О жизни и творчестве Дима Маннана
10.12.2014 1 772 0 root

О жизни и творчестве Дима Маннана

Культура
В закладки
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ДИМА МАННАНА

Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.

А. Блок


1 декабря 2014 г. в Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима состоялась презентация документального фильма «?у?ма??ы? юлсы» («Путник без тропы») посвященного памяти легендарного рок-музыканта, лидера культовой группы «Дервиш-хан» Дима Маннана (Кулахметова).

Творчество этой талантливой башкирской группы, возникшей еще на заре далеких девяностых годов, даже по прошествии времени вызывало и вызывает к себе повышенный общественный интерес. И этому есть несколько причин. Дело в том, что современное башкирское общество находится сегодня в сложном, но закономерном, с точки зрения социологии, периоде, связанном с переходом от аграрного к городскому типу существования. И в данном процессе ставшие уже легендами такие культовые команды как «Дервиш-хан» или скажем гр. «Рух» являются в национальном сознании одними из немногих символов, которые объединяют, формируют и поддерживают современную башкирскую идентичность. Поскольку на арену общественной жизни постепенно выходит поколение, социализация которой пришлась на конец 80-х, 90-е годы прошлого века; соответственно у этих людей другая галерея культов и символов, иные, чем у старшего поколения башкир, эстетические запросы и предпочтения.

Другая причина носит более сложный для обыденного понимания характер, поскольку истоки ее лежат в духовной сфере и связаны с настоящим, а не фальшивым или конъюнктурным творчеством. Искусством, в самом высоком смысле этого слова. И сегодня, когда уже прошло достаточно много времени, становятся ясными - и масштаб дарования, и значимость, деятельности легендарных групп для башкирского общества, в целом культуры нашего народа. К сожалению, нужно признать, что в настоящий момент ни современный национальный театр, ни башкирский кинематограф или литература в силу разных обстоятельств, а также из-за своей принадлежности все-таки к «высокому искусству», такую функцию взять на себя не могут.

Современная башкирская рок-музыка оказалась в этом смысле более универсальной, хотя и является феноменом, прежде всего, массовой культуры. Что нисколько не умаляет или принижает ее значения, поскольку речь в данном случае, повторюсь, идет о подлинном искусстве, которое уже выдержало испытание временем и вплелось в канву общей истории. Соответственно, музыкальное наследие таких команд как «Дервиш-хан», «Рух», «Ант», «Караван-сарай» и многих других будет, как драгоценное вино, с годами становиться только лучше и дороже, поскольку, как верно замечено, - «большое видится на расстоянье». Это еще вчера казалось, что ты можешь запросто подойти, поговорить и даже выпить с ними. И только теперь, когда вся эта эстрадная «мишура», десятилетиями мелькавшая на экране, тихо и незаметно ушла в небытие, за исключением некоторых действительно талантливых исполнителей, выяснилось, что ценность и уникальность башкирского рока, во всяком случае, таких как «Дервиш-хан» или «Рух», имеет в каком-то смысле вневременной контекст.

Их творчество насколько обширно и многогранно, что с трудом втискивается в рамки стереотипов массового сознания. В этой связи крайне показателен и любопытен спор, который недавно возник между поклонниками песен «Рух» и «Дервиш»: кого из них считать первой башкирской рок-группой? Дело осложняется и тем, что, к примеру, автор музыки гр. «Дервиш», Альберт Габбасов не считает свои песни относящимися к року. И в этом есть доля правды, поскольку их музыка, скорее, поп-рок западного образца.

В действительности проблема точного определения стиля той или иной команды, вызвана, прежде всего, размытостью самого понятия «рок». Каждый в него вкладывает свой смысл и понимание. Соответственно в данном случае нужно просто определиться, что мы понимаем под этим словом, и тогда все станет на свои места. Но это тема отдельного разговора.

Фильм, который сняли о нелегкой судьбе известного башкирского рок-музыканта Дима Маннана, безусловно, и интересен, и ценен с точки зрения многих аспектов. Во-первых, он достаточно хорошо закрывает нишу в биографии певца, которая до сих пор еще слабо заполнена, не говоря уже о других исполнителях романтической «первой волны». В свое время, движимый желанием написать статью с анализом творчества двух легендарных башкирских команд, я столкнулся с проблемой фактически полного отсутствия хоть какой-то печатной информации об основных этапах их жизни. Поэтому, кстати, в статьях были допущены хоть и небольшие, но досадные ошибки.

Однако сегодня, когда уже созданы и сформировались их канонические «образы», любое движение которое дополняет или детализирует эти культурные символы, можно только приветствовать. Поэтому следует поблагодарить создателей фильма и за проделанную работу, и качественно собранный материал. Нашлись и те кто поспешил назвать фильм «несколько поверхностным», но это, на наш взгляд, зависит от того как на него взглянуть. Поскольку, исходя из жанра, в котором он снят, то есть документального фильма с воспоминаниями тех, кто знал и был знаком с Димом Маннаном, он сделан хорошо. Все-таки для глубоких, обобщающих работ в подобных случаях нужен и большой режиссёрский опыт, и занимаются этим обычно с привлечением либо обществоведов, либо музыкальных критиков.

Положительной стороной фильма является и то, что он не навязывает зрителю какие-либо идеи или мысли, предоставляя ему возможность самому сделать вывод, и дать оценку о личности и характере этого талантливого, самобытного человека. И здесь хотелось бы остановиться на очень важном и принципиальном моменте.

К большому сожалению, с самого начала творческого пути о Диме Маннане сложилось поверхностное и в корне неверное мнение как о простом, малообразованном и даже легкомысленном человеке. Этому способствовал и образ его жизни, и в целом отношение к рок-музыке как молодежной субкультуре полу-протестного и даже асоциального характера. И некоторые герои фильма, сами того не подозревая, неосознанно усилили и укрепили эти ложные стереотипы, хотя и исходили из благородного желания как можно полнее и четче показать каким он был при жизни, в быту, очертить его «настоящее» лицо, в их понимании, конечно.

Однако неожиданно в фильме проявилась и другая сторона этого человека. Внимательный зритель может увидеть, что он был далеко не такой простой и однозначной личностью, как может показаться на первый взгляд. (Мне, например, он всегда казался несколько замкнутым, углубленным в себя человеком, но это уже в последние годы). Личностью, которую, возможно, мучили большие противоречия, и который за свое право творить, принес на алтарь искусства ужасную жертву: спокойствие и даже счастье своих близких и детей. Это, без сомнения, помимо общей неустроенности, огромная личная трагедия.

Друзья мои! cохрани вас Бог судить и оценивать крупную творческую личность с точки зрения обыденного сознания или морали. Поскольку зачастую это всегда аномалия, это всегда отклонение от того, что принято называть нормой или жизнью простых людей. Лучше всего в таких случаях помнить предостережение поэта Велимира Хлебникова о том, что:

Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.

Все же постараемся понять, хотя бы из уважения к этим людям, что Дим Маннан - это ни пастух, ни пьяница, ни колхозник, ни любвеобильный гуляка, который много раз был женат, сделав несчастными своих детей и брошенных жен. И Альберт Габбасов – это не «ловкий барыга средней руки», как могут подумать, посмотрев фильм, а в первую очередь талантливый композитор, аранжировщик и организатор, стоявший у истоков зарождения рок-движения в республике. Таких же оценок заслуживают многие представители поколения того непростого времени многих из которых, к сожалению, уже нет среди нас.

Наконец, нужно помнить, что Дим Маннан был не просто вокалистом, но еще и автором слов своих песен. Именно данный факт резко отличает и возвышает его, тем самым, от основной массы башкирских эстрадных исполнителей. Поскольку за кажущейся простотой текстов кроется огромная внутренняя работа и постоянная рефлексия поэта. И человек, имеющий такой опыт, уже по определению не может быть примитивным. Переходя от одной темы к другой, Дим, постепенно поднялся до обобщающих, религиозно-философских проблем в своем творчестве. Что можно хорошо увидеть по тексту песни «Буреляр», к примеру. Ведь речь в ней идет фактически о «национальной повестке дня», в которой глубоко выражены тревоги, сомнения и предостережения за судьбу и будущее башкирского народа. Еще сложнее обстоит дело со стихотворным наследием лидера группы «Рух» Газинура Биктимерова, который обладал более широким поэтическим и историческим кругозором.

В целом, чтобы получить верные суждения о художнике нужно изучать, прежде всего, его художественно-литературный, поэтический язык, а не «внешние», бытовые факты. Крайне важно также понять, что в случае с обеими легендарными башкирскими командами, мы сталкиваемся с четко разработанными и внутренне едиными «языковыми» дискурсами, каждый из которых образует свое, только ему присущее, образно-метафорическое пространство. Именно по этой причине их творчество в итоге и получило такое мощное, согласованное, полифоническое звучание. Поскольку созданный ими «язык» как раз и выступает здесь как инструмент или сложная система, которая объединяет все композиции в общую картину. Где самая первая песня кровно связана с последней.

В фильме «Бриллиантовая рука» один из героев картины задает вопрос управдому, чутко стоящему на страже общественного порядка: «Неужели все эти годы он только пил, гулял, и, так сказать, морально разлагался?» Это к тому, что не стоит ни судить, ни упрощать, ни усложнять этих людей, а нужно постараться принять их со всеми недостатками и главное – понять, что они всё искупили, прежде всего, своим творчеством. И «биографическая» сторона жизни никогда не сможет затмить или исказить суть их высокого подвига.

От начала мира печальная и горькая участь преследует художника, артиста, музыканта, поэта. Поскольку для того, чтобы создавать свои творения, он вынужден играть с темными и хаотическими стихиями, не всегда понимая, что для того, чтобы управлять ими, нужно обладать такой же соразмерной волей. «Расковать» в себе эти силы достаточно просто, намного сложнее им противостоять…

Нездоровое пристрастие к вину и прочие отклонения очень часто становятся страшной расплатой на этой полной опасностей и противоречий дороге. И главная цель выбранной стези до времени непонятна и закрыта для простых людей. Именно поэтому назвать фильм «Путник без тропы» равносильно тому, что сказать, что он - Дим Маннан - жил без цели. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток фильма, поскольку такая трактовка судьбы поэта не соответствует ни религиозно-философскому, ни культурно-историческому пониманию творчества как духовного опыта на пути к Богу; как дорогу к свету - через мир прекрасного и подлинного искусства.

Александр Блок больше, чем его жена, переживал, когда умер не от него рождённый младенец, и даже посвятил этому полные трагизма стихи. Николай Гумилев отдал своего ребенка в детдом, а Арсений Тарковский ушел из семьи, потому что они ему мешали творить. И таких горьких примеров можно назвать предостаточно. Следует ли из этого, что они были аморальными людьми или циниками? Бог им судья. Однако нам нужно помнить и знать, что в отличие от какого-нибудь самодовольного обывателя, который никогда не знал ни великих исканий, ни мук творчества, ни страшных поражений, жизнь художника посредством его произведений осмысливает существование многих поколений и даже народов на этой земле. Важно всегда помнить мысль А.С. Пушкина, о том, что «слова поэта суть уже дела его». И Дим Маннан, как и любой художник, шагнувший к бессмертию, не принадлежит теперь ни семье, ни детям, ни друзьям, ни бывшим коллегам, он уже стал достоянием всей нашей национальной культуры.

В завершении мне хочется еще раз поблагодарить создателей этого прекрасного фильма и пожелать успехов, а также новых свершений, на этом трудном и нелегком пути.


Азамат Буранчин, специально для сайта «РБ - XXI век»
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОР АХМЕТ СУЛЕЙМАНОВ
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССОР АХМЕТ СУЛЕЙМАНОВ Наука и культура Башкортостана понесли тяжелую утрату. В Уфе на 78-м году жизни скоропостижно скончался выдающийся ученый,
В Хайбуллинском районе прошел III башкирский рок-фестиваль «Великая степь»
В ХАЙБУЛЛИНСКОМ РАЙОНЕ ПРОШЕЛ III БАШКИРСКИЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ «ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ» 23 августа 2014 г. в селе Акьяр Хайбуллинского района прошел III Открытый республиканский
Образ и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народа
Образ и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народа Статья написана и публикуется с некоторым опозданием. Изначально это были несмелые рассуждения о
Концерт посвященный памяти Дима Маннана
24 апреля в городе Уфе в ДК «Нефтяник» состоялся концерт посвященный памяти легендарного исполнителя известной башкирской рок-группы «Дервиш-хан» Д.Маннана. Талантливый
Легенды башкирского рока: творчество группы «Дервиш-хан»
 Одной из команд, ставших основателями башкирского рока, является легендарная группа «Дервиш-хан», во главе с талантливым исполнителем и автором текстов Димом Маннаном
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса