Башкирия в системе империй
23.05.2011 4 885 60 root

Башкирия в системе империй

Культура
В закладки

Башкирия в системе империй


Любая империя представляет собой сложный конструкт, представляющий разнообразие на системном уровне. Различные институты социальной, общественной политической и хозяйственно-экономической организации требовали от политического центра империи способность дифференцированно подходить к управленческим функциям. Находясь в центре евразийской цивилизации, на территории Исторического Башкортостана в течение веков выработалась довольно устойчивая этнокультурная модель способная функционировать в рамках имперских политических образований.
Важно выделить узловые периоды в жизни целого этноса. Рассмотрим характер сложения этнокультурного пространства башкирского этноса. Большинство академических ученых сходится во мнении, что основы башкирского народа были заложены во второй половине II тысячелетия. В этот период образовался так называемый древнебашкирский этнос. Как правило, происхождение любого этноса нечто иное, как симбиоз различных культур, так и здесь в рамках древнебашкирского этноса слились два крупных этнических субстрата с разными хозяйственно-экономическими и этнокультурными характеристиками. На севере – территорию от Южного Закамья до Зауралья полосой по лесным и горнолесным районам расселились земледельческие племена, тесно связанные с угорским миром Западной Сибири. Их источники именуют «внутренними башкирами». Южные территории присамарских, прияикских (долины р. Урал) степей заняли воинственные племена печенежского союза. В арабских источниках они упоминаются как «внешние башкиры». Нам неизвестно, что же послужило стимулом разным этническим системам принять один этноним и создать одно этнополитическое образование. В любом случае говорить о сложении окончательного облика башкирского народа пока еще рано. Для этого древнебашкирскому этносу предстоит пережить монгольское нашествие, которое из глубин центральной Азии всколыхнуло кочевые кыпчакские и табыно-усунькие племена. Однако именно массовый приход кочевых масс и их взаимодействие с древнебашкирским этносом сформировало современный облик башкирского этноса.
Большинство башкирских племен сохранили свои родоплеменные структуры. Со времен монгольского нашествия и образования Золотой Орды определилась основная территория башкирских племен. Мы и сегодня можем безошибочно определить племена древнебашкирского, кыпчакского и табыно-усуньского происхождения, территорию их расселения. Это притом что население этого обширного региона (от Прикамья до степей р. Урал) пережило нашествие Тамерлана, распад Золотой Орды, крушение всей политической системы чингисидов в XVI в. и присоединение к Российскому государству. Башкирские племена с некоторыми изменениями смогли пережить несколько государств. Оказались свидетелями исчезновения и появления новых народов. Очевидно, в эпохе Золотой Орды и прихода новых кочевых масс мы и должны искать тот стержень, который цементировал на века конструкцию башкирского общества.
В этом отношении мы должны обратить внимание на характер установления власти в различных регионах Золотой Орды. Будучи торговой империей в полном смысле этого слова, в различных регионах и в различные эпохи держава чинизидов использовала дифференцированные принципы управления населением. Если кочевое население Центральной Азии, северного Причерноморья и южнорусских земель испытало на себе смену элит, где на место старой половецкой знати пришла монгольская аристократия, то в лесных и лесо-степных районах Урало-Поволжья сохранилась «старая» домонгольская аристократия. Именно эта особенность позволит инкорпорировать в состав башкир численно превосходящие кочевые племена кыпчаков и усуней и создать на этой базе новые вид общественного института, способного выживать в условиях расцвета и распада евразийских империй. В связи с сохранением автономии местной власти и не существенных притязаний имперской власти к территориям Южного Урала уже после завоевания (все же Орда это торговое государство, а не земледельческое), между башкирами и ханами сложились договорные отношения. Согласно им земля башкирских племен объявлялась вотчиной. А сами племена – военно-служилой, боевой единицей армии ханов. В сложный период междоусобных войн в Золотой Орде, когда многочисленные потомки рода Чингис-хана растаскивали на куски некогда цельную империю, башкирские племена стали одной из главных опор для одного из последних самодержцев Золотой орды – Туктамышу. Именно в период правления Туктамыша социально-правовая и политическая основа башкирского общества получила свое окончательное оформление в виде вотчинного землевладения.
Башкирские племена независимо от происхождения и времени прихода на Южный Урал признавались единственными владетелями и распорядителями своих земель в обмен на военную поддержку верховного правителя. Таким образом, на обширной территории Волго-Уральского междуречья сформировался качественно новый класс, новое сословие землевладельцев, который, пожалуй, не имел аналогов на территории не только Золотой Орды, но и последующих государств, в том числе и России. Отнюдь нельзя путать этот класс ни с феодалами, крестьянами или лендлордами, а вотчинное землевладение с военными ленами, которое получает феодал за службу. Дело в том, что смена верховного правителя и вообще смена империй не влияла ни на характер собственности земли, ни на его собственника, коим выступало все племя. Этим и можно объяснить устойчивость племенных образований у башкир – оно было основным субъектом социально-правовых отношений. А это совершенно иной принцип социальных отношений, который можно квалифицировать как отдельное социальное явление Евразийской цивилизации.
Таким образом, зародившееся в лоне золотоордынской империи вотчинное землевладение башкир окончательно получило свое оформление в эпоху Туктамыша. Этой системой не раз пользовались наследники Туктамыша, но уже в рамках отдельных государственных образований: Казанское, Касимовское ханства. Башкиры принимали активное участие в военных кампаниях ханов, взамен местная аристократия подтверждала у них свои вотчинные права, зачастую вместе с освобождением от и так небольших налогов. В XVI веке проходил процесс слома политической системы орды. На ее смену приходило стремительно растущее, мощное государство земледельческой цивилизации – Великое Московское княжество. Падение Казани и Астрахани показало, что смены цивилизационных парадигм не избежать. В этих условиях шло принятие башкирами нового государя. Условия присоединения башкир к Русскому государству были предопределенны специфическими отношениями между башкирской аристократией и верховными правителями-чингисидами. В середине XVI в. в условиях конфронтации между значительно усилившимся Московским княжеством и постордынскими образованиями чингисидов, завоевание Казани имело не только военно-политическое значение в этом противостоянии, но и идеологическое. В 1552 году русский правитель (непризнанный царь) овладевает троном чингисидов и автоматически приобретает статус преемника власти казанских (в том числе ордынских) правителей. На этом фоне признание русским царем вотчинных прав башкир было необходимостью. Таким актом русский царь преследовал задачу сохранить свой царский статус на средней Волге и обрести легитимность в глазах военно-кочевого населения Поволжья. Башкирская сторона же произвела достаточно традиционные и, в иных обстоятельствах, даже рядовые для ее аристократии действия – подтвердила свои права у очередного обладателя царского престола. Однако им теперь являлся «белый падишах». Как раз это обстоятельство и вызвало дилемму среди башкир, что объясняет не единовременность данного акта, поскольку во главе трона находился не чингисид, привычный глазу, а христианский правитель с довольно шаткими позициями в Казани.
Неоднозначность этого процесса вызвал тяжелые последствия в процессе интеграции башкирского общества в новую систему государственного и общественного порядка.
Так сложилось, что история Башкортостана последних пятисот лет — это полутысячелетний процесс инкорпорации башкир в систему российско-евразийского суперэтноса и социальную структуру российского государства. Масштаб явления — от Волги до Тобола, от Перми до Кавказа; под угрозой осады башкирами оказывались Казань, Астрахань, Пермь, Уфа, Тобольск и Табынск, Самара и Саратов, не говоря о множестве городков и крепостей Закамской и, позже, Оренбургской линии. Потери со стороны армии и небашкирского населения исчислялись «многими тысячами» (особенно в 1681-83 гг. и в 1704-11 гг.). А со стороны башкир, с появлением в России армии европейского типа и с переходом к «тактике выжженной земли» — многими десятками тысяч убитыми и погибшими от голода, в большинстве — женщин и детей. Для подавления восстаний привлекались мощные регулярные корпуса, например, в 1755-56 гг. их численность достигла 36000 военнослужащих. Причем, бывало, что поражение от повстанцев терпели целые регулярные полки – крайне редкий случай для XVIII века, когда превосходство европейской военной школы в мире стало подавляющим, что доказали постоянные и потрясающие поражения турецких и крымско-ногайских войск, еще полстолетия назад наводивших ужас на Европу. Отзвук «башкирских войн» разнесся из России от Кавказа до Гамбурга, от Стамбула и Крыма на Юге до Джунгарии на Востоке. Продолжительность оцените сами — их даты, не считая мелких столкновений и набегов: 1645, 1662-64, 1681-84, 1704-1711, 1735-40, 1755-56, 1773-75 гг.
Но даже в энциклопедиях даты башкирских восстаний произвольно путались и исчезали. В российских школьных программах они меняются и исчезают до сих пор. Известно, что при Советской власти, в целях дискредитации дореволюционной государственности, проводилась формальная апологетика многих антиправительственных и революционных движений: декабризма, бунтов, Крестьянских войн и т.д. Национальные движения либо искусственно включались в эту схему, либо объявлялись «реакционными, сепаратистскими движениями феодальной байской верхушки», движениями «реакционными и не совпадающими с интересами национальных трудящихся масс». Интересно, что в подобном ключе, т.е. как исключительно регрессивное, описывал башкирское восстание 1708 года (один из эпизодов великого восстания 1704—1711гг.) еще историк С.М.Соловьев, один из ведущих идеологов западничества в России XIX в., сближая это выступление с бунтом в Астрахани и восстанием К.Булавина на Дону, и интерпретируя их как восстание «Скифии против Европы и цивилизации».
Между тем, в отличие от таких движений российского крестьянства, как мятежи И.Болотникова, С.Разина, отчасти К.Булавина и Е.Пугачева, характер которых А.С.Пушкин точно определил, как «российский бунт, бессмысленный и беспощадный», башкирские восстания (или «башкирские войны», как точно определяли их русские историки 18-19 вв.), в значительной мере не были ни «бессмысленными», ни исключительно протестными по форме. В большинстве случаев они являлись осознанной борьбой башкир за свои права, существовавшие на договорной основе со времени добровольного присоединения Башкортостана к России, и подтвержденные многочисленными юридическими документами: грамотами, уложениями и указами российского правительства. Самым ценным из этих прав являлось вотчинное право на землю, по которому башкиры выступали как юридически правомочный коллективный собственник своих земель в экономическом плане, и подданные русской короны на основе добровольного волеизъявления и договорного закрепления своих прав и обязанностей, — в плане политическом. Несмотря на постоянные попытки нарушения и ущемления, круг этих прав был весьма обширен, включая, помимо вотчинного права, и свободу вероисповедания, личную свободу, автономию в низовых звеньях суда и самоуправления и ряд личных (тарханных) привилегий. Причем обусловленная военная служба башкир означала свободу от рекрутской повинности, и расценивалась самими башкирами как не только тяжелая, но и почетная обязанность. Заметим, что из трудящегося населения империи в XVI – XVIII вв., таких прав, кроме башкир и казаков, не имел никто.
Башкирские восстания трудно назвать стихийными — требования восставших, как правило, четко фиксировались на сходах (йыйынах), излагались в челобитных и иных документах и носили внешне реалистичный характер; велся активный поиск союзников (от кочевий казахов и каракалпаков до Турции, Кавказа и Крыма); во главе движений обычно стояли авторитетные люди, проявившие себя ранее не только в восстаниях, но и на государственной и ратной службе (старшины Алдар Исянгильдин, Бадаргул Юнаев, Кинзя Арсланов, и мн.др.). Боевые силы повстанцев пытались действовать по заранее выработанному плану, опираясь на древний воинский опыт и организацию башкирского народа, предпринимая зачастую весьма дальние походы (поход под Казань 1708 г.). Башкирская конница, подобно казачьей, признавалась серьезной военной силой даже по сравнению с регулярными войсками, в отличие от беспорядочных и почти безоружных крестьянских толп.
В отличие от башкирских восстаний, трагическая «бессмысленность и беспощадность» выступлений низов в Российской империи заключалась именно в отсутствии не только организованности, но и какой либо цели, программы, кроме смутных мечтаний о «добром царе» и всеобщем равенстве, или мстительном истреблении правящих классов. Это происходило вследствие отсутствия в их среде не только прав, но и понятия о правах, за которые следовало бы бороться. Поэтому для них справедлива оценка П.Б.Струве: «Социальные результаты смуты для низов были не только ничтожные, они были отрицательные. Поднявшись в анархическом бунте, направленном против государства, оседлые низы только увеличили свое собственное закрепощение и социальную силу господ». Именно этим различием объясняется относительно слабое участие небашкирского населения Башкортостана в антиправительственных выступлениях, включая башкирские восстания.
Различие между русскими и башкирами носили не просто межэтнический, а именно цивилизационный характер. С другой стороны, оба субъекта взаимодействия обладали архетипными чертами евразийской цивилизации (конечно, не априорно, а выработанными в результате исторического процесса), но чертами, проявившимися по-разному. Так, и в России, и в Башкортостане тип правосознания был монархическим (по типологии И.А.Ильина), причем рецидивы его влиятельны и сегодня.
Указанные черты башкирских восстаний позволяют интерпретировать их как социально-политические движения, прогрессивные для своего времени, соединявшие в себе признаки национально-освободительной и политической борьбы за свои законные права и свободы, принявшей в силу обстоятельств вооруженную форму.
Отстаивание своего представления о свободе выразилось в национальном движении за федерализм России. Здесь сословный характер башкирского общества проявил удивительную способность к модернизации, утеряв некоторые черты и приобретя новые. К чему оказались не готовы другие подобные этносословные группы.
Федералистскими, точнее, автономистскими тенденциями отличались не одни башкиры. В военном плане самой мощной автономной силой в России времен Гражданской войны были казаки. Именно казачья элита выдвигала проекты «Союза Юго-Восточных народов», к которому поначалу присоединился и Дутов, «Конфедерации казачьих войск и вольных народов гор и степей» и т.п. Отношения казаков с настоящими белыми, «кадетами», были очень сложными. Казачья автономия в России была неприемлема не только для большевиков, но и для Советов вообще. Причем в любой форме. Поскольку носила не национальный, а сословно-классовый характер. П.Н. Краснов это понимал, поэтому и пытался, в отличие от Деникина, превратить «войну классов» в «войну народов», настаивая, что казаки — не столько сословие, сколько отдельный народ, этнос. Но не принял ее и белый генералитет.
Башкирская автономия — напротив, была жизнеспособна, поскольку классового, а к тому времени — даже сословного характера не носила, она была именно национальной, поэтому в Советской системе - допустимой, хоть и на ритуальном, как выяснилось позже, уровне. Элемент сословности — вотчинное право на землю, еще до революции был настолько ущемлен, что даже лидер национального движения башкир Ахмет-Заки Валидов его сохранение и восстановление проектировал в новых, социалистических терминах – через автономную национализацию земли и крупной частной собственности.
Пример с башкирами и казаками легко иллюстрирует тезис: Гражданская война не была примитивным столкновением «белых» и «красных». Гражданская война потому то и гражданская, что идет между гражданами: общество расколото, и священны для каждого только интересы своей группы: партии, клана, банды, армии, народа.
Кровью и потом выстраданная Башкирская Социалистическая республика стала первым шагом к федеральному устройству России. Далее по образу и подобию были созданы Татарская и Казахская республики. Поэтому существование республик и российский федерализм ни что иное как исторический компромисс между Лесом и Степью. Они были созданы с учетом опыта самостоятельного предшественника — Автономной Башкирской Советской Республики. И были созданы все эти АССР, кроме Башкирии, без всяких договоров и волеизъявлений, волевым решением центра, не спрашивая «нетитульных» граждан (так же, впрочем, как и «титульных»), желают ли они жить, скажем, в Республике Горских народов Кавказа. Или в Татарии, о существовании которой они ранее не подозревали. Создавали все АССР с учетом главного опыта эпопеи с Башкирской республикой: автономиям в России. Причем не национально-культурным, как требовали пан-татаристы, а именно национально-территориальным, как предлагали башкирские националисты. Естественно, это стало возможным только в условиях гражданского мира (пусть относительного) и возрастающей централизации, когда подобные «волеизъявления» уже не могли привести к вооруженным межнациональным конфликтам и войнам, как было в период догоравшей Гражданской.
Лишение башкир привычных им земельных привилегий привело сначала к кризису, закончившемуся войной за самоопределение 1917-1922 гг., а позже отчасти компенсировалось форсированной модернизацией их общества в рамках БАССР. То, что современные башкиры столь миролюбивы – результат, в том числе, и нормального регионально-экономического развития их республики за последние 85 лет. Когда пассионарная башкирская молодежь шла из аулов в Уфу, как в родную столицу, и становилась нефтяниками и учеными, художниками и агрономами, рабочими и поэтами — патриотами России. А не копила вековые обиды и жажду мести в изгнании или в горных аулах, дожидаясь лишь часа, когда можно отплатить нахальным пришельцам за произошедшие либо выдуманные унижения.
На сегодняшний день важно определить место Башкортостана и башкирского народа в современном развитии Российской Федерации. Во многом это будет зависеть от способности самого этноса осмыслить исторический опыт и предложить новые парадигмы развития.

Азат Бердин,
к.филос.н.
Юлдаш Юсупов,
к.и.н.

Межнациональные отношения в Башкортостане: исторический и социокультурный аспекты. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2001. С.36-42.
Комментарии (60)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Ирек Таттарыч
#1 Ирек Таттарыч Гости 23 мая 2011 11:37
Прочитал с интересом.
а именно национально-территориальным, как предлагали башкирские националисты.

Если к этому добавить, как и желали сами большевики, то уже как-то.
русский
#2 русский Гости 23 мая 2011 12:52
.... Когда пассионарная башкирская молодежь шла из аулов в Уфу, как в родную столицу, и становилась нефтяниками и учеными, художниками и агрономами, рабочими и поэтами — патриотами России. А не копила вековые обиды и жажду мести в изгнании или в горных аулах, дожидаясь лишь часа, когда можно отплатить нахальным пришельцам за произошедшие либо выдуманные унижения. ............ ты опять , Гирей ? А ведь эти нахальные пришельцы и сделали из вас художников , агрономов ... дальше по списку . Понастроили театров и понаоткрывали ВУЗов , куда вы теперь нас почти не пускаете . Ну нахал . Ничего , воздастся .

А эта националистическая и антирусская вакханалия все эти 20 лет - не есть ли " плата за произошедшие либо выдуманные обиды " ? Ты бы лучше об этом статейку тиснул .
Гирей
#3 Гирей Гости 23 мая 2011 13:00
Цитата: русский
Понастроили театров и понаоткрывали ВУЗов , куда вы теперь нас почти не пускаете.
дресс-код отменить предлагаете? таких, - наверное, да, не пускают. И правильно. Но приемные психиатров пока бесплатны. Хотя, наск-ко знаю, фобии не лечат, так, успокоят и все.
А вообще классная фантазия - открыл данный индивид ВУЗ (лучше, с его слов, понаоткрывал) - а его туда не пускают. lol


P.S. Или фейс-код? no По внешнему ощущению, в общемю Хотя внешность обманчива.
Аккулов Шамиль
#4 Аккулов Шамиль Гости 24 мая 2011 00:14
БисмиЛлахирРахманирРахиим
Предложение: Обратиться с требованием к президенту Башкортостана от башкирской общины о создании на территории ,прилегающей к памятнику Салавата Юлаева,
мемориального комплекса памяти шахидов башкирского народа, который бы включал в себя :
1-МЕМОРИАЛЬНУЮ МЕЧЕТЬ( ОБЯЗАТЕЛЬНО )
2-музей геноцида
3-музей воинской славы ( музей джихада )
4-конференцзал
Наши умершие предки нуждаются в наших молитвах!!!!!!!
Хвала АЛЛАХУ ГОСПОДУ МИРОВ !!!!!!!
Гирей
#5 Гирей Гости 24 мая 2011 00:57
Аккулов Шамиль,
есть проблема: нет фетвы и твердых исторических фактов, обосновывающих определение всех башкирских восстаний как джихада. Геноцид - тоже понятие не того времени. А увековечить память воинов-повстанцев, конечно, нужно бы. Но для этого громоздить обширные комплексы не обязательно и не актуально. У меня были предложения на эту тему, обсуждали много на форумах, поищу ссыль. Лица улиц, кажется, статья называлась.
root
#6 root Администраторы 24 мая 2011 01:23
Цитата: русский
ты опять , Гирей ? А ведь эти нахальные пришельцы и сделали из вас художников , агрономов ... дальше по списку . Понастроили театров и понаоткрывали ВУЗов , куда вы теперь нас почти не пускаете . Ну нахал . Ничего , воздастся

Аминь!
А для начала было бы не плохо читать не вырывая из контекста.
Цитата: Аккулов Шамиль
1-МЕМОРИАЛЬНУЮ МЕЧЕТЬ( ОБЯЗАТЕЛЬНО ) 2-музей геноцида3-музей воинской славы ( музей джихада )4-конференцзал

А где ходить будем?
русский
#7 русский Гости 24 мая 2011 02:12
Несмотря на то , что " Любая империя представляет собой сложный конструкт " , суть статьи можно передать несколькими словами . В 12 абзацах Гирей объясняет как бездарны и неорганизованны все войны и восстания практически у всех народов . И как гениально и продуманно во все времена воевали башкиры - они-де , и план на войну составляли , и бумаги соответствующие зарание оформляли ... короче не война , а просто конфетка . Ну , и в 13 абзаце - глухое предупреждение , если , дескать , не сделаете все по-нашему ... мы вас предупредили . Все , поняли , не надо было столько буков писать . Вот и соответствующая реакция г. Аккулова не замедлила появиться - тут же предложил увековечить память всех шахидов . Одно можно сказать , ребятки ... Даже русские к немцам давно уже ничего не предъявляют , хотя и прошло то - 65 лет всего .
Аккулов Шамиль
#8 Аккулов Шамиль Гости 24 мая 2011 03:03
И все 65 лет каждый год дружно вместе с братским немецким народом отмечают неудавшееся добровольное воссоединение ( шутка )
русский
#9 русский Гости 24 мая 2011 03:07
........ отмечают неудавшееся добровольное воссоединение ( шутка ) ------- а вы возьмите - и добровольно отсоединитесь ! ( тоже шутка ) /
Аккулов Шамиль
#10 Аккулов Шамиль Гости 24 мая 2011 03:29
Гирею :
"....Различие между русскими и башкирами носили не просто межэтнический, а именно цивилизационный характер..."
Вот и я о том же - нет такого установления в исламе
увековечивать память об умерших возведением памятников,поэтому и предлагаю МЕЧЕТЬ-дом АЛЛАХА- а в этом будет только благо для всех : и для мертвых и для живых. ( иншаАЛЛАХ )
Гирей
#11 Гирей Гости 24 мая 2011 05:15
Цитата: русский
Ну , и в 13 абзаце - глухое предупреждение , если , дескать , не сделаете все по-нашему ... мы вас предупредили .
все же любопытно, откуда берется столь параноидальное мышление.
Цитата: Аккулов Шамиль
нет такого установления в исламе
увековечивать память об умерших возведением памятников,поэтому и предлагаю МЕЧЕТЬ-дом АЛЛАХА- а в этом будет только благо для всех
согласен. Не могу что-то статью свою найти по этому поводу. Я предлагал Аллею Памяти - бойцов 1812-15 гг. - башкирских, мишарских, тептярских, Уфимского полков и аналогичную - башкирских восстаний. Без человекообразных памятников, просто камни номерами полков и датами восстаний, с обязательной небольшой мечетью и в первом случае - часовней.
Аккулов Шамиль
#12 Аккулов Шамиль Гости 24 мая 2011 06:34
АльхамдулиЛла!
Виконт
#13 Виконт Гости 25 мая 2011 00:26
Интересно, а на открытие, например, часовни на той же площади, в честь русских крестьян, казаков и солдат, павших в той же Крестьнской войне - как отреагируют доблестные писатели исламских словоформ? Открытие мемориала русским и советским строителям промышленности и науки в республике? Ведь логично, что если увековечивать собственную историю, то всю, а не только башкирскую или, тем паче, исламскую - иначе получается неправильно: мы, дескать, жить будем за счет вас, а помнить только себя;)
...впрочем, с идейными товарищами это часто случается: тут помню, тут не помню. Скажем, башкирские полки - помню, а то, что они защищали Россию/СССР, подчинялись российскому/советскому командованию и воевали российским/советским оружием вместе с российскими/советскими войсками - это уже не помню. Или, например, что башкиры были мусульманами - помню, а что они же были коммунистами или просто советскими гражданами - не помню... И так далее.
...И впрямь, экие незначительные фактишки...
вопрос
#14 вопрос Гости 25 мая 2011 03:10
Следственными органами Следственного комитета по Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя министра культуры и национальной политики республики 52-летней Розалии Бигловой.

В ходе доследственных проверок было установлено, что на празднование Дня Республики в 2010 году бюджет выделил 17 миллионов рублей. В том числе эти средства предназначались Дворцу культуры «Нефтяник» и Дому Дружбы народов РБ. (?) По версии следствия, замминистра потребовала у руководителей этих учреждений, чтобы они перечислили два миллиона на счет Всемирного курултая башкир и четыре миллиона на счета ИП и частных лиц, под видом оказания ими услуг по организации мероприятий, имея умысел на хищение этих средств.

- Вследствие незаконных действий подозреваемой, — сообщают в пресс-службе СКР, — бюджету республики причинен ущерб в размере более 6 миллионов рублей. И это только начало расследования хищения бюджетных средств ВКБ.

В отношении Розалии Бигловой возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), которая предусматривает до четырех лет лишения свободы.

В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, и кое-какие подробности потихоньку всплывают наружу. К указанным противоправным действиям выяснилась причастность башкирки Давлетовой К., подробности в настоящее время устанавливаются


Б.Б.
#15 Б.Б. Гости 25 мая 2011 04:57
Цитата: Виконт
Интересно, а на открытие, например, часовни на той же площади, в честь русских крестьян, казаков и солдат, павших в той же Крестьнской войне - как отреагируют доблестные писатели исламских словоформ?

Взрослеете. Пелена с глаз спадает или стали понимать, что коллаборационизм не может являться основой строительства общества? Или просто стало больше времени подумать после защиты к.д.
Я то думаю, хватит вспоминать истории 300-летней давности. Ни к чему хорошему это не ведет. Так мы должны до сих пор турков и французов проклинать, а уж против немцев диверсионные отряды посылать. Надо не памятники строить, а жизнь.
Виконт
#16 Виконт Гости 25 мая 2011 23:30
Б.Б. не во взрослении дело. Очевидно же, что Шамиль либо просто пропаганду гонит, либо специально провоцирует на резкие высказывания в свой адрес. По-моему, таких надо тереть, т.к. налицо банальное "разжигание ненависти". Уж на что я человек разумный - а так и тянет гадость ответить.

Однако Гирей сотоварищи - не отсюда,это именно вменяемая часть башкирского движения, так что отождествлять их с Шамилем все равно что русских националистов (например, Ремизова) отождествлять с уфагубовцами. Не говоря уже о "коллаборационизме" - вы по глупости или идеологически этот термин применили в отношении республиканской власти и тех, кто с ней не в конфликте? Вы, может, из оранжевых просто, и у вас, как и у Шамиля, цель - как можно больше гадости окружающим согражданам принести, а иностранным товарищам - пользы?
русский
#17 русский Гости 26 мая 2011 01:51
-------- , что не пуступали так как англосаксы в Америке с индейцами. Ну, скальпы например не снимали.
И потом ведь практически никто не зазывал миссионеров и цивилизаторов с их деяниями. ----------- ну давай по пунктам , Ирек . Скальпы , как раз-таки , индейцы снимали с бледнолицых . Тут , как видишь , некоторые тоже шумно сопят от желания так же поступить ... А насчет миссионеров с их деяниями - есть такое понятие - прогресс , люди во все века переселялись по всему шарику , в поисках лучшей доли . Ну , и воевали по ходу пьесы , как без этого . " ......., мол всех наших нерусских предков русские поснимали с деревьев.
Ещё одно замечание, акцент у Вас неправильный. Ведь говорится вообще о "нахальных пришельцах", а почему Вы сразу это к русским примерили " ------ ну я русских тоже не выпячиваю , Ирек , в отличие от Гирея , который об исключительности башкир по-моему , даже во сне твердит . А о каких пришельцах он говорил , Ирек ? Неужели о марсианах ? Если так , тогда извиняюсь . А насчет " поснимали с деревьев. " - утверждать не берусь , но вот заводы и города по Башкирии точно не башкиры строили . Во-всяком случае уж не в гордом одиночестве , как некоторым здесь кажется . И еще - а какой юбилей был так " бурно " отмечен ? Не слышал . Праздник славянской письменности - в саду Аксакова под холодным дождем и ветром ? Только титульное правительство способно ТАК унизить нац. большинство . Так они в этом хорошо поднаторели за 20 лет , никто особо и не удивился . А Виконту - " ... Однако Гирей сотоварищи - не отсюда,это именно вменяемая часть башкирского движения " , не знаю ... долго пелена спадает у Вас , дорогой . Прозрение может быть болезненным .
русский
#18 русский Гости 26 мая 2011 02:50
Да , сумбурно , Ирек , согласен . Именно потому , что меня стирают - тока шум стоит , еще быстрее , чем Вас . Да понял я Вас , надеюсь , и Вы меня - тоже . Провокатор Шамиль просто разозлил очень ... завелся я маленько , есть грех . А к Вам - ни обид , ни претензий . Нормально все . Непринципиально , так сказать . Пишите - не сотрут , так поболтаем .

Да , вот еще что : ... " И ведь даже говорят, пишут, что именно в союзе русских с башкирами, и именно благодаря этому была построена РИ. " . Вы точно имели ввиду РИ , Ирек ? Может , все-таки - РБ ?
Б.Б.
#19 Б.Б. Гости 26 мая 2011 06:09
Цитата: Виконт
Вы, может, из оранжевых просто, и у вас, как и у Шамиля, цель - как можно больше гадости окружающим согражданам принести,

Нет, это Вы по этой же причине, всех в одну кучу свалили. Мы слишком разные :я действительно по глупости гадости говорю, а вот Шамиль Аккулов Вам добра желает.
Цитата: Аккулов Шамиль
МЕЧЕТЬ-дом АЛЛАХА- а в этом будет только благо для всех

Цитата: Шамиль Аккулов
А для россии единственным спасением ( иншАллах )в ее положении было бы массовое принятие ИСЛАМА всеми
.

Цитата: Виконт
Однако Гирей сотоварищи - не отсюда
. А я так и не думаю. Просто он с ними заиграется когда-нибудь. Религиозный романтизм и смутные надежды его обуревают.
Виконт
#20 Виконт Гости 27 мая 2011 03:01
Б.Б., русский - так вот и проблема: все говорят "мы хотим хорошего стране и народу", а начнешь спрашивать, "таки чего же вы конкретно хотите?", в ответ невнятица какая-то идет. То историю вспомнят, то просто придумают, то еще какие мелочи.
Хотя бы просто очертить комплекс фундаментальных проблем страны никто не может. Пресловутые "национальные интересы" сформулировать - сколько ни бился, самый "распространенный" ответ был вообще со стороны Азата Сальманова ("башкирам нужна республика и язык, а остальное - общие проблемы, и решать их надо сообща"), остальные же просто отбалтываются.

А если бы просто сели и сами подумали-таки "чего стране надо", "чего русским надо", "чего башкирам надо" - то, убежден, места для спора просто тупо не осталось бы, поскольку именно, что "проблемы общие, и решать их надо сообща". И наличие таких вот "дискуссий" в формате взаимного бития виртуальными зонтиками, как здесь в том числе, прямо говорит: участиники по большей части маются фигней, а в худшем случае - провоцируют вполне определенные тенденции (как Б.Б. с Шамилем). Ей-Богу, уже как Ленин себя вести хочется в личном общении:((
И на фоне вот этого - есть Гирей с коллегами, которые выгодно отличаются именно в плане вменяемости своих положений, разумности речей (особенно наглядно, когда сопоставляешь статьи и "критику") и вообще способностью к логическому мышлению... Не нравится? Ну, так покажите себя так же, сформулируйте тезисы, изложите аргументацию, совсем иначе все будет, уверяю вас.
Пока же - "критика критической критики" в виде все того же виртуального бития зонтиками. Детский сад, штаны на лямках, блин.
Б.Б.
#21 Б.Б. Гости 27 мая 2011 07:52
Виконт, наконец Вы стали Несколько проще излагать. Только вот смущает Ваше постоянное желание решать фундаментальные проблемы мироздания:
Цитата: Виконт
Хотя бы просто очертить комплекс фундаментальных проблем страны никто не может.

У меня на это мозгов не хватает, а Вам рановато. Вы уж возьмитесь за что-нибудь простое, что волнует обычных людей, помогите решить им эти "мелкие задачи". А Вы всё отмахиваетесь от них - мелочь, мол, несущественно. Пока Вы это не поймете и так и останетесь в "штанах на лямках", "Ленин" Вы наш начинающий, "тезисы",
Цитата: Виконт
блин.
. А что касаемо того, что
Цитата: Виконт
"проблемы общие, и решать их надо сообща"
- полностью согласен, но если не за мой счет и без попыток меня унизить.
Виконт
#22 Виконт Гости 27 мая 2011 11:33
Б.Б. вы можете сколько угодно решать "маленькие проблемки" - скажем, батареи красить. Но фундаментальные проблемы - скажем, разрыв теплотрассы - сделают этот ваш благородный труд таким осмысленным, что я просто преклонюсь перед вашим творческим гением.
Так понятно, решатель вы наш?

Кстати, те же самые "проблемы, которые волнуют людей", тоже никто назвать толком не может. Как начнешь спрашивать, то одно. Как начнешь сверять с представлением руководящих лиц - так другое.;)))
Б.Б.
#23 Б.Б. Гости 27 мая 2011 11:52
Цитата: Виконт
начнешь сверять с представлением руководящих лиц - так другое.

Для Вас это нормально - выходить из кабинета местного руководства с его единственно правильным мнением. Далеко пойдете, а уж когда до теплотрассы доберетесь - то уж берегись теплотрасса, беги народ - решатель фундаментальных проблем пришел - замерзнем, значит - тепла не будет, но вы ж, бестолковые, не знаете, что это мелочи и не это вам нужно...
Гирей
#24 Гирей Гости 28 мая 2011 00:01
Ну, Б.Б., Вы уже возводите на собеседника напраслину, а значит неправы smile . Теплотрасса-то лопнула благодаря Вам - Вы же не желали "глдядеть на глобальное" - куда трана катится, например. Да, изменить само движение каждый из нас не может. Но определять сое отношеие и способы ремонта теплотрасс можно успешно, лишь исходя из общего отношения к этому "глобальному". Например, нельзя быть против реформ Фурсенко тут же приветствовать и заваливать челобитными этого же самого Фурсенко, обидимшись на баш.яз. е, кто считают, что можно - распространители шизы. Часто невольные. Кумушкам простительно, их платным подстркателям - понятно, а взрослым мужикам - нет. Правда, именно по этой причине их в подобных слезницах очень немного (ситуация в РТ посложнее, там отдельный разбор). То же самое - почти со всеми "мелочами". Я также как Вы, бывает, упрекал В. за излишний акцент на фундаментальных вопросах. Но в его возрасте и сфере научных интересов это нормально - сначала нужно определять основное. Другое дело, что он игнорирует, что не все этим должны заниматься.
И кстати, ведь все русские движи повернуты именно на мировых вопросах, и это правильно: это движи одновременно российские, крме кучки убогих этно-нациков, народ числом около полутора сотен миллионв и должны волновать мировые проблемы неск-ко более, чем народ числом в полтора миллиона.
Виконт
#25 Виконт Гости 28 мая 2011 01:49
Гирей, дык, я и не говорю, что все должны заниматься фундаментальными вопросами. Но ведь Б.Б. и русский - не "все", они тут претендуют на выражение в своих словах не лично своей позиции только, а, вроде как, "русских интересов". В это и заключается ГЛАВНАЯ шизофрения нашей думающей части: она пытается выражать, скажем, национальные интересы, отстаивать их, рекомендовать с их т.з. какие-то шаги... но при этом НЕ МОЖЕТ сформулировать эти национальные интересы. Аналогично и со всеми остальными интересами, программами и идеологиями: все, словно сговорившись, отказываются от основных положений, зато самозабвенно спорят и устраивают дуэли на зонтиках по поводу положений частных. Старательно не замечая, что а) БЕЗ определения основных положений их споры решения не имеют и б) С определением этих положений споры становятся... бессмысленными, потому что все со всем согласны, а с чем не согласны - будет снято в ходе довольно скучной и короткой беседы.

Но это же совсем не то, что кричать "русских обижают", или "АллахАкбар", или "проклятые коррупционеры", правда? Тут ведь думать надо, а хочется-то себя показать и в других плюнуть...
русский
#26 русский Гости 28 мая 2011 04:05
... "...Президент Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что ему стало «очень тяжело» общаться с жителями республики, так как «протестное настроение в обществе нарастает». При этом сам глава Башкирии склонен списывать такое положение дел на неудовлетворительную работу глав муниципалитетов. Наблюдатели заявляют: доверие к Хамитову падает в первую очередь из-за отсутствия у главы республики четкой позиции по большинству социальных и политических вопросов.

Президент Башкирии: «Протестное настроение в обществе нарастает»


Глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что ему приходится сталкиваться с недовольством граждан республики. Башкирское региональное приложение к газете «Труд-7» сообщает, на встрече с коллективом Уфимского научного центра РАН президент Башкирии сказал: «Протестное настроение в обществе нарастает, с людьми очень тяжело стало разговаривать». В основном, по словам Рустэма Хамитова, претензии звучат в адрес местных руководителей, так как они «морально разложены, решают лишь собственные проблемы, раздают должности родственникам». Хамитов отметил: «С другой стороны, если даже назначить на это место честного человека – что может руководитель муниципального органа? У него нет ни ресурсов, ни доходов, ни каких-либо других возможностей. Он понимает, что обеспечивать достойную жизнь для всех жителей района все равно не получится – и начинает заботиться о своих родственниках». ----------- давайте , покажите мастер-класс , Виконт . Продиагностируйте теплотрассу . Без шизофрении ..

------- . Например, нельзя быть против реформ Фурсенко тут же приветствовать и заваливать челобитными этого же самого Фурсенко, обидимшись на баш.яз. ----- вот , великолепный образчик лицемерия от Гирея . А к кому же обращаться-то ? К ДЕЙСТВУЮЩЕМУ министру ! Вот и обращаются . Что не мешает требовать его же отставки по причине бездействия и половинчатости в том же вопросе принудиловки БЯ . Это ж простые мамаши , а не гиганты мысли , как Гирей с Виконтом . А что тут давеча Шамиль вытворял ? И где был обычно такой расторопный и оперативный Гирей ? Выждал денек по-хитрому , стер его втихаря ... и все . Сукин сын , но - свой . А Вы говорите , Виконт - Гирей не из этих ... Да дело Ваше , я не настаиваю . Радует одно - большинство народу понимает , кто это - Гирей . И то хорошо .
Б.Б.
#27 Б.Б. Гости 28 мая 2011 06:53
Цитата: Виконт
претендуют на выражение в своих словах не лично своей позиции только, а, вроде как, "русских интересов".

Ошибаетесь Вы, нет у меня никаких ни русских, ни национальных интересов. Я говорю только от себя лично (спасибо Гирею - научил smile ). От отстаивания своих национальных интересов ничего, кроме дальнейшего обострения не получишь. Я хочу только одного, точнее - 3-х вещей - Libert, galit, Fraternit. Немного, правда? А так как я не умею фундаментально и глобально мыслить, я просто хочу, чтобы эти понятия по отношению ко мне и моим близким обеспечивались. А если для Виконта это мелочи - пусть продолжает фундаментально латать теплотрассы. К чему это я? Да проще надо быть и ближе к людям. А Вам всё хочется
Цитата: Виконт
себя показать и в других плюнуть...

Гирей
#28 Гирей Гости 28 мая 2011 10:06
Б.Б., Вы-то может от себя лично - но вот смотрите: вот товарищ с мегаломанским ником Русский - ведь опять даже не понял, о чем речь, а продолжает опять твердить что-то от "большинства" lol . Подразумевая под ним, явно, зловонную кучку уфагбни да и шире - секту "лающих" ужат. Это старожилам Башнета все ясно, а со стороны, из другого региона могут реально этот образец за большинство принять, Вас в т.ч., и решить, что в Башкирии проживает таая странная разновидность русских. А это нехорошо. Посмотрите хоть на уровень холопства в мышлении, ведь стоило ХРЗ сказать "дважыдвачетыре" (протестные настроения нарастают, бином Ньютона) - и какая булькающая радость. Мозги таким надо чинить, а не теплотрассы, а они вырываются. Впрочем, Виконт, раз человек просит, поправьте ему персонально. Теплотрассы при таких мозгах всегда будут лопатся, склады - взрываться, Интернет - помойкой, сами - озлобленными лузерами, которых не то, что евреи или вайнахи - башкиры, оказывается, обижают. Чтобы отделить свой голос от таких, Б.Б., нужно делать это четко. Виконт - сделал, не испугался лая. А Вам, Б.Б., фратерните, эгалитэ не позволяет - если фронда кухонная, пусть даже помойного розлива, значит неприлично ее журить громче шепотка. Вы именно сами в перестройку выбросили на помойку все фратерните, эгалитэ, в надежде, что либертэ оставят для Вас и Ваших близких. Ну и всех остальных - теоретически. А так не бывает. Сейчас опять де жа вю, как в 80-90-е - перестроечный синдром.
По примеру с Фурсенкой. Добавлю попозже, реал зовет smile .

P.S. ЗА Вас в т.ч. могут принять, имелось ввиду. Т.е. типа и т Вас сей г-н вещает.
Как, однако, один предлог фразу меняет.
Б.Б.
#29 Б.Б. Гости 28 мая 2011 11:49
Цитата: Гирей
ЗА Вас в т.ч. могут принять, имелось ввиду

Богат русский язык и сложен. Правду Лина говорит, не хватает часов для его изучения... А я было чуть не оскорбился smile
А вот Вас точно зациклило на УГ, УЖ. Ведь там не больше десятка бездельников сидит на комментах. У них свои наскучившие всем терки. Нормальные люди их и не читают, имею ввиду посты. Я лично потерял к ним интерес после отсутствия их на митинге за РЯ. А страниц исписали десятки. Болтуны, лентяи или трусы -задницу лень от компа и дивана оторвать. А по лексике не кажутся людьми, отягощенными возрастом и болезнями. (чтоб закончить тему - УК и ОУ вовсе не помойки. С чего Вы решили, что все Ваши противники из помойки? Это не в Вашу пользу так думать).
Цитата: Гирей
Виконт - сделал, не испугался лая.
А у него его научное мнение взято из книг и заложено его учителями, а мое простенькое - из личного жизненного опыта. А вообще - ему и мне чего бояться? Каждый может думать, что думает smile . Свобода теперя - только не слышат и не слушают..
Гирей
#30 Гирей Гости 28 мая 2011 14:03
Б.Б., ОУ - клон помойки, "Уфагуба", а его, Феликса, почивший ныне форум по всем признаком помойкой и был - примерно как Ревинформ, за который Загреев получил 3,5 лет. УК - клон самого ОУ, сделать по другому единственная автор УК так и не смогла. (Яушева, Лину и подбросы от татаристов авторами считать не будем, бо либо эпизодично, либо нац.бред). Увы, кстати. Я-то хотел бы, чтобы отделение от проекта канадца Феликса было реальным - но это просто невозможно, за все на свете надо платить. Доктрина, изложенная в письме некоего читателя с просьбой создать УК была совершенно правильной - но для Нургалеевой в реале неподъемной просто в силу свойств и пристрастий данной авторши. Для журналиста, лица публичного, пристрастия и свойства являются вещами обсуждаемыми и определяющими. "Русский" - из уфагбни, ныне ужиков, коих Вы столь верно охарактеризовали. Комменты я там читал пару раз за все существование УЖа в силу вполне адекватно описанных Вами обстоятельств. А речь зашла именно о нем, так что зацикленность в данном случае не при делах.
Про "почему решил". Во-первых, потому, что генезис проекта знаю. Я ведь следил за ними едва ли не с момента зарождения, за ОУ, например - с интересом, это весьма спонтанное ответвление уфагб. Хотя как только познакомился с Феликсом, еще когда он подписывался Аминевым, уже подумал, что тот замутит нечто подобное. С.Н. я тогда еще не знал. Самым перспективным кадром там я с самого начала считал Лину, бо бесплатный и искренний, так и оказалось. Вот ее проект - да, не "помойка", хоть и много в нем неправильного - но это уже на мой личный взгляд, не более. Во-вторых, мои основные противники вообще не из помойки, они эти помойки (включая их исполнителей, конечно) надувают. Сами помоечные и их певица с ОУ - это не противник, это электронные помехи: жжужит, пищит, ну, в суде еще время отнимает - и что? Меня они не интересуют уже давно, после того как понял каждый типаж, а вот тенденции, которые эту пену выбрасывают на поверхность - их надо знать и давить, каждый где, когда и как может. Тогда будет польза.
1 2
Советский проект и современное башкирское общество
Некогда мы жили в одной большой стране. Буквально двадцать лет назад мы и жили по-другому, думали по-другому и в пищу мы употребляли совершенно другую еду. Летали по 1/6
Социокультурная трансформация башкирского общества: итоги «либеральной революции» 1990-х годов
В современной Республике Башкортостан, как и в России в целом, завершается виток глубинной социокультурной трансформации. Смена модели общественного устройства, развитие
Проблема социализации современной башкирской молодежи
В условиях городской среды, актуальной проблемой башкирской молодежи является, прежде всего, сохранение национально-культурного «стержня» башкирского этноса,
Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ
Разрушение традиционного общества в конце ХХ века и переход к новой модели исторического развития, обернулось для народов бывшего СССР сильнейшей катастрофой
Ислам и национализм
Ислам и национализм
Ислам и национализм
05.04.09 Вопросы религии
Редакция сайта продолжает публикацию материалов конференции «Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность» (ЦЭИ УНЦ РАН) вызвавшие определенный резонанс в
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса