Ситуация в российской властной элите
26.03.2013 2 019 10 root

Ситуация в российской властной элите

Идеология и Политика
В закладки
Ситуация в российской властной элите

В последнее время политологи все активнее обсуждают начатую Владимиром Путиным политику так называемой «национализации элиты». Одни считает ее важным шагом на пути качественного обновления власти в современной России. Другие, ссылаясь на «фундаментальные причины», предрекают начатым реформам неудачу. По их мнению, без создания надежных юридических гарантий защиты прав собственности в стране воспитание «национально ориентированных» политиков невозможно. Они уверены в том, что создаваемый сегодня «бумажный» занавес, призванный перекрыть пути за рубеж чиновничьим капиталам, на самом деле является «дырявым», в уже принятых и готовящихся к принятию законах сохраняются многочисленные лазейки, позволяющие чиновникам, а также депутатам безбоязненно решать для себя задачу строительства «запасных аэродромов» за границей.

Практически все аналитики сходятся в одном – решению задачи «национализации» и «деофшоризации» элиты альтернативы нет. Во-первых, потому, что Кремль с трудом отходит от мощного психологического шока, вызванного массовым взрывом общественного недовольства в конце 2011 – начале 2012 годов. Ведь если бы в декабре 2011 года многочисленная толпа вдруг решила пойти на Кремль, их никто бы не остановил, а в самом Кремле в это время царила настоящая паника.

Во-вторых, без «деофшоризации» элиты невозможно повысить уровень лояльности правящих кругов лично президенту Путину. Ну как можно на нее рассчитывать, когда у губернаторов, депутатов и т.д. за границей уже на всякий случай приобретена недвижимость, счета в банках, имеется свой бизнес? Здесь и «дубина» в лице Росфинмониторинга не поможет. А с учетом непростой ситуации в стране и в мире эта лояльность для Кремля сегодня становится важнейшим стратегическим ресурсом.

Однако, как замечают аналитики, из мировой практики известно, что проблема обновления элиты возникает только тогда, когда национальный лидер, возглавляющий страну, начинает задумываться над сменой политического курса и концепции развития. В России это пока не просматривается: внятной стратегии развития страны до сих пор нет, «Стратегия-2020» фактически отправлена в архив.

Что касается лозунгов возвращения к национальным истокам, опоры на собственные силы и т.д., то эта политика (если это действительно политика, а не просто слова) столкнется с серьезными экономическими проблемами. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что действующая в России экономическая модель не готова воспринять и обеспечить этот политический курс. Но тогда возникает законный вопрос: не преследует ли «национализация» элиты другую цель, а именно – сохранение самой сути нынешней политической системы. При этом ее фасад можно и обновить…

Эта гипотеза все отчетливее находит свое подтверждение при анализе «штампуемых» Госдумой новых законов. Если раньше чиновники практически беспрепятственно могли в самой России воровать и отмывать незаконно нажитое за рубежом путем приобретения там элитной недвижимости (и движимости), а также открытия счетов в банках, то теперь воровать здесь по-прежнему можно (есть, конечно, свои трудности, но они преодолимы), а вот вывозить ворованное за границу нельзя. Спрашивается, какая же это борьба с коррупцией?

Это, так сказать, одна сторона медали. Другая сторона заключается в том, что возрастание рисков отъема нажитого в России будет создавать дополнительные стимулы для изыскания путей (правовых и неправовых) обхода запретов на вывоз нажитого. Таким образом, все большее число высших чиновников рано или поздно фактически будут саботировать политику президента Путина. Рано или поздно глава государства будет вынужден на это реагировать. Неизбежно появятся обиженные, чего все эти годы Путин всячески избегал. Собственно уже сегодня расширяющаяся практика лишения депутатских мандатов может породить у правящей элиты сомнения в готовности Кремля и дальше защищать ее интересы.

Но есть и еще одни момент, на который обращает внимание оппозиционный политик Владимир Рыжков: «Кто придет на смену сегодняшним депутатам и сенаторам? Придут ребята не менее вороватые, чем нынешние, но попроще, менее образованные, но более лояльные режиму и беспощадные к его врагам». С этим трудно не согласиться. Попытки честных профессионалов войти во власть либо терпят быстрое фиаско (их просто изгоняют как чуждый элемент), либо заставляют последних принимать принятые там правила игры, т.е. становиться бюрократами в худшем понимании этого слова. Другого пока не дано.

Процесс выдавливания из властной элиты «ненадежных» персон не обойдет и статусных политиков. В этом контексте можно рассматривать распространение слухов о скорой отставке Дмитрия Медведева с поста премьер-министра. По мнению газеты «The Washington Times», его «политический роман» с Владимиром Путиным закончился. Действующий президент сворачивает реформы предшественника, тем самым подрывая его авторитет и усиливая слухи о политическом крахе Медведева. Газета приводит оценки ряда российских политологов по этой теме. В частности, Андрея Петрова (Московский центр Карнеги), назвавшего премьер-министра «ходячим мертвецом» (в политическом смысле). В свою очередь, известный оппозиционный политолог Андрей Пионтковский убежден, что Путин уже принял решение об отставке Медведева, теперь это всего лишь дело времени. Авторы доклада польского Центра восточных исследований связывают изменение отношения Кремля к Медведеву со стремлением Путина обезопасить себя от не совсем надежной части российской элиты, которая якобы сплотилась сегодня вокруг премьера.

В то же время в США и других странах Медведева по-прежнему видят «молодым лидером-реформатором», антиподом Путина и его консервативного политического курса. Все та же «The Washington Times» пишет о том, что российский президент считает затеянные предшественником реформы политической системы катализатором роста оппозиционных настроений в обществе, вылившихся в массовые акции протеста.

Вместе с тем, по мнению политолога Дмитрия Орешкина, если президент все-таки решится «избавиться от Медведева», то сделает это «уважительно», с «золотым парашютом». При этом необходимо учесть, что правительство само дает поводы для критики, которая во многом усилиями Кремля канализируется в недовольство широких слоев россиян: они убеждены, что именно министерства отвечают за все, что происходит в стране и в каждом отдельно взятом регионе.

Среди наиболее вероятных кандидатов на премьерский пост называется Сергей Шойгу, популярность которого возросла после того, как он возглавил Минобороны вместо проштрафившегося Анатолия Сердюкова, а также глава президентской администрации (АП) Сергей Иванов. Ряд его шагов и заявлений свидетельствуют о стремлении Иванова вновь претендовать на статус политика федерального уровня.

Последние годы (после выдвижения кандидатом в президенты Медведева), Иванов отошел в аппаратную тень. Его редкие «выходы на публику» были обусловлены либо выполнением непосредственных обязанностей (вице-премьера, затем руководителя АП), либо желанием парировать возникающие имиджевые угрозы (например, в разгар скандала, связанного с масштабными злоупотреблениями при создании ГЛОНАСС, проекта, за который Иванов долгое время отвечал в правительстве).

Однако 5 марта Иванов «изменил своим правилам» и дал развернутое интервью газете «Комсомольская правда», в котором он предстал не только как пусть и высокопоставленный, но «простой» функционер администрации президента (т.е. чиновник, бюрократ), но и как публичный политик. По крайней мере, так оценили аналитики ту часть интервью, в которой Иванов подробно ответил на вопросы личностного плана. Если учесть его известную осмотрительность, вряд ли бы он пошел на такой риск без соответствующей «отмашки» президента Путина.

Кроме того, эксперты отмечают, что Иванов (вне зависимости от своих политических амбиций) продолжает усиливать свое аппаратное влияние как глава АП. Свидетельством этому стало его участие в заседании расширенной коллегии Следственного комитета, что было расценено как передача президентом Иванову контроля над этой стратегически важной структурой. В своем выступлении Иванов призвал следователей бескомпромиссно, невзирая на лица и посты, бороться с коррупцией. Похоже, что теперь именно он будет ставить перед следствием конкретные задачи.

Подведем итоги. Кремль в его стремлении обновить элиту попадает в ловушку. Оставлять все без изменений перед лицом возникающих угроз и новых вызовов опасно. (Речь идет о нынешней элите с ее патриотическим пафосом, активами и детьми за рубежом в ситуации, когда жизнь подавляющего числа рядовых россиян становится тяжелее, а легитимность самой власти остается под вопросом). Но начинать изменения боязно, можно нарваться на неожиданные угрозы. Ведь системы научного мониторинга по их выявлению как не было, так и нет, а все попытки ученых достучаться до власти, донести до них необходимость формирования такой системы остаются без ответа. При всей казалось бы простоте управления, авторитарные режимы тем и отличаются, что любые попытки их изменения чреваты опасностью разрушения самих этих режимов. Это научно доказанная закономерность. А с наукой не поспоришь.


Вячеслав Петров
кандидат философских наук, заместитель главного редактора, председатель Научного совета экспертов информационно-аналитического журнала "ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ".
Комментарии (10)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
А.Хайбуллин
#1 А.Хайбуллин Гости 26 марта 2013 11:08
Статья понравилась, лично я с основными выводами и оценками автора согласен. Особенно с утверждением:

Но тогда возникает законный вопрос: не преследует ли «национализация» элиты другую цель, а именно – сохранение самой сути нынешней политической системы. При этом ее фасад можно и обновить…


На мой взгляд, это главная цель тех действий которые проводит часть элиты группирующая вокруг В.Путина, последние 1-2 года. Я думаю у них есть очень серьезные поводы для беспокойства, что даже они скорее всего решились окончательно выдавить либералов их Кремля. Хотя время покажет...

При всей казалось бы простоте управления, авторитарные режимы тем и отличаются, что любые попытки их изменения чреваты опасностью разрушения самих этих режимов. Это научно доказанная закономерность.


Согласен на все 100%. Но к сожалению эта научно доказанная закономерность еще не дошла до окружения Путина в полной мере (во всяком случае судя по их шараханьям). По моему личному мнению, как ни парадоксально, режим Рахимова (1993-2010) принципиально не отличается от путинской модели, только масштаб больше. Он и движется в том же направлении и вызовы (внутриполитические) примерно такие же. Прочем, это дискуссионное утверждение.

Наконец, если прогноз автора относительно Медведева верен, Башкирию это коснется в первую очередь, поскольку как известно ХРЗ был ставленником именно этого крыла Белого дома. А без "крыши" в Кремле его позиции, как на федеральном уровне, так и в РБ, резко ослабнуть. Значит может решится и его политическая судьба...







Ilshat
#2 Ilshat Гости 26 марта 2013 23:11
Статья интересная.

А. Хайбуллин, Хамитов скорее человек другого крыла.
Гирей
#3 Гирей Гости 27 марта 2013 10:10
Цитата: Ilshat
А. Хайбуллин, Хамитов скорее человек другого крыла.
Именно этого, Ilshat. И тому немало доказательств, обратному - ни одного. Но я не совсем согласен с А.Хайбуллиным в том, что
Цитата: А.Хайбуллин
Значит может решится и его политическая судьба...
Крыша ослабнуть может. Но при наличии отсутствия альтернативы и самого статуса должности (крупнейшая по населению, геополитически важнейшая автономия в РФ!) это вовсе не означает решения полит.судьбы в смысле ухода с трона РБ. Он же дистанцируется от собственно разборок между крыльями. Осенью станет ясно. Наконец, "чубайсовская" группировка имеет достаточно сил наносить ответный удар, а в твердости консерватизма ВВП я как-то не уверен - ск-ко уже таких потуг было. Хотя с другой стороны, на этот раз не только у ВВП - у всей страны другого пути, кроме этого курса, включая "национализацию элит", уже нет - время даже упушено, о чем постоянно говорил, например, Малинецкий.
А.Хайбуллин
#4 А.Хайбуллин Гости 27 марта 2013 20:52
Цитата: Ilshat
Статья интересная.

А. Хайбуллин, Хамитов скорее человек другого крыла.


Допустим что это так, но даже при таком раскладе показательно, что его положение очень сильно зависит от расклада на верхних этажах российской власти. Все-таки глава национального региона, как политическая и символическая фигура должен иметь особый, защищающий его статус. Иначе это полное игнорирование мнения регионов, игра в одни ворота.
Ilshat
#5 Ilshat Гости 27 марта 2013 22:27
Гирей,
Возможно мы о разных крыльях говорим, но я приведу свой довод. Вернемся в 2000ые, ВВП придумал разделить страну на фед. округа. РБ оказалась в Поволжье, хотя лично у меня, РБ всегда ассоциировалась с Уралом, так как у нас есть Уральские горы, а Волги нет, но это не по теме. Введя эту искусственную структуру управления страной кого назначили главным по РБ в этой структуре? Возможно, это была попытка №1 Хамитова возглавить республику или фаза №1, а сейчас или попытка №2 или фаза №2 по интеграции РБ в вертикаль. Самостоятельная РБ не вписывается в эту схему.
Гирей
#6 Гирей Гости 27 марта 2013 22:38
Цитата: Ilshat
Введя эту искусственную структуру управления страной кого назначили главным по РБ в этой структуре?
кого? ХРЗ в 2000-2002 - федеральный инспектор по РБ аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.Кириенко. Он там не главный, главный Кириенко, он по сути наблюдатель при нем, по РБ, это обычная чиновная должность на пару лет (весьма высокая, но он и до этого был в ранге министра РБ). И заметьте, у кого под началом. И у кого в Русгидро. Но вообще все эти догадки конспирологичны. Исходить лучше из трендов, которые видят все. Ниже посмотрим.
Цитата: Ilshat
Самостоятельная РБ не вписывается в эту схему.
как т.е. не вписывается? ск-ко лет сосуществуют. Никто против округов не протестует, они республики заменить или убрать сами по себе неспособны. Приход же ХРЗ был продавлен именно при ДАМе, вся его фразеология - перестроечная, как и у ДАМа, кстати, сама идеология губернизации - идеология именно либеральных кругов, от Пайпса до Чубайса, ныне озвучивал Прохоров, кукольно-патриотические уже на подхвате.
А.Хайбуллин
#7 А.Хайбуллин Гости 28 марта 2013 10:30
Цитата: Гирей
вся его фразеология - перестроечная



опять ярлыки пошли ненаучные. Кстати, МГР тоже пришел на волне демократизации, и в 1989-193гг. если судит по его речам он самый ярый демократ в Башкирии. Тоже был перестроечник? wink

Цитата: Гирей
кстати, сама идеология губернизации - идеология именно либеральных кругов, от Пайпса до Чубайса,


разве? а монархисты и левые? А дугин? Вообще пора уже уходить от упрощенной картины действительности...
Гирей
#8 Гирей Гости 28 марта 2013 19:11
Цитата: А.Хайбуллин
опять ярлыки пошли ненаучные
отчего ненаучные? это общепринятая, в том числе в научных кругах, метафора. Иначе ненаучными ярлыками придется признать определения А.С.панарина, С.Г.Кара-Мурзы, В.В.Кожинова, А.А.Зиновьева и мн.др. Да, политика можно оценивать вне его идеологии, но когда он не просто повторяет демократищеские мантры, а сам выдвигает мемы, тренды и соответствующие им действия в культуре, политике, экономике – мне кажется, это достаточное основание для таковой метафоры.
Цитата: А.Хайбуллин
Кстати, МГР тоже пришел на волне демократизации, и в 1989-193гг. если судит по его речам он самый ярый демократ в Башкирии. Тоже был перестроечник?
да, тогда - перестроечник, по причине, Вами описанной: пришел на волне. Его же потому и пустили: все думали, что он будет только повторять мэйнстрим. А он сам в нем быстро разобрался и стал плыть в нем туда, куда ему нужно, и выплыл. Он быстро обрел другую фразеологию, трендовую для него: суверенитет, стабильность. И действия соответствующие, поэтому просто перестроечником его не назовешь. Вообще, конечно, весь истеблишмент порожден перестройкой и вынужден плыть в либертарном русле. Но делят их на либералов и консерваторов, перестроечников и патриотов, Семью и силовиков – условно, но именно по степени, радикализму этого «либерадизма» - и народ, и наука это деление понимают и принимают.
Цитата: А.Хайбуллин
разве? а монархисты и левые? А дугин? Вообще пора уже уходить от упрощенной картины действительности
ой, да кому нужны монархисты. В Уфе можете обратиться за ними к г-ну Словохотову, могучая кучка. Левые очень разные в этом плане. А Дугин и вовсе: он то Зарифуллина поддерживал и СБМ, то вот Коровина. Тренд понятен: пустите меня обратно в звездочеты! В этом плане хороша предыдущая статья Наиля Гильманова.
Салават Туймазы
#9 Салават Туймазы Гости 29 марта 2013 16:35
Цитата: А.Хайбуллин
Все-таки глава национального региона, как политическая и символическая фигура должен иметь особый, защищающий его статус. Иначе это полное игнорирование мнения регионов, игра в одни ворота.

"Должен" это из 90-х прошлого века. Это никак не вписывается в систему отношений путинской России.
Цитата: Гирей
Приход же ХРЗ был продавлен именно при ДАМе, вся его фразеология - перестроечная, как и у ДАМа,

Глупости. ДАМ в тандеме был всегда младшим партнером. Назначения такого уровня (РБ) мимо Путина не проходят. Слово "продавлен" тут ваши галлюцинации.
Цитата: А.Хайбуллин
разве? а монархисты и левые? А дугин? Вообще пора уже уходить от упрощенной картины действительности...

У Бердина по-другому не получается, рефлексия.
Цитата: Гирей
А он сам в нем быстро разобрался и стал плыть в нем туда, куда ему нужно, и выплыл. Он быстро обрел другую фразеологию, трендовую для него: суверенитет, стабильность.

Рахимов плыл в фарватере Шаймиева, ничего нового не изобрел. Насчет выплыл - это как посмотреть. Может лично и выплыл, зато утопил (обменял) национальные интересы.
Гирей
#10 Гирей Гости 29 марта 2013 16:49
Цитата: Салават Туймазы
Глупости. ДАМ в тандеме был всегда младшим партнером. Назначения такого уровня (РБ) мимо Путина не проходят. Слово "продавлен" тут ваши галлюцинации.
Не проходят - это само собой. Это никак не отрицает факта разных течений внутри власти, каждая из которых продавливает свои кандидатуры и интересы. Спор был именно об этом. Истеричный антипутинизм, игнорирующий даже столь общеизвестные факты - конечно, не галлюцинации, а просто часть национал-либеральной мифологии, весьма лубочной и забавной.
Цитата: Салават Туймазы
Рахимов плыл в фарватере Шаймиева, ничего нового не изобрел.
ну как вот после этого серьезно к северо-западным деятелям относиться (когда эта часть республиканской интеллигенции позиционирует себя как таковая, конечно)? ведь даже при трезвом вроде бы анализе у них выскакивает настолько смешная татарофилия, что удивительно. Шаймиев обладал рядом преимуществ по сравнению с Рахимовым, и лично, и в по полученной ситуации, но слишком невеликая фигура, чтобы вполне аналогичная с ней по тяжести плыла у нее "в фарватере". И к сути спора: как раз Шаймиев - да, также придя на гребне перестройки, также стал противником многих перестроечных трендов у себя на хозяйстве, проводя элементы здравой, консервативной модернизации (или просто консерватизма, там, где не до модернизаций, а надо ппросто спасти от перестроечников, что можно). Пример с ним только подтверждает мою мысль, как ответ на реплику А.Хайбуллина.
Россия в поисках пути: особенности  и противоречия «режима В.Путина»
Россия в поисках пути: особенности и противоречия «режима В.Путина» Современную социально-политическую ситуацию в России трудно назвать стабильной. Раскол,
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ОТ ХАОСА 90-Х ГОДОВ К «КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»?
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ОТ ХАОСА 90-Х ГОДОВ К «КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»? Начиная с момента распада советской системы, Россия на протяжении двух
Все будет как всегда
Все будет как всегда
Все будет как всегда
12.04.12 Идеология и Политика
Все будет как всегда Предлагаем вашему вниманию статью известного политолога, главного редактора журнала «Мировая экономика и международные отношения» Андрея Рябова. В
Является ли Рустам Минниханов назначенцем федерального центра?
Уход политических тяжеловесов «эпохи Ельцина» президентов РТ и РБ М.Шаймиева и М.Рахимова привел к смене глав двух, достаточно сложных, «мусульманских» республик. Новым
Центр идет в регионы?
Центр идет в регионы?
Центр идет в регионы?
14.11.09 Новости
  «Дмитрий Медведев начал кампанию по замене губернаторов» - под таким и подобными названиями ряд федеральных СМИ преподнесли факт снятия губернатора Свердловской
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса