«Пантюркистский» аспект современного татарского национального движения
27.10.2013 4 621 24 root

«Пантюркистский» аспект современного татарского национального движения

Идеология и Политика
В закладки
«Пантюркистский» аспект современного татарского национального движения

Этнополитическое и федеративное развитие Российской Федерации, пережив этап сепаратистских настроений «парада суверенитетов», в результате реформы «укрепления вертикали власти» начала 2000-х гг. характеризуется сегодня снижением активности и роли национальных движений в политическом дискурсе национально-территориальных субъектов федерации.

При этом в одних регионах национальные движения коренных этносов полностью исчезли с политической арены в результате деградации и дискредитации своих идей. В других эти движения трансформировались в иные институциональные формы либо их идеи приобрели новое понимание в среде национальных элит. Интересной, с точки зрения изучения этнополитического развития народов России, является Республика Татарстан.

Татарское национальное движение на современном этапе

В современном татарском национальном движении условно можно выделить два направления: умеренное и радикальное.

Умеренное татарское движение институционально представлено в форме Всемирного конгресса татар и Института истории Академии наук Республики Татарстан. Представители умеренного татарского национального движения выступают за развитие татарского народа в рамках Российской Федерации, но со значительными полномочиями Республики Татарстан как национально-территориальной автономии.

В свою очередь радикальное крыло татарского национального движения представлено Всетатарским общественным центром (ВТОЦ)[1], Союзом татарской молодежи «Азатлык» [2] и партией «Иттифак» [3]. Радикалы пропагандируют идеи независимости Татарстана и создания в Урало-Поволжье государства «Идель-Урал».

Между тем отметим, что и умеренное и радикальное крыло татарского национального движения зиждется на одних идейных постулатах. Таковыми прежде всего выступают идеи Исмаила Гаспринского, Гаяза Исхаки и д.р., известных прежде всего как теоретики идеологии «пантюркизма», активно разрабатывавших проект создания государственного образования «Штат Идель-Урал» ориентированного на Стамбул.

Сегодня «пантюркизм» является, прежде всего, геостратегией Турецкой Республики, определяющей ее внешнюю политику. Специалисты отмечают, что «пантюркизм включает в себя внутреннюю и внешнюю политику Турции. Внутренняя политика пантюркизма направлена на образование моноэтнического государства турецкой нации, это - политика национал-шовинизма, ассимиляции нетюркских народов, уничтожения сопротивляющихся этносов. Внешняя политика пантюркизма представляет собой агрессивную политику национал-экспансионизма, милитаризации экономики, она направлена на завоевание новых территорий Кавказа, Крыма, Поволжья, Татарстана, Башкортостана, Алтая, части Сибири, Казахстана, Средней Азии и Синьцзяна» [4].

Между тем, на наш взгляд, доминирующие в татарском национальном движении идеологемы и симпатии во многом предопределяют политику татарских элит.
Так, например, сегодня экономика Татарстана во многом ориентирована на Турцию. В Татарстане действуют 278 совместных предприятий с турецким капиталом, также по словам Министра экономики Турции Зафера Чаглаяна объем турецких инвестиций в Татарстан на сегодня составил 2 млрд.долл.США, а товарооборот между субъектом России и Турецкой республикой составляет 1 млрд.долл.США [5].

Значительно присутствие Турции и в культурно-образовательной сфере Татарстана, так например Институт им. Юнуса Эмре в январе 2013 года открыл свой центр в Казанском федеральном университете [6], а международная организация тюркской культуры «ТЮРКСОЙ» объявила Казань культурной столицей тюркского мира 2014 года [7].

Митинг татарских националистов 12 октября 2013 г.

Учитывая возможное влияние пантюркистских идей на татарское общество, представляется актуальным исследования вопроса современного сущностного содержания татарского национального движения радикального толка. А именно, какие идеологемы экспортируются сегодня в сознание масс татарского этноса. В качестве предмета эмпирического исследования предлагается рассмотреть состоявшийся 12 октября 2013 года митинг татарских националистов «Хатер коно», или так называемый день памяти и скорби татарского народа, посвященный годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного.

Митинг, начавшийся в 11.00 на площади перед театром Г.Камала, завершился шествием до Закабанной мечети к 13.30. Количество участвующих - около 300-350 человек, различной возрастной категории. Значительная часть присутствующих - молодежь и люди среднего возраста.

Политическая акция была организована активистами националистических татарских организаций. Заявленным организатором, и судя по представленным в большом количестве флагам с символикой, является Союз татарской молодежи «Азатлык». В татарской прессе [8] в качестве организаторов указывается также партия «Иттифак» и Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Мероприятие вел лидер «Азатлыка» - Наиль Набиуллин.

Помимо татарских националистических организаций присутствовали также представители националистических организаций Чувашии (главный редактор газеты «Взятка» - Эдуард Мочалов), Марий-Эл (председатель общественной организации «Марий ушем» (Союз мари) – Евгений Чашкин) [9], Башкирии (активисты Татарского общественного центра Башкортостана во главе с Каримом Яушевым).

На мероприятии выступали общественные деятели (активисты и лидеры национальных организаций), представители творческой интеллигенции (поэты, писатели), а также представители мусульманского духовенства.

В целом по своему содержанию выступления носили радикальную риторику. Начиная от просьб «не забывать подвиг защитников Казани, погибших при штурме русскими войсками», заканчивая утверждениями - «эта империя должна развалиться», «у нас будет независимость», «все народы Урало-Поволжья должны объединиться в борьбе» и т.д. Также татарскими националистами были озвучены упреки в адрес нынешних татарских элит, якобы предавших идеи татарского национального движения.

Представители чувашских и марийских национальных организаций выразили поддержку татарскому национальному движению, признание дню памяти и скорби, заявили о необходимости объединения братских и угнетенных народов в борьбе за свободу.

Карим Яушев, представлявший татарское национальное движение Башкирии, высказался о том, что татары могут сохраниться и жить только в двух республиках – Башкирии и Татарии, но для этого татарам обоих республик необходимо объединится в совместной борьбе, так как в Башкирии татар угнетают башкиры.

В перерывах между выступлениями присутствующие под руководством Наиля Набиуллина скандировали лозунги и речевки: «Азатлык» (Свобода), «Аллаху Акбар» (Хвала Аллаху), «Татарлар азат булачак» (Татары будут свободными) и т.д. При этом активисты «Азатлыка» периодически вскидывали руки в приветствии «бозкурта» (поднятая вверх рука, где большой, средний и безымянный пальцы сомкнуты и вытянуты вперед, а мизинец и указательный пальцы подняты вверх). Трактовка данного приветствия следующая: указательный палец означает ислам, мизинец — тюрок, соединение большого, безымянного и среднего пальцев — печать, образованная между ними пустота — мир. А общее значение: «Мы наложим на мир тюркско-исламскую печать» [10]. Отметим, что «Бозкурты» (в переводе с тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtcular - «Серые волки») — турецкая националистическая организация, по одной версии создана в 1948г. А.Тюркешем и является самостоятельной организацией, по другой – находится под патронажем «Партии национального действия». Активисты организации многократно обвинялись в совершении террористических актов [11].

Из плакатов и транспарантов с лозунгами был всего лишь один баннер, которые держали активисты «Азатлыка». Важно обратить особое внимание на содержание данного баннера. Верхняя строка была написана на английском языке «Freedom for Tatarstan! Freedom for Idel-Ural!» («Свобода Татарстану! Свобода Идель-Уралу!»). Нижняя строка написана на татарском языке, но на латинице. – «Idel-Ural azat bulacak!» (перевод на русский язык - «Идель-Урал будет свободным!»). Само содержание текста и формат, в котором он представлен, вполне можно охарактеризовать как направленный против российской государственности. Вызывает озабоченность наметившийся тренд, все чаще использующийся в практике татарских националистических организаций - использование латиницы, при написании текстов на татарском языке.

Как известно, это является одним из пантюркистских проектов ориентированных на отчуждение тюркских этносов из российской социокультурной парадигмы. После распада СССР ряд среднеазиатских республик, под влиянием сепаратистских движений, перевели свои языки с кириллицы на латиницу, позитивных моментов это не привнесло. Эти страны выпали из культурно-образовательной среды постсоветского пространства: резко упал уровень образования населения, художественная и научная литература, преобладающая преимущественно либо на кириллице, либо на русском языке стала недоступной широким слоям населения [12]. В свою очередь, интеграции среднеазиатских республик в международное сообщество лингвистическая реформа не способствовала [13].

Республика Татарстан продолжительное время пыталась перевести татарский язык на латиницу. В 1999 году депутаты республиканского парламента приняли закон «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», после чего были многочисленные дебаты и споры [14], однако в 2004 году Конституционный суд России постановил, что государственные языки республик строятся на графической основе кириллицы, изменение которой является исключительным полномочием Федерального центра [15].

Также, важно отметить факт апелляции к несуществующему и никогда не существовавшему «Идель-Уралу», который был одним из известных геополитических проектов пантюркистов (Г.Исхаки) начала XX века, что означает культивирование и распространение среди широкой общественности антироссийских политических теорий пантюркистского толка.

На митинге активисты «Азатлыка» раздавали карманные календари на 2014 год с лозунгом «1552 - мэнге хэтердэ» (1552 – вечная память), а также настенные календари на 2013 год с лозунгом «2013 – Бату хан елы» (2013 – год Бату хана). Заслуживает внимания факт, не нашедший оценку ни федерального ни регионального руководства, что 2013 год объявлен СТМ «Азатлык» годом хана Батыя. Также в программных документах движения предлагается отмечать день взятия того или иного русского города как праздничный, при этом бойкотировать празднование Дня победы 9 мая [16].

Краткие выводы


Политическая акция «Хатер коно» в целом прошла в антироссийской атмосфере, выступающими и организаторами культивировался образ татарского народа как угнетенного и порабощенного Россией, но в прошлом политически свободного и имевшего свою государственность.

Известно, что аргументация татарскими националистами своего исторического прошлого, где некогда была «политическая свобода и татарская государственность», крайне противоречива, она основывается на множестве фактов исторической подмены и сформированных политических мифологемах. Татарские националисты формируют в своей доктрине взаимоисключающие вещи. Общеизвестна борьба двух основных концепций происхождения татар - «булгарская» и «татаро-монгольская». «Булгарская» теория происхождения татар наиболее исторически оправдана и являлась официально признанной советской исторической наукой. «Татарами» население Золотой Орды было лишь для окружающих народов – русских, армян, арабов, персов и др., то есть данный термин был аллоэтнонимом, (то есть чужеродным названием). Исторически неизвестны и не подтверждены факты их самоназвания татарами.

Однако татарские ученые с 90-х гг. XX века объединяют «булгарскую» и «татаро-монгольскую» теории этногенеза татарского народа в новую теорию - «тюрко-татарскую», при этом апеллируя к Тюркскому и Хазарскому каганатам, делается попытка существенно «удревнить» свои корни [17]. В академической науке процессы поиска более древней истории с обязательным условием наличия древних этнических государственных образований, определяется как феномен «этнического историзма», характерного для бывших республик СССР, а также некоторых национальных регионов России [18]. При этом этнизация истории сопряжена с ее политизацией.

Профессор, д.филос.н. И.Б. Орлова выделяет следующие характерные черты этого феномена, что на наш взгляд полностью отражает современный исторический дискурс татарских националистов: «первая и главная - его этническое основание; вторая - антироссийская направленность, поиск образа врага; третья - пересмотр галереи великих личностей и памятных дат; четвертая – героизация собственного прошлого, "удревнение" своей истории и поиск корней среди древних цивилизаций» [19].

При рассмотрении факта взятия Казани важно историческое понимание этого вопроса. Насколько Казанское ханство под руководством Едигера было «татарским», а не оставшейся частью пространства «чингизидов». В историческом дискурсе присутствует концепция о том, что взятия Казани не было в той интерпретации, в какой ее представляют нынешние татарские националисты, а была борьба элит разваливавшегося Казанского ханства. Одна часть элит выступала за союз с Русским государством, а вторая ориентировалась на Стамбул [20].

Вышеизложенное представляет интерес даже не с точки зрения восстановления «исторической справедливости» и недопущения искажения российской истории, сколько с точки зрения недопущения формирования в описанных процессах устойчивых тенденций, которые при внешних регуляторах способны перерасти в реальные факторы угрозы межнациональной стабильности и территориальной целостности Российской Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что в Казани наблюдается элементы татарского сепаратизма, основанного на весьма сомнительных теоретических конструкциях. Трудно прогнозируемо, насколько татарские националисты могут перейти от слов к делу, и насколько они вообще способны получить поддержку масс. Однако очевидно, что население республики и татарское население соседних регионов все более активно вовлекается в ареал этой пропаганды и какая-то часть становится носителем сформированных идеологем о единстве тюркского пространства. Этому активно способствуют республиканские СМИ, прогосударственные институты и научные центры, вещание татарского телеканала ТНВ и радиостанций на соседние регионы.

Важно отметить, что при наступлении социально-политического кризиса в Российской Федерации, эти теории татарского сепаратизма потенциально способны собрать вокруг себя определенные слои татарского населения в Татарстане и соседних регионах. Что, в общем-то, говорит об угрозах внутриполитической стабильности России, а учитывая апелляцию татарского национального движения к пантюркизму и интеграции с Турцией, можно предположить, что имеется внешнеполитическая угроза конституционному строю Российской Федерации.

В этой связи важно реально понимать характер политических амбиций и попыток влияния Татарстана на соседние регионы с тюркским населением (мишари, тептяри, отчасти ногайцы и башкиры и т.д), где в ходе последних десятилетий, все активнее стали себя самоидентифицировать как татары группы, еще недавно таковыми себя не идентифицировавшие. Прежде всего, это относится к Пермскому краю, Астраханской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Омской, Томской, Ульяновской областям. А также, что особенно важно к Башкортостану, с проблемой пограничных «западных» башкир, которые во многом схожи с татарами по языковому и диалектному признаку.

Анализируя сложившееся положение дел по вышеуказанным фактам, представляется актуальным вопрос недопущения фальсификации российской истории и развенчания исторических мифов, культивируемых татарскими националистами.

Отметим, что пантюркистская идеология демонстрирует весьма гибкие механизмы и формы влияния на татарское общество, однако эта идеология так или иначе вынуждена обращаться к постулатам своего зарождения. Именно поэтому сегодня научно-экспертное сообщество России должно дать соответствующую оценку проекту «Идель-Урал» как радикальной теории, провоцирующей сепаратизм в республиках Урало-Поволжья.

В целом «пантюркизм» является сложносоставной идеологией, включающей в себя различные теоретические концепты и идеологемы, а также претендующей на достаточно обширную территорию и большое количество этносов. При критическом анализе данной идеологии становится очевидным исключительно прагматическое эксплуатирование Турцией «пантюркистского» проекта. В тоже время, некоторые политики и общественные деятели склонны рассматривать реализацию «пантюркистских» идей как возрождение истинного национального самосознания (например, башкирского или татарского национального движения). Однако «пантюркистская» идеология, в конечном итоге ставит своей целью не только культурное и политическое объедение, но и ассимиляцию всех тюркских народов в один суперэтнос на основе турецкой нации. Что в свою очередь означает уничтожение тюркских народов как отдельных этносов.

В эпоху глобализации, выбирая между тем или иным путем развития, мы не можем игнорировать геополитические реалии и угрозы. Происходящие в мире процессы, свержения одних режимов другими, победы одной идеологии над другой, говорят о переформатировании мирового устройства и порядка. Национальным интеллигенциям различных народов необходимо быть предельно аккуратными в выборе концепции для модернизации своих этносов. Иначе возможна ситуация когда найдя «свой путь развития», опираясь на ту или иную идейную конструкцию, целые народы могут стать всего лишь механизмом или инструментом в достижении геополитических целей иностранных государств.

Использованная литература:

1. Информационное издание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) // http://tatar-centr.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html
2. Официальный сайт СТМ «Азатлык»// http://azatliq.info/ru/news
3. Информационное издание татарской партии национальной независимости «Иттифак» // http://azatlyk-vatan.blogspot.ru/
4. Мкртычян А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе как глобальная проблема современных международных отношений (политологический анализ): дисс. … докт. полит. наук. – М., 2003. С. 39-40
5. Объем турецких инвестиций в Татарстан составил $2 млрд // http://www.regnum.ru/news/1702492.html#ixzz2iYKsvC3z
6. В КФУ открылся Научно-образовательный центр изучения Турции //www.kpfu.ru/main_page?p_cid=25200
7. Дюсен Касеинов: "ТЮРКСОЙ называют ЮНЕСКО тюркского мира" // http://rus.ruvr.ru/2013_10_11/Djusen-Kaseinov-TJURKSOJ-nazivajut-JUNESKO-tjurkskogo-mira-9571/
8. ВТОЦ провел митинг у театра им. Камала // http://www.business-gazeta.ru/article/89496/
9. Чувашские флаги на дне памяти и скорби в Казани // http://anticor-21.livejournal.com/267414.html
10. Иванова В.В. Волк охраняющий и волк нападающий// Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. — СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 95-96.
11. Терехов Р.С. Влияние идеологии пантюркизма на внешнюю политику Османской империи и Турецкой республики в XX веке: дисс. … канд. ист. наук. – Нижний Новгород, 2011. С. 184
12. Новые алфавиты и старые проблемы // www.fergananews.com/article.php?id=5079&print=1
13. Латинизация узбекского алфавита: комментарии специалистов // www.fergananews.com/article.php?id=5118&print=1
14. Татарстан оставили без latinits'y // http://lenta.ru/articles/2004/11/16/language
15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П // http://www.rg.ru/2004/11/23/tatar-yazyk-dok.html
16. Нацизм волжского разлива // http://svpressa.ru/society/article/64977/
17. См.: Д. М. Исхаков Этнография татарского народа, Казань, Магариф, 2004; Д. М. Исхаков Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. — Казань, 2004
18. Орлова И.Б., Этнизация исторического знания в постсоветских государствах //Социологические исследования, № 10, Октябрь 2009, C. 126-135
19. Там же.
20. Москва-Казань: тысячелетие спустя // www.pravaya.ru/look/4520


Азат Бадранов, специально для сайта "РБ - XXI век"

Комментарии (24)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Марат
#1 Марат Гости 28 октября 2013 07:23
Талгат ТАДЖУДДИН
Верховный муфтий, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам.
- Как вы относитесь к решению властей Татарстана перевести татарскую графику с кириллицы на латиницу?
- Я абсолютно против. И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары. Источник: «Российская газета» 2001/10/03


Яушеву дали там звание заслуженного работника культуры Татарстана. Этим всё сказано.

"В прошлом году учитель Ахмак Шерик Сафсата Саттаров помешался на слове татарский. Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями: "Татарский народ", "Татарская девушка", "Татарская шапочка", "Татарские башмаки", "Татарская простокваша", "Татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в желтый дом, но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо его помещать именно в "Татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас, к сожалению нет. Что поделаешь? На воле ходит!" Источник: Г.Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсэрлэр, дурт томда. Казань, 1977г, стр.166
корт
#2 корт Гости 28 октября 2013 07:31
" так как в Башкирии татар угнетают башкиры." Комплекс неполноценности характерен для людей - выходцев диаспорной цивилизации. Хотя ... Вон, еврей, от этого большой гешефт имеют. Даже в РФ им (узникам лагерей) им немцы прибавку к пенсии платили. А уж израильтяне! wink
Может и русские заплатят?
В общем - клиника.
Малай аулдан
#3 Малай аулдан Гости 28 октября 2013 12:54

А чего татаристам мешать то ? Пусть у себя в РТ мутят. Не наши проблемы то, не наши. Но до тех пор пока не лезут в наше пространство.

"А кому донос адресован?"


вот и татарист вылез.

снова их обижают, снова...(((

"" так как в Башкирии татар угнетают башкиры." "

раздули свой миф, вот и талдычат кругом, где можно. Обиженные всегда такие.
Фанис
#4 Фанис Гости 28 октября 2013 15:12
Вы что тут с ума посходили совсем ???
Не с тем броться решили! Посмотрите что происходит в Башкортостане! В Уфе многие башкорты стыдятся того что они башкорты, а те кто родился в Уфе не знают башкирский язык. Идет планомерная политика государства по уничтожению башкирского языка и культуры и постепенно превращение башкортов в русских. В зауралье идет фактически биологическое уничтожение башкортов через убийство башкортского аула. У многих жителей опустились руки... Тюркисты наиболее разумная часть башкортов и татар выступающая против шовинистов с обоих сторон и ищет возможность совместными усилими сохранить республики и вернуть что было отобрано русскими за эти годы. У нас есть группа башкортских тюркистов в контакте. Назвается "Bashkort Bozkurt". Посмотрите количество подписчеков. Присоединяйтесь к нам! Башкорт Бозкурт http://vk.com/bashkort_bozkurt
Уралец
#5 Уралец Гости 28 октября 2013 16:02
"Вы что тут с ума посходили совсем ???"


да !!! он сознательно пишет такую чушь.

ему не в дамек, статью он не напишет, про то, что язык загибается, идет уничтожение села, безработица в рб. хрен адын кораче


ему главное вылить грязь еще как-то на пассионарных людей, активных...чтоб во всех смертных грехах обвинить............верный башкирец, что верный татарец лижущий зад москве.....тьфу на
Бердину
#6 Бердину Гости 28 октября 2013 21:04
Бердин. Зачем вы опубликовали эту статейку ? Других актуальных проблем нет в России, кроме попытки оживления "пантураноидального" прошлого ?
Мимоходом
#7 Мимоходом Гости 28 октября 2013 23:01
В этой статье ответ на вопрос из предыдущей статьи про непохожие крылья РТ и РБ. Никогда Москва не будет обращать вниммания на тех, кто раболепствует перед ней. Зачем башкиры унижаются перед Москвой обвиняя татар в предательстве общегосударствыенных интересов. Разве Москва накажет за это татар? Нет, наоборот Москва еще вниммательнее будет относится к татарскому вопросу и стараться погасить разногласия между элитами увеличивая дистанцию во всех отношениях между РТ и РБ. Напускная лояльность башкир Москве никого в заблуждение не введет, итак всё понятно. А ничего кроме этой лояльной бутафории за душой нет. Даже успехи в пиаре тут не помогут, потому что пиарить нечего.
Гирей
#8 Гирей Гости 28 октября 2013 23:14
Цитата: Мимоходом
Даже успехи в пиаре тут не помогут, потому что пиарить нечего.
ответ на вопросы уже был в той статье: вот пока не прекратят этак ныть, хоть татары, хоть башкиры с татаристского голоса, РБ будет в тени РТ.
Пиарить есть чего, но меньше - ибо пиарить такой госдолг, как у РТ, конечно, легче - поражает воображение.
Цитата: Мимоходом
Зачем башкиры унижаются перед Москвой обвиняя татар в предательстве общегосударствыенных интересов.
татар никто не обвиняет. Рассказывают про татаристов, всего лишь.
В чем тут обвинения-то?
С рядом моментов в статье не согласен, но это нюансы.
Цитата: Мимоходом
Нет, наоборот Москва еще вниммательнее будет относится к татарскому вопросу и стараться погасить разногласия между элитами
уже нет. Эта технология закончена.
Мы просто против крайностей. И антитатаризм Раиса Сулейманова, и татаризм Д.Исхакова - крайности, неправда и вред.
Мимоходу. Потом и я мимоходом
#9 Мимоходу. Потом и я мимоходом Гости 28 октября 2013 23:38
"Зачем башкиры унижаются перед Москвой обвиняя татар в предательстве общегосударствыенных интересов."
100 +.
татаристы, нафига вы устроили и устраивали фапанье по поводу криков о "башкиризации" ?. что вам в рт, что в рб укреплять язык нужно было, обижаться никому не стоило.

опять поддались политики "разделяй и властвуй".
kart-bure
#10 kart-bure Гости 29 октября 2013 14:15
Для формирующегося татарского народа с центром в Казани необходимы масштабные идеологические проекты типа пантюркизма или Идель-Урала для того, чтобы неокрепший татарский народ складывающийся из башкирского, чувашского, мишарского и других фино-угорских этносов перешедших из язычества в мусульманство удержать от руссификации.

Башкирам в данном случае остается не дать укрепиться татаристской идеологии на своих исторических землях в пределах Урало-Поволжья, развинчивая их мифологемы. Среди тюркских и тюркоговорящих народов башкиры отличаются своей более тысячелетней историей. Нам нет надобности принятия на себя татаристских вновь изобретенных мифов, но нужно глубже познать свое истинное историческое прошлое, культуру.

Мы не можем благодушно сносить выпады татаристов против себя. Это всегда будет ими рассматриваться как наша слабость. Татаристы всегда будут пытаться проверять нашу способность к сопротивлению, а мы должны в ответ сами переходить в наступление до необходимых пределов. Турки на их место с легкостью найдут замену для продвижения своих имперских планов в СНГ и РФ.

Устраивая публичные "терки" с башкирами, татаристы способствуют усилению чувства душевного дискомфорта у русских, подталкивая их перемене места жительства в Центральную РФ. Другие народы не претендуют на превосходство и легко смогут адатироваться к складывающимся новым демографичеким реалиям в регионе.

мощно
#11 мощно Гости 29 октября 2013 15:07
мощно написан коммент. Афарин Карт Буре.
babay
#12 babay Гости 29 октября 2013 20:20
Башкиры - единственная преграда на пути реализации проекта Идель-Урал. Россия должна, наконец, это понять. Татаризм - это раковая опухоль, пожирающая внутренности России. Если Идель-Урал реализуется, то Россия сломится пополам, ровно по Уральскому хребту. Для этого и была выдумана "татарская" нация. На самом деле, ее нет. Есть мишари, бывшие тептяри, отатаренные башкиры и, наконец, чуваши-мусульмане. Так именовались "татары" вплоть до XIX века.
Гирей
#13 Гирей Гости 29 октября 2013 21:35
Цитата: babay
Башкиры - единственная преграда на пути реализации проекта Идель-Урал.
да не единственная:). Но уже непреодолимая.
Цитата: babay
Россия должна, наконец, это понять. Татаризм - это раковая опухоль, пожирающая внутренности России. Если Идель-Урал реализуется, то Россия сломится пополам, ровно по Уральскому хребту.
ой, зачем такие ужасы?:) Не думаю, химера она и есть химера, причем об этом хорошо знают и умные из ее создателей. Да и неумные в общем-то знают, потому и так громко кричат: серьезные все равно не воспримут. А вот и общегражданской идентичности, и башкирской этнонациональной - да, мешает. И стабильности в целом - при плохом раскладе.
Цитата: babay
Для этого и была выдумана "татарская" нация.
Цитата: babay
На самом деле, ее нет. Есть мишари, бывшие тептяри, отатаренные башкиры и, наконец, чуваши-мусульмане. Так именовались "татары" вплоть до XIX века.
как бы кто 200 лет назад не именовался, она есть. Все, кто считает себя татарами - татары.
Месягутовец
#14 Месягутовец Гости 29 октября 2013 23:17
"Россия должна, наконец, это понять."

да, она уже поняла это. Что пора кончать с башкирами, татарами и мусульманами. чтоб лишь от них имя осталось.

татаризм если бы не лез к башкирам, то не было бы пресловутого башкиро-татарского вопроса.
что им мешает двигаться в сторону москвы, на запад. пусть там контуются.
но там нет тюркского населения в большом количестве. только в рт и рб у них шансы есть, вот и лезут.
но и русские спать не будут, будут пытаться стравливать, лавировать, чтоб на них не пошло.

семен
#15 семен Гости 30 октября 2013 06:48
Почему в статье не упомянут агрессивный пантатарист Бигнов, возглавивший Общественную палату РБ и Общественный совет при МВД?
Марат
#16 Марат Гости 30 октября 2013 07:14
"Все, кто считает себя татарами - татары". Вот именно.СЧИТАЮЩИЕ себя.

"Почему в статье не упомянут агрессивный пантатарист Бигнов?"
Мне кажется его боятся. Бабай бы, наверное, его скинул.
Гирей
#17 Гирей Гости 30 октября 2013 07:47
Цитата: семен
Почему в статье не упомянут агрессивный пантатарист Бигнов, возглавивший Общественную палату РБ и Общественный совет при МВД?
кому он нужен? как власть скажет, так и повторит, он-то что.
kart-bure
#18 kart-bure Гости 30 октября 2013 09:35
Башкирам стоит признать факт того, что татарский этнос не является для нас братским народом (в смысле родственным). Мы добрые соседи, проживающие совместно на одной территории на ряду с другими народами. Отличие от русских соседей только в том, что татары являются тюрками по языку и мусульманами по вере. На это основе много межнациональных браков между башкирами и татарами. Но смешения как такового нет, башкиры не перестают от этого быть башкирами. Не надо давать почву для политических спекуляций татаристам.
прохожий
#19 прохожий Гости 30 октября 2013 10:17
IQ дискутирующих вполне объясняет отставание.
И не только от Татарии.
Dinara
#20 Dinara Гости 30 октября 2013 10:24
Цитата: Фанис
Вы что тут с ума посходили совсем ???
Не с тем броться решили! Посмотрите что происходит в Башкортостане!
Это не главное. Главное то, что девушки из деревень уезжают учиться и остаются. Замуж выходят по воле случая в городе. Ребята без жен в перспективе.
Хоть бы в другие районы поехала после учебы работать и жить, хитрюга и дура.
вов
#21 вов Гости 31 октября 2013 09:36
Видимо в экономике дела вообще плохи, раз на обсуждение выносят национальные вопросы
Супермощность
#22 Супермощность Гости 3 ноября 2013 11:41
4 ноября РУССКИЙ МАРШ УФА 2013 РУССКИЕ ИДУТ!

сбор в 12 часов дня Парк победы!Нас уже 2000!!!Ты с нами,брат?!

Об организации:

Пора показать эмигрантам и лицам кавказской национальности,что они гости на Нашей Земле,гости которым здесь НЕ РАДЫ!
РУССКИЙ НАРОД-ПРОСЫПАЙСЯ!!!
Это наша Земля!!!
МЫ НАСТУПАЕМ...



СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ РУССКОГО МАРША

http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=910
Башкорт малай
#23 Башкорт малай Гости 5 ноября 2013 00:47
угроз в пантюркизе нет, не вижу этого. курмяем шунды. это все надуманные "угрозы" и "опасности".
Иван Смышленый
#24 Иван Смышленый Гости 29 января 2014 19:24
"Пантюркистский"? Вряд ли, скорей всего, подлинно татарское национальное движение, если будет развиваться, то станет только эффективным "противовесом" пантюркизму:
"...Но хотелось бы отметить следующее – при всем том, как представляется, нашим татарским народом не используется в должной мере его важнейшее, триединое достояние, унаследованное от предков, притом особо значимое в современных геополитических условиях Евразии. Эти условия емко и точно отметил в одном из своих интервью Д.М. Исхаков: «хотим мы того или нет, Евразия реально существует, понятно, что за доминирование на ее территории борются две местные силы – Россия и Турция. Но если Россия предоставит своим народам, в том числе и тюркским, возможности для быстрого роста, то никакая Турция не понадобится. Мы, может быть, будем ездить туда в гости, но все наши возможности будут сосредоточены здесь (…) Наш интеллектуальный потенциал достаточен, чтобы мы могли развиваться сами. Но если мы будем так медленно идти, Турция, вкладывающая огромные средства в развитие образования и культуры, нас очень быстро обгонит, и мы, в силу культурных причин, будем вынуждены туда оборачиваться, черпать какие-то идеи».
Понятно, что также и у тюркских государств из числа бывших республик СССР не будет особого стремления «оборачиваться к Турции» (хотя признаки этого все четче проявляются в последнее время), если Россия не оставит без внимания и заботы свою «тюркскую составляющую», предприняв соответствующие меры к сохранению и развитию своих тюркских народов. То есть, объективные условия требуют от российских властей «соблюдения евразийских традиций», что предполагает отказ во внутренней политике от «сознательного игнорирования самого факта существования в стране разных этносов со своими традициями и стереотипами поведения» (Л.Н. Гумилев). Именно в качестве непременного условия для надлежащего обеспечения - как своей внутренней стабильности, так и успеха на внешнеполитическом театре в Евразии. Особенно во взаимоотношениях с тюркскими государствами – бывшими республиками СССР. При игнорировании этого «доминирование Турции», а значит, и ее союзников по NATO непосредственно на территориях бывших республик союза ССР будет, увы, вопросом весьма короткого времени..." (из статьи "Триединое наследие наших предков" (Г.Р. Еникеев). Полностью статью можно прочитать на сайте "Татары евразии (подлинная история)", здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/starye_stati_gali_
enikeeva/3

сайт этот также можно легко найти в Интернете по названию.
Универсиада-2013 в Казани - политический аспект
Универсиада-2013 в Казани: политический аспект XXVII Всемирная летняя Универсиада, которая прошла в Казани с 6 по 17 июля 2013 года, стала одним из самых запоминающихся
Заявление татарских национальных организаций Республики Татарстан
Заявление татарских национальных организаций Республики Татарстан 18.04.2013 г. г. Казань, Республика Татарстан Шура Аксакалов РТ, ТОЦ Набережных Челнов, ТПФ "Алтын
Новая книга: Национальные молодежные организации Республики Башкортостан (1990-2011 гг.): сборник документов
Новая книга: Национальные молодежные организации Республики Башкортостан (1990-2011 гг.): сборник документов Предлагаемый вниманию читателей сборник документов и
Некоторые проблемы интерпретации этнокультурных процессов в Урало-Поволжье: история и современность (продолжение 2)
Характерный пример — полемика вокруг личности и «культа» А.-З.Валиди. Прежде всего, сознательно создается совершенно ложное впечатление о самом существовании этого
Башкортостан в системе Российского федерализма
Башкортостан в системе Российского федерализма Современный федерализм в России явление во многом уникальное. Его формирование было обусловленное глубокими историческими
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса