В День защитника Отечества!
23.02.2014 5 649 35 root

В День защитника Отечества!

Культура
В закладки
Дорогие друзья!

Поздравляем Вас с Днем защитника Отечества!
На кровавом фоне гражданских войн, расползающихся по мусульманскому миру, в свете трагических и бурных событий на братской Украине, ожесточающегося геополитического противоборства уже у наших границ, этот праздник обретает свой настоящий, буквальный, а не символический смысл.
Это - праздник-напоминание: нам есть от кого защищать наше Отечество.
Для Башкортостана эта дата обладает еще одним смыслом.
23 февраля 1943 года при прорыве из фашистского окружения на земле юго-восточной Украины погиб наш героический земляк - командир Башкирской кавалерийской дивизии генерал Миннигали Шаймуратов.
В этот день, День защитника Отечества, мы предлагаем вспомнить эксклюзивный материал о трагической гибели нашего генерала.

Редакция сайта «РБ – XXI век».


ГИБЕЛЬ ГЕНЕРАЛА ШАЙМУРАТОВА. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

В Башкортостане идет кампания по сбору подписей за присвоение звания Героя России генералу М.М.Шаймуратову, командиру 112-й Башкирской (16-й гвардейской) кавалерийской дивизии. Юридических препятствий для этого нет, уже были примеры присвоения героям Великой Отечественной войны звания Героя России посмертно. Независимо от того, увенчается ли ходатайство успехом, акция сама по себе очень полезная для пропаганды истории 112-й Башкавдивизии и героической личности Шаймуратова. Сейчас много появляется публикаций на эту тему, телефильмов и телепередач.

Практически всегда в них говорится, что генералу Шаймуратову в свое время не присвоили звание Героя Советского Союза, потому что его по ошибке включили в список пропавших без вести. Действительно, тело генерала из окружения не вынесли, смерть его официально актирована не была. Известно, что в те годы отношение к пропавшим без вести, а тем более попавшим в плен, было очень негативным.

Ветераны дивизии и башкирские исследователи всегда стремились добиться признания подвига Шаймуратова. Но они, как представляется, поневоле стали заложниками той самой порочной логики, которая помешала сразу по достоинству оценить заслуги генерала: «Если считается, что пропасть без вести или попасть в плен лишает оснований на звание Героя, значит, надо доказать, что генерал погиб». Они не могли проводить расследования на месте – у них не было таких полномочий, у них был ограниченный доступ к материалам имеющихся расследований, к архивам. Единственное, на что они могли опираться – воспоминания выживших ветеранов. Некоторые из них видели, как 23 февраля 1943 года при выходе дивизии из рейда по тылам противника Шаймуратов был сбит с коня огнем фашистов. В результате к настоящему времени общепринятой среди башкирских краеведов стала версия о том, что генерал погиб на поле боя. Но все-таки необходимо отметить, что никто из свидетелей последнего боя Шаймуратова не видел его мертвым вблизи. Поэтому данная версия пока остается лишь предположением.

Вполне естественно, что эта версия, которую из самых лучших побуждений, защищая доброе имя Шаймуратова, уже долгие годы отстаивают ветераны и исследователи, очень им дорога. Что она прозвучала во многих публикациях, интервью и передачах, что она выстрадана. Что отказ от нее для многих невозможен по эмоциональным и репутационным причинам. Тем не менее, данная статья ставит целью ознакомить читателей и с другой версией, которая кажется достаточно обоснованной.

Еще в конце 1990-х годов в интернете появилась статья украинского исследователя А.А.Маслова «Неизвестные подробности героического рейда», опубликованная на английском языке в журнале «Slavic Military Studies», в которой исследовались обстоятельства гибели Шаймуратова. Позднее появились другие его публикации на эту тему. Александр Алексеевич Маслов работает ведущим специалистом музея Глуховского национального педагогического университета имени Александра Довженко (Украина).

Следует отметить научную добросовестность Маслова, который провел огромную кропотливую работу по выяснению судьбы не только М.М.Шаймуратова, но и многих других погибших и попавших в плен советских генералов. При этом, будучи гражданином ныне независимой Украины, он далек от околонаучных и политических перипетий Башкортостана. Вопреки хронологии публикаций, предлагаем вначале ознакомиться с отрывком из его статьи «Потери советского генералитета пленными на территории УССР (1941-1943 гг.)», напечатанной на украинском языке в журнале «Український історичний журнал», 2010 г., №3, с.30-45 (здесь и далее перевод автора этих строк).

«В феврале 1943 г. рейд на Дебальцево по глубоким тылам немцев провел 7-й гвардейский кавалерийский корпус Юго-Западного фронта. В ходе операции было парализовано движение поездов по железной дороге, связывавшей Дебальцево с Ворошиловским, Петровеньками и Никитовкой. Во время выхода на неоккупированную территорию в плен попали генерал-майоры комкор М.Д.Борисов и командир 16-й гвардейской кавдивизии М.М.Шаймуратов. Некоторое время об их судьбе ничего не было известно, поэтому они считались пропавшими без вести. Позже выяснились обстоятельства трагедии.

На прорыв корпус пошел 23 февраля, в сильный мороз, по открытому заснеженному полю, испытывая острую нехватку боеприпасов, с большим обозом раненых, что делало соединения малоподвижными. Планом предусматривался встречный удар с востока силами фронта (командующий - М.Ф.Ватутин), который, однако, организовать не удалось из-за ряда просчетов этого военачальника и его штаба. 16-я гвардейская кавдивизия завязала жестокий бой в районе с.Юлино-Первое, в котором М.М.Шаймуратов получил тяжелое ранение.

Его схватили немцы и донские казаки, находившиеся на службе у оккупантов. Они втащили генерала в одну из хат, хозяев выгнали. Вместо того, чтобы проявить великодушие к раненому врагу, как требуют правила и обычаи войны, эти люди начали кровавую оргию, штыком выколов ему глаза, на плечах вырезав погоны, а на спине - звезду. Изуродованное тело похоронили пленные кавалеристы, среди которых был и адъютант комдива - в присутствии хозяйки дома они закопали его под стеной конюшни».

В качестве источников автор указывает документы Центрального архива Министерства обороны РФ, а также сообщает:
«Наиболее полную информацию о малоизвестном Дебальцевском рейде собрал краевед, сотрудник исторического музея города Красный Луч (Луганская обл.) О.С.Мезеря. Поражает масштаб переписки краеведа с генералом М.Д.Борисовым. В музее хранится около 200 писем, каждое из которых - ценный источник о трагедии февраля 1943 г. под Дебальцево».

Далее предлагаем ознакомиться с отрывком из упоминавшейся статьи А.А.Маслова «The unknown pages of a heroic raid», Maslov, A.A. Journal of Slavic Military Studies, 7(2), 1997, p. 176-80 (обратный перевод на русский с небольшими сокращениями).
«В Луганском музее можно также найти ценную информацию об обстоятельствах гибели С.И.Дудко и М.М.Шаймуратова. Например, Федор Головатый, житель поселка Штеровка, расположенного в нескольких километрах от поля боя кавалеристов, оставил особенно четкий рассказ о событиях.

По свидетельству Головатого, на рассвете 23 февраля, воспользовавшись тем, что в деревне больше не свистели пули и не рвались снаряды (поскольку линия фронта передвинулась на 2-3 километра к востоку от деревни), он вышел из дома с ведром, чтобы набрать воды из поилки. Идя по улице, он заметил шесть всадников, одетых в белые овчиные тулупы. Подъехав к Головатому, один из них спросил, есть ли в деревне немцы. В этот самый момент раздались вражеские очереди из автоматического оружия, один из всадников сразу упал с коня, а остальные повернули назад, отстреливаясь из автоматов. Рядом с упавшим военным осталась «серо-голубая лошадь в яблоках». Немцы попытались поймать ее, но безуспешно. Тогда они загнали лошадь в штольню и пристрелили. Упавший с лошади всадник лежал мертвым посреди улицы. Головатый видел, как немцы подошли и сняли с него тулуп. На воротнике кителя убитого явственно виднелась звезда, означавшая генеральское звание. По свидетельству Головатого, убитый был очень красивым человеком 40-45 лет.

На следующее утро Головатый снова пошел к поилке за водой. К своему удивлению он увидел, что тело генерала было полностью раздето, и кто-то забрал всю его одежду и валенки. Ему в глаза бросились рубцы на шее и одной ноге, был также старый шрам под коленом. С разрешения немцев в тот же день местные жители похоронили убитого в отдельной могиле в Штеровке, в балке у Романовской скалы. Там он и покоился много лет после войны, без указания имени и фамилии, хотя все в деревне были уверены, что это могила большого советского командира.

В начале 1960-х годов официальная комиссия в составе двух профессоров и двух полковников из столицы БАССР г.Уфы прибыла в Штеровку для установления места гибели и могилы их земляка М.М.Шаймуратова, башкира по национальности. Посетив могилу неизвестного генерала, но не изучив необходимые материалы, комиссия пришла к неверному выводу, что в могиле захоронен М.М.Шаймуратов. Они даже оставили на Романовской скале надпись «Здесь похоронен генерал М.М.Шаймуратов».

Через несколько лет прибыла новая комиссия из Башкирии для перезахоронения генерала в Уфе. Его останки были извлечены из могилы и помещены в цинковый гроб, который временно, до получения официального разрешения от компетентных властей в Москве, хранился на складе одного из заводов в городе Петровское, расположенном в нескольких километрах от Штеровки. Однако из Москвы пришел ответ: «Перезахоронение останков неизвестного генерала в Башкирии запретить». В результате прах генерала был перенесен в братскую могилу кавалеристов, погибших при выходе из Дебальцевского рейда. Останки сотен советских солдат, собранные здесь в послевоенный период из множества общих и отдельных могил, были захоронены в этой братской могиле города Петровское.

Последующее расследование позволило, однако, прийти к следующим выводам. Федору Головатому были показаны увеличенные фотографии генералов С.И.Дудко и М.М.Шаймуратова, а также генерал-майора И.Т.Чаленко, командира 15-й гвардейской кавалерийской дивизии 7-й гвардейского кавалерийского корпуса. Головатый опознал на фотографии генерала Дудко офицера, который был на его глазах похоронен. Вскоре исследователям удалось связаться с вдовой Дудко, Евдокией Ивановной. C ее слов было установлено, что ее муж действительно имел шрамы на шее и ногах. Первый из них был получен от махновской сабли (в ходе Гражданской войны на Украине), а второй в результате перелома ноги от падения с лошади в 1930-х годах. Таким образом в конце концов были успешно установлены точное место, время и обстоятельства смерти С.И.Дудко. Главное управление кадров Министерства обороны СССР получило все эти новые данные в 1967 году. Затем было официально установлено место захоронения С.И.Дудко на основании информации, которой ранее ГУК не владело.

Помимо этого, сейчас мы можем полностью и окончательно задокументировать подробности гибели генерала Шаймуратова. Возвращаясь из дерзкого рейда, 16-я гвардейская кавалерийская дивизия вступила в жестокий бой в окрестностях деревни Юлино Первое. Командир дивизии Шаймуратов был тяжело ранен в кровопролитном бою и захвачен немцами и донскими казаками, находящимися на службе у фашистов. Выгнав хозяина (или хозяйку – прим. пер.), враги затащили Шаймуратова в один из крестьянских домов в деревне Юлино Первое. Затем эти чудовища подвергли генерала ужасным пыткам; они выкололи ему глаза штыками, вырезали звезды на спине и на плечах в виде погон... Пленные кавалеристы, среди которых был адъютант Шаймуратова, в присутствии хозяина (или хозяйки – прим. пер.) дома, в котором замучили генерала, похоронили его внутри конюшни в деревне, поскольку бой продолжался, вокруг свистели пули и было трудно найти более подходящее место для его погребения.

Через много лет после войны хозяин (или хозяйка – прим.пер.) дома (ныне покойный/ая) и адъютант Шаймуратова сообщили подробности этих трагических событий. Сейчас прах генерала покоится в братской могиле в городе Петровское Краснолучского района Луганской области. В связи с кратковременностью его пребывания военнопленным, Приказом ГУК Министерства обороны СССР М.М.Шаймуратов был исключен из списка офицерского состава как погибший 23 февраля 1943 года, то есть без указания точных обстоятельств его гибели. Было бы правильнее исключить его из списков как замученного в фашистском плену».

Эти же сведения практически дословно повторяются в другой книге, написанной А.А.Масловым в соавторстве: Aleksander A. Maslov, David M. Glantz, Harold Steven Orenstein. Captured Soviet generals: the fate of Soviet generals captured by the Germans, 1941-1945. Soviet Military Institute. Cass series on Soviet (Russian) military institutions (Том 2). Routledge, 2001, 329 p. (с.212-213, перевод с английского с небольшими сокращениями).

"Как и многие бойцы 8-го кавалерийского корпуса, командующий 16-й гвардейской кавалерийской дивизией генерал М.Шаймуратов не вышел к линии фронта Красной Армии. Поскольку у кадровой службы Наркомата обороны не было конкретных данных о его судьбе, 18 июня 1943 года Главное управление кадров издало приказ №0438 об исключении его из списка офицерского состава Красной армии как пропавшего без вести 23 февраля 1943 года. Действительно, многие солдаты и офицеры погибли, пропали без вести или были захвачены немцами в плен в эти морозные зимние дни, когда кавалерия пробивалась из окружения на восток. Те, кому удалось выйти к основным силам Юго-Западного фронта, могли сказать мало что конкретного о судьбе Шаймуратова.

Гораздо позднее армейские власти в конце концов восстановили историю Шаймуратова по показаниям местных жителей. Те рассказали властям следующее. В ходе завершающей стадии рейда 16-я гвардейская кавалерийская дивизия вступила в жестокий бой в окрестностях деревни Юлино Первое. Шаймуратов был тяжело ранен в кровопролитном рукопашном бою с немцами и находящимися у них на службе донскими казаками и захвачен в плен. Захватчики затащили Шаймуратова в один из крестьянских домов в деревне Юлино Первое и выгнали его обитателей. Затем эти звери пытали генерала, подвергая его ужасным мучениям, во время которых они выкололи ему глаза штыками, исполосовали его... Потом в присутствии хозяйки дома другие пленные кавалеристы, среди которых был адъютант Шаймуратова, похоронили его у деревенской конюшни, поскольку бой продолжался, свистели пули и было бы трудно найти более подходящее место для могилы. Женщина (ныне покойная) и адъютант Шаймуратова после войны рассказали подробности этих трагических дней.

Любопытно, что в начале 1960-х годов для расследования гибели М.М.Шаймуратова Донбасс посетила правительственная комиссия из столицы БАССР г.Уфы. Комиссия, состоявшая из двух профессоров и двух полковников, прибыла в Штеровку, недалеко от Юлино Первое, для установления места гибели и захоронения М.М.Шаймуратова, башкира по национальности. Комиссия обнаружила могилу неизвестного генерала, но, не изучив тщательно ее содержимое, пришла к неверному выводу, что в могиле захоронен М.М.Шаймуратов. На самом деле они обнаружили могилу заместителя командующего 7-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора С.И.Дудко, который погиб в бою. Тем не менее, по просьбе членов комиссии, на скале у могилы была вырезана надпись «Здесь похоронен генерал М.М.Шаймуратов».

Через несколько лет прибыла новая комиссия из Башкирии для решения вопроса перезахоронения генерала в Уфе. Его останки были извлечены из могилы и временно помещены в цинковый гроб до официального разрешения от московских властей перезахоронить их. В ожидании останки хранились на складе одного из заводов в городе Петровское, расположенном в нескольких километрах от Штеровки. Однако в конце концов московские власти отказали в просьбе перезахоронить прах генерала в Башкирии. Еще позднее последующие исследователи смогли идентифицировать останки обоих генералов (Дудко и Шаймуратова). В настоящее время последний покоится в братской могиле в городе Петровское. Приказ Главного управления кадров №35 от 2 июля 1963 года подтвердил это местонахождение. Приказ ГУК №0438 от 18 июня 1943 года был заменен новым приказом ГУК от 4 апреля 1946 года. Новый приказ основывался на информации, полученной от недавно вернувшегося из немецкого плена командира 7 гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора М.Д.Борисова, о том, что Шаймуратов погиб в ходе прорыва 23 февраля 1943 года возле населенного пункта Широкий. Однако эта информация была лишь предположением Борисова, поскольку потери корпуса были огромными, Борисов не встречал Шаймуратова в плену, и никто другой не сообщал Борисову о судьбе Шаймуратова. Несмотря на эту путаницу, кадровые органы сейчас официально признают Шаймуратова погибшим 23 февраля 1943 года. Как и в случае с генералами Копцовым и Рубцовым, ГУК не включило в приказ подробности его гибели из-за краткосрочности его «плена». Если быть абсолютно точным, запись в списке военного состава должна быть такой: «погиб под пытками в руках врага».
Конец цитаты.

Если следовать версии Маслова, становится понятно, почему советские власти, узнавшие истину, с неохотой и даже с раздражением реагировали на попытки ветеранов кавдивизии и других энтузиастов прояснить обстоятельства гибели генерала. Ведь Шаймуратов официально числился погибшим в бою, и обнародование реальных обстоятельств ставило проблемы как бюрократические (необходимость внесения очередных изменений в личное дело), так и идеологические. Формальное попадание в плен (хотя фактически трудно назвать пленом захват и немедленно последовавшее убийство) тогда все еще неофициально считалось подрывающим репутацию обстоятельством.

Кстати, вполне возможно, что наличие среди мучителей Шаймуратова донских казаков, воевавших на стороне гитлеровцев, стало еще одной причиной того, что советские власти покрыли завесой молчания обстоятельства его гибели. Ведь этот факт не вписывался в официальную картину Великой Отечественной войны.

Сложившаяся вокруг трагической гибели генерала атмосфера недосказанности сыграла злую шутку и с властями, и с общественностью. Засекречивание сведений об обстоятельствах последних часов жизни Шаймуратова породило ничем не обоснованные слухи о якобы предательстве генерала. В то же время создается впечатление, что многие представители башкирской общественности даже после того, как министерство обороны официально приказом ГУК от 4 апреля 1946 года признало генерала погибшим в бою, продолжают борьбу с этими слухами, полагая, что именно они мешают присвоению ему звания Героя. При этом наилучшим способом сделать это краеведы и общественники считают поиск доказательств гибели генерала на поле боя. Эта позиция ярко проявилась в ходе передачи Башкирского спутникового телевидения, специально посвященной инициативе присвоения Шаймуратову звания Героя России, 15 февраля 2012 года. Между тем нам неизвестны упоминавшиеся в передаче научные или иные публикации, в которых бы поддерживались упомянутые выше абсурдные слухи о предательстве. Сведения же, приводимые А.А.Масловым, в случае их подтверждения полностью выбивают почву из-под этих инсинуаций и ставят точку в этом вопросе.

Теперь уже нельзя игнорировать открывшиеся новые источники, тем более что в специализированной англоязычной литературе версия А.А.Маслова получила признание и широко доступна. Конечно, есть вероятность, что известные в республике провокаторы попытаются спекулировать на теме мученической смерти генерала, они неоднократно доказывали, что для них нет ничего святого. Но эти возможные спекуляции, разумеется, останутся грязным пятном лишь на их совести.

Больше волнует, что сведения о мученической смерти генерала Шаймуратова может нарушить душевный покой ветеранов кавдивизии. Но все же М.М.Шаймуратов – легендарная историческая личность, воплощение советского патриотизма и символ боевой славы башкирского народа в Великой Отечественной войне, поэтому мы должны быть заинтересованы в установлении всей правды о его боевом пути и гибели.

Что нужно сделать, чтобы приблизиться к истине?
Нашим исследователям, журналистам, сотрудникам Музея 112-й Башкавдивизии надо, конечно же, связаться с А.А.Масловым, поблагодарить его за проделанную работу, взять интервью, попросить написать статью, обменяться материалами о гибели Шаймуратова. Необходимо уточнить источники его информации, частные и государственные архивы, куда надо обязательно съездить и лично проверить имеющиеся данные. Возможно, новые материалы удастся обнаружить в архивах немецких частей, против которых вела боевые действия 112-я Башкирская (16-я гвардейская) кавдивизия.

Как следует из опубликованных выше сведений, хоронили Шаймуратова его адъютант и другие пленные бойцы кавдивизии. В связи с этим можно упомянуть о свидетельстве дивизионного врача А.Сарыгина, которое было опубликовано на сайте komartky.ru: "О судьбе генерала Шаймуратова никто ничего не знал. Вместе с ним исчезли его адъютант и взвод охраны". Участник боев, командир эскадрона 55-й кавдивизии И.В.Родин также пишет: «...Генерал-майора Шаймуратова я видел в последний раз с адъютантом – старшим лейтенантом...»

Ранение генерала в бою, как уже говорилось выше, подтверждается свидетельствами участников рейда. В частности, председатель Совета ветеранов 112-й Башкавдивизии А.Х. Насыров приводит воспоминания Рамазана Билалова, который состоял в охране штаба дивизии:
«Был я одним из семи человек, сопровождавших Шаймуратова в день его последнего боя, – сообщил он. – Когда мы с ним выехали из Юлино-1 и направились в сторону сухого дола, немцы внезапно открыли огонь. Они были замаскированы. О их местонахождении я и подумать не мог. Мы приблизились к ним на расстояние 70–100 метров. Шаймуратов крикнул: «Всем спешиться. По фашистам огонь!» Это были его последние слова. Меня ранило в ногу. Я непроизвольно присел. Вижу, как Шаймуратова ранило в левую руку. Оказавшиеся близко стали перевязывать рану. При этом его тело сразу обмякло. Видно было, что комдив повторно ранен, ранен смертельно. Тело сразу взяли на руки и побежали по оврагу. Вскоре они исчезли из поля зрения...»

Мученическая гибель Шаймуратова, который раненым попал в руки фашистов, нисколько не принижает величия его подвига. Во все времена у всех народов мученики почитались не меньше принявших смерть на поле боя, во многих культурах мученики возводятся в ранг святых. Это свойственно и российской, и советской традиции. Вспомним генерала Карбышева, замученного в фашистском плену, вспомним Зою Космодемьянскую. Вспомним и башкирскую историю – сколько известных и неизвестных героев пали мученической смертью – от Алдара Исекеева до Шайхзады Бабича.

Следует, несомненно, продолжить кампанию за присвоение Шаймуратову звания Героя. Он этого достоин, как и генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, замученный фашистами в концлагере, которому в 1946 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Современная Российская Федерация, отдавая долг памяти, наградила уже более сотни человек высоким званием Героя России за за незаслуженно забытые заслуги в деле защиты Родины в годы Великой Отечественной войны. Среди них награжденные посмертно лётчики В.П.Носов и Ф.И.Дорофеев, командир первой батареи машин реактивной артиллерии И.А.Флёров и многие другие.

Сейчас планируется снять новый фильм о М.М.Шаймуратове с привлечением новых данных. Во время заседания клуба «Лаборатория политического кино» в уфимском кинотеатре «Родина в феврале 2012 г. режиссер Радик Кудояров заявил, что творческая группа сняла серьезный фактический материал, обнаружив архивные материалы в Германии и Америке. Проект предполагается завершить через год.

Надеюсь, что создатели фильма, как и другие исследователи данной темы, примут во внимание новые сведения, введенные в научный оборот А.А.Масловым, без изучения которых трудно говорить о серьезном подходе к исследованию биографии генерала Шаймуратова.

В.Мурзагареев, специально для сайта «РБ – XXI век»


ПОСЛЕСЛОВИЕ.

В предлагаемой вниманию читателя статье приводятся результаты исследований, в которых на основе неиспользованных в историографии РБ источников предпринята попытка восстановить неизвестные ранее обстоятельства гибели легендарного командира 112-й Башкирской (16-й гвардейской) кавалерийской дивизии М.М.Шаймуратова. Ни автор статьи, ни упомянутые в ней исследователи не претендуют на окончательное решение вопроса. Но в целом текст вполне взвешенный, обоснованный и достойный внимания историков и общественности.

Единственное замечание: я не разделяю благородной, но, считаю, излишней обеспокоенности автора по поводу возможности неоднозначной реакции ветеранов и политиков. Кому, как не ветеранам, знать, насколько в действительности жестокой и тяжкой была эта война, у какого беспощадного врага и какой ценой вырвали наши предки Победу. Остались в прошлом представления официозной пропаганды о пленении как факте, якобы дискредитирующем советского воина. Общество давно отошло от этих, когда-то имевших свои резоны, но сознательно и резко упрощающих действительность штампов. Ныне мы принимаем своих героев такими, каковы они есть. Правда была на их стороне и нам важна вся правда о них.

Не говоря уже о том, что в данном случае речь идет не о плене, а о мученической смерти героя. Строго говоря, версия А.А.Маслова скорее уточняет и дополняет, чем опровергает официальную формулировку гибели Минигали Шаймуратова. Он остается павшим на поле боя. Погибшим от тяжелого ранения в бою и пыток от рук врага во время и на территории боя. По свидетельству всех очевидцев, в деревне "пули еще свистели", в момент его гибели бой еще шел. Тяжело раненного, лишенного возможности сопротивления, командира запытали насмерть, потом пленные наскоро захоронили труп под стенами конюшни - но погиб-то он во время боя и от рук врага. Если это подтвердится, к облику героя история добавит образ мученика.

Мы попросили прокомментировать ситуацию самого историка, предложившего на основе найденных источников данную версию, Александра Алексеевича Маслова. Развернутое интервью брать было неудобно: ученый пишет отдельный труд, посвященный гибели башкирского национального героя: «нужен строгий научный подход, необходимо еще работать, привлекать не охваченные ранее исследователями источники». Работа продлится, по его мнению, не менее года. Планируется ее перевод на башкирский язык, публикация в Башкортостане. Заметим, что предложенная версия гибели генерала Шаймуратова давно введена в научный оборот, А.А.Маслов публиковался, в том числе по данной теме, в США, Великобритании, Чехии. По его словам, сам он уверен в своей версии на 90%, но столь деликатная и сложная тема требует крайне скрупулезного и бережного к себе отношения. Нам остается только присоединиться к последнему суждению исследователя и добавить от себя: разумеется, предложенная версия героической гибели нашего славного земляка не является единственной, тем более – окончательной. Нужно продолжать поиск и анализ, объединять усилия наших и зарубежных историков и краеведов.

Инициатива по присвоению звания Героя России Миннигали Шаймуратову, талантливому командиру и доблестному воину, трагически и, возможно, мученически погибшему во время боя от рук врага Родины, думается, подкрепит этот естественный в науке процесс вниманием и помощью общественности и государства.

А.Т.Бердин, кандидат философских наук,
старший научный сотрудник
Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан,
главный редактор научного журнала «Панорама Евразии».
Комментарии (35)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Гость
#1 Гость Гости 24 февраля 2014 21:44
Указано 2 раза по национальности башкир.
А я читал, что он из тептярей.
Гирей
#2 Гирей Гости 24 февраля 2014 22:01
Гость, я тоже читал. И читал, что башкир. И что? Тем паче, что национальности тептярь не существует, это промежуточный субэтнос, возникший из сословия и исчезнувший при жизни Шаймуратова. Но вообще мне подобные обязательные, знаете ли, для татаристов нац.озабоченности при обсуждении святой темы надоели и приравниваются к флуду. Если нужны - ищите по ссылке в прошлых темах, там я по молодости терпеливо нес Просвещение татаристам и любым националистам. Сейчас нет, сразу баним за флуд.
Гость
#3 Гость Гости 24 февраля 2014 23:04
Цитата: Гирей
Гость, я тоже читал. И читал, что башкир. И что?

Да ничего. И в татары записывают, герой же, уважают.
Гирей
#4 Гирей Гости 24 февраля 2014 23:16
Цитата: Гость
Да ничего. И в татары записывают, герой же, уважают.
да хоть в якуты. уважают же. Башкирских национальных героев вообще обычно все уважают.

Да и тептяри - действительно промежуточный субэтнос между именно башкирами и татарами, а не упомянутыми, скажем, якутами. smile Тем паче, что встречал в источниках о Шаймуратове упоминания всех трех этнонимов. Так что ситуация понятна.


Главное - что помним.
Гость
#5 Гость Гости 25 февраля 2014 00:49
Цитата: Гирей
Башкирских национальных героев вообще обычно все уважают.

Ну в данном случае не башкирского, а тептярского героя, хоть и промежуточного субэтноса.
Гирей
#6 Гирей Гости 25 февраля 2014 00:57
Цитата: Гость
а тептярского героя
а вот таких не бывает. За неимением в современном мире тептярей. Да и при ВОВ уже.
Бывают башкирские национальные герои тептярского происхождения. Хотя советским героям тонкости были неинтересни.
Уфимец
#7 Уфимец Гости 25 февраля 2014 01:24

Помним. Любим. Будем Помнить.
Гость
#8 Гость Гости 25 февраля 2014 02:16
Цитата: Гирей
а вот таких не бывает. За неимением в современном мире тептярей.

Но не значит что тептяри стали башкирами.
Гораздо больше тептярей стали татарами. Это же общепризнанный факт. Да и в наградном листе Шаймуратова написано татарин. А такие листы произвольно не писались. Либо по офицерской карточке, либо по личной автобиографии.
Гирей
#9 Гирей Гости 25 февраля 2014 03:16
Цитата: Гость
Гораздо больше тептярей стали татарами. Это же общепризнанный факт
Больше - близко не значит, что все. Великий этнолог Валиди вообще считал всех тептярей частью башкирской, а не татарской нации. Например, тот же Шаймуратов - в МЕТРИЧЕСКОЙ книге Оренбургского мухамеданского духовного собрания в переводе на русский было записано: «Минлегали Мингажетдин улы Шаймуратов. Отец — башкир, мать — башкирка из тептярей». Это притом, что он сам себя отрекомендовал - тептярем, но отнюдь не называя себя татарином, а по свидетельству Р.Насырова - башкиром. Татарин - для русских во все времена весьма собирательное название. И с родственником Шаймуратова я разговаривал, ярым башкиром. Правда, встречал в Сети и не просто татарина, а татариста, также утверждавшего, что он его родственник - вполне, кстати, верю, это неудивительно все.
Так я и знал, что не выдержите. smile Вообще странная у татаристов идеология - национальным героем никого не делают - но спорить пробуют буквально обо всех, от Минина до Кутузова. Меня вот чистокровность Шаймуратова вообще не волнует, хотел сразу забанить, зная, что будете говорить далее. Подвиг - волнует: да, были ЛЮДИ.
Гость
#10 Гость Гости 25 февраля 2014 04:25
Цитата: Гирей
Так я и знал, что не выдержите.

Я о вас забочусь, чтоб тонус не теряли.
Цитата: Гирей
Великий этнолог Валиди вообще считал всех тептярей частью башкирской, а не татарской нации

Не великий, потому что явно путал национальность с сословием, как тептярьским, так и башкирским. А вот татарская - национальность.
Цитата: Гирей
Отец — башкир, мать — башкирка из тептярей

Не удивительно, кантоны же, все из башкирского сословия. По другому и не бывало. А вот реальная национальность это семейная история. Так что родственник не спроста оказался татаром.
Цитата: Гирей
Меня вот чистокровность Шаймуратова вообще не волнует

Меня тоже, я просто для порядка запостил, а то аж 2 раза про башкира Шаймуратова, вроде как несправедливо игнорировать другие факты.
Гирей
#11 Гирей Гости 25 февраля 2014 08:14
Цитата: Гость
По другому и не бывало.
да не, все прозрачно: из тептярей именно мать, а он не еврей. А тептяри - повторяю, е национальность, и влились в состав татарской национальности именно при ее создании - т.е. в 20е гг. ХХ века.
Цитата: Гость
Не великий, потому что явно путал национальность с сословием, как тептярьским, так и башкирским.
ой, Гость поправляет этнологов уровня Бартольда и Валиди. Да, татаризм - вещь тяжелая.
Цитата: Гость
Так что родственник не спроста оказался татаром.
не спроста. А родственник - башкиром - тем более. У башкира и башкирского национального героя это неудивительно. Хотя и татарин тоже - я сам башкир и полно татар в родне.
мимоходом
#12 мимоходом Гости 25 февраля 2014 21:41
Цитата: Гирей
я сам башкир и полно татар в родне

И русских тоже wink
Гирей
#13 Гирей Гости 25 февраля 2014 23:33
мимоходом, ну, их совсем немного smile .
Азамат
#14 Азамат Гости 26 февраля 2014 19:43
Абсолютно нет никакого смысла присваивать Шаймуратову это неуместное звание. Человек был по всему достойный. Кому это надо? Что это за желающие прибавить себе авторитета и погреться за чей-то счет? Вчера шайтан-коммунисты, сегодня "демо-нац-единисты" снова конструируют очередные идолы легитимности, чтобы пудрить мозги современникам. Стоит ли в очередной раз позволять паразитировать на чужой доблести?
Уфимец
#15 Уфимец Гости 26 февраля 2014 20:08
Героя захотели да ? А памятник легионерам дивизии Идель- Урал не хотите ли.
Гирей
#16 Гирей Гости 27 февраля 2014 08:08
Цитата: Уфимец
Героя захотели да ? А памятник легионерам дивизии Идель- Урал не хотите ли.
нет конечно. Они свое и так получили, а с мертвыми не воюем. А который устраивает - есть в Казани: Мусе Джалилю. Как поэту и подпольщику. Но в Уфе то он зачем?
Цитата: Азамат
нет никакого смысла присваивать Шаймуратову это неуместное звание.
ему оно как раз уместное. Но вот имеет ли РФ полномочия и смысл это делать - иной вопрос. Тем не менее сама поддержка народом инициативы заслуживает уважения. Помним своих национальных героев - это в вопросе главное, мне кажется.
Азамат
#17 Азамат Гости 27 февраля 2014 20:01
Уместное? Ой не факт. И тогда и сейчас сложно установить за что он сражался. Очень надеюсь, что не за власть атеистов и коммунистов. В этом случае ему сейчас очень дискомфортно.. Зачем приплетая Росию поддавать жару. Достаточно понимать что будучи военным, хорошо воевал. А вот за что и стоило ли таких жертв? Впутываться в этот вопрос очень некстати. Тем более некорректно неудачным способом политизации памяти. Оставьте его в покое.
С другой стороны. Зачем современников дезориентировать? Шаймуратов конечно герой. Но причем здесь Россия?
Гирей
#18 Гирей Гости 27 февраля 2014 20:09
Цитата: Азамат
И тогда и сейчас сложно установить за что он сражался.
ничего сложного. За свою Родину, свои ценности и идеалы, за СССР и справедливое, в тогдашних, понятное дело, представлениях, общество. Факт.
Цитата: Азамат
Очень надеюсь, что не за власть атеистов и коммунистов.
не совсем. за нее сражаются на гражданской, здесь же шла Отечественная.
Цитата: Азамат
А вот за что и стоило ли таких жертв?
Естественно.
Цитата: Азамат
Впутываться в этот вопрос очень некстати.
память героев - всегда кстати. Тем паче с уточнениями. Свидетельство - неостывающий почтительный интерес.
Цитата: Азамат
Зачем современников дезориентировать? Шаймуратов конечно герой. Но причем здесь Россия?
притом, что правопреемница СССР. И федерация, субъектом которой является Башкортостан.
Ядыгар
#19 Ядыгар Гости 2 марта 2014 03:31
И с родственником Шаймуратова я разговаривал, ярым башкиром.(??) Правда, встречал в Сети и не просто татарина, а татариста, также утверждавшего, что он его родственник - вполне, кстати, верю, это неудивительно все.



Я вот тот самый татарист)) Которого имел в виду Карагай(Гирей). И говорю вам нет у нас в родне башкир, по крайней мере, я не знаю. Хотя, если учесть, что только моя мама была девятым ребенком... За всех я не в ответе. Я даже всех своих двоюродных в Башкирии не знаю, хотя они очень хотят со мной общаться.

А вообще, огромное спасибо сайту, что не даёте забыть подвиг наших предков. Спасибо этому башкирскому сайту, что не забывает подвиг моего предка и подвиг нашего народа, ч отличие от татарстанских СМИ.

Башкир-татар, какая разница? у нас общие интересы и проблемы. Или вы хотите себя выше поставить? Вот в этом проблема. К сожалению.
kart-bure
#20 kart-bure Гости 2 марта 2014 07:49
Ядыгар Башкир-татар, какая разница? у нас общие интересы и проблемы. Или вы хотите себя выше поставить? Вот в этом проблема. К сожалению.,
Думаю, ментально, культурно, разница не особо чувствуется. Особенно вдали от Татарстана люди чувствуют себя родственными народами и даже создают совместные культурные татаро-башкирские центры. Отрицательную комплиментарность формируют искусственно татаристы, которые вмешиваются в их работу со своей татаристской пропагандой, тем самым создают напряженность.
На татаристскую идеологию можно было бы не обращать внимание, если бы они острие своей идеологии направляли только на Запад от правого берега Волги в сторону своих генетических родственников.
Гирей
#21 Гирей Гости 2 марта 2014 11:17
Цитата: Ядыгар
огромное спасибо сайту, что не даёте забыть подвиг наших предков. Спасибо этому башкирскому сайту, что не забывает подвиг моего предка и подвиг нашего народа
это наш долг и наша работа
Цитата: Ядыгар
ч отличие от татарстанских СМИ
это как раз и составляет факт: Шаймуратов не есть герой Татарстана и татарского народа, совершенно вне зависимости от "тептярскости" происхождения. А для башкирского и Башкортостана - герой, как видите.
Цитата: Ядыгар
Башкир-татар, какая разница? у нас общие интересы и проблемы.
в этом - да. Советские люди. Жаль, что появились чудовищные изобретения типа татаризма или его русских, башкирских аналогов.
Цитата: Ядыгар
Или вы хотите себя выше поставить?
Зачем? Просто не любим шовиков. Тем паче отирающихся хоть на помойных сайтах типа УГ-УЖ, лишь бы нагадить народу, который якобы "хочет себя выше поставить" и вообще обижает бедных татар. На приличную и трезвую голову - как Вы совершенно правильно заметили, у нас общие интересы. Людей в РБ, если до основ дойти, вообще смехотворно мало что разделяет. Кроме кучки провокаторов с Инет-помоек и их хозяев, да шустрых и глупых криэйторов из хамитовского АПРБ, некоторым из которых оттуда уже пришлось исчезнуть за свой провинциальный хитрость.
читатель
#22 читатель Гости 2 марта 2014 17:40
У Даяна Мурзина на Южном памятник на боку лежит. Был бы башкир, такого бы не допустили. А о нем даже и не вспоминают никогда.
Гирей
#23 Гирей Гости 5 марта 2014 21:13
Цитата: читатель
У Даяна Мурзина на Южном памятник на боку лежит. Был бы башкир, такого бы не допустили. А о нем даже и не вспоминают никогда.
Вы льстите башкирам, уважаемый читатель. Боюсь, беспамятство задело их ничуть не меньше, чем остальных. Хотя да, я не припомню, чтобы они когда-либо допускали, чтобы при них чей-то памятник на боку лежал. Но совершенно не отрицаю такой возможности - манкуртов сейчас много. Вон по Украине аж стадами бегали, памятники ломали.
читатель
#24 читатель Гости 6 марта 2014 08:48
Родился 20 января 1921 года в д. Старые Балыклы. Окончил школу с отличием. Татарин.
Награды
В обшей сложности 86 орденов и медалей
2 ордена Красного Знамени (1942, 1969)
2 ордена Красной Звезды (1943, 1954)
орден Отечественной войны 1-й степени (1955)
медаль «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени (1945)
орден «Военный крест» 1-й степени (Чехословакия) (1945)
Золотая звезда за свободу ЧССР (1968)
орден и медаль Партизанской войны 1-й и 2-й степени (Чехословакия) (1944)
12 медалей СССР, 13 медалей других стран
серебряный меч и именное оружие от муниципалитета г. Злин (Чехословакия) (1945)
до 90х годов улица Майора Мурзина г. Злин.
сооружен бронзовый памятник Д. Б. Мурзину (при жизни) в городе Готвальдове
Золотая звезда Героя СССР и России, пожалуй, единственные награды, которых нет у фронтовика. Его парадный китель весит около 60 килограммов. Он кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, несметного числа медалей СССР и России. Но наших наград у Даяна Баяновича все же меньше, чем иностранных.
Герой Чехословакии, кавалер всех высших орденов этой страны почетный гражданин 16 городов Чехии, Словакии и Моравии, его именем была названа улица в Злине, сейчас это улица «Dlouh ulice». как ни парадоксально, но о подвигах татарина Даяна Мурзина за границей знают больше, чем на родине. В Великобритании о Мурзине вышла книга Джона Хауланда, сына капитана королевской армии, сослуживца советского офицера. Сейчас её перевели на чешский и словацкий языки, на русский — пока нет. Англичанин сравнивает Даяна Баяновича с Джеймсом Бондом. По мнению автора, реальные фронтовые подвиги «русского татарина» во многом затмевают приключения знаменитого литературного персонажа, рожденного воображением Яна Флеминга. Советского офицера не смогли ни поймать, ни ликвидировать. Зато благодаря бригаде Мурзина только в оккупированной Чехословакии живая сила противника поредела на четыре тысячи человек, под откос были пущены более 60 эшелонов с немецкой техникой и боепр

ипасами. Но самым дерзким было то, что Мурзин и товарищи украли (взяли в плен) из-под носа Гитлера генерала танковых войск Германии Миллера.
Телеканал «Россия» показывал документальную ленту о «черном генерале». Фильм о нём снимали в Англии, Германии, Чехии и в нашей стране. О герое рассказывали не менее легендарные личности: шеф внешней разведки «Штази» Маркус Вольф, бывший легионер Туркестанского легиона вермахта Мурат Тачмурат; бывший чехословацкий партизан, шеф чешской нелегальной разведки Ян Ондровчак и, разумеется, сам, Даян Мурзин. Огромная аудитория россиян наконец-то узнала о фронтовой биографии Даяна Баяновича.
Звания
Герой ЧССР
Заслуженный юрист РСФСР (1972)
Почётный гражданин 16 городов Чехии и Словакии.
Почетный гражданин г. Уфы
Азамат
#25 Азамат Гости 6 марта 2014 21:58
Гирей,
Если за СССР - значит отечественная?
Если СССР - то причем здесь родина? Какое отношение государство имеет к родине? Не слишком ли большая наглость со стороны государства, да еще с коммунистической идеологией, , спекулировать на этом понятии?

Ну ладно Гирей. Мне Ваши просоветские и федералистские суждения известны. Искренне жаль, что Вы еще не переварили эти иллюзии. За последние годы можно было многое переоценить. Разумеется, мои взгляды Вам не столь знакомы, хотя бы потому, что по ряду причин они не так хорошо представлены. В связи с чем трудно преодолеть искушение представить картину упрощенной, как загодя сконструировали СМИ. Даже Вам, а про многих остальных, на всю голову идеологизированных кремле-любов и -лбов, тем паче говорить не приходится. Большая просьба. Не делайте Шаймуратова героем россии. Достаточно того, что он воевал на стороне СССР. Как и многие из дезориентированных в ту пору железного занавеса, не только на границе, но и в массовом сознании. Оставьте их и его в покое. Уверяю, и без Вас есть кому за россию беспокоиться.

Гирей
#26 Гирей Гости 6 марта 2014 23:19
Цитата: Азамат
Достаточно того, что он воевал на стороне СССР.
достаточно, конечно. От этого он и так герой России - и Башкортостана, естественно.
Цитата: Азамат
Большая просьба. Не делайте Шаймуратова героем россии.
РФ в смысле? Уговорили, не буду. Нет у меня на то полномочий. smile
Ядыгар
#27 Ядыгар Гости 8 марта 2014 01:31
Согласен с Вами, Гирей. В шею этих нациков, что татарских, что башкирских, что русских. Не дай бог Россия не выдержит и станет следующей жертвой после Украины. Это будет, возможно похлеще гражданской войны 20-х годов. Возможно, наши народы этого не переживут.
Азамат
#28 Азамат Гости 9 марта 2014 20:28
Субханаллах, Ядыгар согласен с Гиреем и призывает нациков в шею, в том числе татарских, башкирских и русских! Это наверно другой Ядыгар. Тот бы не стал переживать за российские нац.интересы, одновременно желая им "в шею". Отсутствие последовательности выдает женскую логику. smile
Ядыгар
#29 Ядыгар Гости 11 марта 2014 01:04
Да, люди меняются. Российские интересы на мой взгляд и татарские интересы -это тоже и есть сейчас. В острые моменты это становится очевидным.

Ваша ирония не к месту. Я абсолютно последователен в отношении отстаивания интересов татар. Когда Россия в пик своего благополучия давила на татар, считая, что с ними можно уже не считаться, я был против. Сейчас же Россия нуждается в татарах в том числе. И потому я за Россию. Может я не прав, скажите.

Сейчас крымским татарам можно было бы получить такие условия, которые не мог бы дать никто.Украинцы точно не хотели, а тем более нынешние фашисты. Им сейчас предлагают реальную долю власти и субсидий. то можно желать народу, который составляет 12-14% населения Крыма?
Нурислам
#30 Нурислам Гости 11 марта 2014 02:46
Молодой ты еще Ядыгар, глупый.
Нет веры тому, кто не единожды уличен в обмане.
Поматросит и бросит.
1 2
С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!
С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА! Дорогие друзья! Поздравляем Вас с Днем защитника Отечества! На кровавом фоне войн, расползающихся по мусульманскому миру, в свете
ФИЛЬМ-РАССЛЕДОВАНИЕ О ГИБЕЛИ ГЕНЕРАЛА ШАЙМУРАТОВА ПОКАЗАН В УФЕ В ЗАКРЫТОМ РЕЖИМЕ
ФИЛЬМ-РАССЛЕДОВАНИЕ О ГИБЕЛИ ГЕНЕРАЛА ШАЙМУРАТОВА ПОКАЗАН В УФЕ В ЗАКРЫТОМ РЕЖИМЕ 4 марта в Уфе в кинотеатре «Родина» состоялся закрытый показ фильма-расследования
С Днем защитника Отечества
С Днем защитника Отечества Для тех, кто прошел школу жизни - службу в армии и на флоте. Тем, кто стоит на страже Родины. Всем, кто и вне вооруженных сил каждый день,
Гибель генерала Шаймуратова
Гибель генерала Шаймуратова Малоизвестные источники В предлагаемой вниманию читателя статье приводятся результаты исследований, в которых на основе неиспользованных в
С Днем защитника Отечества – 23 февраля
С Днем защитника Отечества – 23 февраля Для тех, кто прошел школу жизни - службу в армии и на флоте. Тем, кто стоит на страже Родины. Всем, кто и вне вооруженных сил
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса