О новом образовательном стандарте
04.03.2011 3 407 18 root

О новом образовательном стандарте

Культура
В закладки

О новом образовательном стандарте

В декабре прошлого года Минобрнауки представило для обсуждения проект «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (далее Стандарт). Проект разработан Институтом стратегических исследований Российской Академии образования.

Проект имел широкий резонанс в разных кругах общества и вызвал множество критических замечаний среди педагогов, гуманитарной и научно-технической интеллигенции.

Выскажу ряд замечаний в свете тех представлений, которые сложились в ходе выполнения программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания». Цель этой программы - выработка концепции проектирования и строительства российского «общества знания». Средняя школа - фундамент этого общества, и участники программы внимательно изучают проект Стандарта.

Оставляя в стороне частные замечания, необходимо поставить вопросы: какой культурный тип будет формировать школа, принявшая этот Стандарт? Какую социальную структуру будет формировать молодежь, прошедшая такую школу?

Изучение Стандарта приводит к выводу, что его принятие будет означать пресечение корня русской культуры и культуры народов России, соединившихся на общей мировоззренческой платформе. Переход к новому Стандарту не поможет преодолению кризиса образования (как части нашего системного кризиса), но поведет к снижению качества обучения и воспитания в нашей школе, и Россия надолго выпадет из числа стран с высоким уровнем массовой культуры и знания. Планы модернизации, ликвидации бедности и консолидации гражданской российской нации будут отброшены. Истории известны национальные катастрофы, вызванные подобными разрушительными реформами школы.

Остается надежда на то, что этого не произойдет и упомянутый проект Стандарта будет отвергнут. Он опирается на ложные философские основания, игнорирует знание и опыт. Необходимо гласно выработать принципиально новую методологическую основу для его разработки. Требуется общественный диалог по принципиальным вопросам современного образовательного Стандарта, и он стоит в национальной повестке дня России. Он тем более необходим, что в школе отражается множество созревших социальных, этнических, гендерных противоречий.

Данная мной оценка проекта вызвана следующей ключевой установкой - речь идет о радикальном преобразовании всей структуры образовательной программы. Известно, что после долгих дискуссий, продолжавшихся с конца ХIХ века, советская Россия приняла в строительстве системы народного образования модель единой общеобразовательной школы. Эту школу и унаследовала Россия постсоветская. При реформировании этого образовательного Стандарта неоднократно делались предупреждения (на уровне Президента) о необходимости сохранить ее ценные качества и основные достижения. Новый Стандарт радикально ликвидирует именно эти ее качества. В случае его принятия, российская школа перестанет быть и единой, и общеобразовательной.

Понятие единая общеобразовательная школа, которая и является объектом реформирования, ни разу не употребляется в документе. В предложенном Стандарте нет структурного описания системы, которую собираются перестраивать, цели этой перестройки, качества «продукта» будущей школы, доводов в пользу такой операции.

В Стандарте исключена типология школьных систем, как будто этот сложный продукт национальных культур есть нечто «общечеловеческое», подобно ценностям, которые к месту и не к месту упоминаются в тексте документа.

В Стандарте нет обоснования, почему и на каком основании происходит отказ от российской модели. Где и когда обсуждался такой исторический выбор, и в чем он заключается?

Не стоит забывать, что школа - «генетический аппарат» национальной культуры, она передает новому поколению ее коды и смыслы, в переводе на родной язык обучает главным знаниям и умениям, накопленным в мировой культуре.

В 90-е годы в период реформирования экономики России, страна пережила бедствие. Но заводы можно выстроить, энергетику обновить - а выправить такую мутацию национальной культуры очень трудно. Даже реформаторы эпохи Ельцина не подняли руку на школу.

Из анализа содержания предложенного Стандарта даже нельзя понять, идет ли речь о строительстве школы по той модели, которая была выработана во время Великой французской революции (школа «двух коридоров» - для элиты и для массы, с двумя разными типами культуры, разными программами и методиками). Скорее, в указанном документе заложены и просматриваются тенденции общей деградации.

Здесь нет возможности излагать конструктивные идеи, для этого нужен иной формат. У авторов Стандарта нет оснований отвергать модель единой общеобразовательной школы по той причине, что она была принята в СССР. Эта модель с разными оттенками реализована во многих странах, которые сейчас показывают высокие результаты в образовании (например, в Японии, Южной Корее и Китае). Она прекрасно «уживается» и с рыночной экономикой, и с демократией. На мой взгляд, принимать столь фундаментальные и столь долгосрочные решения, как выбор модели средней школы, не уполномочены ни Минобразования, ни даже Правительство. Это предмет общественного договора.

Сама концепция национальной школы России не может разрабатываться на выхолощенной когнитивной основе данного Стандарта. Для такой работы требуется синтез всех основных типов знания - философского, научного, традиционного, художественного и религиозного. Предложенный Стандарт чужд духу Просвещения и в нем нет любви к детям и подросткам России.

Перейду от общего вывода к доводам.

Итак, Стандарт формулирует требования «к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса». Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60% от общего объема.

Данная пропорция не обоснована ни логически, ни эмпирически. Авторы даже и не утверждают, что эти 40% основной программы смогут играть роль связующего «культурного ядра» молодых поколений. В документе сказано: «Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся». Этот тезис ничем не подкреплен в тексте Стандарта. Из текста нельзя понять, какой смысл придают авторы словам «формирование российской гражданской идентичности», какие социальные и культурные механизмы осуществляют это «формирование» и как соотносится с ними предлагаемый учебный план.

Смысл понятия единая общеобразовательная школа заключается в том, что образовательная программа базируется на комплексе дисциплин (а не модулей и профилей). Дисциплины отбираются так, чтобы вместе они составили систему знания, дающего целостное представление о Вселенной (универсуме). Это - матрица университета, и культура, передаваемая такой школой, есть культура университетская. На этой матрице построена образовательная программа западной школы для элиты - и была построена программа единой советской школы. Для детей всего населения.

Западная школа для массы базируется на мозаичной культуре. Ее программы состоят из модулей, которые знакомят учеников с множеством поверхностных «полезных сведений».

Отбор дисциплин для программы школы «университетского» типа - кропотливая общая работа школы, науки, всей национальной культуры. Если школа должна быть единой и служить механизмом воспроизводства народа, а не классов (элиты и массы), то составление школьной программы становится особенно ответственным. Придать школе характер единой в современном обществе может только государство, своим активным участием в разработке единых образовательных программ и в установлении канонов социального уклада школы. Напротив, данный Стандарт ориентирован на максимальное сокращение функций государства в обоих смыслах.

В Стандарте: «Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением».

Из текста видно, что предполагается практически полное вытеснение государства из школьной системы и установление автономии отдельных учреждений и их спонсоров. Установка Стандарта: «Система условий реализации основной образовательной программы ... должна учитывать организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами», неприемлема. В единой школе организационная структура образовательного учреждения приспосабливается к образовательной программе, а не наоборот.

В Стандарте все критерии и ограничения, вытекающие из принципов единой школы, игнорируются. Какое же «культурное ядро» российской нации конструируют авторы Стандарта? Стандарт предполагает: «В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные предметы, курсы». Все это невероятно поверхностно и недостаточно для формирования общекультурного фундамента учащихся.

В обязательную часть кроме указанных четырех «дисциплин» входят и учебные курсы «по выбору». Образовательное пространство превращается в мириады индивидуальных планов, случайно совпадающих в некоторых деталях. Стандарт учреждает такие предметные области и учебные курсы (в скобках):

русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);

иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);

математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);

естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);

курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

Из этого и составляется учебный план: «Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся».

Представьте: дано 6 предметных областей, из каждой надо выбрать учебный курс, всего 7. Значит, лишь из одной области можно выбрать два курса. Например, физику, химию и биологию вместе выбрать нельзя! А если ученик выбирает физику и химию, то уже нельзя совместить русский язык с литературой или алгебру с геометрией. Это - глубокая деградация образовательной программы. Она будет производить именно человека массы.

В 90-е годы учебный план в основном повторял структуру программы советской школы. Это и был тот комплекс дисциплин, который давал целостное знание об Универсуме и позволял молодежи говорить и мыслить на языке одной большой культуры.

Стандарт касается только старших двух классов школы - 10 и 11-го. Учебные планы основной школы могут в какой-то мере компенсировать недостатки Стандарта. Однако возможности такой коррекции невелики. Во-первых, последние два класса интегрируют все полученные ранее знания на пике интеллектуальной формы ученика. Это - венец школьной программы. Во-вторых, мы не знаем, каков будет стандарт для основного общего образования. Разработка стандарта общего образования второго поколения начата в 2005 году, но еще не завершена.

В российской школе (как было и в советской) все предметы учебного плана даются на уровне, позволяющем продолжить профессиональное образование в вузе. Теперь Стандарт вводит три разных уровня обучения: интегрированный (общеобразовательный), базовый и профильный. Первые два уровня - ознакомительные, для общего культурного развития. Среднему образованию в привычном смысле слова соответствует лишь профильный уровень. Только обучение на профильном уровне позволяет «решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию».

Значит, чтобы учиться в вузе, надо освоить вузовские дисциплины на профильном уровне полной средней школы. Позволяет ли это государственный Стандарт? Нет, не позволяет. Вновь приведем этот пункт: «Реализация задач обязательной части учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов, курсов из каждой предметной области (но не более 7 учебных предметов). При этом три (четыре) учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне».

Не все, а три-четыре предмета можно будет изучить в школе на уровне, достаточном для учебы в вузе. Но, в России нет вузов с тремя предметами в учебном плане! Как же будет компенсирован возникающий при введении Стандарта разрыв между средней и высшей школой? Возможно, путем дополнительных платных занятий в школе. Но этот ресурс невелик - лишь небольшая часть родителей сможет оплатить хорошее образование. Значит, вузы, чтобы не потерять потенциальных слушателей, станут снижать качество своего образования и квалификацию своих выпускников. Стандарт - инструмент быстрого падения уровня всего российского образования, а также сегрегации в доступе к образованию детей из «низших классов». Это - главный смысл реформы. А в тексте Стандарта сказано: «Стандарт направлен на обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования»!

Перейдем к функции воспитания школьников. Читаем: «Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся». В чем же заключается эта направленность, каковы параметры и показатели духовно-нравственного развития, какие средства предлагаются для воспитания? Вот ответ: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся...».

Но, как может тот или иной «подход» к составлению одного из тысяч документов обеспечить сдвиги в социальном процессе, о котором идет речь!

Каждый раздел изобилует бессодержательными фразами: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, ... владеющий основами научных методов познания... и т.д.».

Предложенный Министерством Стандарт выходит за рамки компетенции не только Минобрнауки, но и российского Правительства. Он претендует на то, чтобы задать не просто структуру образовательных программ средней школы, но и структуру и смыслы обязательной для граждан России идеологии. Главный пункт требований к личному знанию выпускника школы, которые устанавливает этот Стандарт, таков: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать ... сформированность гражданской позиции выпускника как ... осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, ... осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на ... развитие российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов...».

Кто дал Министерству такие полномочия? Российское общество в настоящее время переживает тяжелый социальный и культурный кризис, оно расколото по интересам и ценностям. Острый конфликт возник между «традиционными национальными» и «общечеловеческими демократическими» ценностями. Поиск гражданского согласия идет трудно, требует осторожности и мудрости и от государства, и от общества. Но попытка задавать жесткие идеологические установки превратит российскую школу в арену острых конфликтов.

Каждая «ценность», перечисленная в Стандарте, породит у школьников множество вопросов по существу. В разных школах в разных регионах ученики дадут разные, во многом взаимоисключающие трактовки. Так же будут составлены тесты ЕГЭ. Какие трактовки будут признаны правильными? Очевидно, что те, которые согласуются с представлениями «сильных мира сего». Тем самым, образовательная программа войдет в открытое противоречие со Статьей 13 Конституции РФ, которая устанавливает: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Стандарт входит в неразрешимое противоречие с Конституцией Российской Федерации и, шире, со всей системой социальных прав. Критерием оценки освоения основной образовательной программы средней школы он делает «сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества». В современном обществе сертификат об освоении программы средней школы - «входной билет» для получения места во всех социальных группах и слоях. И вот, в число требований к соискателю этого «билета» включаются неизмеримые и неосязаемые сущности - общечеловеческие ценности и идеалы российского гражданского общества.

Красивые слова, которые заменяют смысл понятий в п. 9) раздела 8 Стандарта, есть продукт демагогии.

За приемлемые рамки выходит и общий для всего документа дефект - нарушение меры. Требования, предъявляемые к программе средней школы, неадекватны ни структуре мышления подростков, ни типу знаний и умений школьных преподавателей. Например, вводятся такие требования: «Умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, ... владение навыками исследовательской деятельности». Это жонглирование словами, недопустимое для стандартов. Авторы Стандарта не понимают того, что они требуют от школы и учеников.

Установки, согласно которым должны разрабатываться учебные программы, в Стандарте по большей части представляют собой сентенции, не имеющие методологической ценности, а чаще всего, бессодержательный поток слов. Непрерывно идет обращение к «базовым национальным ценностям российского общества», о которых российское общество не договаривалось и о которых даже не слышало.

Как можно заставить школьников следовать программе, в основу которой положены «социальная солидарность и традиционные религии России»? Само понятие социальной солидарности в российском обществе есть сегодня предмет острого идеологического конфликта - чьи критерии будут положены в основу школьной программы «социализации обучающихся»? Зачем сегодня раскалывать и стравливать общности учащихся и учителей этим конфликтом?

Школам предписываются задачи, для решения которых они не обладают ресурсами. Никаких механизмов для компенсации их отсутствия Стандарт не предлагает.

Наконец, можно предвидеть фатальные последствия и в познавательном, и в социальном плане отказа от дисциплины в широком смысле слова. Поразительно, но в Стандарте нет ни слова об обязательном характере среднего образования в России. Учиться - большой труд, а ребенок и подросток еще не выработали в себе духовных инструментов, заставляющих тянуть эту лямку по доброй воле. Если не подчинить их дисциплине, полагаясь на «духовно-нравственные» мотивы, то их жизненный путь с большой вероятностью будет деформирован уже в ранние годы. Поэтому обязанность учиться - социальное благо.

Обеспечение этого блага требует от государства и общества больших усилий и средств. Уже в самом начале реформ государство попыталось сбросить с себя свою долю обязанности. Как мы помним, в июне 1972 г. впервые в мире было предусмотрено всеобщее обязательное бесплатное среднее образование молодежи. Эта обязанность была закреплена в Конституции СССР 1977 г. После ликвидации СССР, в апреле 1992 г., в Конституции РСФСР 1978 г. норма об обязательности среднего образования была исключена. Сохранилась лишь обязательность основного общего образования, подтвержденная в ст. 43 Конституции РФ 1993 г. Но в 2007 г. федеральным законом была снова введена обязательность среднего (полного) общего образования (ст. 19 Закона РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ). Умалчивать об этом важном «условии реализации образовательной программы» нельзя!

Как соотносится Стандарт с принципом обязательности? Обязательным является тяжелый труд по освоению тех дисциплин, которые государство признало необходимыми для страны в среднесрочной перспективе. А Стандарт «отпускает» государство от бремени этой власти.

Стандарт требует «индивидуализации процесса образования, в том числе посредством самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных образовательных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками».

Но «индивидуальные образовательные планы», составляемые для себя большинством подростков, будут планами освоения наименее трудоемких предметов. Прежде всего «пострадают» при данном выборе жесткие, строгие дисциплины. Из учебных планов будут «вымываться» физика и химия, алгебра и тригонометрия. России грозит «культура лени и вседозволенности» - так называют западные социологи уклад «школы для массы».

Это не должно случиться!

C. Кара-Мурза
Комментарии (18)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
башкир
#1 башкир Гости 5 марта 2011 10:22
не ознакомился я с этими стандартами.я сам учился дополнительно вне школьной программы и своим детям говорю-школьная программа(да и вузовская) рассчитана на среднестатистического человека.если не хотите быть серой посредственностью а умным.уважаемым человеком то учитесь дополнительно.уверен что это самый правильный путь.а любому государству нужны не личности а быдло.(ты же гирей знаешь что противостояние общества и личности это вечный философский вопрос)поэтому наверное глупо надеяться что государство позаботится об этом.просто это мнение человека который привык надеяться на себя чем на государство.
Гирей
#2 Гирей Гости 5 марта 2011 11:49
уважаемый Башкир. Можно, я повторю свою просьбу: смените ник! Ну выберите что-нибудь, связанное с личностью, а не только национальностью, пожалуйста.
тг
#3 тг Гости 6 марта 2011 00:14
Цитата: башкир
рассчитана на среднестатистического человека.если не хотите быть серой посредственностью а умным.уважаемым человеком то учитесь дополнительно.уверен что это самый правильный путь.а любому государству нужны не личности а быдло

За всякой громкой фразой кроется какой-то комплекс.
То что самообразование является естественной потребностью любого человека до сих пор являлось обыденностью. Мы так жили, мы так учились. Но...
"Среднестатистический" человек - это базис общества. В нём как в зеркале (простите за высокопарность) отражается вся потенция общества, его способность воспринимать свою культуру (в дефиниции Г.Г.Малинецкого).
Не случайно одним из первых лозунгов "прорабов" перестройки: нам не нужно такое количество инженеров - это очень затратно. Да, многие инженеры начинали свою трудовую деятельность с рабочих должностей но это являлось только плюсом. Их кругозор только расширялся, следовательно снижались риски неадекватно принимаемых решений инженера - руководителя. Это и есть культура! В данном случае культура производства. Где сейчас этот термин? Поэтому и необходимости в создании МЧС не было. Это только один пример.Можно перечислять бесконечно. Мне кажется автор реплики не понял главной идеи статьи - каков будет интеллектуальный базис (средняя школа), такова будет и надстройка. И кто будет нас учить, лечить и т.д.?
Гирей
#4 Гирей Гости 6 марта 2011 01:53
Цитата: тг
И кто будет нас учить, лечить и т.д.?
Лечиться уже страшно! Раньше я все удивлялся в Турции, почему туоки так боятся заболеть. Теперь все на своей шкуре узнаем, почему. А школа - ее же убивают. Это могу сказать, как человек, проработавший неск-ко лет в школе и до последнего времени преподававший в ВУЗах - и это не только личгые наблюдения, в этом со мной солидарны ВСЕ мои товарищи - преподаватели, которых лично знаю. Деградация налицо. Но это только ухудшение, обессиливание того, что само по себе все же дает пригодный массовый продукт, отшлифовать который в ВУЗах тяжело, но можно. А теперь перестанет давать. Вообще, это тяжелый разговор, вернусб неск-ко позже, у меня, как и многих моего круга накопилось по нему неск-ко поучительных историй.
Башкорт
#5 Башкорт Гости 6 марта 2011 08:21
... друзья, просмотрите курсы академика Петрова К.П. по КОБ (концепции общественной безопасности), там Вы найдете многие ответы на свои вопросы. Т.к. общество сейчас представляет большую угрозу для правителей, то их основная задача долго, но упорно его обезличивать и стирать его самосознание, в том числе через систему образования...
Референт
#6 Референт Гости 6 марта 2011 09:18
Цитата: Башкорт
... друзья, просмотрите курсы академика Петрова К.П. по КОБ (концепции общественной безопасности)
КОБ - это штука давно известная, в ней наряду с очевидными утверждениями и построениями много мифов и сектантства.
Башкорт
#7 Башкорт Гости 6 марта 2011 10:35
Референт (должность) — должностное лицо, дающее рекомендации, консультирующее по ОПРЕДЕЛЕННЫМ вопросам, готовящее ДОКЛАДЫ РУКОВОДИТЕЛЮ.
...господин референт!
- кому давно известная штука (Вы за всех отвечаете) и как глубоки Ваши познания КОБ?
- что по Вашему есть очевидные утверждения,чьи?
- мифы нас сопровождают на протяжении всей исторической цепочки, правду никто не знает, ее делают властьимущие,
- приведите точную формулировку сектанатства для современного мира
Если Вы можете ответить на эти вопросы общими дежурными фразами, то пожалуйста до момента создания своей концепции, будьте добры,займитесь подготовкой докладов властьимущим...
башкир
#8 башкир Гости 8 марта 2011 22:54
тг-да понял я понял идею статьи.но я так же понимаю жизнь-я как то ругался с редакторами учебников по башкирскому языку и литературе-почему так бездарно составляют книги-они отвечают-нам приносят составленные книги из минобразования.а там я знаю-у кого есть блат в министерстве те и проталкивают свои книги.тираж хороший и деньги получаются хорошие(это творится не только с учебниками башкирского языка).я сам двумя руками за качественное образования.мне жаль нынешних детей. когда я прихожу в школу на родит.собрания почти каждый раз ругаю учителей. директоров школ и чуть ли до слез их довожу .что ни говори в ссср качество образования было намного лучше.это мое мнение.а насчет комплекса-да ты наверное прав-я не хочу быть посредственным и не хочу чтоб мои дети были посредственными.если это комплекс то так и считай.

и еще тг-самообразование является обыденной потребностью для каждого человека-с этим не согласен.я почему то мало встречал людей с таким обыденным понятиями.
Flail
#9 Flail Гости 9 марта 2011 07:16
Советское образование не было лучше или хуже нынешнего. Смена стандарта - благо. Стране не нужно столько мечтателей-Обломовых.
Главное в образовательном процессе во все времена - это личная мотивация учащегося. Все остальное - не сколько даже второстепенно, а даже третьестепенно.
Учителя могут замотивировать +25%, не более того. Сам учащийся на все 125%. Потому споры о новом стандарте беспочвенны.
Сейчас подрастает "поколение вконтакте". Это такое же поколение, как поколение хиппи(70-80-е), поколение алко(90-е), и т.д.
Под это поколение сделан стандарт, он им подходит. Не вам, старшим, прежним поколениям, его ругать.
Гирей
#10 Гирей Гости 9 марта 2011 10:01
Цитата: Flail
Сам учащийся на все 125%. Потому споры о новом стандарте беспочвенны.
Сейчас подрастает "поколение вконтакте".
Вот они, уже первые всходы пошли. в 125%.
Цитата: Flail
Это такое же поколение, как поколение хиппи(70-80-е), поколение алко(90-е), и т.д.
Нет, разница кардинальная. Все те поколения, при всех своих заскоках, были поколениями образованных людей. Им было с чего сходить в хиппи, алко и проч. А теперь впервые за 300 лет Россиию сознательно опускают в дикость. И страна, похоже, только укоризненно мычит. А ведь после операции будет поздно, статья, об этом - тогда мычать придется всю жизнь.
тг
#11 тг Гости 10 марта 2011 22:18
Цитата: башкир
и еще тг-самообразование является обыденной потребностью для каждого человека-с этим не согласен.я почему то мало встречал людей с таким обыденным понятиями.

Следовательно Вы довольно молоды и росли уже в период моральной деградации "сытого" общества, результатом которой и стал распад великой державы. Для моих родителей, товарищей, однокашников, и моих детей самообразование действительно являлось обыденной потребностью. Более того, отсутствие знаний во многих областях литературы, техники и т.д., мягко говоря, не приветствовалось среди твоих же товарищей, вызывало насмешливые улыбки. У нас не было национального вопроса. Своих товарищей мы оценивали по другой шкале:
честный (или не очень), добрый (или не очень). умный (или не очень). В любом варианте недругов у нас не было.
Tyras
#12 Tyras Гости 11 марта 2011 00:43
Для моих родителей, товарищей, однокашников, и моих детей самообразование действительно являлось обыденной потребностью. Более того, отсутствие знаний во многих областях литературы, техники и т.д., мягко говоря, не приветствовалось среди твоих же товарищей, вызывало насмешливые улыбки.

Речь не о самообразовании.И сейчас люди из моего круга общения активно занимаются им до, в период и после учебы.Речь о базовом образовании для масс.
тг
#13 тг Гости 11 марта 2011 03:54
Цитата: Tyras
Речь не о самообразовании

А по теме я написал в предыдущем (№ 3) послании.
башкир
#14 башкир Гости 12 марта 2011 10:52
тг-ну хотя бы ты не двуличьем не увлекайся.что ты у вас целое поколение и даже несколько поколений сознательных и обыденными потребностями самообразоваться людей оказывается.я же здесь живу а не в японии.каждый день вижу и общаюсь только с такими людьми с такими обыденными потребностями.
Гирей
#15 Гирей Гости 12 марта 2011 11:28
Цитата: башкир
я же здесь живу а не в японии.каждый день вижу и общаюсь только с такими людьми с такими обыденными потребностями.
очевидно, разный круг общения. Это и Халид заметил.
тг
#16 тг Гости 12 марта 2011 22:37
Цитата: башкир
тг-ну хотя бы ты не двуличьем не увлекайся

В двуличье замечен не был, скорее наоборот - излишне прямолинеен, что мешало карьерному росту. Но ..., башкирский менталитет.
Цитата: башкир
здесь живу а не в японии

Вы думаете у японцев культура выше нашей? Вы думаете сакура красивей нашей дикой вишни? Вы там были?
Культура производства, культура общения - согласен, выше. Но это не вся культура.
башкир
#17 башкир Гости 13 марта 2011 11:54
да я был в японии тг.но не считаю японца или кого то выше башкира.никогда этого не будет.я тоже излишне прямолинеен как настоящий башкир тг.и это тоже мне не раз мешало в карьерном росте.а то что мелкий интриган гирей прокомментировал-это то что я не взял в кавычки.да бывает что я ругаю министров(президентов не ругал.врать не буду.не приходилось.но если бы пришлось то как говорят те которые меня хорошо знают-он может дать и президенту в морду если что ему не понравится.прошу прощения за саморекламу)но я горжусь тем что я сам выбираю где мне работать и с кем мне работать.и где бы я ни был и где бы я не работал ко мне относятся с уважением.насчет башкирского менталитета согласен с тобой тг.не можем мы настоящие башкиры смотреть на паскудство равнодушно и умеем называть вещи своими именами.как то в москве идем на прием к министру транспорта рф и салават хурматович.тогдашний замминистра по налогам.говорит мне(зная мой характер)кустым-не всегда нужно резать правду матку.иногда нужно быть немножко татарином(татары-без обид пожалуйста.говорю как было)да тг.мне прекрасно знаком башкирский менталитет.сам такой.

тг.у нас вот национальный вопрос был.это прошло когда мне было лет 12.я хорошо помню как мы башкиры били татар.русских чувашей только из за того что они были другой нац-ти.помню отец рассказывал-через лес рядом с его деревней проходила дорога в русскую деревню петровка.в молодости они останавливали русского ехавшего домой на телеге с лошадью в этом лесу распрягали лошадь отбирали телегу а русского верхом оправляют домой за самогонкой.этот бедолага русский привозит 3 литровую банку самогона а они отдают ему телегу.было это тг.но оно прошло.т.к идеология у коммунистов была на высоком уровне.и в конце концов мы тоже начали оценивать по шкале умный честный порядочный.и это конечно правильно.
тг
#18 тг Гости 13 марта 2011 22:55
Цитата: башкир
тг.у нас вот национальный вопрос был.это прошло когда мне было лет 12.я хорошо помню как мы башкиры били татар.русских чувашей только из за того что они были другой нац-ти.

Детский или бытовой национализм - это генетическая форма проявления идентификации человека (свой - чужой). Это не "национальный вопрос". Но мы уже взрослые люди.
О ПОЛЬЗЕ НАУКИ
О ПОЛЬЗЕ НАУКИ
О ПОЛЬЗЕ НАУКИ
02.07.13 Идеология и Политика
О ПОЛЬЗЕ НАУКИ Сергей Кара-Мурза, генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, главный научный сотрудник Института
Открытое письмо
О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О Господин Президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока
Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6
Родной язык - ЗА!
Родной язык - ЗА!
Родной язык - ЗА!
29.08.09 Новости
В связи с принятием в декабре 2007 года Федерального закона (№ 309-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения
Родным языкам - быть!
Родным языкам - быть!
Родным языкам - быть!
05.04.09 Идеология и Политика
Родным языкам - быть! Уходящий 2008 год движется к финалу на фоне незатихающих споров вокруг вопроса о региональном компоненте в системе среднего образования РФ.
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса