КО ДНЮ САЛАВАТА: ПРО РОССИЮ,  БАШКИРИЮ, ЭСТОНИЮ  И «МЯГКУЮ СИЛУ»
15.06.2015 4 699 96 root

КО ДНЮ САЛАВАТА: ПРО РОССИЮ, БАШКИРИЮ, ЭСТОНИЮ И «МЯГКУЮ СИЛУ»

Культура
В закладки
КО ДНЮ САЛАВАТА: ПРО РОССИЮ, БАШКИРИЮ, ЭСТОНИЮ И «МЯГКУЮ СИЛУ»

В Башкортостане 16 июня обычно отмечается День рождения Салавата Юлаева. Считается, что народный герой родился 16 июня 1754 года. Последние годы праздник чаще совмещался с Днем России, а Уфе – и с Днем города. День России так и остался, скажем так, спорным по концепции и дате, несмотря даже на взрыв уже постсоветского российского патриотизма в связи с троагическими событиями в Крыму и Донбассе, недавние страсти вокруг уфимского Дня Города тоже как-то подувяли. Поэтому поговорим о небольшом мероприятии ко Дню Салавата.

8 июня 2015 в агентстве ИА «Башинформ» в честь Дня Салавата прошла презентация сборника материалов международного семинара в Палдиски (Эстония), посвященного 260-летию Салавата Юлаева, с пресс-конференцией участников форума от Башкортостана. Организатором выступил Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Подробнее – здесь. Почти год назад, в пятидесяти километрах от столицы Эстонии г. Таллинна в старинном городе Paldiski c 10 по 13 июля 2014 года проходили праздничные мероприятия, посвященные 260-летию Салавата Юлаева, который провел там большую половину своей жизни, отбывая каторгу, погиб и похоронен. В Эстонию прибыла представительная делегация из Республики Башкортостана.


Но хотелось бы при рассказе о той юбилейной поездке обратить внимание на следующее. Нигде мы не ощущали такой связи между образом Салавата и образом России, как в Эстонии. Мы много говорим о «мягкой силе», но от этих разговоров чудовищное отставание России в противоборстве с Западом на этом направлении никак не сокращается. Здесь же, без всякого оперирования терминами англоязычными типа, мы увидели, что представляем эту soft power в чистом виде. В дни тяжелого кризиса на Украине, который в Эстонии, тем более в ее русскоязычной общине был воспринят очень тревожно (хотя где на территории России и всего бывшего СССР он был воспринят легко?), на наших глазах, через чествование национального героя Башкортостана, шел доброжелательный, творческий, даже взволнованный диалог культур: башкирской, русской и эстонской. На деле проявлялся смысл концепта Рустема Вахитова «Салават Юлаев – евразийский герой»: когда к тебе, после полуторачасовой лекции, подходит большая группа и простая русская женщина, волнуясь, благодарит за этот рассказ о Салавате, говорит: «Вы не представляете, как это важно здесь для нас, русских». Потому, что они воспринимают драму из истории Башкирии именно как часть истории своей Родины. Для нас такие мероприятия – «глоток свежего воздуха» - объясняет о. Валерий, настоятель местного православного прихода.


Палдиски – типичный постсоветский городок, иногда ощущение, что никуда и не уезжал из небольшого райцентра в Башкирии. Русских из населения больше половины, русский язык там понимают практически все, и различить эстонцев и русских по внешности, к моему удивлению, оказалось непросто: эстонские русские и обликом, и задумчивой повадкой, мало отличались от «коренных», а эстонцы давно утратили злобный националистический обычай времен ЭССР «забывать» русский при посторонних. В городке – две церкви, современная – имени Александра Невского, она стояла напротив «Гостиного дома», где мы поселились, и старинная, имени Георгия Победоносца, где и проходил семинар, посвященный Салавату Юлаеву.


Необычна была сама обстановка. Огромный по нашим меркам, с валунами в основании, похожий на готический, - только православный, - храм имени Георгия Победоносца, старинный (действительно современник Салавата Юлаева, построенный трудами каторжан), не реставрированный, под его сводами гулко разносится каждое слово. И люди внимательно слушали: о башкирских героях Салавате Юлаеве, Юлае Азналине, Кинзе Арсланове, о башкирских восстаниях. Под рассказом с фотоотчетом помещаю сам доклад – естественно, в рамках устной лекции он был шире, было много общения, много интересных вопросов. Кому интересно, смогут прочесть.


Но поскольку текст достаточно объемен несколько слов о его главной мысли скажу сразу. Первым стоял вопрос: почему именно Салават? Я напомнил о не менее могущественных персонажах башкирских восстаний: например, о тархане Алдаре батыре Исекееве, герое Азовского похода, награжденного Петром I за исключительную доблесть, о победе при Юрак-тау при башкирском восстании 1705-11 гг., которая для Башкирии стала аналогична битве при Стерлинге для Шотландии; когда тархан Алдар, мулла Кусюм, султан Мурат заявили (подобно хайлендскому герою Уильяму Уоллесу, возвестившему, что «отныне Шотландия свободна!»), что Башкирия вышла из под контроля царской короны. После этого сражения восстание, как половодье, смело имперские полки и гарнизоны по всей огромной Башкирии, и воинство башкир, поднимая по пути толпы крестьян мусульманского и языческого населения Поволжья, подходило под Казань, отряжало дружины под Самару, Саратов, Астрахань, отдельные отряды (например, султана Мурата) прорвались к Кавказу и Дону; и вернулись башкиры под присягу империи только к 1722 г. после фактического подтверждения своих прав и свобод, автономного и достойного места в ее составе, вновь доброй волей, после долгих и сложных переговоров башкирского посольства в Москве. Но национальным героем башкир стал не Алдар, не Кинзя, не Сеит, а Салават. Почему? Впрочем, об этом – в статье.


Немного отчета. Национальный Музей Республики Башкортостан представляли его ген.директор Г.Ф. Валиуллин и главный художник А.С. Фадеев, Академию наук Республики Башкортостан - старший научный сотрудник ГБНУ Институт гуманитарных исследований А.Т. Бердин, от г.Салават - зам. Главы Администрации города Д.Р. Мустафина.
Творческая группа состояла, из ансамбля «Агидель» во главе с его руководителем Е.А. Жариновой (танцовщицы ансамбля Э.А. Ялиева Е.В. Курносова, Т.Ю. Тетёрина, танцоры ансамбля Д.П. Позолотин, А.В. Жаринов, Т.Н. Сахаутдинов), солист-кураиста Башгорфилармонии А.Н. Бичурина и группы спортсменов, мастеров спорта по борьбе на поясах Р.З. Исламова и А.Р. Рахмадуллина.

Делегация Национального музея РБ в лице Г.Ф. Валиуллина и А.С. Фадеева прибыли несколько ранее, выполнив работы по оформлению музея и реновирования памятника Салавата Юлаева в Paldiski. 11 июля 2014 года мэр города Тийт Пеэду (Tiit Peedu), вице-мэр Елена Вилльманн, вице-мэр Эльдар Тоонверк и другие официальные лица вместе с делегацией Башкортостана торжественно открыли спортивные игры в Paldiski и возложили цветы к памятнику Салавата Юлаева. Официально отдельный букет от лица Р.З. Хамитова возложил к подножию памятника Г.Ф. Валиуллин. Были возложены цветы и от городских властей Paldiski и от Международного Палдисского Клуба Салавата Юлаева, а также от многих организаций, клубов, жителей и гостей города. Г.Ф. Валиуллин выступил перед многочисленными собравшимися с речью, в которой особо была отмечена большая работа городских властей Paldiski и Международного Палдиского Клуба Салавата Юлаева. Особую признательность глава Башкирской делегации выразил Президенту Клуба Назаренко Валерию Борисовичу и исполнительному директору Клуба Блохиной Наталье Геннадиевне за их многолетнюю работу по увековечению памяти Салавата Юлаева. Потом была экскурсия по городу Paldiski.

В 17.00 в здании церкви св. Великомученика и Победоносца Георгия начался международный семинар, посвященный 260-летию Салавата Юлаева. Помимо широкой аудитории, на Семинаре присутствовали: вице-мэр Е. Вилльманн, вице-мэр Э. Тоонверк, Г.Ф. Валиуллин, Д.Р. Мустафина, А.С. Фадеев, А.Т. Бердин, Т.У. Лукманов (исп. Директор Башкирского регионального отд. «Опора России»), Р.К. Хамитова (от Комитета РБ по делам ЮНЕСКО). Спортсмены и музыканты из Башкортостана в этот момент выступали в других частях города. На Семинар прибыли участники из Таллинна: председатель общества Пушкинского общества Эстонии В.Б. Бобылёва, председатель правления Общества Игоря Северянина В. Банникова, известный эстонский писатель-историк Марат Самигуллович Гайнуллин, Башкирское культурное общество Эстонии во главе с председателем Ф. Хайруллиной, представители Русской общины г. Paldiski во главе с А. Стерзлёвой, представители Палдисского общества «Дети – узники 1941-1944г.г.» во главе с В. Пивень и О. Ангельской, Международный Палдиский Клуб Салавата Юлаева – в полном составе и многие другие гости и жители Paldiski в количестве более сотни человек.

Удивила уже официальная часть: перед обменом адресами, сувенирами, памятными медалями и т.д. (действительно сердечным), как нам объяснили, традиционно при открытии заседания, прозвучал гимн клуба Салавата Юлаева. Торжественная кантата, исполненная церковным хором из молодых юношей и девушек, посвященная башкирскому герою, звучала в стенах огромного храма в старинном Рогервике.

Семинар открыл Глава Делегации Республики Башкортостан Г.Ф. Валиуллин. В докладе прозвучали малоизвестные факты и сопоставления об обстоятельствах жизни Салавата Юлаева в Балтийском Порте, в частности, о его участии в строительстве здания Георгиевской церкви. Далее был зачитан доклад петербургского историка и культуролога доцента Е.С. Лукашевского. Затем состоялась презентация книги Ф.Хайруллиной «Эстония помнит: Салават Юлаев» - на эстонском и русском языках. Книге предпослано вступительное слово Министра культуры Эстонии Урве Тийдус, а также предисловие Инги Гвоздиковой – ведущего специалиста в РФ по личности Салавата Юлаева, заслуженного работника культуры РБ.

Далее последовала презентация монографии: Бердин А.Т. Салават: бой после смерти. Уфа, 2014., - и мой доклад на семинаре. Я опускаю весьма положительные отзывы по этому поводу – они скорее эмоциональны, что естественно для энтузиастов, любителей истории: аудитория была просто на редкость благодарная для лектора. Вопросов было столько, что пришлось продолжить нашу оживленную беседу с местной интеллигенцией после окончания Семинара, весь вечер – уже в неформальной обстановке, где собрался своеобразный клуб интеллектуалов города.
Творческое общение продолжилось и на следующий день 12 июня за обедом, который дал для гостей мэр города Тийт Пеэду. После обеда и беседы все отправились на праздник Сабантуй, проходивший в городском парке.

Что еще впечатлило, помимо официального и искреннего, неофициального гостеприимства, проявлявшегося буквально во всем. Прежде всего, аккуратная, тактичная любовь к старине, к истории во всех проявлениях. Она видна в Палдиски везде – и в таверне 1754 г., в музеях, включая расширяемую до музея экспозицию Салавата Юлаева (много ли наших городов с населением менее 10 тыс. человек могут похвастаться музеем?). Конечно, здесь случай особый: Палдиски (искаженное «Балтийский Порт», он же Рогервик) – городок старинный, повидавший. Он был мощной крепостью и каторжной тюрьмой для ссыльных, где побывало немало выдающихся людей (самым популярным из них, впрочем, остается наш Салават Юлаев), здесь был и концлагерь при немцах. Большое значение имеет, конечно, и личностный фактор: не везде появляется человек с таким сочетанием искренности, патриотического энтузиазма и одновременно образованности (философский факультет МГУ плюс, естественно, православное образование), как у о. Валерия (Назаренко), основателя международного клуба Салавата Юлаева. (подобных клубов, кстати, в Эстонии немало: только лично познакомился с активистами клуба А.С.Пушкина, клуба Игоря Северянина). Но замечательно отношение населения, все эти постоянные мемориальные таблички на стенах, отмечающие тех или иных людей и события – налицо (с гордостью вспомнил аналогичный обычай в Уфе).

Думал (дело было до кризиса): что мешает выделить, скажем, средства на реставрацию того же храма Георгия Победоносца, современника Салавата Юлаева, - а ведь эффект был бы огромным: здесь уважают людей и государства, умеющих уважать себя и свое прошлое. В этом случае храм готов и может приобрести музейное, общекультурное значение (для службы, по заверению местного священника, в таком случае был бы достаточен новый храм имени Александра Невского). Представьте себе не крошечный провинциальный музей в здании школы или скромной мэрии, а серьезный комплекс в величественном помещении старинного храма на берегу моря, настоящий кусочек истории и культурных ценностей России, Башкирии, с готовыми кадрами его хранителей, искренних и грамотных энтузиастов своего дела. Именно с такого эффекта и начинается пресловутая, но действительно необходимая «soft power». И главное, уважение к самим себе. Ниже добавлю для интересующихся текст своего доклада, зачитанного в Дни Салавата в Эстонии.

Азат Бердин, специально для сайта «РБ –XXI век»


СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА САЛАВАТА ЮЛАЕВА

При обсуждении образа Салавата Юлаева неизбежен вопрос: почему именно Салават Юлаев чтим нами как национальный герой башкирского народа, вошедший, более того, в пантеон героев всего советского народа?
Излишне повторяться и рассказывать биографию Салавата – она хорошо известна в данной аудитории.
С точки зрения социальной философии продуктивно поставить вопрос следующим образом: что типичного и что особенного было в Салавате Юлаеве и его историческом образе, что сделало его как выразился философ Рустем Вахитов, евразийским героем [Вахитов Р.Р. С.2].
Следует помнить, что с исторической точки зрения Салават Юлаев – один из сотен героев башкирских восстаний в целом и от пяти до восьми десятков башкирских предводителей пугачевщины в частности. Тем не менее, гражданское почитание именно его исторической фигуры носило и носит, как видим, исключительный характер.

1.
Начнем с общеизвестного – определения места Салавата Юлаева в пугачевщине. Изначально организатором и инициатором грандиозного участия башкир в пугачевщине, без которой она, безусловно, не состоялась бы как явление, был Кинзя абыз Арсланов, по рекомендации которого Салават Юлаев и выдвинулся в период осады пугачевцами Оренбурга в первый ряд башкирских предводителей этой войны. Целый ряд башкирских вождей, тарханов, старшин и командиров вели в этой войне отряды сопоставимой мощи и численности – тот же Кинзя Арсланов, или Каранай батыр Муратов, и некоторые превосходили Салавата в формальном звании: «генерал» Юламан Кушаев, «фельдмаршал» Базаргул Юнаев. Некоторые из них были старыми, заслуженными воинами, а Базаргул Юнаев и тархан Туктамыш Ишбулатов были депутатами Уложенной комиссии от башкир.

Конечно, это никак не принижает его роль. 20-летний юноша (правда, кроме ныне официально признанной даты рождения — 1754 г. [Гвоздикова,1982; Кулбахтин, 2000], есть версия — 21-летний, 1752 г.р. [Ф.А. Ищериков; А.Н. Усманов; Наш Салават, 1973. С. 296], либо 22-летний, 1751 г.р. [Р.Ш. Вахитов, 2008. С.193], но не в ней в данном случае суть) должен был обладать воистину выдающимися качествами, чтобы ему позволила командовать собой трехтысячная «башкирская армия», укомплектованная отнюдь не новичками в ратном деле. Притом, что в башкирском обществе был очень высок авторитет возраста. Для такой карьеры нужно было обладать совершенно исключительным авторитетом, причем приобретенным крайне быстро: до восстания Салават был малоизвестен за пределами родной Шайтан-Кудейской волости: сотник башкирской иррегулярной конницы, каких много, один из сыновей одного авторитетного командира, юртового старшины Юлая, но не более того.

Но его подвиги с 10 ноября 1773 по 5 июня 1774 были таковы, что не поразить народное воображение не могли — поэтому и запомнился именно Салават, а не более крупные вожди — Кинзя абыз Арсланов, Каранай батыр Муратов, хотя и о них сохранились баиты. (Но о многих не менее влиятельных: «генерале» Юламане Кушаеве, «фельдмаршале» Базаргуле Юнаеве, тархане Расуле Ижтимясове — не сохранились).

Не проявивший поразившей народ личной доблести и мужества не имел бы никаких шансов занять тот пост, что занял Салават. Это в правительственной армии можно посадить над войсками слабого и трусливого командира, вроде фельдмаршала Апраксина или майора Дуве, сдавшего «свирепым башкирам» Бирск – мощь империи компенсирует все. А Пугачев в своей молниеносной игре на выживание возможности ставить трусов и фаворитов не имел.

Салават спас его, разбитого наголову, встретив в Башкирии с трехтысячным башкирским корпусом, набранным им самим. Делом доказав, что он способен руководить партизанской войной. Пугачев стал зависеть от Салавата куда более чем тот от Пугачева. Соответственно, «государь» вряд ли располагал возможностью отметить сей факт чином ниже бригадира своей армии. А Салават, в отличие от остальной башкирской старшины, отошедшей вместе со своими дружинами от восстания, когда оно утихло, позже не смог принять мир от Потемкина ценой отказа от того, кого спас – даже после казни «крестьянского царя».

Башкирские джигиты прекрасно понимали, что доверяют этому юноше они буквально свои жизни и жизни своих семей. В очень рискованном, почти безнадежном деле (будущее показало — совершенно безнадежном, но мнение башкирских воинов на сей счет нам неизвестно). В их числе — несколько полков бойцов, поседевших под шлемом, выживших в смертельных схватках с поляками, казахами, калмыками. Так кто, кроме героя, мог мгновенно подчинить себе тысячи сердец «повелителей волков»?

Салават дважды вместо того, чтобы повязать разгромленного Пугачева, разжигал его дело до войны всероссийского масштаба. По свидетельству яицких атаманов, они выдали бы Пугачева еще после бегства из под Оренбурга, когда от его «Главной армии» осталась жалкая кучка беглецов, скитающихся по незнакомым и немирным просторам Башкирии, если бы неожиданно, 5 июня 1774 года, не явился Салават с трехтысячным башкирским войском [Гвоздикова, 1999. С.41; Пушкин, С.149, 156-161]. В конце восстания, после бегства из-под Казани, выдать его казакам-заговорщикам, по их воспоминаниям, мешал уже «мулла Кинжа» - Кинзя абыз Арсланов, еще один башкирский национальный герой этой войны, начальник всех инородческих сил «народного царя», участник его Тайного Совета и подлинный инициатор грандиозного участия башкир в этом восстании. Только после исчезновения Кинзи Пугачева удалось схватить.

Салават самостоятельно перед лицом Михельсона властвовал на Севере Башкирии, вступая в ежедневные схватки с его войсками, и лучший боевой офицер России (оценка А.В. Суворова) ничего не мог с этим поделать. «Обратить в бег» легкую башкирскую и казачью конницу — мог, не ведая, что перед ним старый, как мир, прием конных партизан: задачу-то свою они выполнили, а не он: «обратившись в бег», занимают село, из которого Михельсон только что ушел.

И наконец, отверг предложение Потемкина о сдаче. Достоинство поведения Салавата заключалось, во-первых, в отказе сдаться, когда ему предлагал сам Потемкин, уже после поимки Пугачева. Это — проявление верности своим соратникам, даже в ситуации, когда и при обратном поведении порицать его с точки зрения служилого народа было, в принципе, не за что. Потому как он на тот момент уже знал, что Пугачев пойман, и дело его проиграно. Причем в ситуации, когда от этого выбора зависело нечто большее, чем личная жизнь Салавата: при смирении были вероятны гарантии безопасности, возвращение детей-заложников и жен-заложниц. Но он не смирился (его детей, естественно, также не отпустили). И никого не выдал из своих соратников, многие из которых остались на воле, полностью уязвимыми для карательного сыска.

2.
Напомним аудитории масштаб такого явления, как башкирские восстания, - по выражению академика Любавского, уникального феномена истории: от Волги до Тобола, от Перми до Кавказа. Под угрозой осады башкирами оказывались Казань, Астрахань, Пермь, Уфа, Тобольск и Табынск, Самара и Саратов, не упоминая о множестве городков и крепостей Закамской и, позже, Оренбургской линии – и все это до пугачевщины. Для подавления восстаний привлекались мощные армейские корпуса, причем нередко поражение от повстанцев терпели целые регулярные полки – крайне редкий случай для XVIII века, когда превосходство европейской военной школы в мире стало подавляющим, что доказали постоянные и потрясающие поражения турецких и крымско-ногайских войск, еще полстолетия назад наводивших ужас на Европу [Материалы по истории Башкирской АССР. С. 215; Акманов, 1987. С. 45, 49]. Информационный резонанс «башкирских войн» в тогдашнем мире разнесся из России от Кавказа до Гамбурга, от Стамбула и Крыма на Юге до Джунгарии на Востоке. Их даты, не считая мелких столкновений и набегов: 1645, 1662-64, 1681-84, 1704-1711, 1735-40, 1755-56, 1773-75 гг.

Если смотреть на критерии политического и военного успеха, то, казалось бы, история знает немало более успешных башкирских предводителей, чем Салават-батыр. Например, Сеит Садиир, лидер восстания 1681-83 гг., чьи победы закончились для мятежников, по мнению академика П.И.Рычкова «без всякого ему отмщения». Или Алдар батыр Исекеев, один из лидеров башкирской войны 1705-11/28 гг. Он одновременно являлся героем Азовского похода 1695-96 гг., лично награжденным Петром Великим за подвиги, включая победу в поединке с богатырем-черкесом (черкесы считались лучшими бойцами мусульманского мира, по описанию современника: «такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, что татар или кумыков тысяча, то черкесов довольно двух сот») [Соловьев. С.707] — представителем всего турецкого гарнизона. В этом единоборстве Алдар защищал честь всей русской армии. И лично внес решающий вклад в присоединение Казахстана к России на переговорах с ханом Младшего жуза Абулхаиром [Письмо хана Абулхаира... С.35.].

Вспомним, к примеру сражение при Юрак-тау 4 декабря 1707 г., в котором башкирским войском под предводительством тархана Алдара батыра Исекеева и Кусюма муллы Тюлевеева был полностью уничтожен «большой полк» полковника Хохлова для Башкирии было аналогично битве при Стерлинге Уильяма Уоллеса для Шотландии. Как художественно описывает ситуацию известный историк и публицист Лев Вершинин «Разгром Хохлова, а вслед за ним и неудачи (хотя и не такие беспросветные) полков Ивана Рыдаря и Сидора Аристова, брата воеводы, взорвали край. Войско Алдара и Кусюма множилось, и не только за счет башкир: восстали все, у кого были хоть какие-то претензии к властям, а претензий хватало. … В начале декабря мятежники (общим числом уже свыше 40 тысяч сабель) вышли к Каме, осадили Мензелинск, штурмовали Билярск, взяли Заинск и десяток городков поменьше» [Вершинин, 2014. С.92]. Войска повстанцев подходили к Казани, где началась паника, удары башкир достигали Самары, Саратова, отряд Султана-Мурата прорвался на Кавказ, где к нему присоединились отряды горцев Чечни и Дагестана и русских староверов.
Но среди всего этого сонма героев, чтимых нашим народом, главным символом народа, героем общенациональным стал именно Салават Юлаев.

3.
Башкирские боевые вожди прошлых веков были скорее героями башкиро-русских войн [А.С. Доннелли, П.И. Рычков, В.Н. Татищев]. Салават — напротив, участник российской гражданской войны. Безусловно, что массовое участие в русской и общероссийской гражданской войне есть показатель активной интеграции не в какое-нибудь, а именно в российское общество — в данном случае, в качестве весьма автономного элемента, но ведь до Салавата и этого про башкир сказать было нельзя.
Салават воевал уже не с русскими, а с одними русскими и башкирами против других русских и башкир. По политическим, а не этническим (и не социальным, в отличие от своих «союзников» из мужицкой «голытьбы») признакам!

Причем башкир за ним пошло явное большинство, именно поэтому он — их национальный герой. Но и русские пугачевцы также постоянно и намного превосходили в численности своих противников (причем вели карателей в подавляющем большинстве «немцы» на имперской службе — Билов, Рейнсдорп, Фрейман, де Колонг, Дуве, Михельсон, Диц), поэтому русско-башкирской войной пугачевщину назвать уже невозможно.
Именно поэтому Салават-батыр стал первым башкирским героем, которого смогли принять отечественная историография и общественное сознание в качестве не только башкирского, но и русского символа.

Это иллюстрируется поразительным успехом того же романа «Салават Юлаев», одноименного кинофильма в советские годы. При этом Злобин отнюдь не избегал фактов, которые ныне подаются провокаторами (осужденными судом за разжигание межнациональной розни) как «жареные» и якобы дискредитирующие: например, сожжения Салаватом заводов и деревень при них (населенных, конечно, не башкирами). Потому, что дискредитирующими с точки зрения общества они не являлись. Читатели Степана Злобина в массе прошедшие через Гражданскую, и позже — Великую Отечественную войну на собственном опыте знали, что на самом деле скрывается за сдержанным описанием кавалерийских рейдов, налетов, братоубийственных боев и стычек. Естественно, смягчая натуралистические подробности в соответствии с общепринятыми тогда культурными нормами. (Кстати, сам Сосланбек Дафаевич Тавасиев, создатель знаменитой скульптуры Салавата, по воспоминаниям своей снохи Татьяны Юрьевны, прошел и революцию, и Гражданскую войну, «командовал полком «Красный шариат», в котором царили крайне жестокие нравы». Поэтому он неплохо чувствовал и понимал своего героя).

Между прочим, эти культурные нормы опирались на весь многовековый культурно-исторический опыт России. Подобные запреты были характерны не только для советского общества. Замечено, что на русских летописных миниатюрах воины в битве всегда изображены с поднятыми мечами: результаты их действий художником не смакуются, в отличие от аналогичных миниатюр на Западе, переполненных разрубленными телами, скелетами, монстрами с песьими головами (так изображали поморских славян в немецких соборах Прибалтики), коих крошат на части католические рыцари, и прочими готическими артефактами.

Это различие — культурно-цивилизационное. И люди, внедряющие в наше сознание чуждые ему нормы смакования жестокости, играют роль «пятой колонны» в «битве цивилизаций» (термин С.Хантингтона), ныне открыто объявленной Западом всему остальному миру.

Именно этот опыт «культуры солидарности», альтернативный западной «культуре конкуренции» позволил советской цивилизации сделать то, что не смогла Россия дореволюционная — а именно, донести до самых широких масс достижения элитарной «высокой культуры»: когда дети из аулов Башкирии и Дагестана, заимок Алтая и яранг Чукотки зачитывались классикой, и русской, и собственной, и зарубежной — в великолепных переводах Маршака, Чуковского, Симонова. Соответственно, вырастали творцы уровня Рами Гарипова и Расула Гамзатова, Василия Шукшина и Юрия Рытхэу – и главное, миллионы их активных читателей. По сути, это было мощной и разветвленной программой в технологии, заново обозначенной в настоящее время как «soft power».

Напротив, к 1917 г. преодолеть культурный раскол «европейских верхов» и «традиционных низов», пронзивший душу России — не успели, и раскол привел к развалу империи.

Советская культура, преодолев к 1930-м гг. стихию бунта, наложила табу на смакование насилия в книгах. Результат — при всей бедности и жестокости быта, при несравнимо тягчайших по сравнению с Первой Мировой войной поражениях — Советский Союз выстоял и победил во Второй Мировой войне. Потому что, в отличие от Первой, ее не только объявили, но и приняли все народы страны как Великую Отечественную.

Именно страстный к знаниям, на себе познавший бранные тяготы советский читатель восторженно воспринял роман и кинофильм «Салават Юлаев». Отнюдь не только и не столько башкирский. Конечно, советская власть заказала, подхватила и многократно усилила воздействие образа башкирского батыра на массы Союза. Официальный культ был создан, слился с башкирским, конечно, во многом видоизменив его, с народным, и они взаимно усилили друг друга.

4.
Зачем в СССР понадобился культ Салавата, и почему именно Салавата? Очевидно, требовались национальные герои, с одной стороны, действительно принимаемые народной исторической памятью. Салават под это требование подходил: его культ память народа не только принимала, она стихийно начала его формировать задолго до рождения Степана Злобина, о чем свидетельствует Ф.Д.Нефедов, Р.Г.Игнатьев, М.В.Лоссиевский, В.Н.Витевский, В.И.Даль и мн.др. [Буканова, Фешкин]. С другой стороны, такой образ должен был связывать местную историческую память с общегосударственной идеологией, но главное — с памятью «первого среди равных» — русского народа. Сеит Садиир, Кусюм Тюлекеев, Хаджи-Султан, Карасакал, Юсуп Арыков и прочие башкирские боевые предводители XVII-XVIII вв. на эту роль не подходили: в их отрядах не было ни одного русского, и вообще башкирские восстания весьма сложно подогнать в рамки «классовой борьбы» и вытекающего из нее «единения трудящихся».

Но нельзя впадать и в другую крайность. Несколько слов о попытках слепо копировать «в противовес» устаревшему историческому материализму наивно понятые определения Салавата екатерининским судом как государственного преступника и на этом основании сенсационно ревизовать историю. Такое понимание не приближало бы нас к истине, а просто вычеркивало бы весь путь отечественной и мировой исторической науки за два столетия. «Нравственная шкала» эпохи не только не совпадает с юридической — так, специалист по культуре пугачевщины проф. В.Я.Мауль на обширном эмпирическом материале доказал, что в России она часто ей противоречит. Простейший пример, кому-то Петр — Великий, кому-то — Антихрист, доводы с обеих точек зрения до сих пор актуальны. Т.е. то, что екатерининское или, скажем, салаватовское следствие вынесло кому-либо приговор — это факт. И формально суд был прав в том, что Салават и его соратники совершили государственное преступление – вмешавшись в дела царей – точно такое же, которое совершила сама Екатерина Ангальт-Цербстской – без которого, однако, Отечество не знало бы блестящей императрицы Екатерины Великой. Напомним, что у Салавата также были свои суды. И.М.Гвоздикова и В.Я.Мауль с точки зрения совершенно различных методологий очень подробно анализировали отличия пугачевской судебной практики от официальной — и пришли к одинаковым выводам: в глазах народа они были вполне легитимны!

Самое крепкое братство — братство не по родственной, а по пролитой крови, братство по оружию. И во внешних, и в гражданских войнах. Вместе с Пугачевым шли Кинзя и Салават, вместе с Михельсоном — Балтачев.

С Петром Великим шел Алдар батыр Исекеев, но когда интересы башкир ущемлялись, он шел и против самого Петра, возглавив и закончив на почетных для себя условиях башкиро-российскую войну 1705-1711/28 гг.
Фантастический план Павла I бросить казаков и башкир на британскую Индию не осуществился по причине кончины императора, безвременной и насильственной. Новый император к этой затее не возвращался, будучи посажен на престол на деньги британского посла Уитворта [История дипломатии. С.462], и был вынужден все свое царствование терпеть присутствие у трона убийц своего отца. Но когда настала пора, вся Башкирия вновь вскочила на коня, не спрашивая о законности царствующего монарха: идти с Кутузовым — защищать Россию, и с Александром I — наносить ответный визит Наполеону в Париж. Про Гражданскую и Великую Отечественную войны упоминать излишне — активное участие в них башкирских частей общеизвестно. Но при этом участие башкир оставалось во многом самостоятельным, с собственной мотивацией, что отмечают все историки, от П.И.Рычкова до И.Г.Акманова — в нашей стране, от Э.Карра и А.С.Доннелли до Д.Петерс и Д.Александера — за рубежом.

Для нас важно, что уже в его время жесткого бытового этнического противостояния между русскими и башкирами не было. Точнее, оно сглаживалось укорененной в духе наших народов этнической терпимостью, вытекающей из «силы вещей» (А.С.Пушкин), исторически обусловленных алгоритмов их этнокультурного развития. Межэтнические конфликты были, от это неизбежно. Но и этническая терпимость, или, выражаясь научно, комплиментарность, — была, есть, и мы верим, что будет.
Восстание Салавата в смысле проявления этнической терпимости является рубежным. Именно рассматривая его, мы можем впервые твердо сказать: перед нами действуют люди разных этносов, но единой цивилизации. Без такой терпимости создание многонациональных отрядов, причем вне рамок закона, было бы невозможно. С позиций нашего современника иногда это выглядит, как братство по мятеж-войне. Точка зрения спорная. Но даже в этом случае неизбежно доверие друг другу, взаимопонимание именно на бытовом — самом важном уровне.

Подписанные договоры со временем можно назвать «пустой бумажкой» (как заявил В.И.Ленин А.-З. А.Валидову), политический союз способен распасться при смене конъюнктуры, но человеческое, этнопсихологическое взаимодоверие формируется и живет веками. Можно сказать, что именно потому, что в Башкирии приняли Пугачева, в современном Башкортостане не появилось своего Дудаева. Емельян и Салават разрушили почву, на которой мог бы вырасти Джохар. Бытовая этническая терпимость, комплиментарность, на наш взгляд, важнее политических коллизий.
Салават не был интернационалистом, потому что таковых в его эпоху не существовало. Но этнически терпимым, пусть, когда это нужно было для дела, он был. А это — не просто большой шаг, это принципиально новый подход, закрепивший совершенно новый тренд в русско-башкирских отношениях.

Салават славен, в том числе в русском фольклоре, именно тем, что он был одним из первых, осознавших, что отныне интересы его народа требуют, насколько это возможно, избегать лишнего кровопролития по этническому признаку. И претворял эту мысль в дело, когда нужно - саблей и виселицей пресекая мародерство в своих отрядах.

Вспомним широко известное дружелюбное письмо Юлая и Салавата от 10 сентября 1774 г. осажденным ими катав-ивановским заводчанам — тому свидетельство: «Когда ваши люди попадают к нам, мы их не убиваем, а отпускаем обратно невредимыми. А когда наш человек попадет к вам, то вы его держите в заключении, а иных якобы убиваете. Если бы у нас был такой злой умысел, коли пожелает того Бог, мы можем больше вашего поймать и значительно больше убивать. Но мы не трогаем ваших, ибо не питаем к вам зла». Устно осажденным было разъяснено, что «поджечь завод им не трудно — «могут кругом всего завода стену завалить соломой и сжечь»» [Гвоздикова, 1999. С.447-448] — прием, которым уже был взят Салаватом и Пугачевым город Оса. Но на практике применять его к Катав-Ивановску башкиры не стали, зная, что погибнут 2110 заводчан и беженцев, многих из которых они успели узнать лично за время совместной службы Пугачеву. Т.е. в структурах повседневности заводчане стали для них людьми, соседями, «подданными нашего государя», а не абстрактными «гяурами» в ненавистных солдатских мундирах.

«Пусть каждый батыр, что любит страну…
Своими друзьями признает пусть
Русского, что пасет свиней,
Башкира что пасет лошадей,
Татарина, что коров пасет,
Чувашина, что шерсть прядет».

Ведущий тюрколог современной России В.В.Трепавлов подробно проанализировал это стихотворение Салавата, в числе прочих источников, посвященных данной теме, в итоге недвусмысленно обобщив: «Среди тюркоязычных документов пугачевской ставки нет ни одного, который бы свидетельствовал о стремлении отделиться от России» [Трепавлов, 2007. С.129]. Добавим, что, по свидетельству И.М. Гвоздиковой, нет их и среди русскоязычных документов той же ставки.
Тот же проф. Трепавлов отметил: «В целом обе стороны — российская (правительственная) и башкирская — признавали законность статуса народа как добровольно присоединившегося к Российскому государству и потому получившему от Ивана IV право жить в самом льготном административном режиме. Этот статус имел даже некую дипломатическую иллюстрацию: вплоть до ХVIII в. для решения главным образом конфликтных земельных проблем жители Южного Урала направляли посольства ко двору (Демидова, 2003) (подобно иностранному государству!). …Итак, подданство царю башкиры рассматривали как свой свободный выбор, как результат взаимного согласия с Москвой» [Трепавлов. С.146-147].

Вернемся к образу батыра Салавата. Отвлечемся на секунду от коммунистической составляющей советской идеологизации истории Отечества и посмотрим на ее сущностный смысл. Ее главным направлением было стремление к консенсусу (всенародному согласию). Согласию, конечно, идеализированному и мифологизированному, но согласимся — лучше согласие идеализированное, но все же имевшее место быть, чем его полное отсутствие. Отсюда — идеализация героев, упрощение сюжетов: не поминать лиха, не травмировать неокрепшее историческое сознание миллионов, приобщавшихся к истории в рамках единого проекта всенародного образования. И сейчас, когда мы отказываемся от устаревших идейных и методологических подходов, что неизбежно в науке, остается главное в гражданском почитании нами образа саалавата – уважение герою, ратовавшего за свободу своего народа и неразрывно связавшего ее, как и весь путь своего народа, с общей судьбой, смыслом истории всей России и Евразии.

5.
Вспомним, как всей силой государственной пропаганды, тщательно, ежедневно разжигались в «перестройку» национальные фобии. Это был шок для населения, воспитанного на дружбе народов. Как журнал «Огонек» сеял атмосферу истеричности, тревожности, неуверенности в завтрашнем дне. Русофобия тогда надолго, вплоть до нулевых годов, стала чуть ли не правилом хорошего тона. Вспомним все псевдоисторические опусы, от Виталия Коротича до Мурада Аджи. Это произошло потому, что все мы проиграли в цивилизационной войне. Самый тяжелый удар наносился по самому большому народу, скреплявшему весь Союз – русским. Русофобия принимала размеры государственной политики.
В результате произошла крупнейшая, по справедливому выражению Владимира Путина, геополитическая катастрофа ХХ века – распад Союза. Одну страну мы потеряли. Проиграв именно в информационных технологиях. Но и теперь технологии используются те же самые.

Согласно интерпретации большинства исследователей (З.Я.Рахматуллина, Р.Р.Вахитов, А.М.Буранчин), общество Башкортостана обладает системно значимыми элементами именно традиционного общества (по терминологии К.Поппера, С.Г.Кара Мурзы) – совершенно также, как обладает им, в своих масштабах, российское (советское, евразийское) общество в целом. А традиционное общество в российском/евразийском варианте обладает повышенной уязвимостью для Слова.
Инициаторы дискредитации национальных героев – от Сталина до Салавата Юлаева, от Александра Невского до Петра Великого используют методики, оправдавшие себя еще при разрушении коммунистической идеологии и советской цивилизации. Это естественно потому, что, во-первых, такие методики представляют собой апробированный интеллектуальный продукт, легко поддающийся адаптации на местном материале. Во-вторых, ничего нового придумать они не способны в силу ограниченности собственного интеллектуального потенциала — этот жанр паразитарен по определению; в-третьих, эти идейные тенденции характерны для питательной среды маргинальной оппозиции — провинциальной интеллигенции и свойственного ей способа мышления; в четвертых, востребованы потребителем, не задумывающемся о результатах подобной информационной агрессии в силу глубокого культурного шока, в котором находится вся наша страна в результате такой экспансии, продолжающейся на цивилизационном уровне как минимум 20 лет.

Эта методика манипуляции сознанием апробирована еще при «антисталинистских» компаниях хрущевского и горбачевского периода СССР, и по нарастающей, при «перестройке» и постсоветском периоде — против всех фигур, исторически значимых для отечественного самосознания.

Прежде всего, проникнуться этой диссидентской идеологемой могли только люди, крайне подверженные воздействию идеологем вообще, в том числе официозных. Т.е. воспринимающие их не как необходимую условность (как воспринимал свой «культ» сам И.В.Сталин и наиболее посвященная часть советского истеблишмента, да немалая часть народных масс; или как воспринимает культ Салавата Юлаева подавляющая часть населения Башкирии), а как данность, истинность которой нуждается в обязательном подтверждении либо ниспровержении. Столь уязвимой для идеологической манипуляции массой оказалась именно интеллигенция. Этот феномен — очередное свидетельство тоталитарности и безрелигиозности мышления как архетипа российской интеллигенции, подмеченной еще «Вехами».

Во-вторых, личности и ее культу приписывается ниспровергателями не меньшее значение, чем их апологетами, только с обратным знаком, с крайне, истерически негативной, а не позитивной оценкой. Излишне говорить, что подобный подход настолько стереотипен, что находится в области не науки, а манипуляции общественным сознанием.
Излишне напоминать, какой геополитической катастрофой, по справедливому выражению В.В.Путина, для России, для СССР закончились подобная операция по дискредитации узловых образов нашей общей истории. Дружба народов, связность культурного пространства Евразии – сокровища хрупкие, и чтобы хранить, защищать и развивать их, требуются постоянные творческие усилия – и ученых, и деятелей культуры, и самих граждан.
Поэтому все Вы, граждане Палдиски и активисты Международного клуба имени Салавата Юлаева, делаете замечательное, очень важное дело. Увидев, насколько бережно, с неподдельным энтузиазмом чтится в Эстонии имя Салавата Юлаева, с каким интересом и прилежанием относятся к его образу русская, эстонская, башкирская и татарская общины, насколько у Вас велико вообще благородное уважение к любой старине, забота о ее сохранности, я хотел бы выразить искреннюю признательность и глубокое уважение всем организаторам и участникам нашего семинара.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азнабаев Б. А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI первая треть XVIII вв.). Уфа, 2005.
2. Акманов И.Г. Башкирские восстания в XVIII веке. Уфа, 1987.
3. Бердин А. Т. Салават: бой после смерти. Монография. Уфа, 2010.
4. Буканова Р.Г., Фешкин В.Н. Башкиры в трудах русских ученых и исследователей. Уфа, 2007.
5. Вахитов Р.Р. Евразийский герой Салават Юлаев. Уфа, 2008.
6. Вахитов Р.Ш. Шежере Салавата. Уфа, 2008.
7. Вершинин Л.Р. «Русские идут!» Почему боятся России? М., 2014.
8. Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. Уфа, 1999.
9. Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследования документальных источников. Уфа, 1982.
10. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях. Уфа, 1999.
11. История дипломатии. Т.1. / Под ре. В.П.Потемкина. М., 1941.
12. Мауль В.Я. Русский бунт как защитный механизм традиционной культуры в переходный период // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. М., 2009. С. 192-202.
13. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 1. М., 1936.
14. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа, 1993.
15. Письмо хана Абулхаира Анне Иоанновне // Казахско-русские отношения в XVI- XVIII вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата, 1961. С.35.
16. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999.
17. Пушкин А.С. История Пугачева. Собр. соч. в 6 томах. Т.6. С.97-256. М., 1950.
18. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М, 1989.
19. Трепавлов В.В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М, 2007.


Бердин А.Т. Современные интерпретации образа Салавата Юлаева // Материалы международного научного и культурно-просветительского семинара, посвященного 260-летию Салавата Юлаева. Уфа, 2014. С.17-31.
Комментарии (96)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Марат
#1 Марат Гости 15 июня 2015 06:17
Спасибо за статью!
И еще. Не припомните, кто из из известных Татарстанских деятелей ляпнул примерно следующее: "Башкиры ТОЖЕ участвовали в восстании Пугачева"?
Алмата
#2 Алмата Гости 15 июня 2015 10:06
старинная, имени Георгия Победоносца, где и проходил семинар, посвященный Салавату Юлаеву. request оят тгел ?

Куркамын сорауга , башкорт вакилляр поп белян бергя молебен укымадыма ни ?
вася
#3 вася Гости 15 июня 2015 10:34
https://www.youtube.com/watch?v=ryu05i7xbSg
это надо видеть и слышать 1.06 мин башкирин знает куда пойдут русские башкиры татары.
Уkыусы
#4 Уkыусы Гости 15 июня 2015 17:45
Таттарыч выразился бы: "абалдеть"!
1. Дата рождения Салавата неизвестна. Несмотря на многотомные исследования, никто так не смог внятно установить точную дату. Это и невозможно, если не было в те времена в обычае записывать дату рождения.
2. Салават, как и Валидов, - искусственно созданный этнократической номенклатурой "национальный" герой. У башкирского народа Салават у части его легендарный герой, у другой части его не знают, или в отрицательном значении бытовал.
3. Современность требует общебашкирского героя. Но откуда его взять-то? Ибо общебашкирской нации нет и не было - одни племена да роды, у каждого свои герои. Это факт, который подтверждающий древность башкир, которые по известным историческим причинам так и не сложились в единую нацию. Даже башкирская республика - она не башкирская, больше татарская и русская.
Вот в этом и беда наша.
Марат
#5 Марат Гости 15 июня 2015 18:30
Глава следственной комиссии по делу руководителей и видных участников Крестьянской войны П. С. Потемкин был вынужден признаться в своем донесении Екатерине II, что имя Салавата «подлежательно по всей справедливости быть в сердце башкирского народа». Вы говорите "искусственно созданный". Можно было и слова Пушкина вставить. И Игнатьева... Укырга каряк..
Алмата
#6 Алмата Гости 15 июня 2015 18:54
Укыусы Согласен со многим . Что говорить о Салавате мой отец наш современник не знал точную дату своего рождения. Чрезмерное обращение в славное прошлое обычно бывает у неудачников и болтунов которые не могут реализоваться в настоящем .Надеюсь башкиры к этой категории людей не относятся . Кстати казаклар со своим трайболизмом во многом схожи с башкирами и имеют общие болячки с башкирами даже в большей степени . Казакстанскому Суверенитету больше 20 лет а в республике за это время не построен ни один НПЗ , нефтяная республика импортирует российский бензин а свой бензин г... .У казахов раньше татары были жупелом теперь стали уйгуры ,порой ненависть к ним просто зашкаливает у некоторых казахов А причина в том что те умеют зарабатывать деньги.Вчера сходил на татаро башкирский Сабантуй настроение от увиденного на нуле ,особенно уродливо смотрится когда пожилые люди общаются на русском языке игнорируя свой родной . Кстати эта болезнь начала поражать и казахов к сожалению . Надо искать пути выхода из этой ситуации и параллельно развивать инновационную экономику, ждать когда наступит Независимость Татарстана и Башкортостана глупо хотя бы на примере Казакстана .
Гирей
#7 Гирей Гости 15 июня 2015 19:41
Цитата: Алмата
Куркамын сорауга , башкорт вакилляр поп белян бергя молебен укымадыма ни ?
Юк, укымадылар. Поплар але намазга тормаганнар. Пока в православном храме только прославляли мусульманского воина Салавата, башкирского национального героя.
Цитата: Алмата
Чрезмерное обращение в славное прошлое обычно бывает у неудачников и болтунов которые не могут реализоваться в настоящем
согласен. Чрезмерность - всегда плохо. Во всем нужна мера.
Цитата: Уkыусы
никто так не смог внятно установить точную дату.
занятно. smile У Вас есть возражения против даты 16 июня?
Цитата: Уkыусы
у другой части его не знают, или в отрицательном значении бытовал.
еще занятнее. Знаете, такую "другую часть" можно найти разве что в Базилеевке. Нет в РБ башкир, не знающих Салавата, тем паче оценивающих его отрицательно. За редким, указанным выше, исключением - но такое бывает у всех народов и по всем поводам.
Цитата: Уkыусы
искусственно созданный этнократической номенклатурой "национальный" герой.
действительно абалдеть. Он хорошо известен весь 19 в., а при СССР стал героем всего советского народа. Какая тут "этнократическая номенклатура"?
Murzalar
#8 Murzalar Гости 15 июня 2015 19:48
Цитата: Уkыусы
У башкирского народа Салават у части его легендарный герой, у другой части его не знают, или в отрицательном значении бытовал.
Учуметь-Абалдеть потребывал бы еще ссылку на это вот утверждение. Хотя к ночи его лучше не поминать.
Цитата: Уkыусы
Ибо общебашкирской нации нет и не было - одни племена да роды, у каждого свои герои.

Что за бредятина? Меня кипсаки,юрматы и т.д. за своего принимают,за одну нацию.
Вот именно одни башкирские племена и роды. И герои естественно общие. Имхо если у тебя бабушки с юга,запада,востока а дедушки с севера ,естественно герои общие будут.
Цитата: Уkыусы
Вот в этом и беда наша.

У вас дествительено с чем то беда . wink
Гирей
#9 Гирей Гости 15 июня 2015 20:02
Цитата: Уkыусы
общебашкирской нации нет и не было - одни племена да роды, у каждого свои герои.
это уже, простите, совсем глупость. Вы башкир с кем-то путаете. Нет у них никакого деления на племена - есть память о таковом, не более того, это разные вещи. С казахами, не говоря уже о кавказцах, в этом плане просто невозможно сравнивать. Ибо нет у башкир трайбализма на родоплеменной почве, совсем. С татарами - есть, землячества, властные кланы (не имеющие никакого отношения к историческим) - тоже. Но они совсем по другому формируются, примерно так же, как "питерские", "Озеро" и т.д. с поправкой на масштаб.
Цитата: Уkыусы
в этом и беда наша
при столь странном представлении об РБ и башкирах "наша" звучит несколько необычно. smile Простите, Вы не из НОДа?
Цитата: вася
это надо видеть и слышать 1.06 мин башкирин знает
что надо видеть? детски глупую мелочную злобность либо неграмотность? ведь нет в русском языке слова "башкирин". Есть - башкир.
Цитата: Ирек Таттарыч.
Гирей не умеющий говорить башкортча, татарча заговорил. Абалдеть!
чего не сделаешь для гостя из братского народа. smile А ты, Ирек, иди себе в ЖЖ. Ведь сам на баню напросился, сколько тебя, как маленького, ни уговаривал. Вот там и сиди.
вася
#10 вася Гости 15 июня 2015 21:33
Цитата: Алмата
Казакстанскому Суверенитету больше 20 лет а в республике за это время не построен ни один НПЗ

Об чем я всегда спорю с башкирами. Не тем занимаются товарищи. Да ежели бы не было русских и татар, то башкиры до сих пор в своем развитии эксплуатировали 18 век, с юртами и кумысом в бурдюках.
О чем история? О герое народном из прошлых веков (не считая фольклёрного Урал-Батыра). Ни одной статьи о чем-нибудь значимом в истории башкир начиная со второй половины 19 века. Будто заморозился народ с своем развитии.
Поездка за рубежи родины со своим самоваром выглядит естественной необходимостью для национального имиджа, вполне в духе прежних попыток удержаться в фарватере Татарстана. Вот только самоваров у башкир маловато. На одном Салавате мир не объедешь. Нужны инновационные самовары, с чем татары влезли куда башкирину и не снилось. А все от того, что татары дюже народ предприимчивый. Вкупе с научно-технической мыслью предприимчивость татар сильно влияет на процесс брожения внутри общества Башкирии.

Цитата: Гирей
что надо видеть? детски глупую мелочную злобность либо неграмотность? нет в русском языке слова "башкирин". Есть - башкир.

Детская непосредственность или пьяная глупость?

В русском языке можно в обоих вариантах. Либо башкир, либо башкирин. Можно татар, можно татарин.
Правильнее все же башкирин, потому как башкир - подразумевает множественное число.



Цитата: Гирей
Вы башкир с кем-то путаете. Нет у них никакого деления на племена - есть память о таковом, не более того, это разные вещи

Думаю что вы лукавите. Как только политически выгодно - башкиры вытаскивают из комода родо-племенные атрибуты и трясут ими как бунчуками. Надобность отпала - ссылаются на плохую память.
Гирей
#11 Гирей Гости 15 июня 2015 21:43
Цитата: вася
Детская непосредственность или пьяная глупость?
думаю, судя по Вашей реакции, просто неграмотность. Точнее, учитывая масштаб ошибки, просто незнание. А вот дальше начинается просто сварливое упрямство:
Цитата: вася
В русском языке можно в обоих вариантах. Либо башкир, либо башкирин.
так мог ответить иностранец. В русском языке, к Вашему сведению, "в обоих вариантах" нельзя. "Башкирин" можно пьяному слесарю, пока он не узнал сего. Не уподобляйтесь этому собирательному персонажу, вульгаризм и неправильность это, граждане. "Татарин" - да, можно, а вот "башкир" - и в единственном, и множественном числе звучит одинаково. В русском не все поверяется логикой. Потому и язык великий
Цитата: вася
то башкиры до сих пор в своем развитии эксплуатировали 18 век, с юртами и кумысом в бурдюках.
во. Типичные представления об истории человека, гордо объявляющего гуманитарные науки наростом на технических. Повторяю, разделять некоторые неумные стереотипы "технарей" не означает стать ровней действительно умным из них.
Цитата: вася
Ни одной статьи о чем-нибудь значимом в истории башкир начиная со второй половины 19 века.
это где ни одной? Занятно. Вы знаете, в чем особенность лубочного сознания? оно слушает только самое себя. Вопреки любой очевидности. Ведь просто: кликаем на любую рубрику, и... но нет, родной шаблон дороже.

Цитата: вася
Надобность отпала - ссылаются на плохую память.
вот где здесь ссылки на "плохую память"? Ведь наоборот, русским языком написано: "есть память о таковом", весь проект Истории башкирских родов, например, основан на этом факте. Но память и социальная структура - совершенно разные вещи. Видите, как вредно пренебрегать даже элементарными для любого образованного человека понятиями гуманитарных наук.
Murzalar
#12 Murzalar Гости 15 июня 2015 22:40
Цитата: вася
Да ежели бы не было русских и татар, то башкиры до сих пор в своем развитии эксплуатировали 18 век, с юртами и кумысом в бурдюках.

"Ежели бы у бабушки были определённые половые признаки, она была бы дедушкой" В.В.П.

Марат
#13 Марат Гости 16 июня 2015 06:54
Что бы делали русские, если бы не было немцев, англичан...?
Алмата
#14 Алмата Гости 16 июня 2015 08:43
Цитата: вася
Надобность отпала - ссылаются на плохую память=====.вот где здесь ссылки на "плохую память"? Ведь наоборот, русским языком написано: "есть память о таковом", весь проект Истории башкирских родов, например, основан на этом факте. Но память и социальная структура - совершенно разные вещи. Видите, как вредно пренебрегать даже элементарными для любого образованного человека понятиями гуманитарных наук.============Возможно башкиры особый народ и их родоплеменное деление приносит им только пользу тогда Бердины на правильном пути и надо развивать этот проект дальше . В качестве идеи можно сделать светоотражающие тамги соответствующие каждому башкирскому роду ,польза очевидна днем хорошо видно а ночью дает дополнительную безопасность . Может у башкир есть тумблер какой то который они включают и выключают в нужный момент или шнурок который дергают lol? А у казахов и кыргызов этого тумблера нет почему то и этот атавизм прошлого не дает им сплотится в единую нацию.Хорошо что в республике есть прокладка демпфер в виде других наций а у кыргызов эта прокладка истончилась что дало успешно провести две революции где бодались южане с северянами .
Меркет
#15 Меркет Гости 16 июня 2015 11:02
Марат,то же, что и татары. Т.е. продолжали бы успешно отставать от передовых наций. Что впрочем и происходит сейчас. У них сейчас на дворе 21-й век, в россии все тот же век 19 с крепостным правом.
Оппа
#16 Оппа Гости 16 июня 2015 11:06
Алматта-татарычи, почему вы есть сейчас?
А потому, в те времена лес еще не был срублен вокруг Казани.
Алмата
#17 Алмата Гости 16 июня 2015 11:27
Алматта-татарычи, почему вы есть сейчас?
А потому, в те времена лес еще не был срублен вокруг Казани.===========Одно из двух ты полукровка-и в тебе башкир задает детские вопросы а татар вынужден на них отвечать .Второй вариант Диссоциативное расстройство идентичности.
Гирей
#18 Гирей Гости 16 июня 2015 11:37
Цитата: Алмата
В качестве идеи можно сделать светоотражающие тамги соответствующие каждому башкирскому роду ,польза очевидна днем хорошо видно а ночью дает дополнительную безопасность
блестящая идея. Только по нескольку сразу на машину начнут лепить. Впрочем, тоже креатив.
Цитата: Алмата
А у казахов и кыргызов этого тумблера нет почему то и этот атавизм прошлого не дает им сплотится в единую нацию.
вот не повезло им в этом. А у башкир с трайбализмом по клановому признаку покончено еще до революции, когда каждый башкир точно знал свой ырыу (Руденко зафиксировал сие еще в 20-х гг.).
Цитата: Алмата
Возможно башкиры особый народ и их родоплеменное деление приносит им только пользу
факт. И объяснятся просто: оно при этом не структурирующее, это ОБЩИЙ этнонациональный маркер. Потому-то так и захотели его для прогрессивнейшего татарского народа Исхаковы и Ахметзяновы, что было несколько смешно.
Цитата: Марат
Что бы делали русские, если бы не было немцев, англичан
и башкир. smile Вообще, чтобы не приходили в голову людям такие дурацкие меряния, я бы на всех первых курсах давал читать "И грянул гром" Рэя Брэдбери. http://domino-books.narod.ru/lib/bradbury_a_sound_of_thunder.htm
Читатель
#19 Читатель Гости 16 июня 2015 12:38
"В результате произошла крупнейшая, по справедливому выражению Владимира Путина, геополитическая катастрофа ХХ века – распад Союза. Одну страну мы потеряли. Проиграв именно в информационных технологиях. Но и теперь технологии используются те же самые." - из статьи.
Системное заблуждение. Путин понятно, не политик и говорит то что ему нужно. Но автор явно с прошлого века.
Распад "Союза" случилось потому, что он не был Союзом, а тюрьмой народов. Где нерусские народы должны были перестать народами. А тюремная экономика не может быть конкурентным.
Подавляющее большинство не слушало "голоса" и "Свободы". И межнац начался вовсе не 87-м в Алма-Ате или в Карабахе, а за долго до этого в славной Сов. Армии - массовые межнац драки было обычным явлением.

Марат
#20 Марат Гости 16 июня 2015 12:46
Похоже, Гирей, вы не поняли мою шутку. Я передразнил предыдущего.Васю. Если бы, да кабы..
Гирей
#21 Гирей Гости 16 июня 2015 12:57
Цитата: Марат
Похоже, Гирей, вы не поняли мою шутку. Я передразнил предыдущего.Васю. Если бы, да кабы..
да понял я, понял smile . Это скорее ему и было адресовано, еще подумал. что надо было лучше его и закавычить.
Цитата: Читатель
Но автор явно с прошлого века.
Распад "Союза" случилось потому, что он не был Союзом, а тюрьмой народов.
какой глубокий аргумент.
Цитата: Читатель
а за долго до этого в славной Сов. Армии - массовые межнац драки было обычным явлением.
занятный пример межнационального конфликта. Разницу между нормальной дракой сослуживцев, которые во всех нормальных армиях были и будут, и резней Ходжалы, Сумгаита, руинами Грозного или Донбасса Читатель явно не видит. Вы, кстати, кажется, были забанены?
Читатель
#22 Читатель Гости 16 июня 2015 13:48
Цитата: Гирей
Вы, кстати, кажется, были забанены?

Во первых, как-то мне не помнится, что вы меня забанили, может ошиблись с айпи. Или другой читатель. А если у вас нет читателей, пардон, вы самим собой разговариваете.
Вообще "банить" в сайте, если посетитель сайта не матерится и не оскорбляет, это уже уровень вконтакте и напоминает то, как глушили при совке всякие вражеские голоса.
И раз вы баните коментщиков, то вы не случайно смешите Уфимский журнал. Хотя они врядли здесь лазают.
--
"нормальной дракой сослуживцев" - вы явно не служили в постсоветское время. И не представляете масштабы антирусских настроений того времени.
А руины Грозный это уже не межнац, а межгос.
===
Насчет статьи по поводу дня рождения Салавата. Благодаря совку, и рахимову, так получилось, ее день рождения празднуют в основном верные башкиры. Не за это он боролся.
Уkыусы
#23 Уkыусы Гости 16 июня 2015 15:22
Чуваков, типа гирей или мурзалар, требующих за каждое суждение ссылку на источник, я бы у самих потребовал: "Приз в студию!": а) приведите документ о дате рождения С.Ю.! Сейчас же и здесь же! б) покажите мне башкирскую нацию - где она? Рахимов с сыном башкиры? Вы Бердин с Мурзой - башкиры? Самозванцы Вы!!! в) перестаньте переходить на личности! Какого чорта, Гирей, Вам интересно, кто я такой? Я же не интересуюсь, кто Вы такой.
Вот Алмата или Читатель так объективно излагают свои мнения, а Вы их оскорбляете. Разве Вас не учили как вести диалог с оппонентами?
Алмата
#24 Алмата Гости 16 июня 2015 19:03
Я думаю при разности мнений, здесь собрались друзья башкирского народа . Мне как татару хочется видеть в лице башкир передовую и сплоченную нацию .Есть недалекие люди которые хотят видеть своего соседа отсталым и слабым , но парадокс жизни такой , рано или поздно ты сам становишься таким . Герей имейте терпение к людям болеющих за свой народ ,что касается меня я могу слинять с этого сайта в любой момент и заняться татарскими проблемами .
Murzalar
#25 Murzalar Гости 16 июня 2015 19:58
Цитата: Уkыусы
покажите мне башкирскую нацию - где она? Рахимов с сыном башкиры? Вы Бердин с Мурзой - башкиры? Самозванцы Вы!!! в) перестаньте переходить на личности!

А вам не кажется,что вы сами себе противоречите?
Сами относитесь к другим так ,как к себе не хотите.
У нас вообще то нация не по президенту ведется,а по народу .Вы возможно как небашкорт этого не знаете или у вас другие критериии. Мне в принципе баребер. На вопрос то вы так и не ответили. Лишь на личности стали переходить.
А за.других прошу вежливо ,свой ...... не открывайте. Самозванец я или нет, не вам судить!. Вы ,сударь за свой каламбур сначало ответьте ,а потом уж и посмотрим стоит ли с вами беседу вести.
Хотя ущипните меня неужели это опять призрак очуметь-абалдеть?!
Гирей
#26 Гирей Гости 16 июня 2015 20:20
Цитата: Читатель
как-то мне не помнится, что вы меня забанили, может ошиблись с айпи.
Не обижайтесь, пожалуйста, просто я одного Уфимца-Читателя-Мимоходом забанил за хамство и глупость. Извините, если это не Вы. Действительно, мало ли на РБ-XXI век читателей.
Цитата: Читатель
А если у вас нет читателей, пардон, вы самим собой разговариваете.
т.е. Вы - это я? Мне кажется, это все же не так.
Цитата: Алмата
Герей имейте терпение к людям болеющих за свой народ
Алмата, когда я проявлял к Вам нетерпение? Правда, я не вижу пользы любому народу от бдений по нац.озабоченным сайтам по всему Башнету и Татнету. Сам с ними когда-то так знакомился, но лет 7 назад. Татарыча открыл, Некрасову, Лину, какая фактура, какие персонажи, аж ностальгия берет smile . Но давно надоело.
Цитата: Уkыусы
приведите документ о дате рождения С.Ю.
зачем? У вас вопросы к документам Тайной экспедиции Сената 25 февраля 1775 г.? Вы уже ознакомились с трудами Гвоздиковой? Кулбахтина? Они Вас чем-то не убедили?
Цитата: Уkыусы
покажите мне башкирскую нацию - где она.
https://ru.wikipedia.org/wiki/БаС?РєРёСЂС‹
Цитата: Уkыусы
Рахимов с сыном башкиры?
да. И что?
Цитата: Уkыусы
Какого чорта, Гирей, Вам интересно, кто я такой?
Зачем так волнуетесь? Чем я Вас обидел? Я не спрашивал о личности, я спросил, не из НОДа ли. Вежливо, заранее извинившись. Разве это так обидно - быть в НОДе? Просто вспомнился один похожий на Вас персонаж оттуда. А Вы не ответили.
Цитата: Уkыусы
Я же не интересуюсь, кто Вы такой.
Вы не интересуетесь, Вы хамски, вопреки приличиям в Сети, утверждаете.
Уфимец
#27 Уфимец Гости 17 июня 2015 09:06
Цитата: Гирей
Не обижайтесь, пожалуйста, просто я одного Уфимца-Читателя-Мимоходом забанил за хамство и глупость. Извините, если это не Вы. Действительно, мало ли на РБ-XXI век читателей.

Оказыца, меня тут забанили, а я здеся давненько не был и незнал. Но тем немнее,уделю-ка пару слов.
Цитата: Уkыусы
Какого чорта, Гирей, Вам интересно, кто я такой? Я же не интересуюсь, кто Вы такой.
Вот Алмата или Читатель так объективно излагают свои мнения, а Вы их оскорбляете. Разве Вас не учили как вести диалог с оппонентами?

Сайт этот Гирейский, поэтому он вне подозрений так же как считал Юлий Цезарь...
Цитата: Алмата
Мне как татару хочется видеть в лице башкир передовую и сплоченную нацию

Ну это правда,только с точностью наоборот, если учесть историю явления татар в наших краях и их размножения на башкирской земле, и при этом уменьшения доли самих башкир на своей земле.
Гирею. Если вам возразить нечем, это не значит что эти слова хамство и глупость
Гирей
#28 Гирей Гости 17 июня 2015 09:20
Цитата: Уфимец
Уфимца-Читателя-Мимоходом забанил за хамство и глупость.
Цитата: Уфимец
Гирею. Если вам возразить нечем, это не значит что эти слова хамство и глупость
так это были Вы или не Вы? smile Я надеюсь на честность и ум людей прежде, чем на ай-пи. Даже динамический. Пока лень и нет времени историю поднимать. Бану всегда предшествует длительное публичное, там же, объяснение именно конкретному лицу с конкретным ником и за конкретные постинги. И предупреждение. Если таковой ситуации не помните, значит, Читатель просто пользовался Вашим ником, благо формат комментов здесь это, к сожалению, позволяет. Давно пора реальный форум сделать, как Башфорум, где была бы жесткая привязка юзера к никнэйму, но пока нет возможности.
Цитата: Алмата
Мне как татару хочется видеть в лице башкир передовую и сплоченную нацию .Есть недалекие люди которые хотят видеть своего соседа отсталым и слабым , но парадокс жизни такой , рано или поздно ты сам становишься таким
согласен. Позиция, достойная уважения.
Цитата: Murzalar
Хотя ущипните меня неужели это опять призрак очуметь-абалдеть?!
нет. Это не Татарыч, у него другие тараканы в голове.
Цитата: Уфимец
Сайт этот Гирейский, поэтому он вне подозрений так же как считал Юлий Цезарь
не соглашусь с Вами. Подозрения уместны, если справедливы. Озвучьте, всегда постараюсь ответить. И Вы ошибаетесь, сайт и основан, и ведется, естественно, далеко не одним человеком, я даже не админ, хотя один из соредакторов.

А вообще, граждане, предлагаю все же о теме статьи. Поругаться можно на многих ресурсов, тот же УЖ спецом для этого создан.
Азамат
#29 Азамат Гости 17 июня 2015 10:16
Электрон формат китабы булырмы алырга ?
Читатель
#30 Читатель Гости 17 июня 2015 11:33
quote=Гирей]А вообще, граждане, предлагаю все же о теме статьи. Поругаться можно на многих ресурсов, тот же УЖ спецом для этого создан.

Насчет УЖ-а, при Рахимове и благодаря ему он был откровенно башкирофобским, но нынешнее правление в отношении республики оказалось абсолютно вредительским. Поэтому УЖ в данное время дрейфует в сторону демократии.
---
Статья полезная, поскольку она подчеркивает что образ и личность Салавата как бы собирательный в войне башкир против Российского колониализма. Поскольку были и более масштабные и успешные башкирские вожди против этого бедствия.
И при советах памятник Салавату был поставлен в том смысле, что он как бы повел бедняков на борьбу против эксплуататоров, а это является неправдой.

И по этой причине против этого памятника будут нападки, пока существует эта империя-диктатура.
1 2 3 4
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОР АХМЕТ СУЛЕЙМАНОВ
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОР АХМЕТ СУЛЕЙМАНОВ Наука и культура Башкортостана понесли тяжелую утрату. В Уфе на 78-м году жизни скоропостижно скончался выдающийся ученый,
Рецензия
Рецензия
Рецензия
12.06.12 Культура
Рецензия на книгу: А.Т. Бердин. Салават: бой после смерти. - Уфа, 2009 Представляем Вашему вниманию рецензию известного специалиста по истории права и государственного
Траурная победа
Траурная победа
Траурная победа
14.09.11 Новости
Траурная победа В Уфе перенесённый матч открытия 4-го сезона Континентальной Хоккейной Лиги закончился победой "Салавата Юлаева". 7 сентября игра была прервана, команды
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
20.04.09 Вопросы религии
17 апреля на площади Салавата Юлаева состоялся митинг-акция «Хамер – харам» («Алкоголь – запрет»). Основными организаторами выступили мусульманские активисты
Некоторые проблемы интерпретации этнокультурных процессов в Урало-Поволжье: история и современность (продолжение 1)
Некоторые проблемы интерпретации этнокультурных процессов в Урало-Поволжье: история и современность (продолжение 1) Кампания по дискредитации образа Салавата Юлаева
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса