатляющее богатство творческого и политического наследия Валидова. А для историков наличие источников нередко — ценность самодовлеющая.
Например, резкому преувеличению в историографии роли Батырши в башкирском восстании 1755-1756 гг., мы обязаны «Письму Батырши императрице Елизавете Петровне». От остальных участников подобных документов не сохранилось, отсюда и ощущение: их как бы и не было, а мулла Батырша — глава и душа всего восстания. То, что последнее совершенно не соответствовало действительности, историками осознанно только в последнее время, и то далеко не всеми.

То же самое с Валидовым. Немалую лепту в обособление фигуры Валидова внесла и зарубежная историография: прежде всего, Ричард Пайпс, С.Зеньковский [Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. и А. Валиди (Зарубежные исследования). Уфа, 1997, с.23-35, 67-134] и Т.Байкара. С последним все ясно, Тунджер Байкара — ученик самого Валидова. Зеньковский и Пайпс так же пользовались в качестве источников прежде всего плодами богатого эмигрантского творчества Валидова, отсюда и ощущение, что «все башкирское движение 1917-20 гг. было в основном вызвано к жизни усилиями Валидова» [Там же, с.114].
Да и по собственному опыту памятно: монографическое исследование замечательной личности почти неизбежно приводит исследователя к ее апологии — сживаешься с ней, душой срастаешься, что не способствует ее аналитическому восприятию.

Во-вторых, внедрению этого стереотипа немало поспособствовал сам Валидов, который при всех своих достоинствах, излишней скромностью никогда не страдал, и так же, как Л.Д.Троцкий, повсюду видел самого себя стержнем и двигателем происходящих событий (М.Чокаев) [Письма А.-З. Валидова и М. Чокаева (1924-1932 гг.). М., 1999, с.73-75].

Итак, в том, что в начале постсоветского периода восприятие наследия Валидова, которое замалчивалось 70 лет, носило восторженно-апологетический характер, нет ничего плохого и удивительного. Странно было бы, если бы произошло иначе. Но даже у М.М.Кульшарипова и Д.Ж.Валеева встречались скептические оценки тех или иных действий башкирского лидера [Кульшарипов М.М. Заки Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917 – 1920 гг.). Уфа, 1992, с.33]. Но наука не стоит на месте. Уже исследования молодых ученых — например, Г.Н.Ишбердиной (ученицы покойного профессора Д.Ж.Валеева), М.Н.Фархшатова и др., отличались не апологетическим, а взвешенным, научным подходом к личности Валидова, хоть это различие и не проявляется резко. Но в науке резкость и не требуется.

Так же спокойно вернулся в нашу историю образ неистового имама Муххамет-Габдельхая Курбангалиева — непримиримого оппонента Валидова при жизни, да и всей семьи Курбангалиевых, оставившей столь заметный след в жизни башкирского народа. Вернулись по-новому осмысленные фигуры Зайнуллы Расулева и Шарифа Манатова, Галимьяна Тагана и Мусы Муртазина, Шагита Худайбердина и Габделькадыра Инана, и многих, многих других.

Процесс идет, и в рекламе не нуждается. Возможно, популяризация ему не повредила бы. Но, как говорится, чем богаты, тем и рады, научный потенциал республики небезграничен. Немногочислен народ башкирский, и не настолько много у нас людей, чьи имена вписаны в золотой фонд мировой науки, чтобы забывать некоторых из них только потому, что их политическая позиция кому-то не понравилась. И это мнение разделяют многие и многие наши соотечественники, включая отнюдь не боготворящих Валидова.


Азат Бердин, специально для сайта «РБ – XXI век»
Комментарии (36)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
аноним
#1 аноним Гости 16 декабря 2014 23:01
Любая политика выдуманного сверхвеликодержавия, надуманного превосходства ведет к ослеплению тех кого она хочет поглотить, стереть, исказить память об их легендарных предварителях, вызвать к ним отвращение и отрешение от них! Приходится дискредитировать, так как своих таких же великих нет за кем могли повести поглощаемые народы! Только народ, в котором основу его нравственности составляет беззаветная любовь к родине, верность данному слову, отважность и бесстрашие перед лицом угрозы, опасности нависшей над самим существованием народа, именно связанной пуповиной с этой землей народом, может родить поколение за поколением предварителей и воинов, готовых сражаться за свою родину до последней капли крови!

Прекрасная статья, умиротворяющая, дающая спокойствие мудрости, осмысление происходящего с новых позиций, самое главное не вызывающее ненависти за те страдания которые перенес башкирский народ за всю историю верноподданства государству Российскому.
Комплексный подход к истории из за знаний тех источников не доступных широкому кругу читателей, автор, имеет возможность масштабировать, не впадая к голословному оскорблению и межнациональной розни. Зажатая стереотипами истории подрастающее поколение имеет возможность по новому взглянуть на историю, грамотно дискутировать, отстаивать честь своего народа в кухонных дискуссиях, и самое главное одержать идеологическую победу над великодержавным шовинизмом разного формата

В скором времени процесс переосмысления собственной истории народов России приведет масштабным идеологическим мегатиктаническим сдвигам.
Русским придется дополнить свою историю значительным тюркским компонентом, а вот новоиспеченный народ под названием татарский вообще ждет великая депрессия, придется выбирать куда примкнуть между историей чувашского и башкирского народов. Под дружный смех башкир будет падать кичливый велокодержавный татарский шовинизм не имеющий фундамента в истории. Наконец то заткнуться те кто выставлял башкир отсталым и безродным народом, исключая само существование башкир не смотря на все исторические данные. В конечном счете окажутся с подлинной многовековой историей только башкиры !!!
Нейтрал
#2 Нейтрал Гости 17 декабря 2014 05:56
Благая была цель статьи - "разбираться без фобий и маний". Ну извините, Азат Бердин, не получилось у Вас. У Вас есть фобии, как видно.
В России нет идолопоклонства насчёт Столыпина. Вы опять повторяете СКМ, который перманентно, совершенно антиисторично, пытается унизить Российскую империю перед империей Советов - СССР. Антиисторизм в том, что Столыпинские реформы отнюдь не причина революций. Неспособность общества принять и провести эти реформы последовательно - вот истинная причина!
С З.В. Тоганом тоже надо обращаться очень осторожно. Великий турецкий ученый и всемирно известный востоковед, историк, методолог истории (в мире в ХХ веке только три великих работ по методологии истории и среди них "Tarihte usul" Тогана), Ахметзаки Ахметша улы Валидов был среди основателей и реализаторов Башкирской автономии в России (1917-1920 гг.). И все! Больше ничего! Дальше развитие БАССР, создание башкирского литературного языка, башкирской культуры (с кураем, кубызом, кумысом, Салаватом легендарным и сказочным) на основе русской культуры, с примесью татарской и т.д. и т.п. - все это уже происходило без Валидова, и, конечно, он не является вождем и идеологом башкир. Философы не должны идти за политической конъюнктурой, наоборот, философы должны задавать тон. Но увы...
Гирей
#3 Гирей Гости 17 декабря 2014 06:50
Цитата: Нейтрал
Неспособность общества принять и провести эти реформы последовательно - вот истинная причина!

Обалдеть, как выражается наш лучший друг Татарыч. Реформы, которые НЕ ПРИНЯЛО и НЕ СПОСОБНО ПРИНЯТЬ ОБЩЕСТВО - не причина революции! Это общество не то, отсюда и причина.
Вот не устаю поражаться чудесам либерального, "столыпинского", так сказать, мышления. Уважаемый Нейтрал, зур Вам рахмат за такое блестящее подтверждение тезиса статьи. smile
Цитата: Нейтрал
Ахметзаки Ахметша улы Валидов был среди основателей и реализаторов Башкирской автономии в России (1917-1920 гг.)

Цитата: Нейтрал
конечно, он не является вождем и идеологом башкир
а это как? являлся, но не являлся. no Сейчас конечно не является - видите ли, он давно помер, во вполне почтенном возрасте. Но за то, что являлся, при самом основании автономии, которая развивалась, естественно, уже без него в виде БАССР и РБ - его никогда не забудут.
myrzalar
#4 myrzalar Гости 17 декабря 2014 08:21
А разве не МАхметзянов писал,что большинство башкирских племен это татары?Неужели и Исхаков опустился до такой фантастики?
Гирей
#5 Гирей Гости 17 декабря 2014 09:19
myrzalar,
увы, опустился. Ес-но, на аудиторию РТ, а не Москвы. Там оболванены уже достаточно.
Нейтрал
#6 Нейтрал Гости 17 декабря 2014 09:24
Гирей,
Обалдеть, как выражается наш лучший друг Татарыч. Реформы, которые НЕ ПРИНЯЛО и НЕ СПОСОБНО ПРИНЯТЬ ОБЩЕСТВО - не причина революции! Это общество не то, отсюда и причина.
Вот не устаю поражаться чудесам либерального, "столыпинского", так сказать, мышления. Уважаемый Нейтрал, зур Вам рахмат за такое блестящее подтверждение тезиса статьи.

Афарин, Азат Бердин, за истинную софистику! Обещали "без фобий и маний"... Если у Вас Столыпин - либерал, не знай, как Вас-то назвать! Либералофобия, каке правило, болезнь недалёких людишек. Даже дело не в том. А Ваша способность по одному постингу определять и навешивать ярлыки любому. Подозреваю, Вы не коммунист ли скрытый, ... Не обижайтесь, либералов ненавидят или нацисты, или коммунисты. Такие консерваторы, как я, к ним относятся фиолетово..
Гирей
#7 Гирей Гости 17 декабря 2014 09:28
Нейтрал, либерал тогда и сейчас - 2 большие разницы. Тогда он, конечно, не считался либералом - считался консерватором. Хотя главным апологетом Столыпина был именно основатель либерального консерватизма, не стеснявшийся называть себя либералом, П.Б.Струве. Сейчас же столыпиномания - именно бренд широкой (хоть и узкой в % к населению) прослойки, ругаемой всеми "либералами". Хотя они такие же либералы как Ельцин демократ, но таково текущее словоупотребление.
аноним
#8 аноним Гости 17 декабря 2014 10:10
Цитата: Нейтрал
Дальше развитие БАССР, создание башкирского литературного языка, башкирской культуры (с кураем, кубызом, кумысом, Салаватом легендарным и сказочным) на основе русской культуры, с примесью татарской и т.д. и т.п. - все это уже происходило без Валидова, и, конечно, он не является вождем и идеологом башкир. Философы не должны идти за политической конъюнктурой, наоборот, философы должны задавать тон. Но увы...

Башкирскую культуру на основе Чехова, Достоевского, Блока, Есенина- или на основе репертуара Шаляпина появились озон куй или кобайыры, или на основе балалайки- домбра, губной гармошки - кубыз, на основе водки - создали кумыс?На основе Суворова- Салават Юлаев, Кутузова- Кинзя Арсланов.. И далее на основе слово о полку Игореве- появился эпос Урал батыр, Акбузат... Интересное мыслеведение и мыслеразвитие - бурная фантазия и трансформация образов, талант своеобразный!!!
murzalar
#9 murzalar Гости 17 декабря 2014 11:30
Цитата: Гирей
увы, опустился. Ес-но, на аудиторию РТ, а не Москвы. Там оболванены уже достаточно.

А ссылки есть?
marat
#10 marat Гости 17 декабря 2014 11:36
Аноним, в точку!!!
Гирей
#11 Гирей Гости 17 декабря 2014 17:33
Цитата: murzalar
А ссылки есть?

увы, есть. Навскидку:
Исхаков Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын Урук): клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнополитические исследования в Татарстане. Казань: ИИ АНРТ, 2007. С.18-27.
корт
#12 корт Гости 17 декабря 2014 17:52
Цитата: Нейтрал
Такие консерваторы, как я, к ним относятся фиолетово..

Какой же Вы косерватор? Это не отношение, это пофигизм. Потому то и близка Вам идеология либерализма - это когда никто ни за что не отвечает.
Акманхажи
#13 Акманхажи Гости 17 декабря 2014 18:44
Хочу выразить признательность и слова поддержки Азату Бердину. Ваши статьи всегда наполнены смыслом, констатацией фактов, без каких-либо эмоций и предвзятого отношения к событиям и тем более к отдельным личностям, провоцирующим скандалы.Я думаю, что выражу мнение большинства, сказав о том, что роль Азата Бердина, Салавата Хамидуллина и других молодых башкирских ученых и не побоюсь этого слова общественников (хотя Вы всегда это исключаете) в современной истории Башкортостана и башкирского народа в частности, огромна. Вклад в становление самосознания и самоидентификации молодого поколения не возможно переоценить. Еще раз огромное Вам спасибо за Ваш труд!
vhd
#14 vhd Гости 18 декабря 2014 12:08
Но, к примеру, уникальную, полную версию «Чингиз-наме», на которую публично опирается в своих построениях казанский этнолог, нашел и ввел в научный оборот именно А.А.Валидов. Правда, как сокрушается Д.М.Исхаков, «рукопись до сих пор не издана, и наши попытки заполучить ее у дочери Валиди Тогана пока не увенчались успехом (она хочет опубликовать текст самостоятельно" [Присоединение Среднего Поволжья…, с.13]. Не дает переработать очередной источник в духе единственно верной пан-татаристкой идеологии.

Заполучили уже в 2011 г. Некий, к.и.н. И.М. Миргалеев (кстати, выпускник истфака БГПУ) получил копию рукописи от одного из учеников А.З. Валиди . И пользуется ею недобросовестно, приписывая право собственности рукописи религиозному деятелю Ризаэтдину Фахретдину.
http://www.antat.ru/cgi-bin/img.pl/files/NT2011/NT-2-2011-13.pdf
Нейтрал
#15 Нейтрал Гости 18 декабря 2014 15:34
корт,
Какой же Вы консерватор? Это не отношение, это пофигизм. Потому то и близка Вам идеология либерализма - это когда никто ни за что не отвечает.

Корт, а Вы-то за что отвечаете? Довели башкирский народ до самоуничтожения! Будьте добры, отвечайте!
Мы, консерваторы, не считаем либерал-социалиста Валидова вождем башкирского народа. Наши вожди консервативные лидеры (С. Мерясов, А. Ягафаров, Курбангалиевы и др.).
Вы жертвы коммунизма, с вами бессмыслено вести дилоги...
Гирей
#16 Гирей Гости 18 декабря 2014 15:41
Цитата: Нейтрал
Мы, консерваторы, не считаем либерал-социалиста Валидова вождем башкирского народа. Наши вожди консервативные лидеры (С. Мерясов, А. Ягафаров, Курбангалиевы и др.).
(доставая записную книжечку) покажите, пожалуйста адрес корпункта означенных башкирских консерваторов no .

А то вообще-то ранее я думал, что консерватизм во многом синоним традиционализма, а значит консерваторы Башкортостана обретаются здесь smile .
Нейтрал
#17 Нейтрал Гости 18 декабря 2014 16:02
Гирей,

А вот зря иронизируете. А Вы лучше поездите по башкирским деревням, пообщайтесь с народом-то. Ваши интеллигентские междусобойчики, ваши игры в "традиционализм" в теплых офисах мегаполиса им по фигу, как выражается тут некий Корт. Крайне консервативная народная революция сметет и ваших ненавидимых вами либералов, и вас, искусственных "традиционалистов", и посткоммунистическую номенклатуру, у которой на ее подачки кормитесь... Мне сказать нечего больше. Прощевайте...
Гирей
#18 Гирей Гости 18 декабря 2014 16:06
Цитата: Нейтрал
А Вы лучше поездите по башкирским деревням, пообщайтесь с народом-то.
я бы с радостью, да не могу: ибо общаться самим с собой называется шизофренией, неохота. Только вчера родня обратно в деревню уехала.
Цитата: Нейтрал
у которой на ее подачки кормитесь... Мне сказать нечего больше. Прощевайте...
как любит уныло интересоваться местный руснационалист Евгений Беляев: деньги где можно получить? Желательно в буржуинской валюте. recourse
Мин
#19 Мин Гости 19 декабря 2014 14:27
С нетерпением жду статьи, посвященной правозащитным группам Кук-буре и Башкорт. С подробным разбором, не тем занимаются, или не так, не там, а чем стоило бы, а как.
Гирей
#20 Гирей Гости 20 декабря 2014 18:55
Цитата: Мин
С нетерпением жду статьи, посвященной правозащитным группам Кук-буре и Башкорт.
желание читателей - закон. Обязательно. Только чуток попозже: неохота огорчать романтичных юношей и девушек перед новогодними каникулами.
Цитата: Ирек Таттарыч.
это ты про себя
рахмат. К чему бы такая лесть? no Но Высоцкий писал все же не про меня.
Цитата: Ирек Таттарыч.
Сижу сейчас, "вслух излагаю" некоторые выдержки из книги Гилязова И.А.
все уже есть вон там: http://rb21vek.com/clio/163-legion-idel-ural-i-axmet-zaki-validi-vzglyad-iz.html


С категорическим финалом лучшего источниковеда Татарстана по периоду 2й Мировой: "Насколько мне известно из архивных источников, прямого отношения к легиону «Идель-Урал»; и другим военным формированиям из представителей народов СССР и Восточной Европы в годы второй мировой войны А.-З.Валиди НЕ ИМЕЛ".
А "размышлять вслух" - иди в ЖЖ. Ты не подумал, почему, где бы ты ни появился, тебя через некоторое время после толерантнейшего приема, начинают воспринимать как идиотика? smile даже на такой оранжевой помойке как УЖ.
Нейтрал
#21 Нейтрал Гости 22 декабря 2014 05:39
Сегодня, 22 декабря (по старому 10), - день рождения Ахметзаки Ахметшах улы Валидова, в 1917-1920 гг. одного из руководителей и идеологов башкирской автономии и председателя Башревкома (1919-1920 гг.) - чрезвычайного универсального органа БАССР, созданного по аналогии большевистских ревкомов всех регионов России. В мире известен как турецкий учёный Зеки Велиди Тоган.
Я считаю, что часть башкир, ложно провозгласив его посмертно героем и вождем башкирского народа, сильно ошибается. Надо соблюдать приличие и придерживаться исторической научной объективности. Самые вопиющие преступные ошибки: переименование Республиканской библиотеки им. Крупской и улицы Фрунзе с присвоением имени турецкого гражданина Тогана. У нас более необходимые для переименования объектов уйма: проспект Октября, улица Ленина, парк имени террориста-убийцы Якутова и т.д. Почему именно улицу, где моя Alma mater - БашГУ и именно национальную библиотеку - сокровищницу всех народов республику?!
В этом виноваты т.н. "традиционалисты", которые традиции большевизма и сталинизма считают традициями народа. Рахимовщина (хамитовщина ныне) и посткоммунистическая номенклатура все держат при помощи тупой интеллигенции, которую подкупают званиями и всякими побрякушками типа орден Салавата... как каих-то папуасов...
Дарк
#22 Дарк Гости 23 декабря 2014 13:53
Все ваши так называемые интерпретации по великому Валиди - ноль. Валиди велик и как ученый, и как политик, и как башкир. Достаточно читать его труды, особенно прощальное письмо своему народу. Если вы все его ненавидите - значит он всех достал. Достал правдой, политической прозорливостью, своей бесконечной любовью родному башкирскому народу.Каждый башкир должен знать о Валиди по его трудам, тогда и не будет нужды читать комменты каких=то нейтралов и криво усмехаться... Не дождетесь, Валиди - у нас в сердцах.
Гирей
#23 Гирей Гости 23 декабря 2014 14:06
Цитата: Нейтрал
Надо соблюдать приличие и придерживаться исторической научной объективности.
за что и радеем, как видите.
Цитата: Нейтрал
В мире известен как турецкий учёный Зеки Велиди Тоган.
да, как и американский социолог Питирим Сорокин. Но в Башкортостане он больше известен именно как политик: немногие интересуются тюркологией и знают ее, а Республику Башкортостан, институт которой восходит к деятельности той когорты политиков, к которой принадлежал А.-З.Валиди - знают все.
Цитата: Нейтрал
Самые вопиющие преступные ошибки: переименование Республиканской библиотеки им. Крупской
а, что, Крупская имела отношение к библотеке? Или славна научными трудами, прославившими автора и его Родину на мировом уровне? Про Валиди верно последнее.
Цитата: Нейтрал
улицы Фрунзе с присвоением имени турецкого гражданина Тогана.
сам с сомнением относился к этому перименованию, причем публично. Но переименовали, так что переименовывать еще раз было бы совсем уж глупостью и провокацией. А Вы не правы: улица носит имя не турецкого гражданина Тогана, а башкирского политического и научного деятеля А._З.валиди. Не верите - посмотрите на таблички.
Цитата: Нейтрал
В этом виноваты т.н. "традиционалисты", которые традиции большевизма и сталинизма считают традициями народа.
сталинизм уничтожил большевизм. Так что с традициями народа порядок.
Цитата: Нейтрал
Рахимовщина (хамитовщина ныне) и посткоммунистическая номенклатура все держат при помощи тупой интеллигенции
здорово. РИ им не нравилась, СССР не нравился, МГР не нравился и ХРЗ тоже не нравится. Страшно жыдь.
Tyras
#24 Tyras Гости 23 декабря 2014 15:19
Мне не нравится, когда, скажем, из А.-З.Валиди творят кумира, идола. А уж пародийные попытки эпатажно известного башкирского диссидента уместить столь масштабную фигуру в подражания майданическим попрыгушкам («Слава Валидову! Неовалидистам слава!») вызывают просто жалость.

Столь буквальные и нетворческие заимствования в любом случае вызывают улыбку, но между прочим именно Валиди и Бандера как деятели национальных движений вполне сопоставимые фигуры (тогда как сравнивать их со Сталиным или Жуковым например спекулятивно).
Нейтрал
#25 Нейтрал Гости 24 декабря 2014 06:11
Дарк,
Dark, you are really dark, i.e. obscure. Большинство башкиры не такие обскуранты, как некоторые турецкие агенты влияния среди наших соотечественников!
Вы просто невнимательно изучаете труды и идейные взгляды Зеки Велиди Тогана. В молодые годы, будучи российским революционером и одним из участников башкирского национального движения, он ставил целью автономию Башкир использовать для присоединения Башкортостана к Туркестану. А насчёт его последнего письма можете прочитать интересную интерпретацию в статьях, вышедших в Израиле и у нас (См., напр.: Масалимов Р.Н. Небольшой опыт исторической компаративистики: Республика Башкортостан и Государство Израиль // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сборник науч. тр. – Часть 9. – Тамбов, 2014. – С. 99-101.)

Гирей,
- да, как и американский социолог Питирим Сорокин. Но в Башкортостане он больше известен именно как политик: немногие интересуются тюркологией и знают ее, а Республику Башкортостан, институт которой восходит к деятельности той когорты политиков, к которой принадлежал А.-З.Валиди - знают все. -

Ну, Вы, Гирей, настоящий буржуазный философ! Софистика, достойная критики какого-нибудь корифея марксизма-ленинизма.
Где в России Вы видели что-нибудь называли именем П.А. Сорокина, именем выдающегося американского социолога, в молодости и части зрелого возраста, действительно, бывшего социалистом, но противником большевизма?
Право, мне стыдно за башкирскую интеллигенцию, которая не умеет не только писать и говорить на родном языке, но и мыслить национально никак! Вам турецкий учёный не поможет, он к башкирам имеет такое же отношение, как и американец Сорокин к русским!
Гирей
#26 Гирей Гости 24 декабря 2014 07:19
Цитата: Нейтрал
Софистика, достойная критики какого-нибудь корифея марксизма-ленинизма.
какой содержательный довод.
Цитата: Нейтрал
Большинство башкиры не такие обскуранты, как некоторые турецкие агенты влияния среди наших соотечественников!
зачем Вы так про суфиев. Уважаемая в умме РБ община. Обидятся.
Цитата: Нейтрал
использовать для присоединения Башкортостана к Туркестану.
по сути - Туркестана к Башкортостану, ибо кадры, по его мнению, решали все, а цееннейшим кадром он считал себя и своих товарищей.
Цитата: Нейтрал
См., напр.: Масалимов Р.Н. Небольшой опыт исторической компаративистики:
Уважаемый Риаз, все давно Вас оценили. Только лучше не говорить "мы", там где уместнее сказать "я".
Цитата: Tyras
Валиди и Бандера как деятели национальных движений вполне сопоставимые фигуры
нет. Валиди и Петлюра или Краснов - да. Причем он выигрывает по итогам на фоне обоих.
Цитата: Нейтрал
Вам турецкий учёный не поможет, он к башкирам имеет такое же отношение, как и американец Сорокин к русским!
а Вы поинтересуйтесь у русских, считают ли они своим великого русского социолога Сорокина smile. И считал ли он русским себя сам (подсказка - конечно, считал; и был им).
Солоника
#27 Солоника Гости 24 декабря 2014 12:26
Очень порадовала Ваша взвешенная позиция по отношению к истории Башкирии и России, однако, как мне думается, героизировать А.З.Валиди преждевременно, так как историки пока не получили всех фактов его жизни. В его биографии немало "белых" пятен. И это неудивительно, так как архивные документы, касающиеся данного исторического лица не рассекречены. И этому есть документальное свидетельство. Я считаю необходимым либо дождаться, либо потребовать их рассекретить. Не знаю, возможно ли это.

Далее. Все-таки, как относится к списку Доннована, в котором Валиди идет 1-м номером, как лицо, сотрудничавшее с нацистами Германии и исповедовавшее пантюркистские взгляды? Туран - одна из попыток воссоздать III Рейх, но на базе тюркского нацизма. Доподлинно известно, что протуранские экстремистские группировки в Турции зародились как раз после немецкого разгрома во II мировой войне и с большим или меньшим успехом действуют до сих пор. И теперь уже не только в Турции - символы, лозунги и методы наших "карликовых"(а на самом деле не очень) националистических группировок Башкорт и Кук Буре практически являются калькой с турецкой экстремистской группировки Бозкурт
Гирей
#28 Гирей Гости 24 декабря 2014 15:12
Цитата: Солоника
как мне думается, героизировать А.З.Валиди преждевременно, так как историки пока не получили всех фактов его жизни.
спасибо за благожелательную оценку, но Вы несколько заблуждаетесь: историкам хорошо известны факты биографии Валиди, белых пятен в них не более, чем, скажем, в жизни Ленина, Сталина, Николая II, Столыпина и прочих его современников - однако это никак не мешает их героизации различными течениями и даже государственными органами. Кто Вам сказал, что что-то там не рассекречено? за все, что не рассекречено, ответственность взял генерал ФСБ В.Палагин, ответственно, по итогам расследования по депутатскому запросу из ГД РФ (деп. А.Назарова), заявив что Валидов «сделал для Башкирии очень много». - Красные в гражданской войне по сути победили благодаря Ахметзаки Валидову, - говорит генерал. - Если бы Валиди, будучи лидером национального башкирского движения, не перешел на сторону красных со своим войском, то Колчак бы дошел до Варшавы. http://www.mkset.ru/news/patriot/12214/.
Солоника
#29 Солоника Гости 24 декабря 2014 18:53
Гирей, Тем не менее, а запрос об архивных документах, касающихся А.З. Валидова Центральный Архив ФСБ ответил, что документы до сих пор находятся под грифом "Секретно". И до тех пор, пока их не откроют рано говорить об установке каких бы то ни было памятников данному человеку.
К тому же, нигде не могу найти информацию о последних его годах жизни и местонахождении его могилы.

Кроме того, ответа на комментарий относительно связи Валидова с экстремистскими турецкими группировками Вы так и не дали. Зачем лгать американскому генералу? Не думаю, что он поместил его имя на первое место своего списка случайно. А если выяснится что он все-таки был пособником нацистов после установки памятника? Стыда не оберемся - причем стыдом себя покроют все - и те, кто ратовал за памятник и те, кто не сумел этому преждевременному действию вовремя дать отпор. И пожалуйста, будьте добры, не ставьте на одну доску людей, создавших великое государство СССР и Валидова. Не тот уровень, знаете ли. Относительно Столыпина и Николая II также считаю, что это люди приведшие РИ к краху.

В дополнение, хочу поблагодарить за сведения относительно Салавата Юлаева и причин его "репрессирования" Екатериной II.
Гирей
#30 Гирей Гости 24 декабря 2014 20:36
Цитата: Солоника
пока их не откроют рано говорить об установке каких бы то ни было памятников данному человеку.
извините, но очень странное суждение. До тех пор, пока не открыты какие-либо архивы, рано ставить памятники всем его современникам и их потомкам - архивы касаются всех. Вдруг Вы американский шпион в разработке? Но пока архивы не открыты, я вынужден исходить из презумпции и общаться с Вами как если бы Вы не были американским шпионом. Ответственность же за то, что ничего ужасного в этих секретах нет, взял на себя, повторюсь, генерал, тогда шеф УФСБ по РБ В.Н.Палагин.
Цитата: Солоника
ответа на комментарий относительно связи Валидова с экстремистскими турецкими группировками Вы так и не дали.
это какими? какая-то ихз них была запрещена на территории РФ? Донован писал ничего не обязывающую ерунду, я как-то разбирал этот случай, это с западными экспертами часто бывает (и, кстати, частенько вводит в ступор при таком открытии наших ученых, воспитанных на евро- и американофилии). Никаких процессуальных последствий, а значит, веры этому суждению, не было - напротив, Валиди широко чествовали живым и чествуют усопшим во всем мире. Так что стыда не оберется именно его Родина, в которой до сих пор нет памятника ее выдающемуся сыну - притом, что в других странах: Турции, Узбекистане - он объект давнего гражданского почитания. Да и в Санкт-Петербурге памятник давно есть и почитается светилами отечественного востоковедения: http://rb21vek.com/news/395-dni-ahmet-zaki-validi-togana.html
Цитата: Солоника
Относительно Столыпина и Николая II также считаю, что это люди приведшие РИ к краху.
согласен. Но героизация их присутствует? да. Так что аналогия уместна: я же не про реальный вклад, а про уместность почитания. Вот в Уфе обсуждалась доска в честь Колчака. Я - за, при корректности формулировок.Михаила Нагого - я тоже за, опять же при корректности их же.
1 2
С Днем Победы!
С Днем Победы! Поздравляем с главным праздником страны - Днем Победы! Это - последний и самый яркий из майских праздников. С каждым годом этот праздник, кажется,
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
12.04.17 Идеология и Политика
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ Поздравляем с поистине всенародным, бесспорным и светлым праздником - Днем Космонавтики! О проблемах отечественной космонавтики нам расскажет наш
Востоковеды Санкт-Петербурга в Академии наук Республики Башкортостан
Востоковеды Санкт-Петербурга в Академии наук Республики Башкортостан 20 июня 2012 г. в Президиуме Академии наук РБ состоялась встреча с известными
Дни Ахмет-Заки Валиди Тогана
Дни Ахмет-Заки Валиди Тогана Дни А.З.Валиди в Уфе завершат серию научных конференций памяти великого тюрколога, прошедших по миру в 2010 году, в год его 120-летия,
Кто нам лжет о Валиди
Кто нам лжет о Валиди
Кто нам лжет о Валиди
05.01.10 Идеология и Политика
Новая попытка дискредитации образа знаменитого башкирского историка и политика А.-З. Валиди была предпринята под Новый Год. Очередной виток этой истерии, утихнувшей было
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса