ПОСТАНОВОЧНЫЙ СКАНДАЛ
31.03.2014 17 422 31 root

ПОСТАНОВОЧНЫЙ СКАНДАЛ

Культура
В закладки
ПОСТАНОВОЧНЫЙ СКАНДАЛ

Меня просили высказать свое мнение по конфликту вокруг скандальной постановки гастрольной труппы из Альметьевска в главном татарском театре Башкортостана «Нур». Сюжет конфликта можно проследить по ссылке, о нем уже отчитались все СМИ и повторяться нет необходимости. Я думал, что конфликт уже замяли, но, судя по настойчивым запросам, это все еще не так. И мне кажется, что сами эти запросы, сама реакция дают больший материала для размышлений, чем собственно злополучный инцидент.

Здесь интересен не сам повод для скандала – некрасивый, конечно, но какой-то странный, а неожиданно резкая реакция на него. Реагируют люди спокойные и умные: ясно, что дело не в инциденте в татарском театре Уфы: люди бессознательно (либо осознанно) ищут только повода. Ситуация, совершенно нехарактерная для башкиро-татарских отношений. Дело в том, что виктимность, т.е. постоянное ожидание и даже поиск обид, для башкирского национального сознания, обычно добродушного и наивно самодовольного, в целом не характерна, она настойчиво культивировалась именно в татарском национальном проекте.

Пример навскидку: несколько назад башкиры были изумлены широко рекламировавшейся на татаристских сайтах книжкой одного писателя, который скрупулезно собрал все иронические, издевательские и просто негативные башкирские пословицы и поговорки вековой и более давности, которые, по мнению автора, адресованы татарам. Столь странное занятие вызывало ироническое недоумение у башкир – а у татарских националистов воспринималось без тени юмора. Со слезливой реакциею на означенных ресурсах: "разве татары так выражались о башкирах"? Как правило, возмущались прямо под собственными занудными филиппиками против башкир, РБ и т.п. Помню истерическую реакцию на свою книжку «Джихад татарского народа» - где, естественно, ни одного плохого слова о братьях татарах, но развенчиваются некоторые мемы татаризма.
Как заметил один русский политолог: национальное соперничество башкир и татар похоже на споры «хохлов» и «москалей», причем с удивлением констатируя: менее многочисленные башкиры по характеру в этом споре занимают позицию "русских", а татары – "украинцев".
Поэтому ныне резкая реакция башкир была необычна.

Главный урок конфликта, считаю, в следующем. Башкирская публика подготовлена к возмущению даже таким поводом, который года три назад просто презрительно не заметила бы, он был бы подавлен в зародыше и решен на уровне замов министерств культуры, в благоприятном случае – с обоснованными оргвыводами для легкомысленных театральных деятелей. Ее целенаправленно раздражают не первый год башкирофобскими вбросами в Башнете и СМИ, притом, что обе данные сферы являются объектом демонстративной опеки АП РБ.

ВНЕ КОНТЕКСТА

Теперь к самому инциденту. Если бы можно было посмотреть на ситуацию вне контекста, то обижаться на тупое хамство либо недоразумение, конечно, глупо.
В порядке «вредных советов» в духе Г.Остера можно было посоветовать особо обозленным башкирским товарищам поставить в ответ, например, соответствующую пьесу – причем на исторической основе, где хамоватый башкирский бай будет издеваться над татарским официантом или дворником. Детские какие-то обиды. А если серьезно, то ВНЕ контекста принципиален момент: было отступление от текста оригинала или не было.

Посмотрите на саму пьесу: в действительности для особо национально чувствительных она дает куда больше неприятных сюжетов для татарского, а не башкирского самолюбия – оно и понятно, пьеса-то о татарской жизни. Главные героини убегают от хозяйки, которая – внимание! – желает ПРОДАТЬ их. В публичный дом!
И это даже не обсуждается, это вполне обыденная реалия. Спустя полсотни после отмены крепостного права.

Чуть отвлекусь: у татар есть весьма здоровая черта исторического самосознания, выгодно отличающая его от русского – у них отсутствует болезненный надрыв в переживании памяти о крепостничестве. Возможно, это объясняется тем, что среди татар крепостных было мало (чаще, под властью татарских же помещиков типа Яушева или Тевкелева).

У русских эта рефлексия была необъяснимо тяжелой. Я не говорю про глупые выискивания «комплекса раба» - спустя столетия после ликвидации этого института в стране, таковой комплекс помещается, как правило, в самой голове обличающих и выдавливающих. Он зависит не от истории и национальности, а по определению Аристотеля: «Раб по природе есть тот, кто имеет достаточно рассудка, чтобы понять чужие мысли, но недостаточно, чтобы иметь свои». Но зачастую само упоминание о крепостничестве – для русской исторической памяти воспринимается как травма.

У башкир в этом сюжете ситуация, как известно, обратная: они любят подчеркивать, что ни один башкир не мог быть рабом (кроме попавших в плен (ясыр), но это уже совсем иное дело), для них этот факт - маркер и предмет гордости. Но оставим культурологический экскурс – он нужен, откровенно признаюсь, просто для отхода от эмоционального восприятия ситуации.

О показанных в постановке нравах бурсы в виде медресе я вообще молчу: очевидно, это и есть очень, очень веселая комедия. Впрочем, такие агитки были типичны для 1930-х гг., что у татар, что у башкир или, допустим, казахов. Зачем ставить именно ее, именно на эти гастроли, сказать сложно. Неужели это лучшее, чем могут порадовать? Если допускать конспирологическую версию, что ради эпизодического башкирского персонажа, то остается только гордиться: какое, однако, внимание.

В КОНТЕКСТЕ

Но контекст - был. Но гости выступали на гастролях, в крупнейшем татарском театре столицы братского народа. Объяснять, что такое гостеприимство, башкирам и татарам не приходится.
В случае экспромта - дело именно в намерении. Которое не оправдывается ничем, кроме комплекса неполноценности затеявшего подобную выходку. Но комплексы - не оправдание. Так что возмущение инцидентом - справедливо.

В РТ артисты могли бы упражняться в подобного уровня остроумии сколько угодно. Хотя, разумеется, и там это не означало бы ничего хорошего. Но они выступали не дома. С программой, посвященной дружбе наших народов. В гостях. И при таких условиях выдать принимающей стороне этакую поганую импровизацию – вполне заслуживало обещанных зам.министром культуры РТ оргвыводов.

ИЗВИНЕНИЯ БЕЗ ИЗВИНЕНИЙ

Извинения зам.министра культуры РТ И.Х.Аюповой носили несколько странный характер. С одной стороны, они – необходимая часть ее профессионального долга. Естественно, совершенно не повинной в этом скандале Ираде Аюповой отнюдь не доставляло удовольствия извиняться за выходку провинциального театра: за всеми не уследишь. Думается, зам.министр Татарстана знала своих подопечных, и знала, что подобные эскапады от них вполне ожидаемы – потому и оперативно среагировала.

Татарстану подобные конфликты сейчас крайне вредны: в связи с событиями в Крыму позиции автономий РФ в целом и Татарстана в особенности могут укрепиться, над шансом ведется упорная работа, в том числе лично Рустемом Минихановым (вспомним его визит в Республику Крым).

И сам факт извинения всех принесших его должностных лиц РТ заслуживает только уважения. Но сами выражения озадачивают: если труппа, находящаяся с дружеским визитом в столице братского народа, позволила себе хамскую выходку, задевающую национальное достоинство принимающей стороны – причем здесь чей-либо «менталитет»? В этой ситуации актуален только один менталитет – порядочных людей, уважающих дружбу народов и обычай гостеприимства. Либо его отсутствие. Подобные выражения в ситуации, требовавшей предельной честности, откровенности и ясности, скорее осложняли атмосферу, вместо того, чтобы ее прояснить.

Следует отметить, что и татарскую сторону при этом конфликт никак серьезно не затронул: сами виновники скандала торжествующе заявили, что им не в чем извиняться, поскольку проведенный ими лингвистический анализ аудио-записи пьесы не выявил отклонений от оригинала.

В действительности качество аудиозаписи и деликатность конфликта требовали независимой экспертизы, каковой просто не было. Будем считать, что конфликт замяли.

Полностью доверять местным экспертизам РТ, в РБ, к сожалению, мало оснований - учитывая, что элементы этнократии в РТ бесспорно много сильнее, чем в РБ даже при прошлых президентах этих республик, а сейчас и вовсе несопоставимы. Простейший пример: антибашкирские провокации, закончившиеся в РБ судебным осуждением целой группы башкирофобов за экстремизм и разжигание межнациональной розни, в направлении «научного прикрытия» курировались в РТ на уровне АН РТ, точнее ИИ АН РТ им. Ш.Марджани, его главой проф. Д.М.Исхаковым. Это пример мелкий – но показательный. В РБ только возмущались, целенаправленной работы против РТ не велось.

Характер же режима в РТ, по мнению большинства политологов, фактически не поменялся. Конечно, ситуация и задачи, стоящие перед элитами РТ, изменились. Но конструирование татаризма велось с объектом, обладающим большой инерцией – идентичностями. Внедренные стереотипы и фобии не подчиняются текущим задачам политиков, запустивших процесс. Выпустить джинна национализма из бутылки легко.

ПРИЧИНЫ И ВЕРСИИ

Итак, причин конфликта несколько, и они носят совершенно разноплановый характер.
Во-первых, причина в самом факте культивации татаризма как идеологии татарского национализма во всех сферах жизни РТ – настолько устоявшемся, что его неприемлемые, дошедшие до уровня привычных ксенофобских стереотипов проявления легко выплескиваются на гастролях провинциального татарстанского театра. Этот факт давно объективный и его можно только купировать. Условия для этого именно сейчас имеются: на данном этапе РТ уже совершенно не заинтересована в продолжении татаро-башкирской конфликтности, а РБ не была заинтересована никогда. Основания оставить информационную агрессию, вредящую обеим автономиям – и это перед лицом новых серьезных вызовов – и начать новый этап с конструктивного диалога – есть.

Во-вторых, показательно зачастую лживое и провокационное освещение инцидента прессой РБ. Ее реакция шла в основном в рамках «культурного садизма», по терминологии С.Г.Кара-Мурзы. Справедливость требует отметить, что ложную интерпретацию инцидента допустила и проправительственная, и оппозиционная пресса РБ.
Сюжет и спектакля, и самого конфликта, намеренно искажался: появлялись какие-то несуществующие в пьесе персонажи: учитель медресе (персонаж, кстати, отрицательный, о чем из журналистов не упомянул никто) превращался во «врача», башкирский шакирд (в действительности – положительный персонаж) в «пациента», при лицемерном выражении негодования нарушением этических норм, инцидент одновременно рисовался как можно более обидным и глупым, обрастая несуществующими подробностями.

Особенно провокационна была реакция корреспондентки ИА REGNUM Светланы Нургалеевой: конфликт уже почти замяли, но эпатажная блогерша настойчиво интересовалась, почему извинения не опубликованы на официальном сайте Министерства культуры РТ.

Между тем, пресса РБ находится, как и всегда находилась, под жестким контролем республиканских властей РБ. Изменился набор разрешенных тем, как при горбачевской перестройке, основных лозунгов и авторов, но контроль, бесспорно, остался жесткий. Связи же главы пресс-службы АП РБ Артема Валиева с ИА REGNUM никогда не скрывались. То, что именно при нем этот необычный ресурс обогатился столь эпатажным приобретением, как "Екатерина Некрасова" – наверное, просто совпадение.

Любопытна и неожиданно оперативная реакция Председателя Исполкома Курултая башкир Румиля Азнабаева. Известно, что обычно она крайне инертна, - это было одной из причин, по которой авторитет Исполкома упал практически до нуля. После скандальных «перевыборов» Румиля Азнабаева на данный пост известно, что он не просто является креатурой АП РБ, но креатурой совершенно лишенной всякой инициативы и автономии, в отличие от любого из своих предшественников. Поэтому его реакция могла диктоваться только из АП РБ (исключая, возможно, некоторые особо неуклюжие добавления и формулировки: естественные, поскольку тексты составляют сами оставшиеся служащие Исполкома).
Но именно это заявление придало новый виток конфликту – притом, что Румиль Азнабаев давно не отражает мнения башкирской общественности.
Еще дальше пошел сам Р.З.Хамитов, заявив, что за хамство Альметьевского театра лично извинился сам Президент Татарстана. Конечно, позиция Р.З.Хамитова была выражена вполне правомерно. Проблема в том, что симпатий башкирского населения отдельно взятое высказывание уже не принесет.

Есть мнение, что бурная реакция СМИ на инцидент связана с настойчивым желанием правящей ныне администрации РБ провести досрочные выборы президента РБ (в 2015 г. это были бы уже выборы «башлыка»). Популярность ее подорвана непоследовательной и зачастую слабой внутренней политикой, в среде башкирского населения - тем более. Учащаются обвинения в «татаризации РБ» - и это уже серьезно, это объективный критерий конфликтности и неблагополучия в регионе. Про медиа-сферу уже упоминали, подробнее обратимся в следующих материалах; здесь нет места анализировать с этой точки зрения и кадровую политику, упомянем лишь символические назначения, знаковые для массового сознания. Во главе декоративной Общественной Палаты поставлен экс-оппозиционер и бизнесмен Рамиль Бигнов – пользовавшийся имиджем яркого татарского националиста и башкирофоба (что, кстати, не совсем верно – по типу это именно прагматичный до цинизма бизнесмен). Эта должность у него символическая – но ведь и имидж Бигнова как татариста был символическим. Так зачем? Чтобы дать побольше поводов для обвинений в татаризации Башкирии, озвученных даже экс-президентом РБ М.Г.Рахимовым?

Известно, что попытки татаризации всегда воспринимались в Башкирии очень остро, куда острее, чем даже случаи русификации. И ничем хорошим не заканчивались. Конфликтогенность этого тренда замечал и учитывал еще В.И.Ленин.
Экс-комсомолец А.Мифтахов плохо помнит уроки Ильича? Мне кажется, зря. Именно из обостренного восприятия башкиро-татарского соперничества и появляются предположения, что подобный сомнительный «креатив» был призван отвлечь вернуть симпатии башкирской общественности. Я не сторонник конспирологии вообще, да и такая надежда была бы слишком наивной для уровня АП РБ. Поэтому обратимся к менее спорным выводам.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

Главное в ситуации совсем не в том, сказал ли актер башкырт вместо шакирд. А в том, что почва для таких скандалов подготовлена концептуально неверной и зачастую конфликтогенной национальной политикой республиканской власти РБ. Башкирское общество подвергается постоянным мелочным нападкам и провокациям в технике «культурного садизма» - что является следствием частично легкомысленного недосмотра, частично – целенаправленных акций авантюрных политтехнологов, заверявших новую власть, якобы тем самым демонтируется некий «башнационализм». Что действительности совершенно не соответствует – скорее наоборот.

Сама доктрина провокации, выращивания русского и поощрения татарского национализма в РБ с целью противопоставления башкирскому была не только безграмотна, но и, как минимум, безответственна. На пустом месте выращивался конфликт – с наивной задачей «отвлечь» недовольных башкирских активистов от критики проблем РБ. Поджечь в доме кладовку, чтобы удалить не понравившийся скарб. Притом, что опыт последних 3 лет показал: никакой массовой поддержки правящему режиму эта авантюрная идея «разделяй и властвуй» не принесла – национализм в консервативной РБ есть поветрие маргинальной интеллигенции. А вот провоцируемые им конфликты и фобии задевают, к сожалению, очень многих. В результате недовольство властью только растет. Эффект получился не только обратный – начали насаждаться ростки конфликтности и неприязни там, где их не было. А подобные процессы, как мы знаем от столичных коллег, после крымского кризиса становятся одним из приоритетов пристального внимания и мониторинга политических и экспертных кругов Центра.

В действительности подобные конфликты не отвлекают деструктивные настроения от действий власти, а напротив, разрушают ее легитимность – в конфликтах все равно будут винить именно ее. И это справедливо – потому, что за стабильность отвечает власть.
И выход, думается, в честном отказе от авантюрных политтехнологий всеми (не говоря уже про официозные) политическими акторами республики – и жесткое пресечение их самой властью. Тем более, что в связи с событиями на Украине резко возрастут требования к соблюдению и воспитанию дружбы народов и отказу от квази-националистических манипуляций "выпуска пара" и "управляемой оппозиции".


© Карагай,
специально для сайта «РБ – XXI век»
Комментарии (31)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
сагит исмагилов
#1 сагит исмагилов Гости 31 марта 2014 08:01
Меня удивляет гастроли провинциального театра чужого региона в столице.Что у нас своих районных театров нет,мечтающих выступить в столице?Думаю доступ на сцены столичных театров должны регламентировать спецы из Мин.культа.В столице необходимо разрешать гастроли своих провинциалов,и не ниже столичного уровня с других регионов.
Ильгиз Султанмуратов
#2 Ильгиз Султанмуратов Гости 31 марта 2014 08:22
Случай возмутительный, но тем не менее закономерный. В той ситуации, что сложилась в нашей республике такие провокации стали возможны. Действительно, раньше такое бы заглушили на уровне начальников отделов минкульта и директора театра с соответствующими жесткими оргвыводами, но шумок пошел бы только среди спецов, которые привычны ко всему. А теперь же что: хотели открытое общество- получите! Чиновники то не готовы, да и общество наше не такое, чтоб о скандалах трезвонить. Не нравилось когда раньше все писали и говорили о дружбе, а сейчас что лучше? все о скандалах? Татаристский проект изначально носил провокационный характер и случай с театром это лишь одно из свидетельств этого.
Nicodim
#3 Nicodim Гости 31 марта 2014 09:30
Кстати, излишняя культивация в РТ идей татаризма как идеологии, привела к обратному эффекту, в соседних областях татарские общины начинют потихоньку открещиваться) от прямого управления РТ, не говоря уж про коренных, типа сибирских. И в РБ данное явление, приводит к некоемому уже заметному отстранению от центра северо запада РБ, и традиционно уже теперь отстраненного Зауралья. Опасные тенденции.
Гирей
#4 Гирей Гости 31 марта 2014 10:07
Посмотрел свежий выпуск ПроУфу, там оперативно разместили, чуток переделав, фрагмент из этого нашего материала: http://proufu.ru/obcestvo/item/35726-v-ufe-gastroli-teatra-iz-tatarii-zakonchili


s-skandalom.html.
Ссылка на сайт там есть, так что не в этом вопрос. Досадно за отношение к делу в СМИ РБ, что pro, что contra АПРБ:
уважаемый Рамиль Рахматов, посмотрите и оригинал и постановку пьесы. Там нет никакого врача, сколько раз можно говорить? Замените на мудариса (это учитель медресе, но не врач!). Уважаемый Айгиз Баймухаметов также не совсем точен: шакирд по пьесе был именно башкиром, причем героем положительным. Вот только обзывая его, мударис о его национальности в пьесе не упоминал - в этом упоминании и была поганая отсебятина актера (или постановки), искажение смысла, из-за которого скандал. Потому, что по сюжету ругает мударис башкира за перехваченное им письмо, в котором этот шакирд рассказывает о тупости и невежестве самого мудариса. Он и других шакирдов, татар так же обзывает. Естественно, не вспоминая о национальности. Который раз освещаете тему - и все о каком-то враче lol.
Ну, с "общественником Галиным" там все понятно - этому бы только поразжигать. Понравились комментарии Утяшевой, Кильдина и Минуллина.
Аналитик
#5 Аналитик Гости 31 марта 2014 12:02
И в РБ данное явление, приводит к некоемому уже заметному отстранению от центра северо запада РБ, и традиционно уже теперь отстраненного Зауралья. Опасные тенденции


О ужас. зНАЧИт будет тут Косово, Афганистан, Крым....террор, оружие, насилие, похищения, вымогательства, гражданская, эмисары подтянутся, сирийцы приедут ((
Nicodim
#6 Nicodim Гости 1 апреля 2014 14:28
2 Аналлтик
Вы накручиваете себя.
Все будет в рамках приличий, и действующего законодательства. Проведут референдум как и положено, проголосуют, и спокойно.. эти уйдут в РТ, а те в РК.
Гирей
#7 Гирей Гости 1 апреля 2014 14:44
Цитата: Nicodim
Вы накручиваете себя.
Все будет в рамках приличий, и действующего законодательства. Проведут референдум как и положено, проголосуют, и спокойно.. эти уйдут в РТ, а те в РК.

Вы с 1 апреля так поздравляете? smile
Зачетно.

А то ведь у некоторых еще не выветрились странные прожектывремен 90-х - референдумы какие-то, разделы, переделы, войнушки за наследство. РБ - республика достаточно спокойная, национализм нейтрализован еще стараниями МГР, а потом почти исчез по внутренним причинам. Жалкие попытки придворных политтехнолгов АП РБ, уже второй команде из которых пришлось недавно увольняться, его реанимировать, возбудить, выращивая и натравливая рус., тат. и баш. политоту - вещь, конечно, конфликтогенная. Но конфликтность уходит совсем не в сторону каких-либо "отчуждений" регионов, это не 80-90-е. А в этноконфессиональную сферу. И уже достаточно сигналов - Центр на проявленный непрофессионализм вкупе со всеми этими нац.провокациями начинает обращать пристальное и неприятное для проколовшихся внимание.
Татарский национализм же опасен не сам по себе - он очень агрессивен но только в виртуале, и мгновенно никнет при малейшем появлении силы. Он опасен провокацией фобий - башкирофобии, русофобии и т.д. Есть и еще от него проблемы, но это иная тема.
Но хочу заметить об одном проскользнувшем у Вас меме, мне кажется, заслуживающем разговора. Референдум - акт холодной войны. Это хорошо проявилось на примере Крыма - а ведь именно Крым редкий пример, когда 80% населения действительно единодушно и имеет на то неоспоримые основания. Да, на Украине они теперь нужны - но именно потому. что страна УЖЕ на стадии холодной гражданской войны.
Nicodim
#8 Nicodim Гости 1 апреля 2014 16:07
На китайско-финской границе все спокойно..
С цветными (читай, этноконфессиональными) движениями уже научились результативно бороться и нейтрализовывать. Думаю, придет напасть новая и страшная, но речь не об этом.
Гирей,
В РБ выросло новое поколение апатичное к государственности, муниципалитеты уже почти не влияют на жителей, да и центр теряет муниципалитеты, что движет людьми представленным самим себе, что в головах этих людей wink (это типа, по теме статьи). Где грань стабильности и спокойствия?
Всё же не соглашусь с Вами, и считаю, любая мелочь способна взорвать наше общество, вплоть до кардинальных изменений.
Зулия
#9 Зулия Гости 2 апреля 2014 01:53
Типа "Лаша Тумбай"
Аналитик
#10 Аналитик Гости 2 апреля 2014 06:43
Всё же не соглашусь с Вами, и считаю, любая мелочь способна взорвать наше общество, вплоть до кардинальных изменений.

Стоит пукнуть и РБ разнесет в дребезги ?
Nicodim
#11 Nicodim Гости 2 апреля 2014 08:17
2 Зулия.
Типа, всегда всё в первый раз.
2 Аналитик.
Вы расслабьтесь, не воспринимайте всё как руководство к действию. smile
корт
#12 корт Гости 2 апреля 2014 09:24
По ТВ передали, что в РБ объявлен конкурс на звание:
1. Лучший учитель года русского языка;
2. Лучший учитель года татарского языка;
3. Лучший учитель года башкирского языка - не объявлен. Почему? Откуда дровишки?
Башкир
#13 Башкир Гости 5 апреля 2014 11:20

Сура 66 «АТ-ТАХРИМ» («ЗАПРЕЩЕНИЕ»)

1. О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный.
2. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый.
3. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».
4. Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему.
5. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.
6. О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.
7. О те, которые не уверовали! Не оправдывайтесь сегодня. Вам воздают только за то, что вы совершали.
8. О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь».
9. О Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров с ними. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!
10. Аллах привел в качестве примера о неверующих жену Нуха (Ноя) и жену Лута (Лота). Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: «Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит туда».
11. Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!»
12. А также Марьям (Марию), дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джибриля). Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных.


Сивка Бурка Накатай
#14 Сивка Бурка Накатай Гости 7 апреля 2014 22:11
Кому была все-таки выгодна вот эта ситуация в театре ?
Башкорт
#15 Башкорт Гости 9 апреля 2014 20:41
Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который спросил его: “О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные (под воздействием) ярости”. Он сказал: “На пути Аллаха Всемогущего и Великого находится сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха». (Аль-Бухари-123, Муслим-1904).
Гирей
#16 Гирей Гости 9 апреля 2014 21:05
Уважаемый Башкорт, знать Коран всегда хорошо, дават есть обязанность мусульман, проповедовать Ислам - полезно. Но для этого нужны знания, мера и время. Странная проповелдь в виде спама и оффтопа, просто цитаты из Корана и хадисов без объяснений и привязки к теме будут рассматриваться не как дават, а как спам. И поступать с ним соответственно.
П.С. И да, очень не люблю этнические ники. Сам башкир - и что? Нельзя ли взять более нейтральный - чтобы оценивали конкретного человека, а не башкира - ибо у башкир много разных мнений, это довольно большой народ.
Ядыгар
#17 Ядыгар Гости 13 апреля 2014 02:09
Странное дело. Мне интересно читать только коменты Гирея, может отголосок прошлых баталий?)) Однако, мне опять не с чем спорить с Гиреем, а ведь обидно((
Чуйствую скорое появление Ирека Татарыча и его трамвайного хамства, ну да не привыкать.
Скорее согласен с Вашими коментами, Гирей, чем со статьей. Потому как не в курсе событий. Однако меня радует, что накал страстей между тат и баш частями РБ поутих, надеюсь и Вам это радостно)) Как видите, этот инспирированный инциндент(Вы привели свою версию)никоим образом не скажется на незыблимых отношениях татар и башкир.
К сожалению, то что кажется незыблимым сейчас, может раскачаться со стороны(например тех же пресловутых США) до не приемлимых. И как видим, это был вполне реалный сценарий. А потму, Гирей, признаю наш давнишний спор по поводу демшизы в вАШУ ПОЛЬЗУ. Сказывается Ваше гуманитарное образование. Насчет ТНВ и Шаймуратова мы еще поговорим.

Гирей, к сожалению я забанен на Татфоруме, несмотря на все мои там заслуги и на то что я тоам модерватор в некотрых темах. Из-за вот таких коментов. Там царствует демшиза и нацшиза. Что мы и наблюдаем скегодня в /Украине. И я никоим образом не хотел бы видеть свой татарский народ в роли, в которую себя поставили западенцы или прочие укры. Я считаю татар неотьемлемой частью евразийской цивилизации, в которой выпала доля быть первой на данном отрезке остории быть славянорусской цивилизации. Раньше эту роль играли арийцы-скифы, затем тюрки-повелители вселенной, сейчас русские. Причем никтот никого не уничтожал-это традиция в отличие от Европы. Менялся по сути главенствующий клан-народ. Мы сейчас слабы-это обьективно, ну какого хрена претедндовать на что-то. А вот в составе империи, тем более дружественной, еще как. И я считаю -это НАША империя!!! И русская и татарская и башкирская!
Читатель
#18 Читатель Гости 13 апреля 2014 10:52
Давайте не отмазываться и будем честными хоть перед собой как Тюрки. И про цивилизацию то как написали восторженно ))
При существующем положении татарам хватит 50 лет. Обрусеют, расстворяться, россиянизируются. Такое положение нам татарам не выгодно. Еще от планов Идель Урал на верхах власти никто не отказывался.
Гузаль Ситдыкова
#19 Гузаль Ситдыкова Гости 14 апреля 2014 19:20
Не надо здесь искать какую-то подоплеку! Не было ничего задуманного! Все возникло спонтанно. Айгиз Баймухаметов, корреспондент газеты "Башкортостан" должен был дать статью в газету о гастролях театра. Но первый же спектакль вызвал у него оторопь именно сценой, где шакирда в башкирской одежде мударис (директор медресе) обзывает вшивым, вонючим башкиром ( по тексту - свинья) и ставит на колени.
Он свое возмущение опубликовал на своей стене в соц. сетях. Пошли возмущения, оскорбленные отклики. Отклики, возмущения дошли и до министерств культуры обеих республик. И театр попросили уехать.
Весна
#20 Весна Гости 15 апреля 2014 09:28
Тюркская шутка любого зрителя про ..лю с участием персонажей и их жен вымыло бы из сознания шови-ляп.

Не быстры разумом и не пошлы оказались.
cvtiyj
#21 cvtiyj Гости 15 апреля 2014 10:28
Сильный самодостаточный народ не обратил бы даже внимания на такую мелочь и ерунду. А тут никак успокоиться не могут.
Если бы русские по каждому поводу шум поднимали, что бы было.
Гирей
#22 Гирей Гости 15 апреля 2014 10:43
cvtiyj,так не беспокойтесь smile .
Цитата: cvtiyj
Если бы русские по каждому поводу шум поднимали, что бы было.
смотря какие. Профессиональные русские, у нас их уфагбня называют, на этом и специализируется - то спектакль детский не понравится, то еще что smile .

cvtiyj
#23 cvtiyj Гости 15 апреля 2014 11:51
Цитата: Гирей
то спектакль детский не понравится, то еще что

ну вот вам взрослый спектакль не понравился - вас как прикажете называть. Профессиональные башкиры?
Сами себе противоречите.
А детский спектакль - это не тот ли, где Урал-батыр дурачков русских уму-разуму учит?
Опять-таки, кто кого дураком выставил?
Гирей
#24 Гирей Гости 15 апреля 2014 13:58
cvtiyj,
да, мутили, выдумывая несуществующие подробности, в том числе профессиональные башкиры. И профессиональные русские. И просто профессиональные АПРБ-шные и оппозиционные провокаторы. А нагадили профессиональные татары. А я просто разъясняю ситуацию и пытаюсь разобраться в причинах и следствиях, всего лишь.
Цитата: cvtiyj
А детский спектакль - это не тот ли, где Урал-батыр дурачков русских уму-разуму учит?
что-то такого не припомню no . А по персонажам, действительно, в упомянутом мною спектакле был Урал-батыр, но никаких дурачков не было, были три богатыря. Сам я с детьми ходил, понравилось.

Цитата: cvtiyj
Сами себе противоречите.
ничуть. Здесь ведь я не ищу в спектакле того, чего нет, выискивая дурацкие обиды - это нормальные люди, любящие татарского классика, услышали то, что там не должно было по тексту быть и естественно возмутились. Ибо обстановка такая, что люди ждут повода, их морально к ним подготовили, что не только подло, но и крайне непрофессионально со стороны властей РБ, о чем им, думается, скоро внятно и вежливо объяснят, и отнюдь не театральная публика, а те, кого единственного она слышит и слушает.
А проф.русские - напротив, искали в спектаклях обиды, которых там нет.
Гость
#25 Гость Гости 15 апреля 2014 19:18
Цитата: Гирей
А нагадили профессиональные татары.

Чего бурю в стакане намутили. Будто профессиональные башкиры этим не занимаются. Меньше надо бултыхать, меньше волны будет.
Ирек Таттарыч
#26 Ирек Таттарыч Гости 15 апреля 2014 20:47
№17 написал: Ядыгар 13 апреля 2014 02:09


Бердин тебе не стыдно, такую утку запускать. Или сам этой "Ядыгаркой" крякаешь. Совсем стыд потеряли.
Не того Ядыгара в сети.

Нет того Ядыгара в сети, он даже в своём личном блоге ЖЖ не появлялся. А это, то что здесь творите, это натуральное позорище и полная стыдоба.
Гирей
#27 Гирей Гости 15 апреля 2014 21:00
Цитата: Ирек Таттарыч
Нет того Ядыгара в сети
мне совершенно по барабану, есть или нет в Сети Ядыгар или Ирек Татарыч. Хами и крякай у себя в бане, а к приличным людям не лезь. smile

Да.
С постингом Ядыгара в целом согласен smile . И как Ядыгара, Сулеймана, Тат-Баша и и др. нисколько не поминаю, так сказать, лихом - всякое бывает, и у меня тоже нет монополии на истину и тактичность.
Но вот работу в качестве некоего завсегдатая УЖа под ником Гунн считаю неприемлемой для любого приличного и нормального человека. Ибо УЖ-УГ - не просто помойка и наследник помойки, но провокационный проект, с целью сеять вражду между народами РБ. Демшизовый, наподобие того, что натворили на Украине. Я рад, если Вы осознаете вред демщизовости и нацизма, Ядыгар, и если Вы Ядыгар. И к диалогу я всегда открыт. аА что делать с Гунном даже не знаю. Может ошибся и он не Вы? Тогда вообще нет вопросов и я извиняюсь, что недоглядел, допустив тут хамство известного тролля Татарыча - он здесь забанен, но нет у патологического татариста глузда и приличия, что поделаешь, переделывать поздно.
Марат
#28 Марат Гости 16 апреля 2014 14:54
Гирей, Таттарыч-очень вежливый хам!
ЯДЫГАР
#29 ЯДЫГАР Гости 19 апреля 2014 02:11
Гирей, даже не знаю про какого Гунна Вы говорите. Я не заглядывал на Уж пару лет. Иреку могу подтвердить, что я настоящий Ядыгар. Мне просто надоели эти интернет тусовки и как то я переосмыслил всё, находясь вдали от интернет баталий.

Иреку могу ещё сказать, что можно было б общаться если б не трамвайное хамство, просто противно. Строишь из себя незыблимого авторитета, однако непременное хамство заставляет задуматься о другой твоей сущности.
Ядыгар
#30 Ядыгар Гости 2 мая 2014 00:53
Гирей, наверняка, Ирек что-то хотел ответить, а он в бане. Зря, пусть хоть хамством, но ответит, коль другого не может))
1 2
Заявление татарских национальных организаций Республики Татарстан
Заявление татарских национальных организаций Республики Татарстан 18.04.2013 г. г. Казань, Республика Татарстан Шура Аксакалов РТ, ТОЦ Набережных Челнов, ТПФ "Алтын
Собор русских Башкортостана: поиски Председателя
Собор русских Башкортостана: поиски Председателя В №18 «Аиф-Башкортостан» опубликовано сенсационное известие, якобы бывший военком РБ Тимофей Азаров, Председатель
Кому нужен скандал с ВКБ?
Кому нужен скандал с ВКБ? В преддверии предстоящего 11 февраля в г. Уфе заседания Госсовета РФ посвященного вопросам межэтнического и межконфессионального согласия, в
Служба безопасности БГУ нарвалась на мусульман
На несколько дней начала декабря общежитие № 4 БГУ превратилось в место горячих споров и нешуточного противостояния между  службой безопасности БГУ и мусульманами Уфы.
Хасанов versus «Шонкар»: точки над «i»
Хасанов versus «Шонкар»: точки над «i»
Хасанов versus «Шонкар»: точки над «i»
06.04.09 Идеология и Политика
Идеология и Политика: Хасанов versus «Шонкар»: точки над «i» На днях в интернет-пространстве Республики Башкортостан появился новый безымянный сайт, с условным
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса