РБ-XXI век. Сайт традиционалистов Башкортостана
Панель навигации
Сайт традиционалистов Башкортостана "РБ - XXI век" является участником Хартии интернет-журналистики ("ЧИЖ")

Хартия Интернет-журналистики

Календарь новостей
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Партнеры

Сергей Георгиевич Кара-Мурза о истории, культуре, экономике и политике России.

Политическое образование

Центр изучения кризисного общества

Современное Евразийство. Центр Льва Гумилева.

Ислам в России. Ислам в мире

СТОЛЕТИЕ.RU

INOФОРУМ

Народный Собор

Архив статей сайта
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (4)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (2)
Январь 2017 (4)


ИнтерФакс

Блог Рустэма Хамитова

БашИнформ

БашПортал

МедиаКорСеть

ТриШурупа.РУ

Культура: Образ и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народа
Автор: root | 15-10-2012, 21:16

Образ и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народаОбраз и символ Рами Гарипова в исторической памяти башкирского народа

Одним из признаков по-настоящему хороших стихов является то, что они представляют ценность не только для узкого круга любителей поэзии, — их читают, ими интересуются, их любят даже те, кто стихов обычно не читает. В башкирской поэзии примером поэта, который создавал именно такие стихи, является Рами Ягафарович Гарипов.

Известно, что Рами Гарипов прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь. Еще при жизни вокруг его личности ходило множество слухов. Начав складываться после его смерти, а потом и с началом перестроечных времен, эти слухи приобрели форму мифов, прочно укоренившихся в умах национальной интеллигенции.

Так, например, не стала исключением по своему смысловому содержанию состоявшаяся 9 февраля в Башкирском театре драмы премьера спектакля «Февраль. Буран» (Путешествие в мир поэта). Премьера собрала полный зал, за день уже не было ни одного билета. Что в свою очередь говорит о неподдельном интересе общественности к личности Рами Гарипова. Мне посчастливилось попасть на спектакль. Однако впечатления остались неоднозначные. Постановка спектакля – это уже создание образа и символа Рами Гарипова, его художественного портрета в сознании масс. Искажение сути творчества, а вместе с тем и величия поэта, в том числе явное передергивание фактов из его биографии, не позволяют согласиться с предложенным образом.

По этой театральной постановке, можно судить о том какие именно стереотипы преобладают в сознании национальной интеллигенции. Выделим основные мифологемы:

- мифологема №1. «Рами Гарипов прожил трагичную жизнь, потому что писал стихи только о борьбе башкирского народа за свободы и независимость»;
- мифологема №2. «за творчество, Рами Гарипова преследовали органы гос.безопасности и обком партии»;
- мифологема №3. «поэту препятствовали создать нормальные условия для жизни, не давали жилья, мешали устроиться на работу».

Попробуем разобраться. Доступными источниками для установления истины являются дневники самого Р.Гарипова, которые он вел с юношеского возраста. В том числе, воспоминания его современников и соратников, работы исследователей биографии поэта.

Мифологема №1

Ошибочно считается (прежде всего, теми, кто стихов не читает) что Рами Гарипов писал исключительно о борьбе башкирского народа за свободу, трагичности его судьбы, величии языка и т.д. Однако он, прежде всего поэт-лирик, создатель лирики в башкирской поэзии.

Говоря о нем и том времени, социолог А.М. Буранчин отмечает: «Литературоцентризм советской башкирской культуры порождает таких талантливых писателей-общественников как Газим Шафиков, Р.Бикбай и многих других. Однако вместе с ними уже появляется и Рами Гарипов, который выступает, прежде всего, как поэт лирический. Его поэтический язык сочетает простую и яркую образность Есенина с восторженностью пастернаковского мировосприятия» [1].

«Никому из его современников не удавалось так счастливо сочетать рациональное и интуитивное. В этом гармоническом единении — красота и сила поэзии Гарипова» [2].

Действительно в творчестве поэта есть стихи [3], посвященные исторической борьбе башкирского народа, за которые от своих недругов он и получил штамп «националиста». Однако здесь необходимо сделать оговорку - стихи были им написаны под впечатлением от прошедшего в 1956 году XX съезда КПСС, на котором Хрущев зачитал свой знаменитый доклад «О культе личности и его последствиях». Равиль Бикбаев в своей книге посвященной поэту по этому поводу пишет следующее: «С разоблачением культа Сталина повсеместно сносились каменные его изваяния, стали появляться статьи, стихи и даже крупные прозаические произведения, в которых шла речь о репрессиях тридцатых годов» [4]. То есть, Рами Гарипов как истинный поэт, отреагировал в своем творчестве на настроения в обществе, иначе он не мог. В своем дневнике поэт пишет о том, что все говорят только о прошедшем съезде, и уже не знаешь где правда, а где ложь.

Мифологема № 2

Также не находит подтверждения и укоренившийся стереотип о том, что якобы за свое творчество поэт был подвергнут гонениям со стороны органов безопасности и Башкирского обкома партии.

В качестве примера обычно приводят обсуждение в обкоме партии вопроса о «национализме» Р.Гарипова. Это событие произошло в марте 1964 года. В книге Р.Бикбаева подробно описывается данный случай, и события предшествовавшие ему. – В феврале 1964 года Рами Гарипов выступает с публичным докладом о состоянии башкирской поэзии, подготовленный по заданию Союза писателей.

В своем выступлении Гарипов подверг «жесткой, но справедливой критике» творчество некоторых башкирских поэтов. Которые, в свою очередь «затаив обиду на критика», написали на него жалобу в обком партии. - «Назар Наджми, Шариф Биккул и Асхат Мирзагитов передали в обком партии информацию о поведении Рами Гарипова, изобразив его анархистом-националистом, заносчивым и зарвавшимся хвастуном, не ставящим никого в грош. Он, якобы, клевещет на такого почтенного старого поэта, как Сайфи Кудаш, и завидует таланту Ангама Атнабаева. Но это еще не все, есть у него и проступки и пострашнее: Рами Гарипов противопоставляет друг другу башкир и татар, выступает против решений партийных пленумов и т.д.» [5]. Неудивительно что подобные жалобы не могли не спровоцировать «жесткий разбор полетов». И данный случай, состоявшийся в марте 1964 года, как бы это не звучало категорично, лишь реакция партийных органов на поступившую жалобу. Думается что, Гарипов как поэт, значительно выделявшийся своим талантом среди массы собратьев по перу, во многом воспринимался коллегами как внесистемный элемент, не похожий на других, а возможно элементарная зависть сыграла свою роль в угнетении поэта при его жизни. Тезис о преследовании поэта партийными структурами и органами госбезопасности, не находит своего подтверждения при изучении биографии поэта (жилье предоставляли, работу давали, в конце концов не судили и не возбуждали в отношении него судебных дел).

Мифологема №3

Принято считать, что поэту мешали создать нормальные условия для жизни, не давали жилья, мешали устроиться на работу. Действительно, в начале трудового пути жилищно-бытовые условия поэта были тяжелыми, однако работа была практически всегда, лишь в последние пять лет жизни Рами Гарипов не мог трудоустроиться.

Окончив Литинститут в 1955 году, молодой поэт приступил к работе в редакции «Совет Башкортостаны», сначала литсотрудником в отделе информации, затем в секретариате, а в 1956 г. возглавил отдел литературы и искусства.

«Столичная башкирская интеллигенция пополнялась в основном за счет перебиравшейся в город сельской молодежи. И башкирские писатели были сплошь выходцами из аулов. Кому-то со временем удавалось решить жилищный вопрос, а другие годами ютились, где придется, особенно молодые» [6]. Переехав в Уфу, молодая семья Гариповых, как и множество других молодых семей переезжавших из села в город, столкнулась с «квартирным вопросом». В течение 1955-1957 гг., Гариповы жили в съемных комнатах и квартирах. Но это проблема не одной взятой семьи, и тем более не результат чьей-либо «злой» воли.

В феврале 1957 г. Рами Гарипов переходит работать из газеты в Башкирское книжное издательство. А накануне 1958 г. от Союза писателей получает комнату.

В апреле 1958 г. поэт приступает к работе в журнале «Эдэби Башкортостан». Проработав чуть больше года, испытывая творческий кризис, весной 1959 г. Рами Гарипов принимает решение уйти из журнала. В своем дневнике поэт так описал свое состояние: «Похоже, все лучшие мои чувства я растратил на «Каменный цветок». В этот каменный цветок я вложил всю душу, из-за чего ощущаю внутри пустоту. Вот уже год я не могу написать не то что нормального стихотворения – ни одной путной строчки! Совсем недавно – в феврале – меня приняли в Союз писателей. О моей книге написаны статьи, рецензии. Ей даже посвящено несколько стихотворений. Имя мое упоминается в новостях. При встрече со знакомыми я то и дело слышу в свой адрес теплые слова, а между тем, сам я давно уже не поэт..» (15.04.1959) [7].

В поисках вдохновения и новых сил для творчества, Рами Гарипов принимает решение уехать жить и работать в деревню. – Запись в дневнике от 10 мая 1959 г.: «Ты должен вернуться на землю, где родился, к самому себе. Посеять в эту землю хотя бы несколько здоровых зерен и увидеть плоды своего труда! Только так ты сможешь учить людей делать это и получишь право писать. Пиши, от души, смеясь и плача, и точно так же – смеясь от души и плача – тебя будут читать» [8]. Принимая это решение, Рами Гарипов хотел выучиться на тракториста и работать в поле, но руководство колхоза предложило возглавить комсомол.

Затем следует несколько лет работы на селе, неожиданное для всех возвращение в Уфу (через год после возвращения в город Р.Г. получил квартиру), работа в журнале «Башкортостан Кызы» и т.д. Лишь последние несколько лет своей жизни, поэт не имеет постоянной работы, однако вряд ли это является результатом гонений против него. Поскольку даже современники Рами Гарипова отмечали, что у поэта как у всякой творческой личности, были проблемы с трудовой дисциплиной, в связи с чем у него были испорчены отношения практически со всеми редакторами газет и журналов. Творческий и трудовой путь Рами Гарипова подробно описан в изданиях посвященных его биографии.

В завершении хотелось бы отметить, что творчество Рами Гарипова требует более глубокого осмысления. За попыткой придать большому художнику образ лишь «политического» поэта, незаслуженно забывается лиричность его поэзии. На наш взгляд, творчество Гарипова намного шире предложенных рамок, является отголоском «Серебряного века» русской классической литературы в башкирской поэзии.

Язык для поэта – это как музыкальный инструмент для композитора и музыканта, инструмент для творения поэзии.

Поэтому Рами Гарипов в стихах прославлял Родной язык, был активистом движения в Уфе за открытие башкирской школы.

Принципиальность его характера, поиск истины всегда и во всем, предопределили судьбу поэта. К сожалению, общество всегда благосклонно к своим современникам лишь с более гибкими характерами. Однако в истории и памяти народа остаются имена людей с твердой волей и искренним сердцем. Образ Рами Гарипова, как истинного поэта-лирика, принесет башкирскому народу намного больше пользы, нежели «за уши притянутый» ограниченный образ «националиста», «борца с советским режимом».

Опубликование его дневников, написанных как художественные произведения (юношеские дневники Р.Г. писал от третьего лица), где описана удивительная воля и тяга к знаниям молодого человека, размышления о будущем, о том, как необходимо построить свою жизнь, сопоставимы с рассуждениями Павки Корчагина в романе Островского «Как закалялась сталь». Ведь именно таких поучительных примеров не хватает сегодня для подрастающего поколения. Рами Гарипов еще в школьные годы понял, что самый верный путь для того, чтобы стать достойным человеком является просвещение. Поэтому он и проводил все свое свободное время в библиотеках (за что получил от своих одноклассников прозвище «Бабай»).

На наш взгляд, наряду с изданием его стихов на башкирском языке, в последующем необходимо издавать и наиболее удачные переводы на русском. В советское время были изданы его лирические стихи в переводе Я.Серпина, сегодня подобные сборники практически не выпускаются (вышла лишь небольшая брошюра Айдара Хусаинова). Но ведь известно, что издание произведений на других языках позволяет познакомить с творчеством того или иного писателя более широкую аудиторию читателей. Опубликованное на русском языке наследие Р. Гарипова станет доступно и для такой категории как «русскоязычные башкиры», к сожалению, плохо владеющие родным языком или не знающие его вовсе, но в то же время четко идентифицирующие себя как башкиры. В связи с чем стоит также напомнить известную истину, что популяризация языка во многом происходит за счет популяризации литературы, так, например, изданные на русском языке произведения башкирской литературы, остаются башкирской литературой, и это способствует развитию интереса читателей к прочтению произведения в оригинале.

Система ценностей и менталитет каждого народа строятся, в том числе, и на образах выдающихся личностей из этого народа. В свою очередь, ответственность за создание образа той или иной личности полностью лежит на плечах национальной интеллигенции. К сожалению, не всегда созданный образ соответствует объективной исторической действительности. Тем не менее, всегда существует фактический материал, к которому мы можем (а иногда и просто обязаны) обратиться для установления истины и корректировки сложившегося образа, поскольку на данной системе ценностей и именах выдающихся людей нашего народа станут воспитываться будущие поколения.

Азат Бадранов, специально для сайта "РБ - XXI век

Литература:
1. Буранчин А.М. Современное башкирское общество в условиях кризиса национальной идентичности» // Перспективы модернизации традиционного общества: мат. всероссийской науч.-практич. конференции. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2011.- С. 116-128.
2. Мажит Алкин. Истинно народный поэт. Штрихи к портрету Рами Гарипова// Бельские просторы, 2007, №2 / URL: http://www.hrono.ru/text/2007/alk02_07.php
3. «Аманат», «1937» и т.д.
4. Бикбаев Р. Рами. Книга о поэте // Уфа: Гилем, 2008. – С. 487
5. Там же, С. 462
6. Там же, С. 285
7. Там же, С. 306.
8. Там же, С. 314.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как
незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться,
либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:
    {related-news}
Просмотров: 6 461 | Комментариев: (88) | В закладки: |    
№1 написал: А.Хайбуллин 15 октября 2012 23:06
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Статья хорошая, с большим интересом прочел ее еще раз. С доводами автора трудно не согласиться - "Рами Гарипов как интеллигентский образ/миф" не совпадает с реальной личностью и жизнью поэта. Увы, это произошло не только с ним, но и, например, с А.З. Валиди. Автор прав - то что характерно для массового сознания, народа, лучше избегать интеллигенции, "культурному слою". Стоит ли повторять избитую истину, что подлинная жизнь поэта не менее трагична и интересна, чем лубочные представления о нем. Архетип сакральной жертвы/жертвенности имеет глубокий религиозный, экзистенциальный смысл, но он должен быть заново понят, переосмыслен интеллигенцией, а не сведен к народному, синкретическому прочтению.

Радует, что у нас помаленьку все же растет адекватная, талантливая молодежь. На мой взгляд, уровень статьи достаточно высокий, оценки - взвешенные. Еще раз - спасибо автору.
 
№2 написал: Идель Бухарбаев 15 октября 2012 23:30
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Спасибо автору, статья очень познавательна, извлек много нового и неожиданного для себя. Действительно, реальный образ поэта и образ созданный отличаются друг от друга. Многое из "мифов" для меня до прочтения этой статьи было истиной, сейчас взгляд поменялся, рхмт!
 
№3 написал: Атайсал 16 октября 2012 00:06
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Статья хорошая) Спасибо Азату) Жизнь у Рами была трудная... Ему много чего пришлось пройти... Лучше многим не знать, как он умер( Такое пережить и при этом так долго оставаться на ногах, не всем удается.
 
№4 написал: илшат 16 октября 2012 00:36
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

А. Хайбууллин: "С доводами автора трудно не согласиться - "Рами Гарипов как интеллигентский образ/миф" не совпадает с реальной личностью и жизнью поэта".
Как сказать еще. С высоты сегодняшнего дня легко утверждать подобное (см. по авторскому тексту - Мифологемы №№1,2,3).
Не согласен. Сегодня нынешняя башкирская молодежь без труда может знакомится с историей и культурой своего народа - было бы желание. Но до перестройки башкирский народ был лишен доступа к своей истории - КПСС целенаправленно проводил политику уничтожения исторической памяти (не только башкир). И лично для меня стихи Р. Гарипова служили одними из немногих источников по истории башкир (и не только для меня). Время-то какое было, история народа была изъята от него самого - помню, когда отец как-то привез меня меня в г. Орск (мне было 10 или 11 лет), то он привел меня в район Старого города Орска и вполголоса рассказывал, что в 18 веке здесь проводили массовые казни пленных башкир-повстанцев. Вот так у нас поддерживалось историческое самосознание в период существования СССР, да не возвратятся эти времена.
А что до мнения, что Р. Гарипов не подвергался гонениям - а какая принципиальная разница между партийными органами того времени и конторой "Союз писателей БАССР" (как там его), - этот "литературный цех" был приводным ремнем КПСС и действия редакторов газет и журналов в отношении Р. Гарипова - это действия самой КПСС, ведь страна была тоталитарной, нечестно делать вид, что при тоталитарном строе "руководящая партия" была сама по себе, а литераторы были вольными людьми.
У моего отца хранятся несколько рукописных листов со стихами Р. Гарипова, которые написаны им самим, автором. Он пытался их напечатать в хайбуллинской районке, чтобы подзаработать в то время, когда его в Уфе не печатали. Значит, нелегок был его хлеб.
 
№5 написал: ИЛШАТУ 16 октября 2012 00:53
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

самый избитый мем перестроечного времени про гонения Р.Г. В Союзе писателей БАССР - работали такие же писатели и такие же башкиры, и тот же Мустай Карим долгое время его возглавлял. От них во многом зависело то как будут относится к Р.Г. в партийных и других органах. От того какую они дадут информацию по нему.
а вообще, подробная биография и дневники Р.Г. - вполне доступные вещи.
 
№6 написал: илшат 16 октября 2012 01:28
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Тому, кто мне отвечает (пост №5).
Нечего тихой сапой политику КПСС обелять, мол, царь (в данном случае КПСС)- добрый, это бояре злые виноваты (башдеятели из Союза писателей БАССР). Уже то, что Советская власть уморила голодом великого академика и генетика Вавилова, достаточно для того, чтобы понять людоедскую суть Соввласти. За 4 ее первых года погибло почти половина башкир - автор поста №5, пляши на их костях, ликуй!
А Р. Гарипов в одном из своих стихов утверждал, что зря недруги башкир злорадствуют, мол, вон могила, у которой сидит кураист, последний башкир (точно уже не помню содержание, но мысль Р. Гарипова ясна - нет, не погиб еще башкирский народ). Мы-то в советские годы читали вот так - между строк. Для меня он поэт, наиболее полно выразивший национальны принцип, а не лирическую сторону. Но это уже мое личное мнение.
 
№7 написал: еще раз илшату 16 октября 2012 01:38
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

ради Бога, каждому воздастся по вере его. Не передергиваете и не подменяйте одно другим.
И поймите уже, что нац.интересы он выразил лучше других именно потому что был искренним и лиричным поэтом, ибо любил свой язык и народ. а не был "политическим" поэтом с психологией "обиженного". поэтому его читали и читают, пишут песни на его стихи.
По Вашему либеральная догма, транслирующая идеи которые Вы озвучиваете - очень даже нелюдоедская.
 
№8 написал: Гирей 16 октября 2012 07:44
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: Атайсал
Статья хорошая) Спасибо Азату) Жизнь у Рами была трудная...
Согласен с Вами, статья хорошая. И жизнь у настоящего поэта всегда трудная - все пропускает через себя. Ведь мог спокойно сидеть, кропать ширпотреб и печаться, в ус не дуть. Нет, мучился, на годы в деревню уезжал, если не шло. Сейчас таких искренних "комсомольцев", людей с обнаженной совестью почти нет. Тогда они были редким, но типом.
Цитата: илшат
Не согласен. Сегодня нынешняя башкирская молодежь без труда может знакомится с историей и культурой своего народа - было бы желание.
Статья хороша именно тем, что знакомит. Именно вне дурацких мемов перестройки, воспитавших целое поколение профессионально обиженных.
Цитата: илшат
Время-то какое было, история народа была изъята от него самого - помню, когда отец как-то привез меня меня в г. Орск (мне было 10 или 11 лет), то он привел меня в район Старого города Орска и вполголоса рассказывал, что в 18 веке здесь проводили массовые казни пленных башкир-повстанцев. Вот так у нас поддерживалось историческое самосознание в период существования СССР, да не возвратятся эти времена
правильно делали, столь тяжелую тему нельзя было поднимать сразу. Это сейчас привыкли, что в голову взбредет: учебников нет, кадров нет, но бабки распилены - и айда обязательное изучение языка в школах вводить, эгейгей, поехали. Уже на моей памяти про башкирские восстания в школах рассказывали - 80-е гг. Дальше - больше, все путем.
Цитата: илшат
а какая принципиальная разница между партийными органами того времени и конторой "Союз писателей БАССР"
большая. Иначе любую собственную глупость и подлость можно объяснять происками зловесчей КПСС. Что, кстати, и было сладкой основой антисоветизма как проекта.
Цитата: илшат
Мы-то в советские годы читали вот так - между строк.
потому и разучились понимать простые и здравые вещи, как поколение. Потому как привыкали жить в мире собственных выдумок и лжи. Результат - про...ная страна. За обертку от "Сникерса" умудрились про... хм, обменять сверхдержаву на страну "третьего мира", хуже папуасов. Вот как раз Рами был типичным Гражданином сверхдержавы, это же по дневникам видно. Он в них не врал "между строк".
 
№9 написал: илшат 16 октября 2012 12:13
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Азат Бадранов, специально для сайта "РБ - XXI век: "Система ценностей и менталитет каждого народа строятся, в том числе, и на образах выдающихся личностей из этого народа. В свою очередь, ответственность за создание образа той или иной личности полностью лежит на плечах национальной интеллигенции".
В общем, ждите от А. Бадранова вторую серию про то, что башкирский народ напридумал себе, что Заки Валиди - его национальный герой, а это неправильно, так как, оказывается, "ответственность за создание образа той или иной личности полностью лежит на плечах национальной интеллигенции..." (!!!), а не народа (как ловко и изящно А. Бадранов отнял это право у башкирского народа!), и что - Заки Валиди, оказывается, просто лирик и большой путаник, что Советская власть его не обижала, а что до расстрелянных его отца и брата - так это не ВКП (б) виновата, ибо, как пишет Гирей "Иначе любую собственную глупость и подлость можно объяснять происками зловесчей КПСС. Что, кстати, и было сладкой основой антисоветизма как проекта".
Знаете, был такой писатель-башкир, в годы Соввласти писал на тему революций и гражданской войны. В частности, написал опус-роман, где вывел такой вот образ З. Валиди - он-де, мало что был башкирским националистом, так был еще и алкашем, бабником и пр. И кто помнит сейчас этот роман? А З. Валиди вернулся к своему народу в образе его национального героя, как бы это кому-то не нравилось.
 
№10 написал: Тимур 16 октября 2012 14:58
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: илшат
(как ловко и изящно А. Бадранов отнял это право у башкирского народа!
wink

Заметно что у Илшата привычка постоянно противоречить по поводу и без. А статья - класс.
 
№11 написал: Гость 16 октября 2012 16:40
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Молодец, Азат! Написал очень хорошую и продуманную статью. Никого не слушай! Эти люди, прежде чем писать критические заметки, пусть сами напишут что то подобное и предложат свой взгляд на происходившее. Прежде всего спасибо тебе за то, что тебе не безразлична история башкир, т.к. история Рами, эта история башкирской советской интеллегенции, которая во многом нас (а прежде всего их) ни чему не научила....
 
№12 написал: просто так 16 октября 2012 17:47
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Миф № 4 : Надя - надежный друг и соратник, создававшая благотворную среду для творчества поэта. Миф вредный еще тем, что пропагандирует межнациональный брак, идея о жене русской, ставшей башкиркой. Со слов современников, да и то же проскальзывает в его дневниках, она пилила его за бытовую неустроенность и нереализованные планы. У меня сложилось впечатление, что 2 и 3 мифы созданы не без ее помощи.
С автором не совсем согласна. Несмотря на прекрасную лирику у Р Гарипов - поэт свободы. В годы, когда принято было восхвалять Великий и могучий, он написал стихи о башкирском языке, где ставил его наравне с русским.
Складывается впечатление, что автор написал о поэте отдельно от эпохи его творчества. Конфликты с обкомом и горкомом в те годы были практически у всех мало-мальски думающих людей.
 
№13 написал: Гирей 16 октября 2012 19:22
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: просто так
Со слов современников, да и то же проскальзывает в его дневниках, она пилила его за бытовую неустроенность и нереализованные планы.
ну, это уж во все эпохи. У меня жена башкирка, но попилить может smile. Семья, слава Аллаху, хорошая.
Цитата: просто так
Несмотря на прекрасную лирику Р. Гарипов - поэт свободы.
Согласен и с Вами, и с автором, Вы об одном и том же, мне кажется. Башкирская лирика, лирика свободы. Всегда.
Цитата: просто так
В годы, когда принято было восхвалять Великий и могучий, он написал стихи о башкирском языке, где ставил его наравне с русским.
Как и Расул Гамзатов. А это поэт признанный не меньше Мустая Карима и дорогой своим, аварцам, не меньше, чем башкирам Рами. Но для башкир башкирский действительно как минимум не меньше значит, чем русский. Кто о чем думал - о том и писал. Боялся писать и думать - значит, не совсем поэт. Рами Гарипов - поэт.
Цитата: просто так
Конфликты с обкомом и горкомом в те годы были практически у всех мало-мальски думающих людей.
конфликты, точнее, трения с властью неизбежны всегда, это не означает ее неприятия и тем более неприятия ею. Рами закончил Лит.Институт! - это не менее престижная вещь, чем МГИМО.
 
№14 написал: илшат 16 октября 2012 20:25
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Тимур: "Заметно что у Илшата привычка постоянно противоречить по поводу и без".

Я за право каждого иметь свое мнение, автор видит по-своему, у читателей у каждого - свое мнение, не зря же есть отклики. Это нормально.
Я же оспариваю авторский тезис, что "ответственность за создание образа той или иной личности полностью лежит на плечах национальной интеллигенции". С этими словами я категорически не согласен, и не потому, что опасаюсь, что Азат Бадранов, упаси Бог, присвоит себе исключительное право формировать образы Р. Гарипова, З. Валиди и других видных личностей. Не согласен я потому, что сама эти попытки Азата Бадранова на такое право - ничтожны по результатам. Мы же знаем, что национальная интеллигенция в лице той же башкирской советской интеллигенции формировала "образы", например, образ З. Валиди через те же романы, а именно образ З. Валиди как интригана, алкаша и пропопойцы. Ну и какой результат этого "формирования образов", где эти романы, сами их авторы - канули в безвестность. Время все расставило на свои места. Если и сейчас кто-то из башнацинтеллигенции попробует "переформатировать", или "отформатировать образ" З. Валиди, то на здоровье, только это будет мартышкин труд, как и труд тех представителей башсовинтеллигенции, так старательно "формировавших" негативный образ З. Валиди.
 
№15 написал: Гирей 16 октября 2012 20:51
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Во-первых, с чего Вы взяли, что нынешнее переформатирование образа Валиди в сторону безудержной героизации - последнее? Опыт показывает обратное. Именно включая приведенный Вами пример. Само переформатирование при всем уважении лично к тому же М.М.Кульшарипову и некоторым из других инициаторов, удачным никак не назовешь. Во-вторых, Вы сами себе противоречите: как раз "ничтожность выступления Азата Бадранова" (ничем, правда, Вами не доказанная, но показательна уже сама Ваша реакция) - показывает, что именно нац.интеллигенция, что сейчас, что тогда, формирует определенные мэйнстримы, включая образы для потребления массами, и попытка посмотреть на любую фигуру вне их встречает в этой среде удивительно болезненную реакцию. В народе, кстати, намного более спокойную и здравую, как, кстати, и в случае с тем же Валиди.
Кто Вам сказал, что автор, писавшие о Валиди, канули в безвестность? Пожалуйста: Яныбай Хамматов, - покажите мне более известных ныне писателей из современных. Ау! Юк. Читаем, переводим, подражаем. Да и Мустай Карим - уж он действительно наговорил о Валиди гадостей - но, как видим, памятник размахнулись именно ему. Я не оцениваю насколько хорошо это или плохо - я о том, что тезис Ваш неверен и не доказан. Наконец, как раз Валиди больше замалчивали, чем "формировали". Да и не припомню, чтоб в виде алкаша и пропойцы (как это вообще возможно одновременно?). Про интриги же наш великий земляк и в самом деле давал поводы - он же живой человек. Но это все мелочи, главное возражение высказал выше.
 
№16 написал: Лилия 16 октября 2012 20:54
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

смело и интересно написано!очень интересно было почитать!спасибо Азату)
 
№17 написал: илшат 16 октября 2012 22:33
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Гирей: "...именно нац.интеллигенция, что сейчас, что тогда, формирует определенные мэйнстримы, включая образы...".
Башсовинтеллигенция ТОГДА формировала "образы", "мейстримы" по заказу КПСС, то бишь, была пешкой в руках КПСС, иначе при тоталитарном режиме не бывает.
Гирей: "Наконец, как раз Валиди больше замалчивали, чем "формировали". Да и не припомню, чтоб в виде алкаша и пропойцы (как это вообще возможно одновременно?)..".
Вы не придирайтесь к повтору (алкаш и пропойца), да, одно из этих слов - повтор. А насчет "формировали", то был такой башписатель - Фарит Исангулов, обратитесь к его трилогии, там он приводит сформированный им "образ" З. Валиди, алкаша и бабника.
А по-большому счету, национальная интеллигенция не "формированием мейнстримов" (Гирей) занималась бы, а изучением богатого научного наследия З. Валиди, переводом с турецкого, немецкого и др. языком его научных трудов, в том числе фуундаментальных работ по истории, философии истории. Ну, правильно, изучать восточные языки тяжко, надо жертвовать годами своей жизни. То ли дело, "образы и мейстримы формировать". До смешного доходит, один сотрудник истфака БГУ заявил, что З. Валиди "был не мусульманином, он был суфием" (!). Это все равно, что сказать: "Победоносцев был православным, а не христианином".
А по поводу самой статьи еще раз скажу (мое личное мнение): Р. Гарипов будил в башкирах интерес к их запрещенной истории, по мере возможностей напоминал о преступлениях, совершенных в отношении его народа, и оттого лирика его в памяти моей не удерживается. С моей скромной точки зрения, он выражает саму мощь поэзии (в общем, не литературный критик я).
 
№18 написал: Гирей 16 октября 2012 22:43
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Цитата: илшат
Башсовинтеллигенция ТОГДА формировала "образы", "мейстримы" по заказу КПСС, то бишь, была пешкой в руках КПСС, иначе при тоталитарном режиме не бывает.
причем тут "тоталитарный режим"? Она и после него заниалась тем же самым, только надзор менее качественный, а потому значительно хуже.
Цитата: илшат
До смешного доходит, один сотрудник истфака БГУ заявил, что З. Валиди "был не мусульманином, он был суфием" (!).
Да, печально. Зато факт. Автор об этом и писал, а оценка данного факта - уже иной вопрос.
Цитата: илшат
то был такой башписатель - Фарит Исангулов, обратитесь к его трилогии
ну не знаю я такового, грешен. И думаю, не из-за тго, что он там что-то упомянул о Валиди. Т.е. нет здесь никакой закономерности: плохо отзываешься о Валиди - забыт, хорошо - помнят. Я.Хамматова помнят. М.Карима помнят.
Цитата: илшат
а изучением богатого научного наследия З. Валиди, переводом с турецкого, немецкого и др. языком его научных трудов, в том числе фуундаментальных работ по истории, философии истории.
Именно. 100% согласен! Одно другому не мешает, но где это другое? за 20 лет, при культе Валиди, тянущем на замену ленинского в карликовых масштабах, при куче угробленных денег?
Цитата: илшат
Ну, правильно, изучать восточные языки тяжко, надо жертвовать годами своей жизни. То ли дело, "образы и мейстримы формировать".
именно. Но из-за этого и мэйнстримы получаются картонные, как вот тот же антисоветский в отношении Р.Гарипова.
Цитата: илшат
С моей скромной точки зрения, он выражает саму мощь поэзии (в общем, не литературный критик я).
ок, понятно. Я, вообще-то, тоже smile .
 
№19 написал: Гость 17 октября 2012 04:12
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Да и Мустай Карим - уж он действительно наговорил о Валиди гадостей - но, как видим, памятник размахнулись именно ему. Я не оцениваю насколько хорошо это или плохо - я о том, что тезис Ваш неверен и не доказан. Наконец, как раз Валиди больше замалчивали, чем "формировали".

Не зря его называли Пустой Карим
 
№20 написал: просто так 17 октября 2012 18:40
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Мустай Карим - один из столпов башкирской литературы. Плевать в его сторону равноценно плевкам себе в лицо. Кстати миф № 5: Почему то принято противопоставлять Карима Гарипову, хотя они скорее были единомышленниками. Просто из разных поколений, с разным темпераментом и характером, но Карим для башкирского народа сделал не менее Рами Гарипова. Кстати, Мустай Карим всегда поддерживали молодых поэтов, в том числе и Рами Гарипова. Да и Гарипов, несмотря на статус и популярность, не звездил, а часто встречался со студентами филфака и молодыми писателями и поэтами.
 
№21 написал: гость № 19 19 октября 2012 06:53
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Ахмед-Заки слишком велик, чтобы его могли оскорбить всякие писаки типа Имая Насыри!!!!!!!!!! И что все носятся с этим пустым Мустаем? Что он написал революционного? Всегда был обласкан партией и вся его так называемая мудрость это "премудрость пескаря". Рами хотя бы выёбывался. А насчет его жены так скажу. Все женщины одинаковые, все требуют денег, жилья и секса. Поэтому не хочешь - не женись. А женился - так не ной.
 
№22 написал: илшат 19 октября 2012 12:22
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Правильно пишет гость №12. А.-З. Валиди слишком велик, чтобы его могли оскорбить И. Насыри и Ф. Исангуловы, или чтобы его образ могли "переформатировать" Азаты Бадрановы. А носятся с М. Каримом власть придержащие в РБ и нос по ветру держащие "граждане". Власть у нас авторитарная, и как при Совласти, стремиться подавить любую форму активности (политическую, интеллектуальную, религиозную), а потому для госчинуш так любы поэты придворного типа, каким и был М. Карим, задолюбцы, пропагандисты госидеологии. М. Карим в "Ночь лунного затмения" не только религию критиковал, но и поносил национальные обычаи, тот же лавиратный брак (когда мужчина должен жениться на жене покойного брата, как Акъегет на жене покойного брата, на Шафак). В то время из-за постоянных войн много гибло башкир, и что же, их вдовы (часто молодые, а не в возрасте Шафак) должны были делать - бл..ством в аулах заниматься? В тех условиях левиратный брак был единственно приемлемым способом, тем более, тут ведь вопросы экономические (нажитое имущество не уходило на сторону, дети покойного оставались на воспитание у родного дяди, детдомов же не было в то время).
Так что пусть ставят М. Кариму памятник хоть высотой с телецентр, величия это ему не добавит.
 
№23 написал: Мухтаров 19 октября 2012 13:07
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Статья вызывает противоречивое впечатление. Конечно, нужно поблагодарить Азата Бадранова за попытку разобраться в мифах о великом башкирском поэте. Есть в статье и правда. Однако, текст статьи содержит одну ложь, ради которой вся статья и написана. Это ложь о том, что Р.Гарипова не преследовали обком и КГБ. Азат ради красного словца не жалеет и отца. Можно по-разному оценивать мотивы обсуждения обкомом поведения Гарипова на заседании в 1964 году. Но ведь это был лишь один акт открытого преследования, тогда как основное преследование проводилось в негласном порядке, по звонку. Так что пусть Бадранов, если хочет действительно разобраться, найдет и даст оценку десяткам и сотням актам негласного преследования Рами Гарипова. Все эти звонки из КГБ в обком и обратно, реализацию негласных указаний сверху чиновниками Союза писателей. Некторые свидетели пока еще живы.
 
№24 написал: Байрас 19 октября 2012 15:16
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Весьма трогательно, что отдельные товарищи до сих пор искренне верят в то, что составлением "списка" национальных героических образов и наделением их различной характеристикой народ занимается самостоятельно.В худшем случае этим важным делом занимается государство, пишутся учебники "истории кпсс", лит произведения в указанном свыше направлении, в лучшем - национальная интеллигенция!Поэтому пока есть время необходимо перевести внимание людей с угнетенных-обиженных образов на сильные-талантливые-мощноинтеллектуальные. Ведь все знают про трудности, с которыми приходилось бороться Гарипову, однако, не все хорошо знакомы с его творчеством; все знают, что Валиди пришлось эмигрировать, что семья его была расстреляна, однако,опять же не все хорошо знакомы с его трудами.
 
№25 написал: илшат 19 октября 2012 15:31
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Байрас: "все знают, что Валиди пришлось эмигрировать, что семья его была расстреляна, однако,опять же не все хорошо знакомы с его трудами".
Я не писал, что народ утверждает список "нацгероев", этим у нас занимается наша "туземная" интеллигенция. Но народ хранит (несмотря на репрессии и т.д.) объективные, верные образы личностей (как Салават Юлаев, З. Валиди). Сколько лет эти имена находились под запретом, а сам народ не бросал в их адрес грязи и лжи. Последним занималась как раз башсовинтеллигенция, а потому у меня язык не поворачивается называть ее "национальной интеллигенцией", она была туземной интеллигенцией, как и местная партсовноменклатура была типичной туземной администрацией, проводившей политику метрополии.
Я отвечал уже Гирею, что первый долг нынешней интеллигенции в РБ (ей еще надо дорасти до уровня настоящей национальной интеллигенции, как, интеллигенции польской, ирландской) в отношении З. Валиди - перевести его научное наследие (политическое лучше исследовано), перевести с иностранных языков его фундаментальные исследования. Это и позволит объектно сформировать его образ. А то так и будет местные обладатели дипломов шарахаться из сторону в сторону с "формированием образов и мейнстримов".
 
№26 написал: Айнур 19 октября 2012 21:49
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

жаль что такие откровенные фрики как Илшат, КУК БУРЕ, Мухтаров и др. своей очень слабой аргументацией, по сути маразмом усиливают таких имперцев как РБ21 ВЕК, Бадранова и др.
 
№27 написал: Мухтаров 19 октября 2012 23:00
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Айнур, приведи свои аргументы. У тебя же ярлыки одни только. Слабоват ты еще с (им)перцами тягаться )))
 
№28 написал: Халид 20 октября 2012 00:16
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Ассаляму алейкум, сильно врезались в память слова отца, еще в начале 80-х, о том, почему Карим Пустой и к тому же подлец и собака(дословно), т.к. не подал руки некоему Валидову(тогда я особо не представлял кто это такой), хвастался этим фактом да и еще поиздевался над ним. С тех давних лет, еще задолго до перестройки, сложилось у меня: кто есть Мустай, а кто Валидов. Вспоминаю это, как пример того, как "народ самостоятельно наделил различными характеристиками своих национальных героев". Хотя, конечно, мейнстрим по поводу Мустая был и остается мощнейщим.)))
 
№29 написал: илшат 20 октября 2012 00:37
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Действительно, вы, Айнур, пожалуйста, конкретнее, в чем заключается слабость моей (и других) аргументации? И чем я усиливаю РБ21? Мне тема интересна, поэзия Р. Гарипова на меня оказала огромное влияние, и оказала это влияние через его стихи о родном языке, о судьбе башкирского народа, о преступлениях против него, о его страданиях и боли. На лирику его я мало обращал внимания (пардон, Гирей). Вообще, не люблю творчество этих напыщенных башкирских поэтов-лириков. Я предпочитаю прозу, и наверное поэтому читал стихи Р. Гарипова как прозу, то есть, меня интересовало его отношение к судьбе родного языка, размышления об историческом пути башкир, более того, я так получал знание об этом в том числе и через стихи Р. Гарипова, ведь в то время информации об истории башкир в таком объеме как сейчас не было, царил тотальный контроль КПСС над умами людей, а потому подавалась такая информация в небольших объемах и сквозь сито партийного "видения истории СССР". Это Гирей тут пытается уверить, что в СССР компартия (КПСС) была чем-то вроде Санта-Клауса. Вот что значит увлечься "формированием образов" и утратить контроль за своим "сформированным" виртуальным миром. Да, бывает, это как в старой китайской притче - один мудрец уснул и увидел во сне, что он превратился в бабочку, потом бабочка уснула и увидела во сне, что она превратилась в мудреца. Мудрец проснулся и не может понять - кто он - мудрец, который проснулся, или бабочка во сне, которой приснилось, что она превратилась в мудреца?
 
№30 написал: Азат Бадранов 20 октября 2012 01:21
 
ICQ: {icq} | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Спасибо всем кто поддержал в комментариях статью, и тем кому статья понравилась. Не отрицаю элемента субъективности в статье, и на истину в последней инстанции не претендую. Это всего лишь попытка переосмыслить восприятие обществом образ Рами Гарипова, и эти критические размышления следует воспринимать как приглашение к дискуссии.
По критике хотелось бы отметить интересные факты:
- под статьей нет комментов различного рода башкирофобов, уфагубовцев и прочих шовинистки настроенных агрессивных товарищей;
- большая часть критики (надо признать мало относящейся к самой статье) с элементами "бабской аргументации" исходит от людей с учеными степенями (Илшат, и Мухтаров хотя и оставил всего лишь один коммент), однако несмотря на свои ученые степени - дискуссия по существу не получается. Снова домыслы и слухи, плюс ноль какой либо здравой и взвешенной аргументации.



Отвеn Мухтарову:
Тимур агай, Вы ошибаетесь, статья писалась не для обеления
КГБ и обкома (скорее для обеления Рами Гарипова от перестроечных и националистических штампов).
По поводу «гласного» и «негласного» преследования, поясняю: мифы рассматривались согласно стереотипам – «давили, не давали работы и жилья, вынудили уехать из Уфы и т.д.». И при проверке этих мифологем через открытые опубликованные источники (дневники, воспоминания и работы посвященные биографии РГ) – не получили своего подтверждения. К примеру, книга Р.Бикбая про Рами Гарипова издана уже в 2000-е гг., но даже в ней нет подтверждения этим мифологемам.
По поводу разбора полетов вопроса «о национализме РГ» на заседании обкома в 1964 году. Этот случай приводится нац.интеллигенцией как факт гонений на РГ. Однако упускается из виду важный момент того, что нац.интеллигенция сама повесила ярлык националиста на РГ. Из самых низменных побуждений написали на него кляузу, будучи оскорбленными докладом РГ, в котором он задел ранимое чувство «величия» творческой интеллигенции.
Ну а если есть факты «негласного давления» (в чем и как оно выражено?), то пожалуйста ознакомьте всех интересующихся этими фактами или свидетельскими показаниями, чтобы можно было их изучить и дать им соответствующую оценку.


Ответ «Илшату»:
Во-первых, Ваш тон переходит всякие границы. Если есть что сказать по существу, то пожалуйста комментируйте взвешено и аргументировано, в общем так как подобает ведущим научным сотрудникам Института философии РАН. А вешать ярлыки и склонять фамилии как минимум низко и подло. Я ведь не пишу, что Рами Гарипов слишком велик, чтобы на него вешали националистические штампы всякие «Ильшаты Насыровы».
Во-вторых, перечитайте статью. И еще рекомендую почитать дневники РГ и воспоминания о нем. Это для дискуссии по существу.
В остальном, абсурдность Ваших постов отмечена Гиреем, а также подмечена постами №10, 26.
 

1 2 3

Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

© 2009-2015 http://rb21vek.com/. При использовании материалов сайта ссылка на http://rb21vek.com/ обязательна. Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением авторов статей. Письма и статьи принимаются по адресу: admin@rb21vek.com