ЗА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ: БАШКИРЫ В ЭПОХУ СМУТЫ
04.11.2015 8 613 79 root

ЗА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ: БАШКИРЫ В ЭПОХУ СМУТЫ

Культура
В закладки
ЗА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ: БАШКИРЫ В ЭПОХУ СМУТЫ


…Этот праздник имеет прямое отношение к истории башкирского народа и Башкирии, поскольку в это время башкиры приняли активное участие в борьбе с польскими интервентами и отрядами самозванца Лжедмитрия II 1 .

В 1608—1609 гг. в России сложилась ситуация двоевластия. В Московском Кремле находился законный царь Василий Шуйский, а в Тушино, в Подмосковье стоял лагерем самозванец, известный в истории как Лжедмитрий II, именовавший себя царевичем Дмитрием Ивановичем. Правительство Василия Шуйского, поскольку он был избран не Земским собором, а Боярской думой, не пользовалось авторитетом. Ситуация осложнилась вмешательством поляков, а с 1609 г. началась открытая польско-литовская интервенция. Страна раскололась на два лагеря, причем большая часть городов и земель присягнула самозванцу.

Не признали его только в Новгороде Великом, Смоленске, Рязани, Коломне, Казани, Сибири. Самозванец рассылал по всей стране свои отряды, которых сопровождали «литовские люди», они силой приводили население к присяге, уничтожали представителей власти Василия Шуйского. К «тушинцам» примкнула часть татар, чувашей, марийцев. Так, например, летом 1610 г. арзамасские татары дрались на стороне Лжедмитрия II, в это же время некоторые из них воевали против его отрядов2. С осени 1608 г. в Среднем Поволжье шли боевые действия между сторонниками законной власти и самозванца. Казань и Нижний Новгород были отрезаны и блокированы от территории страны восставшими марийцами, татарами, чувашами, мордвой и «тушинцами».

Башкиры в этот труднейший период истории страны не поддались обещаниям самозванца, оказались верны своим обязательствам перед государством, присяге, данной московскому царю. Они приняли активное участие на стороне правительственных войск в борьбе с отрядами самозванца и пришедшими вместе с ними интервентами. Весной 1606 г. под предлогом замены воеводы и военных отрядов было сформировано и отправлено на службу в Астрахань и Нижнее Поволжье большое войско во главе с боярином Ф.И.Шереметевым, получившее название «Понизовая рать». Основу войска составляли, наряду с московскими стрельцами, нижегородские и арзамасские дворяне. В 1608 г. правительство Василия Шуйского призвало на помощь «понизовую рать», которая, выступив из Царицына, двинулась на Казань и Чебоксары. Здесь в Среднем Поволжье к ней присоединились отряды И.Н.Салтыкова, боярина князя И.В.Голицына, окольничего князя Д.В.Туренина и других командиров. 1 декабря 1608 г. к блокированному Нижнему Новгороду с боями пробился отряд во главе с А.А.Микулиным и Б.А.Износковым, в составе которого вместе с дворянами, стрельцами, астраханскими казаками и чувашами были башкиры.

Во главе объединенного войска стал воевода А.С.Алябьев. 2 декабря его отряд отбил у тушинцев Балахну, а 5-го разгромил все отряды противника, осаждавшие город3. 10 декабря под с. Ворсмой произошел крупный бой, в котором отряд Алябьева нанес поражение «тушинцам». В этом бою отличились башкиры4.

Ворсма была разграблена и сожжена, а мятежники, отступившие к с. Павлово, были вновь разгромлены. В начале января 1609 г. башкиры в составе войска Алябьева начали движение к Мурому и осадили его. 27 марта часть его войска (всего около тысячи чел.) подошла к Владимиру. В городе вспыхнуло народное восстание, владимирцы присягнули на верность В.Шуйскому. В апреле-мае отряды Алябьева совершили рейд на Касимов, подчинявшийся «тушинцам»5. В течение зимы 1609—1610 гг. правительственные войска в упорных боях разбили силы самозванца в Подмосковье и в марте 1610 г. вступили в столицу. Сразу по прибытии в Москву нижегородские служилые люди были отпущены домой, вероятно, вместе с ними были отправлены и башкиры, выполнившие свой долг.

Однако боевые действия не прекращались, войско Речи Посполитой снова захватило Москву, и зимой 1610—1611 гг. формируется ополчение, известное впоследствии как Первое. Его руководителями в условиях отсутствия законной верховной власти стали П.П.Ляпунов, боярин князь Д.Т.Трубецкой и казачий атаман И.М.Заруцкий. Около 17 февраля 1611 г. из Нижнего Новгорода в поход выступили главные силы «понизовых городов» во главе с первым нижегородским воеводой князем А.А.Репниным6. Действия этого ополчения оказались неудачными. Москву освободить не удалось, Ляпунов был убит на казачьем кругу, ополчение превратилось в казачьи «таборы», осаждавшие столицу, и потерпело поражение.

Неудача Первого привела к созданию Второго ополчения К.З.Мининым и князем Д.М.Пожарским. 20 августа 1612 г. оно прибыло под Москву, заняв позиции у Арбатских ворот. 21 августа на помощь гарнизону Москвы подошло польско-литовское войско гетмана Яна Ходкевича. 22 августа произошло сражение войск гетмана с ополчением Пожарского. В этом бою на помощь сражавшимся пришли конные сотни Первого ополчения. Они нанесли полякам внезапный удар и вынудили их отступить. 24 августа произошло второе сражение польско-литовских войск с ополченцами. В ожесточенном бою полякам удалось прорвать оборону ополченцев, вынудив их к вечеру отступить.

Положение спас Минин, лично возглавивший ночную контратаку, которая отбросила поляков. В результате 28 августа войска Ходкевича, понеся потери и не имея подкреплений, отступили от Москвы, а 27 октября польский гарнизон капитулировал. Ополченцы, в том числе и башкиры, вступили в освобожденный Кремль.

Как видим, башкирская конница входила вначале в состав Первого ополчения под руководством боярина князя Д.Т.Трубецкого, а затем в состав Второго ополчения К.З.Минина и Д.М.Пожарского, участвуя в освобождении Москвы от польских интервентов. Этот факт подтверждает грамота уфимскому воеводе Ф.А.Алябьеву царя Алексея Михайловича, в которой говорится: «Башкиры при прежних государях и при отце нашем, Блаженные памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея России и против поляков, а в Московское разорение были под Москвою и до Московского разорения были в нашей службе под Новым Городом на Бронницах с боярином с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после де того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского»7.

Таким образом, войдя в Первое ополчение в феврале 1611 г., башкиры выступили из Нижнего Новгорода в составе сил «понизовых городов» и участвовали в бою под Бронницами. Затем они оставались под Москвой, а с прибытием Второго ополчения, поступив под начало князя Пожарского, участвовали в боях с польско-литовской конницей гетмана Ходкевича 22—24 августа 1612 г. Башкиры вместе с казаками и поместной конницей смогли противостоять польско-литовской кавалерии, считавшейся на то время одной из лучших в Европе. В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608—1610 гг. и 1611—1612 гг. силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства.

Примечания

1 Очерки по истории Башкирской АССР. — Уфа, 1956. — Т. 1. — Ч. 1. — С. 99.
2 Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края). Монография. — М.: Нижний Новгород, 2009. — С. 66.
3 Сенюткин С.Б. Указ. соч. — С. 64.
4 Акты исторические. — СПб., 1841. — Т. 2. 1598—1613. — С. 142.
5 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. — СПб., 1836. — Т. II. 1598—1613. — С. 204—205.
6 Акты, собранные в библиотеках и архивах… — С. 302—303.
7 Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БАССР. — Стерлитамак, 1922. — Вып. 2. — С. 22.


Рамиль Рахимов, к.и.н., с.н.с. РИСИ.
Ватандаш. 2012. №10. С.20-23.
Комментарии (79)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Зулия
#1 Зулия Гости 4 ноября 2015 11:07
"присяге, данной московскому царю."
- которому из царей?
Сак
#2 Сак Гости 5 ноября 2015 18:31
"Этот факт подтверждает грамота" -ради этой грамоты башкиры положили головы, а потом по всей Башкирии регулярная расай армияхы проходила утюгом, буквально истребляя башкир.
Гирей
#3 Гирей Гости 6 ноября 2015 17:18
Цитата: Сак
ради этой грамоты башкиры положили головы
они не ради грамоты их клали, а за свои права, сопряженные с почетной обязанностью - воинского народа и сословия.
Цитата: Сак
а потом по всей Башкирии регулярная расай армияхы проходила утюгом, буквально истребляя башкир.
Вы путаете и языки, и место, и время разных событий. Это примерно аналогично заявлению: Гагарин полетел в космос, а потом Крым отсоединился от Украины. А это разные вещи.
В начале 17 века это скорее башкиры имели возможность "проходить утюгом", где считали необходимым.
Гость
#4 Гость Гости 6 ноября 2015 18:39
Если Иван дал грамоты, то потом романовские войска карателей прилагали большие усердия для поиска и уничтожения этих грамот.
Гали
#5 Гали Гости 6 ноября 2015 19:48
Цитата: Гирей
они не ради грамоты их клали, а за свои права, сопряженные с почетной обязанностью - воинского народа и сословия.

Сколько их то было? Пару человек? Пару сотен? Пару тысяч?
Вы пройдитесь по ссылкам, на какие данные опирается автор и убедитесь, что пара строк тут только исторические, а остальное мнения историка-сказочника. Вы же привыкли, что вас, историков не проверят, поэтому оригинал не цитируете, правда?

Кто Вам сказал, что они (башкиры) были из Башкирии, а не Самарские или другие башкиры? Какие же права добились, скажем, самарские башкиры от царя Ивана?

"Башкиры в этот труднейший период истории страны не поддались обещаниям самозванца, оказались верны своим обязательствам перед государством, присяге, данной московскому царю".
Как эти историки дурят нас?!
У самарских башкир были обязательства перед царем?
Гирей
#6 Гирей Гости 6 ноября 2015 19:50
Цитата: Гали
Сколько их то было? Пару человек? Пару сотен? Пару тысяч? Вы пройдитесь по ссылкам, на какие данные опирается автор и убедитесь, что пара строк тут только исторические, а остальное мнения историка-сказочника.
Уважаемый Гали, Вы опять начинаете клоуничать. Прямого нарушения Устава сайта в этом нет, но предупреждаю: за глупость выражений - забаним, именно из уважения: чтобы из высказываний остались одни умные.
Автор - профессиональный историк, ведущий в своей теме.
Цитата: Гали
Вы же привыкли, что вас, историков не проверят, поэтому оригинал не цитируете, правда?
чего оригинал? грамоты? это именно цитата из оригинальной грамоты, ссылка приведена, идете в архив и проверяете.
Цитата: Гали
Пару человек? Пару сотен? Пару тысяч?
трудно сказать. Ну пару сотен, естественно, отличиться не могли - их не заметили бы, тем паче в бою с лучшей в то время польско-литовской кавалерией. "Пара тысяч" - наоборот, даже много. Где-то около того или меньше. Это же добровольцы, тарханы и молодежь, захотевшая в столь далекий поход, джигиты удачи, так сказать. Алябьеву, например, хватило 1 тыс. бойцов, чтобы освободить от тушинцев Владимир. В Шведской войне 1788-90 гг., напомню, участвовали 1й, 2й и 3й Башкирские полки и 1 мещерякский, против Польши тогда же, до 1792 г. - 2 полка (тот же 1й и 4й, и тот же 1й Мещерякский) - вполне достаточно, чтобы запомнили, причем надолго, в Прусский поход против Наполеона в 1806-07 гг. направили уже 10 тыс. башкир, в 1812-15 - 20 Башкирских номерных и 2 безномерных полка, 2 Мещерякских, 2 Тептярских. А вот в Ливонской войне, по доводам того же Р.Н.Рахимова, башкирские полки в войске Шах-Али не участвовали.
Гали
#7 Гали Гости 6 ноября 2015 19:50
Господа ИСТОРИКИ!
Вы сами в плену своих иллюзий.
Гирей
#8 Гирей Гости 6 ноября 2015 20:02
Цитата: Гали
У самарских башкир были обязательства перед царем?
они не делились на самарских или не самарских. Причем тут самарские вообще? smile Тушинцам присягали города. А там башкир не было, они - в своих вотчинах.
Цитата: Гали
Какие же права добились, скажем, самарские башкиры от царя Ивана?
какого? и причем тут Иван? Грозный, что ли? он к этим событиям много лет как помер. От него не добивались - при нем начали входить: на условиях сохранения своих прав и подтверждения вотчинного права на землю. А таким в России кроме них не обладал никто: подобное право было когда-то у русских бояр и у касимовцев, они их лишались уже к концу 16 века. А вотчинное право башкир сохранилось формально до революции 1917 г. Ну и сопутствующие права: свобода веры, собственный мусульманский суд (шаригат), до войны 1735-40 гг. они вообще собственные войны вели, как польская шляхта, а с Москвой - переговоры о заключении перемирий, миров и новой присяги smile .
Цитата: Гали
Господа ИСТОРИКИ!
Вы сами в плену своих иллюзий.
а доводы? Доводы с удовольствием послушаем, включая диаметрально противоположные любым мнениям.

И еще. Историк-профессионал тем то и отличается от краеведа или писателя, что его ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЮТ. Он-то отвечает за каждую букву, репутацией: в случае подлога пятно на всю жизнь, можно уходить из науки в управдомы.
Гали
#9 Гали Гости 6 ноября 2015 20:13

Цитата: Гирей
трудно сказать. Ну пару сотен, естественно, отличиться не могли - их не заметили бы,

Трудно сказать - именно так.
Пару сотен? Возможно. Вопрос в другом: чьи эти башкиры? Как они там оказались? Всякое могло быть, правда? Но выдать этих башкир за "верными присяги башкир" - абсурд. Выходит, остальным было до лампочки (возможно так и было).

Цитата: Гирей
они не делились на самарских или не самарских. Причем тут самарские вообще?

То есть, Вы утверждаете, что все башкиры обладали одинаковыми правами (которые дал Иван Грозный) где бы они не жили и независимо от количества?
Гирей
#10 Гирей Гости 6 ноября 2015 20:34
Цитата: Гали
Пару сотен? Возможно.
повторяю, нет, невозможно:
Цитата: Гирей
Ну пару сотен, естественно, отличиться не могли - их не заметили бы, тем паче в бою с лучшей в то время польско-литовской кавалерией. "Пара тысяч" - наоборот, даже много. Где-то около того или меньше.
Читайте внимательно, пожалуйста.
Цитата: Гали
Вопрос в другом: чьи эти башкиры? Как они там оказались? Всякое могло быть, правда?
всякое не могло. Читайте статью и другие работы, хотя бы того же автора, и обрящете. Все неплохо задокументировано. Агитировал и собирал их уфимский воевода Власьев. Сосланный в Уфу вообще-то за измену Родине и работу на Лжедмирия I. Но вот, в сборе второй башкирской рати на помощь Второму ополчению (Минина и Пожарского) загладил, так сказать, свою вину. Так что самарские башкиры вряд ли причем. Хотя могли быть и из них - шли только добровольцы. Из любых краев Башкирии.
Цитата: Гали
Но выдать этих башкир за "верными присяги башкир" - абсурд. Выходит, остальным было до лампочки (возможно так и было).
странная логика. Армия всегда составляет 1-2% населения, больше 10% - это уже небывалое напряжение сил народа. Значит ли это, что остальные 99-90% народа она не представляет? Войско в столь дальнем походе в пару тысяч для башкир, притом, что их собственные земли война не затрагивала никак - вполне надежная гарантия их политического выбора. Не говоря о том, что они запросто могли отложиться, как сделали это в несравнимо более благоприятных для России (уже империи) 1705-11 гг. - а не только не отложились, но и выкинули царю посланцев самозванца и послали войско на помощь буквально захваченной врагом Москве.
Рекомендую по этому периоду: http://kivvi.kz/watch/0wr778mq5i9u/. А литературу привел автор.
Гали
#11 Гали Гости 6 ноября 2015 21:54
Автор ссылается на эти архивные документы.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3009-t-2-1598-1613-spb-1841#page/1/mode/grid/zoom/1

В данных временных рамках - где тут воевода Власьев?
Гирей
#12 Гирей Гости 6 ноября 2015 22:13
Цитата: Гали
В данных временных рамках - где тут воевода Власьев?
читаем текст. Про Афанасия Власьева рассказал Вам я и дал активную ссылку на историка С.И.Хамидуллина. Это именно "в данных временных рамках", но с ответом на другой Ваш вопрос: кто формировал именно башкирское войско на помощь ополчению. А командовал корпусом, в котором проявил себя в документах их ограниченный контингент, как указал автор, другой воевода, Андрей Алябьев. Указанный Вами текст цитируется у автора на стр. 142. Я ее нашел за 1 (одну) минуту. Автор утверждает: "10 декабря под с. Ворсмой произошел крупный бой, в котором отряд Алябьева нанес поражение «тушинцам». В этом бою отличились башкиры". И действительно, читаем: "Да 10 декабря воевода Ондрей Семенович Алябьев, с ним дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и Литва, и Немцы, и казаки, и Башкирцы, и всякие ратные люди ходили на воров к селу Ворсмы за пять верст, воровских людей побили многих, и иных живых поймали, и побив село Ворсму зажгли" и т.д. Следующий раз ищите сами, ладно? smile Говорю же, зряшное это дело, пытаться "уличить" профессионала. К этой теме: http://www.rulit.me/books/srezal-read-132429-1.html

А вообще спасибо. Отличное чтение! Жаль, времени нет, а то зачитался. Люблю источники.
Гали
#13 Гали Гости 6 ноября 2015 22:35
Я разве говорил Вам, что не нашел страницу?!
Правда, Хамидуллин говорит о Власьеве, приводит архивные ссылки или ссылку на кого либо, но как только речь заходит о башкирском войске - ссылок нет. С чего это?
Гость
#14 Гость Гости 6 ноября 2015 22:47
В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608—1610 гг. и 1611—1612 гг. силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства.


==============
А имеет ли это актуальность сейчас ?
Гали
#15 Гали Гости 6 ноября 2015 22:57
Цитата: Гирей
"Да 10 декабря воевода Ондрей Семенович Алябьев, с ним дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и Литва, и Немцы, и казаки, и Башкирцы, и всякие ратные люди ходили на воров к селу Ворсмы за пять верст, воровских людей побили многих, и иных живых поймали, и побив село Ворсму зажгли" и т.д.

Я и задаю вопрос про этих башкирцах: откуда они появились у Алабьева? Сколько их было?
Вместо ответа получаю кучу слов не относящиеся к данному факту.
Гирей
#16 Гирей Гости 7 ноября 2015 00:02
Цитата: Гали
То есть, Вы утверждаете, что все башкиры обладали одинаковыми правами (которые дал Иван Грозный) где бы они не жили и независимо от количества?
не дал, а подтвердил. Дать вотчину (отчину, отчизну) нельзя, как нельзя дать отца. Каждому клану башкир отдельно, ибо вотчинной землей владел только весь клан. Да, формально вне зависимости от количества. в том то и особенность башкирского права: формально одинаковыми правами обладают все кланы, несмотря на нередко огромную разницу в количестве и возможностях. А насчет "где бы они не жили" - не совсем. Так, башкиры Сибирского ханства после разгрома Искера Ермаком стали ядром войска хана Кучума и его потомков, а потому после ликвидации ханства им не предложили подтверждения их старых прав, и им пришлось нудно и долго (в том числе оружием) доказывать царям, что они такие же башкиры, как и все остальные.
Цитата: Гали
Правда, Хамидуллин говорит о Власьеве, приводит архивные ссылки или ссылку на кого либо, но как только речь заходит о башкирском войске - ссылок нет. С чего это?
каких "ссылок нет"? Хамидуллин приводит ссылки, кто агитировал и направил на помощь ополчению башкирское войско - Власьев. Вы спросили: как они там оказались, я ответил, со ссылкой, вплоть до имени воеводы. Рахимов дал ссылки, указывающие на участие оных башкирских полков в тех или иных сражениях. Вы сами трудолюбиво одну из них нашли, она подтверждает цитирование Рахимовым. Еще что?
Цитата: Гали
откуда они появились у Алабьева?
это. Читаем статью. Внимательно. Можно, конечно, придумать, что Власьев и Алабьев набрали два разных башкирских войска, но слишком много тогда что-то башкир получается. Историкам кажется, что это один и тот же контингент. Как минимум часть его дралась у Алябьева.
Цитата: Гали
Вместо ответа получаю кучу слов не относящиеся к данному факту.
Однако. Перечитываем Шукшина, я дал. smile
Цитата: Гость
А имеет ли это актуальность сейчас ?
День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году http://www.calend.ru/holidays/0/0/94/
© Calend.ru
Тархан
#17 Тархан Гости 7 ноября 2015 09:51
==============
А имеет ли это актуальность сейчас ?" Нет, не имеет, потому что со стороны башкирского народа была пустая жертвенность.Пустая, потому что никогда преданность этого народа не ценилась. Все более или менее достижения башкирского народа достигались исключительно через огромные потери в восстаниях. Сейчас Гирей начнете теорию о герое-воине башкирского менталитета. Не надо. Всякий народ, всякий воин должен бороться за выживание своего своего народа. Остальное - предательство.
Гали
#18 Гали Гости 7 ноября 2015 10:38
Цитата: Гирей
Можно, конечно, придумать, что Власьев и Алабьев набрали два разных башкирских войска, но слишком много тогда что-то башкир получается.

Смотрите: "Когда весть об этих успехах нижегородцев достигла Москвы, то к ним прислали царскую грамоту 9 января 1609 года, в которой их «похваляли» за «службу и раденье»,..." (как далеко аул Уфа, как близко Москва?). Это и есть доказательство того, что Алабьев действовал самостоятельно. Следовательно, набирал он в своё ополчение всяких, кто попал "под руку" -"... литва, немцы, башкирцы..." (не слова о том, что он встал во главе литовских,немецких, башкирских войск). Заметьте, первое и второе ополчения были созданы спустя годы.
Гирей
#19 Гирей Гости 7 ноября 2015 11:28
Цитата: Гали
как далеко аул Уфа, как близко Москва?
на тот момент Алябьев был уже не в Уфе (и она - город), а весьма близко от Москвы. Он уфимский воевода, как и Власьев. А потому пришел в Подмосковье УЖЕ с войском, большей частью - башкирами (это традиционное соотношение, в том числе позже в боях с калмыками - сам уфимский гарнизон слишком мал, и другого мобилизационного потенциала тогда в Башкирии не было; а башкир можно набрать только по их воле, через их клановых вождей - биев).
Цитата: Гали
Это и есть доказательство того, что Алабьев действовал самостоятельно.
конечно. Это и есть доказательство того, что башкиры откликнулись на призыв и выручили и уфимских воевод, и Москву.
Цитата: Гали
Следовательно, набирал он в своё ополчение всяких, кто попал "под руку" -"... литва, немцы, башкирцы..."
особенно много немцев водилось под Уфой и Мензелинском, табунами бегали. а уж Литвы... lol Естественно, в самой России в рать добавлялись наемники, котрые в Смуту бродили по разоряемым городам целыми бандами (так и назывались отряды ландскнехтов). Кроме башкирской конницы и наемников: рейтар, литовской шляхты, казаков, были ведь и стрельцы, дворяне и т.д. Но это уже в Нижнем.
Цитата: Гали
(не слова о том, что он встал во главе литовских,немецких, башкирских войск
Какие еще нужны слова, если в грамоте говорится именно о службе башкир. Это в источнике о боевых действиях они перечисляются через запятую, ибо нужно было отметить нац.состав войска и отличившихся в разных эпизодах.
Цитата: Тархан
Пустая, потому что никогда преданность этого народа не ценилась. Все более или менее достижения башкирского народа достигались исключительно через огромные потери в восстаниях.
факты свидетельствуют об обратном. В то время у людей было 2 (два) выхода: либо ты воюешь (причем постоянно, на законной основе - иначе ты разбойник и будешь истреблен любым государством, которое дотянется); либо ты не воюешь, и тогда ты платишь, податное сословие либо раб, а за твой счет воюют. Вот башкиры целым народом и выбрали первое. А что права еще и в восстаниях надо защищать - это аксиома. Кто не защищал - шел во второе состояние, это элементарно по всей планете Земля.
Гали
#20 Гали Гости 7 ноября 2015 11:52
Гирей!
Что означает по Вашему войска?
Гирей
#21 Гирей Гости 7 ноября 2015 11:59
Цитата: Гали
Что означает по Вашему войска?
что и всегда значило: обученные вооруженные отряды, часть более крупных формирований (вОйска), например, башкирские или казачьи полки (алаи) и сотни.
Цитата: Тархан
Сейчас Гирей начнете теорию о герое-воине башкирского менталитета. Не надо. Всякий народ, всякий воин должен бороться за выживание своего своего народа. Остальное - предательство.
Вам не кажется, что в две фразы противоречат друг другу, и смысл второй несколько темен? Выживание ради выживания - тогда чемпионы бушмены и пигмеи. Даже в пустынях и джунглях выжили, молодцы. Но у башкир, судя по их истории, о смысле истории были иные представления.
Цитата: Тархан
Нет, не имеет, потому что со стороны башкирского народа была пустая жертвенность.
Цитата: Тархан
Остальное - предательство.
Вот это, на мой взгляд и есть предательство своего народа и его истории. Ибо предки-то прожили и сделали свою историю со смыслом, и оставили нам такое сокровище, а деградировавшие потомки оправдывают свое неумение придать смысл собственному национальному существованию удивительным обвинениям в "пустой жертвенности". Это - тренд обиженности и деградации в головах, очень опасный, грозящий народу просто распадом.

Ирек Таттарыч, иди в ЖЖ, там твое место, ск-ко повторять-то, не лазь в форточку, неприлично smile .
Гали
#22 Гали Гости 7 ноября 2015 12:50
Цитата: Гирей
башкиры откликнулись на призыв

Выдаем предположение за действительность?

Цитата: Гирей
Что означает по Вашему войска?что и всегда значило: обученные вооруженные отряды, часть более крупных формирований (вОйска), например, башкирские или казачьи полки (алаи и сотни).

Ополчение Алабьева это далеко не войска. Предположить, что в составе ополчения были отряды башкир оснований нет. Башкиры были, факт.
Цитата: Гирей
Какие еще нужны слова, если в грамоте говорится именно о службе башкир.

Вы о той грамоте, которая выдана спустя десятилетия?

Цитата: Гирей
а башкир можно набрать только по их воле, через их клановых вождей - биев

Означает ли это, что не один башкир (группа башкир) без воли биев не мог оказаться в Нижнем?
nfh[fy
#23 nfh[fy Гости 7 ноября 2015 14:31
"А что права еще и в восстаниях надо защищать - это аксиома." Вы хотите сказать, у нас осталось только это?
Гирей
#24 Гирей Гости 7 ноября 2015 14:50
Цитата: Гали
Выдаем предположение за действительность?
причем тут предположения? Выдаем факты, вот и все.
Цитата: Гали
Ополчение Алабьева это далеко не войска.
нет, это балетная школа
Цитата: Гали
Предположить, что в составе ополчения были отряды башкир оснований нет. Башкиры были, факт.
Башкиры не служили вне башкирских войск. Это не крестьяне. Как и немцы, стрельцы и казаки не служили вне своих формирований.
Цитата: Гали
Вы о той грамоте, которая выдана спустя десятилетия?
да, в том числе. Это государственный документ с опорой на тогдашние архивы и свидетелей (еще живых, кстати, причем тысячи). Такие грамоты просто так не выдавали: распределение благ ограниченно.
Цитата: Гали
Означает ли это, что не один башкир (группа башкир) без воли биев не мог оказаться в Нижнем?
да, означает. Без воли клана. Не знаю, мог ли один башкир. Или два башкира. Не думаю, однако, что два башкира оказались такими суперменами, что отличились наравне с целыми полками немецких рейтар, литовских людей (отрядов интервентов) и стрельцов (регулярная пехота московитов).
Цитата: nfh[fy
Вы хотите сказать, у нас осталось только это?
у каждого времени - свои возможности. Мы не используем по человечески возможности, о которых наши предки мечтать то не могли: избирательное право, СМИ, общественные и религиозные организации, представительные органы, суд, сам институт Республики Башкортостан! и это при гражданском мире, четвертое поколение мирной жизни в Башкирии и третье - в России (на одно пала ВОВ). А потом встаем в позу трагика колхозного драмкружка: нам осталось только это! ск-ко раз уже такое видел. Да у нас куча возможностей, до которых руки и голова не доходят, вот в чем проблема! потому, что заняты совершенно ложными потребностями и мемами! С голов надо начинать бороться с разрухой, товарищи. Башкорттар, укыу кирэк, укыу кирэк! И отнеюдь не у профессионально обиженных татнациков с их плачами о бумажных геноцидах.
Гали
#25 Гали Гости 7 ноября 2015 15:52
Цитата: Гирей
да, означает. Без воли клана. Не знаю, мог ли один башкир. Или два башкира. Не думаю, однако, что два башкира оказались такими суперменами, что отличились наравне с целыми полками немецких рейтар, литовских людей (отрядов интервентов) и стрельцов (регулярная пехота московитов).

Не надо расширять временные рамки и место - речь только об ополчение Алябьева. Могло быть и так: десяток башкир оказавшиеся в нужном месте и в нужное время, знавшие язык (Видимо, частенько там бывали или жили рядом с русскими.Вы бы взяли себя тех, которые твой язык не понимают?) пошли на службу Алабьева, вошли в историю прославив свой народ.
Гирей
#26 Гирей Гости 7 ноября 2015 16:18
Цитата: Гали
Могло быть и так: десяток башкир оказавшиеся в нужном месте и в нужное время, знавшие язык
повторяю: это терминаторы тогда какие-то: десяток, по силе равный полкам lol . Вы представляете себе, что означает удар хоть польской крылатой гусарии гетмана Ходкевича, и как надо отличиться, чтобы выжить, победить и о твоем формировании упоминали в числе победителей?
Цитата: Гали
Видимо, частенько там бывали или жили рядом с русскими.
lol Гали, Вы меня уморите. Вы так трогательно смешиваете реалии того времени с колхозным бытом. Не могли башкиры "частенько там бывать": разве что в набеге, а их регулярные набеги начались позже, во время и после войны 1662-64 г. и до 18 включительно, чаще по "ногайскому шляху", и тоже не требовали знания русского языка, кроме разведчиков. Русский язык кроме писарей из башкирских воинов очень мало кто знал даже в 19 в., во время службы в Прибаллтике и Польше, например. Еще раз повторяю: Алябьев УФИМСКИЙ воевода. Его моб.потенциал: маленький гарнизон Уфы и многочисленная воинственная башкирская орда. Наоборот, это уже позже, ВНЕ Башкирии к нему Трубецкой мог прикомандировать других казаков, стрельцов, дворян, рейтар, литовцев и т.д. А башкир - вряд ли: далековато от Башкирии, он их привел с собой. могли быть и еще отряды, конечно, но в документах отразился этот.
Гали
#27 Гали Гости 7 ноября 2015 16:20
Цитата: Гирей
Да у нас куча возможностей, до которых руки и голова не доходят, вот в чем проблема!

Интересно!!!
Куча возможностей, а мы, темный народ, не знаем: с чего начать то? (ответ: начните с себя. Правильно Гирей?)
Гирей
#28 Гирей Гости 7 ноября 2015 16:21
Цитата: Гали
ответ: начните с себя. Правильно Гирей?
правильно smile
Гали
#29 Гали Гости 7 ноября 2015 16:35
Цитата: Гирей
повторяю: это терминаторы тогда какие-то: десяток, по силе равный полкам

Точно! Под с.Ворсма Алабьеву противостояли целые полки.)))))
У Ермака, когда покорил Сибирь, было войско, а не отряд.)))))
Исторические факты преподносим так, как хотим!

Цитата: Гирей
ответ: начните с себя. Правильно Гирей?правильно

Ответ был ожидаем. Ваш ответ ничем не отличается от ответа властвующих.Тем не менее: ответ принят.
А с чего начать селу? (Жителям села)
Гирей
#30 Гирей Гости 7 ноября 2015 16:38
Цитата: Гали
Точно! Под с.Ворсма Алабьеву противостояли целые полки.
кстати да. И ведь Ворсма - лишь эпизод их бурной деятельности, ну читайте же статью.
Цитата: Гали
У Ермака, когда покорил Сибирь, было войско, а не отряд
сравнили дружину Ермака в малолюдной Сибири и Смуту в битком набитом, по башкирским понятиям, Подмосковье. Для Сибири Ермак - войско, для Европы - отряд легковооруженной пехоты, экзотических Cossaks.
1 2 3
Империя и Нация в русской истории
Империя и Нация в русской истории
Империя и Нация в русской истории
17.03.12 Идеология и Политика
Империя и Нация в русской истории 1. Вступление События последнего времени в России вынесли на повестку дня тему русского национализма. Похоже, что подобно тому, как
«Административное устройство по-демократически нам просто не потянуть»
«Административное устройство по-демократически нам просто не потянуть» Пятого декабря 2011 года известный социолог, писатель и публицист Сергей Кара-Мурза дал интервью
Башкирия в системе империй
Башкирия в системе империй Любая империя представляет собой сложный конструкт, представляющий разнообразие на системном уровне. Различные институты социальной,
Круглый стол по межнациональным отношениям в интернет-СМИ (Башинформ, Уфа) (часть 2)
Часть 2. Выступают: Светлана Нургалеева (Екатерина Некрасова, редактор «Открытая Уфа», «Уфимский край»), Азат Бердин («РБ-XXI век»; с.н.с. ИГИ АНРБ; советник Исполкома
ОБРАЩЕНИЕ IV СЪЕЗДА ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ТАТАР К БАШКИРСКОМУ И ТАТАРСКОМУ НАРОДУ
На свете нет более близких, родственных народов, чем башкиры и татары. Нас объединяют схожие языки, общие культурные и духовные ценности, религия Ислама, традиции и
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса