ГЕНОФОНД ТАТАР И ЕГО ЖЕРТВЫ
27.12.2016 3 108 56 root

ГЕНОФОНД ТАТАР И ЕГО ЖЕРТВЫ

Культура
В закладки

ГЕНОФОНД ТАТАР И ЕГО ЖЕРТВЫ

На прошлой неделе Искандер Измайлов опубликовал свою рецензию (скорее неравномерный мыслепоток) на статью большого коллектива авторов под руководством Е.В. Балановской и О.П. Балановского, опубликованной в «Вестнике МГУ» под названием «Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар». Автор рецензии и возмущался, и обзывался, и задавался риторическими вопросами, на которые сам же потом пытался ответить. Однако накатав целую простыню текста, Измайлов так и ограничился обсуждением введения работы, запутавшись между 2 абзацами.

С одной стороны, ожидаемо, но с другой, весьма странно было слышать – методологические претензии от историка, представившего себя этнологом и пытающегося что-то сказать по геногеографии. Автор явно хотел показаться многослойным и многоуровневым как русская матрешка, а получилась весьма неуклюжая попытка в наукообразном стиле вновь обвинить геногеографию во всех смертных грехах.

Популяционная генетика пережила несколько периодов своего становления и возрождения. Предъявляемые претензии и вопросы по методологии уже решены предшествующими поколениями ученых (причем не только генетиков, но и антропологов и этнологов). Об этом свидетельствует огромное количество геногеографических работ экспериментального и методологического характера. Хотя, находясь за стеклом аквариума под названием татарстанская историография, возможность увидеть их автору рецензии была маловероятна. Однако, даже находясь в его глубине, можно было знать о базовых для этнографии понятиях, таких как, например, эндогамия (кстати, биологический термин) из-за которого в принципе существует этнос. Поясню: это когда мужчина или женщина стараются выбрать себе партнера для продолжения рода в рамках своего сообщества.

Классик этнографии Ю.С. Бромлей еще в 1969 г. видел в эндогамии институт, который соотносил этнос и популяцию. Последнее известно именно как объект исследования генетиков. Однако он выразил мысль, которая уже давно в той или иной форме отражалась в работах этнографа Широкогорова, антропологов Рогозина, Бунака. Даже у убранизированных этносов принцип этногамии может достигать 90%. Генетики экспериментальным путем выработали свой метод определения популяции, для формирования которой достаточно 50% браков внутри сообщества. Именно принцип эндогамии лег в основу работ по популяционной генетики, о чем в своих докладах постоянно подчеркивают руководители обсуждаемого исследования.

Теперь об объекте исследования, которого так рьяно пытается лишить Измаилов генетиков.

Во-первых, сам факт существования нескольких этнических общностей с этнонимом «татар» и некоторыми общими приоритетами идентичности, уже дает основания исследовать их генофонды. Этносы определяются самосознанием, но рассматривают то их с разных позиций: кто-то женские чепчики сравнивает, мы – генофонды. Хотя конечно можно было не объединять их в одну статью, а рассматривать отдельными объектами исследования, как разные народы, но ведь мы не специалисты, и поддались-таки этим назойливым стереотипам. Получилось так, что попытались даже угодить татарскому единству.

Во-вторых, Измаилов постоянно повторяет мысль о том, что якобы нигде не говорилось, что существовала общность татар крымских, сибирских и поволжских: «Сам их теоретический посыл, что «татары» представляли собой в древности некую «экстерриториальную общность», которая стала основой для популяций… разных современных групп татар, является квазинаучным бредом». В таком случае этого бреда в достатке отложилось в двух томах «История татар» (IV – V тома), посвященных ордынскому и постордынскому периодам. Разве не этими экстерриториальными общностями перед нами предстают «татары» – служилое население политического пространства джучидов? Надо ли говорить читателям, что именно они, согласно идее многотомника, представляются предками современных татар. В этом отношении весьма странно слышать от одного из соавторов многотомника о некорректности сопоставления современных носителей этнонима «татар» Поволжья, Крыма и Сибири со средневековой общностью. Поэтому слова Измаилова о том, что конкретно о преемственности современных татар от кого-то «древнего» населения никто не утверждал – не имеют ровно никакого значения. Об этом говорит сама структура многотомника, как собственно и факт его идеи и публикации.

По логике многотомника, формированию современных татар предшествовало несколько веков активной миграции, политического и семейно-брачного взаимодействия в рамках одной и той же этносоциальной группы населения. Более того, перечисляются конкретные родовые объединения Золотой Орды, такие как кунграты, баарыны, кыпчаки и тд. Для современного татарского уха эти этнонимы звучат неорганично, но согласитесь, учитывая масштабность этого труда, сложно удержаться от желания найти генетические следы пресловутого служилого населения Орды. Ведь невозможно представить, чтобы многовековое взаимодействие этого населения на широком ордынском пространстве не сформировало хотя бы общих черт в генофондах популяций Поволжья, Крыма и Западной Сибири. Согласно логике самого многотомника в генофонде именно у носителей этнонима «татар» мы и должны обнаружить следы этой общности. То, что по данной панели маркеров их не оказалось – тоже результат.

Приводя цитату из статьи о том, что этноним татар был принят в качестве самоназвания в начале XX в. со ссылкой на Бартольда, Искандер Лерунович назвал ее слепой, а взамен не постеснялся предложить свою статью из… Википедии. Далее Измайлов перечисляет авторитетных ученых и просветителей, таких как Шихабутдин Марджани, Каюм Насыри, Хади Атласи и др. Призванных, по его мнению, закрыть тему о том, что тюрки Поволжья уже давно приняли этноним «татар» в качестве самоназвания. Но стоило ли в этом случае рассыпать фамилии из 19 в.? С таким же успехом вновь можно было сослаться на свою работу. Во-первых, о сроках принятия этнонима целым народом, логично было услышать аргументы (или фамилии) апеллирующие хотя бы к 17-18 вв. Потому, что 19 в. даже для этнологов-конструктивистов вроде Измайлова срок не столь далек от периода «до революции». Во-вторых, господин Измаилов немного лукавит. В действительности вопросами о самоназвании и общетатарской идентичности в период более или менее ранний, чем «до революции» занимался лишь Ш. Марджани. Остальные же обосновывали общетатарский этноним в аккурат в дореволюционный период. Но даже без учета этого интересно, почему тюркские интеллектуалы в 19 – начала 20 вв. вообще задавались вопросом о том, как надо называть себя и свою общность? Ведь если бы был народ, и столетиями уже имел свой этноним, то этого делать не надо. Не потому ли они решали этот вопрос, что в среде казанлы, мишарей, мусульман чувашей (не говоря уж о крымских и сибирских тюрках) еще не было конкретного общего этнонима? Такое бывает, что общность в регионе возникла, а этноним не устоялся. В частности, об этом же говорит, лично мной уважаемый Д.М. Исхаков, который почти в слово повторяет «русского ученого из Петербурга» Бартольда.

Следующий аспект, затронутый рецензентом, касался этнотерриториальных групп: почему используется термин «поволжские», а не «волго-уральские» татары.

Конечно термины очень важны, ведь они определяют этнические категории, но разве термин «поволжские татары» неверный термин? Сразу вспоминается фундаментальная работа Трофимовой «Этногенез татар Поволжья» опубликованная еще в 1949 г. Термин раскрывает суть общности, недвусмысленно указывая на ареал его этногенеза, а главное, без претензий на этнокультурную экспансию. Или после выхода «Татары» этот термин безнадежно устарел? Не много ли на себя берет Искандер Лерунович? Я конечно понимаю, что татарстанской этнографии хочется поскорее поставить точку над башкиро-тептярской группой, пермскими татарами и башкирами, кунгурскими татарами и др. – теми этническими группами Урала, которые не хотят входить или еще только продолжают вхождение в татарский этнос. Боюсь, так просто закрыть тему не получится. Рвать на себе волосы по поводу, что кто-то не использует столь креативный термин, выглядит некрасиво и где-то смешно.

По сибирским татарам претензия еще более нелепая – почему мы не охватили все группы сибирских татар? Да потому, что изучать татар подряд нет никакого смысла. 388 образцов – выборка очень репрезентативная, и дифференцированы они по группам сибирским этнографом Зайтуной Тычинских. Предложение же Измайлова изучать в качестве сибирских татар переселившихся казанских татар просто потрясает своей неадекватностью. Давайте вообще изучать татарских вахтовиков ЮКОСа генетическими методами – единство татарской популяции подскочит на порядок. С таким же успехом для сдачи ДНК-образцов можно снарядить 2-3 автобуса татар из Мамадышского района и отправить в Крым для чистоты эксперимента.

Напомню, Измайлов как начал обсуждать введение, так на нем и остался. Вопросам происхождения этноса в статье в «Вестнике МГУ» действительно уделено немного места, но это тот максимум объема, который положен в биологической статье. Далее, как видим, идет обзор литературы, посвященный геногеографии татар – что логично – в статье по популяционной генетике раскрывать надо в первую очередь работы именно по этой дисциплине. Однако негодование Искандера Леруновича вызвал тот факт, что этнографический труд, в котором он принял деятельное участие, был упомянут лишь через запятую. Надо полагать, по мнению ученого, его следовало упоминать после точки, с «красной» строки. А дабы выделить это торжество этнографической мысли, генетики должны были обложиться цитатами Искандера Леруновича и на этом закончить, ведь господин Измайлов отказывает генетикам в объекте исследования.

Чтобы утешить свое самолюбие, предлагаю Искандеру Леруновичу самому, как этнографу, заняться генофондом татар и набрать ссылок в этих работах как полагается – ведь он считает, что это мы вторглись в его вотчину, а не наоборот. Флаг, как говорится, в руки!

Однако Измайлов справедливо отмечает: «Не буду касаться популяционной генетики, так как это не является моей специальностью». Очевидно, ученый решил подойти по принципу: не читал, но осуждаю, не специалист, но рассуждаю. Хорошо, статья по популяционной генетике, Искандер Лерунович – не специалист. Потоптался автор на 2 абзацах – дальше-то что, в чем суть? А она раскрывается в самом конце. Оказывается, рецензируемая статья генетиков свой научностью прикрывает целый заговор против татарского народа, конечной целью которого является «расшатать единство татарской нации». Весьма ловко Искандер Лерунович с научной темы соскользнул в сферу обыденного татарского национализма. Надо сказать, Измайлов приложил немало усилий для эффективного функционирования идеологии татаризма, поэтому подобного рода переходы, наверное, кажутся для него явлением очевидным, чего не скажешь об остальной российской этнографической науке, которая с некоторым удивлением наблюдала за метаниями татарстанских этнографов между крайностями в конструктивизме и примордиализме. С одной стороны, по их мнению, все этносы вокруг татар конструируемые (и чуваши суть сословие, и башкиры), сама же татарская этничность – несменяемая константа. И все это сдобрено яркими описаниями якобы геноцида татар и постоянными попытками расшатать то самое пресловутое единство. Вообще повышенный уровень виктимности татарского национализма - хороший объект отдельного научного разбирательства. Данная рецензия Искандера Леруновича в качестве источника придется весьма кстати.

Затрагивая вопрос о единстве, Измайлов хотел себя представить этаким простым патриотом, любящим свой народ и радеющим за его светлое будущее. Но даже на этом довольно очевидном и далеком от науки уровне рассуждения Измаилова заводят читателя в тупик. Как же статья, безусловно, с крутым и претенциозным названием «Татары Евразии» способна разрушить татарскую нацию? В этой связи предлагаю читателям представить заголовки «Башкиры Евразии» или «Казахи Евразии» в статье центрального журнала по антропологии в России. Согласитесь, это было бы лучшее позиционирование народа, которое могло бы быть в научном журнале. И для рядового патриота будет по большей части важна именно эта часть статьи.

Однако из-за дилетантских комментариев Р. Хакимова и его коллег по поводу этой статьи, а также рецензии Измайлова, эффект не только оказался смазан: получилось, что татарстанская этнография выступает против того, чтобы вообще рассматривать татар Поволжья, Крыма и Сибири в научных статьях вместе, отрядив место этого единства в околонаучной публицистике. Оказывается, все это время в блестящих трудах Измайлова и Исхакова доказывалась невозможность существования татарской общности в историческом прошлом! Сюрреализм какой-то. Мне-то казалось все совсем наоборот: что это казанские этнографы из кожи вон лезут, чтобы обосновать историческую общность татар от Казанского вокзала до Татарского пролива.

Объяснить такое поведение казанских коллег можно лишь вышеупомянутой аквариумной историографией, в которой находится значительная часть ученых гуманитарного профиля не только в Казани, но и во многих регионах. А уж какие причудливые формы может принимать она, когда на нее накладывается обыденный национализм, можете судить сами.

Юлдаш Юсупов, специально для Сайта "РБ - 21 век".
Комментарии (56)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Дядя Вася
#1 Дядя Вася Гости 27 декабря 2016 06:58
Измайлов - редкий отморозок. И я не понимаю автора, когда "он уважает Д. М. Исхакова", который еще хуже, т.е. еще более безумнее. Безумцев надо называть безумцами, а не как-то иначе. То, что они перешли на откровенное ругательство в адрес Балановской и др. говорит о той истерике, которая присутствует у "марджанистов"...
Юлдаш Юсупов
#2 Юлдаш Юсупов Гости 27 декабря 2016 09:19
Цитата: Дядя Вася
И я не понимаю автора, когда "он уважает Д. М. Исхакова",
Я тоже не понимаю))), но иногда такое бывает, что при всем негативе, человек все равно вызывает положительные эмоции. Поэтому и написал что это личное. Да и его работы отлично мобилизуют)) Это все же не фантазер как Ахметджанов или Закиев.
Без пяти минут башкир .
#3 Без пяти минут башкир . Гости 29 декабря 2016 20:46
Как жить теперь с этой кличкой не знаю ,придется записаться в башкиры (если примут ) .Куда выслать кал для подтверждения башкирстости ?
Юлдаш Юсупов
#4 Юлдаш Юсупов Гости 30 декабря 2016 08:24
Цитата: Без пяти минут башкир .
Как жить теперь с этой кличкой не знаю ,придется записаться в башкиры (если примут ) .Куда выслать кал для подтверждения башкирстости ?

Кал можете оставить при себе потому что этнос определяется самосознанием.
Хочешь быть башкиром - будь им!
корт
#5 корт Гости 30 декабря 2016 09:25
Цитата: Юлдаш Юсупов
Хочешь быть башкиром - будь им!


Совершенно с Вами не согласен. Человеку всё дано от Бога. Не возможно из дерьма сделать конфетку - это будет только форма конфетки с начинкой из дерьма. Ваш либерализм поражает. Ну нельзя усидеть на двух стульях, нельзя. Неужели горький опыт последних 26 - 30 лет ничему не учит.
Если нельзя говорить правду, лучше промолчать. Китайская мудрость гласит, что надо иметь большое мужество промолчать, когда ты прав.
А так - С Новым Годом! Удачи, ТВОРЧЕСКИХ успехов, здоровья и мира Вашим семьям.
Гирей
#6 Гирей Гости 30 декабря 2016 09:55
Цитата: корт
Совершенно с Вами не согласен.
а я с Вами не согласен. Ибо это аксиома этнологии:
Цитата: Юлдаш Юсупов
этнос определяется самосознанием.
заметьте: не со стороны, а именно самосознанием, искренним. Конечно, оно должно быть обусловлено рядом признаков, которые в разных случаях меняются: территория, язык, стереотипы, общее прошлое, самоназвание. И закреплено в течение ряда поколений. Считается обычно, что устойчивая смена или зарождение этнической идентификации происходит с третьего поколения. Т.е. в исходном можно определить себя хоть эльфом. Это будет не этнос, а эльфизм, фричество. Но если достаточно большая группа толкиентистов будет признавать себя эльфами устойчиво, уже минимум тремя поколениями, со своей культурой, языком, а желательно и территорией - появится как минимум субэтнос эльфов. А если он как эльфы совершат еще какое либо коллективно осмысленное деяние - у них еще и история появится. К либерализму и вообще политике этнология не относится. Точнее, можно отнести - как сделали Тишков и К, отчего и прилепился ярлык либерализма к их попытке сделать из конструктивизма - всего лишь одного из методов интерпретации этнологических фактов - фанатичную идеологию на службе либеральных политпроектов. Но, думается, не нужно.

Цитата: корт
С Новым Годом! Удачи, ТВОРЧЕСКИХ успехов, здоровья и мира Вашим семьям.
Спасибо! И Вас также с Новым Годом! Здоровья, удачи и благополучия Вам и Вашим близким!
Без пяти  минут башкир
#7 Без пяти минут башкир Гости 30 декабря 2016 09:56
Куплю родословную на породистого Волка с головой пчелы с гаплогруппой С не предлагать.
Гирей
#8 Гирей Гости 30 декабря 2016 10:21
Цитата: Без пяти  минут башкир
Куплю родословную на породистого Волка с головой пчелы с гаплогруппой С не предлагать.
за фальшивыми нужно в Татарию, в АН РТ к Исхакову. Он так чудесно вывел шежере Шаймиева от Чингис-хана. Потом, правда, говорят, спохватившись, что клановое шежере - вообще то признак башкир, у тептяря оно могло быть только в случае его башкирского происхождения, и его спешно с выставки убрали. smile
А в АН РБ делают только настоящие, на архивах.
Летчик
#9 Летчик Гости 30 декабря 2016 10:47
Посмотрел коллектив авторов статьи, оказывается там присутствует Юлдашев - сразу прочувствовал объективность агрессии на Измайлова. Пральна, своё барахло надо защищать зубами.

ПС. Конечно же Юлдаш Юсупов
Без пяти минут башкир
#10 Без пяти минут башкир Гости 30 декабря 2016 14:54
Дело хорошее вы делаете с научной точки зрения , но мотивация хромает . Создайте сначала привлекательный образ башкорта и люди к потянутся то что есть сейчас ( без обид winked ) ,только для неудачников и дегенератов .

В принципе здесь и без анализа ДНК ясно наличие башкирской компоненты .Не силен в математике (не много тупой ) 2 терпеть не могу ковыряться в земле 3 ноги слегка изогнуты 4 достаточно агрессивный характер 5 люблю лошадей но только в приготовленном виде 6 люблю мед как Вини пух 7 Слегка ленивый 8 Люблю потрепаться 9 люблю кисломолочные продукты .10 националист Теперь что отличает от башкир 1 Технарь 2 Не мстительный 3 Стараюсь критически смотреть на себя и свой народ 4 Если не презираю то очень негативно отношусь к казачеству 5 Достаточно религиозен (Ислам )6 Не хвастлив 7 Стараюсь перенимать от других не достающие черты характера .
корт
#11 корт Гости 30 декабря 2016 17:21
Цитата: Без пяти минут башкир
Достаточно религиозен


Для кого (чего) достаточно? Судя по постам - от вас гапонизмом попахивает. Вас башкиры не примут.
Цитата: Гирей
Куплю родословную
- родители-то Ваши что скажут? Совсем народ ориентиры потерял. Всё купите?

Цитата: Гирей
Ибо это аксиома этнологии
А как быть с народной мудростью про яблоню и яблоко? Да и других примеров сколько угодно. Аксиомы тоже имеют временное и пространственное ограничения. Тем более что этнология относится к гуманитарным дисциплинам. winked
Без пяти  минут башкир
#12 Без пяти минут башкир Гости 30 декабря 2016 17:39
Вас башкиры не примут. =========Знаю ,но не примут совсем по другой причине ,моя религиозность здесь не причем . Казачество вот где собака зарыта ,здесь даже глубокоуважаемый мною АД мне не попутчик (Юлдаш тугел )
Летчик
#13 Летчик Гости 30 декабря 2016 18:09

Цитата: Юлдаш Юсупов
этнос определяется самосознанием.

На этом тезисе вы себе конечности пообломаете, а оппоненты исчо и ваши зубы, ибо теперяча ветра перемен за чистоту крови и правильные днк-маркёры. Бурзяне рулят, остальные пацаки.
мосбаш
#14 мосбаш Гости 31 декабря 2016 09:11
Без пяти минут башкир,
"достаточно религиозен (Ислам)" говорите? человек, принявший нрав Пророка (сас), не станет бесстыжим образом предлагать сдать свой кал на анализ для выявления "башкирности". уж поверьте. это насмешка и издевательство, что запрещено в Исламе. "не хвастлив" говорите? не дано кичиться тем, что вы "не хвастливы". чтобы быть башкиром надо им родиться и здесь ваш кал не поможет.
Без  пяти  минут башкир
#15 Без пяти минут башкир Гости 31 декабря 2016 10:46
Вы правы на 100% если не вникать глубоко в отношения между нашими народами . Серьезно относиться значит повыситься градус не приятия между нами .Остается только юмор и сарказм .Согласитесь это лучше чем открытая вражда .Хотя по мне лучше второе (видимо башкирские гены angry бьют в голову )
мосбаш
#16 мосбаш Гости 1 января 2017 15:32
Без  пяти  минут башкир,
ну вот видите как вы и сказали вам ближе открытая вражда. в таком случае хотя бы не надо кичиться тем, что вы мусульманин. тут уже все поняли, что вами движет не то, что татарин и башкирофоб, а то, что вы просто гнилой человек с психологией обиженного ребенка.

Без  пяти  минут башкир,
ну вот видите вы сами сказали, что вам ближе открытая вражда. поэтому не надо иут хвастаться тнм, что вы мусульманин. тут все уже поняли, что вами движет не то, что вы татарин и башкирофоб, а то, что вы просто гнилой человек с больной фантазией и психологией обиженного ребенка.
Летчик
#17 Летчик Гости 1 января 2017 17:58
Цитата: мосбаш
чтобы быть башкиром надо им родиться

Собственно что доказывают Балановские и что соответствует тренду власти на размыв этносов. Тов-щи с Юсуповым не нашли общего предка у татар, их родства между собой, завтра тот же коллектив с татарскими коллегами не найдут общего предка у башкир, родства между баш/племенами и это почти всем в струю, учитывая что имеет твердую научную базу, а гуманитарные эвфемизмы про духовное родство нынче дешево стоят.
Aile
#18 Aile Гости 2 января 2017 07:47
Цитата: Без пяти минут башкир .
Как жить теперь с этой кличкой не знаю ,придется записаться в башкиры (если примут ) .Куда выслать кал для подтверждения башкирстости ?
Скорее по вашему специфическому анализу вас в татарасты примут.
Никодим
#19 Никодим Гости 2 января 2017 16:02
На сегодняшний день, уже и простым людям, далеким от науки, истории и уважаемых академий понятно, что татары в Татарстане это преимущественно башкиры! Продолжают оспаривать данный состоявшийся факт лишь те ученые, которые по сути и стали учеными утверждая противоположное и обратное! Понятны, их разочарования и мотивы.
Тем не менее, и "ученым" нужно уметь признавать поражения!

Еще позабавило, "Аквариум татарстанской историографии" :-)
мосбаш
#20 мосбаш Гости 3 января 2017 20:37
Без пяти  минут башкир,
катастрофа может быть из-за таких людей как вы, для которых объективность это не норма. я не согласен с тем тезисом, что этнос определяется по самосознанию. для меня лично все хороши и башкиры и татары и русские и чукчи, вообще без разницы. лишь бы люди были хорошими, порядочными. Всевышний создал нас разными народами не для того, чтобы навещевать друг на друга ярлыки. надо быть объективными если ты татарин будь татарином, если башкиром то будь башкиром, в чем проблема? у нас в РБ (думаю вам это хорошо известно) есть много этнических башкир, которые выросли в преимущественно татарской среде, в большинстве случаев они считают себя татарами, хотя в этническом отношении они башкиры. там же есть и татары, потомки переселенцев из под Казани со времен Грозного. жить надо по дружески. объективно рассуждаиь и обрашаться к архивам.
kart-bure
#21 kart-bure Гости 4 января 2017 11:41
Цитата: Без  пяти  минут башкир
Все бы ничего ,но вы явно не в теме изысков баш ученных с Балановскими " просветительских " передач Хамидулина ,очерков Бердина итд итп .Целью которых является раскол татар с последующим пере брендированием в башкиры . В принципе можно и так ,но есть большой концептуальный изъян в проекте "башкиры" который видел АД а именно добровольное присоединение баш племен к Московии он считал это постыдным фактом который частично удалось смыть кровью в ходе баш восстаний . Но АД практически одинок в своей оценки этих событий ,что говорит о незрелости башкирского народа в целом .Это только один из фактов . Спрашивается нахрена нам татарам это ? Ведь ребенку понятно что рано или поздно произойдет слив татар -башкир -россиян в" унитаз" под названием русские .


Вы похвалили АДа и увидели перебрендирование татар в башкиры. Как я понимаю, ваша цель переубедить кого-то в неправоте. Ну тогда вам надо на УЖ. Мыслей нет. Как говорится "Размах на рубль - удар на копейку!". Я не собираюсь с вами дискутировать и в чем-то переубеждать. вы человек убежденный, но отказываете в этом же башкирам. На УЖе может крыть башкир по чем зря и вас там поймут и оценят. Будете кумиром тамошной публики.
мосбаш
#22 мосбаш Гости 4 января 2017 13:08
Без  пяти  минут башкир,
ДУмаю ошибочно считать, что передачи Салавата ХАмидуллина ведут раскольническую деятельность против татар. Нет все его труда направлена на то, чтобы пробудить в этнических башкирах их башкирское самосознание. Если Вы смотрели его передачи то, поймете, что он говоря о башкирах того или иного района, выделяет не весь район а лишь некоторые его деревни, тем самым он естественно показывает, что не все жители района башкиры, а лишь некоторые. остальные же татары и т.д. Вы башкирофобы в любом башкирской активности татарофобство, что естественно потом пробуждает в вас башкирофобские настроения. мы башкиры просто хотим сохраниться как народ, как этнос и не надо нам в этом мешать. занимайтесь своими делами, сабантуями там и т.д.
Без пяти минут  башкир
#23 Без пяти минут башкир Гости 4 января 2017 17:24
На днях татарские муфтии во главе с Самигуллиным посетили Сурию . Поступок настоящих чмошников который бросает тень позора на татарский народ .
мосбаш
#24 мосбаш Гости 4 января 2017 22:01
Цитата: мосбаш
Вы башкирофобы в любом башкирской активности татарофобство

дополнение:
Вы башкирофобы в любом башкирской активности ВИДИТЕ татарофобство...



Цитата: Без пяти минут башкир
Мосбаш а кто утверждает что все ?

башкирофобы из соседней Татарии так и считают. Для них вообще нет башкир, им плевать на архивы и данный указанные путешественниками, в том числе и Ибн Фадланом. для таких шовинистов в мире есть татары и нетатары. Это нездоровые люди. И как только башкиры делают все, чтобы возродить своей национальное достояние, тут же высовывают свои чепчики башкироненавистники. я лично против того, чтобы кого-то делать башкиром или татарином или кем то еще. этническую принадлежность человек не выбирает, так же как и родителей, это даже не выбор человека, это воля Всевышнего. а со своим самосознанием пусть человек сам разбирается. главное не лгать и не издеваться, как это делаете вы и вам подобные люди.


Цитата: Без пяти минут башкир
во вторых я не могу доверить этим людям баш строительство

поясните, пожалуйста, что вы хотите сказать под "баш строительством"


Цитата: Гали
Это у них не привычка, а болезнь ума.

вы Гали тоже поясните, пожалуйста, о какой болезни ума идет речь.
Летчик
#25 Летчик Гости 5 января 2017 00:03
Цитата: kart-bure
и увидели перебрендирование татар в башкиры

В этом основное заблуждение гуманитариев по перековке татар в башкиры и башкир в татары. Хотя последние малость преуспели больше, но по независящим от них причинам, приписывая успех своим усилиям, чем раздражают башкирских коллег по этой сфере деятельности. Разочарую, но КПД усилий Салавата Хамидуллина ниже паровой машины, число просмотров смехотворно.
Работа по будированию у населения нац/самоидентификации малоэффективна в современных условиях, лучше пытаться сохранить что имеете. А уж попытки повлиять на самосознание духовными скрепами вообще несерьезны. Татары скребут каждого героя в надежде отыскать в ...ндатом колене предка татарина, башкиры крутят одну и ту же заезженную пластинку, потому как последние 200 лет похвастаться нечем. Подавляющему большинству по барабану про ваши скрепы, народ в аулах спивается, городские - маргиналы.
Без обидняков башкиры дауншифтеры, проигравшие войну цивилизаций. Это не их вина, это их судьба. Их может спасти только чудо, в которое мало верится.
Гали
#26 Гали Гости 5 января 2017 09:23
Цитата: Летчик
народ в аулах спивается,

В аулах Бурзянского района пьющих стало значительно меньше чем при советах. Раньше народ толпился возле конторы колхоза, в аульных магазинах не успевали подвести водки, а сейчас сидят по своим домам, каждый занят своим делом. Многие уехали на заработки. Приезжайте и Вы убедитесь - улицы аулов абсолютно пустые и днем и ночью.


Цитата: Летчик
башкиры дауншифтеры

"Жизнь ради себя", "отказ от чужих целей" присуще многим независимо от национальности, а что тут плохого? Но, утверждать, что у башкир нет стремления к благам - чушь! На пониженных скоростях двигаемся к этим благам - да!
kart-bure
#27 kart-bure Гости 5 января 2017 13:06
Ответ Летчику:
На счет заблуждения гуманитариев. Вы или ничего не понимаете или преследуете другие цели...
Фильмы Хамидулина не расчитаны на, как вы выражаетесь на дауншифтеров, количество которых судя по результатам у татар значительно больше. При вливаниях бюджетных кредитов от федералов, бузит небольшая кучка татар, которых можно перечислить пофамильно в РБ и РТ. А что произойдет если одна из башень Кремля прекратит обильные подпитки гнезда татаристов в Казани?
Фильмы смотрят в других республиках, за рубежом. Сегодня оформляется новая идея государства на просторах Евразии. Идеологов нового Евразийского мира мало интересуют мифы, созданные чикистами в рамках того государства, где они господствовали и которое по разным причинам утрачено.
Противостояния как такового между единым башкирским народом в восточном Татарстане, а т.ж. на левобережии Волги в др. областях Поволжья как такового нет. Его искусственно создавали чикисты, а сегодня оседлали другие силы из вне.
По большому счету в регионе идут глобальные процессы, связанные с переформатированием карты мира. Используются религиозный фактор и контролируемые разными противоборствующими силами миграционные процессы. Поэтому идет схватка идеологов и политологов на поле конструирования выгодных им мифов.
Казахи, бывшие Киргизской автономией наряду с БАССР до 30-ых годов создают мифы о принадлежности им в прошлом линии пограничной линии вдоль р. Урал от Магнитогорска, Орска, Оренбурга. Причина в том, что юг засушливого степного, полупустынного и пустынного Казахстана особо не пригоден для освоения из-за засушливого климата, недостатка водных ресурсов.
Он был пригоден в условия экстенсивного животноводства, когда башкиры на летовку гоняли свои табуны йэйлэгэ на Урал, переходя в брод р.Сакмару, а в зиму пасли многочисленный скот в малоснежной степи вплоть до Арала и Каспия.
На Среднем Урале в Е-бурге, столице металлургии вынашивают идеи организации Уральской республики вплоть до границ Казахстана. Активные попытки были при немце губернаторе Росселе. В г.Орске также мэрил немец (фамилию не припомню), а сегодняшний губер Оренбургской области немец Берг. Надо полагать эти управленцы наладили контакты с Германией. На слуху Греф, Миллер, ШрЁдер - монополисты, кто в Банковской сфере, кто в газовой.


Бывшие крепостными, за частую не имевшие даже имен, не говоря о фамилиях, но впоследствии ставшие русскими трудовой народ, сепаратисты пытаются использовать в своих интересах против башкир. Сами русские никакой силы не представляют. Образованные и передовые их представители массово мигрируют на запад РФ по большей части в Питер и Москву.
Также невозможно заставить мишарей мигрировать в восточном направлении. Они сильнее башкир интегрированы в российскую общность и поэтому концентрируются в тех же городах, что и русские.
Без пяти минут  башкир
#28 Без пяти минут башкир Гости 6 января 2017 10:04
При всем уважении к вашим годам ,но kart-bure аналитик из вас никудышный а все из за того что вы " читаете башкирские газеты по утрам" . Ну а теперь перейдем к нашим единым башкирам хозяевам Евразии у которых как минимум должен был быть общий язык .Кто нибудь объяснит мне с какой целью был внедрен так называемый литературный баш через буквы h и С язык , взамен существующего ? Кто нибудь из баш стратегов дал оценку этому тупейшему наивыйшей степени решению который в одночасье оттолкнул от баш проекта сотни тысяч людей . Кстати было бы интересно знать как отнесся к этому блистательному ходу З Валиди ?
Гали
#29 Гали Гости 6 января 2017 12:37

Цитата: kart-bure
Фильмы Хамидулина
....новая идея государства на просторах Евразии....идеологи....чекисты.....Противостояния как такового между единым башкирским народом.....в регионе идут глобальные процессы.......Казахи......немцы.....
Всё смешалось в доме облонских. love
kart-bure
#30 kart-bure Гости 6 января 2017 12:46
Процесс миграции русских с Урала объективен и остановить его невозможно. Понимая это русские начальники вокруг Магнитогорского Меткомбината, чтобы остаться управленцами среди "диких" башкир вступили в масонскую ложу "Форпост-30", организованную отставным офицером русского происхождения из Израильской спецслужбы "Мосада".
Похоже масоны Магнитогорска и татаристы Казани с помощью своих олигархов на порах Башкортостана и небольшой агентурной кучки сделали попытку ликвидации РБ. По проекту раздел Башкотостана должен был состояться по Уральскому хребту между Казанью и Магнитогорском. Началом операции раздела можно условно считать дискредитацию Бабая и его отставку. Башлыга Хамитов, как активный ТОЦовец в прошлом, был задействован для завершения ликвидации Башкортостана. Его Президентство началось с того, что некий олигарх - татарист организовал его первую после назначения поездку на родину олигарха в Саратов к губеру Ипатову. Следующая - встеча с Минихановым и организация представительства соседнего Татарстана в РБ при Хамитове.
Израиль имеет свои виды на регион. Положение их государства в Палестине катастрофическое, поэтому срочно реанимируется миф о Хазарии, в которую якобы активно входили чуваши и татарские мурзы. Но это оставим историкам.
Кто стоял у истоков создания партии большевиков и чикистов после распада Российской Империи объяснять нет смысла. И вот эти силы стали укреплять Казань в противовес Уфе, где им противостояли со своей идеологией вотчинники – башкиры, к тому времени со своей Башкирской Армией и Башкирским Правительством. Они перемещались по городам и весям Урала с поразительной легкостью, показавшую невозможность решения вопросов в Башкортостане без учета их интересов и очевидность действительных хозяев края. Башкирская власть перемещалась по линии Оренбург (Караван- Сарай), Челябинск, (Троицк, Орск) Темясово, Стерлитамак и потом Уфа.
1 2
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов?
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов? Коллектив генетиков и историков изучил генофонды пяти родовых объединений (кланов) северо-восточных
ОТЗЫВ НА ИНТЕРВЬЮ И.М. МИРГАЛЕЕВА В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ТАТАРЛАР» ОТ 17.04.2015
ОТЗЫВ НА ИНТЕРВЬЮ И.М. МИРГАЛЕЕВА В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ТАТАРЛАР» ОТ 17.04.2015 В прошлом 2014 году Институтом гуманитарных исследований открыт проект по изучению родовых
ИНТЕРВЬЮ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРИИ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПРОФ. Е.В. БАЛАНОВСКОЙ
ИНТЕРВЬЮ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРИИ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПРОФ. Е.В. БАЛАНОВСКОЙ Елена Балановская. Значительная часть
Вышла в свет монография С.И.Хамидуллина «Бурджаны в истории Евразии»
Вышла в свет монография С.И.Хамидуллина «Бурджаны в истории Евразии» Труд Салавата Хамидуллина, без преувеличений, вызвал большой интерес как в среде профессиональных
Тяжелая утрата
Тяжелая утрата
Тяжелая утрата
06.04.09 Культура
Тяжелая утрата На семидесятом году жизни после тяжелой продолжительной болезни умер Газим Газизович Шафиков – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан,
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса