Д.ГОРЕНБУРГ О МЕХАНИЗМЕ СМЕНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ТАТАР И БАШКИР БАШКОРТОСТАНА
05.10.2010 6 685 45 root

Д.ГОРЕНБУРГ О МЕХАНИЗМЕ СМЕНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ТАТАР И БАШКИР БАШКОРТОСТАНА

Идеология и Политика
В закладки

Проблема регулярной и массовой смены этнической идентичности с башкирской на татарскую и обратно, с татарской на башкирскую по результатам переписей населения в течении XIX-XXI вв. давно стала предметом интереса ученых. С ростом «политизированной этничности» (В.Р.Филиппов, 2003) в РБ и РТ эта проблема явилась одной из самых политизированных и конфликтных, настоящим «камнем преткновения» в отношениях между двумя братскими республиками, обладающими почти идентичным юридическим статусом в рамках РФ, сходным экономическим положением, структурой и характером политических режимов и родственным этническим составом. Для беспристрастного анализа темы полезно, в частности, обратиться к работе авторитетного эксперта, написанную вне научных сообществ РБ, РТ и РФ в целом, представляющую для нас интерес как «взгляд со стороны». Кроме того, она позволяет заметить наиболее распространенные, узловые стереотипы, встречающиеся у любого исследователя, столкнувшегося с данной проблемой.

Рассмотрим ее подробнее. Статья доктора философии, руководителя российской и восточноевропейской программы Центра военно-морских исследований США (г. Александрия, штат Вирджиния) Д. Горенбурга «К исследованию механизма изменения национальной принадлежности у татар и башкир Башкортостана» (Д.Горенбург, 1999) носит реферативный характер, т.е. с целью создать общее представление о механизме изменения национальной идентичности башкир и татар РБ на основе одной из современных гуманитарных методик — инструментализма. Т.е. работа обладает научной новизной только в относительных рамках, достаточных для реферата. Почти все факты и проблемы, затронутые в статье, достаточно давно дискутируются в РФ и РБ (см. например, Р.Г. Кузеев, 1992; А.М. Буранчин, 2007; Ф.Х. Гарипова, 2009). Статья представляет собой классическое изложение проблемы колебания этнической идентичности на территории Башкортостана и Татарстана с точки зрения зарубежного автора – ничего более принципиально важного в аргументации этого феномена за прошедшие годы, в целом, не появилось – притом, что общий объем политизированных научных и псевдонаучных работ по этой теме огромен.

Проще говоря, по этой статье можно судить об основных «вехах» всей полемики по данному поводу.

К положительным моментам статьи следует отнести достаточно высокую степень объективности, заметную на фоне последней серии публикаций зарубежных авторов, тенденциозно сгруппированных и фрагментированных, привлекаемых в рамках компании по дискредитации Республики Башкортостан (Й.Гревингхольт, 2006). Автор заранее отмечает, что пытался избежать подобной политизированности, не забыв отметить сам ее факт: «В последнее время обсуждение этнической ситуации в северно-западном Башкортостане стало увязываться с борьбой татар этой республики за свои права и поэтому оказалось сильно политизировано, что негативно влияет на выводы местных ученых».

В частности, автор анализирует «необъяснимое» изменение этнической идентичности башкир Мензелинского уезда на татарскую (с 200 тыс. до 1700 чел.!), за период 1920-1926 гг., логично объясняя ее именно воздействием новообразованных государственных институтов Татарской АССР. Этот моменты работы Д.Горенбурга заслуживает отдельного внимания: «Как уже отмечалось, Мензелинский уезд оказался в составе Татарстана, а остальная часть губернии, в том числе пограничные Бирский и Белебеевский уезды, вошли в Башкортостан. В Таблице 6 показано резкое уменьшение численности башкир в этом регионе в 1897-1926 гг. [13]. Частично это можно объяснить упразднением сословий. Но если в двух уездах, отошедших к Башкортостану, башкирское население продолжало существовать, то в Мензелинском уезде к 1926 г. оно полностью исчезло [14]. Мензелинские башкиры ни по языку, ни по культуре не отличались от своих белебеевских и бирских сородичей, но, видимо, ассимилировались быстрее в силу политических изменений, происшедших в 1922 г. Оказавшись в Татарстане, мензелинские башкиры, почувствовав выгоду от принадлежности к титульной нации, вскоре стали татарами. Да и этническая культура их сильно походила на культуру казанских татар. Кроме того, переход башкир в татар несомненно поощрялся властями Татарстана, уделявшими внимание развитию именно татарской, а не башкирской культуры. Аналогично белебеевские и бирские башкиры не стремились изменять свою национальность, поскольку понимали, что вскоре получат в Башкортостане привилегии».

Таким образом, факт ассимиляции башкир Мензелинского и Бугульминского уездов при деятельном участии государства, точнее, Татарской АССР признан независимой экспертизой в лице ведущего исследователя США по данному вопросу.

Принципиальным выводом является также признание автором, вопреки уверениям татаристских идеологов и информантов автора (Айдар Халим), на основе собственных полевых исследований, факт исконной, дореволюционной башкирской этнической идентичности западных «татароязычных» башкир, измененной только в результате политических коллизий советского и постсоветского периода.

Наиболее заметные недостатки статьи носят источниковый и более частный методологический характер. Прежде всего, не всегда корректен подбор источников. Не только интерпретации, но и факты, введенные в научный оборот рядом широко известных ученых РБ, не нашли отражения в статье, кроме беглого упоминания о «местных этнологах», и действительно неизбежных ссылок на Р.Г.Кузеева и М.И.Роднова. В то время как в качестве источника автор 3 (три) раза в пределах небольшой статьи (12 с.), т.е. чаще, чем на упомянутых ученых, ссылается на Айдара Халима, работы которого серьезными считать никак нельзя. (Последнее обстоятельство негласно признано и в РБ, и в РТ, где издание им собственного журнала было просто прекращено, по его собственным словам — по указанию президента РТ М.Шаймиева — в силу крайне обостренной антибашкирской позиции Халима Айдара, недопустимой в любом стабильном государственном образовании). Ссылки на А.Халима примерно равнозначны ссылкам на творения «группы Носовского и Фоменко», М.З.Закиева или С.А.Галлямова в серьезной статье по истории, т.е., мягко говоря, в науке не приветствуются. Автор сам вынужден косвенно признать крайнюю политизированность упомянутого публициста, известную в нашем регионе всем, со времен недоброй памяти «перестройки». Но, тем не менее, продолжает ссылаться на его информацию при анализе наиболее узловых проблем, затронутых в статье.

Ссылки на газетные публикации (газета «Советский Башкортостан») также предприняты без анализа и учета их политической направленности и конъюнктурности. Упомянутые публикации во время «перестройки» обладали ею в крайней степени, не позволяющей с доверием относится к приводимым ими данным. Исключение — публикация официальных документов и статистики — но именно в упомянутых автором статьях речь шла не о них.

В целом, автор достаточно корректно отнесся к поставленной им задаче, приведенная им периодизация вполне приемлема, позиция автора аргументирована и изложена в соответствии с одной из признанных наукой методологией (инструментализм), сюжет статьи выражен достаточно ясно.

Следующий недостаток — несопоставимость материала, избранного для анализа, с категоричными тезисами автора. «Решающая роль государства в формировании этничности» - столь кардинальный вывод, что не может быть доказан на материале изначально пограничной, маргинальной в этнокультурном плане группы населения, давно отмеченной в отечественной этнологии, как не типичный, а исключительный феномен: населения с двойственной этнической самоидентификацией (Р.Г. Кузеев, Л.Н. Гумилев, В.А. Тишков) на территории соприкосновениями родственных татарского и башкирского этносов, в частности, на С.-З. РБ. Косвенно эту исключительность признает и сам Д. Горенбург в другом фрагменте своей работы, но выводов из собственной осведомленности не делает.

Обратимся к более частным замечаниям по тексту Д. Горенбурга.  «Подведем итоги. Высокая численность башкир в 1897 г. была вызвана экономическими выгодами от принадлежности к башкирскому сословию и земельными реформами 1865 г., облегчившими межсословную мобильность. Упразднение земельных привилегий привело к постепенному сокращению численности башкир, ибо многие небашкиры восстановили свою прежнюю национальную принадлежность. Официальная политика способствовала этому двумя способами. Во-первых, в тех частях губернии, которые отошли к Татарстану, стало выгодно считаться татарином» (Д. Горенбург).

Весьма очевидный вывод. Следующий тезис автора менее однозначен: «Во-вторых, при создании башкирского литературного языка не были учтены особенности местного диалекта, а представителям титульной нации предоставлялись привилегии. Поэтому значительная часть населения северо-западного Башкортостана стала считать себя татароязычными башкирами» (Д. Горенбург). Также очевидный вывод, хоть и несколько запутанный в формулировке.

Если люди считали себя «башкирами» в силу «привилегий» (хотя «считать себя башкиром» и означает обладать башкирской этнической идентичностью), но татароязычными – по родному языку, непонятно, почему настоящие татары не последовали, в массе, этому примеру, не объявили себя «татароязычными башкирами»?  Не проще ли общепринятое ранее объяснение: «татароязычные» башкиры сохраняли башкирское, а татары – татарское этническое самосознание, не взирая на различия между их говором и советским литературным каноном башкирского языка. Там, где язык приводился «в соответствие» с «закрепленной» за ним национальностью, происходила смена этничности на татарскую. Обратной же смены происходить не могло, поскольку она не подкреплялась языковым фактором. Про фактор «привелигий» будет сказано несколько ниже.

Что касается проблем связанных с оформлением башкирского литературного языка, то в среде башкирской науки и общественности они широко известны и периодически дискутируются. Но татаристская (термин проф. М.З.Закиева) пропаганда постоянно выделяет эту проблему в качестве главной, тогда как в действительности ею далеко не исчерпывается сложный феномен колебания этничности. Цель пропагандистского хода понятна: поскольку литературный язык – продукт башкирской автономии, «вина» за все проблемы демагогически возлагается именно на нее, на саму Республику Башкортостан, уходя от обсуждения собственного вклада в разрушение добрососедских отношений между братскими народами.

«Собранные Коростелевым сведения по сельской этничности на северо-западе Башкортостана показывают, что 40 % деревень, учтенных в 1959 г. как татарские, к 1979 г. превратились в башкирские, а в 1989 г. 77 % их вновь оказались татарскими. Остальные 19 % являлись татаро- башкирскими деревнями и только 3 % сельских населенных пунктов оказались преимущественно башкирскими. Изучив динамику сельской этничности за 1870-1989 гг., Коростелев установил, что 95 % деревень, определенных в 1989 г. как башкирские, всегда считались таковыми. Из деревень, учтенных в 1989 г. как татарские, 48 % всегда являлись татарскими, мишарскими или тептярскими. Остальные татарские деревни в какое-то время считались башкирскими. Эти деревни подразделяются на две группы. В первую входят 15 % татарских деревень, которые до переписи 1989 г. всегда учитывались как башкирские. Их население состоит из тех, кто в 1926 г. считал себя татароязычными башкирами и их потомками» (Д. Горенбург).

Но тогда почему эти «остальные» деревни априори названы автором «татарскими»?

«Вторую группу составляют 37 % татарских деревень, которые в советское время превратились в башкирские. Их в основном населяют татары, ставшие башкирами в 1950-е гг. или позднее, чтобы получить для себя привилегии (Коростелев, 1994, с.91)». С данной интерпретацией сложно согласиться. Какие «привилегии» давала механизатору или доярке  смена татарской национальности на башкирскую в советское время, совершенно непонятно. Прибавка к зарплате? Гражданство? Улучшение уровня образования? Сам Дмитрий Горенбург, как бывший советский гражданин, имеющий представление о советских реалиях, поразмыслив, будет вынужден признать, что подобные предположения абсурдны. Вообще интересно, какие привилегии могли быть у башкир в 1950-х, помимо ритуального требования главе Башкирского обкома КПСС являться лицом «коренной национальности» (что не помешало стать таковым татарину М.З.Шакирову) – ведь башкирского вотчинного права на землю давно не существовало?

«В остальных районах татароязычные башкиры или назвали своим родным языком башкирский, или равномерно распределились между татарами и башкирами (с башкирским родным языком). В других 5 районах, где было много татароязычных башкир, их доля в составе башкирского населения не сокращалась. Несмотря на то, что эти данные не могут полностью объяснить вектор динамики этничности татароязычных башкир, они наводят на мысль, что 3/4 татароязычных башкир изменили свою национальность для того, чтобы отождествить себя со своим родным татарским языком, в то время как 1/4 признала башкирский язык соответствующим своей башкирской национальности» (Д. Горенбург).

Вполне здравая гипотеза. Подтверждающая, кстати, что татароязычные башкиры в массе были именно башкирами, подвергнутыми сложным процессам колебания этнической идентификации, включая языковую и культурную ассимиляцию татарами (по свидетельству В.И. Даля, она шла еще во второй половине XIX века).

Некритическое использование стереотипов ярко проявилась в следующем пассаже автора: «Советские институты сыграли свою роль при формировании башкирской этничности в 1959-1979 гг. В этот период привилегии для лиц титульной национальности в Башкортостане увеличились еще больше. От татарских писателей требовали, чтобы они печатались на башкирском языке, а татарские художники и музыканты могли рассчитывать на успех, только если заявят о себе как башкиры. Татарину было непросто стать чиновником или директором предприятия [18]. Поэтому тысячи татар стали записываться в официальных документах башкирами (Кульчик, 1992, с.37). О масштабах этого явления даже после массового перехода в состав татар в ходе переписи 1989 г. свидетельствует опрос, проведенный в 1990 г. в Бураевском районе. Он показал, что 43 % жителей считались по паспорту башкирами. Столько же было и татар. Отвечая на вопрос о своей национальной принадлежности, более половины башкир «по паспорту» заявили, что в действительности они считают себя татарами. Таким образом, 24 % населения официально являлись башкирами, хотя сами считали себя татарами [19] (Вечерняя Уфа. 1990. 24 августа)» (Д. Горенбург).

Вновь проскальзывает стереотипное восприятие «советских привилегий». Во-первых, какие привилегии могли быть настолько значимыми, что легко и многократно перевешивали инерцию этнической идентичности? Как объяснить в этом случае постоянно растущее количество татар в Башкирии – они сознательно отказывались от всех «привилегий»? Повторимся: какие привилегии мог иметь механизатор-башкир перед механизатором-татарином, скажем, из МТС в том же Бураевском районе? Неужели зарплату выше получал? Или небашкирам был закрыт путь в средние школы, ВУЗы? Абсурдность последних предположений просто не нуждается в обосновании, но все же можно сослаться на данные по ВУЗам.

Следовательно, причина смены идентичности, связанной с понятиями «престижа» и «не престижа», лежала не столько в материальной, сколько в духовной и ментальной сфере. Поэтому актуально привлечение для анализа данной темы методов этнопсихологии и социальной психологии. Причем такое обращение представляется нам плодотворным и при историческом анализе данной ситуации – по мнению Д.  Горенбурга, в конце XIX - нач. XX вв. быть башкиром было именно «престижно», заметим, в то время как собственно башкирское население отнюдь не отличалось высоким уровнем жизни. Но это уводит нас за рамки данной статьи.

Во-вторых, автор сам указывает, что предметом его анализа в данном пассаже является изменение этноидентификации в сельских районах республики, точнее, ее Северо-Запада. Но в качестве примера, подкрепляющего анализ, приводит слой «татарских художников и музыкантов… композиторов, писателей, начальников предприятий», отнюдь не являвшихся и не являющихся стратой, показательной для того же Бураевского района Башкирии и для сельских районов вообще. И вообще не является стратой, демографически значимой при оценке массовых явлений – национальная интеллигенция немногочисленна, она значима именно культурологически, а не демографически. Объясняется данная логическая путаница у внимательного, в целом, автора, осмелимся предположить, влиянием «гипотез» информатора – Айдара Халима, эпатажного публициста, для которого фантастические «притеснения татар» в БАССР стали одной из идей фикс.

Страта интеллигенции, для которой действительно значимы упомянутые привилегии – это именно преимущественно городская страта, отдельного анализа которой автор честно избегает. Именно в ее среде действительно объяснимо явление «башкир по паспорту» - явление, типологически отнюдь не тождественное массовому феномену «двойственной этнической самоидентификации», распространенному в сельских районах Башкирии (и очень быстро изжитому в восточных районах Татарии, бывшем Мензелинском уезде).

В-третьих, материальная значимость этих «привилегий» башкирам была настолько мала, по крайней мере, сложно вычленима, что была актуальна только для людей, чей собственный потенциал был недостаточно высок, чтобы игнорировать столь мелкий фактор. В доказательство можно привести целую плеяду действительно значимых в масштабе республики людей, никогда не менявших свою татарскую идентичность на башкирскую.

Т.е. актуален вопрос о «привилегиях башкир» оказался именно для весьма специфической в социокультурном плане страты – части провинциальной интеллигенции, не только в социологическом, но и в социокультурном, «веховском» понимании этого термина. А отличительными чертами этой прослойки является именно социальная, в том числе, этносоциальная маргинальность, крайняя идеологизированность и политизированность, тоталитарность и некогерентность мышления.

Неудивительно, что «перестройка» и хаос 1980-90-х гг. оказались для нее «звездным часом». В среде носителей «демократического транзита» оказалось непропорционально много членов именно этой прослойки, татарской интеллигенции Башкортостана и вовлеченных в ее сферу представителей «татароязычных» башкир. Но данная проблема нуждается в дополнительных исследованиях и выходит за рамки рецензии.

Вернемся к тексту Д.Горенбурга. «Политика, описанная выше, приносила желаемые плоды несколько десятилетий, но в силу ряда причин она в 1989 г. потерпела крах. Каковы были эти причины? Во-первых, демократизация общественной жизни и горбачевские реформы, которые сделали привилегии, основанные на национальной принадлежности, безнравственными (множество подобного рода льгот было ликвидировано)» (Д.Горенбург).

Миф о «нравственности» перестройки, я думаю, на нынешнем этапе развития общественной мысли не нуждается в дополнительных опровержениях. Перестройка явилась беспрецедентной по масштабу в истории человечества революционной акцией, построенной на целом ряде операций по масштабной манипуляции массовым сознанием (А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза). Этот «глобальный сдвиг в сознании» привел к крушению великой страны и сопровождался целым рядом операций и спонтанных акций, связанных с деформацией массового сознания «на местах». В их ряду одной из наиболее активных в нашем регионе выделялась оголтелая татаристская пропаганда, в которую были так или иначе вовлечены немалые силы творческой и управленческой элиты татарского народа. Противостоять подобным тенденциям здоровые силы интеллектуальные, к сожалению, не смогли, пожалуй, у интеллигенции всех народов СССР, кроме Белоруссии. Общество Башкортостана, особенно башкирское население исторически более традиционно, «демократические» и «националистические» идеологии воспринимались в нем с куда меньшим энтузиазмом и, соответственно, оказалось беззащитным перед информационной атакой татаризма – и башкирский, и татарский, и русский сегмент, да и не воспринимали эту агитацию как серьезную. Но на слои населения с двойственной этнической идентичностью подобная агитация в условиях идеологического вакуума и всеобщего смятения умов влияла существенно. Кроме того, «катастройка» (термин А.А.Зиновьева) была информационной войной против всего традиционного общества, общества солидарности – советского (и глубже – русского, татарского, башкирского). Но в РБ наиболее «традиционным» - по самосознанию, ценностям, стереотипу поведения этносом являются, безусловно, башкиры. Понятие «престижности» при смене этнонима для специфической группы населения с двойственным этническим самосознанием смещалось в сторону этнонима «татарин». Но прочной такая разовая акция «ассимиляции», конечно, быть не могла, что и проявилось при переписи 2002 г.

«В результате многие татары, ранее записавшиеся башкирами с целью получения привилегий, вновь стали татарами». Точнее, потому, что изменился способ «получения привилегий», отныне он был связан с вовлеченностью в «демократический транзит» в РБ. И следовало бы честно заметить, что касалось это не только/столько «татар», сколько всей страты людей с колеблющейся башкиро-татарской идентичностью, особенно местной национальной интеллигенции – а уже она воздействовала в нужном ей направлении на массы – авторитет низовой интеллигенции, как справедливо заметил Д.Горенбург, в этих краях традиционно высок. Но из этого совершенно не следует, что люди с двойственной идентичностью были «татарами». Продолжим рецензирование: «Во-вторых, демократизация ограничила возможность нажима на людей со стороны властей и осложнила проведение пропагандистских пробашкирских кампаний. Это позволило многим татарам, записавшихся башкирами под давлением местных властей или переписчиков, восстановить свою прежнюю этничность (Исхаков, 1993, с.36)» (Д.Горенбург). Добавим, дав возможность проведению про-татаристских пропагандистских кампаний, ярким концептуальным выражением которых стали работы упомянутого Д.М.Исхакова, а на более низком уровне – серии массовых брошюр в жанре «фолькхистори» либо откровенной татаристской пропаганды, распространявшихся в РБ, преимущественно на С.-З. (В.Имамов, С.Алишев). «Обе эти группы татар состояли из людей, которые изменили не свое национальное самосознание, а свой этноним. Наконец, многие татароязычные башкиры решили изменить свою национальность вследствие политики руководства республики в сфере народного образования на рубеже 1970-х – 1980-х гг. В конце 1970-х гг. министерство просвещения и учреждения, ответственные за культуру, ранее контролировавшиеся фракцией «этнического самосознания», оказались в руках тех, кто придерживался принципа «один народ – один язык»».

«В ответ на это местные татароязычные башкиры развернули массовую кампанию за возврат к обучению на татарском языке. Ее возглавили школьные учителя, составлявшие значительную часть сельской интеллигенции и игравшие ключевую роль в формировании местного национального самосознания (Коростелев, 1994, с.82). Они победили в 1987 г., после снятия Михаилом Горбачевым главы Башкирского обкома КПСС» (Д.Горенбург). Но ведь результатом этой «победы» оказалось не столько увеличение «татароязычных башкир», сколько татар по переписи 1989 г.! Так что «победила» (как ей казалось) «значительная часть сельской интеллигенции», «игравшая ключевую роль в формировании местного национального самосознания», состоявшая не столько из татароязычных этнических башкир, сколько татар. Победили люди, чьим выразителем был Айдар Халим! Носители не «татароязычной башкирской» (весьма невнятной и маломощной), а именно татаристской (не татарской, а именно татаристской, амбициозной националистической) идеологии и пропаганды. Чья цель — вовсе не обучение западных башкир на родном «татароязычном» говоре, а превращении их в татар.

«Политический выбор» смены этноидентификации интеллигенции собственно «татароязычных» башкир при переписи 1989 г. (а она обладает решающим влиянием на идентификацию соплеменников в этом регионе РБ), происходивший «в пику властям» и под влиянием татаристской пропаганды, хорошо описал сам Д.Горенбург на примере интервью с их лидером того времени, Маратом Рамазановым: «Например, один из лидеров татарского национального движения Марат Рамазанов сообщил мне, что раньше он считал себя татароязычным башкиром, но стал татарином и включился в татарское национальное движение, т.к. башкиры, в отличие от татар, настаивали, чтобы он перешел на башкирский язык. Такое заявление существенно отличается от утверждений, сделанных ранее некоторыми татарами, будто бы они всегда считали себя таковыми, несмотря на то, что по документам числились как башкиры (Халим, 1990, с.7)» (Д.Горенбург, 1999). Итак, это был разовый, чисто политический демарш, но последствия столь оригинального способа проявления протеста были полностью использованы антиреспубликанской пропагандой позже, при переписи 2002 года, когда претензии предъявлялись к любому прецеденту декларации башкирской идентичности лишь на том основании, что в предыдущую перепись человек сменял ее на татарскую – даже если это было с его стороны, как видим, разовой, конъюнктурной акцией.

Идеологию татаризма (термин М.З.Закиева) как разновидность «демократической» весьма сочувственно воспринимал и новый назначенец М.С. Горбачева в Башкирии, первый секретарь Башкирского обкома КПСС Р.Хабибуллин. Это не означает, что он обязательно разделял странные взгляды, скажем, тов. Халима, но линию начальства на союз с «демократической» татаристской интеллигенцией, на ликвидацию «башкиризации» он понимал хорошо. Понимать и исполнять, не глядя на последствия, волю начальства — главное качество партаппаратчика того кризисного времени, тем более — его ранга. Именно это качество послужило одной из причин краха КПСС (А.А.Зиновьев, 2006). На стороне татаристов в РБ оказался именно административный ресурс. Включая важнейший в наступавшую эпоху — информационный. В эти годы идеология татаризма, безусловно, была на подъеме, что легко проследить по публикациях тех лет во всем Урало-Поволжском регионе, а вот в чем выражалась воля татароязычных башкир, определить весьма сложно — за отсутствием публикаций, сравнимых с упомянутыми по резонансу. Последствия ясно видны по переписи 1989 г. на территории республики. Причем в среде политизированной интеллигенции, особенно фрондирующей, до сих пор считается правилом хорошего тона ссылаться исключительно на результаты только этой переписи, игнорируя ничуть не менее репрезентативные переписи 1979 и 2002 гг.

           Что само по себе указывает на крайнюю идеологическую ангажированность переписи 1989 г. в глазах определенной политической субкультуры, в основном квази-либерального направления. Т.е. эти результаты рассматриваются не как научные, поддающиеся версификации, а именно в качестве предмета политической веры.
         Отдельно хотелось бы выделить проблему субэтнизации или дробления этнонаций при переписи населения 2010 года. По совершенно непонятным с точки зрения науки и просто здравого смысла (но вполне понятным с точки зрения определенной политики, странным образом совпадающей с гипотезами группы проф. В.А.Тишкова) в список входят столь странные наименования как "башкиры демские", "башкиры минские" и т.д.
Отдельно хотелось бы коснуться этой проблемы потому, что на нее отсутствует бесспорная точка зрения в рамках региональной идеологии в РБ, поскольку это касается конкретно этнонимов "мишарь" и "тептярь". Мы считаем недопустимым выделять эти исторические субэтнонимы из состава татарского и башкирского народов. Любой носитель данного субэтнонима вправе самоопределяться и выбирать - но в рамках уже существующих национальностей: башкир либо татар, конечно, если не желает при этом выходить за рамки здравого смысла и научной корректности.

В заключение заметим, что попытку западного исследователя подойти к столь деликатной проблеме деидеологизированно, не смотря на высказанные нами замечания, следует признать удачным примером работы в перспективном направлении. Близится следующая Всероссийская перепись населения 2010 года. И думается, следует, учитывая уроки предыдущих переписей, попытаться избежать ненужной и конфликтной политизации и спекуляций на нормальном процессе учета населения, переведя уникальную, с точки зрения этнологии, проблему в рамки здравого научного анализа.

 

Использованная литература

 

1. Gorenburg Dm. Identity change in Bashkortostan: Tatars into Bashkirs and back // Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22. 3. P. 553-580./ Пер. И.В.Кучумова.

2. Горенбург  Д. Татары – башкиры – снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане // Вестник Евразии. 2004. №1. С.65-77.

3. Буранчин А.М. Проблема этнической и языковой идентичности северо-западных башкир // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: Информационно-аналитический бюллетень ИГИ АН РБ № 5-6. – Уфа, 2007. С.65-69.

4. Гарипова Ф.Х. Языковая политика и общественная мысль. – Уфа, 2009.

5. Гревингхольт Й. Республика Башкортостан. Становление авторитарного режима. — Казань,  2006

6. Зиновьев А.А. Фактор понимания. - М., 2006.

7. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. - Уфа, 1992.

8. Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. – М., 2003.

 

 

 

Бердин А.Т., к.ф.н.

 

 

Ссылки по теме:

Мы не белые и не красные, мы – башкиры!

http://www.bashkort.com/index.php?option=com_content&view=article&id=135:wearebashkirs&catid=42:important&Itemid=102

Перепись 2010 г.: еще раз к вопросу о северо-западных башкирах

http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=331

Башкирия на пороге этнического конфликта: реальность или происки обиженного «социолога»? http://www.rb21vek.com/index.php?newsid=35

Комментарии (45)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
курбаши
#1 курбаши Гости 5 октября 2010 13:49
На картинке осел и есть Горенбург я так понимаю... wink
Гирей
#2 Гирей Гости 5 октября 2010 13:59
Нехорошо шутите. Дмитрий Горенбург - ученый, известный эксперт. И вообще, давайте по существу, господа и товарищи.
Б.Б.
#3 Б.Б. Гости 6 октября 2010 01:59
Бердин: "Повторимся: какие привилегии мог иметь механизатор-башкир перед механизатором-татарином, скажем, из МТС в том же Бураевском районе? Неужели зарплату выше получал? Или небашкирам был закрыт путь в средние школы, ВУЗы? Абсурдность последних предположений просто не нуждается в обосновании"
Видно слабое знание автором реалий "той" жизни. У нас на оборонном заводе простого рабочего уговорили сменить национальность на башкира, чтобы ему дать орден Почета. Ну не было у нас башкир на заводе, а ордена и звания давались по разнарядке, спускаемой из обкома тем же Шакировым (один русский, один башкир, два рабочих, один ИТР и т.д. А Вы этого не знали?
А башкиры "наверх" по должности всплывали, как пузыри, без всяких усилий с их стороны - тоже по разнарядке. Был рабочий - стал мастер, был механизатор - стал директор МТС и опять т.д. Самый выдающийся пример - МГР.
Starik
#4 Starik Гости 6 октября 2010 08:19
Для "ББ". Так господин "Гирей" и сражается для того, чтобы осталась и была вечной возможность "всплывать, как пузыри" представителям титульной национальности. Ищи во всём экономическую подоплёку! Хоть "Гирей" и открещивается всеми-правдами и неправдами от наличия преференций для башкир, но они были и есть. И традиционалисты, все вместе взятые, выступают, чтобы сохранилась халява для одного единственного народа. Ну, если не всего народа, то хотя бы для социальных философов. Ларчик совсем просто открывается.
Гирей
#5 Гирей Гости 6 октября 2010 08:19
Уважаемый Б.Б., я сильно сомневаюсь, что Вы сами не из пузырей и вообще умеете работать. Потому как реалии тогдашнего образа жизни знаю и могу сказать: орден по разнарядке - это еще бывало, если башкир, достойных ордена, на заводе нет (или вообще нет), а разнарядка есть. Получается, кстати, что всплыл тогда отнюдь не башкир smile . И без оснований ему присвоить Орден "Знак Почета" не могли, кто бы ни был. И только пузырь мог ляпнуть то, что ляпнули Вы. МГР, кстати, прошел все ступени лестницы, он не из пузырей и потому никогда трусливо не клеветал на своих товарищей по работе. Вот есть у человека большие недостатки, но этого - нет. И работал в нефтянке а не оборонке.


Цитата: Starik
Хоть "Гирей" и открещивается всеми-правдами и неправдами от наличия преференций для башкир, но они были и есть.
Покажите - поверю. Ведь уже был такой разговор, и опять не получилось у Вас ничего доказать. Бо плохо и с фактами и с логикой.
vhd
#6 vhd Гости 6 октября 2010 08:33
Гирей Я не понимаю почему вы упорно называете М.З. Шакирова татарином. Ведь он в личных документах всегда указывал башкирскую национальность. Также как и его отец Закир Шакиров, автор учебников словарей башкирского языка и первый заведующий кафедрой башкирского языка и литературы БГУ. Сын Мидхата Закировича Рифхат Шакиров в книге "Линии жизни", повествующей о роде Шакировых, указывает, что они происходят из башкир-вотчинников Бирского уезда.
Гирей
#7 Гирей Гости 6 октября 2010 09:06
Цитата: vhd
Я не понимаю почему вы упорно называете М.З. Шакирова татарином.
Семейные воспоминания. smile Так он сам себя называл в молодости, когда был в компании с моим дедом. А когда тот увидел его уже секретарем обкома, почему-то стал башкиром. Т.е. даже если он башкир по отцу или корням, в городе он сначала идентифицировал как татарин. В городе легче быть как раз татарином, и все кто в теме это знают. Татаризация - дитя урбанизации. Как и весь татарский проект.


Татарская идентичность считается как бы менее экзотичной и более городской, что для адаптации в городе важно.
А что отец башкир и сын башкир - очень может быть. У моего приятеля отец тоже башкир, мать татарка, но считает себя скорее татарином. Правда, просто сложилось так, отец им мало занимался.
Б.Б.
#8 Б.Б. Гости 6 октября 2010 09:27

Цитата: Гирей
я сильно сомневаюсь, что Вы сами не из пузырей
. Это хорошо, сомнение-источник познания smile. Перевираете- этот человек не всплыл, а заслуженно получил орден, правда "став" башкиром. Незаслуженно получали другие, я например feel.

Цитата: Гирей
МГР, кстати, прошел все ступени лестницы, он не из пузырей и потому никогда трусливо не клеветал на своих товарищей по работе
. Не надо смешить людей. Не знаю, как на заводе, но, будучи президентом он лично он заставлял других клеветать на своих товарищей по работе с целью устранения конкурентов, начиная с Миргазямова и Копсова, а потом пальцев рук и ног не хватит считать людей. чью судьбу он оболгал и испортил им жизнь.
Цитата: Гирей
Покажите - поверю
Смешной Вы, однако.

safa
#9 safa Гости 6 октября 2010 12:34
Цитата: Б.Б.
Смешной Вы, однако.

Какие привелегии-то, серьезный вы наш?

Цитата: Б.Б.
Видно слабое знание автором реалий "той" жизни. У нас на оборонном заводе простого рабочего уговорили сменить национальность на башкира, чтобы ему дать орден Почета.

По вашей логике все кто сменил этничность с татарина на башкира получили по ордену Почета. wink wink wink
Орденов на самом деле не так много, а речь идет о 200 тыс. человек! Пока никто доказательства не привел. 200 тыс. это не иголка в стоге сена, но почему-то кроме пустого визга о переписывании и геноциде татар я ничего на вижу.
Карасакал
#10 Карасакал Гости 6 октября 2010 12:46
http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=411&c_id=4375

вот сама статья Горенбурга

Любопытно было бы узнать, как сложилась судьба отатаренных башкир Мензелинского уезда. Моя гипотеза- их внуки обрусели.
safa
#11 safa Гости 6 октября 2010 12:57
увеличение татарского населения можно объяснить достаточно просто. Татарская идентичность в Башкортостане основывается на языковом факторе. т.е. разговариваю на татарском - татарин. А по скольку в школах преподавался и преподается до сих пор татарский язык, то многие с утерей представлений о своем прошлом, сменили свою идентичность.

Цитата: Карасакал
Любопытно было бы узнать, как сложилась судьба отатаренных башкир Мензелинского уезда. Моя гипотеза- их внуки обрусели.

как отатарились так и остались татарами.
Между прочим сама татаризация еще не завершилась. У населения остались некие представления о своих предках башкирах. Некоторые говорят: "Мы больше на башкир наверное похожи чем на татар. и язык у нас отличается от татарского". Но почти каждый сельский житель ответит что раньше село делилось на 2-3 части: в этой стороне жили башкиры, в этой типтяри, а в этой казанлы или татары. Я думаю их реально вернуть в башкиры. Люди интерисуются историей. Нужно подогревать их интерес. Особенно молодых. Там живут люди открытые для общения.
яДЫГАР
#12 яДЫГАР Гости 6 октября 2010 16:00
Но почти каждый сельский житель ответит что раньше село делилось на 2-3 части: в этой стороне жили башкиры, в этой типтяри, а в этой казанлы или татары. Я думаю их реально вернуть в башкиры. Люди интерисуются историей. Нужно подогревать их интерес. Особенно молодых. Там живут люди открытые для общения.


А татарам можно подогревать интерес к истории?
К тому что во всех этих трех частях жили родственники, одни были в одном сословии, дргие в ином, третьи в третьем? К тому, что башкиры-это сословие, что западные башкиры имеют баулгаро-кипчакское происхождение, аналогичное казанским татарам? Что разница между татарами и западными башкирами только в том, что одни были лбщинными землевдадельцами-вотчинниками, а другие были в ясачном сословии. Или это будет считаться диверсией и попыткой изменения "республиканской идентичности"? Знаю, можете не отвечать, такого вы не допутсите, ведь в РБ доаущена только удобная для башкир версия истории.
Гирей
#13 Гирей Гости 6 октября 2010 20:58
Цитата: яДЫГАР
А татарам можно подогревать интерес к истории?
Нужно! Но не к такой, извините, ерунде, что Вы тут понаписали. Зачем людей дурачить?
Цитата: яДЫГАР
К тому что во всех этих трех частях жили родственники, одни были в одном сословии, дргие в ином, третьи в третьем?
Какое сословие, не смешите людей. Сословие башкир просуществовало с 1798 по 1865 г. Люди же помнят куда более позднее время. Тогда казанлы-татары - тоже сословие. Точнее, это проект конца 19--20 вв.
Цитата: яДЫГАР
западные башкиры имеют баулгаро-кипчакское происхождение
большинство башкир имеет именно булгаро-кыпчакское происхождение. Только башкир может четко прследить свое происхождение, потому что их народ столетиями жил кланами, а татарину приходится верить историкам. Которые резко делятся на татаристов и булгаристов.
Какие ясачные татары в 19-20 вв.? Учите историю родного народа и не по дурацким выкрикам юзеров с Татфорума.
Цитата: яДЫГАР
Знаю, можете не отвечать, такого вы не допутсите, ведь в РБ доаущена только удобная для башкир версия истории.
Удобная для башкирскогог сословия wink . Вы нас весьма веселите Ядыгер, спасибо Вам.
Цитата: safa
Я думаю их реально вернуть в башкиры.
Ага. Делать больше нечего. Нейтрализовать истерическую агитационную экспансию РТ в РБ - уже нормально. А на В. РТ сами же видели - люди никогда не скажут вслух то, что не угодно "нащальству", разве что самые смелые. БСТ приехало и уехало, а им потом неприятности от властей.
Гирей
#14 Гирей Гости 6 октября 2010 23:59
Цитата: Б.Б.
Перевираете- этот человек не всплыл, а заслуженно получил орден, правда "став" башкиром. Незаслуженно получали другие, я например
Я так и написал, смотрите внимательнее. Рад бы за Вас, да слабо верится. Потому как говорили об ускоренном продвижении башкира от мастера до начальника, одновременно сообщая, что на заводе, где башкир не было. Путаетесь слишком часто. Но и в этом случае рад, что люди вновь ценят знак Почета. Это по-традиционалистски.
Цитата: Б.Б.
Не знаю, как на заводе,
Тогда зачем лепить?
Цитата: Б.Б.
будучи президентом он лично он заставлял других клеветать на своих товарищей по работе с целью устранения конкурентов
Вы - политик? Один из "тех товарищей"? Речь шла как раз о заводе, а не политике и лепили Вы именно о трудовой, а не политической деятельности человека, о котором, как выяснилось, не знали. Так-то, уважаемый Б.Б.
Starik
#15 Starik Гости 7 октября 2010 10:02
"Гирей", "Сафа", Вы со своим отрицанием преференций титульному народу похожи на забеременевшую девицу, котороя упрямо утверждает, что это ей ветром надуло. Квоты в ВУЗы, семейственность в госвласти, клановость. Даже в призывах 3-го Курултая было сказано, что каждый бшкир, добившийся успехов в госслужбе, должен помочь соплеменнику достичь того же. Ну не стыдно вам?
Гирей
#16 Гирей Гости 7 октября 2010 10:28
Цитата: Starik
"Гирей", "Сафа", Вы со своим отрицанием преференций титульному народу похожи на забеременевшую девицу, котороя упрямо утверждает, что это ей ветром надуло.
Ну хватит фрейдизмов, пожалуйста, ну здесь же Вам нне психоаналитика. Квоты, к Вашему сведению, были для всех деревенских. Были еще для армейских, "афганцев" и т.д. Они и сейчас необходимы и справедливы. В 80-90-е, считаю (как и многие), что башкиры могли уже обходиться (и обходились) без них, но при нынешней катастрофе в образовании от любимого Вами Фурсенко все нужно заново. Когда-то были и негласные - по нации, при зарождении баш.интеллигенции - они были вполне оправданны, тем паче, что она действительно жутко пострадала в 1937 и около, не говоря уже о Гражданской, голоде 1921, эмиграции - она ж небольшая была, для нее каждый Бабич - невосполнимая брешь. Но это все далеко в прошлом, влияло на единицы. "Клановость" и "семейственность" - это, к Вашему сведению, никакие не преференции, это способ организации, он от законов не зависит. Все собирают свои кланы, русские в т.ч., просто они реже делают это по родственному признаку и их родня не так обширна, не помнят они ее. Проще, русскому приходится собирать свой клан каждое поколение заново, а восточные народы дружат и враждуют поколениями. Так что Вы опять не по адресу. Опять ни одного стат.факта. Доказывать надо по другому: кто министр МВД, экономики, главнывый советник президента, премьер, и т.д. - причем с учетом, что в нац.республике титульным и должны быть ритуальные преференции. В Татарстане - согласен, случай тяжелый, перебор. Про Кавказ на ночь не будем. Но у нас то? Ведь самое незащищенноеи и небогатое из 3 главных общин РБ - как раз башкирское население, это социологический факт. Так что если б не "своя" Республика, легитимность существующего режима в глазах башкир равнялась бы не нулю, а далеко с минусом. А это неправильно и чревато, в 1917-22 уже проходили.
koroltay
#17 koroltay Гости 7 октября 2010 10:59
Цитата: Гирей
Уважаемый Б.Б., я сильно сомневаюсь, что Вы сами не из пузырей и вообще умеете работать.

Цитата: Гирей
Вы - политик? Один из "тех товарищей"?


Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный. (с) ММЖ

Браво, Гирей!
safa
#18 safa Гости 7 октября 2010 13:00
Цитата: Starik
Квоты в ВУЗы, семейственность в госвласти, клановость.

Чего-то я высматривал-высматривал студентов-башкир поступивших по квотам в нефтянной или авиационный. Чего-то не увидел. В госвласти тоже самое где безобразное превалирование башкир в минфине, минэкономразвитии и др. Клановость? Так она у всех в россии, дарагой.
Абзый
#19 Абзый Гости 8 октября 2010 00:31
Цитата: яДЫГАР
западные башкиры имеют баулгаро-кипчакское происхождение, аналогичное казанским татарам?

Ну дык называйте их своим именем,а не татарами как сейчас fellow И посмотрим как Вы будете себя ощущать с такими взглядами на политическом олимпе wink Я всё к тому что политический проект под названием ТАТАР существует,а если есть цель то есть и средства для его достижения
Ядыгар
#20 Ядыгар Гости 8 октября 2010 01:49
Татарстан постепенно двигается в направлении приоритета своих булгарских корней. Но это делается очень постепенно. И от татар никто отказываться не собирается. Татары-это тюрки урало-поволжья.
Так чвто западные башкиры и юрматы по любому критерию ближе и к булгарам и к татарам. Разница лишь в сословном характере, способое владенияземлей и племенном усьтойстве. С башкирами, которые изначально кочевые, их связывали тоько общие интересы вотчинных землевладельцев.
safa
#21 safa Гости 8 октября 2010 06:41
Цитата: Ядыгар
Татарстан постепенно двигается в направлении приоритета своих булгарских корней. Но это делается очень постепенно. И от татар никто отказываться не собирается. Татары-это тюрки урало-поволжья.

Приоритеты булгарских корней?! Это вы здесь в Башкирии можете это болтать. в татариии совершенно другая ситуация.

вот например сайт "Болгар Иле" http://bulgarile.narod.ru
А вот фрагмент из обращения к Шаймиеву: "Интересно почему-то многие народы России, которые после революции вернули самоназвание своему народу, не додумались до этого. Ведь название "татары" представлял собой собирательный термин многих народов Кавказа, Крыма, Поволжья. Не надо быть большим историком, достаточно взглянуть другими глазами на историю России, ведь российские Императоры по числу завоеванных земель носили различные титулы. Покорив Казань, Иван Грозный взял себе титул "государя Булгарии" а не Татарии. Позже уже при Петре I переписали историю так, что Казань превратили в осколок Золотой орды, а булгары стали татарами"

Вот "Булгарлар" http://bulgarlar.com

Вот из него фрагмент: "В отношении булгарского народа (именно таково на самом деле историческое название волжских «татар») подобный эксперимент начался еще во времена Российской империи. Поддержанный в ХIХ веке национал-предателями под руководством «главного татарского историографа» Марджани, он завершился в 1920 году созданием Татарской АССР.



«Советский национализм» как явление практически полностью умер после событий 1993 года уступив место национализму русскому в самых различных его вариациях (от имперского до этнического).

Чего не скажешь о «татарском национализме», который благодаря тому, что на протяжении полутора столетий имперская кличка «татары» усиленно инфильтровывалась в сознание булгарского народа, все еще живет, усиленно подпитываемый идеологам пантюркизма и панисламизма при поддержке соответствующих зарубежных сил. "

Еще один сайт "Булгар-портал" bulgar-portal.ru На главной странице статья "Как правильно: татары, или все-таки булгары?"

В татарии ситуация с булгаристами очень сложная.

А вот еще на одном из самых известных муслуьманских сайте вывесили такой банер: http://www.islamnews.ru/quran.html

Так что вы лукавите, дарагой.
Гирей
#22 Гирей Гости 8 октября 2010 07:04
Цитата: Абзый
Ну дык называйте их своим именем,а не татарами
как сейчас
Нельзя! Нет никаких булгар, давно. Есть
их наследники: чуваши, булгары,
башкиры.
Цитата: Ядыгар
Татары-это тюрки
урало-поволжья.
Был такой проект. И есть. Отсюда и
татаризация. Все же смешной Вы, Ядыгер, Вы же выдаете себя
сами. Юрматы - одно из основных в любом плане племен
башкирского народа. Так что визгливая ползучая татаризация - штука даже нескрываемая. И главный прием - орать "держи вора", то бишь "башкиризация"! Племена Юрматы, Юрми, Биляр, Еней и т.д. - это именно племена, башкирские, в т.ч. и булгарского происхождения. У татар нет племен и не было. Это, конечно, мирных поволжских, потомков "ясачной чуваши", а не "татар" монгольских степей. Как раз Юрматы были типичнейшими полукочевниками, башкирами из башкир. Это Д.Исхаков вдруг обеспокоившись, начал называть "татарским" все, что захочет, включая "татарские племена Бурзян, Юрматы, Кыпчак, Табын" lol Я - угнетаемый татарин, Ядыгер, оказывается. Естесственно, показывает он это лишь перед такими, как Вы, Ядыгер, на настоящих конференциях поет совсем другое (он реально хороший источниковед). Над этой ересью российские ученые смеялись от души, сам свидетель.
Цитата: Ядыгар
С башкирами, которые изначально кочевые, их связывали тоько общие интересы вотчинных землевладельцев.
Татары никогда не были вотчинниками, только башкиры и то не все - лишь асаба (правда, это основная часть). До 18 века вообще никаких татар, кроме кучки дворян, перешедших на службу Ивану Грозному, не было - была ясачная чуваша. Башкиры же, именно со своим племенным, клановым устройством, позволявшим включать в свой этнос, построенный по типу конфедерации, новые и новые кланы упоминаются, пусть редко, но непрерывно с 10 по 21 века. Каждый век. Как раз "татары" - изначально кочевые, точнее, бродячие, как 4 клана Улуг-Муххамеда (Д.М.Исхаков). Это булгары, биляры, сувары и проч. давно осевшие. Они влились в состав новых народов - часть влилась в башкир, часть, что в Казанском уезде - послужила позже основой для нарождающегося этноса - сначала казанлы, позже поволжских татар.
Ядыгар
#23 Ядыгар Гости 9 октября 2010 07:39
Что за муть? Какие башкиры? Первыми на западе РБ появились булгары. Здесь разные версии, скорее всего жители городов и окрестностей Биляра стали булярами, другое дело юрматынцы и юрми-это древнее булгарское племя-ерми. Но никак не башкирское. башкирами они стали после падения Казани, когда русские стали называть башкирами всех владельцев земель.
Западные же булгары- оставались в ясачном сословии-поданое население, составлявшее основную часть населения-ясачная чуваша, Причем чувашами называдись независимо от происхождения, это было сословие. парадоксально, но полумарийцы, полубулгары на западе оставили за собой сословное имя чуваши, также как на востоке сословное имя башкиры оставили за собой порлукочевые племена.
Вот что пишет Кузеев:
"В изучении связей юрматынцев с булгарами неожиданно боль¬шую роль может сыграть этническое родство племен юрматы и юрми. Этноним юрми (в форме ерми) перечисляется среди на¬званий «древних родов» дунайских болгар: согласно славяно¬болгарскому именнику, некий Гастун «из рода Ерми... был намест¬ником 2 года» (Куник, 1878, стр. 128). Есть и другой важный для нас источник. Это надпись на колонне IX в., найденной во время раскопок близ древней столицы дунайских болгар города Плиски (Успенский, 1905, стр. 192). Надпись сделана греческими буквами и четвертое слово текста, указывающее на родовую при¬надлежность лица, в честь которого воздвигнута колонна, читается ермиарис ('epfuapTrjs). Уже автором раскопок Ф. И. Успенским это название было сопоставлено с этнонимом ерми из славяно-болгар¬ского именника, установлено, что они «совершенно совпадают» и что это название одного из тех пяти племен, «генеалогия которых идет в глубокую даль болгарской истории» (Успенский, 1905, стр. 215). «Глубокая даль» этой истории могла уходить в При-азовье, где протекала история великих болгар. Есть основание думать, что великоболгарское племя ерми было представлено не только на Дунае, но и в Волго-Камье. Кроме башкирской родо-племенной этнонимии (племя юрми), доказательства этому .можно найти в составе чувашских языческих имен с аналогичной основой:Юрмекей, Юрмет

Итак, основные моменты из этнической истории племени юрматы — расселение в XIII—XIV вв. в восточном Закамье в ближайшем соседстве от волжских булгар, этническое родство с великоболгарским родом юрми, пребывание рода юрми в сос¬таве приазовских и ди дунайских болгар, булгарская оронимия и гидронимия на новой южноуральской территории юрматынцев, параллели в материальной и духовной культуре и, наконец, про¬исхождение этнонима «юрматы» на базе булгарско-чувашского языка — дают основание выдвинуть идею о древнетюркском происхождении этнической основы юрматынцев.
Гирей
#24 Гирей Гости 9 октября 2010 09:41
Цитата: Ядыгар
башкирами они стали после падения Казани, когда русские стали называть башкирами всех владельцев земель.
wink Новое слово в исторической науке: русские стали называть, поэтому появились. Русские-демиурги. Дело в том, что татаристская историография, испытывая почему-то комплекс неполноценности по поводу уникального происхождения этнонима свего народа (его действительно привилди местному населению русские, после падения Казани, и в этом-то никто из ученых не сомневается со времен П.Рычкова), натягивают ее на все этносы до которых могут дотянуться. Ну не означает "башкир" ничего по русски, русские всегда воспринимали их именно как народ. Да, "ясачная чуваша" отражает 2 вещи - сословие (ясачная) и происхождение (булгарское, не татарское - татары были сословием КХ и ряда других ханств, в КХ - из пришлых в основном - см. Д.М.Исхакова). "Булгарского" народа как единого целого к тому времени не существовало весьма давно, это Вам не эпоха Кубрата. Башкиры были именно клановым объединением, в который входили кланы как булгарского, так кыпчакского и тюркизированного угро-финнского происхождения, что непонятного-то? Никакого татарского народа во времена "ясачной чуваши" не существовало, если сословие, преобразующееся в казанлы таковым
не считать. Но как раз Буляры, Еней, Юрматы и т.д. в этом процессе не участвовали - им и в башкирах было хорошо. Те, кто участвовал - только через утерю клановой принадлежности, растворившись в татарах - такова уж матрица этногенеза этого нового народа.
Цитата: Ядыгар
Причем чувашами называдись независимо от происхождения, это было сословие.
Совершенно верно.
Цитата: Ядыгар
дают основание выдвинуть идею о древнетюркском происхождении этнической основы юрматынцев.
Само собой. И что? Таково, возможно, происхождение одного из основных племен башкирского народа. Кстати, диалект юрматынцев - самый что ни на есть "башкирский" с точки зрения нового лит-го языка башкир, ХХ в.

П.С. В прошлом постинге я допустил одну неточность, позже поясню.
Ядыгар
#25 Ядыгар Гости 9 октября 2010 10:48
Но как раз Буляры, Еней, Юрматы и т.д. в этом процессе не участвовали - им и в башкирах было хорошо


Так где же здесь древние башкиры, строившие города типа г. Башкорт и прочий бред. Вижу только булгар и кипчаков, СТАВШИХ башкирами. Сами же подтверждаете, что башкиры-это сословие, в котором булгарам- Булярам, еней, юрматы было хорошо.
Население этого края только русские называли башкирами, все остальные называли их обобщающе иштяк. Кто были эти иштяки пока загадка. Никаких башкир местные жители-казахи и ногайцы не знали.
Иштяками звали не булгарские племена и не кипчако-ногайские, значит таковыми, скорее всего, были тюркизированнеы угры. Которые и были самыми коренными жителями этих мест. Таковыми могут быть манси.

Извстно, что первоначально манси (вогулы) были расселены на южном Урале(!!!) и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье(!!!).

До прихода русских территорию современной Свердловской области занимали манси. Столица мансийского княжества, город-крепость (оус), находилась на слиянии рек Таут (Тавда) и Поллум (Пелым). Воинственность вогул заставляла считаться с ними сибирских татар, зырян, ненцев и русских, которые начиная с XI в. пытались проникнуть на мансийские земли. Вогулы оказывали жестокое сопротивление как монголам Батыя, так и Новгородской Руси. В 1583 г. пелымский князь и многие его воины погибли в битве с казаками Ермака.
Вот эти манси могли подвегнуться тюркизации с одной стороны булгарами на западе и юрматы на востоке, с другой кипчаками в Зауралье и частично на западе. Часть из них стала татарами, часть башкирами. Особенно наглядно это видно в Пермском крае. Там, где

http://barda-perm.narod.ru/perm/kitap/ramazanova-2.htm
Ядыгар
#26 Ядыгар Гости 9 октября 2010 11:29
Исследователи края пишут, что "некоторые башкирцы (имеется в виду часть пермских татар, относящаяся к Осинскому уезду Башкирии и поэтому называющаяся Башкирами - Д. Р.) и татары после (нашествия монголов - Д. Р.) сюда (в Пермский край - Д. Р.) пересилились, особливо из живших в Булгарии...", что некоторые "болгары под именем татар и башкирцев известные, поселились в Пермской губернии" (Историке, 1801: § 38).
Далее говорится: "да и сами башкирцы и татары Пермской губернии по словесным преданиям признаются, что они переселились сюда из страны Шатер-Булгар называемой" (Там же). В дореволюционной исторической литературе нередко фигурируют выражения "Прикамская Болгария", "Волжско-Камская Болгария", "имя болгаров как при Каме, так и при Волге" (Историке, 1801) и т. д. По мнению А. А. Дмитриева, северовосточной окраиной "Волжско-Камской Болгарии" являлись Осинский и Красноуфимский уезды (Дмитриев, 1896: 5, 25).
В легендах о своем происхождении "башкирцы" и татары Осинского и Пермского уездов (документ от 1784 г.) указывали, что они "от поколения были Тарханова, перешли и заселились они в сих местах издавних лет... издревле", потом были под властью "Ногайского хана" (Пермск, обл. арх., ф. 316, on. 1, ед. хр. 78, л. 41-68). По другой работе известно, что они себя считали переселенцами "из страны Шатер-Булгар называемой" (вероятнее всего Шэhри Булгар-Д. Р.), что они Булгарию оставили на рубеже XII столетия (Историко, 1801: § 37).
Судя по исследованиям Р. Г. Кузеева, слово тархан может быть названием "родо-племенной организации, в этническом отношении восходящей к булгарской эпохе" (1974: 342). Автором слова гайна и тархан связываются с одним и тем же этническим компонентом и на основе большого разнообразного материала доказывается булгарская основа "гайна-тархан", подчеркивается общность современных "гайнинцев" с народами Среднего Поволжья (Там же: 341-342). Он заключает: "...можем зафиксировать твердо установленный факт пребывания предков гайнинцев в том же булгаро-угорском окружении, в котором находились племена юрматы, юрми, буляр и кесе" (Там же: 345). Время же переселения гайнинцев в бассейн р. Тулвы датируется Р. Г. Кузеевым XIII-XIV вв. (Там же: 346-347).
Примечательно, что лингвистические исследования лишь подтверждают выводы Р. Г. Кузеева. Потомки только что перечисленных племен, населяющие современную западную Башкирию, также, как и потомки гайна-тарханцев, говорят на татарском языке, считают его своим родным языком; в их языке отсутствуют специфичные черты башкирского языка (см. об этом подробнее: Махмутова, 1962 в: 57-85; Рамазанова, 1979: 4- 43; 1984; 1985: 4-91; Хайрутдинова, 1985 а: 36-62 и др.). Однако для нас остается открытым время переселения тархан в данный регион и связь их с этнонимом гэйнэ.
Ядыгар
#27 Ядыгар Гости 9 октября 2010 11:47
Однако для нас остается открытым время переселения тархан в данный регион и связь их с этнонимом гэйнэ.
На наш взгляд, вполне возможно, что слово тархан относилось к определенной части булгарских биев. Д.М. Исхаков, оперируя многочисленными источниками различного характера, .рассматривает гайнинцев и тарханцев как два различных компонента, делает справедливый вывод о социальном характере термина тархан (Исхаков, 1985: 51-52).
Первыми татарами, которых застают русскоязычные источники на месте расселения татар Пермской области, были бии: Урак бей, Сюндюк бей. Видимо, следует согласиться и с мнением о том, что родитель их был. муллою (с чем связывают возникновение названия рек - Мулянок: Верхней и Нижней), естественно, он проповедовал ислам и к приходу туда русских миссионеров, в частности Трифона Вятского, в XVI в. там жили татары и остяки, уже не отличающиеся друг от друга по своему образу жизни, хозяйственному укладу, возможно, и по языку, и, как свидетельствуют писцовые книги, в начале XVII в. носившие тюркские имена.
В свете этого у нас возникает вопрос, не был ли привнесен этноним гэйнэ "башкирами" Килейко Акзкильдиным с товарищами, официально закрепившими в 1596 г. за собой часть территории Ульвинской (Тулвинской) волости. Во-первых, в документе волость именована еще ульвинской, т. е. атрибут гайнинский относительно к той местности в конце XVI в., видимо, еще не был утвержденным. Во-вторых, в дальнейшем, этноним гайнинцы. закрепился лишь за той частью пермских татар, в состав которых были припущены Килейко Акзкильдин с товарищами, иными словами за частью носителей бардымского подговора говора пермских татар, В-третьих племя гайна оставило топонимы не в пределах территории Пермской области, а в Западной Башкирии,. точнее в пределах Миякинского района. В-четвертых, в предыдущий период вряд ли происходило проникновение башкирских кочевых племен в северные лесные районы. Р. Г. Кузеев писал, что передвижение башкир в лесные полосы "не было массовым; лишь небольшие группы башкир, отрываясь от основной массы башкирского населения, переселялись на север, видимо, в поисках богатых охотничьих угодий" (Кузеев, 1957: 45). В-пятых,. в историческом предании о возникновении названия гайна (<Гайни<Гайнетдин) отражены события того периода, когда Кунгурский край уже находился в составе Чердынского уезда (согласно тому преданию, Гайни были пожалованы земли верхнего Приуралья с условием уплаты одной белки в год: Ахметзянов, 1983: 161-163).
Топонимические материалы региона также позволяют предполагать о том, что на территорию расселения пермских татар происходило этническое проникновение населения, связанного с булгарским государством.
Гирей
#28 Гирей Гости 9 октября 2010 14:05
Цитата: Ядыгар
Сами же подтверждаете, что башкиры-это сословие, в котором булгарам- Булярам, еней, юрматы было хорошо.
Какое сословие до 1798 г? Все народы так и образуются - из других, распавшихся народов.
Цитата: Ядыгар
Так где же здесь древние башкиры, строившие города типа г. Башкорт
Вы хоть с датировкой г.Башкорт знакомы? Выучите матчасть, придете.
Цитата: Ядыгар
Население этого края только русские называли башкирами
Смотри переписку бия Исмаила: "мне с башкуртов дани не имати". См. хотя бы татаристского идеолога Исхакова о том, как в КХ всегда "тарханы и башкиры" писали рядом. smile
Цитата: Ядыгар
Население этого края только русские называли башкирами, все остальные называли их обобщающе иштяк. Кто были эти иштяки пока загадка.
Вы сами поняли, что проотиворечите сами себе? То "сословие", включая булгарские племена называли башкирами русские, а остальные - иштяками, то "загадка" и
Цитата: Ядыгар
Иштяками звали не булгарские племена и не кипчако-ногайские
Иштяками, к Вашему сведению, казахи называли как раз пограничные им башкирские племена Усерген, Кыпчак, Табын, Бурзян - типичнейших тюрок. Аналогичные племена, кроме Бурзян и Усерген есть и у самих казахов. Ну причем здесь столь полюбившиеся Вам манси? wink Я скажу - причем. Притом, что это - любимая глупость татнациков. Которая вообще без доказательств, захотели так - и все. Ибо эти невежды даже не подозревают, ск-ко финно-угроского что в булгарах, что в самих татарах - тут вопрос, в баш. или тат. этногенезе больше. Но почему им так хочется, чтобы башкиры были "тюркизированными (кем тогда?) финно-уграми". А потому, что тогда опять можно включать пластинку о присвоении всей тюркской истории к истори маленького мирного поволжского народа. Простыни с других сайитов здесь не привествуются. Ссылки и цитаты - так что переделайте посты, Ядыгар - только по существу.
Ядыгар
#29 Ядыгар Гости 9 октября 2010 16:26
истори маленького мирного поволжского народа


lol Занимательно слышать по отношению к семимиллионному народу от прелставителя по максимуму миллионного. тогда башкиры-микроскопический народ.
Гирей
#30 Гирей Гости 10 октября 2010 10:18
Цитата: Ядыгар
Занимательно слышать по отношению к семимиллионному народу
1.Татар в РФ -5,5 млн. 2.Башкир - до 1,5. Но куда забавней, когда некоторые представители 5,5 через каждое слово похваляются, что они "второй по численности народ в России" wink . Формально так и есть. Не напоминая, что второй по отношению к народу в 125 млн. чел. Т.е. в этом сравнении они куда ближе именно к народам в 1-1,5 млн., чем к "первому по численности". Но так хочется хоть в мечтах, ну хоть для кого-то побыть "старшим братом". lol И что еще смешнее, вдали от казахов, узбеков, при насмешливом молчании башкир, ногайцев и др. этому маленькому аккуратному народу приписывают то происхождение от шумеров (булгаристы), то родственность ацтекам (А.Каримуллин), то историю покорителей Вселенной (татаристы), то башкирские восстания (В.Имамов, ТатЭнц-я). И ведь вовсе не аналоги С.Галлямова так. В ИИ АНРТ уже бред транслируется. "Татарские племена Бурджан, Тамбян, Табын, Гайна" lol
1 2
К вопросу об  этнической идентичности западных башкир
К вопросу об этнической идентичности западных башкир Для некоторой части татарской интеллигенции «больным местом» стали результаты Всероссийской переписи населения
Новая книга: Социальные механизмы межнациональной стабильности
Новая книга: А.М.Буранчин, Р.Р.Вахитов, И.В.Демичев «Социальные механизмы межнациональной стабильности в полиэтничном регионе России (на примере Республики
Феномен этнической идентификации: возможно ли быть одинаковыми?
Феномен этнической идентификации: возможно ли быть одинаковыми? Предлагаем Вашему вниманию статью аспирантки БашГУ, м.н.с. ИСППИ АН РБ Н.К.Илишевой посвященную
Проблема этнической  и языковой идентичности северо-западных башкир
Вопрос об этнической ситуации сложившейся на северо-западе  Башкортостана продолжает оставаться актуальным и дискуссионным. До сих пор между учеными ведутся споры
Правда и этнология
Правда и этнология
Правда и этнология
05.04.09 Культура
Правда и этнология Уважаемые читатели! Согласно данному Вам обещанию, с согласия авторов мы начинаем публиковать в Интернете статьи, вызвавшие широкий резонанс в
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса