Башкирская элита на обломках «суверенитета»: причины и последствия системного кризиса
27.05.2012 3 431 43 root

Башкирская элита на обломках «суверенитета»: причины и последствия системного кризиса

Идеология и Политика
В закладки
Башкирская элита на обломках «суверенитета»: причины и последствия системного кризиса

В настоящий момент современное башкирское общество переживает острый социокультурный и политический кризис. И причины, породившие его лишь на первый взгляд, лежат в общественно-политической плоскости (уход М.Рахимова). В действительности они намного масштабнее и связаны с этническими, культурными, социально-экономическими, демографическими и другими процессами, происходящими в обществе. Иными словами это глубинный цивилизационный (социокультурный) кризис, выход из которого становится сегодня центральным вопросом выживаемости всего башкирского народа в новых условиях XXI века.

Бесславный конец 20-летней «модели суверенитетского развития Башкортостана» не только еще сильнее обнажил противоречия, которые десятилетиями накапливались в башкирском обществе, но и сделал кризис устойчивым системным состоянием самого общества, в котором оно находится с момента разрушения институтов советского традиционализма. В итоге сегодня, с концом «эпохи президента М.Рахимова», наблюдается естественный процесс – распад субъектности институциональных форм башкирского общества, сформировавшихся под воздействием процессов суверенизации. Однако данный исторический вызов не нашел, на наш взгляд, и адекватной ответной реакции, то есть попыток со стороны башкирской элиты хотя бы понять причины, породившие этот кризис, и, что намного важнее – создать минимальные условия для того, чтобы ускорить процесс нового витка этногенеза, который наметился сегодня у башкирского народа.

В настоящий момент на кризисное состояние башкирского общества влияет множество факторов различного типа – это и тяжелое социально-экономическое положение основной части башкирского населения, проживающего главным образом в депрессивных районах Зауралья и северо-востока республики, и болезненный переход от аграрного к городскому образу жизни, и резкая смена властной элиты, которая произошла в РБ в 2010г. и другие не менее важные факторы. Все они накладываются друг на друга, не позволяя тем самым выйти на устойчивый уровень общественного и культурного развития. Однако одной из главных причин, «благодаря» чему мы и пришли сегодня к такому печальному состоянию дел является, на наш взгляд, неадекватность и как следствие - полная несостоятельность башкирской постсоветской, «суверенитетской» элиты.

Возникшая как результат политики советского государства («выращивания» национальных кадров), она, к сожалению, обладала и до сих пор обладает всеми негативными (и положительными) чертами присущими в целом советской интеллигенции. Это, прежде всего, мифологическое (нерациональное) сознание (близкое к синкретизму людей премодерна), патерналистское отношение к государству, неспособность поставить общенациональные интересы выше личных, стремление получить и сохранить социальный статус номенклатурного (а не профессионального) типа, либо передать его по наследству, аграрный тип происхождения.

Именно эта элита, выросшая под колпаком советского патернализма, в конце ХХ века вначале нанесла идеологический удар по системе советского жизнеобеспечения (которая позволяла по общим показателям нормально развиваться башкирскому народу), а затем и максимально политизировав свою деятельность, не сумела модернизировать и сохранить созданную на волне суверенизации политическую систему. В противоположность, скажем, татарской элите, которая сегодня без особых помех вышла в Республике Татарстан на новый уровень «консервативной модернизации», являет собой образец органичной модернизации с опорой на этничность.

В результате того, что данная элита не дала «вырасти» новой интеллигенции, а лишь «клонировала» себе подобных – на сегодняшний день в башкирском обществе нет заметной прослойки современной, адекватной, молодой башкирской элиты. А люди, которые могли бы ею стать, либо ушли от общественной жизни, либо резко выступили против «старшего» поколения.

К примеру, даже в исторической науке Башкортостана (откуда вышла основная часть суверенитетской интеллигенции) совсем недавно произошел очередной скандальный раскол, во главе которого встали некоторые «молодые» башкирские ученые. Лично я их позицию и методы, как консерватор, то есть как человек выступающий за эволюционное развитие, не разделяю, однако считаю, что проблему «отцов и детей» породили сами башкирское аксакалы, не сумев в свое время органично интегрировать в постсоветскую башкирскую элиту (включая и в научную) новых людей. Поскольку если система хорошо и адекватно выстроена, берет на себя функцию интегратора, то в ней не возникают институциональные кризисы подобного рода.

Аналогичная ситуация сложилась и в структурах региональной академической науки, в Союзе писателей РБ, в системе власти, в целом характерна для структур так или иначе связанных с башкирским социокультурным пространством.

Однако наиболее наглядно данный кризис проявился в башкирском национальном движении, в особенности в общественной организации Всемирный курултай башкир. К сожалению сегодня там практически не осталось людей 20-30-40 лет, поскольку в свое время, не дав вырасти новым кадрам, курултаевские старцы оттолкнули от себя значительную часть башкирской молодежи.

В результате чего - часть молодежи ушла в исламские организации (включая и радикальные), часть - в националистические типа «Кук буре», а большинство - просто стало инертной и аполитичной.

В связи с этим очень характерна и показательна история с бывшим председателем Исполкома ВКБ И.Султанмуратовым. Она показательна, в первую очередь, потому, что по ней видно – модернизировать любую структуру, связанную с башкирским обществом не позволяют именно противоречия системного характера. Ведь это была реальная (теперь видимо уже последняя) возможность произвести органичную идеологическую и кадровую переориентацию Курултая. Однако локальные и групповые интересы отдельных членов Исполкома взяли вверх над общенациональными задачами и просто здравым смыслом, в результате чего от ВКБ отошла часть новой башкирской интеллигенции, а сама организация погрузилась в пучину хаоса и бесконечных внутренних разборок. Что привело к полной ее дезорганизации, к утере способности сохранять даже элементарные нормы групповой солидарности: посадили по политическим мотивам А.Дильмухаметова – Курултай молчит, такая же судьба постигла зампредседателя ВКБ Ф.Ахметшина – опять никакой реакции. Возникает вопрос, а зачем тогда вообще нужен Курултай, чтобы обеспечивать желающим места в ГосДуме?

Повторю еще раз свою мысль – в настоящий момент большинство башкирской молодежи стало аполитичной и не хочет уже собираться под сомнительные суверенитетские лозунги 90-х годов.

Более того, как бы неприятно было услышать это «ветеранам» национального движения - не хочет этого и подавляющая часть самой башкирской элиты (и околовластной, и общественной), вот что нужно, наконец, понять сегодня со всей серьезностью. Лично я в этом убедился еще несколько лет назад на 20-летии БНЦ «Урал» куда уже во времена М.Рахимова перестали ходить как представители власти РБ, так и люди «светского» истеблишмента, поскольку идеи крайнего национализма даже у башкирской интеллигенции под конец системы стали вызывать скрытое недоверие и неприятие.

И главная (коренная) причина, которая привела к такому печальному финалу, была, как это не странно, сугубо идеологическая. Дело в том, что в основании идеологии суверенитета (которая появилась в ходе распада СССР как антисистемная идеология) лежали мифы, которые противоречили интересам и базовым ценностям башкирского общества. Это идеи экономического, политического и культурного изоляционизма Башкортостана (что не соответствует, в первую очередь, высокому уровню интеграции башкирского этноса в систему евразийской цивилизации), этноцентрические и националистические мифы, антифедеральные установки, наконец, абсолютно неадекватные традиционной ментальности башкирского народа – либеральные, индивидуалистические и антигосударственнические идеологемы.

Причинам кризиса «рахимовского режима» мы с коллегами посвятили уже множество работ и статей (чего, кстати говоря, никто кроме нас не сделал), однако мысленно постоянно возвращаясь к этой проблеме я еще раз убеждаюсь - идеологию, начиная уже 2000-х годов, нужно было органично и срочно менять, поскольку мифологическое пространство которое оно создавало, не давало критически оценивать реальность, а значит и вносить необходимые коррективы в саму идеологию. Возможно, в этом и заключалась главная институциональная ловушка для сложившегося режима – он не поддавался системным изменениям, а суверенитетскую идеологию можно было сменить лишь вместе с их носителями, поскольку сами они этого сделать уже не могли.

Другими словами данная система рухнула, прежде всего, под напором внутренних противоречий, остальные причины носили вторичный характер.

В итоге апофеозом данных противоречий и стали самоубийственные действия правящей элиты РБ, со скандальными угрозами в адрес Кремля на Третьем Курултае башкир летом 2010г. Сегодня, как это у нас принято, многие пытаются персонифицировать проблему - найти главного виновника, включая и эпатажные объяснения, что А.Галин был агентом ФСБ и т.д., и т.д. но в реальности все проще и глупей – это именно результат системных ошибок, сбоя кадровой политики Администрации М.Рахимова. Когда вместо нормальных и адекватных башкир (а такие всегда были) наверх лезли подхалимы и лизоблюды, люди некомпетентные ни в чем, кроме закулисных интриг. У этих людей хватало ума лишь на то, чтобы пустить дым в глаза стареющему президенту еще одной потемкинской деревней, при случае задавить своих же башкир (как это произошло с тем же А.Дильмухаметовым), либо привезти на автобусах толпу крестьян из Зауралья, чтобы в очередной раз попугать федеральный Центр жупелом «башкирского национализма».

Говоря научным языком - в результате сложившихся механизмов рекрутации в правящую республиканскую элиту, с опорой лишь на этнический и аграрный кадровый резерв - в системе власти не оказалось людей, способных модернизировать региональную политсистему. А от тех, кто мог сделать эту работу (например, людей из команды Р.Хабирова) стараниями определенных сил республиканская власть сама со скандалом избавилась, искусственно создав тем самым, активную и мощную контрэлиту.

Именно благодаря такой кадровой политике башкирская властная и хозяйственная элита с приходом Р.Хамитова стремительно раскололась на две части («старую» и «новую»). И новые управленцы составили заметную часть «режима Р.Хамитова», что и объясняет, кстати, его относительную устойчивость (учитывая масштабы произошедшей резкой смены местной номенклатуры). Сама же «старая» элита РБ была, в некоторых случаях, жестко удалена из системы власти, часть - ушла в глухую оппозицию.

Был и другой фактор обусловивший кризис. Дело в том, что правящая элита РБ явно не поняла кардинального изменения внутриполитического курса в стране с приходом В.Путина. К началу 2000-х годов РФ приставляла собой пестрый конгломерат региональных политических режимов, в каждом из которых существовал собственный субцентр, и опасность дальнейшей децентрализации постепенно становилась реальной угрозой. Поэтому Кремлем был взят курс на постепенное укрепление вертикали центральной власти. К 2010г. данная политика была уже фактически полностью реализована и поэтому демарш башкирской власти на Курултае летом 2010г. был в высшей степени самоубийственным ходом. Другими словами, это был типичный когнитивный кризис неадекватной элиты, чьи представления и знания о реальности не соответствовали действительности.

В конечном счете, вся эта система мучительно и скоропостижно скончалась. И что самое интересное – от этого никто не выиграл (я имею в виду прежде всего башкир). Ни башкирская общественность, ни ее номенклатурная часть, ни сам М.Рахимов, который вместо почетного отдыха на пенсии оказался сегодня в полной информационной блокаде, ни, наконец, башкирский народ. И вчерашние наши проблемы с приходом Р.Хамитова никуда не исчезли. Просто решать их нужно уже в рамках новой системы, и как можно в кратчайшие сроки.

В связи с чем, как мне кажется, необходимо в первую очередь понять несколько простых и азбучных истин.

1. Необходимо не углублять раскол между своими же, не искать виноватых в случившемся, а пытаться консолидироваться в сложных условиях новой постсоветской реальности.

2. Не политизировать любые вопросы, связанные с башкирской тематикой, а хотя бы научится слушать то, что говорят люди из экспертного сообщества по тем или иным проблемам.

3. Уйти от суверенитетской риторики и антифедерального дискурса, выработать более адекватную сегодняшним реалиям консервативно-патриотическую идеологию.

4. Провести «переформатирование» башкирских национальных организаций, в особенности Всемирного курултая башкир, поскольку в настоящем (крайне политизированном) виде она не нужна ни власти в лице Р.Хамитова (как ее подсистема), ни башкирскому народу, проблемы и интересы которого она давно уже не выражает.

5. Поднять вопрос о кадровом обновлении Исполкома МССО «Всемирный курултай башкир» как минимум на 60%.

6. Перестать делить башкир на «рухлы» и «нерухлы», «настоящих» и «ненастоящих», на «неполноценных» «северо-западных» и «русскоязычных», «городских» и «сельских». Закончить с практикой клеить ярлыки типа «враг башкирского народа» на людей, имеющих альтернативную точку зрения среди самих башкир.

7. Понять неизбежную динамику социального процесса в башкирском обществе – через 5-10 лет на общественную арену выйдет совершенно новая генерация современных башкир, которая будет иметь свою элиту, свою культуру (субкультуру), ценностные предпочтения неотрадиционалистского характера. Будет городской по своему типу, то есть менее «фундаменталистской» по мировоззрению. Другими словами хотя бы не создавать себе будущих противников в лице молодого поколения башкир.

8. Осознать, что в рамках «суверенитеской парадигмы» - развитие, как башкирского народа, так и республики в целом зашло в итоге в жесткий и опасный институциональный тупик, и возрождение данной системы даже в общих чертах является неоспоримой утопией.

9. До тех пор пока башкирская политическая, национальная, культурная и общественная элита не поймет, что современные проблемы башкирского общества порождены в первую очередь причинами социокультурного и когнитивного характера (неадекватными представлениями «о себе и реальности»), мы все время будем ходить по одному и тому же кругу «институциональных ошибок» и так - до полной потери национальной и политической субъектности.


А.Хайбуллин
Комментарии (43)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
читатель
#1 читатель Гости 27 мая 2012 22:31
Круто! Спасибо за статью тов. Хайбуллин!
По ситуации в ВКБ Султанмуратова. - очень показательно, причем не то что стало происходить после его назначения. А само его назначение. Ильгиз абзый человек хороший, но на роль "главного среди башкир" явно не тянул. - Показательна "кадровая яма" в башкирском обществе.
трамп
#2 трамп Гости 28 мая 2012 03:06
Слышит звон да не знает, где он
сагит исмагилов
#3 сагит исмагилов Гости 28 мая 2012 03:20
Статья в целом понравилась,но вряд ли лизоблюды осознают и сами уступять теплые места,потеря которого для них подобно смерти.Молодежи совместно с понимаюшими эти проблемы необходимо более решительные действия,вплоть до создания новых общественных организаций.
Гирей
#4 Гирей Гости 28 мая 2012 06:11
В целом согласен с автором, да и не новые в целом мысли, хоть и видно, что на сей раз автор удручен именно тем, что они все еще полностью описывают ситуацию. С некоторыми гнюансами не согласен - иногда автор все валит в одну кучу ради гладкости "научной схемы" - и "патерналистское отношение к государству" и "неспособность поставить общенациональные интересы выше личных" и "стремление получить и сохранить социальный статус номенклатурного (а не профессионального) типа" - но это же разные вещи, разного происхождения.
Ильшат Насыров
#5 Ильшат Насыров Гости 28 мая 2012 06:57
А. Хайбуллин пишет: «Именно эта элита… нанесла идеологический удар по системе советского жизнеобеспечения (которая позволяла по общим показателям нормально развиваться башкирскому народу…».
Не согласен, напротив, советское «жизнеобеспечение» почти лишило башкир национального самосознания и исторической памяти и если бы не перестройка и последующие геополитические события, то башкиры бы ассимилировались и исчезли.
Автор пишет: «…абсолютно неадекватные традиционной ментальности башкирского народа – либеральные, индивидуалистические и антигосударственнические идеологемы».
Простите, зачем надо сваливать в одну кучу либеральные и индивидуалистические установки с антигосударственными идеологемами? Как раз у башкир мало развиты навыки предпринимательства и конкуренции на рынке труда, и как следствие этого имеет место быть маргинализация башкирского населения и его социальная деградация (особенно в селе: пьянство, суициды и пр.). Именно неразвитость индивидуализма и креативного отношения к реальности есть беда башкир, так как в условиях конкуренции на рынке труда успешен человек, способный выстраивать свое экономическое поведение не по традиционным шаблонам («папа был трактористом в колхозе и я буду лежать на печи и ждать, когда колхоз восстановят»), а творчески. Идеи либерализма очень даже кстати для выведения башкир из «колхозного» состояния.
А что до башкирской «суверенитетской» элиты, то С. Исмагилов прав. Эта башэлита просто невменяема, абсолютно неспособна к рефлексии, к осмыслению ситуации, чтобы просчитать ее хотя бы на несколько шагов вперед. Эта башкирская элита живет чисто хватательными инстинктами, она и раньше (при СССР) была такой, все эти башчинуши и башнардепутаты всех уровней, только и знали как хапануть квадратные метры и бабла, а там трава не расти. Пусть эта «элита» учится жить в новой, суровой «пост-суверенитетской» реальности, почувствует на своей шкуре, каково жить тем же челябинским, свердловским, пермским и т.д. башкирам, которые в условиях отсутствия господдержки все-таки не теряют свое этническое самосознание. Как говорится, раз этой башкирской элите через голову не доходит, через ноги дойдет (если вообще дойдет).
До сих пор помню, как я заикнулся было еще где-то в 1992/1993 г. одному из лидеров БНЦ «Урал» о кризисе идеологии башинтеллигенции (местечковость, отсутствие массовой поддержки, зависимость от административных ресурсов, кои могут быть отняты Москвой и пр.). И была такая болезненная реакция, почти детская обида на лице собеседника. Сейчас он устраивает бурю в стакане, встает в позу бунтаря, башкирского Лехи Валенсы//Вацлава Гавела, только поезд ушел, агай.
РТС
#6 РТС Гости 28 мая 2012 07:54
К пунктам Буранчина: полный либерализм во всем. От "традиционализма" остались только рожки, да ножки.
Б.Б.
#7 Б.Б. Гости 28 мая 2012 09:10
Наверное, многие бабаи не будут с автором здороваться.
Со стороны мне кажется, что анализ правильный, хотя меня и устраивает теперешнее положение ВКБ. smile
Автор промолчал насчет креатуры Хамитова - нынешнего председателя М. Юсупова. Интересно, почему? Что-то за этим кроется...
Мне понравилось, что автор не считает нужным поставить в перечень первоочередных задач расширение влияния ислама в национально-ориентированной среде. Ведь часть башкирских идеологов считает, что именно ислам консолидирует башкирское общество
Ильшат Насыров
#8 Ильшат Насыров Гости 28 мая 2012 10:31
Знаете, Б.Б. и пусть не здороваются бабаи. Не хватало еще заискивающе ждать, когда они соизволят поздороваться с тобой. Я, например, проехался еще в 2000 г. в своем тексте по адресу башкирской интеллигенции «советского образца», кое-кто из них, естественно, обиделся. Я же махнул на них, и, представьте, нисколько не чувствую дискомфорта.
А что до тех башкирских идеологов, которые считают, как вы пишите, что именно ислам консолидирует башкирское общество, то лучше опираться на мнение ученых-специалистов, чем на мнение «башкирских идеологов».
Вот что пишут специалисты: «Базовым элементом башкирской идентичности служит этническое начало, которое дополняется исламской религией» (З. Г. Аминев, Л. А. Ямаева. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009).
Роль ислама будет возрастать, но всегда будет оставаться у башкир как дополнение к их этническому началу, не более. Ислам усилится не как религиозное мировоззрение, а как одно из средств культурной самоидентификации (у нас люди – носители светского образования, да и государство, не забывайте, светское).
Виконт
#9 Виконт Гости 28 мая 2012 11:53
Цитата: Ильшат Насыров
советское «жизнеобеспечение» почти лишило башкир национального самосознания и исторической памяти и если бы не перестройка и последующие геополитические события, то башкиры бы ассимилировались и исчезли.

Тут кому что: достаточно высокий уровень жизни, который, с одной стороны, консолидирует нацию, ее верхи и низы - но который требует погружение в секулярную, науко-центричную и урбанизированную культуру - или "сохранение собственной идентичности" и противостояние ассимиляции. Впрочем, на самом деле эти процессы не только не противопоставлены друг другу, но даже и не пересекаются: именно выращенная в "советском жизнеобеспечении" национальная интеллигенция не только смогла отреагировать на распад СССР, но и обрести поддержку в широких массах башкир (и не только башкир, кстати). В то же время интегрированные в "постсоветские" отношения части башкир вполне себе ассимилируются по образу жизни, дискурсу и стереотипам поведения - причем, оказываются еще и противопоставленными друг другу. Единственное, что еще хоть как-то держит "башкирское самосознание" - это как раз наследие позднесоветской элиты - "суверенитисткая идеология" и организации типа ВсемКурултая. Убери их - о чем будут говорить "профессиональные башкиры"?

В то же время, и сейчас (о чем в статье сказано), и в советское время, чтобы не ассимилироваться нужно ровно одно - создание собственного варианта общего проекта. Чем, по сути, и должна заниматься "национальная интеллигенция".
...впрочем, она этим и занимается: по большому счету, принципиальной разницы между общероссийскими отношениями и республиканскими нет. Акцентирование отдельных тем, специфические формы и т.п. - не принципиальные отличия. Т.е. в ТЕКУЩИЙ проект башкиры встроены. И то, что не нравится в реальности - это проблемы самого ТЕКУЩЕГО проекта.

Но кто ж откажется советскую эпоху-то попинать, да.
Ильшат Насыров
#10 Ильшат Насыров Гости 28 мая 2012 12:17
Пинать не собираюсь советскую эпоху потому, что это же историческая эпоха. Но не понимаю привычку с ходу причитать по усопшему "в бозе" СССР. Старых пердунов, вздыхающих с тоской по временам, когда "барин ("Хозяин") баловать не давал", еще по-человечески понять можно, но жизнь продолжается.
Виконт: "...Тут кому что: достаточно высокий уровень жизни, который, с одной стороны, консолидирует нацию, ее верхи и низы - но который требует погружение в секулярную, науко-центричную и урбанизированную культуру - или "сохранение собственной идентичности" и противостояние ассимиляции".
Ложное противопоставление, и основано на ложной посылке, что башкирская культура в принципе не может ни секулярной, ни научно-центричной и урбанизированной. Мол, или выбирай секулярную, науко-центричную и урбанизированную (читай, русскую) культуру, либо сиди в глухой обороне от "ассимиляции", в области ягодиц со своей "башиндентичностью". Евреи живут в секулярной, научно-центричной и урбанизированной культуре, и в то же время успешно сопротивляются ассимиляции со стороны этнического большинства России, Франции и др. стран. Достойный пример. Так что не вижу смысла в выстраивании антитез.
Гость
#11 Гость Гости 28 мая 2012 14:11
Относительно того, что в советскую эпоху были все условия для развития башкирского народа - это полный бред. БАССР обоазца 70-80-х гг. - это Башкирия без башкир. Что касается остального, например, что стриков-коматозников нужно гнать в шею, то есть культурно попросить их уйти на заслуженный отдых, вполне согласен. Один Марс Юлдашев и ХаляФфом Ишмуратовым чего стоят. Последнему, видимо, доставляет удовольствие заседать в ВКБ, ностальгировать по былому и тешить себя мыслью о том, что от него что-то зависит. Не зависило ни раньше, не, тем более, теперь. Этого-то они и не могут понять.
Гирей
#12 Гирей Гости 28 мая 2012 16:56
Цитата: Гость
Относительно того, что в советскую эпоху были все условия для развития башкирского народа - это полный бред. БАССР обоазца 70-80-х гг. - это Башкирия без башкир.
Основания? Покажите мне суверенитетских деятелей, равных по уровню Рами Гарипову, Мустаю Кариму, Якубу Кулмыю, Риму Ахмедову, Загиру Исмагилову, генералам Шаймуратову, Кусимову, ансамблю им. Ф.Гаскарова, академ.постановок Башгосдрамтеатра, оперы и балета, башкирским геологам, нефтяникам-геофизикам и т.д. С художниками получше: Фарид Ергалиев, считаю, не хуже Ахмата Лутфуллина, Ладно, эти вещи на грани с точки зрения Ислама. Но в науке - почти вся профессура состоялась тогда. Да, были упущения в нац.политике - отсюда БАССР и не стала советской Вандеей, хотя вполне могла, кстати - даже самые националистически настроенные желали именно ранга ССР. Посмотрите, наск-ко советское отношение к национализму даже у "отца баш.национализма 90-х" проф. ММК. Впрочем, все это фантастика, развал все равно шел из Москвы и противиться ему сил не было.
Цитата: Гость
Этого-то они и не могут понять.
Об этом и статья. Именно об этом. А что делать?
Чтец
#13 Чтец Гости 28 мая 2012 21:11
Еще пару десятков лет советской власти - башкиры стали бы манкуртами, татарами, не русскими россиянами, советскими и. т. Но советским людям это не понять
Гирей
#14 Гирей Гости 29 мая 2012 03:56
Цитата: Чтец
Еще пару десятков лет советской власти - башкиры стали бы манкуртами, татарами, не русскими россиянами, советскими и. т. Но советским людям это не понять
манкуртом стал бы предрасположенный к манкуртству, татарином - захотевший стать татарином. Но нам этого, естественно, не понять. А советскими людьми башкиры и так были, все.
Эксперт
#15 Эксперт Гости 29 мая 2012 05:45
Вообще конечно отрадно, что господа - "традиционалисты", наконец то начали помимо ритуального камлания выдавать хоть какие то связные мысли:

именно результат системных ошибок, сбоя кадровой политики Администрации М.Рахимова. Когда вместо нормальных и адекватных башкир (а такие всегда были) наверх лезли подхалимы и лизоблюды, люди некомпетентные ни в чем, кроме закулисных интриг. У этих людей хватало ума лишь на то, чтобы пустить дым в глаза стареющему президенту еще одной потемкинской деревней, при случае задавить своих же башкир (как это произошло с тем же А.Дильмухаметовым), либо привезти на автобусах толпу крестьян из Зауралья, чтобы в очередной раз попугать федеральный Центр жупелом «башкирского национализма».

Говоря научным языком - в результате сложившихся механизмов рекрутации в правящую республиканскую элиту, с опорой лишь на этнический и аграрный кадровый резерв - в системе власти не оказалось людей, способных модернизировать региональную политсистему. А от тех, кто мог сделать эту работу (например, людей из команды Р.Хабирова) стараниями определенных сил республиканская власть сама со скандалом избавилась, искусственно создав тем самым, активную и мощную контрэлитую..






Конечно понятно, что вековцы не читатели, но писатели, но уж отечественных компиляторов от марксизма то нужно знать. Хотя бы азы:
...Но достигший высшей власти вождь, сполна вкусивший сладость этой власти, пользующийся всеми благами авторитета и привилегий, никогда не спешит с ней расстаться. Напротив, он старается ее укрепить, добиться ее легитимизации, в чем заинтересован и коллектив: авторитарная власть вождя ведет к укреплению интегрирующих импульсов, призванных противостоять принципу убывающей солидарности, к ослаблению тенденции к региональной автономии, обузданию честолюбия местных лидеров и в конечном счете к соединению воедино всех включенных в рамки протогосударства. На практике сказанное означает, что добившийся власти лидер стремится закрепить эту власть за собой пожизненно, а коллектив этому способствует. Но как это оформить?
Вот здесь-то и приходит на помощь институт сакрализации власти. Вождь должен выступать как носитель божественной благодати, как могущественный посредник между миром живых и сверхъестественными силами, включая и всех умерших вождей.
...



продолжение
#16 продолжение Гости 29 мая 2012 05:54

Обычное протогосударство, в том числе составное и даже этнически гетерогенное, несмотря на весьма заметную разницу между крестьянскими низами и верхами управителей, было еще густо опутано системой родственных клановых связей... С течением времени и по мере институционализации власти ситуация определенным образом менялась. Прежде всего клановые связи начинали терять свою всеобщность и оказывались свойством немногих, признаком избранности, аристократизма.
...


...
Кроме того, опасавшиеся притязаний близкой родни на власть правители стремились приблизить к себе преданных лично им чужаков из числа мелких должностных лиц, слуг, а то и иноплеменников-рабов, явных аутсайдеров.


Вот и все. Классическая история возникновения, развития и краха традиционного государства в отдельно взятом пространственно-временном промежутке.
"Мобилизованная этничность", выдвинувшая случайно оказавшегося в нужном месте в нужное время Рахимова в правители.
Первый период бурного и амбициозного развития (вспомним хоть экспансию Башкредитбанка), энтузиазма и подъема. Борьбы с внутренними и внешними врагами.
Второй этап канонизации солнцеликого Вождя - победителя (а ведь Рахимов действительно смог обыграть всех своих далеко не слабых противников).
Этап отлучения прежних соратников, тотального уничтожения потенциальных противников и приближения пресловутых чужаков, период лизоблюдства и прочих радостей азиатской формы производства (по Маркску, по классику).
И наконец третий этап прекрасного загнивания практически каноничного традиционного государства и тихого его падения под натиском молодых и наглых трехкурицных северных варваров.
Также и Бухара пала пред монголами, правда местный Джелаль-ад-Дин подкачал)

А Вы все институты-институты, идеология не та и проч. сказки)))

Законы истории неумолимы. И если говорить о злобе дня, то сегодня колесо истории вращается в Москве, Нью-Йорке, а также в спальнях где зачинают детей, во всех домах где есть дети, в головы и души которых повсюду в миру вкладывают самые разные мифы))
Радик
#17 Радик Гости 29 мая 2012 09:12
Своего директора Султанмуратова А. Хайбуллин представил эдаким реформатором, павшим в борьбе с бабаями. А ведь во времена Султанмуратова арестовали Дильмухаметова и Идельбаева, потому что они могли помешать ему избраться Председателем Курултая. Да и квартирку себе сделал, пока просиживал место Председателя. Больше ничем полезным его председательство не запомнилось. Избавьте нас от такой новой башкирской элиты.
Гирей
#18 Гирей Гости 29 мая 2012 09:34
Цитата: Радик
А ведь во времена Султанмуратова арестовали Дильмухаметова и Идельбаева, потому что они могли помешать ему избраться Председателем Курултая.
во времена Султанмуратова под ногами путались "ленточные" из СБМ, позже оптом перешедшие к Андрею Назарову. Дильмухаметов Султанмуратову никак не мешал, а Идельбаев не смог помешать, ск-ко ни кричал. Как не мог и Султамуратов помешать арестам - он не министр. И несмотря на разногласия, как раз Султанмуратов был первым, кто хоть вслух заступился за Дильмухаметова, когда того взяли по беспределу. Чего в случае с его большим беспределом по Фанзилю не наблюдалось. Идельбаев сел по собственной глупости, он повелся одновременно на игры МГР, ХРЗ, Мурзагулова, АДа, Баимова, - думая, что этак побудет на плаву. У него тот же недостаток, что у бабаев - никак не мог расстаться с властью, пусть призрачной, неуемное желание пофигурировать - а преемников нормальных нет, сам изжил. Султанмуратову можно поставить в вину как раз нерешительность, он хотел мягко все модернизировать - а есть сорт людей, которые понимают только язык пинка - тогда сразу молчат и слушаются. Да, он слишком легок для реформатора, ибо нивно исходил из посыла, что модернизироваться из чувства самосохранения хочет сам Исполком, как часть баш.общества. У него немало недостатков - но из всех последних председателей он справился наиболее пристойным образом прии наиболее сложных условиях, хотя половина сил уходила на разборки с дурацкой фрондой изнутри. Я там был и могу сказать - лично я, например, просто не ожидал, насколько мифологичным, тупым и подловатым оказалось мышление у "профессиональных башкир", особенно галинского призыва. И насколько оторваны от реальности честные национал-романтики "аксакалы", профессора (с подачи которых Султанмуратов и был приглашен на пост главы).

опечатка, конечно: еЩЕ большим беспределом по Фанзилю.
сагит исмагилов
#19 сагит исмагилов Гости 29 мая 2012 10:44
нерешительность это только одна сторона медали,а другая -обязанность согласовать до обсуждения в исполкоме с властными структурами проекты решений или прощай финансы.Мы должны понять роль курултая и особо не строить иллюзий.Хотя обновив состав можно было бы добиться многого с позваления властей,но хотят ли сами-исполкомовцы этого?
Гамлет
#20 Гамлет Гости 29 мая 2012 14:44
Об этом и речь. Хотят ли чего-нибудь добиваться испокомовцы? Некоторые, наверное, хотят. Но какой прок от остальных? (Халяф, Юлдашев, демагог-Бадретдинов и др.). Они выпрашивают деньги у Юсупова, издают свои никому ненужные книжки, решают свои личные вопросы и думают, что этого никто не видит. Поэтому давно пора плюнуть на эту бесполезную организацию, либо на 100% обновить ее состав вместе с ее председателем.
Гирей
#21 Гирей Гости 29 мая 2012 14:55
Гамлет, плевать жалко, да и вообще нехорошо. Связи, легальность, разветвленная сеть, бренд. Эх. Потому-то и жаль было ее ломать, защищали и берегли, хотя ее же члены делали все, чтобы ее (и себя) опозорить и утопить.
Но случай тяжелый. Взять хоть случай с Тевкелевым, ведь не смогли доделать на 90% сделанное, психология "ленточных" возобладала. Случаи с Идельбаевым и Ахметшиным более сложные - все же первое такое потрясение, Исполком все же не политическая организация. Но реакция на Тевкелева - как раз нац.-культурная работа, это именно их компетенция. Да ладно бы только Курултай. А братание СБМ с Назаровым? А скоропостижное "забвение" "башинтеллигенцией" "Контента" Галина? А беспомощность и самоубийственное поведение в околонаучных склоках? В политических? В литературных, журналистских? И это притом, что ясно - новая команда при ХРЗ, не менее авантюрная, чем "младореформаторы", многое будет реализовать, включая распил недорапспиленного бабла в РБ, именно под шумок провокаций на межнациональном вопросе - поглядите на грязные игры вокруг Собора русских.
Starik
#22 Starik Гости 30 мая 2012 06:18
Как вы не пыхтите, а ассимиляция объективный процесс, помешать которому ВКБ, "гиреи" и пр. не в силах. Автономии выполнили, возложенную на них большевиками, задачу - дотянули до цивилизованного уровня отсталые народы (некоторые из родового строя в социализм). "Гирей", разве у Вас хватит духу назвать башкир отсталым народом? А раз так, смысла в национальной автономии нет. А нужна она башкирской элите только для того, чтобы жировать за счет налогоплательщиков, получая более толстый слой масла, чем остальные. Покушать сытно за счет других любите (в сухом остатке). Интересно, сколько мой комментарий продержится?
Гирей
#23 Гирей Гости 30 мая 2012 06:41
Цитата: Starik
Как вы не пыхтите, а ассимиляция объективный процесс, помешать которому ВКБ, "гиреи" и пр. не в силах.
пыхтите здесь пока только Вы, Starik, как всегда, глупо и невежественно. Башкиры, Вы правы, не отсталый народ и никогда им не были - у отсталых народов автономий и не бывает. Чтоб Вы знали, большевики признали право наций на самоопределение в виде автономий, чтобы заново собрать распавшуюся страну. И в РСФСР первым в этом был именно Башкортостан, добившийся единственной в РСФСР договорной автономии вооруженной рукой - взамен Башкорпус воевал на стороне, признавшей автономию. Кто не признал, оказался в республике Иртыш либо в трущобах Константинополя, кто признал - у истоков сверхдержавы. Учите историю, вам же ее бесплатно пока дают. А насчет объективности ассимиляции - посмотрите на динамику численности башкир и русских в РБ. Посмотрите, поговорим. А то у Вас невпопад все, как у вшивого о бане.
Ильшат Насыров
#24 Ильшат Насыров Гости 30 мая 2012 06:49
К тексту Starika
Вы, уважаемый, еще один любитель легкого решения нацвопроса в духе академика Тишкова. Забыли, чем закончился эксперимент по ассимиляции народов СССР в котле "советского народа"? И где сейчас он, этот "совнарод"? Канул в небытие, а народы России все еще тут. А как вы собираетесь чеченцев ассимилировать, особенно после двух войн? Как вы сможете заставить чеченцев сказать, что они - тоже русские? Много вопросов, чтобы от них отмахнуться. Академик Тишков уже более осторожен, не так уже смел в своих "прогнозах" о "конце нации". Его доклад в Институте философии РАН не был принят на "ура".
http://iph.ras.ru/page22622237.htm
Одно дело абстрактно рассуждать об ассимиляции как об "объективном процессе", другое дело пытаться доказать тем же русским на Манежной площади, что чеченцы - тоже будут русскими и их надо любить, как и всех русских. Вы сможете тут изложить вкратце, как вы собираетесь руссифицировать чеченцев?
Starik
#25 Starik Гости 30 мая 2012 07:47
Разве я сказал о русификации? Я говорил об объективном процессе ассимиляции. Что вы так встрепенулись? Можно теоретически предположить, что все народы ассимилируются в башкир или чеченцев. Значит так получится, ничего не поделаешь. Только есть законы больших чисел и законы вероятности. Если обезьяна будет нажимать на печатные клавиши, есть вероятность, что может получиться "Война и мир". Вы сами подсказали, куда идет процесс ассимиляции. И это не злая воля Тишкова. И тощими заборами из устаревших автономий ее не остановить.
Ильшат Насыров
#26 Ильшат Насыров Гости 30 мая 2012 08:11
Stariku
Ах, вы о "теоретическом предложении", ну так заварите кофе, слейте и на гуще кофейной гадайте, "теоретически предполагайте". Насчет ваших оценок нацавтономий, так вы не оригинальны, это типичный образчик великодержавного шовинизма. А вы не пробовали мыслить нестандартно, не плестись за Жириновским?
Виконт
#27 Виконт Гости 30 мая 2012 08:16
Цитата: Ильшат Насыров
Ложное противопоставление, и основано на ложной посылке, что башкирская культура в принципе не может ни секулярной, ни научно-центричной и урбанизированной. Мол, или выбирай секулярную, науко-центричную и урбанизированную (читай, русскую) культуру, либо сиди в глухой обороне от "ассимиляции", в области ягодиц со своей "башиндентичностью".

Пардон, но именно это я и написал: противопоставление ложное. Башкирский вариант советской (по-вашему, "читай, русской") культуры (именно, научно-центричной, индустриальной, урбанизированной и светской был - что и означало развитие башкирского народа, выход его из архаичного состояния. Но именно это вы и некоторые другие комментаторы выше полагаете "манкуртством", "ассимиляцией" и разрушением башкирской культуры, вводя то самое ложное противопоставление.
Если вы от него отказываетесь - то спорить не о чем. Другое дело, что ПО САМИМ условиям жизни эта "современная" культура (чтобы не перечислять заново) неизбежно будет сближаться с русской - точнее, с общероссийской: поскольку башкиры не замыкаются в своем малом мирке, но вполне себе вовлекаются в обширные отношения (по профессиональным группам, миграционным процессам и т.п.), им усвоение этого общего необходимо так же, как и другим. И весь вопрос заключается в том, какой из трех вариантов будет выбран самими башкирами, как народом (а не только его частью или "профессиональными башкирами"): через противопоставление общему откатиться в архаику (именно это мы и имели, увы, раньше, как тенденцию), через отказ от своего ассимилироваться или через активное сотворчество в этом общем перевести собственную специфику в новое качество (вариант, собственно, интеграции в рамках советской модернизации).

На этом принципиальном выборе и надо сосредоточиться ведущему слою башкир.
ильшат Насыров
#28 ильшат Насыров Гости 30 мая 2012 08:34
Виконт :("Другое дело, что ПО САМИМ условиям жизни эта "современная" культура (чтобы не перечислять заново) неизбежно будет сближаться с русской - точнее, с общероссийской...)
Стоп, вот тут-то самое важное, все идеологи формирования "общероссийского самосознания (народа, нации)" именно здесь подсовывают тезис, что искомое "общероссийское" должно основываться на русской культуре (ибо-де, русская культура - культура этнического большинства и пр.), а раз, мол, так, то нечего культивировать прочие этнические сообщества (чеченцев, бурятов и пр.). Вот на чем базируется вся нынешняя шовинистическая нацполитика российской политической элиты (убрать этно-культурный компонент из образования, ликвидировать автономии и т.д.). А вы пытаетесь "теортетиически" обосновать сию политику. Никто из башкир не хочет обратно в архаику, не надо утрировать.
Виконт
#29 Виконт Гости 31 мая 2012 09:09
Цитата: ильшат Насыров
А вы пытаетесь "теортетиически" обосновать сию политику.

Если читать не то, что вы сами себе придумали, а то, что написано, то нетрудно заметить, что я написал следующее:
Цитата: Виконт
И весь вопрос заключается в том, какой из трех вариантов будет выбран самими башкирами, как народом (а не только его частью или "профессиональными башкирами"): через противопоставление общему откатиться в архаику (именно это мы и имели, увы, раньше, как тенденцию), через отказ от своего ассимилироваться или через активное сотворчество в этом общем перевести собственную специфику в новое качество (вариант, собственно, интеграции в рамках советской модернизации).

Поскольку на возможности прочтения уже не шибко надеюсь, то подчеркну:
Цитата: Виконт
через активное сотворчество в этом общем перевести собственную специфику в новое качество (вариант, собственно, интеграции в рамках советской модернизации).

Мне искренне не понятно, как можно это трактовать в качестве "Отказа от своего".
Если же вы будете исходить из первого или второго (кстати, не важно: чем больше "профессиональные башкиры" будут акцентировать архаику, тем больше сами башкиры, которые не хотят архаики, будут отходить от "башкирскости" - в пользу русскости, т.е. иного варианта дискурса представлено не будет), то кто вы после этого?

А вообще, милые, конечно, взаимоисключающие параграфы: русские националисты стенают, что нынешнее государство дает преференции нерусским и уничтожает русскую културу; нерусские националисты стенают, что нынешнее государство подавляет нерусские культуры и шовинистически ассимилирует их в пользу русского. Это такая шизофрения сторон, или что?
Ильшат Насыров
#30 Ильшат Насыров Гости 31 мая 2012 19:03
Виконту:
Я высказал отношение не к последующим разъяснениям, а к буквально написанному, а именно, к вашим словам: (("Другое дело, что ПО САМИМ условиям жизни эта "современная" культура (чтобы не перечислять заново) неизбежно будет сближаться с русской - точнее, с общероссийской...)). Вы проговорились. Вы под "общероссийским" понимаете русское, это и есть основной постулат сторонников идеологии "неизбежной православизации и русификации" всех нерусских народов РФ, дескать, коли российское - то же самое, что и русское, то и нечего культивировать прочие этнические сообщества (бурятов и пр.), надо упразднить нацавтономии и нерусские языки и т.д. А ваши неуклюжие попытки пустить пыль в глаза с помощью игры слов, типа, "сотворчество", так это из области идеологии ("ложного сознания"), из разряда идеологических слоганов, типа, "содружество народов СССР", "расцвет всех национальностей СССР". И где этот "советский народ"? Только без конспирологии, пожалуйста, без Мишки меченного и прочей галиматьи.
1 2
Башкирское общество и модернизация: между традицией, архаикой и развитием
Башкирское общество и модернизация: между традицией, архаикой и развитием Современное башкирское общество переживает сегодня крайне болезненную социальную
Системные кризисы в авторитарных режимах (на примере Республики Башкортостан)
Системные кризисы в авторитарных режимах (на примере Республики Башкортостан) Какие условия вызывают падение одного режима и закладывают основы политической
Башкирская городская культура: особенности и проблемы формирования
Башкирская городская культура: особенности и проблемы формирования Современное башкирское общество переживает сегодня глубокий цивилизационный, социокультурный кризис,
Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. — М.: Научный эксперт, 2011. — 464 с. Один из важных факторов краха СССР и глубокого кризиса России — слабость
Башкирское общество в XXI веке: проблемы и альтернативы развития
Мы начинаем публикацию наиболее интересных, на наш взгляд, выступлений с Молодежного Курултая башкир. Некоторые из них не были зачитаны полностью, не помещаясь в рамки
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса