ОТЗЫВ НА ИНТЕРВЬЮ И.М. МИРГАЛЕЕВА В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ТАТАРЛАР» ОТ 17.04.2015
26.05.2015 30 102 81 root

ОТЗЫВ НА ИНТЕРВЬЮ И.М. МИРГАЛЕЕВА В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ТАТАРЛАР» ОТ 17.04.2015

Культура
В закладки
ОТЗЫВ НА ИНТЕРВЬЮ И.М. МИРГАЛЕЕВА
В ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ТАТАРЛАР» ОТ 17.04.2015



В прошлом 2014 году Институтом гуманитарных исследований открыт проект по изучению родовых объединений башкир, в рамках которого идет работа над многотомником «История башкирских родов». Каждый том представляет собой сборник авторских материалов и источников по истории того или иного родового объединения башкир, куда включаются работы по источникам средневековья, Нового и Новейшего времени, антропологии, фольклору, геногеографии и др. научным дисциплинам. Ныне выпущено 8 томов. Регулярно проводятся презентации, как на республиканском, так и на районном уровнях. Несмотря на то, что работа над проектом идет лишь год, его результаты уже активно обсуждаются в научных и общественных кругах.

Не так давно в рамках просветительской телепередачи «Татарлар» также был поднят вопрос об этом многотомнике. «Представлял» наш проект историк-медиевист И.М. Миргалеев. Интерес казанцев к этому проекту понятен: башкиры и татары настолько близки, что порой разница между ними едва ли будет видна на обывательском уровне не носителю этих этнонимов, поэтому изучение башкир вызывает интерес в Казани, а татар – в Уфе. Несмотря на то, что полемика между учеными кругами этих республик не затихает уже несколько десятилетий, сколько-нибудь конструктивной критики за те 10 минут, что идет сюжет, мы не дождались. Вместо этого мы вновь услышали замшелые мемы о башкирском сословии, политизации истории и пр.

Всю программу вы можете посмотреть по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3Ci-0gtVnIA, некоторые наиболее ключевые фразы мы приведем в русском переводе.
«Какие проблемы в Башкортостане? К сожалению, нет исторических источников». Очень странно было слышать фразу об отсутствии исторических источников по отношению к южноуральскому региону. Ведь только в прошлом году Миргалеев сам опубликовал уникальный источник – продолжение «Чингиз-наме», отражающий политическую историю чингисидов на Южном Урале. Причем источник относится к пост-ордынскому периоду, где их изначально мало, но они есть. Если уж говорить о более поздних периодах – XVII-XIX вв., то здесь жаловаться историку просто грешно. Может быть, стоило уточнить Миргалееву для телезрителей период, подкорректировать формулировку и вообще учесть, что эту передачу будут смотреть профессиональные историки из Башкирии?

Но на этот счет у него уже сложилось мнение: «Несколько источников пытался (кто-то – Ю.Ю.) представить как древние, но наши ученые посмотрели, написали, к сожалению таких источников нет». Из личной беседы с Миргалеевым я знаю фамилию этого «кто-то», знаю также и источник – он есть и, надеюсь, вскоре будет опубликован. В передаче благоразумно не прозвучала фамилия с откровенным поклепом: ведь реакция на фамилию и на намек часто совершенно разная. Однако направление мысли ясно – башкирские ученые занимаются подлогами, татарские их разоблачают. С этой креативной мыслью он и принялся критиковать «Историю башкирских родов».

Проект «История башкирских родов» ориентирован на историческую этнографию и антропологию (социальная антропология, геногеография и т.д.), потому казанскому историку пришлось постоянно затрагивать этнографию. Рассуждения Миргалеева в этой области заслуживали бы отдельной темы, если бы за эти два десятилетия мемы об сословности и ничтожности башкир как этноса не заполонили до отказа публицистику и Интернет. На фоне такой этнографической безграмотности несколько легковесное в данном случае мнение Миргалеева просто меркнет.

Вынужден немного просветить весьма авторитетного и безусловного талантливого медиевиста: отечественная этнография на самом деле значительно более глубокое понятие, чем он представляет ее неискушенному зрителю. А уж башкироведение - одно из наиболее развитых в нем направлений. Вообще последние полстолетия Уфа традиционно считается одним из ведущих центров российской этнографии. Башкирский этнос, наверное, один из самых изученных этносов тюркского мира. Во многом этому способствовали фундаментальные труды Руденко, Кузеева, Шитовой, Бикбулатова и других выдающихся представителей отечественной науки.

Большую роль в развитии исторической этнографии играют работы корифеев исторической науки А.З. Асфандиярова, Руденко, Кузеева, Бикбулатова. За последние два десятилетия значительное развитие получила антропология и в частности геногеография башкир, это связанно фамилиями Р.М. Юсупова, Э.К. Хуснутдиновой, Е.В. Балановской и др. В этом отношении всегда актуальными были вопросы методологии, которые вполне успешно решались и позволяли выдерживать работу в научных рамках. Собран колоссальный этнографический материал, на базе которого работают несколько научных коллективов: Института истории, языка и литературы, Института этнологических исследований, недавно к этой работе подключился коллектив АНО "Шежере".

Можно ли представить, что когда-либо этнографы попытаются перечеркнуть столь солидное историографическое наследие и выдумать на пустом месте новые концепции? Конечно, нет. Всегда в основе любого исследования лежат фундаментальные труды наших предшественников, будь-то студенческая курсовая или же академический труд. Если не считать публицистики, часто далекой от науки, то какой-либо критики в адрес наших корифеев не звучало. Исключением стал лишь демарш записного оппозиционера Башкирии И.В. Кучумова, обвинившего в своем предисловии к книге И.В. Антонова, академика Р.Г.Кузеева в следовании политической конъюнктуре («…чтобы подыграть находившейся тогда у власти в Башкирии элите из западных и северо-западных районов… Р.Г. Кузеев выдвинул тезис о Бугульмино-Белебеевской возвышенности как месте формирования башкирского народа» [1, с.7]).

Но ведь Миргалеев всегда считался сдержанным человеком, отличным медиевистом, зачем ему-то надо было рассуждать об исторической этнографии, не зная азов ее историографии? Ведь чтобы понять легкомыслие суждения, не обязательно даже читать работы автора (хотя и этнографических работ у Миргалеева нет), достаточно несколько его фраз, чтобы оценить профессиональный уровень человека в данной теме. В нашем случае он оказался невысок.

Миргалеевская этнография началась с Рычкова и закончилась, судя по его выводам тоже на нем, причем с весьма вольной интерпретацией интервьюера. Квинтэссенцией рассуждений явились лозунги: Башкортостан – наша земля! там были татарские государства – Булгария, Ногайская Орда, Казанское и Сибирское ханства! а на Агидели всегда жили татары! То ли это неосведомленность ученого в географии (не говоря уж об этнографии), то ли резкий рост территориальных претензий. Надеюсь хотя бы первое, но ведь и от этого не весело. Ведь любой этнолог после подобных фраз просто разведет руками.

Я бы посоветовал обратится хотя бы к этнографическим работам по татароведению. В этом отношении отсылаю к академическому труду по этнографии «Этнотерриториальные группы татар…» [2, с.82-85]. Коллектив авторов, в числе которых солидные ученые, в восточном Татарстане и северо-западном Башкортостане выделяют тептяро-башкирскую группу Волго-Уральских татар. Цитирую: «Она (тептяро-башкирская группа – Ю.Ю.) начала формироваться со второй половины XVI в. на базе двух сословных групп – вотчинников («башкир») и припущеннов («типтярей»). Причем первоначально у каждой группы была своя этническая основа – у вотчинников она состояла из местного тюркского населения (которое состояло из башкир), а у припущенников – из пришлых групп в основном казанско-татарского населения».

В некоторых аспектах, конечно, тезис дискуссионный (например, период формирования), что вполне нормально для академической науки, но мысль понятна и прозрачна – два компонента – вотчинники-башкиры и припущенники-татары. Никаких этнических реликтов вроде «волгобулгарских» или «сибирскоханских» татар в составе этой этнографической группы этнографы не выделяют и вряд ли когда-либо выделят, будучи в здравом уме.

Думаю, открытые Миргалеевым древнейшие группы татар в Западном Приуралье для самих же татарских этнографов стали бы настоящим откровением, опять таки… если бы последние 20 лет татарскую публицистику не заполонили подобные «открытия». Очень жаль, что сегодня она может влиять на мнение ученого, тем более не искушенного в этнографии.

Конечно же, Миргалеев не мог пройти мимо проблемы соотнесения этноса башкир и сословия. Публицистам этот мем кажется настолько убедительным доводом, что не возникает и мысли, что сословная и этническая категория совпадали. Да, башкиры – это вотчинники и вотчинники – это башкиры. Отдельный мир со своими правилами и законами, интеграция которых в Российское государство заслуживает отдельного внимания исследователей. Именно вотчинное землевладение стало основным фактором башкирской идентичности.

Да, причислять себя к башкирам особенно в то время было престижно, но ведь от этого вотчинником было не стать. Вся земля в Башкирии находилась в чьей-то собственности. Назови себя башкиром не в то время и не в том месте – можно было серьезно пострадать. Вспомним драматические сюжеты истории в период межевания земель, когда деревнями выходили люди друг против друга из-за небольшого участка земли. Некоторые предания об этом вошли в тома «Гирей», «Канглы».

Сословные привилегии для башкир были отменены с роспуском Башкирского Войска (и, по большому счету, вместе с отменой крепостного права в России) в 60-гг. XIX в., поэтому мотивация тех, кто специально записывался башкиром, практически исчезает.

Но ведь скачок роста татарской идентичности в восточном Татарстане и западном Башкортостане наблюдается лишь после революции. По каким причинам население все же продолжало себя записывать башкирами, вполне очевидно – кроме социальных причин были и этнокультурные факторы. Более того, не смотря на этот «скачок», население, записывавшее себя татарами, в переписных листах продолжало идентифицировать себя башкирами. Посмотрите, например, I том «Истории башкирских родов. Еней», где мы публикуем материалы экспедиции антрополога Тибора Тота и филолога Н.Г. Шункарова в восточные районы Татарстана в 1962 году. Кстати, уникальные источники для социального антрополога. При опросах люди указывали свою национальную и, более того родовую, принадлежность («мы енейские башкиры»). И это не смотря на то, что в официальных переписях они указывали национальность «татарин» уже второе поколение.

На самом деле таких примеров сохранения этнокультурной принадлежности можно привести значительно больше – благо в рамках научных экспедиций подобного материала было собранно много. Это же явление – сохранение памяти о своем башкирском происхождении – зафиксировали и телевизионные сюжеты, отснятые в деревнях Башкортостана и Татарстана, над которыми И.М. Миргалеев пытался так неловко подшутить.

Конечно, можно сослаться на пресловутый подлог со стороны башкир, но в этом отношении вновь отсылаем Миргалеева к нашим татарским коллегам, которые отметили что «…никакой устойчивости в отнесении себя к той или иной группе (к башкирам или татарам – Ю.Ю.) у представителей тептяро-башкирского этнографического подразделения не наблюдалось» [2, с.85]. Налицо вполне нормальное социокультурное явление – двойственная идентичность, которую мы должны исследовать.

Весьма неуклюже выглядели отсылки Миргалеева к популяционной генетике: «В последнее время исследуется биологический аспект. По биологии башкиры и татары – один народ. То есть идет речь об одном народе». Сложно что-то комментировать, когда человек в одном предложении фактически закрыл тему по генофонду татар и башкир. Они «один народ биологически»! Пафос Миргалеева понятен – два крыла одной птицы и т.д., но все же серьезную научную дисциплину не стоит сводить к абсурду.

В марте прошел IV «золотоордынский» форум, в рамках которого проведен круглый стол «Генофонд тюркских популяций как исторический источник». И.М. Миргалеев был один из организаторов данного круглого стола. Судя по этим словам, он не запомнил выступления первых докладчиков, обсуждавших вопросы терминологии и методологии геногеографии. Может быть, на ТНВ повторяли старый материал, заснятый до форума? Но ведь за два месяца до этого форума в ноябре 2014 г. в Президиуме РАН разразился скандал на конференции по этногенезу карачаевско-балкарского народа, посвященной проблеме соотнесения генофонда и этноса. Итоги подведены в интервью известного генетика Е.В. Балановской (http://rb21vek.com/clio/864-intervyu-rukovoditelya-laboratorii-populyacionnoy-genetiki-cheloveka-mediko-geneticheskogo-nauchnogo-centra-prof-ev-balanovskoy.html), которое я советую внимательно почитать И.М.Миргалееву. Этнограф должен знать об этом.

Но, не будучи ни этнографом, ни генетиком, ни, как мы сожалением констатируем в данном случае, внимательным слушателем – стоило ли вообще упоминать эту научную дисциплину, тем более учитывая всю остроту дискуссий вокруг нее?

И.М. Миргалеев упомянул, что Татарстан старался не вмешиваться во внутренние дела Башкортостана. Надо понимать, после того, что он увидел в многотомнике этого вмешательства нам не избежать. Очевидно, с этими целями в Уфе открыт филиал Института истории им. Ш. Марджани, сотрудником головного института является сам И.М. Миргалеев, а учитывая перспективность и организаторские способности этого ученого, и вовсе может быть одним из претендентов на должность директора уфимского отделения. Что ж, это не исключено. Но тогда уровень и пафос обсуждаемого интервью Миргалеева вызывают достаточно пессимистичные мысли о целях и задачах такого филиала: они выглядят не научными, а идеологическими.
В любом случае, я настоятельно советую И.М. Миргалееву почитать соответствующую литературу по исторической этнографии, этнической антропологии, геногеографии, не следовать публицистическим тенденциям и внимательнее отвечать на вопросы ретивых журналистов. Только так можно привить аудитории уважение к научным школам и разобраться в историографии, необходимость которой, думаю, объяснять историку не нужно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов И.В. Башкиры в эпоху средневековья. Уфа, 2012.
2. Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и история их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2002.

Юлдаш Юсупов, специально для сайта «РБ-XXI век»
Комментарии (81)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Азамат
#1 Азамат Гости 26 мая 2015 12:53
Поздравляю группу ученых из ИГИ. Раз пошел скандал из Казани - это признание. Это заслуга. Неизбежно сопряженная с очень несладкими ощущениями, когда приходится отбиваться от не самых достойных, скажем, нападок..

Марджанистов понять несложно. Рушится миф о тюрко-татарах миф, который пестовали и лелеяли едва ли не полтора столетия. Туда ему и дорога. Осиновый кол конструктивистскому нациестроительству на Идели. У Марджанистов нт выбора. Паству надо спасать. В ход пойдут адм.ресурсы. ИГИ прикроют. Или накроют кем-то вроде Кучумова, раз уж в АП РБ правит бал чужая компания. ОК.. Пусть рубят сук на котором сидят.

Работа не доделана, но кое что сделано.
Возможно придется делать второе издание ИБН (Ист.баш.родов. - прошу не путать), отредактированное.
Уныштар.



Расим
#2 Расим Гости 26 мая 2015 14:09
Надо бороться. Они будут стучать, провоцировать. Мы тоже можем найти экстремизм у них. Они на нас 10 анонимок, мы на них 100.
Гирей
#3 Гирей Гости 26 мая 2015 14:17
Цитата: Расим
Они на нас 10 анонимок, мы на них 100.
думаю, Вы шутите. Извините, но это было бы крайне неверное и безобразное поведение, неспособное увенчаться успехом. После слома 2010 г. я слышал от некоторых персоналий башэлиты одну трусливую, подловатую и главное, в принципе проигрышную мысль: башкиры тоже тогда должны быть немножко ... хм, диаспорными. Ну невозможно это, каждому - свое. И глупо, и позорно напяливать чужую шкуру.
А анонимки писать вообще нехорошо. Даже Кадерле не анонимен. Экстремизм - плохо, но либо ты против него борешься всегда и везде, именно на мировозренческих своих основаниях - мне, к примеру, приходилось, а не потому, что кто-то там написал на "своих", либо не входишь в тему. Мне кажется так.
Чувак
#4 Чувак Гости 26 мая 2015 17:50
Вот уже пять лет в отношении башкирского народа и Башкортостана идет плохо скрываемая война. Нынешнее руководство РБ решило, что оно в состоянии путем шельмования героев башкирского народа - А.-З.Валиди, С.Юлаева и др., вычищения государственных органов от башкир,накачивания русского и татарского национализма демонтировать башкирскую этничность. Вспомните, как проводились футбольные матчи под лозунгами Уфимской губернии, как журналисты из официального и полуофициальног пула (А.Шушпанов, Е.Некрасова) устраивали истерию против всего башкирского, как глумились артисты Альметьевского татарского театра, как на ТВ и, вообще, где бы ни было запрещали упоминать о Валиди и С.Юлаеве. Одним словом, пять лет идет непрерывный культурный садизм в отношении башкир. Теперь в Уфе, к уже существующим корпункту ТНВ и представительству Татарстана, открылся филиал института истории им. Марджани - главного рупора татарского шовинизма. Татарский полпред Максютов с позволения администрации башлыка РБ в открытую занимается подрывной деятельностью против нашей республики. Короче, Отечество в опасности!
Ядыгар
#5 Ядыгар Гости 26 мая 2015 20:56
Похоже не лай из подворотни?

Требование закрыть запретить все мало мальски татарское и татарстанское. При том, что по эфирному тв идут передачи про то что татары-это на самом деле башкиры, статьи и восьмитомные истории башкирских родов.
Странно это все.
Гирей
#6 Гирей Гости 26 мая 2015 21:37
Я бы не стал так драматизировать. Но реально неприятная и глупая ситуация. Граждане татаристы начинают терять берега. Статья - очередной призыв отделять мух от котлет, при ведении споров в рамках науки не выходить за эти рамки в сторону откровенной идеологии, узнаваемо националистической.
Про окролонаучную ересь, с которой, однако, ИИ им. Ш.Марджани зачастую выступает единым фронтом (блогеры! краеведы! smile ), говорить нечего.
в общем, хотелось бы, чтобы очередное китайское башкирское предупреждение было услышано, конечно. Ибо тупая конфронтация и постоянные провокации деструктивны для всех и изрядно надоели.
Чувак
#7 Чувак Гости 26 мая 2015 21:46
Видать Миргалеев испужался и слился из интернета. Не могу найти его интервью. Вот так всегда поступают татаристы. Сначала пугают, пугают, а потом сливаются. Я всегда говорил, что татаризм - это психическая болезнь. Яркие симптомы таковы: 1. Воспринимать как личное оскорбление любые положительные высказывания о башкирах. 2. Поносить на чем свет башкир, но только для того, чтобы у них же что-нибудь стырить (курай, эпос или еще какую-нибудь безделицу). 3. Быть абсолютно уверенным в том, что башню Сююибики и казанский Кремль построили татары и всякая чушь в этом роде. 4. Не верить ни одному письменному документу, особенно результатам переписей, где население северо-запада РБ именуется башкирами, посольку башкиры - это не этнос, а сословие. 5. Безгранично верить в то, что Tartaria - это древнее название Татарстана, который начинался у Казанского вокзала в Москве и тянулся до Татарского пролива на Дальнем Востоке. 6. Всегда и везде говорить, что все выдающиеся люди в России (Карамзин, Кутузов, Аракчеев, Гумилев и др.) - это чистокровные казанские татары. 7. И это самое главное - татары - это государствообразующий народ РФ и Казань - ее вторая столица. Аминь!
vhd
#8 vhd Гости 26 мая 2015 22:49
Этот И.М. Миргалеев, (кстати родом из Кушнаренковского района и выпускник истфака БГПУ 1999 г.), отличается нечистоплотностью и не уважением к труду других ученых. Так, не сумев получить рукопись Утемиш хаджи "Чингиз наме" у Исенбике Тоган, он достал копию рукописи у одного из учеников А.-З. Валиди Тогана и пользуется ею, естественно не упоминая владельца http://www.antat.ru/cgi-bin/img.pl/files/NT2011/NT-2-2011-13.pdf
Или чего стоит его критика текстологического анализа д.ф.н. Ф.А. Надыршиной произведения "Последний из Сартаева рода".
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIV/1380-1400/Posl_iz_sartaeva
_roda/frametext.htm
вася
#9 вася Гости 27 мая 2015 01:30
Футы-нуты, опять продолжение предыдущей статьи. Опять землю делят башкиры с татарами. По-моему этому конца не будет. супчик-то воняет уже давно, а его все равно подогревают гуманитарии. Делать им боле нечего, на науку времени нет. Народ башкирский как был тёмен и заброшен, так и остается таким. ну ладно, это дело не моё, пожалуй я пойду отседова, не интересно.
Иршат
#10 Иршат Гости 27 мая 2015 06:33
Цитата: Азамат
Возможно придется делать второе издание ИБН (Ист.баш.родов. - прошу не путать), отредактированное.
Уныштар.

***********************************************
Увы Вы правы. Само издание изначально базировалось на общеизвестных научных источниках (без учета находок граффитиологии в последние 20 лет), по которым и у татаристов и у башкиристов были уже утоптанные тропы. Естественно, в этом случае всякая новая интерпретация исторических фактов вызывает неприятие и подвергается эмоциальным нападкам отодвинув на второй план комплексность (а значит научность) исследований.Однако, настораживает тут тот факт, что отрицая позицию ИГИ Татарстанская наука раньше наших понял о том, как богата наша республика на исторические подлинные источники (граффити) и раньше чем АН РБ открывает филиал своего исследовательского института в нашей республике. Жаль, очень жаль, что так получается.
Плохому танцору ..
#11 Плохому танцору .. Гости 27 мая 2015 09:03
Сами по себе эти писульки ни чего не изменят . Вы сами вытолкнули западных башкир из обще башкирской орбиты сделав государственным языком сегодняшний вариант баш языка .Сделайте язык западных башкир государственным языком РБ делайте привлекательным башкирский проект для других путем высокой культурой ,креативных проектов в экономике ,общественной жизни ,спорте , науке , медицине в культуре поведения итд .Но для этого нужно много работать и много учится и иметь четкий выверенный план соответствующий 21 веку .
Татарскому балетмейстеру
#12 Татарскому балетмейстеру Гости 27 мая 2015 09:07
Во всех северо-западных районах презентуется "История башкирских родов" и идет за редким исключением просто на "ура!" Так что глупый татаристский мем, выдуманный татаристскими криэйторами, давно расползается на глазах и поддерживается тоолько фриками вроде Гатауллина, чьи "Курултаи западных башкир" умещались на одном диване, и то потому, что гражданин он на вид такой представительный, ему одному там удобнее располагаться.
зем
#13 зем Гости 27 мая 2015 10:42
Все нормально, пока нет боев с оружиями на уничтожение до этого момента идет как бы академический спор, который мне допустим до конца не понятен, может образования не хватает для этого,только господа не забудьте у них у житьелей спросить кто они на самом деле а то можно жидко обосраться
Ядыгар
#14 Ядыгар Гости 27 мая 2015 11:12
Согласен, вот такие действия, только кажутся академическими спорами, а могут привести к дням с оружием на уничтожение. Зачем это надо?
Чтобы опровергнуть эти многотомные истории башкирские родов нужны еще более объемные труды, только никто этим заниматься не хочет и не будет. РТ не имеет ресурсов и доступа к документам, а также историков, желающих посвятить свою жизнь этой теме
Любитель башкирской лапши
#15 Любитель башкирской лапши Гости 27 мая 2015 11:36
Во всех северо-западных районах презентуется "История башкирских родов" и идет за редким исключением просто на "ура!" Надеюсь вы не торгуете святым ? Может вышлите пару экземпляров книги ? Не то в нашем регионе башкиры переженились с татарами и ассимилировали . Эта книга должна морально уничтожить татар .
vhd
#16 vhd Гости 27 мая 2015 21:42
Вот здесь рабочая ссылка
http://www.youtube.com/watch?v=jTW8Ty4S0ZI
корт
#17 корт Гости 28 мая 2015 09:22
Вы замечали? Чем меньше собачка, тем пронзительнее её лай. Делайте своё дело - и будь что будет. У башкир есть поговорка - Как говорил мой отец - что бы ни случилось, добро возвращается.
Любитель башкирской лапши
#18 Любитель башкирской лапши Гости 28 мая 2015 13:37
Вы замечали? Чем меньше собачка, тем пронзительнее её лай. Делайте своё дело - и будь что будет. У башкир есть поговорка - Как говорил мой отец - что бы ни случилось, добро возвращается.======================== Ваш отец на 100% прав . Кэндэклэр совсем озверели .А книга так вообще пропитана добром и милосердием теперь Республика будет светиться от счастья .

Хочется напомнить башкирским историкам что татарский мир не заканчивается Приволжским регионом .Взять примеру Алматы до революции на карте города были такие названия как Нугай кала , Нугай Арал и что характерно жили в этих местах татары мои прямые родственники.И назвали эти места отнюдь не татары а казахи .Раньше казахи и местные уйгуры только так и называли татар я застал еще стариков которые доказывали мне что я нугай хотя ни мои предки да я сам таковым себя не считал .И еще один момент мои предки были очень состоятельными людьми и были как сейчас говорят служивыми татарами . Хотя для меня это не есть предмет гордости так как служили они русскому царя а не своему народу .
Читатель
#19 Читатель Гости 28 мая 2015 16:19
Цитата: Плохому танцору ..
Сами по себе эти писульки ни чего не изменят . Вы сами вытолкнули западных башкир из обще башкирской орбиты сделав государственным языком сегодняшний вариант баш языка .Сделайте язык западных башкир государственным языком РБ делайте привлекательным башкирский проект для других путем высокой культурой ,креативных проектов в экономике ,общественной жизни ,спорте , науке , медицине в культуре поведения итд .Но для этого нужно много работать и много учится и иметь четкий выверенный план соответствующий 21 веку .

Будучи представителем зап. башкир, я также считаю, что литературный башкирский должен учитывать все диалекты башкирского языка.
Но при нынешнем колониальном статусе башкирского народа об этом говорить нет смысла. Нынешний башкирский литературный язык в реальности был сделан большевиками для создания татарского "этноса" как противовес башкирам. Обладатели куваканского диалекта находились в стороне от центра республики, не могли влиять на татаризацию и вытеснению башкирского фактора в своей республике. Башкиры в собственной стране стали людьми второго сорта.
И нынешняя языковая политика метрополии служит для уничтожения башкир как народа имеющая возможность претендовать на свое право на самоопределение.
И Рахимов, также в самый ответственный период в башкирский жизни, в реальности был назначен именно благодаря своей бездарности и аполитичности.
В такой ситуации, для башкир единственный путь самосохранения как народ, это стремление к суверенитету.
зем
#20 зем Гости 28 мая 2015 17:45
литературный башкирский должен учитывать все диалекты башкирского языка
_________________________________
Не надо здесь хитрить, западный диалект это есть татарский, башкиры и так считают татар слишком хитрыми и изворотливыми, чем больше правды между нами тем лучше, чтоб не замораживать конфликт лучше раз и навсегда выяснить отношения, ведь допустим в Румынии никто не претендует на венгер трансильвании
Мимоходом
#21 Мимоходом Гости 28 мая 2015 20:19
Зем, ты видимо не знаешь, что понятие татарский язык появился лишь в 20 веке. До этого литературный язык башкир и тюрков Поволжья именовался тюрки. Так вот язык западных башкир, несмотря на различные диалектные особенности, манифестировался как тюрки. Достаточно посмотреть переписные листы Всероссийской переписи 1897 года, в которых даже башкиры нынешних Актанышского и Аргрызского районов в графе "Родной язык" писали тюркский или мусульманский. Ни о каком языке речи нет. Объективация татарского языка как такового произошла в 20-е гг. 20 века, когда была создана Татарская АССР. Это не значит, что западные башкиры говорили на чистом тюрки . Они и сейчас говорят на каком-то суржике, среднем между башкирским литературным и тюрки. Поэтому называть их говоры татарским языком неправильно с точки зрения сравнительно-исторического языкознания.
kart-bure
#22 kart-bure Гости 28 мая 2015 21:08
Тема С-З башкир актуализировалась в 80-ые годы 20 в. Но в тот период голоса отдельных ученых из башкир касаемо данной темы были отставлены на задний план.

Башкиры больше увлекались освящением периода рождения БАССР, участие в Гражданской войне, личностью З.Валиди. Над башкирами всегда висело идеологическое клеймо большевиков - как националисты. Партийный и чикистский аппарат занимался чисткой и преследованием открыто высказывающихся башкирских патриотов.

А татаристы в тот период занимались "совершенствованием" идеологического бренда "татар", запущенного в 20-ые годы с далеким умыслом большевиками. Весь советский период бренд "татары" под приглядом чикистов и большевиков пестовался и выращивался. Даже в 1944 г. состоялся отдельный пленум, посвещенный татарской истории, вернее коммунисты указали татарским ученым с какого периода им разрешается вести свою историю.


Введя в оборот этноним "татары", большевики убивали несколько "зайцев". Удобно было наложено табу на историю геноцида Суворовым ногайцев и многочисленные в тот период ногайцы по аналогии С-З башкирами были поделены м-ду казахами и "татарами".

Мишаре, кряшины, ногайбаки и др. тюркские народы изучались в составе казанских татар. И Казань стала ассоциироваться для многих народов Сибири, Урала, Поволжья и Кавказа как их "татарская" столица.

Земли, населенные ногайцами в основном в Уральской и Актюбинской областях КССР и Поволжско-Уральских областей и Сибири РСФСР были поделены, а народа не стало.

Ногайцы и башкиры самые близко-родственные народы. Они разделились в период Ногай - Хана. Те же башкиры, ушедшие с Ханом ногаем, стали называться ногайями.

Многие современные тюркские народы, получившие этническое самоназвание при большевиках и сегодня имеющие свои независимые государства не были известны под своим этническим названием до революции. Границы советских республик также чертились произвольно, по возможности отдавая предпочтение в пользу РСФСР, где в последствие формировался современный советский русский народ и уже путем манипуляций со статистикой его большевики искусственно превращали в большинство. В манипуляция статистикой причина уменьшения численности многих народов РСФСР. Вот от куда "растут уши" современных манипуляций на выборах в современной РФ.

История башкирских родов во многом показательна тем фактом, что отделные рода, имеющиеся у башкир т.ж. участвуют в составе др. тюркских народов, которые как народ сформировались при большевиках. Башкиры же в исторической литературе известны с 10 века.
зем
#23 зем Гости 28 мая 2015 22:48
Бедные башкиры они все отдают всем последнюю рубашку с плеч отдают, даже последний нпз татарам отдали, даже свой язык дарят, спасибо вам поклон до земли
Читатель
#24 Читатель Гости 29 мая 2015 00:35
Что наш башкирский, в самом деле ныне так называемый западно-башкирский в прошлом был языком большинства башкирского населения. Это до геноцидов. голодомора и татаризации.
Этот язык в реальности в упрощенной форме стал "татарским" языком. Поскольку сами татары, точнее остатки татар-монгольского нашествия со временем потеряли свой язык - диалект монгольского, постепенно переходя на местный башкирский язык. И язык также стал называться "татарским"
По этой причине упрощенный западнобашкирский, которую ныне именуют татарским, не может стать стать частью башкирского литературного. Зап. башкирский для этого должен восстановиться за счет уже других башкирских диалектов, и перестать называться татарским.
Любитель башкирской лапши
#25 Любитель башкирской лапши Гости 29 мая 2015 07:42
По этой причине упрощенный западнобашкирский, которую ныне именуют татарским, не может стать стать частью башкирского литературного. Зап. башкирский для этого должен восстановиться за счет уже других башкирских диалектов, и перестать называться татарским========================== Ну мы теперь поняли что он должен восстановится до кувыканского диалекта .
Ядыгар
#26 Ядыгар Гости 29 мая 2015 10:51
Это до геноцидов. голодомора и татаризации

Поскольку сами татары, точнее остатки татар-монгольского ...

нашествия со временем потеряли свой язык - диалект монгольского, постепенно переходя на местный башкирский язык. И язык также стал называться "татарским" ---------------------


Как ни старается Гирей, но дискредитируют некоторые личности респектабельный башкирский национализм даже на этом сайте. Пещерный национализм, истеричность, конспирология...
Гирей
#27 Гирей Гости 29 мая 2015 11:45
Цитата: Ядыгар
Как ни старается Гирей, но дискредитируют некоторые личности респектабельный башкирский национализм даже на этом сайте. Пещерный национализм, истеричность, конспирология...
ну не у одних же татар быть Кадерле, Халимам и прочим Татарычам smile Это диагноз. Разница лишь в том, что у башкир истеричные пенсионеры не являются властителями умов, крышуемыми аж И АН РТ им Ш.Марджани.
А что такое "респектабельный башкирский национализм"?
Цитата: зем
Бедные башкиры они все отдают всем последнюю рубашку с плеч отдают
я вот никому ничеоо не отдавал. Скажите, Вас не Явдат зовут?
Цитата: kart-bure
Введя в оборот этноним "татары", большевики убивали несколько "зайцев".
Вы понимаете, что зеркально и смешно копируете татаристов с их балладами о большевиках-демиургах?
Цитата: kart-bure
Они разделились в период Ногай - Хана.
обалдеть.
Читатель
#28 Читатель Гости 29 мая 2015 14:32
Говорить элементарную правду и о правах, проблемах башкир - это уже страшный "национализм" не только для понаехавших неброжелателей, и для собственных манкуртов.
Ставить рядом примитивных шовинистов и башкирских патриотов это есть пещерное совковое мышление.

В самом деле именно советские пенсионеры далеки от понятия прав народов.
Любитель башкирской лапши
#29 Любитель башкирской лапши Гости 29 мая 2015 15:54
Говорить элементарную правду и о правах, проблемах башкир - это уже страшный "национализм" не только для понаехавших неброжелателей, и для собственных манкуртов.================ Говорить правду это не национализм , национализм это когда отказываешь другим в праве говорить правду .========== Ставить рядом примитивных шовинистов и башкирских патриотов это есть пещерное совковое мышление.========================= Прав Читатель ставить их рядом нельзя можно заразится " патриотизмом" а вот сравнить их высказывания вполне уместно .В самом деле именно советские пенсионеры далеки от понятия прав народов. ====================== И здесь он прав как говорил заслуженный пенсионер М Рахимов - Татар телеблян бук чайнамагез .
Уфимец
#30 Уфимец Гости 29 мая 2015 18:10
Цитата: Любитель башкирской лапши
И здесь он прав как говорил заслуженный пенсионер М Рахимов - Татар телеблян бук чайнамагез .

Хоть в чем то был прав великий бездарный. А то у башкир на пороге и бороться против башкир то такой факт заслуживало куда более радикальные меры.
В Башкирии язык номер один это башкирский
В Турции все турки
Даже в Росии на исконных его территориях вполне законно если требуют в образовании русский учить.
Татары как некоренный народ в России не вправе устанавливать татарский обязательным, где то не было.
1 2 3
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов?
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов? Коллектив генетиков и историков изучил генофонды пяти родовых объединений (кланов) северо-восточных
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РЕДАКЦИИ ИЗДАНИЯ BONUS И PROUFU
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РЕДАКЦИИ ИЗДАНИЯ BONUS И PROUFU Уважаемая редакция! В материале Вашего издания «Башкирия лишается перспективного научного центра» от 24 февраля 2016
МКС: РАСПИСКА В БАШКИРОФОБИИ?
МКС: РАСПИСКА В БАШКИРОФОБИИ?
МКС: РАСПИСКА В БАШКИРОФОБИИ?
22.09.15 Идеология и Политика
МКС: РАСПИСКА В БАШКИРОФОБИИ? Сайт МедиаКорСеть (МКС) удивил своих читателей странной статьей «Многотомная зажигалка. Татар вновь записали башкирами». Статья посвящена
Резолюция участников круглого стола в Институте востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН: «проект «История башкирских родов» - это первое столь масштабное научное исследование по башкирскому этносу за последние несколько
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «БЕЛЕМЛЕ БАШКОРТ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «БЕЛЕМЛЕ БАШКОРТ» 1 апреля состоялась презентация Интернет-проекта «Белемле Баш?орт» в БГУ и БГПУ им. Мифтахетдина Акмуллы. На
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса