АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ САКРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЬНИКА ИЛЬЧИГУЛОВО IV)
14.04.2016 3 510 28 root

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ САКРАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЬНИКА ИЛЬЧИГУЛОВО IV)

Культура
В закладки
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАК ОБЪЕКТЫ САКРАЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЬНИКА ИЛЬЧИГУЛОВО IV)



На примере курганного могильника Ильчигулово IV анализируются процессы сакрализации археологических памятников на Южном Урале. Подробно рассматривается история археологического изучения объекта. Анализируются работы отечественных и зарубежных авторов, материалы электронных изданий, видеоресурсы сети Интернет. На основе полевых исследований (май 2015 г.), восстанавливается хронология формирования сакрального пространства на территории объекта историко-культурного наследия. В заключении характеризуются современные процессы сакрализации, происходящие как на рассмотренном памятнике, так и на всей территории Южного Урала в целом.

Археологические памятники являются органическими элементами природно-культурных ландшафтов и до настоящего времени продолжают занимать важное место в обрядовой и культовой практике населения южноуральского региона. Более того, объекты, как и прежде, наделяются различными формами сакрализации и входят в группу ритуальных маркеров. Разрозненная информация о преданиях, легендах и обрядах, связанных с объектами археологического наследия, не систематизирована. Отдельные аспекты процесса сакрализации памятников, освещены в обзорных статьях и тезисах [1, с. 141–142, 2, с. 160–161, 3, 4], но проблемы формирования и трансформации данного явления, не становились предметом отдельного исследования.

Между тем археологические сюжеты в формировании новых сакральных пространств и объектов на территории Республики Башкортостан в последние годы проявляются все чаще, хотя «археологический» фактор этого феномена отнюдь не определяющий, а является лишь одной из его составляющих. Обратимся к конкретному примеру. В окрестностях дер. Ильчигулово (Миякинский район РБ) на площадке высокого сырта расположен известный средневековый некрополь – Ильчигулово IV (рис. 1), каменные оградки которого стали сейчас объектом поклонения и эпицентром формирования новых сакральных пространств.

Археологический контекст.

Первые археологические исследования близ д. Ильчигулово были проведены в XIX в. антропологом Н.М. Малиевым. В 1986 г. в ходе археологической разведки, Г.Н. Гарустовичем на той же территории обнаружено 7 новых курганов и могильников, относящихся к различным эпохам, в том числе и некрополь Ильчигулово IV. В ходе детального исследования памятника было обнаружено, что Выкладка №1 является пустой, а под Выкладкой №2 выявлено захоронение мужчины-воина со следами рубленой раны [5, с. 37–39]. Исследователь связывает изученные комплексы с инвентарными погребениями Ильчигуловского могильника, ранее изученного Н.М. Малиевым, и соотносит их с кочевниками XIV в., так же, он приходит к выводу, что исследованные оградки были возведены из камней, взятых из разрушенных насыпей данного могильника и сооружены не ранее XIX в. [1, с. 142].

Косвенным подтверждением выше приведенных данных является сюжетная линия башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» датируемый кон. XIV – нач. XV вв., где прилегающая к горе Нарыс-тау территория определяется как место захоронения главных героев.

«Покончив с войной, наконец,
Меч, отер он, лицо омыл,
Вновь остался у тех мест.
Где могила Идукая с Ынье,
Находилась у горы Нарыс» [6, С.186]

До 60-х гг. XX в., по сведениям местных жителей, а также по данным, содержащимся в научном отчете Г.Н. Гарустовича, наблюдались немногочисленные паломники, приходившие к выкладкам и к «святому ключу». В последующем объект вероятно теряет свою значимость, так как по его наблюдениям в ходе обследования территории «святой источник» использовался для охлаждения молока [5, с. 37]. Информация о вероятном захоронении здесь сахабов отсутствовала полностью.
Каким же образом произошло изменение структуры сакрального объекта?
Далее попробуем проследить хронологию событий.

Конструирование мифа.

Начало активного поиска верующими могил сподвижников пророка на территории Волго-Уральского региона относится к последним десятилетиям XX в. и связано не только с ростом религиозного самосознания, но и популярностью спорных идей Хисам ад-Дин ибн Шараф уд-Дин ал-Булгари Муслими и Тадж ад-Дина Ялсыгула аль-Башкурди, работы которых резко критиковалась как нетрадиционалистами Ш. Марджани и Р. Фахретдиновым, так и М.А.Усмановым [7, с. 134–166].

Следующий этап связан с посещением в 2010 г. делегацией суфиев из Башкортостана Шейха суфийского ордена Накшибандия Мухаммада Назима Адиль аль-Кубруси аль-Хаккани (проживавшего в Турецкой республике – Северный Кипр). Во время встречи ему были показаны фотографии предполагаемых мест захоронения сахабов на территории республики. Рассмотрев все фотографии, шейх указал на гору Нарыс-тау как место захоронения сподвижников пророка [8].


После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство. В 2011 г. на месте Выкладки № 1 воздвигается памятник с указанием имен двух сподвижников пророка Зубаира ибн Заита и Абдуррахмана ибн Зубаира и куполообразное сооружение (рис. 2), а над Выкладкой №2 только куполообразное сооружение (рис. 3). В 2012 г. у подножья горы строится мечеть, приуроченная к памятнику (рис.4).

Дополнительный импульс и «легитимизацию» объект получает в 2013 г. после его посещения сыном и приемником Мухаммада Назима Хаккани Мухаммадом (Мехмет) Адилем Хаккани аль-Кибруси, сопровождаемого представителями местного духовенства. В рамках ежегодного турне (2013 – 2015 гг.) Мехмета Адиля по «святым местам» каменные ограды могильника Ильчигулово IV, наряду с другими археологическими объектами – мавзолеи Хусаин-бека и Бендебике и др., включаются в основную часть программы его пребывания. Именно в день его посещения «святого места» можно наблюдать более 1000 паломников желающих почтить святыни (рис.5).

Некоторые рьяные паломники, обладающие «откровениями» не ограничиваются посещением «могил сахабов» и купанием в «святом ключе». Пытаясь расширить границы сакрального пространства они включают в него все новые объекты. Так, сотрудниками ИЭИ УНЦ РАН в ходе экспедиционного выезда в мае 2015 было зафиксировано включение в комплекс «Нарыстау»:

1) искусственной насыпи, сформированной, вероятнее всего, в результате строительных работ – т.н. «курган» находящегося в 40 м к ССВ от ограды №2. Некоторые паломники обходят объект семь раз, предполагая, что там также захоронен «аулия» (рис.6).
2) двух каменных набросков округлой формы диаметром 0,5 и 0,7 м сложенных в 320 м к юго-востоку от выкладки №1 на мысообразной площадке сырта. Между камнями зафиксированы куски ниток, материи и воткнутые вертикально вороньи перья (рис.7) [9].

Таким образом, на примере данного памятника археологии можно проследить одну из моделей формирования современных сакральных пространств и объектов – конструирование абсолютно искусственных представлений, поддерживаемых как официальным мусульманским духовенством, так и властными структурами на местах. В данном случае, эта модель стала фундаментом для продвижения в регионе идей суфийского ордена Накшибандия.

На сегодняшний день на Южном Урале насчитывается более сотни археологических памятников, подвергшихся сакрализации. Представители всевозможных религиозных течений и сект, в том числе и запрещенных, привлекают новых членов, используя традиционный для башкир обряд поклонения святым (аулия) [10, с. 114–124]. Именно этим объясняется значительное увеличение «мест поклонений» сформированных в первую очередь за счет выраженных в рельефе курганных насыпей, каменных оградок, выкладок, отдельных камней, гротов и пр. Наиболее стихийно эти процессы наблюдаются в Башкирском Зауралье.

Описываемые наблюдения не уникальны и практически аналогичные примеры фиксируются в других регионах России, странах СНГ (Казахстан, Кыргызстан), Западной Европе, Китае и др. Примером может служить широко распространенное движение неоязычников в Западной Европе, пытающихся возродить «религию предков». Члены этого движения активно используют древние тексты и накладывают их на известные археологические памятники, по-своему интерпретируя археологические исследования и попутно обвиняя археологов в сокрытии «истинных» знаний об исследуемом объекте [11, р. 185–199].

Рассматриваемое явление, безусловно, требует дополнительного исследования, а схожесть процессов происходящих на археологических памятниках, распространившихся по всему миру, свидетельствует о глобальности кризиса традиционных духовных ценностей, что обусловило поиск людьми новых или возрождение старых религиозных систем, дающих ответы на вызовы современного мира.

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ «Геоинформационная система «Ислам на Южном Урале» № 15-01-12014.

Литература

1. Гарустович Г.Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья // Уфимский археологический вестник. 2013. Вып. 13. С. 137–143.
2. Савельев Н.С. Малые культовые объекты Южного Урала: от археологии к этнографической современности //Документы и материалы по истории башкирского народа (с древнейших времен до середины XVI в.). Уфа, 2012. С. 128–166.
3. Тузбеков А.И., Бахшиев И.И. Объекты археологического наследия Башкирского Зауралья в современной ритуальной практике юго-восточных башкир // Ислам и государства в России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России – Оренбургского магометанского духовного собрания. Уфа, 22 октября 2013 г. / составители Р.М.Мухаметзянова-Дуггал, А.Т.Ахатов, И.В.Фролова, В.С.Хазиев / под общей ред. А.Б.Юнусовой. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2013. С. 99–102.
4. Куприянова Е.В. Заповедник «Аркаим» и проблемы популяризации археологии на Южном Урале // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 12 (341). История. Вып. 60. С. 22–29.
5. Гарустович Г.Н. Отчет об археологических работах в Мелеузовском, Кугарчинском, Чишминском, Миякинском, Бижбулякском и Зианчуринском районах Башкирской АССР по открытому листу формы №1 за №№ 406 и 407, в 1986 году. Уфа, 1987 / Личный архив автора.
6. Идукай и Мурадым // Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический эпос / Составитель, автор вступит. ст. и комм. Нур Зарипов / Ответ. ред. тома Р. Г. Кузеев. Уфа: Китап, 1999. С. 186.
7. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. Казань: Казанский государственный университет, 1972. 223 с.
8. http://www.youtube.com/watch?v=SMJHSa_iD_Y
9. Текущий архив ИЭИ УНЦ РАН. Отчет о командировке. 24 мая 2015 г.
10. Юнусова А.Б. Мобилизованный архаизм: новые тенденции в традиционной религиозной практике поклонения башкирских мусульман // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. № 3. С. 114–124.
11. Jutta Leskovar Neopaganism, archaeological content and the belief in “Celts” / Appropriate narratives: Archaeologists, publics and stories / [ed] Elisabeth Niklasson, Thomas Meier, Budapest: Archaeolingua, 2013 P.185-199.


Тузбеков А.И., Бахшиев И.И. Археологические памятники как объекты сакрализации (на примере могильники Ильчигулово IV // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. С.103-107.
Комментарии (28)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Зулия
#1 Зулия Гости 14 апреля 2016 19:57
Если разоблачать и опровергать каждый миф - тогда от религий ничего не останется, так как все конфессии построены на мифах. Достоверных фактов совсем немного, а вопрос - есть ли Бог - так и не решен.
Но в Исламе мифов поменьше будет, чем в Православии. Миф о чудесном воскрешении, святые мощи, чудеса, иконы и проч. в свое время атеисты рьяно боролись с мифотворчеством, результат оказались плачевными - так нынче утверждает новая пропаганда.
Если народу хочется верить - пусть верят. И что окрестности моей родной деревни оказались оказались объектом святопочитания - мне как бальзам на душу.
А вот страх перед экстремизмом - не надо нагнетать истерик.
Гирей
#2 Гирей Гости 14 апреля 2016 20:39
Цитата: Зулия
а вопрос - есть ли Бог - так и не решен. Если народу хочется верить - пусть верят.
нельзя народ держать за быдло и толкать ему опиум подешевле, типа схавает. В данном случае перед нами типичное мифотворчество, циничный новодел, именно и только самого последнего времени, сляпанное на коленке отчасти людьми с сектантским мышлением, отчасти просто бессовестно убежденными в своем праве и обязанности обманывать и пасти башкирский народ. В надежде (увы, иногда оправданной) на наивность башкир. К Исламу подобное мифотворчество не имеет никакого отношения, более того, Ислам к таким вещам относится очень настороженно, это Единобожие.
Цитата: Зулия
в свое время атеисты рьяно боролись с мифотворчеством, результат оказались плачевными
чем?
Цитата: Зулия
А вот страх перед экстремизмом - не надо нагнетать истерик.
а зачем он у Вас? в статье к примеру ни одного о нем упоминания, а у Вас откуда-то фигурирует.
Цитата: Зулия
И что окрестности моей родной деревни оказались оказались объектом святопочитания - мне как бальзам на душу.
занятно. А почему? Т.е. Вас не интересует, что в реальности вам подсовывают фальшивку, зато моя деревня святопочитается? smile
Цитата: Зулия
а вопрос - есть ли Бог - так и не решен.
давно решен. По крайней мере - для верующих. Сама такая постановка вопроса может просто вывести человека из Ислама.Сомнения - до принятия. А не после. Это же не игрушки, это религия.
Зулия
#3 Зулия Гости 14 апреля 2016 22:23
"памятник с указанием имен двух сподвижников пророка Зубаира ибн Заита и Абдуррахмана ибн Зубаира "
---------------
Памятники далеко не всегда устанавливаются именно на месте захоронения. Часто имеют чисто символическое значение. И сами герои далеко не всегда соответствуют реальному образу. Святые на деле оказываются совсем не святыми. Но раз канонизированы - значит святопочитаются.
Бесчисленные памятники героям ВОВ - чем не почитание, разоблачение считается чуть ли не кощунством. Герои-панфиловцы - реальный факт или нет - разве так важно? Зоя, Гастелло, Матросов.


А вот страх перед экстремизмом - не надо нагнетать истерик.
а зачем он у Вас? в статье к примеру ни одного о нем упоминания, а у Вас откуда-то фигурирует.
,

https://www.youtube.com/watch?v=EwT7o7CWyyA
3:09
"А тут Назим Хаккани сеет экстремизм среди башкир и татар"
Гирей
#4 Гирей Гости 15 апреля 2016 00:18
Цитата: Зулия
Памятники далеко не всегда устанавливаются именно на месте захоронения.
к чему все это? В данном случае памятники означали именно то, что хотели сказать их устроители: якобы там захоронены сахабы. Это VII век. В реальности это известная археологам "могила Идукая" - а точнее, какого-то башкирского бия XIV века, могила кыпчакского типа. Т.е. на 7 (семь!) веков разницы. Это такой же временный промежуток, что отделяет, к примеру, Орду от РФ. Есть, наверное, сходства, но есть ведь и различия? smile
Цитата: Зулия
Зоя, Гастелло, Матросов.
они герои. Но не святые. Это гражданское почитание. И да, в этом случае также считается важным: этот человек тут лежит или непонятно кто.
Цитата: Зулия
И сами герои далеко не всегда соответствуют реальному образу.
сахабы - это не герои, а сахабы. Это точно определенное слово, никаких "несоответствующих" толкований его нет: здесь либо сахаб, либо не сахаб. Святых в Исламе нет. Аулия таковыми называют, чтобы людям, воспитанным в христианских понятиях, было понятнее, но это не канон. В суфизме сложнее, там они часто носители эзотерического знания, это отдельное дело. Но то, что творит Кильдин и К, возмущало и высмеивалось всеми суфиями РБ, с которыми мне приходилось встречаться.

По экстремизму. И где о нем в статье? А ролик широко известный, в нем тоже не видно никакой истерии, он даже забавен.
Цитата: Зулия
"А тут Назим Хаккани сеет экстремизм среди башкир и татар"
а разве неправда? да еще в весьма издевательских выражениях. Как для дебилов.
корт
#5 корт Гости 15 апреля 2016 12:44
Цитата: Зулия
Назим Хаккани сеет экстремизм среди башкир и татар

Причём, среди интеллигенции. Вы эти шаманские пляски т.н. хакканитов (мусульмане? - скорее язычники) смотрели? Знакомые лица известного в РБ журналиста, научного работника и т.д. не заметили? Я за свободу вероисповедания, но зачем прикрываться мусульманской? И так всяких экстремистов хватает.
Летчик
#6 Летчик Гости 15 апреля 2016 14:38
Цитата: Зулия
Герои-панфиловцы - реальный факт или нет - разве так важно?

Смотря для кого. Мы теперь знаем, что многие героические события ВОВ оказались вымыслом. Не было 28 панфиловцев, подвиг Зои весьма сомнителен и прочие. Не зря недвано архивы закрыли и вроде как уволили Мироненко. Конкретного подвига не было, было враньё, но ведь дивизия Панфилова действительно остановила немцев, были другие герои, которые погибли и мы их не знаем. Не знаю, является ли конкретное враньё тем фундаментом на котором стоит воспитывать подрастающие поколения. Так можно вырастить нигилистов.
корт
#7 корт Гости 15 апреля 2016 17:59
Цитата: Летчик
Мы теперь знаем, что многие героические события ВОВ оказались вымыслом.

Каждый видит и слышит только то, что он хочет увидеть и услышать. Наслаждаться очернением своих пращуров может только человек с больной психикой (мазохизм и пр. прелести). Эти деятели либерастического толка неизлечимы, посему вести с ними диалог - "метать бисер ...".
Последние политические провалы наших т.н.либеральных руководителей уже ясно показывают провал этой модели на российской почве. Ну не их народ, какую-то историческую память, гордость, самолюбие имеет. И не всё "хавает".

Гость
#8 Гость Гости 15 апреля 2016 19:27
3 последних комментария просто не про тему. Тут тема о сакрализуемых объектах, а не о панфиловцах,экстремизме ( кстати эти - "пляски" - исламский суфизм, зикр)
Гирей
#9 Гирей Гости 15 апреля 2016 20:28
Цитата: Гость
кстати эти - "пляски" - исламский суфизм, зикр
да, но лучше не обобщать. А так да, открытый зикр. В РБ его в жизни не было. Зайнуллу Расулева в свое время выгнали по просьбе местных трудящихся и шейхов Курбангалиевых именно за попытку этого нововведения - вполне характерного, скажем, для Турции и Кавказа.
Гостт
#10 Гостт Гости 15 апреля 2016 22:11
Да уж, чудные дела.....
Башкиры приняли в далеком прошлом свой состав и кровь даже чуждые элементы: калмыков, финно-угров,родственных казахов, чартов, памирцев и т.д.
Башкиры принимали не мало даже из татарской одежды, что даже их "татароязычность", элементы культуры...
А сейчас от русского окружение идет ассимиляция, смешанные браки и т.д
А вот зикр громкий принимать не хотели и сейчас не хотим, как и тарикат.
Их из, какие наши башкиры упертые
корт
#11 корт Гости 15 апреля 2016 22:35
Цитата: Гостт
А вот зикр громкий принимать не хотели и сейчас не хотим, как и тарикат.

Я и говорю - не тот народец попался, прямо традиционалисты какие-то. bully И религиозным фанатизмом не отличаются - редиски. wink
Тогрул
#12 Тогрул Гости 16 апреля 2016 11:38
"Зайнуллу Расулева в свое время выгнали по просьбе местных трудящихся и шейхов Курбангалиевых" - прямо- таки "по просьбе трудящихся"? Эх, как заговорил, Бердин... Как в 30-ые годы прошлого века.Кто знает, через годы не найдется ли в архивах его письмишко собственноручное, как у Сайфи Кудаша "я собственноручно выявил врагов народа..." и предал весь цвет башкирской нации. Шульган ты наш, Азат Бердин.
Гость
#13 Гость Гости 16 апреля 2016 12:21
И религиозным фанатизмом не отличаются - редиски.

Тут ещё все чуднее.

Саит,Карасакал, Батырша часто опирались на призыв к джихада...
А Кубангалиев вообще с татарчиком Рашитом Ибрагимовым в 1930-1940 гг. За панисламизм, построении исламского гос-ва в Азии глотки рвали.

А современные наши башкирцы говорят: " не, не хотим, это не наше , мы с татарятами за светчкость, светскость хотим"
Гирей
#14 Гирей Гости 16 апреля 2016 15:17
Цитата: Гость
Саит,Карасакал, Батырша часто опирались на призыв к джихада...
да, и что? они близко не были сектантами вроде тех же хакканитов. ВСЕ мусульмане опираются на призыв к джихаду. Просто его условия и формы всегда разные и непонимание их оценивается в Исламе очень жестко.
Цитата: Гость
А Кубангалиев вообще с татарчиком Рашитом Ибрагимовым в 1930-1940 гг. За панисламизм, построении исламского гос-ва в Азии глотки рвали.
а вот это неправда. Как раз Курбангалиев был ярым сторонником единой России, настолько, что поначалу даже сомневался в необходимости национально-территориальной автономии - хотя потом понял ее необходимость, предполагая ее по подобию казачьих Войск в империи. За это он глотки рвал. А за панисламизм - приведите хоть один пример.
Цитата: Гость
А современные наши башкирцы говорят: " не, не хотим, это не наше , мы с татарятами за светчкость, светскость хотим"
вот это подзуживание как раз и есть мифотворчество постсоветской башнацителлигенции, ес-но, светской, другой нет: попытка, не вникая, напялить на себя любой культ, чтобы грозить: мы страаашные! дайте нам за это что-нибудь. А то смотрите, вот Батырша призывал к джихаду! В своей наивности, стремлении вернуть утерянный контроль над башкирской молодежью, мимо них ушедшей в Ислам, они побежали за уходящим поездом, даже не вникая в Ислам и не понимая, с чем играют. Взять мотив выбора бабайской медийной тусовкой в качестве модного бренда того же шейха Назима Хаккани - ведь это анекдот: у него одна из жен башкирка! значит, нам подходит! И давай на Кипр гонять и в ногах у заграничного шейха мычать под издевательскую ухмылку его зама по СНГ, Марата Сафина (брата Алсу и сына того самого Ралифа).
Цитата: Гость
И религиозным фанатизмом не отличаются - редиски.
да, не отличаются. Ислам - религия, она для души и ума, а не для фанатизма. Кстати, вспомните перечисленных персонажей истории Башкирии: ни у одного не видно фанатизма. Где? Это у Батырши-то, автора рассудительного трактата?
Летчик
#15 Летчик Гости 16 апреля 2016 22:10
Цитата: корт
Каждый видит и слышит только то, что он хочет увидеть и услышать.

Нормальному человеку свойственно искать правду, дурак всю жизнь может верить в чудеса.
"Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел" - справка-доклад сов секретно 1948 г Главный военный прокурор ВС СССР генерал-лейтенант юстиции Н. Афанасьев.
http://nehrist.at.ua/page/doc_panfilov.htm
Известный публицист Максим Шевченко точно сформулировал разумное отношение к произошедшему - 28 панфиловцев – это был важный мобилизационный миф. И 28 панфиловцев, и политрук Клочков, и вставший киргиз с гранатой под танк, возможно, сказка. Но эта сказка, которой люди верили, она вдохновляла огромное количество людей на борьбу...
http://www.russkiymir.ru/publications/192954/
Цитата: Гирей
попытка, не вникая, напялить на себя любой культ, чтобы грозить: мы страаашные! дайте нам за это что-нибудь.

Вы Бердин тем же самым занимаетесь, мы суперпатриоты! д....
Гирей
#16 Гирей Гости 16 апреля 2016 22:40
Цитата: Тогрул
прямо- таки "по просьбе трудящихся"? Эх, как заговорил, Бердин... Как в 30-ые годы прошлого века.
какая догадливость! удивительно! Вы правда сами догадались? а я думал, никто не догадается, откуда такие формулировки.
Цитата: Тогрул
через годы не найдется ли в архивах его письмишко собственноручное, как у Сайфи Кудаша "я собственноручно выявил врагов народа..." и предал весь цвет башкирской нации.
ну как же! Зачем, думаете, Госархив подчинил лично ВВП? Правда, пока доносами на башкир, особо и не скрывая этого, занимаются именно хакканиты. На Бердина в том числе: то ли, оказывается, ваххабит, то ли крышует ваххабитов smile . А размах их доносов был великолепен: от ВВП и ФСБ до АНРБ и чуть не Спортлото. Кстати, до этого доносами и исками на Карагая занимался шеф поганого проекта "Уфимская губерния" некто Швецов. С плачевным правда для себя результатом: объявлен ВС РБ лжецом и клеветником, и сам условно осужден по 282 УК РФ. за экстремизм и башкирофобию. И глупость.
Цитата: Летчик
28 панфиловцев – это был важный мобилизационный миф.
добавлю: суть мифа не в том, что он ложен: ведь действительно под Москвой и в ВОВ в целом стояли насмерть множество солдат, включая панфиловцев. Так что шумиха вокруг этого реально нехорошая. И подвиг - был, вне зависимости от частностей интерпретации боевого пути панфиловцев в битве под Москвой совравшим рабкором Кривицким. Вы характерно обрываете цитату, было то: "...это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах."
Цитата: Летчик
тем же самым занимаетесь, мы суперпатриоты!
нет. Видите ли, окарикатурить можно любую позицию. Но позиция Гостя карикатурна сама по себе. А моя - нет. Покажите, где я таким манером выражаюсь? Кстати, сами дали пример: мы, видите ли, не суперпатриоты. Мы - патриоты. Патриотизм - естественное, в том числе для башкир, явление. Мы его разделяем. Я тоже, сознательно. "Суперпатриотизм" - это без меры, вроде национализма, исламизма, а потому карикатура.
Баш
#17 Баш Гости 18 апреля 2016 16:47
И комментирование сдулось и летчика, мультиплекса, ирека с галей не видно
Летчик
#18 Летчик Гости 20 апреля 2016 16:46
Цитата: Гирей
И подвиг - был, вне зависимости от частностей интерпретации боевого пути панфиловцев в битве под Москвой совравшим рабкором Кривицким

У подвига всегда есть конкретное лицо. А когда узнаем что оно лживо, вымысел, то подвиг тускнеет и трудно объяснить людям что подвиг вообще тоже неплохо. Все мы клялись быть пионерами с именем Зои Космодемьянской, а когда узнали что жгла дома советских крестьян выгоняя на лютый мороз зимы 41 года детей, стариков, а не убивала фашистов, то возникал вопрос - это героизм или что-то другое? Не каждый примет вашу формулу подвигу быть вне зависимости от частностей.
Цитата: Гирей
Видите ли, окарикатурить можно любую позицию. Но позиция Гостя карикатурна сама по себе. А моя - нет

Это потому что она ваша. С стороны она не карикатурна, как минимум наивна. Вы много насочиняли фантазий по части современных башкир, элиты, себя.
Гирей
#19 Гирей Гости 24 апреля 2016 07:57
Цитата: Летчик
С стороны она не карикатурна, как минимум наивна. Вы много насочиняли фантазий по части современных башкир, элиты, себя.

приведите примеры, будет польза. А то у Вас постоянно, почти по каждому доводу начинаются проблемы с фактами, посмотрите хоть на соседнюю ветку.
Цитата: Летчик
А когда узнаем что оно лживо, вымысел, то подвиг тускнеет и трудно объяснить людям что подвиг вообще тоже неплохо.

верно. Но в случае с панфиловцами лжи про подвиг не было. Была ложь Кривицкого о Кужебергенове и ограничение числом 28. Ничего настолько страшного - при правильной постановке все это легко было разъяснить, совершенно не десакрализуя подвига. Но перестроечным свиньям нужно было именно вывалять в грязи все, до чего могут безнаказанно дотянуться, все, что сами совершить не в состоянии. То же с Космдемьянской. Да я с детства помню описание подвига в учебнике для младших классов: никого она там не убивала, а именно собиралась поджечь конюшню и вообще помещения, оккупированные немцами. Это справедливо воспринималось как правильная, патриотическая вещь: диверсионная работа наших партизан. Они все были колхозными, это и так ясно, ну неужто немцы свои успели понастроить. И выгоняли на мороз именно немцы. Тут опять важно на чем акцентировать, и в каких целях.
Цитата: Летчик
Не каждый примет вашу формулу подвигу быть вне зависимости от частностей.

это не моя формула. Я касался именно конкретных случаев и грязных кампаний очернения вокруг них.
корт
#20 корт Гости 25 апреля 2016 14:06
Цитата: Летчик
Но эта сказка, которой люди верили, она вдохновляла огромное количество людей на борьбу...

Весь исторический эпос - это "сказка". И это правильно, что он направляет людей на борьбу за справедливость. Согласен с Гиреем, что
Цитата: Гирей
Но перестроечным свиньям нужно было именно вывалять в грязи все, до чего могут безнаказанно дотянуться, все, что сами совершить не в состоянии.

Посмотрите т.н. "аналитические" теледебаты, ну хотя бы Соловьёва. "Пятая колонна" (их так величают дабы предателями не называть) - прямо призывает к низложению нашей государственности. И это всё практически по два раза в неделю и на многих ведущих каналах. Это для чего делается? А т.н. передачи развлекательного характера - лучший тот, кто кого-то копировал, т.е. подражание обезьянам. Не создал, а копировал! - Гениально.
Кто-то там в высшем руководстве о ПАТРИОТИЗМЕ много разговаривает?!
А детские конкурсы - все (или практически все) поют не на наших родных языках, но на английском. Правильно. Повторю свою мысль - дети должны с молоком матери впитать английский (точнее - его американский диалект, дабы правильно понимать приказы хозяев.
Я это к тому, что ныне у руководства страны (медиаресурсы то под ними) воиствующая серость со своими клерками - импотентами во всех аспектах своего существования (кроме, разве что, естественных потребностей) с успехом промывают мозги всем нашим соотечественникам с большим успехом. Скорость деградации общества поразительно велика.
Не хочу цитировать знаменитое стихотворение М.Горького - дабы не "накаркать", но с пожеланием - держитесь "Гиреи".
<fi
#21 <fi Гости 28 апреля 2016 07:22
Гирей, а теперь иди и пиши о "сакрализации" соленого родника около Красноусольского санатория. Огромнвя церковь на горе, большие монастырские постройки на берегу, везде огорожено, ПРОСТО ТАК НИКТО НЕ ПРОЙДЕТ. а ВЕДЬ ИЗВЕСТНО, (даже фамилия известна) кто подбросил икону на родник, а какой поп ее "нашел". Об этом один кандадат исторических наук подробно описал еще в конце в девяностых годов в "Советской Башкирии", приводил документы из церковных архивов.
Гирей
#22 Гирей Гости 28 апреля 2016 18:52
Цитата: <fi
Гирей, а теперь иди и пиши о "сакрализации" соленого родника около Красноусольского санатория.
я не спец smile. Написали уважаемые коллеги из ИЭИ УНЦ РАН им. Р.Г,Кузеева Тузбеков и Бахшиев. К ним какие-то претензии?
Цитата: <fi
Об этом один кандадат исторических наук подробно описал еще в конце в девяностых годов в "Советской Башкирии", приводил документы из церковных архивов.
давайте ссылку, интересно. А, что, Кильдину очень хотелось походить на такого подбрасывающего попа? Не терпится поторговать опиумом для народа? Мне рассказывали сегодня что творилось на придуманной им "могиле Урал-батыра", смех и грех. Возможно, выложим. Он подставил и хакканитов как джамаат и их шейхов, и Назима, и Мехемета аль-Хаккани. И умму и дават в Башкортостане в целом.
Гали
#23 Гали Гости 28 апреля 2016 22:01
Цитата: Гирей
Мне рассказывали сегодня что творилось на придуманной им "могиле Урал-батыра", смех и грех.

"После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство".
1. По тексту, был там могильник, а не пустое место. Правильно, Гирей? 2. На кого оформлена и кто давал разрешение на строительство? 3. Если нет разрешительных документов, эти сооружения должны быть снесены, так? 4. Кто нить обращался в прокуратуру по этому поводу?
Почему Кильдину не смеяться, если Вы, Гирей, даже об этом не задумываетесь?
Гирей
#24 Гирей Гости 28 апреля 2016 22:30
Цитата: Гали
"После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство". 1. По тексту, был там могильник, а не пустое место. Правильно, Гирей?
читайте же внимательно! Это РАЗНЫЕ могилы и предприятия Кильдина. Нарыс-тау - это т.н. "могила Идукая", Ильчигулово-IY, выдаваемое хаккканитами за могилы сахабов, об этом текст. С "могилами Урал-батыра" отдельная история, возможно, расскажем в красках и лицах smile .
Цитата: Гали
2. На кого оформлена и кто давал разрешение на строительство?
понятия не имею. Спросите у "Медиа-мюршида" smile
Цитата: Гали
3. Если нет разрешительных документов, эти сооружения должны быть снесены, так?
зачем? Иначе кресты по всей Башкирии придется сносить именно в обязательном порядке. Не все, но многие.
Цитата: Гали
4. Кто нить обращался в прокуратуру по этому поводу?
зачем?
ну, станьте первым. lol
Цитата: Гали
Почему Кильдину не смеяться, если Вы, Гирей, даже об этом не задумываетесь?
зачем?
читатель
#25 читатель Гости 29 апреля 2016 09:05

Буду ждать с ЗУР удовольствием следующего материала о происходящих делах и процессах в общественно-культурной жизни мусульманского общества республики.
корту
#26 корту Гости 29 апреля 2016 13:19
корт, вранье, пропагандонство, создание героя, при его равной с прочими эффективности, наличии уже учтенных раз статистических показателях, кто из пилотов персонально сколько вражеских самолетов сбил, вне идеол., экон., полит. измерений, просто вранье. Сбивали примерно одинаково, гауссиан.
Но сделали 1 "героя" из эскадрильи, искусственно.
Поддерживать эту утку = оскорблять всех пилотов, и "героя" тоже, рабочих лошадок, ибо примерно равными были все, соображают, умеют считать, по возвращении домой родным скажут. Сказали.
корт
#27 корт Гости 30 апреля 2016 17:36
Цитата: корту
вранье, пропагандонство, создание героя, при его равной с прочими эффективности,

Вы сами себе противоречите. Враньё и пропаганда - вещи суть разные. Не сомневаюсь, что в вопросах пропаганды допускаются гиперболы, но не враньё. Конечно, нет ничего хорошего, если подвиг того или иного человека умолчали. Но нет ничего плохого и в том что умолчали и подлость, трусость и т.д. Нужны положительные примеры, а, простите "дерьма" и в обыденной жизни хватает.
Меня отец учил - ни булха да якшылык бары быр койта. Так что "надежда и должна умирать последней".
Азамат
#28 Азамат Гости 5 мая 2016 10:21
Мда, промелькнула было в обсуждении дельная мысль от Гали насчет обращения в прокуратуру (по сносу самостроя и пресечении спекулятивной шабашки на Нарыстау), но до практической реализации дело, видимо, не дошло. А жаль. Идоло-строительство на полном подъеме. Меняют старые космодемьянские рога с лапшой от рабкоров на новые плясовые копыта от кильдина и компании... Ой низзя оставлять паству без духовной "пищи", а не то вырастут "нигилистами", сетуют летчик и корт. Куда ж народу без духовных скреп на нитках и вороньих перьях?
Проблемы архаизации мусульманской уммы Башкортостана
ПРОБЛЕМЫ АРХАИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ БАШКОРТОСТАНА В социокультурной динамике современной мусульманской уммы Республики Башкортостан выделяется несколько
НЕДЕЛЯ УТРАТ
НЕДЕЛЯ УТРАТ
НЕДЕЛЯ УТРАТ
12.10.15 Новости
НЕДЕЛЯ УТРАТ Научный мир и общественность Башкортостана понесли тяжелую, невосполнимую утрату. От нас ушли один за другим двое выдающихся ученых и общественных
Мировая наука ждет Древнюю Уфу
Мировая наука ждет Древнюю Уфу Уфа уверенно пробивает себе дорогу к числу древнейших городов Евразии. 15 марта в этом отношении стал неким рубежом в ее судьбе.
ЭПОХА КУЗЕЕВА
ЭПОХА КУЗЕЕВА
ЭПОХА КУЗЕЕВА
05.04.09 Культура
ЭПОХА КУЗЕЕВА 10 января 2009 года исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося ученого-этнолога, академика Раиль Гумеровича Кузеева Крупный историк, этнолог и
Мифы
Мифы "научной" оппозиции Республики Башкортостан В Республике Башкортостан в последнее время с завидной регулярностью стали появляться работы западных и местных
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса