Проблема социализации современной башкирской молодежи
28.08.2009 6 472 27 root

Проблема социализации современной башкирской молодежи

Культура
В закладки
alt
В условиях городской среды, актуальной проблемой башкирской молодежи является, прежде всего, сохранение национально-культурного «стержня» башкирского этноса, этнокультурного единения народа. Сохранение своей самобытности в городе сложный и противоречивый процесс, особенно в молодежной среде. Обусловлено это, прежде всего тем, что город представляет собой сложную систему культур и этнических групп, где наиболее ярко выражены ассимиляционные процессы. Однако более негативно сказывается на молодежи, на наш взгляд, «столкновение цивилизаций» - мира традиционного общества и мира современного «прозападного» общества. В результате радикальной либерализации общества в ходе распада СССР, башкирская молодежь, в первую очередь оказалась подвержена резкой социальной дезадаптации, поскольку для этого существуют объективные исторические причины цивилизационного характера.

Башкирский этнос, по многим параметрам, до сих пор можно отнести к традиционному обществу, со своей системой ценностей и социокультурными особенностями. Это проявляется буквально во всех образцах и стереотипах поведения: почитание старших, сохранение девичьей чести, обрядность и таинство брака, многодетство, ориентация на труд и т.д. В «прозападном» обществе, или как его называют – постмодернистском, напротив все общественные отношения упрощены и десакрализованы. Так, например, в брачных отношениях появляется институт гражданского брака, семьи рожают и воспитывают в лучшем случае одного ребенка, потому что родители предпочитают жить «для себя» не обременяя друг друга ни какими семейными и родительскими обязательствами. В эпоху всеобщей глобализации процессы, когда усвоения этносом образцов поведения постмодернистского общества быстротечны, башкирский народ более подвержен ассимиляции со стороны более крупных этносов, поскольку башкирское общество не выработало адаптационные механизмы. Лишь определенная «закрытость» от внешнего влияния на наш культурный мир (в форме постсоветской государственности) гарантирует нам еще сохранение как единого народа. Республика, как островок традиционного общества, оказывает влияние на социальные и политические практики повседневности. Например, конкурс башкирских красавиц «Хылыукай» отличался от остальных конкурсов красоты тем, что в там  подчеркивается  скромность, духовная красота девушек (к сожалению, с недавнего времени, поддавшись влиянию западных ценностей, мы наблюдаем лишь «конкурс тела» башкирских красавиц. Аналогичный пример можно привести и с башкирской эстрадой, от патриотичных песен 90-х годов мы пришли к песням, воспевающим пошлость и низменные желания человека). 

Очевидно, что урбанизация башкирского этноса напрямую зависит от процесса социализации башкирской молодежи. Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных ценностей и образцов поведения. Социализация включает в себя как контролируемое воздействие на личность, так и стихийное. Стоит отметить, что процесс социализации продолжается всю жизнь человека и состоит из первичной (первая половина жизни до зрелости) и вторичной социализации (вторая половина жизни и до глубокой старости, смерти). В связи, с чем необходимо конструктивно вырабатывать новые институты башкирского общества, способствующие адаптации сельской молодежи в условиях большого города. Поскольку процесс урбанизации башкирского этноса еще далек от завершения, до сих пор не выработаны механизмы «защиты» этноса от внешних разрушительных для народа факторов.

Начавшись в XIXстолетии процесс урбанизации, продолжается и в наши дни. Основным «сырьем» урбанизации башкирского этноса являются выходцы из села, именно башкиры из деревни сегодня являются основными носителями социокультурного ядра народа. Но в тоже время они же более чутко реагируют на деструктивные явления социального и культурного характера современного общества. Исходя из этого  необходимо признать огромную позитивную роль общественных организаций в сохранении традиций и культуры башкирского народа, понять, что они осуществляют значительные социальные функции. Однако в каком положении они находятся сегодня?

Примерно до 2000 года роль общественного института консолидирующего башкирскую молодежь выполнял Союз башкирской молодежи (СБМ), однако, будучи организацией политической, со сменой политического курса в стране, в СБМ начался идеологический кризис (суверенитет отменили, вследствие чего он перестал справляться с задачами консолидации и социализации башкирской молодежи). В последнее время СБМ немного активизировался, но это скорее имитация былой деятельности под политический заказ. В связи, с чем стали образовываться общественные организации патриотической направленности, а не на узко националистической идеологии. К таким организациям можно отнести землячества студентов - Союз студентов Абзелила, землячества Баймакского, Бурзянского, Хайбуллинского, Учалинского, Кугарчинского и др. районов.

В отличие от СБМ землячество - союз студентов объединенных по территориальному принципу. Оно является наиболее простой формой консолидации башкирской молодежи - выходцев из сельской местности и небольших городов РБ, в условиях большого мегаполиса. Задача, стоящая перед студенческими молодежными землячествами – это, прежде всего, координация досугового времени учащегося молодого человека и взаимопомощь в решении проблем быта и учебного плана учащегося.

Данная форма объединения должна со временем, на наш взгляд, стать доминирующей формой социализации башкирской молодежи. Следует также отметить, что в данных молодежных объединениях должна вестись  и идеологическая агитация, направленная на воспитание чувства патриотизма, любви к своему народу, языку, родному краю.

Наконец хотелось бы отметить, что учитывая современную политику федерального центра по отношению к национальным республикам, к попыткам провести деполитизации этничности, необходимо уже сегодня башкирскому народу и, первую очередь ее интеллигенции, следует начать вести планомерную, систематизированную национально-патриотическую  агитацию, особенно среди сельской молодежи, поскольку ее представители, как правило, мало осведомлены о протекающих в стране процессах затрагивающих интересы национальных республик и их коренных народов.

Поскольку как показывает опыт башкирских молодежных организаций 1990-х гг., молодежь, и только она, готова к радикальной политической борьбе.

                                                                    Р. Шарипов

Комментарии (27)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
РИМ
#1 РИМ Гости 29 августа 2009 00:17
неплохая статья. башкирская молодежь стала одной из первых жерв капитализма.несогласен по поводу землячества - эта форма консолидации не будет существенной.А городская башкирская молодежь?
yoma
#2 yoma Гости 29 августа 2009 01:25
Землячества никогда не будут доминирующей формой социализации. Основными гнездами концентрации станут политические и религиозные организации. Как правило во главе башкирских молодежных движений становились городские башкиры второго-третьего поколения. Землячества изначально исключают их появления. Они как были организациями для культурно-массовой роботы так и остались.
Гирей
#3 Гирей Гости 29 августа 2009 03:41
Цитата: yoma
Землячества никогда не будут доминирующей формой социализации.
Согласен. По крайней мере, на территории РБ, где этничность политизирована.
ильдар
#4 ильдар Гости 29 августа 2009 12:23
речь как раз таки и идет о том что идет процесс деполитизации этничности, а в этих условиях (при деполитизации этничности) огромную роль начинают играть землячества.

проблема политически ориентированных национальных организаций, таких как СБМ и Кук Буре заключается в отсутствии идеологии, конкретной программы действий к достижению поставленных целей и задач.
а в землячествах всё намного проще, их идеология не иссякаема, пока молодежь будет переезжать в города, цели и задачи понятны всем, механизмы известны. и при массированной идеологической атаке федерального центра, именно землячества станут своеобразным оазисом национального движения башкир!
Гирей
#5 Гирей Гости 29 августа 2009 13:30
Цитата: ильдар
их идеология не иссякаема,
Какая это? Если
Цитата: ильдар
проблема политически ориентированных национальных организаций, таких как СБМ и Кук Буре заключается в отсутствии идеологии, конкретной программы действий
, то в землячествах - тем более! А деполитизированные цели долго не протянут, да и сами по себе они не являются "национальными" - они социально-бытовые, макcимум - "нац.-культурные". И еще - эти землячества отнюдь не обладают диаспорными чертами, как у народов диаспорных цивилизаций - кавказцев, например. Это скорее клубы. Т.е. они нужны, но организации типа мусульманских и национально-политических, на мой взгляд, не заменят.
ильдар
#6 ильдар Гости 29 августа 2009 13:43
конечно не заменят, они на это даже не претендуют. но своего рода спаистельным островком в определенный момент будут являтся (пример в Бурятии). и вообще не следовало бы нам сравнивать по сути разные вещи, каждый из них выполняет свою роль, но в определенные, кризисные моменты будут являтся спасительным кругом друг друга.

первоочередные задачи землячеств именно соиально-бытовые, национально-культурные, а не политические. а при процессах деполитизации этничности такие организации и будут являтся спасительной подушкой для башкирской молодежи, они несут в город традицию народа из села.
Фанат
#7 Фанат Гости 29 августа 2009 23:37
ильдару
Не могу понять где вы увидели процесс деполитизации этничности. Политическая, экономическая, да и социокультурная ситуация в регионе едва ли могут ей способствовать.
Гирей
#8 Гирей Гости 30 августа 2009 08:19
Фанату,
Ну как, гг. В.А.Тишков и В.Р.Филлипов предсказывали же, значит так и есть smile И даже проводят в жизнь. Эффект, правда, действительно какой-то странный.
Фанат
#9 Фанат Гости 30 августа 2009 09:53
Габдрафиков однако придерживается иного мнения предрекая обострение межнациональных отношений в Республике. И он также не ограничивается исключительно прогнозом.

Сама статья отражает противоречивый характер состояния башкирского этноса. С одной стороны его еще можно отнести к традиционному обществу, но оно стремительно рассыпается под влиянием социальных и политических изменений в стране, негативные практики радикальной либерализации оказывают на него серьезное воздействие. Т.е. российское общество деградируя тянет за собой в небытие и башкирский народ. Примерно так вкратце можно обозначить основной посыл статьи.
Отсюда не могу не вспомнить любимый вопрос Виконта.
Делать то что?
У меня очень большие сомнения, что "радикальная политическая борьба" молодежи Башкортостана не актуализирует центробежные, дивергентные тенденции, которые в свою очередь приведут к тяжелым последствиям для российского (да и башкирского) социума.
Гирей
#10 Гирей Гости 30 августа 2009 12:11
Цитата: Фанат
У меня очень большие сомнения, что "радикальная политическая борьба" молодежи Башкортостана не актуализирует центробежные, дивергентные тенденции, которые в свою очередь приведут к тяжелым последствиям для российского (да и башкирского) социума.
Она разная бывает. Забастовки, левое движение - тоже радикально. Ислам многие считают "радикальным". Но вообще то я против радикализма. Решительность и радикализм - разные вещи.
yoma
#11 yoma Гости 30 августа 2009 12:46
Цитата: Фанат
У меня очень большие сомнения, что "радикальная политическая борьба" молодежи Башкортостана не актуализирует центробежные, дивергентные тенденции, которые в свою очередь приведут к тяжелым последствиям для российского (да и башкирского) социума.

Активизация молодежной среды уже происходит. Поэтому задача конструктивных сил возглавить этот процесс. Иначе возобладают центробежные тенденции. А это действительно может привести к тяжелым последствия. Вплоть до дробления самосознания. Этого можно избежать на основе традиционализма, комплексно работая с различными сегментами башкирского общества. При всех противоречиях среди молодежи, нельзя допускать автономного развития той или иной стороны. Формируя новые площадки для диалога и укрепления идентичности.
Виконт
#12 Виконт Гости 31 августа 2009 02:53
Я вот себе плохо представляю эту этническую идентичность в современном - в смысле, большом, индустриальном, городском - обществе. Девичья честь и таинство брака - вещь хорошая, но они, во-первых, не главное, а во-вторых, в городских условиях, вне постоянного надзора со стороны родственников и соседей быстро сходят на нет. Не потому что люди плохие, а потому что они становятся ненужными. На самом деле, почему важно таинство брака? Потому что это не два человека начинают совместно проводить досуг после работы - а потому что а) появляется новая хозяйственная единица (крестьянская семья, например), без солидарности внутри которой ее существования становится невозможно и б) объединяются два больших рода - т.е. "кооператива" таких единиц. Здесь и экзистенциальный, и практический и социальный смысл налицо. В городских условиях этот смысл отсутствует, и традиционные формы брака сколько-то по инерции воспроизводятся (скажем, два поколения максимум), а затем заменяются другими формами - тем же гражданским браком. Относительно "многодетства" - то же самое: в крестьянской семье каждый новый ребенок это дополнительные рабочие руки, в городской - дополнительные расходы, причем, существенные. Если сохраняются кланы (в контексте одного разговора) - то дети выступают капиталом упрочения влияния и силы клана, если нет - то даже этой подпорки нет, и остается лишь личное удовольствие и желание родителей.
То же можно сказать и о почитании старших. Язык - сам по себе не служит основой идентичности, хотя и выступает маркером. Но - как было отмечено в статье, и отмечал неоднократно я - по-башкирски можно много чего говорить или петь, что к башкирской культуре отношения иметь не будет. Я не вижу принципиальной разницы между "Краса-девица" или "Халыукай", если они отмечают "красоту тела".

В общем, это не маркеры идентичности. Что может стать такими маркерами сейчас? Не только для башкир, но и для русских. Честно, не знаю. С русскими - еще более-менее: маркер государства, истории, социальных достижений (например, отечественной науки) и т.п. Но с малыми народами...

Вообще, это серьезная исследовательская проблема: о "традиционых ценностях" и традиционной культуре говорят много, но практически никто не отмечает, что это за ценности и что это за культура. Максимум - говорят о том же, что есть в статье и что разобрал выше, о частных, зависимых ценностях. И тут мне видится серьзная "вилка" в развитии: либо народы (и русский в том числе!), цепляясь за внешние свои атрибуты, будут дальше деградировать (в стиле русской: сталинисты и сторонники СССР - нерусские и сволочи), а то и грызться; либо мы-таки выявим, что есть наши настоящие ценности и наша культура, и с опорой на них совершим "модернизационый переход".. или, если хотите, "дадим адекватный ответ на вызов современности".
И в том, и в другом случае - таки да, "что делать".
Фанат
#13 Фанат Гости 31 августа 2009 23:02
Гирей.
"Решительность" нужна всегда. Вопрос в другом. На достижение каких целей она может и должна быть направлена?

yoma
+1
Полностью согласен

Виконт
Традиционные ценности в означенном виде действительно едва ли сохранятся в условиях урбанизации. Но разве это обязательно приведет к потере этнической идентификации малых народов? Традиционные ценности могут модернизироваться, да и кто сказал что они абсолютно неизменны в ходе истории. Хотя вы правы возможно мы действительно по-разному их понимаем. Этническая идентичность может быть сконструирована. Современная информационная эпоха во многом этому способствует.

Почему-то вчера я так и не смог попасть на сайт с домашнего компа no .
root
#14 root Администраторы 1 сентября 2009 02:42
Фанат, я не о том, что идентичность можно сконструировать - это понятно, ее всегда конструируют, исходя из потребностей. Я о том, что реально такая идентичность становится призрачной. На самом деле, почти всегда, когда говорят о традиционных ценностях, говорять, либо "вообще" - дескать, наши ценности, наши традиции и т.п., либо как пример приводят семейные ценности или что-то подобное, к реальной идентичности отношения не имеющие.
В городе этническая идентичность, особенно в первом-втором поколении сохраняется и даже крепнет - это позволяет "своим" выдержать изменение условий существования. Но вместе с тем она и обедняется: "свой" это просто происходящий из родной местности, рода, племени, говорящий на своем языке - а все остальное становится нейтральным, ведь, чтобы выжить, нужно приспособиться к условиям среды, но она общая для всех, а следовательно, "свои" по поведению и мышлению становятся такими же, как и "остальные". Соответственно, уже во втором поколении "свои" отличаются от "остальных" только макерами (навроде языка), а в третьем - пожалуй, вобще только антропологически.
Сейчас "взрыв этничности" и в Башкирии, и в союзных республиках связан не с "национальным самосознанием", а с легитимацией власти - это наиболее мобилизующие лозунги в кризисный период для нерусских народов России. Но кризис легитимности преодолен, и выясняется, что для жизни необходима промышленность, наука и бюрократический аппарат, а они - все на советской-русской матрице или ее вариантах. Соответственно, реально разницы - кроме "маркерной" - нет. До тех пор, пока нормальное положение не восстановится, действует еще признак "одного рода" или "лично преданный" (поскольку этим гарантируется свое положение в иерархии общества), т.е. поддерживаются родовые или клановые отношения. При нормализации ситуации и они уйдут.

Следовательно, я не вижу реальных оснований для этнической идентичности. Думаю, Тишков сотоварищи этим и руководствуются.

Фанат
#15 Фанат Гости 2 сентября 2009 11:28
Мысль понятна.) Представители различных этнических общностей действительно оказываются вовлеченными в общий процесс развития.
Но принадлежность к этносу может определяться не только по признаку владения или не владения языком, или иными этническими маркерами, сколько психологическим соотнесением себя с данной группой, т.е. самоидентификацией, а усилившая свой вес в результате урбанизации и информатизации национальная интеллигенция может многое сделать для сохранения своей культуры. Подобные примеры в истории уже были.
Гирей
#16 Гирей Гости 2 сентября 2009 11:37
Фанат, конечно, были. Чехи, гэлы, ирландцы.
Цитата: root
ри нормализации ситуации и они уйдут.
Она нам не светит, наоборот. Так что мобилизация этничности отнюдь не закончена, просто она примет другие формы - что на наших глазах происходит, скажем, с башкирским этносом. Архаизация и маргинализация тоже еще впереди и принесут немало сюрпризов.
Рустам
#17 Рустам Гости 2 сентября 2009 13:44
Сейчас "взрыв этничности" и в Башкирии, и в союзных республиках связан не с "национальным самосознанием", а с легитимацией власти - это наиболее мобилизующие лозунги в кризисный период для нерусских народов России.Но кризис легитимности преодолен, и выясняется, что для жизни необходима промышленность, наука и бюрократический аппарат, а они - все на советской-русской матрице или ее вариантах.


Большое заблуждение . Взрыв этничности в бывших союзных республиках связан со стремлением любого этноса к саморазвитию и борьбе за свою идентичность . Власть выступает лишь в роли стимулятора этого процесса который поддерживает естественное желание этноса к жизни и процветанию. И по поводу "советско-русской матрицы в промышленности" огромная ошибка . Приезжайте в Казахстан чтобы убедиться как вы не правы . Эта матрица сейчас снится только в самом кошмарном сне :)
Виконт
#18 Виконт Гости 3 сентября 2009 02:10
Рустам, сможете сказать, в каких областях и на сколько превышены показатели 89-го года в Казахстане? Ну, кроме экспорта сырья, импорта автомобилей и преступности со смертностью.
Интересно, кстати, каким органом этноса продуцируются естественные желания;)
Но это я так, ерничаю.

Фанат, самоидентификация и психологическое соотнесение а) явления скорее личностные, чем социальные - ведь, кроме слов, в поведении это не выражается и б) даже они происходят на основании маркеров, которые, собственно, "национальная интеллигенция" и продуцирует в информатизированном обществе, как ты и сказал. Соответственно, в нормальном случае эти маркеры должны быть чем-то наполнены - скажем, привязкой к "большим проектам" и государству. Но это - в случае, если народ является либо единственным, либо крупнейшим в государстве. В случае малого народа - я вижу два пути "умозрительно": либо представить вариацию или "местное исполнение" больших проектов, за счет которых малый народ и приобретает вес и значение в государстве; либо постоянно воспроизводить свою "особость", "инаковость" по отношению к основному и всем остальным народам - скажем, через демонстрирование национальных одежд или растравляя прошлые обиды.

В первом случае, единственном, вижу конструктивное будущее малого народа. Во втором - противостояние народа всем, а значит, в лучшем случае - "топтание на месте", в худшем - деградация. Те же ирландцы или баски: большие достижения, магазины взрывать...
Соответственно, вот и встает вопрос: какой "Большой проект" сможет выработать Россия, и как на это отреагирует Башкирия, в частности, башкирская интеллигенция - ведь это ее функция, создавать идеологию. Пока, как замечательно показала статья тов. Кульшарипова, дальше "исторических обид" на высоком уровне не идут.
Коллеги, Гирей, Йома, Ирек - вам, значит, карты в руки.
Азамат
#19 Азамат Гости 5 сентября 2009 13:09
В чем я готов согласиться с Виконтом: - этничность не может, да и не должна служить базисной основной политического самоопределения и позиции. Это справедливо как для личности, так и для организаций и государств, включая Республику Башкортостан и РФ.
Урбанизация и связанное с ней переформатирование социального уклада в "черном варианте" (когда на конкурсах красоты выгуливают тела как на демонстрации породистых животных). негативны и губительны независимо от этнической принадлежности.
Но для малых народов реакция на "черный вариант" острее, и болезненнее сублимирует в политическую плоскость. Потому что очевидный дефицит операционных политических возможностей не позволяет оградить этнос от разлагающего тлетворного влияния. Бессильное отчаяние убивает по разному. Кто-то тихо умирает (коми, вепсы, карелы, народы сибири), кто-то мечется как загнанный зверь в клетке (башкиры, вайнахи). А в это в время русские, подсевшие и раскайфованные на игле державного шовинизма, сами деградируют ускоренными темпами в алкогольное быдло и пушечное мясо.
Вывод - здоровой основой политической самоорганизации должны быть не башкиры, не русские и не татары, а МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД БАШКОРТОСТАНА, способный взять на себя ответственность за свое настоящее и будущее. Способный блокировать и контролировать влияние транснациональных корпораций с их агентами влияния как в Кремле, так и в штаб-квартирах на Западе. Поэтому важно сохранить и укрепить конституционный строй и правосубъектность РБ нам всем - и Виконту, и Гирею, и Фанату - если они патриоты.
Виконт
#20 Виконт Гости 7 сентября 2009 14:53
Азамат, помилуйте! Причем тут деградация от имперского шовнизма, коль скоро дергадация (да и сам шовинизм, кстати) начались после утраты империи - хотя, правильнее, параллельно с нею?
Многонациональный народ Башкортостана ничего контролировать не сможет - без России республика быстро превратится в аналог центрально-африканских или латино-американских "демократий", в малополезную игрушку тех же самых корпораций - просто потому, что, сколько не раздувай свою национальность, но без современной промышленности и науки идешь к ним в кабалу. В составе же России многонациональный народ Башкортостана - часть многонационального народа России, а потому быть изолированным от общероссийских тенденций просто не в состоянии - и административный аппарат, и "бизнес", и наука, и информация у нас лишь часть, может, более или менее самостоятельная, общегосударственной.
Именно поэтому Рахимов не стал всерьез создавать "многонациональный народ", а его преемники - не будут принципиально: в рамках постсоветской государственности и в России, и в других союзных республиках это "не формат" (кроме, разумеется, Беларуси).

Что можно сделать у нас - это заложить основы той общности, которая может стать либо одной из, либо первой из региональных общностей, с опорой на которые возможно возрождение страны. Аналогия - города Севера Московского царства, ополчения которых позволили выйти из Смуты. Но это - "большой проект" в рамках республики, и я не вижу сейчас признаков, что он может хотя бы запуститься.
Я не вижу оснований для этой общности (пусть ее и назвать "многонациональный народ Башкортостана"), кроме административно-территориальных: башкиры и татары самозабвенно грызутся между собой и наезжают на русских, русские в прострации либо "делают дела", зарабатывая на жизнь, как и все национально неозабоченные. Республиканская власть вполне нормально вписана в общефедеральную, а интеллектуальная элита либо спивается (это, кстати, далеко не только русских касается - благо, БГУ дает много примеров), либо угодничает.
...любимая фраза либералов: бардак в голове. У нас основной бардак - в элите (властной и интеллектуальной), а коли так, наш многонациональный народ России и ее части - Башкирии по сути, обречен. Конституционный строй и правосубъектность тут вообще ничего не решают.
Азамат
#21 Азамат Гости 11 сентября 2009 14:02
Вот вот Виконт, вместе надо выбираться. И Башкортостану и России. Давай сконсолидируем многонациональный народ Башкортостана - глядишь для всей России пример как можно жить дружно, уважая права, государственность и самоуправление. Вот с таким Башкортостаном, с такой Россией - можно и в 21 век. А то что конституционный строй ничего не решает, и все можно решить только на административно-территориальном уровне - это вы зря. Так далеко не уедешь и каши не сваришь. Федеративный Союз России и Башкортостана - достойный пример и основа стабильного устойчивого развития. Потому что система сдержек и противовесов актуальна и для национально-государственного устройства. Согласен, есть проблемы с гражданской лояльностью и в многонациональной Российской Федерации, и в многонациональной Республике Башкортостан. Но повышать ее уровень надо повышая конституционный коэффициент, уровень взаимной ответственности государства и гражданина, отнюдь не административным путем. Итак сползаем в аракчеевщину. Начнем с Башкортостана, сделаем нормальную Республику, без бутафорской атрибутики, а реальными возможностяим чтобы помочь народу - так и в России постепенно порядок настанет.
Виконт
#22 Виконт Гости 13 сентября 2009 01:25
Как консолидировать, Азамат? Общность конституируется общими ценностями и, желательно, общей деятельностью или образом жизни (рекламирую - тут статья есть наша с Русланом, Этничность и социальность). Если они есть - общность имеет тенденцию складываться, если нет, то общность распадается. А "конституционный строй", "гражданственность" - это все громкие слова, лишенные содержания, при отсутствии общности. Потому что "конситуционный строй" формально закрепляет социальную структуру и выступает формальным же основанием для деятельности органов государства. Если общности нет, то государство бессильно, действует не по закону, а.. другими мерами. "Гражданственность" - это не просто лояльность государству, это сознательное сотрудничество с ним. Почему оно возникает? Потому что государство выражает собой общность и отстаивает ценности этой общности (плюс такие мелочи, как ее существование и жизнь ее членов).
Так вот, "многонациональный народ" Башкоротостана в современных условиях - что это? Коррумпированный аппарат, занятый интригами? Дискредитированный чиновный корпус? Местный "крупный бизнес", перешедший под Москву? Спивающаяся Уфа? Малые города, где жители ездят на Север? Деревни, тоже спивающиеся, только не в клубах, а среди заброшенных полей? Где они, основания для общности?
Можно долго говорить, что в Башкирии еще ничего, есть и по-хуже, толку только нет.

Если коротко: где основания для общности "многонационального народа" и что надо сделать, чтобы была "нормальная республика".
Виконт
#23 Виконт Гости 16 сентября 2009 11:57
Опять же, только начался разговор, и тут же затих, стоило более-менее серьезную проблему затронуть. Ну куда это годится? Стоит ли удивляться, что страна скатывается к хаосу, если даже те, чья прямая функция рефлексировать ее состояние - интеллигенция и "заинтересованная общественность" - вместо этого только оппонентов пинать наловчились. Ведь это же общий стереотип поведения уже складывается - "конкурентный": "я прав, а кто не согласен - осел". Только у нас словами его реализуют, а чиновничество - интригами, бизнес.. ладно, о нем не будем.
Неужели так сложно подумать в положительном ключе, товарищи? Вот, проблема социализации молодежи - серьезная? А как же - из-за нарушения нормального функционирования социализующих институтов уже второе поколение становится брошенным, и если с нерусской молодежью еще худо-бедно, то вот с русской и обрусевшей - положение швах. Соответственно, встает вопрос у ответственного человека, КАК ДОЛЖНЫ работать социализующие институты и что для этого нужно, и если последовательно рассматривать проблему, то даже из этой, достаточно узкой области можно выйти на принципиальные проблемы страны. Так ведь нет:((

Фанат, Азамат, ну что же вы?:(
Азамат
#24 Азамат Гости 24 сентября 2009 14:51
Уважаемый Виконт, тут у админов что то с сайтом, не всегда удается разместиться. А тема важная. Понятно что конституционность - форма, но не содержание. Понятно что есть дефицит интегрирующих ценностей. Понятно что есть дефицит политической социализации широких масс. Но "логики" довольно простые - "Давайте наведем порядок у себя в Башкортостане". "Никто из Кремля нам этого никогда не сделает", "Что для этого нам самим нужно". "Наш труд - на пользу Республике, "Налоги - местному самоуправлению". Начнем с очевидной власти и ответственности местного самоуправления - так и Республику обустроим, а там глядишь и Федерация нормализуется. То есть - "дайте самим разобраться", уж мы как нибудь по уму не хуже чем где бы то ни было в состоянии справиться. Народ достоин власти и ответственности, была бы власть достойна народа и ответственности. Мораль - снятие отчуждения и приобщение к ответственности - программа политической самоорганизации .
Рустам
#25 Рустам Гости 30 сентября 2009 13:56
Виконт . Даже перчеслять нет смысла. Казахстан времен 89 года и современный Казахстан это два разных государства. Поверьте.Одна Астана чего стоит. В 89 году это был жуткий городок под названием Акмола (Белая могила) ,сейчас же процветающий , красивейший город. Фото Вы легко можете найти в инете.
Если мы говорим об этническом самосознании и его связью с наличем у этноса собственного государства(или хотя бы прочного суверенитета), то казахи в этом плане идут как ни банально это прозвучит - семимильными шагами.То есть наличие собственного государства способствует развитию этноса, его языка и национального самосознания . Уже многие русские приходят к тому что нужно учить казахский язык и кстати успешно с этим справляются. Молодцы ! Просто на самом деле многим из них раньше очень мешал шовинизм и высокомерие "старшего брата" завуалированные под различные оправдания.Но ситуация меняется и избавление от этих фобий ведет к многостороннему, многовекторному развитию самой русской нации.
Виконт
#26 Виконт Гости 5 октября 2009 02:11
Рустам, я не говорю, что Казахстан не изменился. Просто развитие этнического самосознания в национальное - положительный плюс - идет параллельно упадку государства и общества - отрицательный минус. Потому что "независимый Казахстан" это лишь осколок нашей страны (как и "независимая Украина" или "независимая Россия"), т.е. осколок производства, осколок науки, осколок культуры - и эти осколки не могут стать на уровень когда-то бывшего целым. За счет чего складывается процветание современного Казахстана?
Ну и да, включение Казахстана и казахов в Российское государство способствовало "многостороннему, многовекторному развитию казахской нации", которой до этого просто не было. Это не высокомерие, это констатация. Соответственно, теперь это развитие сильно урезано.

Азамат, местное самоуправление МАКСИМУМ, что может делать - это регулировать то, что есть на местах. Даже создать новый город, ноую дорогу, не говоря уже о производстве местное самоуправление не спсобно - для этого необходимо вписаться в общую для региона структуру и внешний капитал регионального или общегосударственного уровня. А для этого необходимо чтобы этот уровень выше местного самоуправления был, имел структуру и капитал. Не говоря уже о том, что нормально работающие сиситемы местного уровня ПОЛНОСТЬЮ зависят от нормальной работы систем более высокого уровня (энергоснабжение, транспорт, поток товаров и безопасность). Соответственно, местное самоуправление в большом обществе - штука прикладная, а не самостоятельная. Что-то более-менее работающее можно создать на уровне региона, поэтому республики и области и занимают соответствующее положение, но там тоже - многое зависит от положения дела на уровне государства.
Поэтому "наводить порядок у себя дома" в условиях катастрофы ЖКХ и отказов энергосистемы - лозунг красивый, но бессмысленный, а ответ на вопрос "что нам самим нужно" так и не прозвучал.
Рустам
#27 Рустам Гости 6 октября 2009 05:53
Виконт, понимаете в чем дело, Вы мыслите стереотипами прошлого.
О пользе или недостатках нахождения Казахстана в составе РИ , а затем СССР можно рассуждать долго и консткруктивно, если вы поймете, что никаких осколков уже нет. Есть самостоятельные государства дружественные друг другу, имеющие свои национальные интересы которые могут совпадать и не совпадать. Если же будет применятся цивилизаторский подход, то автоматическии всплывают тени не очень приятного для всех сторон прошлого - например геноцид казахов 16-го года и Великий жут за время которого половина из них физически погибла.Перестаньте настольгировать по канувшим в лету империям которые по большому счёту были русскими империями .Было хорошее и было сделано много плохого для народов входивших в русские империи . На этом и порешим.
... отрицательный минус.Потому что "независимый Казахстан" это лишь осколок нашей страны

Об осколках я Вам сказал выше. Если считаете себя осколком считайте, но не нужно навязывать подобные комплексы остальным.В чем Вы видете упадок Казахстана ? Ещё раз повторю - Казахстан времен Союза и сегодняшний Казахстана это две большие разницы . И разница эта имеет ярко выраженный позитивный смысл для Казахстана вообще и казахов в частности. Понимаете ,можно прекрасно жить обходясь без глобальных проектов и миссианства, живя нормальной жизнью в которой главными ценностями являются стремление к собственному счастью, благополучию своей семьи и народа . Что Вы называете общей культурой ? Обрусение не русских народов со всеми включенными в это понятие атрибутами ? Спасибо не надо :) Казахстан светское государство ,но этнических мусульман здесь процентов 70 и на фоне постепенного возраждения ислама об общей культуре и общих культурных ценностях можно говорить видимо с мусульманами России.Люди остальных конфессий здесь чувствуют себя также комфортно как и этнические мусульмане. Уроки ислама в светских школах не вводятся :)
Производство ? Что именно ? Если Вы о продукции народного хозяйства (мясо-молочно-хлебное производство) то здесь практически всё своё. Также можно сказать и очень много другом. Ну а техника - извините лучше японской (немецкой, американской ) нет и она закупается . Да и не нужно в этом с ними конкурировать т.к. бессмысленно и деньги нужно вклыдывать в то что принесёт реальную прибыль .
За счет чего складывается процветание современного Казахстана?
Собственно за счет того что и Россия. Газ и нефть. Признаю есть множество проектов которые могут быть восстребованы и которым уделяется пока не столь пристальное внимание какое хотелось бы видеть . Например развитию туризма и курортных зон. Но это исправляется. Причем успешно и быстро.

Заметки о круглом столе молодежных землячеств
Заметки о круглом столе молодежных землячеств 9 июня 2011 г. в конференц-зале Государственного Собрания-Курултая РБ состоялся круглый стол на тему «Роль молодежных
Городские башкиры: штрихи к социокультурному портрету
В современной зарубежной и российской науке существует достаточно хорошо разработанная концепция социокультурной трансформации общества. Она исходит из тезиса
Социокультурная трансформация башкирского общества: итоги «либеральной революции» 1990-х годов
В современной Республике Башкортостан, как и в России в целом, завершается виток глубинной социокультурной трансформации. Смена модели общественного устройства, развитие
Вызов ХХI века: «пересобрать» башкирский народ
Разрушение традиционного общества в конце ХХ века и переход к новой модели исторического развития, обернулось для народов бывшего СССР сильнейшей катастрофой
«Народный собор» - защитная реакция русского этноса
Общая ситуация. Наиболее тяжелые последствия разрушения советской цивилизации в ходе либеральной революции 90-х годов были получены ядрообразующим этносом евразийской
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса